Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 28 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День восьмой.

Страданіе святаго священномученика Ѳеодорита, пресвитера Антіохійскаго.

Когда умеръ сынъ Константина Констанцій, ему наслѣдовалъ Юліанъ Отступникъ. Принявъ царство, онъ показывалъ себя сначала благочестивымъ христіаниномъ и возвращалъ изъ заточенія епископовъ, изгнанныхъ за благочестіе царемъ Констанціемъ; когда же утвердился на царствѣ, то явно передъ всѣми отвергся Христа, Котораго втайнѣ давно уже отвергся, предавшись бѣсамъ и волшебству. И началъ онъ гнать Церковь Христову; если и не весь христіанскій народъ поголовно истреблялъ, то по крайней мѣрѣ начальствующихъ, духовнаго сана христіанъ и сановниковъ изъ мірянъ захватывалъ, мучилъ и убивалъ, отнималъ у христіанъ храмы Божіи и обращалъ въ капища идоловъ своихъ, разграблялъ всякое достояніе церковное и говорилъ, окаянный:

— «Христіанамъ не подобаетъ имѣть какія либо богатства, потому что Христосъ ихъ повелѣлъ имъ быть нищими, сказавъ: не пріобрѣтайте ни золота, ни серебра».

Въ это лютое время была опустошена и антіохійская соборная церковь, названная ради красоты своей золотою; всѣ дорогія украшенія ея были взяты въ царскую сокровищницу, имѣніе церковное разграблено, клирики разогнаны и святый Ѳеодоритъ замученъ.

Было это такъ. Царь Юліанъ имѣлъ дядю, себѣ соименнаго, Юліана, роднаго брата матери его; онъ поставилъ его правителемъ и мучителемъ надъ восточными странами. Тотъ Юліанъ, дядя царскій, раньше былъ христіаниномъ, но, желая быть угоднымъ племяннику своему, царю Юліану отступнику, отвергся Христа и поклонился идоламъ. Въ Антіохію пришелъ онъ раньше прибытія туда царя, вмѣстѣ съ другимъ царскимъ сановникомъ, по имени Филиксомъ, завѣдывавшимъ царскими сокровищами. Зная, что въ соборной церкви много богатства, Юліанъ взялъ сосудохранителя церковнаго, блаженнаго Ѳеодорита пресвитера (а остальные клирики всѣ отъ страха бѣжали и скрывались, гдѣ кто могъ); потому онъ постарался захватить его, что тотъ имѣлъ въ рукахъ своихъ церковную ризницу. Отнявъ у него ключи, а его самого крѣпко связавъ и заключивъ въ темницу, Юліанъ съ сокровищникомъ царевымъ Филиксомъ и съ великою вооруженною воинскою силою вошелъ въ Божію церковь, чтобы отнять украшенія ея, золото и серебро, и всѣ дорогія вещи, и присоединить къ царскимъ сокровищамъ. Войдя въ святыню Божію, какъ тать и разбойникъ, съ какимъ великимъ безстрашіемъ и безстыдствомъ похищалъ онъ церковное благолѣпіе, творилъ безчестіе святынѣ Господней и осквернялъ ее! Окаянный при самомъ престолѣ Божіемъ дерзнулъ мочиться; когда же были вынесены изъ алтаря сосуды церковные и всѣ вмѣстѣ положены на землѣ, онъ сѣлъ на нихъ для поруганія, произнося изъ нечистыхъ устъ своихъ хулу и злословіе на Господа нашего Іисуса Христа. Нѣкто изъ бывшихъ тамъ, по имени Евзой, увѣщавалъ его не наносить безстыдно такого безчестія святынѣ Господней и не хулить Христа. А онъ, ударивъ его крѣпко по головѣ, сказалъ:

— «У христіанъ нѣтъ никакого Промысла Божія, и этого попеченія они совершенно лишены».

Ограбивъ и осквернивъ церковь Божію, нечестивый правитель обратился къ мученію служителя Божія, святаго Ѳеодорита. Когда его связаннаго представили на нечестивый судъ, Юліанъ сказалъ ему:

— «Ѳеодоритъ! Зачѣмъ ты при царѣ Константинѣ разорилъ храмы древнихъ боговъ, а гробницы умершихъ украсилъ и велѣлъ создать надъ ними церкви?»

Святый отвѣчалъ:

— «Божественныя церкви и гробницы святыхъ созданы и украшены еще прадѣдами нашими, ибо прославилъ Богъ святыхъ Своихъ, найдя ихъ достойными сего; тебѣ же, правитель, я удивляюсь, что изъ христіанина сталъ ты идолослужителемъ».

Правитель приказалъ бить святаго по лицу.

— «Грѣшишь, Юліанъ, — сказалъ ему святый: — идоловъ каменныхъ и деревянныхъ зовешь богами».

Тогда повелѣлъ мучитель раздѣть святаго, повѣсить на деревѣ и желѣзными когтями строгать по всему тѣлу его. Часа три строгали его, и кровь текла струями, но радостью свѣтилось лицо святого, какъ будто не испытывалъ онъ никакой боли. И сказалъ ему мучителъ:

— «Окаянный, принеси жертву богамъ и я освобожу тебя отъ долга, лежащаго на тебѣ по церковному имѣнію, зло тобою истощенному. Если же не принесешь жертвы, то насильственной смертью извергнешь свою душу».

Святый отвѣчалъ:

— «Окаянный — ты, беззаконникъ и царь твой, потому что вы оставили Христа и прилѣпились къ антихристу, и должны быть сожжены огнемъ вѣчнымъ; я же никому не долженъ, кромѣ Господа моего Іисуса Христа, предъ Которымъ долгъ мой — хранить истинную вѣру до послѣдняго вздоха».

Снова обратился къ нему мучитель:

— «Ѳеодоритъ! ты получишь отъ меня много почестей и золота, только отвергнись того распятаго волхва, котораго называешь Сыномъ Божіимъ».

Святый мученикъ отвѣчалъ:

— «Золото твое съ тобою да будетъ въ погибель (Дѣян. 8, 2) [1]; я же уповаю на Господа моего, дающаго рабамъ Своимъ вмѣсто тлѣнныхъ благъ — нетлѣнныя, вмѣсто земныхъ — небесныя».

И повелѣлъ мучитель двумя свѣчами опалять ребра мученика. Когда его стали жечь, онъ, возведъ очи свои на небо, началъ молиться, — и тотчасъ оба опалявшіе слуги пали на землю замертво. Юліанъ и окружавшіе его повелѣли старательно поднять слугъ съ земли, и говорили имъ:

— «Почему вы оставили жечь нечестиваго христіанина и предались дремотѣ и небреженію?»

Слуги, придя въ себя, отвѣчали мучителю:

— «Если ты не видишь, какъ ангелы Божіи защищаютъ раба Божія, то ты нечестивъ и ослѣпленъ душою. Вотъ четыре ангела бесѣдуютъ съ нимъ, а намъ грозно запрещаютъ прикасаться къ честному его тѣлу. Хулитель! не пустословь, но знай, что великъ Богъ христіанскій, и мы въ Него нынѣ вѣруемъ».

Объятый стыдомъ, мучитель повелѣлъ бросить этихъ слугъ въ глубину морскую. Когда же повели ихъ на потопленіе, святый мученикъ Христовъ воззвалъ къ нимъ, говоря:

— «Идите впередъ въ путь блаженный съ миромъ, дѣти мои, а потомъ и я послѣдую вамъ, и порадуюсь съ вами радостью вѣчной въ Царствіи небесномъ».

И скончались слуги отъ потопленія, сподобившись принять мученическій вѣнецъ отъ Христа Бога, въ Котораго увѣровали. Продолжая приступать къ святому мученику Ѳеодориту, нечестивый правитель кричалъ:

— «Принеси жертву богамъ».

Исполнившись духа пророческаго, святый сказалъ ему:

— «Ты, злочестивѣйшій и окаяннѣйшій изъ всѣхъ людей, будешь жевать свои внутренности и немного времени пройдетъ, какъ извергнешь насильственно скверную свою душу и предашь ее огню вѣчному; также и беззаконнѣйшій твой царь, недолго спустя послѣ тебя, погибнетъ въ Персидской землѣ; пораженный невидимою рукою, онъ будетъ ввергнутъ въ геенну огненную. Знай достовѣрно, что начинаніе дѣлъ вашихъ не будетъ имѣть успѣха, ибо конецъ вашъ близокъ, и погибель ваша не дремлетъ».

Не будучи въ состояніи терпѣть такихъ словъ святаго, скверный мучитель повелѣлъ тотчасъ его обезглавить, и пошелъ святый на смерть, радостный, моля Бога о себѣ и о всемъ мірѣ, и, усѣченный сѣкирою въ главу, скончался.

Похоронивъ честное тѣло его, вѣрные сохранили въ сердцахъ своихъ пророческія слова, въ мукахъ изреченныя мучителю, и ожидали исполненія ихъ. И сбылось, что оба Юліана, дядя и племянникъ, вскорѣ погибли съ шумомъ. Юліанъ, дядя царскій, правитель странъ восточныхъ, убившій святаго Ѳеодорита, съ того времени, какъ мочею своею осквернилъ престолъ Божій и попиралъ священные сосуды, ругаясь надъ святыней и хуля Христа, — впалъ въ недугъ. Тотчасъ въ тайныхъ его мѣстахъ начали родиться черви; они грызли его снизу, и день ото дня увеличивалась болѣзнь. Искуснѣйшіе врачи прилагали много старанія, чтобы исцѣлить его, но не имѣли никакого успѣха, и часъ отъ часа хуже ему приходилось, ибо черви сильно размножались и съѣдали тѣло его, котораго коснулась правосудная рука Божія. И исполнились слова святаго, сказанныя мучителю: «будешь жевать свои внутренности», ибо когда проходы его засорились, уста богохульныя стали сквернымъ проходомъ: итакъ, поѣдаемый червями, онъ зло извергъ окаянную свою душу. Также и другъ его Филиксъ, завѣдывавшій сокровищами царскими, не избѣжалъ скорой казни Божіей: по возмездію Божію, внутренности его повредились, и кровь днемъ и ночью текла потокомъ изъ богохульныхъ его устъ, какъ изъ источника, и вскорѣ умеръ онъ для вѣчности, предавъ окаянную дущу свою геенѣ. Когда злочестивый царь Юліанъ пришелъ въ Антіохію и узналъ объ этомъ, то не дерзнулъ нанести безчестія мощамъ святаго священномученика Вавилы, почивавшимъ въ Дафнѣ Аполлоновой, но повелѣлъ христіанамъ взять ихъ оттуда, — какъ пишется о томъ въ житіи этого святаго, въ 4 день сентября. Потомъ отступникъ Юліанъ, отправившись походомъ противъ персовъ, погибъ тамъ, какъ предсказалъ святый священномученикъ Христовъ Ѳеодоритъ [2]. Видѣвъ исполненіе его пророчества, вѣрные прославили Христа истиннаго Бога, съ Отцемъ и Сыномъ славимаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Слова ап. Петра къ Симону волхву, желавшему пріобрѣсти за деньги даръ Духа Святаго.
[2] Юліанъ былъ пораженъ стрѣлою, пущенною однимъ персомъ. Чувствуя приближеніе смерти, онъ приложилъ руку къ ранѣ, взялъ нѣсколько крови, бросилъ ее въ воздухъ и сказалъ, какъ-бы видя предъ собою Христа, Котораго преслѣдовалъ: «ты побѣдилъ, Галилеянинъ!» (363 г.).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 172-177.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0