Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День седьмой.

Страданіе святыхъ священномучениковъ Ефрема, Василія, Евгенія, Елпідія, Агдѳодора, Еѳерія и Капитона, бывшихъ въ различныя времена епископами въ Херсонѣ.

Двое изъ этихъ епископовъ, Ефремъ и Василій, пришли въ страну тавроскиѳскую и здѣсь, въ городѣ Херсонѣ, оба трудились нѣкоторое время, проповѣдуя истиннаго Бога не вѣдающему Его народу и просвѣщая помраченныхъ тьмою еллинскаго идолослуженія. Затѣмъ святый Ефремъ, оставляя жителей Херсона святому Василію, пошелъ къ скиѳамъ, жившимъ по Дунаю, проповѣдью своею обращалъ тамъ многихъ къ Христу и, претерпѣвъ довольно скорбей и трудовъ въ благовѣстіи Христовомъ, въ седьмой день марта былъ обезглавленъ.

Между тѣмъ святый Василій, обличая въ Херсонѣ заблужденіе людей невѣрныхъ и показывая имъ правый путь спасенія, возбудилъ народный гнѣвъ: нечестивые взяли его, били безъ милости и изгнали изъ города. Удалившись на нѣкую гору, онъ пребывалъ въ пещерѣ; отстояла та гора отъ Херсона на сто стадій [2] и называлась Парѳенонъ, что значитъ: дѣвичья, ибо на ней было капище и идолъ какой-то еллинской богини-дѣвы. Пребывая въ той горѣ, святый Василій радовался духомъ, что сподобился претерпѣть ради Христа раны и изгнаніе, оплакивалъ погибель душъ человѣческихъ, прельщенныхъ діаволомъ, и со слезами молилъ Бога объ обращеніи ихъ.

Такъ прошло нѣсколько времени. У одного херсонскаго начальника умеръ единственный сынъ и былъ погребенъ внѣ города. Съ великой скорбью сидѣли родители у гроба его, скорбя и плача; и ночь наступила, а они не отходили отъ сыновняго гроба. И вотъ въ снѣ является имъ умершій ихъ сынъ, говоря:

— «Что вы оплакиваете смерть мою? Вы не можете взять меня отсюда живымъ, ибо не могутъ воскресить меня наши боги, бездушные идолы, изобрѣтенные бѣсомъ на соблазнъ и погибель людямъ. Если вы хотите оживить меня, то упросите того странника, котораго били и изгнали, чтобы помолился онъ обо мнѣ Богу своему, и сами увѣруйте въ того Бога, Котораго онъ проповѣдуетъ: ибо Онъ есть Богъ истинный, имѣющій власть надъ живыми и мертвыми, и силенъ возставить меня изъ мертвыхъ живымъ молитвами оскорбленнаго вами мужа».

Тотчасъ пробудившись, родители разсказали другъ другу видѣніе свое и весьма дивились, что оно было согласно у обоихъ. Радостно поспѣшили они въ городъ и повѣдали о томъ видѣніи друзьямъ своимъ. Какъ только наступилъ день, стали всюду искать человѣка Божія, и нашли его въ вышеназванной пещерѣ. Начальникъ городской съ домашними своими пришелъ къ нему, припалъ къ святымъ стопамъ его и молилъ воскресить ему сына.

— «Какъ могу я это сдѣлать, будучи человѣкомъ грѣшнымъ? — возразилъ святый, — но вы получите просимое, если увѣруете въ проповѣдуемаго мною Бога, Который одинъ силенъ воздвигать мертвыхъ изъ гробовъ».

— «Если мы получимъ сына нашего живымъ, — сказали родители умершаго юноши, — и все то, что хочешь и повелишь, сдѣлаемъ отъ всего сердца».

Святитель Божій Василій, вставъ, пошелъ съ ними ко гробу и, когда отвалили отъ гроба камень, вошелъ внутрь, сотворилъ на умершемъ крестное знаменіе и долго молился Богу; потомъ взялъ воду, освятилъ ее и возлилъ на мертваго съ призываніемъ Пресвятой Троицы, по подобію святаго Крещенія. Тотчасъ ожилъ мертвый и сталъ говорить, славя Бога. Страхъ и ужасъ овладѣлъ всѣми бывшими тамъ, а родителями — радость неизглаголанная. Всѣ припадали къ стопамъ святителя, называя его великимъ и признавая проповѣдуемаго имъ Бога истиннымъ и всесильнымъ. Взявъ архіерея Божія, святаго Василія, съ великою честью повели его въ городъ. Начальникъ со всѣмъ домомъ своимъ увѣровалъ во Христа и крестился, также изъ народа многіе, видѣвшіе это чудо, присоединились къ вѣрнымъ. И начала возрастать Христова Церковь въ Херсонѣ, а еллинскія нечистыя капища понемногу упраздняться.

Видя запустѣніе своихъ капищъ, діаволъ вошелъ въ сердца обитавшихъ тогда въ Херсонѣ іудеевъ, и тѣ научили еллиновъ возстать на христіанъ, а главнымъ образомъ вождя ихъ, святаго Василія, и убить его.

— «Если учитель христіанъ будетъ убитъ, то и христіанство легко разорится», — говорили они.

Собралось безчисленное множество вооруженныхъ нечестивыхъ; съ шумомъ и кликами напавъ внезапно на архіерея Божія, они извлекли его изъ храмины, связали ему ноги и, окруживъ его, влачили по городскимъ улицамъ, били дреколіемъ и камнями и попирали ногами. Его довлекли до мѣста, гдѣ христіанами былъ поставленъ столпъ, увѣнчанный крестомъ; здѣсь святитель Христовъ предалъ Богу святую свою душу, скончавшись страдальчески въ тотъ же седьмой день марта, въ который и святый Ефремъ былъ усѣченъ мечемъ въ Скиѳіи.

Тѣло святаго Василія было извлечено за городскія ворота и брошено на съѣденіе псамъ и птицамъ. Много дней лежало оно безъ погребенія, однако, хранимое Богомъ, оставалось невредимымъ; ночью являлась надъ этимъ страдальческимъ тѣломъ звѣзда пресвѣтлая, и волкъ, сидя около, стерегъ его отъ псовъ, а днемъ орелъ парилъ надъ тѣломъ, не допуская приближаться плотояднымъ птицамъ, пока христіане не взяли его тайно ночью и не погребли съ честью.

По убіеніи святаго епископа Василія, одинъ изъ учениковъ его отправился моремъ въ страны Геллеспонтскія и нашелъ тамъ трехъ епископовъ Евгенія, Елпидія и Агаѳодора, трудившихся въ благовѣстіи Христовомъ; ихъ послалъ на проповѣдь святѣйшій Ермонъ, патріархъ іерусалимскій, вмѣстѣ съ святыми Ефремомъ и Василіемъ. Найдя ихъ тамъ, ученикъ разсказалъ имъ о кончинѣ святаго Василія, и они прославили Бога, увѣнчавшаго Своего угодника вѣнцомъ страдальческимъ. Посовѣтовавшись между собою, епископы сѣли въ корабль и приплыли въ городъ Херсонскій, желая подражать святому Василію. Они проповѣдывали Христа Бога въ Херсонѣ, и число вѣрныхъ день ото дня увеличивалось. Но подобно тому какъ на святаго Василія, и на нихъ вооружилъ діаволъ жидовъ и еллиновъ; собравшись во множествѣ, они взяли святыхъ епископовъ, связали, влачили по улицамъ, били деревомъ и камнями, пока мученики святые не предали честныхъ своихъ душъ въ руки Господа своего. Ила ихъ были извлечены изъ города тѣми воротами, которыми обыкновенно выносили хоронить мертвыхъ, и брошены внѣ безъ погребенія на расхищеніе псамъ и птицамъ; но христіане, тайно взявъ ихъ, предали честному погребенію. Пострадали святые три епископа, Евгеній, Елпидій и Агаѳодоръ, черезъ годъ по убіеніи святаго Василія, въ тотъ же седьмой день марта.

Нѣсколько лѣтъ спустя, во дни Константина Великаго [3], когда онъ уже склонялся къ христіанству, пришелъ въ Херсонъ епископъ Еѳерій, также посланный патріархомъ Іерусалимскимъ. Видя, что невѣрный народъ своею лютостью и яростью не допускаетъ распространяться въ Херсонѣ христіанству, Еѳерій отправился въ Византію къ царю Константину, и принесъ жалобу на нечестивый херсонскій народъ, утѣсняющій христіанъ. Царь далъ свое разрѣшеніе христіанамъ — обитать въ Херсонѣ свободно и безпрепятственно и соборы свои, во славу Божію, творить открыто и невозбранно, всѣхъ же препятствующихъ христіанамъ повелѣлъ изгонять изъ города. Съ такою царского волею святый Еѳерій возвратился въ Херсонъ и весьма обрадовалъ Христово стадо, а невѣрные опечалились и смутились. Соорудивъ въ городѣ христіанскую церковь и давъ всему доброе устройство, епископъ снова отправился къ царю, чтобы воздать ему благодарность за доброе дѣло. На возвратномъ пути онъ впалъ въ недугъ и, доплывъ до острова Ааса, воспринялъ конецъ своей временной жизни и начало жизни вѣчной. Вѣрные погребли его и поставили на могилѣ столпъ; высокія деревья, выросшія тамъ, издалека указывали могилу святаго. Кончина святаго Еѳерія послѣдовала въ седьмой день марта, въ который мученически скончались и прежніе епископы. Христіане долго оплакивали почившаго; потомъ возвѣстили царю Константину о кончинѣ епископа своего и просили на его мѣсто другого. На мѣсто Еѳерія былъ присланъ блаженный Капитонъ, епископъ херсонской церкви, и вѣрные радостно его приняли. Также и невѣрнаго народа собралось множество; приступая къ новоприбывшему епископу, просили отъ него чудеснаго знаменія въ доказательство правоты его вѣры, чтобы и имъ можно было увѣриться.

— «Чудо же, — говорили они, — пусть будетъ такое: зажечь печь великую огненную, и въ нее войти епископу христіанскому, и если не сгоритъ и останется живъ, то всѣ крестимся».

Святый Капитонъ, уповая на Бога, согласился на ихъ желаніе, и приказалъ устроить великую печь. Когда ее сильно разожгли, епископъ святый, при общемъ вниманіи народа, возложилъ на себя омофоръ [4] свой и помолился Богу съ умиленіемъ, да явитъ Онъ силу Свою божественную, какъ нѣкогда въ печи Вавилонской [5] ради увѣренія невѣрнаго народа. По продолжительной молитвѣ и послѣ возгласа діакона во всеуслышаніе: «вонмемъ», святитель вошелъ въ печь и стоялъ въ пламени около часа, молясь и держа руки простертыми къ небу, и никакого вреда не получилъ отъ великаго пламени огненнаго; потомъ, набравъ горячихъ углей въ фелонь [6] свой, онъ вышелъ невредимымъ къ народу. Взирая на это преславное чудо, всѣ прониклись великимъ удивленіемъ и страхомъ; ибо видѣли, что даже одежды святителя не коснулся огонь и что фелонь его, полный горящаго уголья, не опаляется.

— «Единъ Богъ — взывалъ народъ громкимъ голосомъ и какъ-бы едиными устами, — Богъ христіанскій, великій и сильный, сохранившій раба Своего неопаленнымъ въ печи!»

Тогда весь Херсонъ и страна та приняли христіанскую вѣру, удостовѣрившись преславнымъ чудомъ въ истинѣ ея. Объ этомъ чудѣ было возвѣщено великому Константину и повѣдано святымъ отцамъ на Первомъ Вселенскомъ соборѣ, въ Никеѣ [7], и всѣ, прославляя Бога, дивились великой вѣрѣ святаго Капитона и его ревности по Богѣ.

Спустя нѣсколько лѣтъ святый Капитонъ отправился на кораблѣ изъ Херсона въ Царьградъ; поднялась буря, и корабль прибило волнами къ устью рѣки Днѣпра; тамъ люди невѣрные и безбожные ограбили корабль и захватили всѣхъ бывшихъ на немъ, а самого архіерея Божія Капитона потопили въ водѣ.

Онъ скончался мученически въ двадцать первый день декабря, но память его причислена къ прежнимъ Херсонскимъ святителямъ, пострадавшимъ въ седьмой день марта. Душа его святая соединена съ тѣми на небеси, и всѣ семь архіереевъ Божіихъ, епископовъ херсонскихъ, какъ семь главнѣйшихъ ангеловъ [8], вмѣстѣ предстоятъ Пресвятой Троицѣ, Отцу и Сыну, и Святому Духу, Единому Богу, прославляя Его со всѣми святыми во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Римскій императоръ Діоклитіанъ царствовалъ съ 285 по 305 годъ. Втеченіе 18-ти лѣтъ своего царствованія онъ дозволялъ христіанамъ открытое исповѣданіе вѣры, а съ 303 года сталъ преслѣдовать ихъ, и притомъ съ особой жестокостью.
[2] Стадій — греческая мѣра разстоянія, въ разное время имѣвшая разное значеніе. Въ III вѣкѣ по Р. Хр. мѣра стадія была 184, 97 метра или 87 саж.
[3] Константинъ Великій царствовалъ съ 306 по 337 годъ.
[4] Омофоръ — удлиненный платъ съ изображеніемъ четырехъ крестовъ, возлагаемый на плеча и спускаемый спереди и сзади; безъ омофора епископъ не можетъ совершать священныхъ дѣйствій. Въ символическомъ значеніи — заблудшая овца (человѣчество), спасенная отъ гибели господиномъ овецъ (Господомъ). Еванг. отъ Луки гл. 15, ст. 5.
[5] О чудесномъ спасеніи Ананіи, Азаріи и Мисаила изъ огня — въ книгѣ прор. Даніила, гл. 3.
[6] Фелонь — одѣяніе епископа и священника, круглое, безъ рукавовъ.
[7] Первый Вселенскій соборъ былъ въ 325 г. и состоялъ изъ 318 епископовъ. Онъ осудилъ ересь Арія, учившаго, что Сынъ Божій не равенъ Богу Отцу; на этомъ же соборѣ было точно опредѣлено время празднованія Св. Пасхи.
[8] Имена ихъ: Михаилъ, Гавріилъ, Рафаилъ, Уріилъ, Салафіилъ, Іегудіилъ и Іереміилъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 159-167.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0