Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День шестой.

Страданіе святаго преподобномученика Конона и сына его Конона, въ Иконіи пострадавшихъ.

Рѣка, протекавшая въ Иконіи, весною бывала очень полноводна, выходила изъ береговъ и причиняла много бѣдствій жителямъ той страны, затопляя ихъ нивы, сады и дома. Въ одно изъ такихъ наводненій рѣка затопила гораздо больше селеній, нежели обыкновенно. Иконійскіе жители пришли къ человѣку Божію, Конону и, припадая къ ногамъ его, молили его:

— «Помоги намъ, рабъ Божій, ибо наводненіе больше обыкновеннаго и потопило насъ и все наше добро и имущество; много народа осталось на другой сторонѣ рѣки, и не могутъ придти сюда»,

— «Я, братіе, — отвѣчалъ имъ блаженный Кононъ, — человѣкъ грѣшный и недостойный, что я могу сдѣлать?»

Но весь народъ началъ громогласно взывать къ нему:

— «Святый Кононъ, рабъ Божій, помоги намъ!»

Тогда святый Кононъ пошелъ на берегъ рѣки и, возведя свои глаза къ небу, сталъ молиться:

— «Господи Іисусе Христе, какъ нѣкогда Ты услышалъ Моисея, раба Твоего, на берегу Чермнаго моря и провелъ по суху сыновъ Израилевыхъ, услыши такъ же нынѣ, Владыко, и меня, услыши ради народа сего, чтобы они увидали чудеса Твои и прославили Твое благословенное имя во вѣки вѣковъ».

Весь народъ отвѣчалъ:

— «Аминь».

Тотчасъ рѣка раздѣлилась на двѣ части, — одна часть внезапно потекла назадъ, а другая своимъ путемъ. Всѣ предстоящіе, мужчины и женщины, единогласно возопили, восхваляя Бога, спасающаго всѣхъ уповающихъ на Него. Люди и животныя вернулись въ свои селенія, откуда были прогнаны водою. Но воды, возвратившіяся вспять, затопили находившіяся вверху рѣки селенія, и не только наполнили долины и лѣса, но покрыли даже и возвышенныя мѣста. Тогда весь народъ снова пришелъ къ человѣку Божію и повѣдалъ, что случилось. Святый Кононъ, подошелъ къ рѣкѣ и, осѣнивъ ее крестнымъ знаменіемъ, сказалъ:

— «Послушай повелѣнія Всесильнаго Бога, собери всѣ твои воды въ свое русло, не выходи изъ своихъ береговъ и не затопляй людскихъ селеній».

Тотчасъ рѣка, какъ послушный своему господину рабъ, потекла по своему руслу, не выливаясь изъ своихъ береговъ, хотя предъ этимъ вода въ неи стояла какъ гора.

Такъ исполнилось слово Господа: аще имате вѣру яко зерно горушно, речете горѣ сей: прейди отсюду тамо; и прейдетъ (Матѳ. 17, 20). Святый Кононъ, заботясь о спасеніи душъ человѣческихъ, разрушалъ много идольскихъ капищъ и обращалъ невѣрующихъ ко Христу. Такъ было не только въ Иконіи, но и въ окрестныхъ странахъ. Случилось, что вѣсть о святомъ Кононѣ дошла до правителя Домитіана. Сей нечестивый беззаконникъ прибылъ въ Иконію и произвелъ въ этомъ городѣ такой страхъ и смятеніе, что никто не осмѣливался открыто признавать себя христіаниномъ. Многіе удалились въ горы и пустыни, гдѣ и проживали вмѣстѣ со звѣрями, не желая по страху отказаться отъ исповѣданія христіанской вѣры. Правитель Домитіанъ, по наущенію діавола, повелѣлъ взять человѣка Божія Конона и привести къ себѣ.

Когда святый былъ приведенъ на мученіе, Домитіанъ съ привѣтливою улыбкой посмотрѣлъ на него и сказалъ ему:

— «Здравствуй, благородный старецъ».

— «Здравствуй и ты», — отвѣчалъ святый.

— «Вижу, — продолжалъ Домитіанъ, — что справедливо то, что я слышалъ о тебѣ, ибо твой видъ свѣтелъ и внушаетъ почтеніе, глаза твои блестятъ какъ звѣзда и старческій твой возрастъ не можетъ быть порицаемъ. Мы получили извѣстіе, что ты пораженъ смертоноснымъ ядомъ христіанства, и не только самъ заблуждаешься, но и многихъ другихъ совращаешь къ тому же заблужденію. Тѣмъ не менѣе мы не повѣрили этому слуху, ибо знали, что ты человѣкъ благородный и преданъ нашей вѣрѣ».

На слова Домитіана святый Кононъ отвѣчалъ:

— «Написано, что слѣдуетъ слѣдовать полезнымъ совѣтамъ, а не вреднымъ. Почему же ты отвергъ Господа нашего, взятаго и осужденнаго на смерть, умершаго на крестѣ и положеннаго во гробъ? Почему ты не подивился Его рожденію отъ Пречистой Дѣвы, Которая хотя и родила, но осталась Дѣвою? Почему не удивился рождеству, о коемъ благовѣстили ангелы, радуясь и воспѣвая: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14)? Почему не удивляешься силѣ Того, Который насытилъ пятью хлѣбами и двумя рыбами пять тысячъ человѣкъ? Кто могъ сотворить такое чудо, какъ не Тотъ, Кто отверзъ слѣпорожденному глаза, даровалъ жизнь мертвому Лазарю, четыре дня бывшему во гробѣ, а напослѣдокъ, по Своей волѣ, пострадалъ для спасенія всего міра, при смерти Коего камни разбились, гроба отверзлись и много святыхъ умершихъ воскресло?»

— «Но если-бы истиненъ былъ твой разсказъ, — возразилъ святому Домитіанъ, — весь міръ вѣровалъ бы въ твоего Христа и уничтожилась бы сила Зевса».

Святый Кононъ сказалъ:

— «Такъ и будетъ — уничтожится сей Зевсъ и всѣ ваши боги непобѣдимою силою Господа нашего Іисуса Христа, повелѣвшаго мнѣ проповѣдывать истину, коей я и пребуду вѣренъ до конца, ибо написано въ законѣ Христовомъ: азъ есмь Путь и Истина и Животъ (Іоан. 14, 6). Подобаетъ намъ вѣрующимъ чрезъ много бѣдствій войдти въ Царство Божіе, а дѣти вѣка сего, роскошно живущія въ мірскихъ благахъ, будутъ изгнаны вонъ и пойдутъ во тьму кромѣшную, гдѣ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ».

Сіи слова мученика привели Домитіана въ сильный гнѣвъ, и онъ повелѣлъ бить святаго Конона и предать различнымъ мученіямъ. Святый безстрашно сказалъ:

— «Я не страшусь твоихъ мученій, исполняй скорѣе то, что задумалъ; молю тебя предать меня тягчайшимъ мученіямъ, дабы я сподобился и большей награды у моего Христа».

Домитіанъ сказалъ:

— «Я дамъ тебѣ полезный совѣтъ: послушай насъ и сдѣлаешься достойнымъ наслаждаться вмѣстѣ съ нами».

Но святый Кононъ отвѣтилъ:

— «Я желаю спасти свою душу, а не тѣло, и желаю насладиться духовными радостями, а не тѣлесными. А ты, нечестивый, будешь преданъ мученіямъ вмѣстѣ съ отцемъ твоимъ діаволомъ въ аду, гдѣ не будетъ конца твоимъ мукамъ».

Послѣ сего Домитіанъ спросилъ святого:

— «Какой ты имѣешь санъ въ твоей вѣрѣ, нечестивый старецъ? Ты священникъ?»

— «Нѣтъ, — отвѣчалъ мученикъ, — я простой человѣкъ, и не достоинъ сего священнаго сана, сподобившіеся коего радуются вмѣстѣ со Христомъ и со святыми Его ангелами духовною радостью. Тѣмъ не менѣе и я живу для Господа моего Іисуса Христа, Ему кланяюсь и веселюсь о имени Его».

— «Имѣлъ ли ты жену?» — продолжалъ спрашивать Домитіанъ.

— «Имѣлъ, — отвѣчалъ святый, — но недолго жилъ съ нею, ибо она отошла ко Христу Богу нашему».

— «Есть ли у тебя дѣти?» — снова спросилъ Домитіанъ.

— «Имѣю одного сына, — отвѣтилъ святый, — онъ остался въ моемъ дому, но я желаю, чтобы и онъ предсталъ предъ тобой».

— «Неужели и онъ не покланяется нашимъ богамъ?» — спросилъ Домитіанъ.

— «Каково дерево, — отвѣчалъ святый, — таковы и вѣтви, но, прошу тебя, повели привести моего сына сюда, дабы мы вмѣстѣ приняли мученическій вѣнецъ».

Тотчасъ, по распоряженію Домитіана, были посланы воины за юнымъ Конономъ. Когда его привели и поставили предъ мучителемъ, онъ спросилъ старшаго Конона:

— «Сколько лѣтъ твоему сыну?»

Кононъ отвѣчалъ:

— «Семи лѣтъ я отдалъ его въ монастырь для обученія и тамъ онъ научился грамотѣ. Когда ему исполнилось двѣнадцать лѣтъ, онъ былъ сдѣланъ церковнымъ чтецомъ. А теперь ему семнадцать лѣтъ, и, по благодати Христа, онъ имѣетъ санъ діакона, и находится въ числѣ священныхъ служителей Божіихъ. Я съ дѣтства научилъ его жить цѣломудренно, и онъ достоинъ мученическаго вѣнца. Прошу тебя: не медли долго, а повели насъ предать мученіямъ, дабы мы вмѣстѣ были увѣнчаны отъ Христа Бога нашето, ибо мы христіане и желаемъ умереть за Христа».

— «Какъ звать твоего сына?» — спросилъ Домитіанъ.

Мученикъ отвѣчалъ:

— «Онъ имѣетъ одно имя съ отцемъ».

Домитіанъ обратился къ юному Конону и сталъ ему говорить:

— «Ты слышалъ, юноша, отецъ твой прожилъ много лѣтъ, былъ женатъ, родилъ сына и довольно продолжительное время наслаждался жизнью, а теперь уже старикъ; неудивительно поэтому, что онъ желаетъ смерти. А ты еще юнъ и только что началъ познавать всю прелесть жизни, неужели ты хочешь послушаться своего отца?»

На лукавыя слова мучителя юноша отвѣчалъ:

— «Мой отецъ научилъ меня почитать Единаго Истиннаго Бота, Творца всего видимаго и невидимаго творенія, жить свято и благочестиво, показалъ мнѣ путь спасенія и сказалъ мнѣ, что сія жизнь не жизнь, а смерть, и всѣ любители временной жизни умираютъ для вѣчности, а у Владыки нашего Іисуса Христа есть жизнь безконечная, которую Онъ даруетъ любящимъ Его. Кромѣ того я наученъ моимъ отцомъ, что нечестивымъ идолослужителямъ уготовано вѣчное мученіе въ геенскомъ огнѣ, никогда неугасающемъ, а праведнымъ рабамъ Христовымъ уготованы нетлѣнные вѣнцы въ славѣ Небесной, въ нескончаемомъ царствѣ Христа Бога нашего, ради Коего мы оставили міръ, и міръ насъ оставилъ. Наученный такъ моимъ отцемъ, я однѣхъ мыслей съ нимъ, я желаю идти къ Богу тѣмъ же путемъ, какимъ идетъ и онъ, и отдаюсь на тѣ же мученія, на какія и онъ отдалъ себя. Ибо такъ сказалъ Владыка мой Христосъ: Отецъ Мой доселѣ дѣлаетъ, и Азъ дѣлаю (Лук. 2, 14); не можетъ Сынъ творити о Себѣ ничесоже, аще не еже видитъ Отца творяща; яже бо Онъ творитъ, сія и Сынъ такожде творитъ (Іоан. 14, 6).

— «А если я отца твоего погублю въ жестокихъ мученіяхъ, то пожелаешь ли и ты погибнуть такъ же?» — спросилъ Домитіанъ.

— «Да, желаю, — отвѣчалъ блаженный юноша Кононъ, — желаю умереть вмѣстѣ съ моимъ отцомъ, дабы и ожить вмѣстѣ въ Царствѣ Владыки нашего, ибо умереть за Христа — это не смерть, а полученіе вѣчной жизни».

Тогда Домитіанъ, обратившись къ старцу Конону, сказалъ ему:

— «Воистинну сей юноша мудрѣе тебя и лишь одного не достаетъ ему, — это, познавъ истину, поклониться нашимъ богамъ».

Старецъ Кононъ отвѣтилъ мучителю:

— «Юноша хорошо знаетъ истину, ибо покланяется вмѣстѣ со мною Тому, Кто сказалъ: Азъ есмь Истина, бѣсовскимъ же идоламъ, лживымъ вашимъ богамъ, ни онъ, ни я не поклонимся во вѣки».

— «Въ послѣдній разъ говорю вамъ: послушайте меня и поклонитесь богамъ, — сказалъ Домитіанъ, — дабы избавиться отъ жестокихъ мученій и смерти и получить отъ насъ богатые дары».

Ему отвѣтилъ старшій Кононъ:

— «О, отверженный отъ Бога беззаконникъ, ненасытный человѣческою кровью мучитель и нечестивѣйшій изъ всѣхъ людей! не сказалъ ли я тебѣ съ самаго начала, что я христіанинъ и желаю вмѣстѣ съ своимъ сыномъ умереть за Христа, а ты, какъ опьяненный злобою и безумный, не помнишь моихъ словъ?»

Тогда Домитіанъ повелѣлъ принести желѣзный одръ и, сильно раскаливъ его, положить святыхъ мучениковъ обнаженными на этомъ одрѣ и опалять ихъ. Исполняя приказаніе мучителя, одни изъ слугъ разжигали горящіе угли, другіе лили на святыхъ мучениковъ кипящее масло, — но святые оставались невредимыми. Старшій Кононъ при этомъ говорилъ мучителю:

— «Развѣ ты не помнишь, Домитіанъ, что я просилъ тебя предать меня жестокимъ мученіямъ? А ты и этого не постарался сдѣлать, ибо сіе мученіе для насъ незначительно и мы не чувствуемъ опаленія».

Видя, что мученикамъ это нисколько не повредило, мучитель повелѣлъ приготовить мѣдный котелъ и, наполнивъ его оловомъ, сѣрой и смолою, разжечь его и бросить въ котелъ святыхъ мучениковъ. При этомъ онъ сказалъ:

— «Если на раскаленномъ одрѣ имъ прохладно, то я согрѣю ихъ въ кипящемъ котлѣ и посмотрю, сможетъ ли ихъ Богъ освободить ихъ изъ огненнаго пламени».

Святые, брошенные въ котелъ, возвели свои глаза къ небу и молились:

— «Создатель всего, Господи! услыши насъ, молящихся Тебѣ, пошли къ намъ Твоего святаго Ангела, дабы онъ остудилъ сей, сильно разженный, котелъ, какъ нѣкогда остудилъ для трехъ отроковъ огненную Вавилонскую пещь; услыши насъ, Владыко, и поспѣши къ намъ на помощь, дабы всѣ уразумѣли, что Ты Сынъ Бога живаго, пришедшій въ міръ».

Тотчасъ, по молитвѣ ихъ, Господь послалъ Своего Ангела, который небесною росой остудилъ котелъ и сказалъ имъ:

— «Миръ вамъ, добрые воины, вѣрные подвижники! не бойтесь и не страшитесь, ибо Христосъ съ вами; Онъ сдѣлаетъ васъ побѣдителями и причастниками вѣчной радости».

Послѣ сего Домитіанъ повелѣлъ повѣсить святыхъ мучениковъ внизъ головами и подкуривать ихъ смраднымъ дымомъ. Святый Кононъ старшій, улыбнувшись на такое распоряженіе, сказалъ:

— «Безумный! огонь не повредилъ намъ, неужели же мы испугаемся дыма?»

Когда святыхъ продолжали мучить смраднымъ дымомъ, они смѣялись надъ мучителемъ и говорили:

— «Не стыдно ли тебѣ, окаянный, что два воина Христовы побѣдили всю вашу горделивую силу, посрамили отца вашего діавола и сокрушили и преодолѣли всѣ его злокозненныя хитрости».

Домитіанъ исполнился великой ярости и постыженный, не зная, что еще сдѣлать, повелѣлъ, прекративъ сіе мученіе, перепилить мучениковъ деревянною пилою пополамъ. Когда слуги поставили ихъ и хотѣли пилить, святые просили слугъ дать имъ время для молитвы, и такъ молились Богу:

— «Владыко, Всесильный Боже, Творецъ неба и земли, Царь царствующихъ и Господь господствуюшихъ, благодаримъ Тебя, что сподобилъ насъ пострадать за Твое святое имя, укрѣпилъ насъ въ мученіяхъ и не допустилъ врагамъ Твоимъ поругаться надъ нами, а насъ сдѣлалъ побѣдителями діавола. Прославляемъ Тебя Христа Бога, Всесильнаго и Всеблагого Человѣколюбца и молимъ Тебя: подай миръ Твоей святой Церкви, сущей во вселенной, посрами и побѣди гонящихъ ее, скоро ниспровергни и разори мерзкія идольскія капища, воздвигни Твою силу и распространи хвалу Твоего святаго имени, сохрани и умножь христіанскій родъ, право прославляющій Тебя до скончанія жизни. Еще просимъ Тебя, Владыко, прими съ миромъ души наши, пусть не исполнится повелѣніе мучителя и мы не будемъ перепилены, дабы сіе не дало радости нашему врагу, желающему похвалиться, что онъ погубилъ насъ. Пусть Твое милосердіе всегда будетъ съ нами и возьметъ насъ къ Себѣ, а Домитіанъ пусть узнаетъ, что мы Твои рабы, и Ты, что восхотѣлъ, то сотворилъ съ нами, и когда кто услышитъ сіе бывшее, прославитъ Твое пресвятое имя во вѣки».

Когда святые произнесли «аминь», съ неба послышался голосъ, призывающій ихъ въ небесныя селенія; святые мученики, оградивъ себя крестнымъ знаменіемъ, предали свои святыя души въ руки Божіи. Тотчасъ произошло сильное землетрясеніе, идольскіе храмы пали и всѣ, бывшіе въ городѣ, идолы разбились, а Домитіанъ бѣжалъ и спрятался въ своемъ домѣ.

Братія, находившіеся въ монастырѣ, услыхавъ, что случилось со святыми мучениками, пришли и взяли честныя тѣла ихъ и, принеся въ монастырь, съ честью предали ихъ погребенію, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога въ Троицѣ, отъ всей твари прославляемаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Авреліанъ, римскій императоръ, царствовалъ съ 270 по 276 гг.
[2] Пконія — городъ въ Малой Азіи, нынѣ Конія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 133-141.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0