Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День пятый.

Житіе и страданіе святаго мученика Конона Исаврійскаго.

Когда отрокъ выросъ, родители задумали его женить и обручили его съ красивою дѣвицей Анной. Но еще раньше того Конону явился въ видѣ свѣтлаго мужа святый архистратигъ Михаилъ. Научивъ Конона истинной вѣрѣ, архистратигъ повелъ Конона на рѣку, крестилъ его во имя Пресвятой Троицы, причастилъ Божественныхъ Таинъ, а затѣмъ, осѣнивъ его крестнымъ знаменіемъ, сталъ невидимъ. Съ того времени отрокъ исполнился Святаго Духа, а архистратигъ Михаилъ невидимо всегда пребывалъ съ нимъ. Въ день брака, женихъ съ невѣстой, при общемъ веселіи, были отведены въ брачный чертогъ. Здѣсь Кононъ покрылъ сосудомъ зажженную свѣчу и спросилъ дѣвицу:

— «Что лучше — тьма или свѣтъ?»

Дѣвица отвѣчала:

— «Свѣтъ, конечно, лучше тьмы».

Тогда святый Кононъ открылъ свои исполненныя Божественной благодати уста и сталъ убѣждать невѣсту сохранить свое дѣвство и чистоту жизни и вѣровать во Христа, Истиннаго Бога.

— «Это и есть, — говорилъ онъ, — свѣтъ немерцающій, а плотская жизнь и языческая нечестивая вѣра — тьма».

Дѣвица имѣла доброе сердце, такъ что сѣмена слова Божія пали на хорошую почву, и невѣста скоро согласилась во всемъ со своимъ женихомъ. Она увѣровала во Христа и дала обѣтъ сохранить навсегда свое дѣвство. Такъ эта святая чета жила въ дѣвственной чистотѣ, какъ братъ съ сестрой, или, лучше сказать, какъ два ангела Божіи, подобно серафимамъ горя любовью къ Богу и Ему Единому угождая. Прошло еще немного времени, и блаженному Конону удалось убѣдить и родителей своихъ оставить идолопоклонство и обратиться ко Христу. Кононъ крестилъ отца своего, мать и невѣсту, и всѣ они, наставляемые и поучаемые святымъ Конономъ, угождали Богу. Отецъ Конона, блаженный Несторъ сподобился и мученическаго вѣнца, бывъ умерщвленъ идолопоклонниками за обличеніе ихъ заблужденій. Спустя немного времени и мать святаго, блаженная Нада съ миромъ отошла ко Господу, а за нею и святая дѣва Анна, обрученница Конона, переселилась въ нетлѣнный чертогъ небеснаго жениха Христа. Всѣхъ ихъ святый Кононъ предалъ честному погребенію въ одномъ мѣстѣ.

Оставшись одинокимъ, Кононъ продолжалъ жить для Бога, упражняясь въ Богомысліи, умерщвляя свое тѣло постомъ, трудами и всенощными молитвами. За свои подвиги онъ удостоился благодати Святаго Духа, которая, какъ нѣкое сокровище, долго таилась въ немъ и обнаружилась уже во время старости святаго Конона. Это было такъ.

Въ той странѣ, въ пустынномъ мѣстѣ, въ непроходимыхъ горахъ была пещера, страшная и темная. Въ пещерѣ было идольское капище, гдѣ стоялъ громадный каменный идолъ нечестиваго бога Аполлона [5], котораго особенно почитали въ исаврійской странѣ. У исаврянъ былъ обычай каждогодно собираться тамъ въ день празднованія Аполлону для жертвоприношенія и совершенія богомерзкаго праздника. Когда наступилъ день этого праздника, и всѣ жители города собрались идти въ капище, находившееся въ пещерѣ, святый Кононъ, подвигнутый Духомъ Божіимъ, пришелъ въ городъ. Увидавъ множество вооруженнаго народа, на коняхъ, и пѣшихъ, какъ-бы приготовившихся на сраженіе, онъ громкимъ голосомъ закричалъ имъ:

— «Мужи исаврійскіе, подождите немного, я хочу вамъ сказать слово. Зачѣмъ вы вооружены? развѣ на вашу страну напало внезапно непріятельское войско и вызываетъ васъ на битву?»

Народъ отвѣчалъ Конону:

— «Нѣтъ, но мы идемъ принести жертву богу Аполлону и совершить ему празднованіе».

Святый Кононъ вновь спросилъ ихъ:

— «Я хочу узнать отъ васъ, кто этотъ Аполлонъ, и какова его власть?»

Люди отвѣчали:

— «Онъ нашъ промыслитель, даруетъ намъ всѣ блага; онъ укрѣплялъ и нашихъ отцовъ, отъ которыхъ мы и приняли обычай праздновать ему».

Тогда святый, смѣясь надъ ними, предложилъ имъ такой вопросъ:

— «Слышали-ли вы когда-нибудь голосъ или какое-нибудь слово своего бога?»

Они отвѣчали:

— «Нѣтъ! Но наши отцы заповѣдали намъ вѣровать въ него».

Святый Кононъ на это сказалъ имъ:

— «Ваши отцы, какъ безсловесныя животныя, сами находились въ прельщеніи, не вѣдая Истиннаго Бога; ибо если-бы они знали Его, то не оказывали бы такого почитанія глухому, нѣмому и скверному идолу. Дайте мнѣ власть надъ вашимъ богомъ, и я покажу вамъ, кого вы почитаете, кто сей вашъ богъ. Если я вымажу его краскою, сможетъ-ли онъ вымыться? если разобью его желѣзнымъ молотомъ, сможетъ-ли онъ снова оказаться въ цѣлости? если дамъ ему ѣсть, протянетъ-ли онъ руку, чтобы взять пищу и начать ѣсть?! Доколѣ вы будете безумствовать? Послушайтесь меня, ибо я изъ вашего же города, но чуждъ вашихъ дѣлъ; оставьте идолопоклонство, и я научу васъ какъ надобно почитать Истиннаго Бога и покланяться Сѣдящему въ вышнихъ. Сей есть Богъ невидимый, но всевидящій, Творецъ неба и земли и моря, и всего, что въ нихъ, Царь крѣпкій и всемогущій, спасающій рабовъ Своихъ и погубляющій Своихъ враговъ, тѣхъ, кто покланяется идоламъ и приносить жертвы бѣсамъ. Сей Богъ не требуетъ кровавыхъ жертвоприношеній, но хочетъ, дабы приходящіе къ Нему познавали Его безъ злобы и лукавства и вѣровали, что Онъ есть Истинный Богъ, Отецъ Единороднаго Сына Своего, Господа нашего Іисуса Христа, не разлучающагося отъ Отца, Который чрезъ Него сотворилъ вѣки; съ Ними царствуетъ и вѣчный Духъ Святый отъ Отца исходящій. Сіи три лица по существу Единъ Богъ, попаляющій огнемъ ненавидящихъ Его идолослужителей, но любящій любящихъ Его; милосердію Его нѣтъ предѣла, ибо Онъ милостивъ ко всѣмъ возлагающимъ надежду на Него и съ вѣрою призывающимъ имя Его».

Народъ пришелъ въ волненіе отъ этихъ рѣчей святаго, и среди него произошелъ большой шумъ: одни бросились на святаго, чтобы его убить, другіе ихъ удерживали, не давая поднять на него рукъ, ибо желали услыхать отъ него еще что-нибудь. Когда народное волненіе нѣсколько утихло, нѣкоторые изъ народа спросили святаго:

— «Чѣмъ ты можешь убѣдить насъ, что есть Богь выше нашего бога Аполлона, каковаго мы почитаемъ болѣе всѣхъ другихъ боговъ; покажи намъ какое-нибудь знаменіе отъ твоего Бога, дабы мы увѣровали въ Него».

Святый Кононъ, услыхавъ, что просятъ знаменія, возложилъ свое упованіе на Бога и сказалъ народу:

— «Вотъ, многіе изъ васъ на коняхъ, и не мало пѣшихъ людей, молодыхъ и сильныхъ юношей. Пойдемте же всѣ къ пещерѣ Аполлона, на мѣсто вашего собранія, вы впереди, а я, какъ старикъ, буду слѣдовать за вами, и дадимъ другъ другу слово, что кто изъ насъ придетъ раньше, того Богъ великъ и истиненъ, и Ему и подобаетъ вѣровать. Если одни изъ васъ на коняхъ, другіе, сильные и молодые, пѣшкомъ опередите меня стараго и слабаго тѣломъ и достигнете прежде меня Аполлонова капища, то вашъ богъ по-истинѣ Богъ. Если-же я, старикъ, пѣшкомъ скорѣе васъ приду туда, то мой Богъ больше вашего бога и вы должны будете увѣровать въ Него».

Всѣ одобрили его рѣчь и согласились на предложенное имъ условіе, говоря между собой:

— «Этотъ старикъ въ четыре дня не сможетъ дойти туда: путь далекъ и неудобенъ, такъ какъ тянется среди высокихъ горъ и глубокихъ долинъ, покрытыхъ густымъ кустарникомъ».

Послѣ того всѣ поспѣшили къ пещерѣ, — одни надѣясь на своихъ коней, другіе — на свои ноги, — а святый Кононъ пошелъ за ними, двигаясь съ трудомъ. Дорогою онъ горячо помолился Богу, и тотчасъ предъ нимъ предсталъ святый архистратигъ Михаилъ, взялъ его и въ одно мгновеніе перенесъ на то мѣсто, куда всѣ стремились. Людей же спѣшащихъ на коняхъ и пѣшкомъ архангелъ невидимою силою привелъ въ смятеніе, и они блуждали по горамъ и дебрямъ, и люди и кони падали съ горныхъ высотъ и разбивались, и весь день и всю ночь они не могли добраться до Аполлоновой пещеры и даже не были увѣрены, по тому-ли пути они идутъ. Утромъ неожиданно для нихъ вышелъ имъ навстрѣчу святый Кононъ. Увидавъ его, народъ пришелъ въ великое изумленіе. Святый-же, смѣясь надъ ними, спросилъ:

— «Отчего вы не могли придти скорѣе? я долго ждалъ васъ и рѣшилъ идти къ вамъ навстрѣчу».

Люди, сильно измученные, разсказали святому все, что съ ними случилось, и умоляли его показать имъ дорогу къ Аполлонову капищу. Тогда святый Кононъ пошелъ впереди ихъ и, приведя ихъ къ пещерѣ, сказалъ имъ:

— «Вотъ, я исполнилъ свое условіе и пришедъ сюда прежде васъ. Теперь вы должны признать, что мой Богъ великъ, и — увѣровать въ Него, а вашего бога предайте въ мои руки, и я воздамъ ему за то, что онъ до сихъ поръ прельщалъ васъ».

Но они кричали святому:

— «Нѣтъ, не возлагай вины на нашего бога и не мсти ему: мы сами виноваты, что замедлили придти: мы заблудились въ пути, и потому не могли исполнить условленнаго».

Такой отвѣтъ сильно разгнѣвалъ святаго и онъ сказалъ имъ:

— «Если вы и теперь не увѣровали въ моего Бога, а продолжаете вѣрить своему идолу, то исполните ли то, что онъ самъ вамъ возвѣститъ?»

Они всѣ отвѣчали:

— «Если воистину мы услышимъ голосъ бога нашего, то немедленно исполнимъ его слово, ибо безъ сомнѣнія вѣруемъ въ него».

И снова заключили со святымъ уговоръ и дали слово тверже перваго, что повѣрятъ всему, что скажетъ ихъ богъ. Тогда святый, ставши предъ пещерой, гдѣ находилось капище Аполлона, громкимъ голосомъ воззвалъ къ идолу:

— «Идолъ! тебѣ говорю: такъ повелѣваетъ Господь мой Іисусъ Христосъ, выйди изъ капища и приди сюда ко мнѣ».

И тотчасъ бездушный истуканъ, какъ живой, закачался, упалъ съ своего мѣста и, катясь по землѣ, прикатился ко святому и, поднявшись съ земли, стадъ предъ нимъ. Все множество народа пришло въ сильный ужасъ и съ громкими криками устремилось въ бѣгство. Святый Кононъ махалъ имъ рукою, уговаривалъ ихъ не бояться и едва остановилъ ихъ. Успокоивъ ихъ, онъ снова обратился къ идолу, и всѣ стали внимательно смотрѣть, чтó еще произойдетъ. А святый сталъ спрашивать идола:

— «Скажи намъ, бездушный истуканъ, кто Истинный Богъ, ты ли, или проповѣдуемый мною Господь мой Іисусъ Христосъ?»

Тотчасъ каменный идолъ съ трепетомъ простеръ свои руки къ небу и громко человѣческимъ голосомъ произнесъ:

— «Единъ Истинный Богъ, проповѣдуемый тобою Христосъ».

Сказавши такъ, идолъ упалъ и разсыпался. Видя это чудо, весь народъ воскликнулъ:

— «Единъ Истинный Богъ, Богъ Конона: Онъ побѣдилъ».

И множество народа увѣровало во Христа и, разбивши идоловъ, приняло святое крещеніе. Иные-же ожесточенные остались въ прежнемъ невѣріи и сильно скорбѣли о гибели Аполлонова идола. Но впослѣдствіи, видя много различныхъ чудесъ, совершаемыхъ святымъ Конономъ, увѣровали во Христа и остальные язычники той земли.

Въ той же Исаврійской странѣ, въ другой пещерѣ, находившейся также въ пустынномъ мѣстѣ, обиталъ страшный бѣсъ. Онъ, какъ воинъ или разбойникъ, нападалъ на проходившихъ мимо людей и животныхъ и умерщвлялъ ихъ. Исавряне приносили ему множество жертвъ, умоляя его не дѣлать имъ вреда и не умерщвлять ихъ, но ихъ мольбы не приносили имъ пользы, а служили еще къ бóльшей погибели. Тогда собралось множество людей, вѣрующихъ и язычниковъ, и они всѣ пошли къ святому Конону и усердно молили его, чтобы онъ прогналъ бѣса изъ ихъ страны. Вѣрующіе молили, нисколько не сомнѣваясь въ силѣ Христовой, содѣйствующей святому Конону; — язычники же коварно искушали святаго Конона, ибо сами думали, что онъ не сможетъ изгнать свирѣпаго бѣса, а напротивъ бѣсъ умертвитъ его. Снисходя къ мольбамъ Исаврянъ, святый Кононъ отправился, сопровождаемый множествомъ народа. Онъ подошелъ къ самой пещерѣ, гдѣ обиталъ бѣсъ, народъ же съ трепетомъ сталъ въ отдаленіи. Обратясь лицомъ къ пещерѣ, святый именемъ Христовымъ повелѣлъ нечистому духу выйти изъ пещеры, въ виду всего народа. Бѣсъ извнутри воззвалъ къ святому, прося его, дабы онъ разрѣшилъ ему выйти невидимо, чтобы люди не видали его мерзкаго образа. Но святый съ угрозой повелѣлъ ему явиться предъ всѣми. Тогда бѣсъ на глазахъ у всего народа вышелъ изъ пещеры, въ видѣ страшной трясущейся женщины. Святый, запретивъ бѣсу причинять кому-либо вредъ, отослалъ его въ геенну [6]. Тотчасъ бѣсъ сдѣлался невидимъ, а весь народъ воскликнулъ:

— «Великъ Богъ Конона!»

Множество язычниковъ увѣровало во Христа. А святый Кононъ довольно поучивъ народъ вѣрѣ въ Истиннаго Бога, возвратился въ городъ. Народъ сопровождалъ его съ радостнымъ пѣніемъ; святый самъ начиналъ пѣніе, а народъ подпѣвалъ, прославляя Христа Истиннаго Бога. Возвратясь, святый Кононъ поселился въ своемъ селѣ, въ домѣ отца, совершая чудеса, исцѣляя всякія болѣзни съ вѣрою приходящихъ къ нему и изгоняя бѣсовъ, надъ которыми дана была ему отъ Бога власть.

Одинъ изъ знатнѣйшихъ жителей Исавріи былъ обокраденъ ворами, которые унесли у него множество золота. Многіе были оклеветаны въ этомъ воровствѣ и преданы мученіямъ: невинныхъ держали въ оковахъ и въ темницахъ, но золото не находилось. Тогда къ святому Конону пришелъ тотъ, у кото украли, и родственники невинно оклеветанныхъ и томившихся въ заключеніи, и, припадая къ ногамъ святаго, молили, чтобы онъ просилъ Бога помочь найти украденное золото. Святый, сожалѣя объ оклеветанныхъ и страдающихъ невинно, согласился исполнить просьбу гражданъ. Онъ отправился въ городъ. Здѣсь, ставши на площади, онъ поднялъ къ небу свои руки и усердно молился Богу, до тѣхъ поръ пока Богъ не открылъ ему, гдѣ спрятано украденное золото. Взявши многихъ изъ народа, святый Кононъ пошелъ съ ними за городъ и, пройдя довольно большое разстояніе по пустынѣ, подошелъ къ одному камню. Подъ камнемъ оказалось скрытое ворами золото; святый Кононъ велѣлъ пришедшимъ съ нимъ взять золото и отнести его въ городъ. Весь Исаврійскій народъ сильно дивился и прославлялъ Бога. Когда же тотъ, у кого было украдено золото, пожелалъ узнать, кто были воры и вопросилъ о семъ Конона, то святый отвѣтилъ ему:

— «Возьми свое золото, и будь доволенъ тѣмъ, что оно возвращено тебѣ безъ ущерба, томящихся же въ заключеніи освободи».

Тотъ такъ и поступилъ. Слухъ о семъ чудѣ прошелъ по всей странѣ, многіе обратились къ Богу, и день отъ дня росла и умножалась Христова Церковь.

Спустя нѣсколько времени, святый Кононъ, пребывая въ своемъ домѣ въ безмолвіи, увидалъ множество бѣсовъ, ополчившихся на него. Всѣ бѣсы, жившіе на островѣ и изгнанные изъ людей и изъ идольскихъ капищъ, вооружились противъ святаго. Увидавъ бѣсовъ, святый именемъ Іисусовымъ связалъ ихъ, такъ что они не могли двигаться. Тогда бѣсы стали молить Конона, что бы онъ не посылалъ ихъ въ бездну, но пусть повелитъ имъ сдѣлать, чтó ему угодно. Святый, запретивъ имъ дѣлать вредъ людямъ, послалъ ихъ на различныя работы: однимъ велѣлъ копать въ огородахъ землю и вырывать худыя травы, терновники, крапиву, другимъ вспахивать нивы и сѣять на нихъ, инымъ стеречь плоды, кому пасти стада и охранять ихъ отъ звѣрей, кому колоть дрова и носить воду, и исполнять всякую домашнюю работу. Бѣсы, какъ рабы и плѣнники, служили блаженному Конону до тѣхъ поръ, пока ему было угодно, исполняя съ усердіемъ всякое указанное имъ дѣло, ибо связанные непобѣдимою силою Божіей, они были порабощены Божію угоднику.

Случилось, что ночью на домъ святаго напали разбойники, надѣясь найти у него богатую добычу, ибо онъ былъ славенъ по всей той странѣ.

Связавъ святаго, разбойники хотѣли пытками заставить его указать мѣсто, гдѣ спрятано у него золото. Они уже начали его мучить, какъ вдругъ, по повелѣнію Божію, явились служащіе святому бѣсы, схватили разбойниковъ и немилосердно били ихъ; потомъ развели огонь въ печи и стали опалять ихъ тѣла, а святаго освободили изъ узъ. Святый, смилостивившись надъ разбойниками, запретилъ бѣсамъ, и тѣ прекратили истязанія надъ разбойниками, которые были едва живы. По молитвѣ святаго, разбойники пришли въ себя, и блаженный отпустилъ ихъ съ миромъ, давъ имъ заповѣдь оставить свои разбои. Бѣсы не только освободили святаго Конона отъ разбойниковъ, но по Божіему произволенію даже оберегали честь его имени. Ибо если кто-либо изъ невѣрующихъ исаврянъ дерзалъ хулить Конона, тотчасъ на таковыхъ невидимо нападали бѣсы, и били, такъ что имя Конона для всѣхъ стало предметомъ почитанія и страха. Однажды двое идолопоклонниковъ вспомнили о Кононѣ и стали поносить его дурными словами. Тотчасъ же на нихъ напали бѣсы, били ихъ, протащили по дорогѣ за волосы и повергли хулителей къ ногамъ святаго. Послѣ того у всѣхъ невѣрующихъ страхъ предъ Конономъ такъ былъ силенъ, что они не дерзали даже помыслить что-нибудь худое про святаго Конона. Однажды какой-то человѣкъ проникъ въ садъ Конона, съ намѣреніемъ украсть яблоки. Но невидимые стражи схватили его, избили и вмѣстѣ съ осломъ и мѣшкомъ, наполненнымъ плодами, привели къ святому. Святый далъ ему наставленіе и, заповѣдавъ болѣе не красть, отпустилъ съ миромъ.

Одна бѣдная вдова, во время жатвы, пришла на поле и ходила за жнецами, подбирая оставшіеся колосья. На рукахъ у ней былъ малолѣтній единственный ея сынъ. Вдругъ выбѣжалъ изъ лѣса волкъ, выхватилъ ребенка изъ рукъ матери и унесъ его въ пустыню. Народъ погнался за нимъ, но догнать волка и освободить дитя изъ его пасти не могъ. Огорченная женщина пришла къ святому чудотворцу Конону, плакала и, припадъ къ ногамъ его, повѣдала ему свое горе. Онъ тотчасъ далъ повелѣніе своимъ невидимымъ рабамъ и тѣ въ одно мгновеніе схватили волка, державшаго ребенка въ зубахъ, и поставили предъ святымъ. Святый возвратилъ матери ея сына живымъ и невредимымъ, а волку велѣлъ уйдти въ свое мѣсто.

Не всѣ бѣсы были, однако, связаны словомъ святаго; и вотъ нѣкоторые изъ нихъ начали наводить на жителей той страны различныя болѣзни, а всего больше оспу. Святый, уразумѣвъ козни бѣсовскія, помолился Богу и тотчасъ получилъ власть и надъ этими бѣсами. Собравъ ихъ всѣхъ, онъ запретилъ имъ, и однихъ прогнадъ въ пустыню, другихъ отослалъ въ бездну, а иныхъ связалъ и заключилъ въ тридцати залитыхъ оловомъ глиняныхъ горшкахъ, и, запечатлѣвъ ихъ крестнымъ знаменіемъ, зарылъ въ землю подъ своимъ домомъ.

Въ то время настало гоненіе на христіанъ, и въ Исаврію прибылъ съ царскимъ указомъ воевода, по имени Магдонъ. Воевода прежде всего замучилъ до смерти святаго Онисія въ селѣ Усоровѣ. Потомъ былъ взятъ и святый Кононъ. Его подвергли многимъ и жестокимъ мученіямъ, принуждая принести жертву идоламъ. Исавряне, услыхавъ, что воевода предалъ мукамъ святаго Конона, собрались во множествѣ съ оружіемъ и отправились къ селенію Усорову, чтобы умертвить воеводу. Узнавъ о ихъ намѣреніи, воевода съ своими слугами сѣлъ на коней и бѣжалъ изъ предѣловъ той страны. Исавряне гнались за нимъ, но не могли догнать его. Найдя святаго мученика Конона связаннымъ и покрытаго ранами по всему тѣлу и окровавленнаго, они развязали его и плакали о немъ. Отирая его кровь, они мазали ею свои тѣла, желая получить освященіе отъ крови святаго, и съ умиленіемъ лобызали язвы, принятыя имъ за Христа. Святый мученикъ сильно скорбѣлъ и болѣлъ душею, что ему не дали пострадать до конца, ибо онъ желалъ умереть въ мученіяхъ за своего Христа. Послѣ сего вѣрующіе отвели святаго въ его отеческій домъ, въ селѣ Виѳаніи, и приложили всѣ заботы, чтобы излѣчить его раны. Черезъ два года послѣ страданій, святый Кононъ преставился къ Богу. Жители всей Исаврійской страны собрались и плакали о святомъ. Его погребли вмѣстѣ съ блаженными родителями и со святою его невѣстою, до конца жизни сохранившею непорочное свое дѣвство.

Послѣ погребенія святаго Конона Исавряне задумали обратить домъ мученика въ церковь. Когда начали рыть землю для фундамента, то нашли въ землѣ тридцать глиняныхъ сосудовъ, въ коихъ святый Кононъ заключилъ бѣсовъ. Не зная, чтó находится въ тѣхъ сосудахъ, но предполагая скрытое въ нихъ золото или серебро, нашедшіе обрадовались и разбили одинъ сосудъ. Тотчасъ вышли изъ него бѣсы въ видѣ густого и смраднаго дыма и, помрачивъ воздухъ, произвели страшный вихрь. Всѣ люди пришли въ ужасъ, — нѣкоторые попадали отъ страха, а нѣкоторые бѣжали оттуда. Бѣсы же летали по воздуху и, производя большой шумъ, призывали другъ друга по именамъ. Всѣ въ томъ селеніи пришли въ сильный ужасъ, такъ что никто не осмѣливался послѣ солнечнаго заката выходить изъ своего дома, ибо ночью являлись многія бѣсовскія страшилища и пугали людей и животныхъ, — чтó на время было допущено Богомъ въ наказаніе сребролюбивымъ людямъ, ожидавшимъ найдти въ сосудахъ сокровище. По молитвамъ святаго Конона, были прогнаны бѣсовскія привидѣнія. Прочіе двадцать девять сосудовъ, заключавшіе въ себѣ бѣсовъ, были зарыты подъ церковью святаго Конона. Его святыми молитвами да пребудемъ и мы всегда невредимы отъ бѣсовъ, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога въ Троицѣ, во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Святому апостолу Павлу усвоено названіе «апостола языковъ» за его великіе проповѣдническіе труды, во время которыхъ онъ пронесъ Евангеліе отъ глубины Азіи до Рима и даже, по преданію, до Испаніи и Британіи.
[2] Послѣ своего обращенія изъ гонителя христіанъ въ самоотверженнаго послѣдователя Христова, святый апостолъ Павелъ всю жизнь свою провелъ въ миссіонерскихъ трудахъ. Свое первое путешествіе съ проповѣдью Евангелія апостолъ началъ изъ Антіохіи, гдѣ онъ вмѣстѣ съ Варнавою былъ призванъ на великое дѣло благовѣстія Святымъ Духомъ (Дѣян. 13, 1-3): взявъ съ собою Іоанна Марка, апостолы, посѣтивъ Кипръ, пришли въ Малую Азію, и здѣсь, въ Антіохіи Писидійской, въ Иконіи и Ликаонскихъ городахъ Листрѣ и Дервіи многихъ просвѣтили ученіемъ Христовымъ, подвергаясь непрестаннымъ гоненіяиъ со стороны іудеевъ (Дѣян. 13, 4-52; гл. 14). Второе путешествіе святый ап. Павелъ предпринялъ вмѣстѣ съ Силою послѣ апостольскаго собора (51 г.) въ Іерусалимѣ (Дѣян. гл. 15): посѣтивъ основанныя ранѣе церкви, ап. Павелъ съ успѣхомъ проповѣдывалъ въ Македоніи и Греціи, основавъ знаменитыя церкви въ Филиппахъ, Солунѣ, Беріи, Аѳинахъ и Коринѳѣ; въ послѣднемъ онъ пробылъ полтора года (Дѣян. 15, 36-41; гл. 16 17 и 18). Третье путешествіе ап. опять началъ изъ Антіохіи: снова посѣтивъ устроенныя имъ церкви, ап. прибылъ въ Ефесъ, гдѣ проповѣдывалъ болѣе 2 лѣтъ; затѣмъ онъ опять прошелъ Македонію и Грецію и возвратился въ Іерусалимъ. Здѣсь былъ схваченъ и послѣ двухлѣтняго томленія подъ стражей въ Кесаріи отправленъ былъ въ Римъ, гдѣ жилъ два года, невозбранно проповѣдуя царствіе Божіе (Дѣян. гл. 18-22). Преданіе говоритъ, что ап., оправдавшись предъ судомъ Кесаря, снова отправился въ четвертое путешеетвіе съ проповѣдью Евангелія, дойдя до границъ Запада (Евсевій и Климентъ Римскій) и, по вторичныхъ узахъ въ Римѣ, мученически скончался въ царствованіе Нерона.
[3] Исаврія — небольшая скрытая въ горахъ мѣстность древней Малой Азіи, граничившая на востокъ съ Ликаоніей, на сѣверъ съ частью Фригіи, на западъ съ Писидіею и на югъ съ гористой Киликіею.
[4] Стадій — древняя мѣра разстоянія около 80-ти или немного болѣе саженъ.
[5] Аполлонъ — богъ древнихъ грековъ и римлянъ, почитался богомъ свѣта, въ особенности солнечнаго, также умственнаго просвѣщенія, поэзіи, музыки, — богомъ прорицателемъ, врачевателемъ болѣзней и хранителемъ гражданскаго порядка.
[6] ГееннаΓεέννα — есть греческое воспроизведеніе еврейскаго слова, означающаго: долина Еннома или «сыновъ Еннома»; подъ этой долиной разумѣется глубокая, узкая горловина, гдѣ іудеи нѣкогда приносили своихъ дѣтей въ жертву Молоху (4 Цар. 24, 10; Іер. 7, 11). Въ позднѣйшія времена она служила мѣстомъ свалки для всякаго рода нечистотъ, причемъ для уничтоженія послѣднихъ здѣсь постоянно паддерживался огонь: поэтому долина Еннома сдѣлалась символомъ мѣста вѣчныхъ мученій. Въ этомъ именно смыслѣ, въ смыслѣ ада, и употребляется слово геенна въ Новомъ Завѣтѣ (Матѳ. 5, 24-40; 10, 28; 18, 9; 23, 16; Лук. 9, 43. 45; Лук. 12, 5; Іак. 3, 6).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 117-127.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0