Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День четвертый.

Житіе святаго благовѣрнаго князя Василія (Василька) Ростовскаго [1].

— «Любезныя дѣти! живите въ любви между собою, Бога бойтесь всей душою, и заповѣди его соблюдайте во всемъ; живите, какъ жилъ я, нищихъ и вдовыхъ не презирайте, не уклоняйтесь отъ церкви, чтите іерейскій и иноческій чинъ, внимайте ученію книжному, будьте въ любви между собою, и Богъ мира да будетъ съ вами; слушайтесь старшихъ, они учатъ васъ добру, а вы еще молоды возрастомъ. Вижу, дѣти мои, что приблизился конецъ мой. Поручаю васъ Богу и Пресвятой Богородицѣ и брату моему Георгію, который вамъ будетъ вмѣсто меня».

Князь Константинъ выдѣлялся среди своихъ современниковъ начитанностью, книголюбіемъ, собралъ большую библіотеку изъ славянскихъ и изъ греческихъ книгъ, заставлялъ переводить съ греческаго языка на русскій. Сообщилъ ли отецъ эту любовь къ просвѣщенію своимъ дѣтямъ, въ частности святому Василію, неизвѣстно: такъ рано оборвалась жизнь послѣдняго, что трудно судить о разныхъ сторонахъ личности благовѣрнаго князя.

Его дѣятельность протекаетъ въ великое княженіе святаго Георгія Всеволодовича [3]. Въ 1220 году благовѣрный князь Василій по приказанію великаго князя посылаетъ свои полки изъ Ростова и Устюга противъ болгаръ на рѣку Каму, а потомъ самъ идетъ противъ болгаръ въ Городецъ на Волгѣ [4]. Спустя три года, Василій вмѣстѣ съ ростовцами ходилъ на помощь южнымъ князьямъ противъ татаръ, впервые появившимся въ южныхъ степяхъ, но за дальностью разстоянія его помощь опоздала: въ Черниговѣ князь узналъ о страшномъ пораженіи русскихъ на рѣкѣ Калкѣ и возвратился въ Ростовъ. Въ 1224 году князь Василій помогаетъ двоюродному брату Всеволоду Георгіевичу, не поладившему съ новгородцами и ушедшему изъ Великаго Новгорода въ Торжокъ, а черезъ годъ идетъ съ великимъ княземъ въ Черниговъ на помощь святому князю Михаилу противъ Курскаго князя Олега. Въ 1227 году благовѣрный князь Василій вступаетъ въ бракъ съ дочерью святаго князя Михаила Черниговскаго Маріею; вѣнчаніе совершается въ Москвѣ [5].

Далѣе идетъ рядъ походовъ противъ мордвы. Еще въ 1221 г. основаніемъ Нижняго Новгорода при впаденіи Оки въ Волгу было положено начало колонизаціи мордовскаго края. Но многочисленное финское племя не хотѣло добровольно подчиниться колонизаторамъ — русскимъ и нападало то на Нижній, то на Суздальскую землю. Поэтому князю Василію пришлось въ 1228 году идти походомъ въ Мордовскую землю, потомъ вернуться вслѣдствіе проливныхъ дождей, а въ началѣ слѣдующаго участвовать въ походѣ съ великимъ княземъ Георгіемъ противъ тѣхъ же иноплеменниковъ. Этотъ походъ былъ удачный: князья вернулись съ многочисленнымъ полономъ.

До сихъ поръ благовѣрный князь Василій дѣйствовалъ въ полномъ согласіи съ великимъ княземъ, своимъ дядею Георгіемъ Всеволодовичемъ. Но безпокойный Ярославъ Всеволодовичъ сумѣлъ привлечь на свою сторону Василія; однако «Богъ не попустилъ быть лиху», какъ замѣчаетъ лѣтописецъ, — до вооруженнаго столкновенія не дошло, и князья примирились въ Суздалѣ. Близость свою къ великому князю и покорность ему Василій засвидѣтельствовалъ послѣ, когда гроза монгольскаго нашествія разразилась надъ нашей родиной. Когда враги хлынули на великое княжество Владимірское, разгромили полки рязанскаго князя, взяли Коломну и Москву, великій князь Георгій пошелъ собирать войско за Волгою и на рѣкѣ Сити узналъ о гибели стольнаго города Владиміра и своего семейства. Здѣсь великій князь и сложилъ свою голову въ страшной битвѣ съ татарами.

Вмѣстѣ съ святымъ княземъ Георгіемъ противъ безбожныхъ татарскихъ полчищъ бился и его племянникъ, Ростовскій князь Василій Константиновичъ, именуемый Василько. Зловѣрные татары захватили въ полонъ святаго князя, отвели его въ свой станъ и остановились у лѣса Шеринскаго [6]. Увидавъ его мужество, храбрость и красоту, враги начали увѣщевать его, то обѣщая милости, то грозя мученіями, и даже предлагали ему воевать вмѣстѣ съ ними противъ князей русскихъ. Но блаженный князь не склонился ни на ласки, ни на угрозы. Не принялъ оскверненной ихъ пищи, ни питья, онъ обличалъ безбожную ихъ прелесть и, укоряя ихъ, говорилъ:

— «Или думаете вы, сыны тьмы и скверны, что Богъ возлюбилъ васъ, предавъ насъ въ ваши руки? Нѣтъ! Онъ всегда любитъ и милуетъ вѣрующихъ въ Него. Въ настоящіе дни скорби Онъ только благоизволилъ такимъ наказаніемъ очистить насъ отъ прегрѣшеній нашихъ и въ будущемъ вѣкѣ даровать жизнь безконечную. И никто не въ силахъ отторгнуть меня отъ вѣры Христовой, хотя нынѣ я пріемлю отъ васъ великую тяготу за грѣхи мои предъ Господомъ Богомъ. Вы же, окаянные, дадите отвѣтъ предъ Господомъ за то, что погубили великое множество народа христіанскаго, но Господь освободитъ души ихъ, и вы будете мучимы въ неугасающемъ огнѣ въ безконечные вѣки.

Злобные татары, съ скрежетомъ зубовъ услышавъ рѣчи святаго князя, воспылали желаніемъ пролить кровь его и начали готовить ему мученія. Блаженный князь, видя это, сталъ пріуготовлять себя къ смерти, и было уныло лице его, истомленное долгимъ страданіемъ и неяденіемъ. Со слезами онъ исповѣдалъ Господу всѣ грѣхи свои и, возведя очи къ небу, молился:

— «Господи Боже мой! Ты вѣдаешь всѣ тайны души моей и всѣ помышленія мои; очисти, Боже меня, отъ всѣхъ прегрѣшеній моихъ по Своему великому милосердію. Господи! Ты спасаешь уповающихъ на тебя и любящихъ Тебя, Ты являлъ многократно Свою милость на мнѣ грѣшномъ, и нынѣ избавь душу мою отъ беззаконныхъ плотоядцевъ. Господи Боже, Вседержителю Царю! сотвори нынѣ по моленію моему, воздай достойное врагамъ нашимъ, невѣдущимъ Тебя, истиннаго Бога, и помоги рабамъ Твоимъ — воинству христіанскому. Помилуй, Господи, отца моего духовнаго епископа Кирилла [7], спаси супругу мою княгиню Марію и чадъ моихъ Бориса и Глѣба. Нынѣ послѣднее приношу тебѣ благодареніе, когда крѣпость тѣла моего увядаетъ и всѣ помышленія сердца моего исчезаютъ. Господи Іисусе Христе, Сыне Божій! въ руцѣ твои предаю духъ мой, дай почить мнѣ въ славѣ Твоей!»

Послѣ молитвы нечестивые варвары, долго мучивъ святаго князя, наконецъ предали его смерти. Произошло это 4 марта 1238 года, въ четвертокъ 4-ой седмицы великаго поста. И причтенъ былъ князь Василій къ лику святыхъ мучениковъ, омывъ кровью свои согрѣшенія.

Блаженное же тѣло его было повержено въ лѣсу. Одна вѣрная и боголюбивая жена, по имени Марія, увидала въ лѣсу тѣло святаго князя и повѣдала мужу своему Адріану, поповичу. Они взяли тѣло убіеннаго князя и, обвивъ его полотенцемъ, положили въ сокровенномъ мѣстѣ. Узнавъ объ этомъ, княгиня Марія и епископъ Ростовскій Кириллъ отправили посланныхъ мужей и взяли тѣло святаго, чтобы перевести его въ Ростовъ. И когда посланные стали подходить къ Ростову, то на встрѣчу имъ вышло множество народа; всѣ проливали слезы жалости, горько сѣтуя, что лишились такого князя. Святыя мощи князя Василія были погребены въ Успенскомъ Ростовскомъ соборѣ, который былъ достроенъ симъ княземъ, гдѣ и до сего дня почиваютъ [8]. И отъ плача не слышно было пѣнія церковнаго. А былъ князь Василько, какъ лѣтописецъ сообщаетъ, красивъ лицемъ и выше мѣры храбръ, былъ онъ боголюбивъ, нищелюбивъ, богобоязнивъ, всегда чтилъ санъ іерейскій, сирымъ былъ отецъ, голодающимъ кормитель, о неимущихъ непрерывное имѣлъ попеченіе, печальнымъ всегда подавалъ утѣшенія; любовно и ласково онъ поступалъ съ своими вельможами и съ служащими ему, и кто бы изъ бояръ ни служилъ у князя Василія, никогда не оставлялъ его для другого князя; въ немъ обитало мужество и свѣтлый умъ, истина и правда были его сопутниками. Посему и хвалимъ былъ князь Василій отъ всѣхъ людей, а за свою вѣру сподобился получить вѣнецъ нетлѣнный отъ Христа Бога нашего.

Примѣчанія:
[1] Древняго житія благовѣрнаго князя Василія не имѣется; свѣдѣнія о немъ почерпаются изъ лѣтописей и изъ Степенной книги.
[2] Константинъ Всеволодовичъ былъ великимъ княземъ Владимірскимъ съ 1217 г. по 1218 г., когда скончался (2 февраля).
[3] Память его 4 февраля. Здѣсь перечислены главнѣйшія событія времени.
[4] Городецъ, нынѣ село Нижегородской губ., Балахнинскаго уѣзда, въ 18-ти верстахъ къ сѣв.-зап. отъ г. Балахны.
[5] Отъ этого брака князь Василій имѣлъ двухъ сыновей — Бориса Ростовскаго и Глѣба Бѣлозерскаго.
[6] Шеринскій лѣсъ свое названіе получилъ отъ села Шеринскаго. Село Шеринское, бывшій прежде монастырь, отъ Кашина въ 25 верстахъ, отъ Калязина въ 38-40, при рѣкѣ Шеринкѣ, впадающей въ Медвѣдицу.
[7] Кириллъ II епископъ Ростовскій и Ярославскій занималъ каѳедру съ 1231 по 1262 годъ. Ростовскую каѳедру онъ занялъ по настоянію князя Василько.
[8] Св. мощи князя Василія почиваютъ подъ спудомъ. Но въ Ростовѣ держится преданіе, что онѣ ранѣе были на вскрытіи.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 374-378.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0