Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День четвертый.

Житіе преподобнаго и благовѣрнаго князя Даніила Александровича Московскаго [1].

Благовѣрный князь Даніилъ былъ четвертымъ сыномъ святаго и приснопамятнаго великаго князя Александра Ярославича Невскаго [2]. Былъ онъ послѣднимъ среди братьевъ своихъ, какъ и прадѣдъ его великій князь Всеволодъ Юрьевичъ [3]. Такъ, князей Даніила и Всеволода уподобилъ Господь древнему царю, богоотцу и пророку Давиду: и тотъ былъ младшимъ изъ братьевъ своихъ.

Сей блаженный князь Даніилъ остался безъ родителей двухъ лѣтъ отъ рожденія, и отъ младенческаго возраста Господь хранилъ его. Господь избралъ его и возрастилъ, и устроилъ. Никто не ходилъ на него ратью, и ему досталось въ наслѣдіе богохранимая держава преименитаго града Москвы [4]. Богъ возлюбилъ и прославилъ Даніила князя и его праведное потомство и допустилъ ихъ княжить и царствовать въ роды и роды [5]. Если въ то время держава Московская и не была такъ многовластна, какъ впослѣдствіи, но и тогда блаженный и великій князь Даніилъ никѣмъ побѣжденъ не былъ. Когда случалась среди братьевъ князя Даніила и сродниковъ междоусобная брань близъ его державы, онъ, храбрый и мужественный, всегда стремился проявить себя смиренномудрія рачителемъ. Мужественно вооружался онъ на враждующихъ съ нимъ, выходилъ на нихъ съ воинствомъ, но утишалъ вражду безъ кровопролитія.

Неизбѣжно вовлекаемый въ междоусобія князей русскихъ [6], блаженный князь Даніилъ Александровичъ показалъ себя миролюбцемъ. Въ 1282 году онъ соединилъ Московскія войска съ войсками брата своего Андрея, боровшагося за великое княженіе Владимірское, противъ другого брата — Димитрія; но при первой встрѣчѣ у града Дмитрова [7] вооружившіеся заключили миръ, и кровь не лилась. Въ 1292 году, когда князь Андрей привелъ въ Россію полчища татаръ, домогаясь великокняжескаго стола, и они грабили города, блаженный князь Даніилъ миролюбиво впустилъ татаръ въ свой городъ, не бывъ въ состояніи силою охранить его. Когда Андрей сталъ великимъ княземъ Владимірскимъ, въ 1296 году открылись ссоры между русскими князьями: но и Андрей призналъ тогда правоту блаженнаго князя Даніила, а епископы Владимірскій Симеонъ и Сарскій Измаилъ убѣдили на съѣздѣ князей во Владимірѣ прекратить ссору миромъ. Когда же вслѣдъ за тѣмъ Андрей хотѣлъ съ войскомъ своимъ завладѣть Переяславлемъ Залѣсскимъ [8], святый Даніилъ князь Московскій вмѣстѣ съ Тверскимъ княземъ Михаиломъ встрѣтилъ Андрея съ сильною ратію, — и послѣ переговоровъ въ другой разъ заключенъ былъ миръ. Въ 1301 году былъ съѣздъ князей въ Дмитровѣ: на этомъ собраніи блаженный Даніилъ окончилъ миромъ всѣ пререканія съ Андреемъ и прочими князьями.

Такъ время княженія своего блаженный князь Даніилъ прожилъ мирно, десница Божія защищала его отъ всякой брани и крамолы, во всѣ дни его жизни никто не нанесъ ущерба державѣ его, и самъ онъ не покушался насиліемъ пріобрѣтать чужія области, благодаря Бога за дарованное ему въ жребій благословенное наслѣдіе — державу преславнаго града Москвы.

Старшіе его братья княжили тогда каждый въ доставшейся имъ по наслѣдію области, великій князь Димитрій въ Переяславлѣ на озерѣ, при немъ живалъ въ Переяславлѣ всероссійскій митрополитъ преосвященный Кириллъ, гдѣ и скончался, тѣло же его перевезено было въ градъ Кіевъ, бывшій тогда стольнымъ градомъ всероссійской митрополіи и положено въ церкви святой Софіи. Митрополію затѣмъ занялъ Максимъ, родомъ Грекъ. Сей митрополитъ Максимъ, не стерпѣвъ насилія отъ татаръ, навсегда переселился изъ Кіева во Владиміръ со всѣмъ клиромъ въ лѣто 1300-е, мѣсяца апрѣля въ 18 день, епископу же Владимірскому Симеону поручилъ Ростовскую епископію. Когда митрополитъ Максимъ прибылъ во Владиміръ, то отъ тяжелаго и долгаго пути задремалъ въ своей келліи. И вотъ во время сна увидѣлъ онъ великій и необычный свѣтъ; въ томъ свѣтѣ явилась Пречистая Дѣва Богородица, съ Превѣчнымъ Младенцемъ на рукахъ и сказала митрополиту:

— «Рабъ Мой Максимъ, хорошо ты сдѣлалъ, придя въ сей градъ».

Подавая затѣмъ митрополиту омофоръ, Пречистая сказала:

— «Пріими сей омофоръ и паси въ градѣ Моемъ словесныя овцы».

Митрополитъ принялъ омофоръ и пробудился: въ келліи не было никого, но омофоръ былъ въ рукахъ его. И прославилось чудо сіе по всей Русской землѣ и въ Палестинѣ, а митрополитъ повелѣлъ написать образъ тѣмъ подобіемъ, какъ было ему видѣніе [9].

Со временъ блаженнаго князя Даніила честь и слава первокняженія и первосвятительства начали приближаться къ боголюбивому граду Москвѣ; здѣсь Господь возжелалъ сугубо прославить Свое святое имя, благоизволивъ утвердить и первосвятительство [10] и боговѣнчанное царство [11].

Въ 1301 году благовѣрный князь Московскій Даніилъ Александровичъ, услышавъ, что у града Рязани собралось множество татаръ, пошелъ туда съ войскомъ, чтобы воспрепятствовать нахожденію варваровъ, и не дать имъ въ разореніе отечество свое. У града Переяславля [12] побѣдилъ онъ полчища татаръ и, взявъ въ плѣнъ союзника татаръ князя Рязанскаго Константина Романовича, привелъ въ Москву, но не отягчилъ его участи жестокостію, напротивъ ласково угощалъ его и содержалъ въ почетѣ.

Когда скончался братъ святаго князя Даніила Димитрій, другой его братъ князь Андрей отправился въ Орду добиваться у татарскаго хана признанія его права на великое княженіе [13]. Затѣмъ (въ 1302 году) скончался бездѣтнымъ и племянникъ Даніила, князь Іоаннъ Димитріевичъ Переяславскій и завѣщалъ державу свою, княжество Переяславль-Залѣсское младшему дядѣ своему, сему блаженному князю Московскому Даніилу, но не старшему своему дядѣ, князю Владимірскому Андрею, который считалъ себя наслѣдникомъ Іоанна и уже распоряжался въ Переяславлѣ черезъ своихъ бояръ. Область Переяславская вмѣстѣ съ Дмитровомъ была одною изъ первыхъ, какъ по числу жителей, такъ и по крѣпости главнаго города. Переяславль обведенъ былъ глубокимъ рвомъ съ водою, высокимь валомъ, двойною стѣною съ 12 башнями [14]. Это новое владѣніе вывело князя Московскаго на степень князя весьма сильнаго, и сынъ блаженнаго князя Даніила — Георгій уже сталъ великимъ княземъ. Такъ, по волѣ Божіей, первенство Россійскаго скипетродержанія безъ борьбы переходило въ родъ князя Даніила. Онъ же, рачитель смиренномудрія, имѣя въ умѣ пророческое слово: богатство аще течетъ, не прилагайте сердца (Псал. 61, 11), ни мало не вознесся мыслію, не возжелалъ первенства державы. Святый князь мыслилъ о немъ съ кротостью, не услаждался властолюбіемъ, но больше ограждался страхомъ Божіимъ, преуспѣвалъ въ братолюбіи и уклонялся отъ жажды славы. Поэтому благодать Божія умножалась къ нему, держава его распространялась, и онъ уже не былъ вынужденъ перемѣнять мѣсто своего пребыванія; въ градъ Переяславль онъ послалъ своихъ намѣстниковъ, а намѣстники брата его, великаго князя Андрея бѣжали изъ Переяславля.

Богоугодно господствуя въ Московской области, блаженный князь Даніилъ построилъ за Москвою рѣкою монастырь, который зовется по его имени Даниловскій [15], создалъ церковь во имя ангела своего преподобнаго Даніила Столпника и поставилъ въ немъ архимандрита [16]. Въ монастырѣ семъ и самъ князь сподобился постриженія въ иночество. И такъ, принявъ схиму, отошелъ онъ ко Христу въ лѣто 1303-е, мѣсяца марта въ 4 день, на 42 году отъ рожденія своего. По своему смиренію не пожелалъ онъ быть положеннымъ въ церкви, но на монастырѣ, гдѣ погребали всѣхъ братій. Тогда Переяславцы взяли себѣ въ князья сына Даніилова князя Георгія и не пустили его на похороны отца.

Черезъ 27 лѣтъ, въ 1330 году, мѣсяца мая въ 1 день, сынъ блаженнаго князя Даніила Александровича, Великій князь Іоаннъ, по прозванію Калита [17], перевелъ по благословенію св. Ѳеогноста, митрополита Всероссійскаго, тотъ Даниловскій монастырь съ архимандритіею внутрь града Москвы, на свой княжескій дворъ, поставилъ здѣсь церковь во имя Боголѣпнаго Преображенія Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, устроилъ новый монастырь, а древній Даниловскій и все имѣніе Даниловскаго монастыря и самый погостъ Даниловскій и иныя монастырскія села передалъ архимандриту новосозданнаго монастыря Святаго Спаса, соединивъ, такимъ образомъ, оба монастыря подъ однимъ началомъ. Спустя много лѣтъ, по нерадѣнію архимандритовъ Спасскихъ, монастырь Даниловскій обнищалъ такъ, что и слѣдъ его изгладился, осталась только одна церковь во имя святаго Даніила Столпника. И прозвалось то мѣсто — сельцо Даниловское. О монастырѣ же не сохранилось и слуха, какъ будто его и не существовало.

Монастырь святаго Спаса существовалъ внутри града Москвы на княжескомъ дворѣ до лѣтъ благочестиваго великаго князя Іоанна Васильевича III [18]. Онъ снова перевелъ монастырь изъ града Москвы на новое мѣсто надъ Москвою рѣкою, по ту ея сторону, на горѣ, называемой Крутицы, въ разстояніи окозрѣнія отъ мѣста древняго Даниловскаго монастыря. Сія снова перенесенная обитель и донынѣ зовется — Спасовою на Новомъ. Во градѣ же Москвѣ церковь Преображенія Господня была обращена въ Соборъ мірскихъ іереевъ и въ ней учреждено протопопство. Сія церковь и нынѣ зовется Спасъ на Бору.

Однажды великій князь Іоаннъ Васильевичъ ѣхалъ мимо мѣста древняго Даниловскаго монастыря, гдѣ почивали честныя мощи блаженнаго князя Даніила. Тогда у одного знатнаго юноши въ полку княжескомъ споткнулся конь, и онъ остался одинъ среди пути. И вотъ внезапно сему юношѣ явился незнакомый человѣкъ; тотъ, увидѣвъ незнакомца, испугался; явившійся же сказалъ ему:

— «Не бойся меня, ибо я христіанинъ, мѣсту же сему господинъ, имя мое Даніилъ Московскій. По Божію изволенію положенъ я здѣсь на Даниловскомъ семъ мѣстѣ. Иди, юноша, къ Великому князю Іоанну и скажи ему: вотъ ты всячески себя утѣшаешь, зачѣмъ же меня предалъ забвенію. Но если онъ забылъ меня, то Богъ мой не забывалъ меня никогда».

Сказавъ сіе, онъ сталъ невидимъ. Юноша тотчасъ сѣлъ на коня своего и скоро догналъ великаго князя. Видя его ослабѣвшаго, испуганнаго, осунувшагося лицемъ, великій князь сказалъ ему:

— «Гдѣ ты замѣшкался и кого испугался? почему въ такомъ трепетѣ ты пріѣхалъ сюда?»

Юноша разсказалъ ему подробно все, что видѣлъ и слышалъ. Великій же князь съ того времени уставилъ пѣть соборныя паннихиды и божественныя службы и устроилъ раздачу милостыни и трапезы по отшедшимъ душамъ своихъ родственниковъ, пожившихъ въ благочестіи.

Спустя много лѣтъ, новый великій князь Василій Іоанновичъ [19], ѣхалъ однажды въ сопровожденіи множества своихъ приближенныхъ.

Когда бывшій среди нихъ князь Іоаннъ Михайловичъ Шуйскій приблизился къ церкви святаго Даніила, гдѣ почивали мощи блаженнаго князя Даніила Александровича, надъ которыми въ древніе годы былъ положенъ камень, то князь Шуйскій наступилъ на сей камень и началъ съ него садиться на своего коня. Случившійся туть крестьянинъ сказалъ тогда ему:

— «Господинъ князь, не дерзай садиться съ сего камня на коня своего. Знай, что здѣсь положенъ блаженный князь Даніилъ».

Князь Іоаннъ, видя мѣсто Даниловское въ небреженіи и сочтя обличившаго его крестьянина невѣждою, не обратилъ вниманія на слова его и, не подумавъ, сказалъ:

— «Мало ли тутъ князей!»

И сталъ садиться на коня. Вдругъ конь сталъ на дыбы, палъ на землю и испустилъ духъ. Князя же еле живого вытащили изъ-подъ коня. Князь раскаялся въ своей дерзости и повелѣлъ іерею служить молебенъ по поводу своего прегрѣшенія и паннихиду по блаженномъ князѣ Даніилѣ. И вскорѣ Шуйскій выздоровѣлъ, по молитвамъ блаженнаго и великаго князя Даніила.

Во дни царя Іоанна Васильевича всея Руси самодержца [20], въ городѣ Коломнѣ проживалъ купецъ. Однажды сей купецъ поѣхалъ въ лодкѣ съ товарами ко граду Москвѣ и съ нимъ былъ его юный сынъ. Сего юношу постигла тогда такая сильная болѣзнь, что отчаялись въ его спасеніи, и онъ былъ при послѣднемъ издыханіи, Когда купецъ съ сыномъ приплыли къ церкви, гдѣ почивали честныя мощи блаженнаго и великаго князя Даніила, купецъ принесъ своего больного сына ко гробу князя и велѣлъ іерею той церкви пѣть молебенъ, а самъ съ великою вѣрою и обильными слезами сталъ молиться Богу, призывая въ молитвѣ угодника-святаго князя Даніила, прося продленія жизни своему сыну, котораго и возложилъ на честной гробъ князя Даніила. И тотчасъ сынъ его, какъ бы пробудившись отъ сна, сталъ здоровымъ. Тогда онъ взялъ своего исцѣленнаго сына и пошелъ въ путь, славя Бога и святаго князя Даніила. Съ тѣхъ поръ отецъ сильно увѣровать во угодника и каждый годъ въ день исцѣленія своего сына приходилъ ко гробу святаго, совершалъ тамъ молебны и творилъ милостыню.

Царь Іоаннъ Васильевичъ, видя то мѣсто Даниловское, гдѣ почивали честныя мощи блаженнаго князя Даніила, въ небреженіи и забвеніи, самъ сталъ ежегодно приходить къ мощамъ симъ, и митрополитъ съ священнымъ соборомъ установили совершать тамъ ежегодно паннихиды и службы о святомъ; царь повелѣлъ тамъ построить каменную церковь и воздвигнуть монастырь, собрать иноковъ и составить общее житіе.

Въ 1652 году, августа 30 обрѣтены нетлѣнными мощи святаго князя Даніила и по повелѣнію великаго Государя царя и великаго князя Алексія Михайловича перенесены въ храмъ во имя святыхъ отецъ семи Вселенскихъ соборовъ обители святаго Даніила, гдѣ и доселѣ сіи мощи видимы всѣмъ приходящимъ и почитающимъ ихъ [21]. По молитвамъ святаго и блаженнаго князя Даніила помилуй насъ, Христе Боже нашъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о благов. кн. Даніилѣ почерпаются изъ древнихъ лѣтописей, а также изъ житія, помѣщеннаго въ Степенной книгѣ.
[2] Сыновьями святаго великаго князя Александра Ярославича Невскаго были: Андрей († 1304 г.), Василій († 1271 г.), Димитрій († 1294 г.), Даніилъ (род. 1261 г., † 1303 г.). Св. Даніилъ родился отъ второй супруги Александра Ярославича Невскаго — праведной княгини Вассы. Княгиня Васса чтится святою мѣстно, — одинаково съ праведными: первою супругою св. Александра Невскаго и дочерью Евдокіею. Онѣ всѣ три положены въ Успенскомъ соборѣ Княгинина монастыря во Владимірѣ на Клязьмѣ.
[3] Разумѣется внукъ Владиміра Мономаха Всеволодъ III, по прозванію «Большое гнѣздо», сынъ Юрія Долгорукаго, умный, могучій сѣверный князь, утвердившій окончательно первенство Владиміра на Клязьмѣ передъ Ростовомъ, бывшимъ ранѣе главнымъ городомъ Залѣсскаго края. Умеръ Всеволодъ Юрьевичъ въ 1212 году.
[4] Есть, впрочемъ, мнѣніе, что св. Даніилъ получилъ Москву въ удѣлъ себѣ отъ брата великаго князя Димитрія между 1276 и 1283 гг.
[5] Великаго княженія Владимірскаго (разумѣется Владиміръ Залѣсскій на рѣкѣ Клязьмѣ), то есть, старшинства среди другихъ русскихъ князей, впервые въ племени святаго князя Московскаго Даніила Александровича добился сынъ его — Георгій. Со временъ слѣдующаго великаго князя — другого сына Даніилова, Іоанна, прозваннаго Калитою, всѣ Московскіе князья, потомки Даніиловы, удерживаютъ за собою великокняжескую Владимірскую область. Правнукъ князя Даніила — Димитрій Іоанновичъ Донской прямо отказалъ по завѣщанію великое княжество Владимірское своему сыну. То же сдѣлалъ и внукъ Димитрія — Василій Васильевичъ Темный, считая это великое княженіе неразрывно соединеннымъ съ Московскимъ. Первымъ царемъ русскимъ назывался въ семъ племени Іоаннъ III-й Васильевичъ, 8-й наслѣдникъ Московскаго княженія послѣ Даніила; первымъ вѣнчанъ былъ на царство внукъ Іоанна III-го, Іоаннъ Васильевичъ IV-й, по прозванію Грозный.
[6] Во времена святаго князя Даніила шла борьба за великокняжескій Владимірскій столъ между его старшими братьями Александровичами — Андреемъ, княземъ Городецкимъ, и Димитріемъ, княземъ Переяславля Залѣсскаго. Остальные князья примыкали въ этой борьбѣ, то къ Андрею, то къ Димитрію, которые приводили на Русь себѣ въ помощь иноземныя войска, преимущественно Кипчакскихъ татаръ.
[7] Дмитровъ нынѣ уѣздный городъ Московской губ.
[8] Переяславль Залѣсскій, уѣздный городъ Владимірской губерніи, на обоихъ берегахъ рѣчки Трубежа, при впаденіи ея въ озеро Плещеево или Переяславское.
[9] Сей образъ находится во Владимірскомъ Уепенскомъ Соборѣ. Митрополитъ Максимъ скончался въ концѣ 1305 года. Тѣло его было положено въ семъ соборѣ, въ придѣлѣ св. мученика Пантелеимона.
[10] Преемникъ митрополита Максима, св. Петръ проходилъ всѣ мѣста и города, и полюбивши сына Даніилова — Московскаго князя Ивана Калиту, сталъ жить въ Москвѣ долѣе, чѣмъ въ другихъ мѣстахъ и въ ней повелѣлъ положить свое тѣло. Преемникъ св. Петра († 1326 г.), св. митрополитъ Ѳеогностъ Грекъ сѣлъ на мѣстѣ св. Петра, сталъ жить на его дворѣ въ Москвѣ.
[11] Первымъ изъ Московскихъ князей былъ вѣнчанъ на царство Іоаннъ Васильевичъ IV-й Грозный въ 1547 году.
[12] Рязань сего житія въ настоящее время соотвѣтствуетъ селу Старая Рязань; Переяславль въ данномъ мѣстѣ житія соотвѣтствуетъ нынѣшнему городу Рязани: Переяславль Рязанскій переименованъ въ Рязань въ 1778 году.
[13] Съ 1237 года Русь подпала въ подчиненіе къ татарамъ, которые брали съ нея дань и утверждали русскихъ князей на ихъ столахъ. Правнукъ святаго князя Даніила — Димитрій Іоанновичъ Донской впервые далъ могучій отпоръ татарамъ, побѣдивъ ихъ въ Куликовской битвѣ (8 сентября 1380 года).
[14] Земляной валъ правильной круглой форны хорошо сохранился въ г. Переяславлѣ донынѣ: по мѣстамъ, замѣтны слѣды рва, окружавшаго валъ; но деревянныя стѣны, башни и врата разобраны за ветхостью во втор. пол. XVIII в.
[15] Московскій Даниловскій монастырь основанъ не позднѣе 1282 года и сушествуетъ болѣе 600 лѣтъ, онъ — первый и старѣйшій изъ монастырей Московскихъ.
[16] Память преп. Даніила Столпника 11 декабря.
[17] Іоаннъ Даніиловичъ Калита былъ великимъ княземъ Владимірскимъ съ 1328 года; скончался 31 марта 1341 года.
[18] Іоаннъ III Васильевичъ былъ великимъ княземъ съ 1462 по 1505 годъ.
[19] Василій Іоанновичъ былъ великимъ княземъ съ 1505 по 1533 годъ.
[20] Іоаннъ Васильевичъ IV Грозный остался малолѣтнимъ послѣ смерти отца своего въ 1533 году. Съ этого года по 1538-ой управленіе Московскимъ государствомъ принадлежало его матери — великой княгинѣ Еленѣ Васильевнѣ, затѣмъ лѣтъ на 10 управленіе государетвомъ захватили бояре; въ 1547 году Іоаннъ Васильевичъ вѣнчался на царство, а въ 1584 году умеръ.
[21] Святыя мощи благовѣрнаго князя Даніила, будучи поставлены въ 1652 году противъ праваго клироса церкви Соборовъ, тамъ находились до 1763 г, а въ сіе время были перенесены въ арку у лѣваго клироса, гдѣ и по нынѣ находятся. Память св. Даніила совершается дважды въ году: 4 марта, въ день преставленія его, и 30 августа въ день открытія святыхъ мощей его. Въ Даніиловскомъ монасгырѣ въ сіи дни праздничная служба совершается по особому чину, напечатанному въ 1791 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 365-373.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0