Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День четвертый.

Житіе предодобнаго отца нашего Герасима, жившаго на Іорданѣ.

Обитель преподобнаго Герасима отстояла отъ святаго града Іерусалима на разстояніи 35 стадій, а отъ рѣки Іордана на одну стадію. Сюда онъ принималъ вновь поступающихъ, а прошедшимъ искусъ давалъ отшельническія келліи въ пустынѣ. Всего у него было не менѣе 70 пустынножителей, для которыхъ преподобный Герасимъ установилъ слѣдующій уставъ. Пять дней въ недѣлѣ каждый проводилъ въ своей уединенной келліи въ молчаніи, за какой-либо работой, вкушалъ немного сухого хлѣба, принесеннаго изъ монастыря, воды и кореньевъ. Въ эти пять дней не позволялось ѣсть ничего варенаго и даже не допускалось разводить огонь, чтобы и мысли не было о вареніи пищи. На субботу и воскресенье всѣ приходили въ монастырь, собирались въ церковь на божественную литургію и причащались пречистыхъ и животворящихъ Христовыхъ Таинъ, потомъ на трапезѣ вкушали вареной пищи и немного вина во славу Божію и представляли настоятелю работу, исполненную въ продолженіи пяти дней. Въ воскресенье послѣ полудня снова каждый удалялся въ свою уединенную келлію въ пустыню, взявъ съ собою немного хлѣба, кореньевъ, сосудъ съ водой и финиковыя вѣтви для плетенія корзинъ. Нестяжаніе и нищета была у нихъ таковы, что никто изъ нихъ ничего не имѣлъ, кромѣ одной ветхой одежды, рогожи для спанья и малаго сосуда съ водой. Настоятель даже запретилъ имъ, выходя изъ келліи, затворять дверь, чтобы всякій могъ войти и невозбранно взять, что хотѣлъ, изъ этихъ убогихъ вещей. И вотъ они жили по апостольскому правилу «едино сердце и едина душа», и никто не называлъ ничего своимъ, но все было общее. Разсказываютъ, что нѣкоторые изъ пустынниковъ просили у преподобнаго Герасима позволенія зажечь иногда ночью свѣчу для чтенія, или развести огонь, чтобы въ случаѣ нужды согрѣть воду. Но святый Герасимъ говорилъ имъ на это:

— «Если хотите имѣть огонь въ пустынѣ, то приходите жить въ монастырь съ вновь поступающими: я, пока живъ, никогда не попущу, чтобы у пустынножителей былъ огонь!»

Жители города Іерихона, услышавъ о такомъ строгомъ подвижничествѣ подъ руководствомъ святаго Герасима, приняли за правило каждую субботу и воскресенье приходить въ обитель преподобнаго и приносить въ изобиліи пищи, вина и всего потребнаго для монастыря.

Преподобный Герасимъ такъ строго соблюдалъ посты, что въ святую и великую четыредесятницу совершенно ничего не вкушалъ до самаго Свѣтлаго дня и подкрѣплялъ свои тѣлесные и душевные силы только причащеніемъ Божественныхъ Таинъ. У этого благочестиваго наставника подвизался и блаженный Киріакъ, какъ о томъ написано въ житіи его: «Дружелюбно принявъ пришедшаго къ нему Киріака и провидя въ немъ Божественную славу, преподобный Евѳимій самъ облекъ его въ схиму и послалъ на Іорданъ къ святому Герасиму. Святый Герасимъ, видя юность Киріака, приказалъ ему жить въ монастырѣ и нести послушанія. Готовый исполнить всякую работу, Киріакъ цѣлый день проводилъ среди монастырскихъ трудовъ, а всю ночь стоялъ на молитвѣ, иногда только предаваясь сну на короткое время. Онъ наложилъ на себя постъ и только черезъ два дня вкушалъ хлѣба и воды. Видя такое воздержаніе Киріака, не смотря на юные годы его, преподобный Герасимъ изумлялся и полюбилъ его. Святый Герасимъ имѣлъ обычай на Четыредесятницу уходить въ отдаленнѣйшую часть пустыни, называемую Рува, гдѣ нѣкогда жилъ преподобный Евѳимій; любя блаженнаго Киріака за его великое воздержаніе, онъ бралъ его съ собою, и тамъ Киріакъ каждую недѣлю причащался Святыхъ Таинъ изъ рукъ святаго Герасима, пребывалъ въ безмолвіи до Вербнаго воскресенья и возвращался въ обитель, получивъ великую пользу душевную.

Черезъ нѣкоторое время преставился преподобный отецъ нашъ Евѳимій, и объ его кончинѣ преподобный Герасимъ узналъ, находясь въ своей келліи: онъ видѣлъ, какъ ангелы Божіи радостно возносили на небо душу преподобнаго Евѳимія. Взявъ съ собою Киріака, онъ пошелъ въ обитель Евѳимія и нашелъ его уже умершимъ. Предавъ погребенію честное его тѣло, онъ возвратился вмѣстѣ съ любимымъ ученикомъ своимъ Киріакомъ въ свою келлію».

Великому угоднику Божію Герасиму даже безсловесный звѣрь служилъ, какъ разумный человѣкъ, какъ пишуть въ Лимонарѣ [7] блаженные отцы Евиратъ и Софроній Софистъ: «пришли мы въ обитель отца Герасима, отстоящую на разстояніи одного поприща отъ Іордана, и жившіе тамъ иноки разсказывали намъ объ отцѣ Герасимѣ. Однажды шелъ онъ по Іорданской пустынѣ и встрѣтилъ льва, показывавшаго ему свою ногу, опухшую и наполненную гноемъ отъ вонзившагося шипа. Левъ кротко глядѣлъ на старца и не умѣя выразить свою просьбу словами, умолялъ объ исцѣленіи своимъ смиреннымъ видомъ. Старецъ, видя льва въ такой бѣдѣ, сѣлъ, взялъ ногу звѣря и вытащилъ изъ нея шипъ. Когда вытекъ гной, онъ хорошо очистилъ рану и обвязалъ платкомъ. Исцѣленный левъ съ тѣхъ поръ не покидалъ старца, а ходилъ за нимъ, какъ ученикъ, такъ что святый Герасимъ дивился уму и кротости звѣря. Старецъ питалъ его, давая ему хлѣбъ или иную пищу. У иноковъ былъ оселъ, на которомъ они привозили для братіи воду изъ святаго Іордана. Старецъ поручилъ льву сопровождать осла и охранять его, когда тотъ пасется на берегахъ Іордана. Случилось однажды, что левъ отошелъ отъ пасшагося осла на значительное разстояніе и уснулъ на солнцѣ. Въ это время шелъ мимо съ верблюдами одинъ человѣкъ изъ Аравіи и, увидѣвъ, что оселъ пасется одинъ, взялъ его и увелъ съ собою. Проснувшись, левъ сталъ искать осла и, не нашедши его, съ унылымъ и печальнымъ видомъ пошелъ въ обитель къ отцу Герасиму. Старецъ подумалъ, что левъ съѣлъ осла, и спросилъ:

— «Гдѣ оселъ?»

Левъ стоялъ молча, опустивъ глаза внизъ, какъ человѣкъ. Старецъ тогда сказалъ:

— «Ты съѣлъ его! Но благословенъ Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь дѣлать для обители все то, что дѣлалъ оселъ».

По повелѣнію старца съ тѣхъ поръ на льва стали навьючивать, какъ прежде на осла, боченокъ, мѣрою въ четыре мѣха [8], и посылать на Іорданъ за водой для монастыря.

Однажды пришелъ къ старцу помолиться одинъ воинъ и, увидѣвъ льва, носящаго воду, сжалился надъ нимъ. Чтобы купить новаго осла, а льва освободить отъ работы, онъ далъ инокамъ три золотыя монеты. Оселъ для монастырской службы былъ купленъ, а левъ освобожденъ отъ работы.

Черезъ нѣкоторое время купецъ изъ Аравіи, уведшій осла, пошелъ въ Іерусалимъ съ верблюдами продать пшеницу; съ нимъ былъ и оселъ. Около Іордана съ караваномъ случайно встрѣтился левъ; узнавъ осла, онъ зарычалъ и бросился къ нему. Купецъ и его спутники въ ужасѣ убѣжали, а левъ, схвативъ узду зубами, какъ дѣлалъ прежде, повелъ осла съ тремя привязанныме одинъ за другимъ верблюдами, обремененными пшеницей. Выражая ревомъ свою радость, что нашелъ потеряннаго осла, левъ привелъ его къ старцу. Преподобный старецъ тихо улыбнулся и сказалъ братіи:

— «Напрасно мы бранили льва, думая, что онъ съѣлъ нашего осла».

Льву дано было имя «Іорданъ». Послѣ этого онъ часто приходилъ къ старцу, принималъ отъ него пищу и не отлучался изъ обители болѣе пяти лѣтъ. Когда преподобный отецъ Герасимъ отошелъ ко Господу [9] и былъ погребенъ братіею, по устроенію Божьему, левъ тогда не оказался въ обители, а пришелъ черезъ нѣкоторое время и сталъ искать своего старца. Отецъ Савватій и одинъ изъ учениковъ отца Герасима, увидѣвъ льва, сказали ему:

— «Іорданъ! Старецъ нашъ оставилъ насъ сиротами: отошелъ ко Господу!»

Они стали давать ему пищу, но левъ пищи не принялъ, а озирался во всѣ стороны, ища преподобнаго отца Герасима, и скорбно рычалъ. Отецъ Савватій и другіе старцы гладили его по спинѣ и повторяли:

— «Отошелъ старецъ ко Господу, оставилъ насъ!»

Но этими словами они не могли удержать льва отъ вопля и скорбнаго рычанія, и чѣмъ больше они старались утѣшить его словами, тѣмъ печальнѣе онъ рычалъ, и голосомъ, и лицемъ, и глазами выражая скорбь, что не видитъ старца. Тогда отецъ Савватій сказалъ:

— «Если не вѣришь намъ, то иди съ нами; мы покажемъ тебѣ мѣсто, гдѣ покоится старецъ».

И пошли съ нимъ въ гробницу, гдѣ былъ погребенъ преподобный Герасимъ. Гробница находилась около самой церкви. Ставъ надъ гробницей, отецъ Савватій сказалъ льву:

— «Вотъ здѣсь погребенъ нашъ старецъ».

И, преклонивъ колѣна, сталъ плакать. Услышавъ это и увидѣвъ, что Савватій плачетъ, левъ ударялся головой о землю и страшно ревѣлъ. Сильно рыкнувъ, онъ умеръ надъ гробницей старца. Не могъ ничего выразить левъ словами, но все-таки, волею Божіею, прославилъ старца и при его жизни, и послѣ смерти, показавъ намъ, какъ послушны были звѣри Адаму до его грѣхопаденія и изгнанія изъ рая.

Такъ повѣствуютъ Іоаннъ и Софроній. Изъ этого разсказа видно, какъ преподобный Герасимъ былъ угоденъ Богу, работая во славу Его отъ юности до старости. Ко Господу онъ и отошелъ въ жизни вѣчной, гдѣ со святыми славитъ Отца и Сына и Овятаго Духа во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ликія — область, находившаяся въ южной части Малой Азіи.
[2] Ѳеодосій II, въ житіи названный «юнѣйшимъ», былъ внукъ Ѳеодосія Великаго. Родился въ 400 году, въ 408 году наслѣдовалъ послѣ отца своего Аркадія Восточную Римскую имперію. Воспитанный въ строгой набожности, Ѳеодосій старался искоренить послѣдніе слѣды язычества въ Имперіи. Скончался въ 450 году.
[3] Императоръ Восточной Римской имперіи въ 450-457 году. Женатъ былъ на сестрѣ своего предшественника, Ѳеодосія II, Пульхеріи, которая принимала близкое участіе въ религіозныхъ спорахъ своего времени. — IV Вселенскій соборъ былъ созванъ въ 451 году.
[4] Несторій, епископъ константинопольскій, училъ, что Іисусъ Христосъ не есть истинный Богъ, а только простой человѣкъ, сынъ Іосифа и Маріи, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божіей. По ученію Несторія, Іисусъ Христосъ спасаетъ насъ не Своими искупительными заслугами, а примѣромъ доброй жизни. Ученіе Несторія было осуждено на III Вселенскомъ соборѣ, бывшемъ въ 431 г.
[5] Память его 20 января.
[6] Епископъ Іерусалимскій съ 316 по 386 г., т. е. раньше дѣятельности преподобнаго Герасима. Въ житіи, повидимому, авторъ указанъ неправильно; можетъ быть, надо читать Кириллъ Александрійскій (архіепископъ въ 412-444 г.), много писавшій противъ еретиковъ.
[7] Линонарь («Лугъ Духовный») — сочиненіе греческаго инока Іоанна Мосха; написано въ началѣ VII вѣка и содержитъ въ себѣ краткія сказанія о жизни и подвигахъ святыхъ.
[8] Мѣхъ— кожанный мѣшокъ, служившій мѣрою жидкостей.
[9] Въ 475 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 79-85.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0