Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День третій.

Страданіе святыхъ мучениковъ Евтропія, Клеоника и Василиска.

Однажды, засѣдая на судилищѣ со своими совѣтниками, онъ призвалъ книгохранителя Евласія и приказалъ ему читать прежнія судебныя дѣла. Когда Евласій читалъ о страданіяхъ Ѳеодора Тирона, то всѣ дивились терпѣнію святаго мученика, а правитель спросилъ:

— «Гдѣ друзья Ѳеодора, упоминаемые въ книгѣ?»

Евласій отвѣчалъ:

— «Они содержатея въ темницѣ съ прочими узниками». Видя сожженное Тирономъ капище скверной ихъ богини Юноны, именуемой матерью боговъ, правитель зарычалъ, какъ левъ, и тотчасъ повелѣлъ послать воиновъ въ темницу, чтобы привести къ нему святыхъ мучениковъ Евтропія, Клеоника и Василиска.

Евтропій и Клеоникъ были родными братьями, родомъ изъ Каппадокіи, а Василискъ, племянникъ святаго Ѳеодора, родился въ Амасіи, но всѣ трое вслѣдствіе взаимной любви называли другъ друга братьями.

Пришедши къ темницѣ, воины сказали темничному сторожу:

— «Выдай намъ друзей Ѳеодора».

Тогда сторожъ вошелъ къ святымъ и сказалъ:

— «Вставайте! Пришло время, котораго вы ждали съ нетерпѣніемъ день и ночь; васъ зоветъ правитель. Но умоляю васъ, помяните и меня въ своихъ молитвахъ».

Такъ говорилъ темничный сторожъ, такъ какъ видѣлъ ихъ день и ночь на молитвѣ и происходившія съ ними чудеса: необыкновенный свѣтъ сіялъ среди нихъ, темница много разъ сама собою отверзалась. Поэтому онъ и увѣровалъ, что Господь пребываетъ съ ними. На призывъ правителя святые пошли съ радостію, а оставшіеся узники печалились, что лишались дружескаго общенія со святыми мучениками. Тогда святый Евтропій сказалъ имъ:

— «Не плачьте, друзья, ибо мы снова увидимся, но молитесь ко Господу нашему Іисусу Христу, чтобы Онъ даровалъ намъ страданіе и кончину за Него и чтобы прекратилось бѣсовское язычество, а вселенная исполнилась Божьей благодати».

Утѣшивши такими словами узниковъ, святые вышли съ воинами. Святый Евтропій пѣлъ: се что добро, или что краснó, но еже жити братіи вкупѣ (Псал. 132, 1).

И вотъ раздался гласъ съ неба:

— «Не разлучу тебя съ твоей братіей, пока не придете всѣ къ Ѳеодору и не почіете на лонѣ патріарховъ, живущихъ въ Божественномъ свѣтѣ».

Евтропій былъ очень красивъ и премудръ. Когда святые были приведены и стали передъ правителемъ, то онъ спросилъ ихъ:

— «Почему лица ваши не сумрачны отъ долгаго пребыванія въ темницѣ, а радостны, какъ будто отъ постояннаго веселія?»

Блаженный Евтропій отвѣтилъ:

— «Воистину, правитель, нашъ Христосъ всегда намъ даетъ радость, посѣщая насъ Своей благодатію, и сбываются на насъ слова Писанія: сердцу веселящуся, лице цвѣтетъ! (Прит. 15, 13).

Правитель спросилъ:

— «Какъ твое имя?»

— «Первое мое имя, — отвѣчалъ святый, — христіанинъ, а родители меня назвали Евтропіемъ».

Тогда правитель съ ласкою сказалъ:

— «Вижу, что ты также благонравенъ, какъ и красивъ; думаю, давно уже ты сдѣлался такимъ мудрецомъ».

Святый отвѣчалъ:

— «Духовной мудрости я научился отъ Господа моего Іисуса Христа; на Него я возлагаю надежду, что Онъ поможеть мнѣ мудро отвѣтить на ваши вопросы».

Правитель сказалъ:

— «Послушай меня, Евтропій, и убѣди свою братію повиноваться царскому повелѣнію, принести жертвы богамъ. За это я напишу о тебѣ царямъ, и они назначатъ тебя въ этой странѣ воеводою, почтутъ тебя какъ князя и осыплютъ тебя большими богатствами. Тогда ты на дѣлѣ увидишь, какъ хорошо слушаться царей и повиноваться ихъ приказаніямъ. А если не убѣдишься моими словами, то я разсѣку твое тѣло на части и брошу на съѣденіе псамъ и звѣрямъ. Что отъ твоихъ костей останется, то все сожгу на огнѣ и прахъ брошу въ рѣку. Не надѣйся, что христіане соберутъ твои останки и, какъ святыню, помажутъ мѵромъ. Итакъ покорись, принеси жертвы богамъ или только скажи при народѣ, что покоряешься и хочешь принести жертву: всѣ смотрятъ на тебя, ожидая твоего рѣшенія. Не отвращай отъ боговъ тѣхъ, кто хочетъ приносить имъ жертвы, чтобы не запятнать свое имя, подвергаясь позорнымъ и жестокимъ мученіямъ». На это Евтропій отвѣтилъ правителю:

— «Перестань пустословить, сынъ дьявола, наслѣдникъ геенны! Перестань прельщать слугъ Божіихъ, врагъ Бога, отринутый отъ нетлѣнныхъ благъ и райскаго блаженства, вѣчный узникъ ада преисподняго! Перестань говорить неподобныя рѣчи, ты, заграждающій путь къ добрымъ дѣламъ, учитель и начальникъ нечестія! Не знаю, что и сказать еще тебѣ, лукавый соблазнитель! Ты обѣщаешь мнѣ временную честь и богатство, оставляемыя здѣсь на землѣ. Какая мнѣ польза отъ того, что вызываетъ душевредныя страсти, приводитъ къ хвастовству, любодѣянію, грабежу, убійству и другимъ преступленіямъ? Какую пользу получилъ отъ временной славы и богатства прежній князь Публій, мучившій святаго Ѳеодора? Теперь онъ погребенъ въ землѣ, снѣдаемъ червями и мучится въ адѣ, въ огнѣ неугасимомъ. И тебя не замедлитъ постигнуть гнѣвъ Божій, и погибнешь ты, беззаконникъ нечестивый. Ты угрожаешь мнѣ жестокими мученіями, мечемъ, огнемъ и звѣрями, но не надѣйся устрашить меня такими угрозами и муками принудить меня къ безбожію: пострадать за Христа Бога моего, — это мое первое желаніе, такъ какъ Онъ есть наше богатство, честь, сила и слава. Нѣтъ, не отступимъ отъ Него ни я, ни моя братія, но пострадаемъ за Спасителя нашего: въ Его рукахъ наша жизнь, Онъ воевода непобѣдимый, избавляющій отъ бѣдъ призывающихъ Его; Онъ и насъ можетъ избавить отъ рукъ твоихъ».

Услышавъ это, правитель исполнился гнѣва и приказалъ бить святаго по лицу, говоря:

— «Негодный! Ты призванъ сюда, чтобы принести жертву богамъ, а не укорять насъ!»

Но когда начали сильно бить святаго, то руки бьющихъ высохли.

По приказу правителя все, что дѣлалось и говорилось на судѣ, подробно записывалось. И вотъ когда писцы увидали, что руки истязателей высохли, то въ ужасѣ бросили писать. Однако, одинъ христіанинъ, стоявшій среди народа, записалъ происходившее.

Правитель обратился къ мученику съ такими словами:

— «Поклонишься ли ты наконецъ богамъ, чтобы сохранить свою жизнь, или хочешь, чтобы я предалъ тебя смерти?»

— «Нѣтъ, — отвѣчалъ святый Евтропій, — не поклонюсь богамъ безчувственнымъ. Ты и самъ безчувственный, если такъ поступаешь. Но поклонюсь я Богу моему и Ему принесу въ жертву свою хвалебную пѣснь. Такъ говоритъ блаженный Давидъ, и его устами Самъ Христосъ: идоли языкъ сребро и злато, дѣлá рукъ человѣческихъ: уста имутъ, и не возглаголютъ, очи имутъ и не узрятъ, руцѣ и нозѣ и вся человѣческаго подобія удеса имутъ нечувственная. И прибавляетъ къ этому: подобни имъ да будутъ творящіи я и вси надѣющіися на ня (Псал. 113, 12-13). Ты глухъ и слѣпъ, и не хочешь ли и меня сдѣлать такимъ же? Но я не отступлю отъ Господа моего Іисуса Христа».

Тогда правитель обратился къ святымъ Клеонику и Василиску:

— «А вы что скажете: принесете ли вы жертвы богамъ, чтобы сохранить свою жизнь или, какъ Евтропій, будете упорствовать и тогда подвергнитесь такимъ же мукамъ?»

Святые Клеоникъ и Василискъ отвѣчали:

— «Какъ вѣруетъ нашъ братъ и господинъ Евтропій въ Іисуса Христа, такъ и мы вѣруемъ въ Бога Отца, Сына и Святаго Духа. Какъ страдаетъ Евтропій за Христа, такъ и мы хотимъ страдать, и діаволъ не можетъ разлучить насъ, соединенныхъ святой вѣрой во Христа и взаимною любовью. Какъ трижды сплетенная веревка не разорвется, такъ и мы трое будемъ крѣпки, и какъ Пресвятая Троица нераздѣльна, такъ и мы соединены вѣрой и любовью. Такъ мучай насъ еще болѣе жестоко, мы пойдемъ на эти муки во славу Господа нашего Іисуса Христа, Которому ты врагъ».

Когда они это сказали, правитель приказалъ, чтобы четыре воина растянули каждаго и били крѣпкими жилами безъ всякой пощады. Святыхъ били такъ сильно, что на землю падали куски тѣла, обагренные кровью. Но они мужественно терпѣли и молились Богу. Жестоко было мученіе, но при помощи Божіей страстотерпцы, казалось, совершенно не страдали. Святый Евтропій молился такими словами:

— «Боже Вседержителю, благій и милостивый! Не презри насъ, Владыка, Ты, Который спасаешь праведныхъ, вразумляешь нечестивыхъ, исправляешь строптивыхъ, охраняешь мудрыхъ и наставляешь безумныхъ. Ты связалъ діавола и освободилъ человѣка. Ты помощникъ заключенныхъ въ узы, заступникъ мучимыхъ, источникъ благости, Спаситель душъ нашихъ. Ты насылаешь страданія и подаешь мужество претерпѣть муки. Дай и намъ претерпѣть страданія ради мученическаго вѣнца. Приди намъ на помощь, какъ помогъ рабу Твоему Ѳеодору. Покажи людямъ злобу діавола, Твою милость и всесильной Твоей помощію яви всѣмъ, что мы Тебя одного почитаемъ царемъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, славя Тебя со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки».

Святые Клеоникъ и Василискъ произнесли:

— «Аминь».

Вдругъ сдѣлалось страшное землетрясеніе, такъ что потряслось все судилище, утомленные и испуганные палачи отошли, а святые, освобожденные невидимой силой, остались цѣлы. И вотъ имъ явился Господь съ ангелами и съ святымъ Ѳеодоромъ. Святый Евтропій обратился къ Господу:

— «Слава Тебѣ, Владыка мой Христосъ, что такъ скоро меня услышалъ, и кто такой я, что ко мнѣ пришелъ Самъ Господь мой?»

А святымъ Клеонику и Василиску святый Евтропій сказалъ:

— «Видите ли вы, вотъ Царь нашъ Іисусъ Христосъ стоитъ съ Ѳеодоромъ во всей славѣ?»

— «Видимъ, — отвѣчали они.

Святый Ѳеодоръ, явившійся съ Господомъ, сказалъ:

— «Братъ Евтропій! Твоя молитва услышана, и пришелъ къ вамъ на помощь Спаситель съ возвѣщеніемъ о вѣчномъ блаженствѣ».

Самъ Господь сказалъ имъ:

— «Когда васъ мучили, то Я стоялъ передъ вами, глядя на терпѣніе ваше. Такъ какъ вы мужественно перенесли первыя страданія, то Я буду вашимъ помощникомъ, пока не окончите вашъ подвигь, и впишутся имена ваши въ книгу жизни».

Послѣ этихъ словъ Господь сдѣлался невидимъ съ святымъ Ѳеодоромъ.

Воины же, мучившіе святыхъ, стали просить правителя:

— «Умоляемъ тебя, господинъ, освободи насъ отъ этого дѣла, мы не можемъ мучить этихъ людей».

Указывая на святыхъ, правитель сказалъ:

— «Эти волхвы дѣлаютъ заклинанія и тѣмъ устрашають воиновъ».

Многіе изъ народа, сподобившіеся видѣть Божественное явленіе, воскликнули:

— «Нѣтъ, не заклинанія и не волхвованія, а Богъ христіанскій помогаетъ Своимъ рабамъ: сейчасъ мы видѣли Царя ихъ Христа, и слышали гласъ ангельскій».

— «Ничего я не видалъ, — сказалъ правитель, — никакого голоса не слышалъ».

Святый Евтропій обратился къ нему съ такими словами:

— «Правильно говоришь, что не видѣлъ Божественнаго явленія и не слышалъ небеснаго гласа: ты не видишь душевными очами, потому что тебя ослѣпилъ діаволъ, и на тебѣ сбывается пророчество Исаіи: Ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смѣжиша (Ис. 6, 10).

Услышавъ это и увидѣвъ, что народъ волнуется, правитель приказалъ связать святыхъ и отвести ихъ въ темницу. Когда святые вошли туда, то узники очень обрадовались, а Христовы страдальцы воспѣли пѣснь: помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю (Псал. 123, 8).

Обѣдая уже поздно въ этотъ день съ своими совѣтниками, правитель такъ говорилъ имъ:

— «Не знаю, что дѣлать съ этими людьми: весь городъ волнуется изъ-за нихъ. Какъ вы думаете?»

Одинъ изъ совѣтниковъ сказалъ:

— «Умоляю тебя, поскорѣе убей ихъ. Если же замедлишь казнить ихъ, то весь городъ отступитъ отъ боговъ и пойдетъ за этими людьми. Особенно не позволяй столько говорить многорѣчивому Евтропію»

— «Я его увѣщевалъ поклониться богамъ, — сказалъ правитель, — и просьбами и угрозами, а онъ и боговъ, и царя похулилъ, да и мнѣ досадилъ своими укорами. Но позовемъ его одного и будемъ убѣждать просьбами. Если онъ насъ послушаетъ, то будетъ слава милостивымъ богамъ, а если нѣтъ, то предамъ ихъ смерти».

Такъ сказавъ, онъ послалъ воиновъ привести къ нему Евтропія изъ темницы. Евтропій вошелъ, и правитель, сидя за обѣдомъ, обратился къ нему:

— «Хочешь, я самъ съ честью введу тебя въ храмъ боговъ нашихъ, и ты принесешь имъ жертвы?»

Святый Евтропій отвѣчалъ:

— «Живъ Господь Богъ мой! У меня и въ помышленіи нѣтъ отступить отъ вѣры Христовой, утвержденной на камени непоколебимомъ».

Правитель приглашалъ мученика сѣсть съ ними обѣдать, но онъ отказался. И другіе сидящіе убѣждали его:

— «Садись съ нами, Евтропій, ѣшь и пей, покорись начальнику!» Святый отвѣчалъ:

— «Нѣтъ, я, рабъ Христовъ, не сяду съ скверными, какъ говоритъ блаженный пророкъ Давидъ: Блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ, и на сѣдалищи губителей не сѣде (Псал. 1, 1). И въ другомъ мѣстѣ: Не сѣдохъ съ сонмомъ суетныхъ, и со законопреступными не вниду (Псал. 25, 4). Другой пророкъ возвѣщаетъ: Изыдите отъ среды ихъ, и отлучитеся, глаголетъ Господь, и нечистоты ихъ не прикасайтеся, и Азъ пріиму вы (Ис. 52, 11). Въ Писаніи написано: со святыми ходяй, освятится, а иже съ нечестивыми ходитъ, причастенъ имъ есть (2 Кор. 6, 17).

Правитель сказалъ:

— «Прежде ты былъ добронравенъ, Евтропій, а теперь кажешься злонравнымъ».

— «Я не злонравенъ, — отвѣчалъ святый, — но соблюдаю заповѣди Божіи. Если ты стараешься исполнить приказанія царей земныхъ, то я еще болѣе стараюсь исполнить повелѣнія Царя Небеснаго и безсмертнаго, Коему служу».

Правитель продолжалъ убѣждать святаго:

— «Ты одинъ безъ своей братіи принеси завтра жертвы богамъ, чтобы народъ, видя это, убѣдился не отступать отъ боговъ, но почитать ихъ жертвами».

Святый Евтропій отказался:

— «Нечестивецъ! Не хочешь ли ты сдѣлать изъ меня совратителя стада Христова? Нѣтъ, этого не будетъ, ибо говоритъ Господь мой: иже аще соблазнитъ единаго малыхъ сихъ вѣрующихъ въ Мя, уне есть ему, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его, и потонетъ въ пучинѣ морстѣй (Матѳ. 18, 6). А въ другомъ мѣстѣ говоритъ: не можете Богу работати и мамонѣ (Матѳ. 6, 24). Кое общеніе свѣту ко тьмѣ, или кое сложеніе Церкви Божіей со идолы (2 Кор. 6, 16. 14)?

Услышавъ это, правитель приказалъ принести золото, разныя дорогія одежды и 150 литръ [4] серебра а сказалъ:

— «Все это я дамъ тебѣ и даже больше, только скажи завтра народу, что покорился правителю, а потомъ молись своему Богу, сколько хочешь».

— «Лукавый соблазнитель! — воскликнулъ святый Евтропій. — Нѣтъ, ты не искусишь раба Божія! Я твердо помню слова Писанія: кая польза человѣку, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ, или что дастъ человѣкъ измѣну за душу свою (Матѳ. 16, 26). Какъ братъ твой Іуда, возлюбившій серебро, погубилъ свою душу, такъ и ты погибнешь съ нимъ. Но чего ты медлишь убить насъ? Знай, что ничто не отвратитъ насъ отъ любви ко Христу».

Долго спорилъ съ нимъ правитель, но мученикъ не только не повиновался ему, но все болѣе укорялъ его и безчестилъ боговъ. Наступила уже полночь, пора была ложиться спать, и правитель сказалъ слугамъ:

— «Уведите Евтропія въ темницу и тамъ свяжите его и его друзей. Видно, злое никогда не измѣнится и, нельзя ждать отъ него добра».

Уходя, святый сказалъ правителю:

— «Ты, садъ лукавства, не приносящій плода правды, скоро погибнешь и будешь вверженъ въ огонь. Ты — негодная земля, произрастающая не пшеницу, а сорныя травы! Твоею душою завладѣлъ сатана и засѣялъ ее сѣменами зла».

Такъ сказавъ, онъ вышелъ. Когда онъ пришелъ въ темницу, то нашелъ святыхъ Клеоника и Василиска горячо молящимися: всю ночь они за него молились.

На слѣдующее утро правитель пожелалъ всенародно принести богамъ жертву и приказалъ глашатаямъ кричать на улицахъ, чтобы всѣ собрались съ жертвами въ храмъ Артемиды. Когда тамъ собрался народъ и пришелъ правитель, то, по его повелѣнію, были приведены и святые мученики Евтропій, Клеоникъ и Василискъ. Всѣ покланялись идоламъ и приносили въ жертву, кто ладанъ, кто животныхъ.

— «Евтропій, — сказалъ правитель, — иди и ты съ своей братіей и принеси жертву богамъ, а то умрешь злой смертью».

Святый Евтропій и его друзья стали такъ говорить:

— «Господи, Боже Вседержителю, вѣчный, нескверный, пречистый, неизмѣнный, живущій на небѣ, славимый на землѣ! Ты утвердилъ небо, поставилъ землю на основанія, устроилъ горы, сосчиталъ безчисленныя звѣзды и всѣмъ имъ далъ названія, дивно проливаешь на насъ Свой свѣтъ. Ты нѣкогда избавилъ трехъ святыхъ отроковъ изъ печи Вавилонской, спасъ святаго Даніила отъ пасти льва, освободилъ отъ смерти рабу Твою Сусанну, святую Ѳеклу сохранилъ отъ огня и звѣрей, былъ съ святымъ Ѳеодоромъ при его страданіяхъ. Будь и съ нами и, пришедши на мѣсто сіе, покажи силу Свою и уничтожь все языческое бѣснованіе. Даруй, чтобы на семъ мѣстѣ христіане приносили Тебѣ, Истинному Богу, безкровныя жертвы, ибо Ты Отецъ Господа нашего Іисуса Христа. Слава Тебѣ, единородному Твоему Сыну и Святому Твоему Духу нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь».

Когда святые произнесли эти слова, загремѣлъ громъ и поколебалась земля, такъ что сотряслось капище, и правитель со всѣми присутствовавшими выбѣжалъ изъ храма, боясь, чтобы не погибнуть. Идолъ Артемиды упалъ и разбился на мелкія части. Среди шума землетрясенія раздался гласъ свыше:

— «Молитва ваша услышана, и на этомъ мѣстѣ будетъ домъ для молитвы христіанъ».

Святые возрадовались о Господѣ.

Когда землетрясеніе прекратилось и всѣ понемногу оправились отъ страха, правитель возсѣлъ на судилищѣ и, скрежеща зубами отъ ярости на святыхъ, приказалъ принести сѣру и смолу, растопить ихъ въ трехъ котлахъ и поливать на тѣла святыхъ. Правитель приказалъ также вбить въ землю крѣпкіе колья, между ними поставить святыхъ нагими и распять ихъ, привязавши руки къ разнымъ кольямъ. Когда это было исполнено, и смола въ котлахъ стала сильно кипѣть, святый Клеоникъ обратился къ святому Евтропію:

— «Братъ, помолимся Господу, предстоить намъ великое страданіе».

Святые стали молиться:

— «Господи Іисусе Христе, приди намъ на помощь и покажи силу Твою: мы немощны, укрѣпи насъ претерпѣть муки».

Слуги принесли котлы, кипящіе сѣрой и смолой, держа ихъ желѣзными клещами. Блаженный Евтропій сказалъ слугамъ:

— «Господь да обратитъ дѣло ваше на васъ самихъ».

Вдругъ съ помощью силы Божіей мученики отвязали свои руки отъ кольевъ, сами взяли руками кипящіе котлы и вылили смолу на спины другъ другу. Стекая съ ихъ тѣла, смола полилась, какъ вода, по мраморному полу, настигла слугъ и обожгла ихъ до костей. Увидавъ это, правитель ужаснулся, но приписалъ это волхвованію христіанъ. Онъ приказалъ другимъ слугамъ обдирать тѣла святыхъ желѣзными когтями, а раны поливать горчицей и солью, разведенной въ уксусѣ. Все это святые доблестно претерпѣли. Среди мученій святый Евтропій сказалъ правителю:

— «Нечестивецъ, ненавистный для славы Божіей! Придумывай мученія еще бóльшія, чтобы намъ за бóльшее страданіе съ бóльшей славой принять мученическій вѣнецъ».

Раздраженный этими словами, мучитель приказалъ своимъ слугамъ сильнѣе мучить святыхъ, а тѣ говорили:

— «Постарайся, всескверный, скорѣе раздѣлаться съ нами: мы стремимся, избавившись отъ тебя, увидѣть лице Господа нашего Іисуса Христа».

Долго мучили святыхъ, и только при закатѣ солнца правитель приказалъ снова бросить ихъ въ темницу и заковать въ оковы. Святые такѣ молились въ темницѣ:

— «Господи Боже! Не оставь насъ, пока мы не претерпимъ всѣхъ страданій и, освободившись отъ мучителя нашего, не достигнемъ тихаго пристанища, гдѣ нѣтъ ни болѣзней, ни скорби, ни печали, ни воздыханія».

Когда они такъ молились, въ полночь явился Господь, сказавшій имъ:

— «Истинно говорю вамъ: такъ какъ вы за Меня идете на смерть, то получите отъ Меня вѣчную жизнь со святыми».

Утѣшенные посѣщеніемъ Господа, мученики еще укрѣпились въ вѣрѣ.

Утромъ правитель опять возсѣлъ на судилищѣ и, призвавъ святыхъ, сказалъ:

— «Ну что-же? Надумали вы поклониться богамъ и принести имъ жертвы или хотите умереть злою смертью?»

Святый Евтропій отвѣчалъ:

— «Развѣ ты, омрачешшй, ослѣпленный и нечувственный губитель, не слыхалъ отъ насъ, что мы не поклонимся твоимъ богамъ — глухимъ и нѣмымъ бѣсамъ, и не принесемъ имъ жертвы!»

Услышавъ это, правитель осудилъ святыхъ Евтропія и Клеоника на распятіе, издавъ такое постановленіе:

— «Учитель волхвовъ Евтропій и другой волхвъ Клеоникъ, не послушавшіе повелѣній вѣчныхъ царей, но исповѣдующіе христіанскую вѣру, по приговору всечестнѣйшаго суда да будутъ распяты. Василискъ же да будетъ заключенъ въ темницѣ съ прочими узниками».

Услышавъ это, святый Василискъ возопилъ къ правителю:

— «Осуди и меня на смерть; я не хочу отстать отъ моихъ друзей, но стремлюсь вмѣстѣ съ ними предстать предъ Христомъ, Богомъ нашимъ.

— «Нѣтъ, — сказалъ правитель, — мнѣ такъ внушили боги: вы дали обѣтъ не покидать другъ друга; но я не погублю васъ всѣхъ вмѣстѣ, чтобы обѣтъ былъ нарушенъ и желаніе ваше не было исполнено».

— «Воистину, — воскликнулъ Евтропій, — ты свирѣпѣе всѣхъ звѣрей, изъ всѣхъ животныхъ самый лютый! Ты раздѣляешь дружину, нераздѣльную по вѣрѣ и любви. Но скоро Богъ тебѣ отомститъ, процвѣтутъ цвѣты Божіей благодати и дадутъ плодъ церквамъ Божіимъ».

Послѣ этихъ словъ святый Евтропій былъ выведенъ съ святымъ Клеоникомъ за городъ, гдѣ стояли кресты. Весь городъ пошелъ за ними, не только христіане, но и язычники. Увидѣвъ свои кресты, святые мученики сказали:

— «Господи Боже нашъ, Іисусе Христе! Хвалимъ и благодаримъ Тебя, что сдѣлалъ насъ достойными смерти на крестѣ подобно Твоему вольному страданію. Сподоби насъ вѣнца правды, чтобы, страдая съ Тобой, мы прославились въ Царствіи Твоемъ. Молимъ Тебя о святой Церкви; смири возстающихъ на рабовъ Твоихъ и даруй миръ роду христіанскому».

Во время этой молитвы воины пригвоздили мучениковъ ко крестамъ. И вотъ послышался гласъ съ неба, призывающій святыхъ къ вѣчному покою. Святые Евтропій и Клеоникъ предали души свои Господу съ молитвою: въ руцѣ Твои, Владыко, предаемъ духъ нашъ.

Такъ скончались они марта въ 3-й день. Два благочестивыхъ мужа, граждане города Амасіи, Коинтъ и Велоникъ просили правителя, чтобы онъ позволилъ имъ взять тѣла мучениковъ. Правитель не отказалъ въ просьбѣ. Тогда Велоникъ взялъ тѣло святаго Евтропія и помазавъ его мѵромъ, съ честію похоронилъ его въ своемъ селѣ, отстоящемъ на 18 стадій [5] отъ города. Тѣло Клеоника взялъ Коинтъ и съ такою же честію положилъ въ селѣ Кимѣ. Въ этихъ мѣстахъ при гробахъ мучениковъ во славу Божію совершались многочисленныя исцѣленія.

Оставшійся въ темницѣ святый Василискъ содержался въ узахъ еще долгое время. Правитель Асклипіодотъ погибъ; при преемникѣ его Агриппѣ святый Василискъ былъ обезглавленъ мѣсяца мая въ 22-й день. Въ этотъ день почитается его память во славу Христа, Бога нашего, славимаго со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Память его празднуется 17 февраля.
[2] Городъ этотъ находится въ Малой Азіи, на берегу Чернаго моря.
[3] Римскій императоръ въ 285-310 гг., соправитель императора Діоклитіана.
[4] Литръ (греч. λίτρα, лат. libra) равняется 2/3 русскаго фунта. Слѣдовательно 150 литровъ серебра составляютъ 100 фунтовъ серебра или при теперешней цѣнѣ на серебро около 2200 рублей.
[5] Стадія (στάδιον), греческая мѣра длины, равна приблизительно 74 саженямъ. Слѣдовательно 18 стадій — нѣсколько болѣе 2,5 верстъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 65-77.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0