Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День второй.

Страданіе святаго священномученика Ѳеодота, епископа Киринійскаго.

— «Я тотъ, котораго ты ищешь. Я ни скрылся отъ тебя, ни силой приведенъ къ тебѣ, но добровольно явился, чтобы проповѣдывать Христа Бога моего, истину, которую не дóлжно скрывать, и обличить ничтожество и безсиліе вашего нечестія. Не нужно много говорить о вашемъ безсиліи: само дѣло ясно показываетъ, что вы трусливѣе жабъ. Изъ-за одного христіанина смутился весь городъ и войско, потому что бѣсы трепещутъ и одного раба Христова и стараются погубить его, боясь, чтобы онъ, избѣгнувъ мученій, не посрамилъ ихъ безсилія, побѣдивъ ихъ слугъ, не надѣющихся на нихъ».

Намѣстникъ не могъ стерпѣть такого обличенія и повелѣлъ бить святаго твердыми жилами безъ пощады, а онъ, во время долгихъ истязаній, восклицалъ словами Давида:

Не хребтѣ моемъ дѣлаша грѣшницы, продолжиша беззаконіе свое (Псал. 128, 3) [4].

Когда слуги перестали бить мученика, намѣстникъ сказалъ:

— «Видишь, какую пользу принесла тебѣ твоя дерзкая рѣчь?» Святый отвѣтилъ:

— «Если бы твои душевныя очи были просвѣщены, я показалъ бы тебѣ, какую пользу принесло мнѣ мое мужество, называемое тобою дерзостью. Но ты слѣпъ и не можешь видѣть ожидающато меня блаженства. Обрати вниманіе хотя на то, что я, взирая душой на небесныя воздаянія, уготованныя мученикамъ за Христа, непоколебимъ въ страданіяхъ и не чувствую мученія, потому что моя душевная радость преодолѣваетъ всѣ страданія тѣла».

Савинъ сказалъ:

— «Напрасно ты гордишься, Ѳеодотъ, и обольщаешь слушателей; меня ты не прельстишь своими словами: я буду тебя мучить до тѣхъ поръ, пока ты не признаешь владычество нашихъ боговъ».

Святый отвѣтилъ:

— «Мучай меня, какъ хочешь, употреби все твое искусство — и узнай силу воина Христова. Увидишь, кто побѣдитъ: мученикъ ли, или мучающіе!»

Намѣстникъ сказалъ:

— «Развѣ ты не знаешь, что я, по царскому повелѣнію, могу раздробить твое тѣло и совершенно погубить тебя?»

Святый отвѣтилъ:

— «Богъ, Которому я служу, сдѣлалъ меня могущественнѣе царей и сильнѣе князей, — посему я говорю съ тобою, какъ съ рабомъ, и считаю тебя ничтожнѣе плѣнника. При помощи Бога моего, научившаго презирать всѣ блага жизни, какъ сѣно, мякину, пометъ, я пренебрегаю всѣми мученіями. Не думай устрашить меня твоими горделивыми угрозами. Ты хвалишься, что имѣешь власть надъ моимъ тѣломъ, но, вѣдь, и разбойники въ пустыняхъ имѣютъ такую же власть, когда нападаютъ на путниковъ и мучатъ ихъ. Ты считаешь себя могущественнымъ, надѣясь на твой мечъ, мечъ беззаконный, потому что законную власть ты замѣнилъ тиранствомъ: прелюбодѣевъ и мужеубійцъ ты освобождаешь отъ наказанія, подвергая ему людей невинныхъ и благочестивыхъ».

Сильно разгнѣванный намѣстникъ велѣлъ повѣсить обнаженнаго мученика на дерево и строгать его бока острыми орудіями. Терпя эти лютыя мученія, Христовъ страдалецъ молился такъ:

— «Господи Іисусе Христе, Творецъ всего видимаго и невидимаго, плѣнившій смерть, разрушившій адъ, умертвившій на крестѣ начала и власти преисподней, осудившій князя вѣка сего, даровавшій свыше силу святымъ Твоимъ апостоламъ и соблюдшій ихъ отъ искушенія, даровавшій нѣкогда отроку Давиду побѣду на гиганта Голіаѳа, укротившій пламень Вавилонской пещи, остудивъ огонь росою, такъ что онъ не повредилъ тѣламъ святыхъ отроковъ, укрѣпи и меня въ этихъ мукахъ. Ты знаешь человѣческую немощь, знаешь, что ничтожнѣе сора наша крѣпость и сила наша отцвѣтаетъ скорѣе цвѣтка. Даждь славу имени Твоему, Господи, и подай силу моему безсилію. Разруши крѣпость возстающихъ на святую Твою паству, да разумѣетъ вся вселенная, что Ты Единъ Богъ Вышній, дающій крѣпость и силу надѣющимся на Тебя!»

Во время молитвы палачи настолько истерзали тѣло святаго, что обнажились кости его, и намѣстникъ велѣлъ отвести его въ темницу.

По дорогѣ къ темницѣ святый громогласно восклицалъ:

— «Разумѣйте видящіе мои мученія, что я страдаю не безъ надежды. Есть награда за мученическіе подвиги у Христа, на Котораго я и уповаю. Если земной, временный царь своихъ храбрыхъ воиновъ, проливающихъ кровь, чествуетъ и награждаетъ, убитыхъ прославляетъ въ книгахъ, дѣлаетъ ихъ изображенія и старается о сохраненіи памяти о нихъ — тѣмъ болѣе нашъ Подвигоположникъ, Вѣчный, Небесный Царь подаетъ Своимъ воинамъ и подвижникамъ славу въ нынѣшней жизни, а по воскресеніи — участіе въ Своемъ Царствѣ. Свидѣтели сему — честныя кости прежде подвизавшихся святыхъ мучениковъ. Эти кости благоговѣйно почитаются всѣми христіанами и считаются дороже всѣхъ земныхъ драгоцѣнностей и богатствъ. Симъ почитаніемъ ясно изображается небесная слава душъ мучениковъ, воздаваемая имъ отъ Бога и Его ангеловъ».

Много и другаго говорилъ мученикъ, сопровождаемый всѣмъ народомъ до темницы, гдѣ и пробылъ пять дней, а потомъ вновь былъ приведенъ на судъ къ намѣстнику.

И сказалъ намѣстникъ мученику:

— «Я думаю, тебя не надо болѣе наказывать, чтобы ты одумался, испытавъ тяжесть первыхъ мученій, ты почтишь нашихъ боговъ, не желая повторенія страданій. Но если не покоришься, то принудишь меня еще сильнѣе мучить тебя. Посему послушайся меня и избавь себя отъ готовящихся тебѣ мученій».

Святый Ѳеодотъ отвѣтилъ:

— «Неужели ты не понимаешь, треокаянный, что хотя тѣло мое разбито мученіями и мои бока истерзаны, однако я и нынѣ съ мужествомъ явился къ тебѣ, готовый принять всѣ страданія, пока окончу подвигъ моего теченія, и приму приготовленный мнѣ вѣнецъ отъ Господа моего Іисуса Христа».

— «Не произноси здѣсь имени Распятаго, потому что оскверняешь имъ мѣсто суда», — прервалъ его намѣстникъ.

— «Безумный и полный всякой нечистоты! — сказалъ Ѳеодотъ. — По твоему мнѣнію ты не оскверняешь этого мѣста, произнося имена твоихъ скверныхъ и нечестивыхъ боговъ, а когда я произношу имя Пречистаго Владыки моего Христа, Царя и Господа всего, ты негодуешь, богохульствуешь и скорбишь, какъ-бы объ оскверненіи судилища именемъ Христовымъ? Такъ мучается твой умъ, когда я произношу Его пречистое имя. Такъ вотъ и чтимые вами бѣсы страдали, не перенося мукъ отъ лицезрѣнія Христа, и вопіяли:

Что намъ и Тебѣ, Іисусе Назарянинъ, пришелъ еси прежде времени мучити насъ (Матѳ. 8, 29). Не удивительно, что и ты не можешь слышать имени Христа, ибо ты подобенъ бѣсамъ, подражая и служа имъ, какъ и твои предки».

Саввинъ сказалъ:

— «Я думалъ, что послѣ прежнихъ мученій ты будешь уступчивѣе и послушаешь меня, предлагающаго тебѣ спасеніе, но ты сталъ еще хуже и все споришь съ нами, обольщаясь надеждой, что терпишь за Христа. За это я предамѣ тебя новымъ мученіямъ и покажу, что надежда твоя на Христа тщетна. Не поможетъ тебѣ этотъ льстецъ, въ надеждѣ на котораго ты идешь на страданія».

И отвѣтилъ святый мученикъ:

— «Если бы я терпѣлъ ради человѣка, то былъ бы несчастнѣе васъ безбожныхъ и не имѣлъ бы никакой надежды на будущую жизнь. Если бы я не взиралъ на небесное царство, гдѣ Христосъ награждаетъ выше заслугъ, то не могъ бы и страдать до конца, не въ состояніи былъ бы переносить такихъ мученій. Поэтому, при помощи Христовой, не перенесу ли я бóльшія муки ради обѣщаннаго вѣчнаго блаженства? Узри же во мнѣ помощь Христову и убѣдись, что я надѣюсь на Него. Подъ защитой Его руки я не боюсь твоихъ мученій и даже не страдаю. Пусть страдаетъ бренное тѣло, но непоколебимо намѣреніе, утвержденное въ Богѣ».

Тогда намѣстникъ Савинъ велѣлъ положить мученика на желѣзный одръ и зажечь подъ нимъ хворостъ и солому. Когда и это мученіе претерпѣлъ страдалецъ, намѣстникъ удивился и сказалъ:

— «Откуда у васъ христіанъ такое немилосердіе? Кого вы можете миловать, будучи такъ немилостивы къ себѣ? Къ кому вы будете добры, не будучи добры къ себѣ?»

Святый Ѳеодотъ отвѣтилъ:

— «Не знаешь ты истиннаго человѣколюбія, а говоришь о милосердіи. Тогда я буду тебѣ благодаренъ, когда ты осудишь меня на смерть, избавишь отъ временной жизни и отпустишь въ небесное царство. Вѣдь ты хочешь меня возвысить, ибо чѣмъ больше мучаешь меня, тѣмъ бóльшую приготовляешь мнѣ награду. Если ты дѣйствительно желаешь оказать мнѣ милость, то избавь меня страданіями отъ временной жизни. Умножь здѣсь мои мученія: онѣ присоединятся тамъ къ моему вѣнцу правды. Замучай меня до смерти, чтобы совершеннымъ подвижникомъ отошелъ я къ Подвигоположнику моему Христу, чтобы съ радостію и веселіемъ приняли меня всѣ ангельскіе лики».

Намѣстникъ сказалъ:

— «Изобрѣту лютѣйшія мученія и сдѣлаю тебя совершеннымъ подвижникомъ».

И отвѣтилъ Христовъ мученикъ:

— «О, если бы ты зналъ милосердіе Бога моего, на Котораго я надѣюсь, что за эти маловременныя муки сподоблюсь вѣчной жизни у Него! Ты самъ бы восхотѣлъ страдать такъ, какъ страдаю я, но ожесточили ваши сердца чтимые вами бѣсы и нѣтъ у васъ надежды послѣ смерти. Поэтому вы погрязли въ мірской суетѣ, предпочитая временное и мимоидущее вѣчному».

Услышавъ эти слова, намѣстникъ съ изумленіемъ сказалъ:

— «Мнѣ говорили о тебѣ, что ты человѣкъ простой, но я вижу, что ты великій мудрецъ?»

Святый Ѳеодотъ отвѣтилъ:

— «Если во мнѣ говоритъ Христосъ, то какіе ораторы могутъ противостоять мнѣ? Знай, что правду тебѣ сказали, что я человѣкъ простой, но помогающая мнѣ благодать Христа моего и говорить научаетъ меня, и въ мукахъ укрѣпляетъ, облегчая мои страданія».

— «Не помилую тебя, Ѳеодотъ», — сказалъ намѣстникъ.

— «Дѣлай, что хочешь, я готовъ» — отвѣтилъ святый.

Тогда Савинъ велѣлъ воинамъ вбить ему въ ноги гвозди и заставить его идти. И когда вбивали ему гвозди, онъ, поднявъ руки къ небу, говорилъ:

— «Благодарю Тебя, Господи мой Іисусе Христе, что Ты сподобилъ меня недостойнаго быть участникомъ Твоихъ страданій. Откуда мнѣ отверженному столь великая благодать — вотъ я уже какъ-бы на небѣ?! Благодарю Тебя, Спаситель мой, ибо Ты избавилъ отъ гонителей душу мою. Да прославится, Владыко Христе, имя Твое въ тѣлѣ моемъ! Сыне Божій! Ты моя жизнь, и смерть за Тебя — мнѣ пріобрѣтеніе! Тебѣ вручаю страждущихъ за имя Твое, будь имъ помощникомъ. Повели прекратиться сей бурѣ, разсѣй возстающихъ на церковь Твою святую, да въ мірѣ прославляютъ Тебя люди во вѣки!»

Также окружающимъ его христіанамъ сказалъ:

— «Братіе! мой подвигъ кончается, близокъ вѣнецъ, залогъ моей правды, который подастъ мнѣ Іисусъ Христосъ. Онъ распялся за меня, я ради Его отдалъ мое тѣло на мученія. Онъ умеръ за меня, чтобы избавить меня отъ истлѣнія, я умираю за Него, чтобы сподобиться Его царства. О великая благодать Христова! За кратковременное страданіе ради Него — Онъ свыше заслугъ награждаетъ вѣчнымъ и неизреченнымъ блаженствомъ: недостойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18) [5].

И такъ говоря, онъ шелъ, понуждаемый воинами, ступая нагвожденными ногами. Видя его терпѣніе и слыша медоточныя рѣчи, многіе язычники увѣровали во Христа, поругали скверныхъ идоловъ, укоряли мучителя и прославляли имя Христово. Узнавъ объ этомъ, Савинъ повелѣлъ опять ввергнуть святаго въ темницу, чтобы не обольщался народъ его волшебнымъ (какъ онъ говорилъ) ученіемъ, а засимъ началъ обдумывать съ своими совѣтниками, какою смертію погубить святаго мученика. Спустя нѣсколько времени, раны мученика начали гнить и приходящіе благочестивые христіане чистыми платками отирали его струпы.

Когда же Константинъ Великій побѣдилъ силою креста Максентія и даровалъ свободу вѣры всѣмъ христіанамъ, то пришелъ отъ него указъ прекратить гоненіе и освободить всѣхъ содержащихся за Христа въ узахъ. Святый Ѳеодотъ услыхавъ, что его хотятъ освободить, весьма опечалился, ибо желалъ въ мукахъ умереть за Христа. Послѣ своего освобожденія, онъ отправился въ свой городъ Киринію и пробывши два года на епископскомъ престолѣ, почилъ о Господѣ и сугубый вѣнецъ святительства и мученичества — получилъ отъ Христа Господа, вѣнчающаго Своихъ подвижниковъ вѣчною славой, которой и мы да сподобимся молитвами святаго священномученика Ѳеодота и благодатію Господа нашего Іисуса Христа, Емуже слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Галатія, иначе Галло-Греція, малоазійская область, получившая свое названіе отъ галловъ, обитателей нынѣшней Франціи, переселенныхъ въ Азію въ III вѣкѣ до Р. Хр. Христіанство насаждено въ Галатіи Ап. Павломъ во время 1-го и 2-го его путешествій.
[2] Островъ Кипръ лежитъ въ сѣверо-восточной части Средиземнаго моря, въ углу между берегами Киликіи и Сиріи. Здѣсь проповѣдывалъ евангеліе св. Апостолъ Павелъ.
[3] Ликиній царствовалъ съ 311 по 324 г.
[4] Блаж. Ѳеодоритъ объясняетъ: «пророческое слово разумѣетъ бичи и язвы, какія злочестивыми наложены на побѣдоносныхъ мучениковъ».
[5] Утѣшая римcкихъ хриcтіанъ, ап. Павелъ пишетъ: «нынѣшнія временныя страданія ничего не стоятъ въ сравненіи съ тою славою, которая откроется въ насъ».

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 42-49.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0