Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
Приложенія.

Входъ Господень въ Іерусалимъ.

Но прежде совершенія сего великаго и спасительнаго для насъ таинства, Господь благоволилъ явить въ послѣдній разъ славу Свою, какъ обѣщанный пророками народу еврейскому Мессія [1], какъ Царь не только неба, но и земли.

Незадолго предъ этимъ Господь сотворилъ одно изъ величайшихъ чудесъ Своихъ: воскресилъ изъ мервыхъ Лазаря, — уже четыре дня лежавшаго во гробѣ. Вѣсть о небываломъ чудѣ, совершенномъ въ Виѳаніи [2], облетѣла всю окрестность іерусалимскую. Всѣмъ хотѣлось видѣть великаго Чудотворца и воскрешеннаго Имъ Лазаря. Какъ-бы отвѣчая на желанія народа, Господь вознамѣрился идти въ Іерусалимъ.

Узнавъ объ этомъ, весь народъ пришелъ въ движеніе; многіе, изъ нетерпѣнія скорѣе видѣть великаго Чудотворца, вышли изъ города навстрѣчу Спасителю.

Господь съ учениками уже приближался къ Іерусалиму. Когда Онъ пришелъ въ селеніе Виѳфагію [3], находящееся неподалеку отъ горы Елеонской [4], то, призвавъ двухъ учениковъ Своихъ, сказалъ имъ:

— «Пойдите въ селеніе, лежащее напротивъ. Пришедши въ него, вы найдете ослицу привязанную и молодого осла съ нею. Отвязавъ его, приведите ко Мнѣ. Если же кто скажетъ вамъ что-нибудь, отвѣтьте, что такъ повелѣлъ Господь».

Ученики пошли и исполнили все, что сказалъ Господь.

Приведя молодаго осла, они накинули на него свои одежды, и Господь сѣлъ поверхъ ихъ [5].

Когда же безчисленныя толпы народа, такъ страстно жаждавшія видѣть Господа, увидали наконецъ Его, то радостно воскликнули:

— «Осанна [6] Сыну Давидову! Благословенъ грядый во имя Господне! Осанна въ вышнихъ!»

Всеобщій восторгъ усиливался по мѣрѣ приближенія Господа къ Іерусалиму. Вотъ торжественная, медленно шествующая процессія, подошла къ послѣдней возвышенности, съ которой нужно было спускаться внизъ до самаго Іерусалима. Іерусалимъ представлялъ отсюда красивое зрѣлище: прямо предъ глазами возвышался величественный храмъ Іерусалимскій со своими мраморными колоннами ослѣпительной бѣлизны и съ золотымъ куполомъ, который отражалъ тысячью молній горячіе лучи южнаго солнца. Но вотъ рядомъ съ храмомъ красовалась огромная башня крѣпости Антоніевой [7], господствуя надъ высотою храма и какъ-бы наглядно выражая то униженіе, которое переносилъ народъ іудейскій подъ игомъ римскимъ. Тутъ же открывалась взору преторія Пилата, куда скоро поведутъ на неправедный судъ Величайшаго Праведника. Дворцы первосвященниковъ казались взору нѣсколько отдаленными отъ храма, какъ-бы въ знакъ духовнаго отдаленія ихъ обитателей отъ Бога отцовъ своихъ. Дворцы же Давида [8] и Соломона [9] обратились теперь въ развалины, едва примѣтныя среди множества другихъ новыхъ зданій.

Среди всѣхъ этихъ впечатлѣній, изъ которыхъ каждое приводило на память сердцу еврея и когда-то бывшую древнюю славу, и настоящее униженіе отечества, взоры всѣхъ и каждаго какъ-то невольно обращались къ Іисусу изъ Назарета [10], Который теперь, шествуя на осляти, какъ-бы несъ Іерусалиму его прежнее святое величіе. Въ радостномъ восторгѣ, взирая на Іисуса, многіе снимали съ себя верхнія одежды и постилали ихъ по пути шествія; другіе срѣвывали вѣтви тутъ же въ изобиліи растущихъ финиковыхъ пальмъ [11] и устилали ими путь; иные держали ихъ въ рукахъ или торжественно потрясали ими въ воздухѣ.

— «Осанна Сыну Давидову! Благословенъ грядый во имя Господне! Осанна въ вышнихъ!» — безпрестанно слышалось со всѣхъ сторонъ. Такъ съ торжествомъ и ликованіемъ встрѣтилъ Іерусалимъ своего Царя — Мессію.

Такимъ образомъ сбылось то, что предсказано было еще въ древности пророкомъ Захаріею [12]: радуйся зѣло, дщи Сіоня, проповѣдуй, дщи Іерусалима: се Царь твой грядетъ тебѣ праведенъ и спасаяй, Той кротокъ, и всѣдъ на подъяремника и жребца юна (Зах. 9, 9).

Но несмотря на эту радость и ликованіе народа, глубокая скорбь была въ душѣ Господа. Скорбѣлъ же Онъ о томъ, что народъ іудейскій не хотѣлъ узнать часа посѣщенія своего. Онъ зналъ, что тотъ самый народъ, который сегодня встрѣтилъ Его съ такимъ торжествомъ и ликованіемъ, взывая Ему: «Осанна, Сынъ Давидовъ!» черезъ нѣсколько дней будетъ неистово вопить: «Распни, распни Его!» — Онъ предвидѣлъ скорую погибель Іерусалима и его обитателей; Его святымъ взорамъ ясно представилось теперь, какъ рушатся стѣны этого славнаго города, какъ сотни тысячъ ликующихъ теперь іудеевъ погибаютъ отъ меча непріятельскаго, и весь Израиль, какъ пыль, развѣваемая вѣтромъ, разсѣевается по всему лицу земному.

Уже совсѣмъ приблизившись къ Іерусалиму и взглянувъ на него еще разъ, Господь восплакалъ и сказалъ:

— «О, если-бы, хотя бы въ сей день ты узналъ, чтó служитъ къ миру твоему! Но это сокрыто нынѣ отъ глазъ твоихъ!.. Вотъ придутъ дни, когда враги твои окружатъ тебя, окопаютъ тебя со всѣхъ сторонъ и стѣснятъ отовсюду; побьютъ дѣтей твоихъ и раззорятъ тебя, такъ что не оставятъ въ тебѣ камня на камнѣ, — и все это сдѣлаютъ за то, что ты не узналъ времени посѣщенія твоего!»

Торжественный путь Господа окончился около храма. Вслѣдъ затѣмъ Господь отправился въ храмъ для преподанія ученія народу. Замѣтивъ здѣсь торговцевъ и мѣновщиковъ, обратившихъ домъ Божій въ домъ торговли, Господь изгналъ ихъ изъ храма и грозно замѣтилъ имъ:

— «Домъ Мой есть домъ молитвы; вы же сдѣлали его вертепомъ разбойниковъ!»

Бывшіе въ храмѣ и около храма увѣчные, хромые и слѣпые, приступили къ Господу и Онъ исцѣдилъ всѣхъ ихъ.

Юныя дѣти, окружавшіе Господа въ храмѣ, увидя такія чудеса, не могли остаться безмолвными, но въ общемъ со всѣми радостномъ чувствѣ, восклицали:

— «Осанна Сыну Давидову!»

Книжники [13] и фарисеи [14], эти суровые блюстители обрядовой законности, съ мрачнымъ умомъ и холоднымъ сердцемъ, которымъ незнакома была безъискусственная радость простыхъ душъ, и на сей разъ омрачили торжество. Они подошли къ Господу и съ укоромъ сказали Ему:

— «Слышишь, что они говорятъ?» Господь же отвѣтилъ имъ:

— «Что же въ томъ вы находите удивительнаго? Развѣ вы не читали въ Писаніи: изъ устъ младенцевъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу (Псал. 8, 3).

Оставивъ ихъ, Господь отправился въ Виѳанію, гдѣ и провелъ ночь.

Такъ совершился торжественный входъ Господень въ Іерусалимъ. Это событіе имѣло глубоко-поучительный смыслъ и значеніе какъ для самихъ современниковъ Господа, такъ и для насъ — христіанъ, несмотря на то, что насъ отдѣляютъ цѣлыхъ два тысячелѣтія отъ того момента, когда славный Царь Израилевъ съ торжествомъ вступилъ въ Іерусалимъ.

Для современниковъ Господа входъ Господень былъ поучителенъ потому, что Господь явилъ Себя при вшествіи въ Іерусалимъ какъ Мессія, какъ славный Царь Израилевъ.

До сихъ поръ Господь не выступалъ еще вполнѣ открыто. Онъ проповѣдывалъ и училъ постоянно, по всякому поводу и при каждомъ удобномъ случаѣ, но проповѣдывалъ и училъ, повидимому, какъ одинъ изъ многихъ, какъ раввинъ, какъ народный законоучитель.

Правда многіе изъ слушателей Господа чувствовали, что ученіе Его какое-то особенное, не похожее на ученіе книжниковъ и фарисеевъ, ученіе святое, возвышенное, и подчиняли сердца свои сему ученію. Притомъ же и многочисленныя чудеса, творимыя Господомъ такъ многократно, говорили сердцу всѣхъ послѣдователей Его, что Іисусъ изъ Назарета не простой человѣкъ, а великій Чудотворецъ, Сынъ Божій. Но все-таки многимъ еще нужно было открытое всенародное засвидѣтельствованіе того, что Іисусъ изъ Назарета истинно Сынъ Божій, истинно обѣтованный Мессія.

Такое-то засвидѣтельствованіе и было предложено всѣмъ при вшествіи Господа въ Іерусалимъ, когда тысячи народа восклицали:

— «Осанна Сыну Давидову!»

Заявивъ себя Царемъ Израилевымъ, Господь вмѣстѣ съ тѣмъ указалъ и на существенную особенность Своего Царства — его духовный характеръ.

Се Царь твой грядетъ тебѣ кротокъ (Зах. 9, 9), сказалъ древній пророкъ. И дѣйствительно вшествіе Господа въ Іерусалимъ при всей величественности своей было преисполнено кротости и смиренія.

Господь вступаетъ въ Іерусалимъ не на колесницѣ, и копьеносцы не сопровождаютъ Его. Онъ благоволилъ возсѣсть на осля, покрытаго небогатыми одеждами учениковъ. Нуженъ ли намъ еще большій урокъ смиренія, когда мы видимъ, что Царь царствующихъ и Господь господствующихъ (1 Тим. 6, 15), сѣдящій на Херувимѣхъ (Псал. 98, 1) возсѣдаетъ нынѣ на жребяти, во исполненіе древняго пророчества?

Царь Израилевъ идетъ въ Іерусалимъ не для того, чтобы воцариться на престолѣ земномъ и земными же благами обогатить народъ. Нѣтъ, это грядетъ Царь кротокъ и спасаяй (Зах. 9, 9), этотъ Царь несетъ съ Собою спасеніе духовное и миръ вѣчный.

Такимъ образомъ, объявивъ Себя Царемъ Израилевымъ, Господь вмѣстѣ съ тѣмъ предупредительно показалъ іудеямъ, что царство Его не отъ міра сего (Іоан. 18, 36), и что, слѣдовательно, всѣ мечтанія іудеевъ о чувственномъ царствѣ земномъ должны быть оставлены.

Не менѣе поучителенъ и для насъ входъ Господень въ Іерусалимъ по своему символическому (прообразовательному) значенію.

Святый Епифаній Кипрскій [15] указываетъ слѣдующее символическое значеніе вшествія Господня въ Іерусалимъ:

— «Кого означаетъ осленокъ? — спрашиваетъ онъ. — Необузданный языческій народъ, на котораго никто не садился, т. е. ни законъ, ни страхъ, ни ангелъ, ни пророкъ, ни писаніе, но только единый Богъ-Слово, Который въ Виѳлеемѣ возлежалъ въ однихъ ясляхъ съ безсловесными, дабы, освободивъ насъ отъ безсловесія, научить боговѣдѣнію. Что означаетъ отрѣшеніе осленка? — Освобожденіе отъ идолослуженія и прекращеніе идольскихъ жертвоприношеній... Въ ознаменованіе чего дѣти постилали одежду? — Въ ознаменованіе совлеченія ветхаго человѣка, обнаженія и опустошенія синагоги. Кого означали пѣснословившіа дѣти? — Безъ сомнѣнія, вѣрный народъ Церкви, поколѣніе Христово. Что знаменовало схожденіе Господа съ горы Елеонской? — Ничто другое, какъ сошествіе Бога Слова съ небесъ къ намъ. На кого предъуказываютъ вѣтви масличнаго дерева? — На милосердыя души; дорога же знаменуетъ тотъ путь, на которомъ пріобрѣтаются добродѣтельныя дѣянія, совлекающія насъ ветхаго человѣка. Что знаменуютъ финиковыя вѣтви? Чистыя души праведниковъ, которыя какъ финики процвѣтаютъ и какъ кедры въ Ливанѣ [16] умножаются, насажденныя въ дому Господнемъ; также они знаменуютъ побѣду надъ діаволомъ и адомъ и свободу отъ власти ихъ, которую доставитъ Побѣдитель Христосъ. Кого означали предшествовавшіе? — Праведныхъ пророковъ, а позади шедшіе апостоловъ и язычниковъ, увѣровавшихъ послѣ нихъ; градъ же знаменовалъ вышній Іерусалимъ, а святилище — Царство небесное, изъ котораго Христосъ изгналъ іудеевъ, какъ недостойныхъ».

Вотъ и теперь, почти двѣ тысячи лѣтъ спустя послѣ того, какъ совершилось вшествіе Господа въ Іерусалимъ, мы, христіане, съ зеленѣющими вѣтвями вербъ (ваіями) и со свѣщами предстоимъ въ церквахъ Господу и въ радостномъ чувствѣ «Побѣдителю смерти» [17] взываемъ:

— «Осанна въ вышнихъ! Благословенъ грядый во имя Господне!»

Но ваіи для насъ такъ же какъ и для древнихъ евреевъ, не простое украшеніе, не простая принадлежность торжества, но знаменіе побѣды Іисуса Христа надъ смертію и царствомъ тьмы. Свѣщи же, держимыя нами въ рукахъ вмѣстѣ съ ваіями, знаменуютъ для насъ немерцающій свѣтъ блаженнаго воскресенія нашего въ жизни вѣчной.

Такъ поучительно и знаменательно какъ для современниковъ Христовыхъ, и такъ и для насъ, событіе вшествія Господа въ Іерусалимъ на осляти [18].

На другой день Господь изъ Виѳаніи, гдѣ провелъ ночь, снова отправился въ Іерусалимъ. По дорогѣ Онъ взалкалъ и увидя издали смоковницу, подошелъ къ ней, чтобы напитаться плодами ея. Смоковница же была безплодна; на ней не было ничего кромѣ листьевъ. Тогда Господь. обратившись къ смоковницѣ, сказалъ:

— «Да не будетъ же впредь отъ тебя плода во вѣкъ».

И тотчасъ смоковница засохла [19].

Увидѣвъ это, ученики удивились и сказали Господу:

— «Какъ это могло случиться, чтобы смоковница сразу засохла?»

Господь сказалъ имъ въ отвѣтъ на это:

— «Если вы будете имѣть вѣру, твердую и непоколебимую, чуждую всякихъ сомнѣній, то сдѣлаете не только то, что Я сдѣлалъ со смоковницей, но и много болѣе: если вы горѣ сей скажите: — «сдвинься со своего мѣста и ввергнись въ море», — то слово ваше исполнится. Если вѣра ваша будетъ тверда, то все, что ни попросите вы въ молитвѣ, — получите».

Затѣмъ опять, по обыкновенію Своему, Господь отправился въ храмъ, гдѣ училъ народъ. Первосвященники и старѣйшины народа, изъ зависти къ Господу, подошли къ Нему и спросили Его:

— «Какою властью Ты это дѣлаешь? Кто далъ Тебѣ такую власть?»

Господь же сказалъ имъ въ отвѣтъ:

— «Спрошу и я васъ объ одномъ; если о томъ скажете Мнѣ, то и Я вамъ скажу, какою властью Я дѣлаю это. Скажите мнѣ: крещеніе Іоанново откуда было: — съ небесъ или отъ людей?»

Первосвященники и старѣйшины разсуждали сами съ собою такъ: «если отвѣтимъ: — съ небесъ, — то Онъ скажетъ намъ: почему же вы не повѣрили ему? — а если скажемъ: — отъ людей, — то мы возбудимъ противъ себя народъ, потому чю онъ почитаетъ Іоанна Крестителя за пророка». И сказали:

— «Мы не знаемъ».

Въ отвѣтъ на это Господь сказалъ имъ:

— «И я вамъ не скажу, какою властью Я это дѣлаю».

Затѣмъ Господь сталъ обличать невѣріе и жестокосердіе первосвященниковъ, книжниковъ и фарисеевъ и сказалъ имъ:

— «Истинно говорю вамъ, что мытари и грѣшники впереди васъ идутъ въ Царствіе Божіе. Вотъ пришелъ къ вамъ Іоаннъ (Креститель), проводившій жизнь праведную. Онъ возвѣстилъ вамъ, что скоро придетъ Мессія Избавитель, Онъ призывалъ васъ къ покаянію, — но вы не послушали его. Мытари же и грѣшники послушали его и повѣрили ему. Вы видѣли это, но и видѣвъ, не раскаялись, а остались при своемъ невѣріи и жестокосердіи».

Послѣ того Господь предложилъ имъ такую притчу:

— «Нѣкоторый домохозяинъ имѣлъ виноградникъ. Онъ внимательно ухаживалъ за нимъ и обработывалъ его: обнесъ его оградою, выкопалъ въ немъ точило, построилъ башню. Затѣмъ, передавъ его на руки виноградарей, домохозяинъ тотъ отлучился въ другую страну.

Когда приблизилось время собиранія плодовъ, хозяинъ виноградника послалъ слугъ своихъ къ виноградарямъ, чтобы взять у нихъ плоды виноградника.

Но виноградари не только не дали плодовъ посланнымъ, но, схвативъ посланныхъ, однихъ изъ нихъ сильно прибили, а другихъ совершенно убили.

Тогда владѣлецъ виноградника послалъ къ виноградарямъ еще большее число слугъ. Но и съ ними было поступлено также.

Наконецъ хозяинъ виноградника послалъ къ виноградарямъ сына своего, сказавъ самъ въ себѣ:

— «Быть можетъ, они устыдятся сына моего».

Но виноградари, увидѣвъ сына хозяина виноградника, сказали:

— «Это наслѣдникъ. Пойдемъ, убьемъ его и завладѣемъ всѣмъ наслѣдствомъ его».

И, схвативъ его, вывели его изъ виноградника и убили. Сказавъ притчу сію, Господь обратился къ книжникамъ и фарисеямъ съ вопросомъ:

— «Что же сдѣлаетъ хозяинъ виноградника съ этими жестокосердыми виноградарями?»

Они сказали ему:

— «Этихъ злыхъ виноградарей Онъ предастъ злой смерти; виноградникъ же отдастъ другимъ виноградарямъ, которые будутъ собирать плоды виноградника во время свое».

Тогда Господь сказалъ имъ:

— «Да, вѣрно вы сказали. Вотъ точно такимъ образомъ будетъ поступлено и съ вами: отъ васъ отнимется Царствіе Божіе и будетъ дано другому народу, который будетъ приносить плоды сего Царствія».

Услышавъ это, первосвященники, книжники и фарисеи поняли, что этою притчею Господь обличалъ ихъ за ихъ невѣріе Его проповѣди и ихъ жестокосердіе. Не вынеся обличеній, они уже хотѣли было схватить Господа, чтобы вести Его къ судіямъ, но побоялись сейчасъ сдѣлать это, не желая раздражать народъ, почитавшій Господа за великаго пророка.

Не смѣя взять Господа силою, фарисеи отошли отъ Него и стали совѣщаться какъ-бы уловить Господа на словахъ. Съ этою цѣлію они подослали къ Господу своихъ учениковъ вмѣстѣ съ иродіанами [20], которые сказали Господу:

— «Учитель! Мы знаемъ, что Ты человѣкъ справедливый и учишь истинно пути Божію, не заботясь объ угожденіи людямъ. Скажи намъ: слѣдуетъ ли платить подать кесарю, или нѣтъ?»

Но Господь, зная лукавство ихъ, сказалъ имъ:

— «Для чего искушаете вы Меня, лицемѣры? Покажите Мнѣ монету, которою платится подать».

Они принесли Ему динарій.

Господь спросилъ ихъ, указывая на монету:

— «Чье это изображеніе и надпись?»

Ему сказали:

— «Это изображеніе и надпись кесаревы».

Тогда Господь сказалъ:

— «Отдавайте же кесарево кесареви, а Божіе Богови».

Услышавъ это, законники не знали, что возразить Господу и отошли отъ Него.

Въ тотъ же день подошли къ Господу саддукеи [21], отрицающіе воскресеніе мертвыхъ, и сказали Господу:

— «Учитель! Моисей [22] сказалъ, что если кто умретъ, не имѣя дѣтей, то братъ его пусть возьметъ за себя жену его и возстановитъ сѣмя брату своему (Втор. 25, 5). Было у насъ семь братьевъ; первый, женившись, умеръ и, не имѣя дѣтей, оставилъ жену свою брату своему; то же самое было и со всѣми остальными братьями. Потомъ умерла и жена ихъ. Въ воскресеніе же мертвыхъ, чьею будетъ она женою?»

Господь сказалъ имъ въ отвѣтъ:

— «Вы жестоко заблуждаетесь, такъ какъ не знаете ни Писанія, ни силы Божіей. Въ воскресеніи не женятся и не выходятъ замужъ, но пребываютъ какъ ангелы Божіи на небесахъ. О томъ же, что будетъ воскресеніе мертвыхъ, развѣ вы не читали сказаннаго въ Писаніи Богомъ: Азъ есмь Богъ Авраамовъ, и Богъ Исааковъ, и Богъ Іаковль (Исх. 3, 16). Богъ же не есть Богъ мертвыхъ, но живыхъ».

Послѣ этого саддукеи со стыдомъ отступили отъ Господа.

Одинъ законникъ, искушая Господа, обратился къ Нему съ вопросомъ:

— «Учитель! Какая наибольшая заповѣдь въ законѣ?»

Господь отвѣтилъ ему:

— «Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслію твоею (Матѳ. 22, 37). Это первая и наибольшая заповѣдь. Другая же, подобная ей, читается такъ: возлюбиши искренняго твоего яко самъ себе (Матѳ. 22, 39). На этихъ двухъ заповѣдяхъ зиждется весь законъ и пророки».

Когда опять собрались фарисеи и книжники, Господь спросилъ ихъ:

— «Что вы думаете о Христѣ? Чей Онъ Сынъ?» Они отвѣчали:

— «Онъ Сынъ Давидовъ».

Господь опять спросилъ ихъ:

— «Какъ же Давидъ называетъ Его Господомъ, когда говоритъ: рече Господь Господеви моему: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (Псал. 109, 1). Итакъ, если самъ Давидъ называетъ Его Господомъ, то какъ же Онъ сынъ ему?»

Но на эти слова Господа книжники и фарисеи не нашли возможнымъ что-либо отвѣтить и оставили Господа.

Приближались дни крестныхъ страданій Господа. Желая подготовить учениковъ Своихъ къ Своему отшествію изъ міра сего и пріучить къ постоянному бодрствованію надъ собою, Господь предложилъ имъ однажды слѣдующую притчу:

— «Царство небесное, — сказалъ Онъ, — подобно десяти дѣвамъ, которыя, взявъ свѣтильники свои, вышли навстрѣчу жениху. Изъ нихъ было пять мудрыхъ и пять неразумныхъ. Неразумныя, взявъ свѣтильники свои, не взяли съ собою масла. Мудрыя же вмѣстѣ со свѣтильниками взяли масло въ сосудахъ. Такъ какъ женихъ замедлилъ, то всѣ онѣ задремали и уснули. Вдругъ въ полночь раздался крикъ:

— «Женихъ идетъ, выходите навстрѣчу ему!»

Мудрыя дѣвы встали и приготовили свои свѣтильники; неразумныя же сказали мудрымъ:

— «Дайте намъ масла изъ свѣтильниковъ вашихъ, потому что свѣтильники наши гаснутъ».

Но мудрыя дѣвы отвѣчали имъ:

— «Чтобы не случилось недостатка и у насъ, и у васъ, пойдите лучше къ продающимъ и купите у нихъ масла».

Но въ то время, когда неразумныя дѣвы пошли покупать масло, пришелъ женихъ. Мудрыя дѣвы вошли съ нимъ на бракъ и двери чертога брачнаго затворились. Спустя нѣкоторое время приходятъ и прочіе дѣвы и говорятъ:

— «Господинъ! Отвори намъ».

Но онъ сказалъ имъ въ отвѣтъ:

— «Я не знаю васъ!»

Итакъ, — заключилъ Господь притчу эту, — бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, въ который придетъ Сынъ Человѣческій».

Другую подобную же притчу предложилъ Господь ученикамъ Своимъ:

— «Сынъ Человѣческій, — говорилъ Господь, — во второе пришествіе Свое поступитъ какъ человѣкъ, который, отправляясь въ дальнюю страну, призвалъ къ себѣ своихъ рабовъ и поручилъ имъ имѣніе свое. Одному изъ рабовъ онъ далъ пять талантовъ, другому два, иному одинъ — каждому соотвѣтственно его силѣ и способностямъ, и отправился изъ страны той».

Получившій пять талантовъ, употребилъ ихъ въ дѣло и пріобрѣлъ на нихъ пять другихъ талантовъ. Точно такъ же поступилъ и получившій два таланта, пріобрѣтшій еще два таланта.

Получившій же одинъ талантъ, не пустилъ его въ оборотъ, а закопалъ въ землю.

Спустя довольно продолжительное время приходитъ господинъ рабовъ тѣхъ и требуетъ отъ нихъ отчета.

Получившій пять талантовъ подошелъ къ нему и сказалъ:

— «Господинъ! Ты далъ мнѣ пять талантовъ. Вотъ другіе пять талантовъ, которыя я пріобрѣлъ на нихъ».

Господинъ его отвѣтилъ ему:

— «Хорошо, добрый и вѣрный рабъ! Ты былъ вѣренъ мнѣ въ маломъ. Теперь я надъ многимъ тебя поставлю. Войди въ радость господина твоего!»

Подобно этому, поступилъ и второй рабъ. И этого похвалилъ господинъ его.

Потомъ подходитъ третій рабъ, получившій всего одинъ талантъ, и говоритъ:

— «Господинъ! Я зналъ, что ты человѣкъ жестокій, потому что жнешь, гдѣ не сѣялъ, и собираешь, гдѣ не разсыпалъ, и, убоявшись тебя, я скрылъ талантъ свой въ землѣ. Теперь я возвращаю его тебѣ».

Господинъ же отвѣчалъ ему:

— «Лукавый и лѣнивый рабъ! Если ты зналъ, что я жну, гдѣ не сѣялъ, и собираю, гдѣ не разсыпалъ, то не долженъ-ли былъ ты отдать серебро мое торгующимъ, чтобы я, пришедши, получилъ бы свое съ прибылью. Пусть будетъ взятъ отъ тебя этотъ талантъ и отданъ тому, кто имѣетъ десять талантовъ, ибо всякому имѣющему дастся еще, а у неимѣющаго отнимется и то, что онъ имѣетъ. Негодный рабъ пусть будетъ выброшенъ во тьму кромѣшную: тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ».

Окончивъ притчу, Господь возгласилъ во всеуслышаніе:

— «Кто имѣетъ уши слышать, да слышитъ».

Напомнивъ Своимъ слушателямъ объ обязанности постоянно бодрствовать духомъ, дабы не впасть во грѣхъ, и дѣятельно употреблять данныя Богомъ силы и способности, дабы не быть безотвѣтными на Страшномъ Судѣ Божіемъ, Господь далѣе изобразилъ и самый этотъ Судъ.

— «Когда придетъ Сынъ Человѣческій, — говорилъ Онъ, — и всѣ святые ангелы съ Нимъ, тогда сядетъ Онъ на престолѣ славы Своей. Предъ Нимъ соберутся всѣ народы. Отдѣливъ однихъ отъ другихъ, подобно тому какъ пастырь отдѣляетъ овецъ отъ козловъ, Онъ поставитъ овецъ по правую сторону, а козловъ по лѣвую и скажетъ первымъ:

— «Придите, благословенные Отца Моего! Наслѣдуйте царство, уготованное вамъ отъ созданія міра: ибо алкалъ Я, и вы дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ Я, и вы напоили Меня; былъ странникомъ, и вы приняли Меня; былъ нагъ, и вы одѣли Меня; былъ боленъ, и вы посѣтили Меня; въ темницѣ былъ, и вы пришли ко Мнѣ».

Праведники же скажутъ Ему въ отвѣтъ:

— «Господи! Когда мы видѣли Тебя алчущимъ, и накормили? или жаждущимъ, и напоили? когда мы видѣли Тебя странникомъ, и приняли? или нагимъ, и одѣли? когда мы видѣли Тебя больнымъ, или въ темницѣ, и пришли къ Тебѣ?»

Но Судія скажетъ имъ въ отвѣтъ:

— «Истинно говорю вамъ: такъ какъ вы сдѣлали это одному изъ братьевъ Моихъ меньшихъ, то вы сдѣлали это Мнѣ».

Тѣмъ же, которые по лѣвую сторону, Онъ скажетъ:

— «Идите отъ Меня, проклятые, въ огонь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его! Ибо алкалъ Я, и вы не дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ, и вы не напоили Меня; былъ странникомъ, и не приняли Меня; былъ нагъ, и не одѣли Меня; былъ боленъ и въ темницѣ, и не посѣтили Меня».

Тогда и они скажутъ въ отвѣтъ:

— «Господи! Когда мы видѣли Тебя алчущимъ, или жаждущимъ, или странникомъ, или нагимъ, или больнымъ, или въ темницѣ, и не послужили Тебѣ?»

Но Господь скажетъ имъ въ отвѣтъ:

— «Истинно говорю вамъ: такъ какъ вы не сдѣлали этого и одному изъ братьевъ Моихъ менынихъ, то не сдѣлали и Мнѣ».

«И идутъ сіи, — заключилъ Господь, — въ муку вѣчную, праведники же въ жизнь вѣчную».

Затѣмъ Господь обратился къ ученикамъ Своимъ и сказалъ имъ:

— «Знайте, что черезъ два дня будетъ Пасха, и Сынъ Человѣческій преданъ будетъ на распятіе».

Въ это время уже собрались тайно первосвященники, книжники и старѣйшины народа и рѣшили взять Господа хитростью и убить Его, назначивъ время для сего предъ праздникомъ, чтобы не возмутить народа, который стекался въ Іерусалимъ на праздникъ Пасхи въ весьма большомъ количествѣ со всѣхъ концовъ Палестины.

На слѣдующій день Господь отправился въ Виѳанію, въ домъ Симона прокаженнаго.

Здѣсь подошла къ Господу одна женщина-грѣшница съ алавастровымъ сосудомъ мѵра драгоцѣннаго и возлила это мѵро на главу Господа.

Увидѣвъ это, нѣкоторые изъ учениковъ сказали:

— «Для чего такая большая трата денегъ? Можно было-бы это мѵро продать и вырученныя деньги отдать нищимъ».

Но Господь, сказалъ имъ:

— «Зачѣмъ вы смущаете женщину? Она доброе дѣло сдѣлала для Меня, ибо нищихъ вы всегда имѣете съ собою, а Меня не всегда имѣете. Возливъ мѵро сіе на тѣло Мое, она приготовила Меня къ погребенію. Истинно говорю вамъ: вездѣ, гдѣ будетъ проповѣдано Евангеліе, сказано будетъ и о томъ, чтó сдѣлала эта женщина».

Примѣчанія:
[1] Мессія (евр. Masiah) — помазанникъ. Это имя усвоялось первоначально вообще всѣмъ лицамъ, избраннымъ Богомъ на служеніе Себѣ. Въ такомъ смыслѣ помазанниками назывались цари, пророки и первосвященники. Но въ собственномъ смыслѣ это наименованіе принадлежитъ Іисусу Христу, совмѣстившему въ Своемъ Лицѣ троякое служеніе — царя, пророка и первосвященника. Ему въ высшей степени принадлежитъ, — и святость Первосвященника, который непричастенъ злу и имѣетъ священство непреходящее (Евр. гл. 7-10), — и вѣдѣніе пророка, просвѣтившаго міръ высокимъ евангельскимъ ученіемъ, — и власть и могущество царя, обладающаго всѣми силами неба и земли и все направляющаго къ высокимъ цѣлямъ спасенія людей (Матѳ. 28, 18). Въ ветхозавѣтныхъ пророческихъ предсказаніяхъ духовное царствованіе Мессіи предотавляется иногда подъ образомъ царствованія земнаго царя. Пророки употребляли образный языкъ для того, чтобы быть болѣе понятными іудеямъ.
[2] Виѳанія — небольшое селеніе, находившееся въ трехъ или четырехъ верстахъ отъ Іерусалима. Въ настоящее время на мѣстѣ древней Виѳаніи находится небольшое мусульманское селеніе Эль-Азаріехъ. Благочестивымъ паломникамъ обыкновенно показываютъ здѣсь мѣсто гробницы Лазаря и развалины дома, гдѣ жилъ Лазарь со своими сестрами.
[3] Виѳфагія — небольшое селеніе на юго-западной сторонѣ горы Елеонской, примыкающее съ западу къ Виѳаніи. Окрестности Виѳфагіи въ древности славились обиліемъ фиговыхъ деревьевъ, отчего селеніе и получило свое названіе (Виѳфагія — мѣсто фигъ или смоквъ). Въ настоящее время не осталось никакихъ слѣдовъ отъ евангельской Виѳфагіи.
[4] Елеонская гора (гора маслинъ, масличная) — одна изъ красивѣйшихъ палестинскихъ горъ, лежащая на востокъ отъ Іерусалима и отдѣляющаяся отъ него долиною Кедронскою. Свое названіе эта гора получила отъ оливковыхъ или масличныхъ деревьевъ, въ изообиліи росшихъ по склонамъ ея. Въ настоящее время гора эта называется Донебеллъ-Эль-Туръ. Въ 90-хъ годахъ прошлаго [XIX] столѣтія на одномъ изъ склоновъ горы Елеонской былъ выстроенъ православный храмъ въ честь святой Маріи Магдалины.
[5] Оселъ на востокѣ въ древности употреблялся преимущественно для сельско-хозяйственныхъ работъ (Быт. 49, 11; 1 Цар. 25, 18) и считался животнымъ домашнимъ. Напротивъ того мулъ или конь обычно употреблялся въ древности для военныхъ цѣлей (Іер. 17, 25). Господь намѣренно пользовался осломъ, а не муломъ при вшествіи въ Іерусалимъ, потому что входилъ въ Іерусалимъ какъ кроткій Царь мира.
[6] Осанна — слово сирское, значащее: «спаси», или «даруй спасеніе».
[7] Маркъ Антоній, тріумвиръ, консулъ римскій, правившій съ 44 г. по 31 г. до Р. Хр.
[8] Давидъ — царь израильскій и вмѣстѣ съ тѣмъ пророкъ и псалмопѣвецъ, жившій въ XI в. до Р. Хр. Имъ написана священная книга «Псалтирь», содержащая 150 псалмовъ или священныхъ пѣсней характера хвалебнаго, просительнаго и благодарственнаго. Житіе его см. подъ 26 декабря.
[9] Соломонъ — царь израильскій и богодухновенный писатель, — жилъ въ началѣ XI и концѣ X в. до Р. Хр. Имъ написаны 4 священныхъ книги: «Екклезіастъ», «Притчей», «Пѣснь пѣсней» и книга «Премудрости».
[10] Назаретъ — небольшой городъ въ Галилеѣ, въ колѣнѣ Завулоновомъ, лежавшій къ юго-западу отъ Капернаума и къ западу отъ Тиверіадскаго моря. Назаретъ пріобрѣлъ себѣ всемірную извѣстность, какъ мѣсто, гдѣ жилъ праведный Іосифъ, обручникъ Пресвятой Дѣвы Маріи, какъ мѣсто Благовѣщенія архангеломъ Гавріиломъ Пресвятой Дѣвѣ о рожденіи отъ Нея Сына Божія, и особенно какъ мѣсто, гдѣ протекло все дѣтство, отрочество и послѣдующая жизнь Господа до самаго выступленія Его на открытое служеніе проповѣди Евангелія. На мѣстѣ древняго Назарета находится теперь мѣстечко съ именемъ Нозрани. Паломникамъ обыкновенно показываютъ здѣсь мѣсто Благовѣщенія, занятое латинскимъ монастыремъ. Изъ другихъ достопримѣчательностей Назарета показываютъ мѣсто мастерской Іосифа-обручника древодѣля, развалины синагоги, въ которой Господь читалъ пророчество Исаіи о Себѣ и др. мѣста.
[11] Финиковая пальма — одно изъ красивѣйшихъ палестинскихъ вѣчно-зеленѣющихъ растеній. Стволъ пальмы поднимается очень высоко въ воздухѣ, но только вершина ея бываетъ увѣнчана вѣтвями. Вѣтви пальмы употреблялись евреями во многихъ случаяхъ какъ знакъ торжества или побѣды. Такъ, напримѣръ, въ праздникъ кущей евреи имѣли обыкновеніе держать пальмовыя вѣтви въ своихъ рукахъ (Лев. 23, 40).
[12] Захарія — пророкъ израильскій, — одинъ изъ числа 12-ти, такъ называемыхъ, «малыхъ пророковъ», жившій въ VI в. до Р. Хр. Ему принадлежитъ книга пророчествъ, носящая его имя и написанная имъ около 620 г. до Р. Хр. Житіе его см. подъ 8 февраля.
[13] Книжникъ (γραμματεὺς) — народный учитель (или законоучитель).
[14] Фарисеи (съ евр. peruschim — «отдѣленные») — одна изъ сектъ іудейскихъ, появившаяся въ II или III в. до Р. Хр. Фарисеи были ревнителями закона Моисеева, причемъ главное вниманіе въ законѣ обращали не на его духъ, не на его общее содержаніе, а на его внѣшность. Помимо обрядовыхъ предписаній закона они исполняли еще массу ими самыми же измышленныхъ мелочныхъ предписаній, доходившихъ часто до скрупулезности.
[15] Святый Епифаній Кипрскій — учитель Церкви, жившій въ IV стол. Изъ его сочиненій особенно замѣчательны: «Анкоратъ» (ἄγκυρα — якорь), въ которомъ раскрывается православное ученіе о Пресвятой Троицѣ и другіе догматы христіанства, и «Панарій» (πανάριον — ящикъ съ лѣкарствами), въ которомъ описываются и опровергаются 20 ересей до христіанcкихъ и 80 христіанскихъ. Житіе его см. подъ 12 мая.
[16] Ливанъ и Антиливанъ — двѣ горныя цѣпи на сѣверѣ Палестины, славившіяся въ древности богатыми кедровыми лѣсами.
[17] См. тропарь праздника.
[18] Праздникъ Входа Господня въ Іерусалимъ (падающій на воскресенье предъ Пасхой) называется у насъ также недѣлею ваій или цвѣтоносною, — отъ обычая стоять въ церквахъ въ этотъ праздникъ съ ваіями въ рукахъ. Имъ заканчивается шестая и послѣдняя седмица св. четыредесятницы, а съ слѣдующаго понедѣльника начинается уже «Страстная недѣля» или недѣля страстей Господнихъ. Воспоминаніе, чествованіе и поклоненіе страстямъ Господнимъ начинается собственно съ четверга Страстной седмицы; богослуженіемъ же понедѣльника, вторника и среды святая Церковь только пріуготовляетъ еще насъ къ достойному чествованію страстей Господнихъ. Такъ въ понедѣльникъ евангельскимъ повѣствованіемъ о безплодной смоковницѣ наглядно изображается намъ вся безполезность лицемѣрія, ханжества, и вообще исполненія только обрядовой стороны закона, а повѣствованіемъ о Страшномъ судѣ указывается на возмездіе, какое получатъ праведники и грѣшники за дѣла свои, Богослуженіе вторника притчею о десяти дѣвахъ и о талантахъ руководствуетъ вѣрующихъ къ духовному бодрствованію, такъ приличному особенно во дни страданій Господнихъ. Богослуженіе среды, повѣствуя о женѣ, помазавшей Господа мѵромъ и тѣмъ уготовавшей Его на погребеніе, уже ясно предуказываетъ на окончаніе земной дѣятельности Господа и близость часа Его спасительныхъ для насъ страданій.
[19] Безплодная смоковница обозначала собою лицемѣрную сѣнь закона, которою прикрывались іудеи, но которая не могла принести плодовъ добродѣланія.
[20] Иродіане — политическая секта (партія) временъ Іисуса Христа. Въ составъ ея входили лица, поставившіе задачею своей дѣятельности борьбу съ Римомъ. Для этой цѣли иродіане вступили въ тайный союзъ съ Иродомъ Антипою, желавшимъ отнять у римскаго прокуратора Іудею и Самарію и подчинить ихъ себѣ.
[21] Саддукеи — религіозная секта временъ Іисуса Христа, отрицавшая преданія и воскресеніе мертвыхъ. Основателемъ ея былъ раввинъ Саддокъ, по имени котораго секта и называлась.
[22] Моисей — знаменитый вождь и законодатель народа еврейскаго, жившій за XVI в. до Р. Хр. Имъ написаны первыя пять книгъ Библіи («Бытіе», «Исходъ», «Левитъ», «Числъ» и «Второзаконіе»). Житіе его см. подъ 4 сентября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 669-685.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0