Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцать девятый.

Житіе, подвиги и страданіе святаго славнаго и всехвальнаго верховнаго апостола Петра.

Братъ же Симона Андрей, пренебрегая суетою мятежнаго міра, вступилъ на путь безбрачной жизни: онъ пошелъ на Іорданъ къ святому Іоанну Крестителю, проповѣдывавшему о покаяніи (Матѳ. гл. 3), и сдѣлался его ученикомъ. Слыша свидѣтельства учителя своего о Христѣ — Мессіи и — особенно слова его съ указаніемъ перстомъ на Господа: се Агнецъ Божій (Іоан. 1, 29-36), Андрей оставилъ Іоанна и вмѣстѣ съ другимъ крестителевымъ ученикомъ пошелъ во слѣдъ Господа, вопрошая Его:

— «Равви — гдѣ живешь?»

— «Пойдите и увидите», — отвѣчалъ имъ Спаситель.

— «Они пошли и увидѣли, гдѣ Онъ живетъ, и пробыли у Него день тотъ» (Іоан. 1, 38-39).

На слѣдующее утро Андрей пришелъ къ брату своему Симону и сказалъ ему:

— «Мы нашли Мессію, Христа».

И привелъ его къ Іисусу. Іисусъ же, взглянувъ на него, сказалъ:

— «Ты Симонъ, сынъ Іонинъ, ты наречешься Кифа, что значитъ камень (Петръ)» (Іоан. 1, 41-42) [1].

И тотчасъ святый Петръ возгорѣлся любовію къ Господу, увѣровавъ въ Него какъ истиннаго Христа, посланнаго Богомъ на спасеніе міра. Но онъ все еще не покидалъ своего дома и не оставлялъ своего занятія, доставляя своимъ домашнимъ необходимое для прожитія; въ этомъ ради престарѣлаго отца помогалъ иногда Симону и братъ его Андрей; такъ жили они до времени призванія Господомъ на апостольское служеніе.

Однажды, послѣ заключенія Іоанна Крестителя въ темницу, Господь Іисусъ Христосъ проходидъ близъ моря Галилейскаго (оно извѣстно еще подъ именемъ моря Тиверіадскаго или озера Геннисаретскаго) и, увидѣвъ Петра и Андрея, закидывающихъ сѣти въ море, сказалъ имъ:

— «Идите за Мною, и Я сдѣлаю васъ ловцами человѣковъ» (Матѳ. 4, 18-20).

Какими же именно ловцами Господь хотѣлъ сдѣлать ихъ — на это Онъ предуказалъ чудесною ловитвою рыбы. Войдя въ лодку Симона — Петра, Христосъ повелѣлъ ему закинуть сѣти, на что Петръ отвѣчалъ:

— «Наставникъ! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сѣть».

Сдѣлавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сѣть у нихъ прорывалась, что было прообразомъ духовной апостольской ловитвы — апостоламъ предстояло уловить многіе народы на спасеніе мрежею слова Божія. Увидѣвъ такое чудо, Симонъ Петръ припалъ къ колѣнамъ Іисуса и сказалъ:

— «Выйди отъ меня, Господи! потому что я человѣкъ грѣшный».

Ужасъ объялъ его и всѣхъ бывшихъ съ нимъ отъ этого лова рыбъ, ими пойманныхъ. Въ отвѣтъ Петру, призывавшему Господа удалиться отъ него, Спаситель, наоборотъ, призываетъ его слѣдовать за Собою:

— «Гряди за Мною — отнынѣ будешь уловлять людей для жизни подобно тому, какъ ранѣе ловилъ рыбъ для смерти» (ср. Лук. 5, 1-11).

Съ этого времени святый апостолъ Петръ слѣдуетъ за Христомъ, какъ и братъ его Андрей, и прочіе только что призванные ученики. Господь любилъ апостола Петра за его простосердечіе: онъ посѣтилъ бѣдный домъ Симона, гдѣ исцѣлилъ прикосновеніемъ руки его тещу, лежавшую въ горячкѣ. А когда утромъ Господь, воставъ, удалился на молитву въ пустынное мѣсто, то Петръ и бывшіе съ нимъ, не терпя и одного часа быть безъ Господа, пошли за Нимъ, старательно отыскивая любимаго Учителя; и, нашедши Его, сказали Ему:

— «Всѣ Тебя ищутъ, Господи» (Марк. 1, 30-37).

И не отлучался святый апостолъ Петръ отъ Господа, но неотступно находился при Немъ, наслаждаясь Его лицезрѣніемъ и Его словами «сладчайшими паче меда». Онъ былъ очевидцемъ многихъ и великихъ чудесъ Господа, ясно указывавшихъ на Христа какъ Сына Божія, въ Котораго и вѣровалъ безъ всякаго сомнѣнія. А какъ вѣровалъ сердцемъ «въ правду», такъ и устами исповѣдалъ «во спасеніе». Когда Господь пришелъ въ страны Кесаріи Филипповой [2], то спрашивалъ учениковъ Своихъ:

— «За кого люди почитаютъ Меня, Сына Человѣческаго?»

Они сказали:

— «Одни за Іоанна Крестителя, другіе за Илію, а иные за Іеремію или за одного изъ пророковъ».

Онъ говоритъ имъ:

— «А вы за кого почитаете Меня?»

Симонъ Петръ отвѣтилъ:

— «Ты — Христосъ, Сынъ Бога Живаго».

Это истинное исповѣданіе апостола Господь удостоилъ ублаженія и обѣтованія: Онъ сказалъ святому Петру:

— «Блаженъ ты, Симонъ, сынъ Іонинъ, потому что не плоть и кровь открыли тебѣ это, но Отецъ Мой, сущій на небесахъ; и Я говорю тебѣ: ты — Петръ, и на семъ камнѣ Я создамъ церковь Мою, и врата ада не одолѣютъ ея; и дамъ тебѣ ключи Царства небеснаго; и что свяжешь на землѣ, то будетъ связано на небесахъ; и что разрѣшишь на землѣ, то будетъ разрѣшено на небесахъ» [3].

Горѣвшій теплою любовью къ Господу, святый апостолъ Петръ желалъ, чтобы никакое зло не коснулось Его: поэтому, когда Господь предсказывалъ о Своихъ страданіяхъ, онъ прекословилъ Ему, говоря по невѣдѣнію:

— «Будь милостивъ къ Себѣ, Господи! да не будетъ этого съ Тобою!»

Хотя эти слова апостола и не были угодны Господу Іисусу, Который на то и пришелъ, чтобы Своимъ страданіемъ искупить отъ погибели человѣческій родъ, но тѣмъ не менѣе они внушены были усердною любовію къ Господу; въ нихъ обнаружилось, кромѣ того, и незлобіе апостола: улышавъ укоризненное слово Господа: «отойди отъ меня, сатана! [4] ты Мнѣ соблазнъ», апостолъ не почувствовалъ гнѣвнаго раздраженія и не удалился отъ Христа Спасителя, но, съ любовію выслушавъ порицаніе, еще съ большимъ усердіемъ слѣдовалъ за Господомъ (Матѳ. 16, 13-23). Однажды многіе изъ учениковъ, не могшіе вмѣстить словъ Господнихъ [5], говорили о нихъ:

— «Какія страшныя слова! кто можетъ это слушать?»

И затѣмъ отошли отъ Спасителя и уже не ходили съ Нимъ. Тогда Господь Іисусъ сказалъ «двѣнадцати»:

— «Не хотите ли и вы отойти?»

Симонъ Петръ отвѣчалъ Ему:

— «Господи! къ кому намъ идти? Ты имѣешь глаголы вѣчной жизни, и мы увѣровали и познали, что Ты — Христосъ, Сынъ Бога Живаго» (Іоан. 6, 60-69).

Имѣя такую вѣру и такое усердіе къ Господу, святый апостолъ Петръ дерзнулъ просить у Него дозволенія придти къ Нему по водѣ [6]. Господь не возбранилъ этого. Тогда святый апостолъ Петръ, выйдя изъ лодки, «пошелъ по водѣ, чтобы подойти къ Іисусу». Но не имѣя, до пріятія Святаго Духа, совершенной твердости въ вѣрѣ, онъ, «видя сильный вѣтеръ, испугался и, начавъ утопать, закричалъ:

— «Господи! спаси меня».

Іисусъ тотчасъ простеръ руку, поддержалъ его и говоритъ ему:

— «Маловѣрный! Зачѣмъ ты усомнился?» (Матѳ. 14, 28-31).

Господь, избавившій святаго апостола отъ потопленія, избавилъ его и отъ маловѣрія, когда сказалъ ему [7]:

— «Я молился о тебѣ, чтобы не оскудѣла вѣра твоя» (Лук. 22, 31-32).

Вмѣстѣ съ двумя другими учениками, Іаковомъ и Іоанномъ, святый апостолъ Петръ удостоился видѣть на Ѳаворѣ открытую имъ славу преображенія Господня и своими ушами слышать гласъ Бога Отца, свыше пришедшій къ Господу Іисусу. Объ этомъ святый апостолъ такъ упоминаетъ въ своемъ посланіи:

— «Мы возвѣстили вамъ силу и пришествіе Господа нашего Іисуса Христа, не хитросплетеннымъ баснямъ послѣдуя, но бывши очевидцами Его величія. Ибо Онъ принялъ отъ Бога Отца честь и славу, когда отъ велелѣпной славы принесся къ Нему такой гласъ: «Сей есть Сынъ Мой Возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе». И этотъ гласъ, принесшійся съ небесъ, мы слышали, будучи съ Нимъ на святой горѣ» (2 Петр. 1, 16-18; ср. Матѳ. гл. 17; Марк. 9, 2 и дал.; Лук. 9, 28 и дал.).

Когда Господь приблизился къ вольнымъ страданіямъ Своимъ и крестной смерти, тогда святый апостолъ Петръ обнаружилъ свою ревность по Господѣ не только словомъ, сказавъ:

— «Господи! съ Тобою я готовъ и въ темницу и на смерть идти» (Лук. 22, 33), — но и дѣломъ, извлекши мечъ и ударомъ его урѣзавъ ухо рабу архіерея Малху (Іоан. 18, 10). Хотя Богъ по смотрѣнію Своему и попустилъ апостолу Петру впасть въ трикратное отреченіе отъ Христа Спасителя, Господа нашего, но онъ возсталъ и исправился чрезъ истинное раскаяніе, соединенное съ горькими рыданіями (Матѳ. 26, 69-75). Святый Петръ, первый изъ всѣхъ апостоловъ, сподобился увидѣть воскресшаго Господа Іисуса Христа, какъ говорить объ этомъ святый евангелистъ Лука: «Господь истинно воскресъ и явился Симону» (Лук. 24, 34); о томъ же пишетъ и святый апостолъ Павелъ: Христосъ «воскресъ въ третій день по Писанію и явился Кифѣ, потомъ двѣнадцати» (1 Кор. 15, 4-5). Узрѣвъ Господа, святый Петръ исполнился невыразимой радости, пріявъ отъ Него и милостивое прощеніе своего грѣха. Трикратное отреченіе отъ Господа онъ окончательно изгладилъ трикратнымъ исповѣданіемъ своей любви къ Спасителю, отвѣчая ему на Его вопросъ трикратный:

— «Симонъ Іонинъ! любишь ли ты Меня?»

— «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя».

И Христосъ Спаситель возстановилъ Петра въ апостольскомъ достоинствѣ, содѣлавъ его пастыремъ словесныхъ овецъ и вручивъ ему ключи Царства небеснаго (Іоан. 21, 15-17).

По вознесеніи Господа нашего Іисуса Христа святый Петръ, какъ верховный среди апостоловъ, явился первымъ учителемъ и проповѣдникомъ слова Божія, пріобрѣтя однимъ часомъ Церкви Христовой до трехъ тысячъ вѣрующихъ душъ (Дѣян. 2, 14-41). При этомъ онъ обнаружилъ и великую чудодѣйственную силу. Входя со святымъ Іоанномъ въ храмъ для молитвы, святый Петръ увидѣлъ одного хромого отъ рожденія человѣка, сидѣвшаго при дверяхъ храма, называемыхъ Красными. Онъ, увидѣвъ Петра и Іоанна просилъ у нихъ милостыни. Петръ съ Іоанномъ, всмотрѣвшись въ него, сказали:

— «Взгляни на насъ».

И онъ пристально смотрѣлъ на нихъ, надѣясь получить отъ нихъ что-нибудь. Но Петръ сказалъ:

— «Серебра и золота нѣтъ у меня; а что имѣю, то даю тебѣ: во имя Іисуса Христа Назорея встань и ходи».

— «И взявъ его за правую руку, поднялъ; и вдругъ укрѣпились его ступни и колѣна, и вскочивъ всталъ, и началъ ходить, и вошелъ съ ними въ храмъ, ходя и скача и хваля Бога».

Чрезъ это чудо и проповѣдь святаго апостола Петра увѣровало во Христа около пяти тысячъ человѣкъ (Дѣян. 3, 1-26; 4, 4). Жителей Іерусалима Ананію и жену его Сапфиру святый Петръ умертвилъ словомъ за святотатство и ложь Святому Духу (Дѣян. 5, 1-10). Въ Лиддѣ [8] разслабленнаго Енея, восемь лѣтъ лежавшаго на одрѣ, онъ исцѣлилъ, сказавъ ему:

— «Еней! исцѣляеть тебя Іисусъ Христосъ!» (Дѣян. 9, 32-34).

Въ Іоппіи [9] онъ воскресилъ умершую дѣвицу Тавиѳу (Дѣян. 9, 36-42). И не только руки и слова его были чудодѣйственны, но даже и самая тѣнь его подавала исцѣленія: «такъ что выносили больныхъ на улицы и полагали на постеляхъ и кроватяхъ, дабы хотя тѣнь проходящаго Петра осѣнила кого изъ нихъ» (Дѣян. 5, 15). — А когда «царь Иродъ поднялъ руки на нѣкоторыхъ изъ принадлежащихъ къ церкви (въ Іерусалимѣ), чтобы сдѣлать имъ зло» и, убивъ мечемъ Іакова, брата Іоанна [10], схватилъ святаго Петра и посадилъ въ темницу, сковавъ двумя цѣпями, то ангелъ Господень ночью разрѣшилъ его отъ оковъ и освободилъ отъ заключенія (Дѣян. 12, 1-10). — Верховный апостолъ Петръ первый открылъ дверь вѣры язычникамъ, крестивъ въ Кесаріи [11] римскаго сотника Корнилія послѣ видѣнія ниспущеннаго съ неба полотна, полнаго четвероногими и гадами, и — голоса, повелѣвающаго Петру заколоть все это и ѣсть и не почитать нечистымъ того, что Богъ очистилъ; видѣніе это было знаменіемъ обращенія ко Христу язычниковъ (Дѣян. гл. 10). — Святый апостолъ Петръ обличилъ Симона, волхва самаритянина, лицемѣрно принявшаго крещеніе и хотѣвшаго за деньги купить даръ Святаго Духа:

— «Серебро твое, — сказалъ апостолъ волхву, — да будетъ въ погибель съ тобою, потому что ты помыслилъ даръ Божій получить за деньги; нѣтъ тебѣ въ семъ части и жребія, ибо сердце твое не право предъ Богомъ; итакъ покайся въ семъ грѣхѣ твоемъ и молись Богу: можетъ быть отпустится тебѣ помыслъ сердца твоего, ибо вижу тебя исполненнаго горькой желчи и въ узахъ неправды» (Дѣян. 8, 18-23).

Здѣсь помянутыя и другія дѣянія святаго апостола Петра болѣе подробно изложены во святомъ Евангеліи и Книгѣ Дѣяній святыхъ апостоловъ, которыя постоянно читаются въ храмахъ въ слухъ вѣрующихъ. Поэтому не было нужды въ видахъ краткости слова изъ этихъ книгъ Священнаго Писанія брать подробно все, касающееся святаго апостола Петра; книги эти хорошо должны быть извѣстны православнымъ христіанамъ. О дальнѣйшихъ же благовѣстническихъ подвигахъ и трудахъ святаго апостола Петра, мало кому извѣстныхъ, святый Симеонъ Метафрастъ [12] говоритъ слѣдующее:

Изъ Іерусалима [13] святый Петръ пришелъ въ Кесарію Стратонійскую [14], гдѣ поставилъ епископа изъ пресвитеровъ, слѣдовавшихъ съ нимъ; исцѣливъ многихъ въ Сидонѣ [15] и поставивъ здѣсь епископа, онъ прибылъ въ Беритъ [16] и тутъ также поставивъ епископа; затѣмъ онъ пришелъ въ Бивлы, и отсюда въ Триполь Финикійскій [17], гдѣ обиталъ у одного разумнаго мужа Марсона, котораго и рукоположилъ во епископа вѣрнымъ этого города. Изъ Триполя онъ пришелъ въ Орѳосію; затѣмъ въ Антраду, потомъ на островъ Арадосъ, далѣе въ Валанею, Пантъ и Лаодикію [18]; въ послѣдней онъ исцѣлилъ многихъ больныхъ, изгналъ отъ одержимыхъ нечистыхъ духовъ и собралъ церковь вѣрныхъ, давъ имъ епископа. Изъ Лаодикіи святый Петръ пришелъ въ Антіохію, городъ Сиріи [19], гдѣ скрывался Симонъ волхвъ отъ воиновъ, посланныхъ римскимъ императоромъ Клавдіемъ [20], чтобы его взять; узнавъ о пришествіи святаго апостола Петра, Симонъ убѣжалъ въ города Іудеи. Въ Антіохіи святый Петръ исцѣлилъ многихъ недужныхъ и, послѣ проповѣди о Единомъ Богѣ въ трехъ Лицахъ, поставилъ епископовъ: Маркіана для Сиракузъ въ Сициліи [21] и Панкратія для Тавроменіи [22]. Изъ Антіохіи святый Петръ пришелъ въ Тиніанъ Каппадокійскій [23], отсюда посѣтилъ Анкиру Галатійскую [24], въ которой воскресилъ мертвеца и устроилъ церковь, многихъ огласивъ и крестивъ и поставивъ имъ епископа. Оставивъ Анкиру, онъ направился въ Синопъ Понтійскій [25], а отсюда пришелъ въ Амасію, занимающую средину Понтійской земли. Затемъ, побывавъ въ Гангрѣ Пафлагонскомъ [26], Клавдіополѣ Гоноріадійскомъ и Виѳинійской [27] Никомидіи, святый апостолъ остановился въ Никеи [28]. Намѣреваясь идти въ Іерусалимъ на праздникъ Пасхи, онъ изъ Никеи повернулъ назадъ, — пришелъ въ Писсинунтъ, а потомъ въ Каппадокію и Сирію. Снова посѣтивъ Антіохію, онъ, наконецъ, достигъ Іерусалима. Во дни его пребыванія здѣсь къ нему пришелъ, на третій годъ послѣ своего обращенія ко Христу, святый апостолъ Павелъ, какъ самъ онъ сообщастъ объ этомъ въ посланіи Галатамъ:

— «Спустя три года, ходилъ я въ Іерусалимъ видѣться съ Петромъ и пробылъ у него дней пятнадцать» (Гал. 1, 18).

Уставивъ за это время церковныя законоположенія, святый Павелъ отошелъ на дѣло, къ которому былъ призванъ; святый же апостолъ Петръ опять посѣтилъ Антіохію, гдѣ поставилъ спископа Еводія; прибывъ, потомъ, въ Синадъ, городъ Фригіи [29], онъ удалился изъ него въ Никомидію [30]; въ ней онъ поставилъ епископа Прохора [31], который и по пріятіи епископства слѣдовалъ за святымъ Іоанномъ Богословомъ. Придя изъ Никомидіи въ Иліонъ, городъ Геллеспонтскій [32], святый апостолъ поставилъ здѣсь епископомъ Корнилія сотника и возвратился въ Іерусалимъ. Тутъ явился святому Петру въ видѣніи Господь Іисусъ Христосъ, говоря:

— «Встань Петръ и иди на западъ: настало время просвѣтиться ему твоею проповѣдью; Я же пребуду съ тобою».

Въ это время Симонъ волхвъ [33] былъ уже взятъ искавшими его воинами и приведенъ въ Римъ [34], чтобы принять наказаніе по своимъ дѣламъ. Но онъ, омрачивъ волшебною хитростью умы многихъ, такъ обольстилъ ихъ, что не только не понесъ наказанія, а даже многими началъ почитаться какъ богъ. Этотъ предтеча сатаны настолько изумилъ своимъ волшебствомъ самого кесаря Клавдія, что была изваяна статуя волхва и поставлена между двумя мостами на Тибрѣ съ такой надписью: «Симону, святому богу». Объ этомъ подробно пишутъ Іустинъ [35] и Ириней [36]. Мы же (говоритъ Симеонъ Метафрастъ) возвратимся къ предстоящему намъ слову. Великій Петръ, возвѣстивъ братіи о бывшемъ ему видѣніи, простился съ ними и, посѣщая церкви, снова прибылъ въ Антіохію, гдѣ засталъ святаго апостола Павла. Здѣсь онъ поставилъ епископовъ: Урвана Тарсу [37], Епафродита Левкіи Адріатійской, Апеллія, брата Поликарпа [38], Смирнѣ [39] и Фигелла Ефесу [40]; о послѣднемъ говорятъ, что онъ, уклонившись съ праваго пути, вступилъ въ общеніе съ Симономъ. Изъ Антіохіи святый Петръ пришелъ въ Македонію [41], гдѣ тоже поставилъ епископовъ: Олимпа Филипписіямъ [42], Іасона Солунянамъ [43] и Коринѳянамъ [44] Силу, котораго нашелъ пребывающимъ у святаго апостола Павла. Поставивъ въ Патрѣ епископомъ Иродіона, святый Петръ отплылъ въ Сицилію и, придя въ Тавроменію, на короткое время остановился у Панкратія, краснорѣчивѣйшаго мужа: огласивъ и крестивъ здѣсь нѣкоего Максима и поставивъ его епископомъ, онъ прибылъ въ Римъ.

Въ Римѣ святый апостолъ Петръ на площадяхъ и въ домахъ ежедневно проповѣдывалъ о Единомъ Богѣ — Отцѣ всемогущемъ, и Единомъ Господѣ Іисусѣ Христѣ Сынѣ Божіемъ, Богѣ истинномъ отъ Бога истиннаго и — Единомъ Духѣ Святомъ, Господѣ Животворящемъ; и многихъ онъ привлекъ къ Христовой вѣрѣ, избавивъ святымъ крещеніемъ отъ обольщенія идолопоклонствомъ. Видя все это, Симонъ волхвъ не хотѣлъ молчать и таить своей злобы на святаго Петра, — онъ почиталъ себѣ за посрамленіе проповѣдь апостола, которою ниспровергалась его слава; и началъ волхвъ открыто препятствовать истинному ученію апостола своими лживыми словами и дѣлами, — безъ всякаго стыда онъ прекословилъ святому Петру среди города. Волхвъ обольщалъ народъ, возбуждая въ немъ странныя мечты; онъ показывалъ предшествующія и послѣдующія за нимъ привидѣнія, о которыхъ говорилъ народу, что это души умершихъ; показывалъ онъ и воскресшихъ изъ мертвыхъ, кланявшихся ему какъ богу: исцѣлялъ хромыхъ, возвращая имъ способность и ходить и скакать. Но все это было не дѣйствительность, а призракъ, подобный баснословному Протею [45], видоизмѣнявшемуся различнымъ образомъ: то являвшемуся съ двумя лицами, то, спустя немногое время, превращавшемуся въ козу, змѣя, птицу, то уподоблявшемуся огню, словомъ принимавшему на себя всякій видъ для прельщенія безумныхъ. Но достаточно было великому апостолу Господню взглянуть на дѣла Симона и тотчасъ исчезали волхвованія послѣдняго.

О борьбѣ святаго апостола Петра съ Симономъ волхвомъ, кромѣ Метафраста, слѣдующее сообщаютъ Прологъ и Великія Минеи-Четіи.

Когда святый Петръ пришелъ въ Римъ и узналъ, что Симонъ, называя себя Христомъ, творитъ предъ глазами народа великіе чудеса, то, возгорѣвшись ревностію по истинномъ Богѣ, онъ отправился къ дому Симона, у воротъ котораго нашелъ большую толпу людей: они возбраняли апостолу проникнуть внутрь дома. Тогда святый Петръ сказалъ:

— «Зачѣмъ препятствуете мнѣ пройти къ льстивому волхву?»

— «Онъ не волхвъ, — отвѣчали изъ толпы, — но сильный богъ; онъ поставилъ у воротъ своихъ сторожа, знающаго помышленія человѣческія».

Съ этими словами святому апостолу указали на чернаго пса, лежавшаго въ воротахъ, замѣтивъ:

— «Эта собака умерщвляетъ всѣхъ, думающихъ о Симонѣ неправду».

— «Я истину о немъ говорю, — подтвердилъ святый Петръ, — Симонъ отъ бѣса».

Затѣмъ, приблизившись ко псу, апостолъ сказалъ:

— «Иди и передай Симону: Петръ, апостолъ Христовъ, хочетъ войти къ тебѣ».

Песъ пошелъ и человѣческою рѣчью передалъ Симону то, что приказалъ святый апостолъ Петръ. Всѣ, слышавшіе, какъ говорилъ песъ, ужасались. Симонъ, въ свою очередь, послалъ, того же пса со словами:

— «Пусть войдетъ сюда Петръ».

Когда святый апостолъ вошелъ въ домъ, Симонъ началъ свое волхвованіе предъ народомъ на глазахъ у святаго Петра. Святый же апостолъ съ помощію силы Христовой явилъ большія чудеса. Какія же именно? Изъ многихъ этихъ чудесъ слѣдующее великое чудо вспоминаетъ древній церковный историкъ грекъ Егезиппъ, жившій около времени апостоловъ [46]. Въ Римѣ у одной благородной вдовы, изъ царскаго рода, умеръ въ молодыхъ лѣтахъ сынъ; и безутѣшно плакала о немъ его матерь; жалѣвшіе ее вспомнили о мужахъ, явившихся въ Римѣ, о Петрѣ и Симонѣ волхвѣ, что они воскрешаютъ мертвыхъ; и вотъ одни призвали къ умершему Петра, а другіе — Симона. На погребеніе юноши собралось много людей знатныхъ и народа. И сказалъ святый Петръ Симону волхву, величавшемуся предъ всѣмъ народомъ своей силой:

— «Кто изъ насъ воскреситъ сего мертвеца, того ученіе должно быть признано какъ истинное».

Народъ одобрилъ рѣшеніе апостола. Симонъ же, надѣясь на свою волшебную хитрость, обратился къ народу:

— «Если я воскрешу мертваго, — убьете ли вы Петра?»

— «Живого сожжемъ предъ твоими глазами!» — закричалъ народъ.

Приступивъ къ одру умершаго, Симонъ началъ свое волшебство и, при содѣйствіи бѣсовъ, достигъ того, что мертвый двинулъ своею головою. И тотчасъ народъ началъ кричать, что юноша живъ, — что онъ воскресъ. Святаго же Петра, не медля, хотѣли вести на сожженіе. Апостолъ же, давъ знакъ рукою, просилъ помолчать и, когда наступила тишина, сказалъ:

— «Если юноша живъ дѣйствительно, то пусть онъ встанетъ, и говоритъ, и ходитъ; пока же этого не увидите, не сомнѣвайтесь, что Симонъ обольщаетъ васъ своимъ волшебствомъ».

Симонъ долго ходилъ кругомъ одра, призывая бѣсовскую силу, но безуспѣшно; тогда онъ хотѣлъ бѣжать со стыда; народъ же задержалъ его. А святый Петръ, истинный чудотворсцъ, воскресившій Тавиѳу и содѣлавшій многіе иные славные чудеса, ставъ вдали, поднялъ къ небу очи и руки, и началъ молиться:

— «Господи Іисусе Христе, повелѣвшій намъ Твоимъ именемъ воскрешать мертвыхъ, молю Тсбя оживотвори сего юношу, да познаютъ предстоящіе здѣсь, что Ты Богъ истинный и нѣтъ иного кромѣ Тебя, живущаго и царствующаго съ Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь».

Послѣ этой молитвы онъ воззвалъ къ мертвецу:

— «Юноша! встань — тебя исцѣляетъ и воскрешаетъ Господь мой Іисусъ Христосъ».

И тотчасъ мертвый открылъ глаза, поднялся и началъ ходить и говорить.

Это повѣствованіе Егезиппа дополняетъ Маркеллъ Римлянинъ, сначала ученикъ Симона волхва, впослѣдствіи просвѣщенный апостоломъ Петромъ святою вѣрою и святымъ крещеніемъ. Въ своемъ посланій къ святымъ мученикамъ Неріону и Архиллію Маркеллъ говоритъ о воскрешенномъ святымъ апостоломъ юношѣ:

Юноша, припавъ къ ногамъ святаго Петра, восклицалъ:

— «Я видѣлъ Господа Іисуса, повелѣвающаго ангеламъ возвратить меня, по твоему моленію, моей вдовствующей матери».

Тогда весь народъ сталъ взывать:

— «Единъ Богъ и нѣтъ иного, кромѣ исповѣдуемаго Петромъ!»

Симонъ же волхвъ бѣжалъ, придавъ бѣсовскою силою своей головѣ видъ собачьей; тѣмъ не менѣе народъ схватилъ его, причемъ одни хотѣли его побить камнями, а другіе сжечь. Но святый апостолъ Петръ воспротивился этому, сказавъ:

— «Нашъ Господь и Учитель не повелѣлъ воздавать за зло зломъ, — пустите его; пусть идетъ куда хочетъ; съ него довольно стыда, поношенія и убѣжденія въ безпомощности своего волшобства».

Освобожденный Симонъ, — передаетъ Маркеллъ, — пришелъ ко мнѣ, предполагая, что я ничего не знаю о чудесномъ происшествіи. Симонъ привязалъ къ воротамъ моего дома желѣзной цѣпью громаднаго пса и говорилъ мнѣ:

— «Посмотрю, — придетъ ли къ тебѣ Петръ по своему обыкновенію».

И черезъ часъ подошелъ къ дверямъ святый Петръ, отвязалъ пса, сказавъ ему:

— «Поди скажи Симону волхву: перестань прельщать бѣсовскою силою людей, за которыхъ Христосъ пролилъ Свою Кровь».

Песъ пошелъ и передалъ, какъ человѣкъ, Симону слова апостола. Услышавъ это (говоритъ Маркеллъ), я поспѣшилъ встрѣтить святаго Петра и пріялъ его съ честью въ свой домъ; Симона же и пса выгналъ вонъ. Песъ же, не вредя никому другому, бросился на самого Симона и, схвативъ его зубами, повалилъ на землю. Увидѣвъ это изъ окна, святый Петръ именемъ Христовымъ запретилъ псу касаться тѣла Симона. И песъ, не трогая тѣла волхва, изорвалъ всю его одежду, такъ что онъ сталъ совершенно голымъ. При видѣ этого народъ кричалъ на Симона, насмѣхаясь и браня его; а затѣмъ его выгнали вмѣстѣ со псомъ изъ города. Отъ такого сраму и стыда Симонъ цѣлый годъ не показывался въ Римѣ, — пока преемникъ Клавдія Неронъ [47], царь нечестивый, не услыхалъ отъ злыхъ людей похвалъ злобному волхву; Неронъ отыскалъ Симона, очень полюбилъ его и приблизилъ къ себѣ какъ друга.

Прологъ же и Великія Минеи, кромѣ того, говорятъ еще слѣдующее о Симонѣ волхвѣ.

Симонъ волхвъ приказалъ себя усѣчь мечемъ, обѣщаясь на третій день воскреснуть; вмѣсто же себя онъ поставилъ подъ мечъ овна, придавъ ему способность казаться человѣкомъ; такъ овенъ и былъ усѣченъ вмѣсто волхва. Святый же Петръ, отгнавъ бѣсовское навожденіе, обличилъ ложь Симона: всѣ увидѣли, что въ голову усѣченъ не Симонъ, а овенъ.

Объ окончательной же побѣдѣ святаго Петра надъ волхвомъ, погубившей послѣдняго, всѣ согласно передаютъ такимъ образомъ.

Не будучи въ состояніи ни въ чемъ побѣдить святаго апостола Петра и не вынося болѣе стыда и посрамленія, волхвъ обѣщался вознестись на небо. Собравъ всѣхъ служившихъ ему бѣсовъ, Симонъ съ лавровымъ вѣнкомъ на головѣ пришелъ на средину города Рима къ одному высокому зданію; поднявшись на послѣднее, онъ началъ съ высоты зданія гнѣвно говорить народу:

— «Такъ какъ вы, римляне, до сихъ поръ пребываете въ своемъ безуміи и, оставивъ меня, слѣдуете за Петромъ, то и я покидаю васъ; уже не буду я защищать города, но повелю моимъ ангеламъ взять меня на вашихъ глазахъ на свои руки и вознесусь къ отцу моему на небо, откуда ниспошлю на васъ великія казни за то, что вы не послушали словъ моихъ и не вѣровали моимъ дѣламъ».

Такъ сказавъ, волхвъ всплеснулъ руками и бросился въ воздухъ; поддерживаемый бѣсами онъ началъ летать по воздуху, поднимаясь вверхъ. Люди же въ сильномъ изумленіи говорили другъ другу:

— «Это дѣло Божіе — летать съ плотью по воздуху!»

Великій же апостолъ Петръ началъ громко, въ услышаніе всѣхъ, молиться Богу:

— «Господи Іисусе Христе, Боже мой! обличи прелесть волхва сего, дабы не соблазнились вѣрующіе въ Тебя!»

А потомъ онъ воззвалъ:

— «Вамъ, о, бѣсы! повелѣваю именемъ Бога моего: не носите его болѣе, но оставьте его тамъ, гдѣ онъ сейчасъ находится въ воздухѣ».

И тотчасъ бѣсы, повинуясь запрещенію апостола, покинули Симона въ воздухѣ; и полетѣлъ окаянный волхвъ на землю, какъ нѣкогда діаволъ, сверженный съ неба долу, и, упавши, разбился. Присутствовавшій при этомъ народъ долго восклицалъ:

— «Великъ Богъ, проповѣдуемый Петромъ и воистинну нѣтъ иного Бога, кромѣ Него!»

Упавшій же волхвъ, хотя и сильно разбился, но, по Божію устроенію, былъ еще живъ, чтобы познать безсиліе окаянныхъ бѣсовъ и свое собственное, исполниться посрамленія и уразумѣть силу всемогущаго Бога. Съ раздробленными членами лежалъ онъ на землѣ, испытывая невыразимыя страданія, а на утро съ мученіемъ извергъ свою нечистую душу, предавъ ее въ руки бѣсовъ, чтобы отнести въ адъ къ сатанѣ, отцу ихъ. Святый же Петръ послѣ низверженія Симона сталъ на возвышенномъ мѣстѣ и, давъ знакъ рукою къ молчанію, началъ учить народъ познанію истиннаго Бога; и многихъ своимъ продолжительнымъ словомъ обратилъ къ христіанской вѣрѣ.

Царь Неронъ, узнавъ о позорной кончинѣ своего друга, чрезвычайно разгнѣвался на святаго Петра и хотѣлъ его убить. Но, какъ повѣствуетъ святый Метафрастъ, яростный царь не тотчасъ, а лишь спустя нѣсколько лѣтъ, исполнилъ свое злобное намѣреніе относительно святаго апостола Петра. По смерти Симона волхва святый Петръ пробылъ въ Римѣ не долго; обративъ многихъ и крестивъ, утвердивъ церковь и поставивъ епископомъ Лина, онъ пошелъ изъ Рима въ Тарракину [48], гдѣ Епафродита (другого, а не вышепомянутаго) поставилъ епископомъ. Прибывъ въ Сирмію, городъ Испаніи и рукоположивъ здѣсь во епископа Епенета, онъ удалился въ Карѳагенъ, въ Африкѣ, гдѣ посвятилъ во епископа Крискента. Достигнувъ Египта, онъ поставилъ въ немъ епископовъ: Седмовратнымъ Ѳивамъ — Руфа, Александріи — евангелиста Марка. Затѣмъ, по откровенію, онъ былъ въ Іерусалимѣ въ день успенія Пречистой Дѣвы Маріи Богородицы, и снова возвратился въ Египетъ. Пройдя Африку, онъ достигъ Рима, отсюда пришелъ въ Медіоланъ [49], и потомъ Фотикинъ, гдѣ поставилъ епископовъ и пресвитеровъ. Удалившись въ Британію [50], онъ прожилъ здѣсь долгое время, привлекши многіе народы къ вѣрѣ Христовой. Въ Британіи святому апостолу Петру было явленіе ангела, сказавшаго ему:

— «Петръ! приблизилось время твоего отшествія изъ этой жизни. Тебѣ должно идти въ Римъ, гдѣ, претерпѣвши крестную смерть, ты получишь достойное воздаяніе отъ Христа Господа».

Возблагодаривъ Бога, святый Петръ послѣ явленія остался на нѣсколько дней въ Британіи, утверждая церкви, поставляя епископовъ, пресвитеровъ и діаконовъ. Въ двѣнадцатый годъ правленія Нерона онъ прибылъ въ Римъ и поставилъ, какъ помощника въ церковномъ управленіи, епископомъ Климента, хотя послѣдній и отказывался, не желая возлагать на себя такое иго. Внявъ увѣщаніямъ апостола, Климентъ, какъ послушный сынъ, преклонилъ свою выю подъ Христовъ яремъ и вмѣстѣ съ учителемъ своимъ и прочими священными мужами влекъ колесницу Слова Божія. И многіе въ Римѣ благородные и знатные мужи и жены просвѣщались вѣрою и святымъ крещеніемъ. Были же у царя Нерона двѣ жены, замѣчательной красоты, которыхъ онъ любилъ болѣе всѣхъ прочихъ своихъ наложницъ. Принявъ святую вѣру, онѣ рѣшили вести цѣломудренную жизнь и не хотѣли повиноваться похотнымъ желаніямъ царя. Онъ же, безстыднѣйшій и ненасытимый блудникъ, разгнѣвался за это на всю церковь вѣрныхъ, а особенно на апостола Петра, — виновника обращенія ко Христу помянутыхъ женъ, начавшихъ цѣломудренную жизнь, (вспомнилъ царь и смерть любимаго друга — Симона волхва) и началъ искать святаго Петра для смертной казни. Вышепомянутый церковный историкъ Егезиппъ сообщаетъ, что когда святаго Петра искали для убіенія, вѣрные просили его, ради пользы многихъ, скрыться, — удалиться изъ Рима. Апостолъ никакъ не соглашался на это, желая лучше за Христа страдать и умереть; вѣрующіе же съ плачемъ умоляли апостола сохранить жизнь свою, столь нужную святой Церкви, обуреваемой среди невѣрныхъ волнами бѣдъ. Склонившись на слезныя мольбы всего словеснаго стада, святый Петръ далъ обѣщаніе скрыться изъ города и въ слѣдующую ночь, простившись со всѣми послѣ соборнаго моленія, удалился одинъ. И когда онъ былъ у городскихъ воротъ, то увидѣлъ идущаго ему на встрѣчу въ городъ Господа Іисуса Христа: поклонившись Ему, святый Петръ спросилъ:

— «Куда идешь, Господи?»

— «Иду въ Римъ, чтобы снова распяться», —отвѣтилъ ему Господь и сталъ невидимъ.

Изумленный апостолъ понялъ, что Христосъ, страдающій въ рабахъ Своихъ, какъ въ Своихъ дѣйствительныхъ членахъ, хочетъ и въ его тѣлѣ пострадать въ Римѣ. Поэтому онъ опять возвратился къ вѣрнымъ и былъ взятъ воинами на смерть. Святый Метафрастъ говоритъ, что святый Петръ былъ взятъ не одинъ, а съ множествомъ вѣрныхъ, среди коихъ находились: Климентъ, Иродіонъ, Олимпъ; ихъ мучитель осудилъ на усѣкновеніе мечемъ, а святаго апостола Петра — на распятіе. Взявши осужденныхъ, воины повели ихъ на мѣсто казни; Климента, какъ родственника царскаго, они пощадили, отпустивъ на свободу; Иродіона же и Олимпа, пришедшихъ въ Римъ съ апостоломъ Петромъ, вмѣстѣ съ многими вѣрующими убили мечемъ. Святый же Петръ молилъ своихъ распинателей, чтобы распяли его внизъ головой, почитая этимъ Господа своего, на крестѣ распявшагося волею, — онъ не хотѣлъ уподобляться Ему въ образѣ распятія, желая подъ ноги Его преклонить свою голову. Такъ скончался великій апостолъ Господень, святый Петръ, прославивъ Бога крестною смертью: терпя великую муку отъ гвоздей въ рукахъ и ногахъ, онъ предалъ непорочную душу свою въ руки Божіи 29 іюня [51]. Ученикъ его, святый Климентъ, испросивъ тѣло апостола, снялъ его со креста, опряталъ и, созвавъ оставшихся вѣрныхъ и святителей, похоронилъ съ честію: также предали честному погребенію тѣла и пострадавшихъ съ нимъ Иродіона, Олимпа и прочихъ вѣрныхъ, славя Христа Бога, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Кифа — слово сирское и значитъ камень; тоже самое значитъ и греческое слово Петръ (πέτραскала, камень).
[2] Городъ этотъ былъ расположенъ близъ истоковъ Іордана; онъ построенъ сыномъ Ирода Филиппомъ въ честь кесаря Тиверія — отсюда его и наименованіе.
[3] Здѣсь подъ камнемъ разумѣется не ап. Петръ, а вѣра, исповѣданная имъ, или Самъ Господь; обѣтованіе о дарованіи ключей Царства небеснаго Господь затѣмъ, по Своемъ воскресеніи, повторилъ и всѣмъ апостоламъ (Іоан. 20, 21-23).
[4] Сатана — слово сирское, значитъ противникъ; въ тѣсномъ смыслѣ такъ въ Священномъ Писаніи именуется начальникъ злыхъ духовъ (1 Сол. 2, 18); въ болѣе же широкомъ значеніи слово сатана означаетъ вообще противника воли Божіей, хотя бы отъ нѣкоторой простоты и неразумія, какъ это видимъ въ настоящемъ случаѣ со св. ап. Петромъ.
[5] О Таинствѣ пріобщенія Плоти и Крови Христовыхъ (Іоан. 6, 53-58).
[6] Подобно тому какъ самъ Господь приближался къ Своимъ ученикамъ по бушующимъ волнамъ Геннисаретскаго озера (Матѳ. 14, 22-27).
[7] За тайной вечерей съ учениками предъ страданіями Своими.
[8] Лидда — городъ въ Палестинѣ, близъ нынѣшней Рамлы, бывшей Аримаѳеи.
[9] Іоппія — одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ Азіи на сѣв.-зап. берегу Средиземнаго моря между Кесаріей и Газой.
[10] Іакова Зеведеева, одного изъ двѣнадцати апостоловъ, родного брата Евангелиста Іоанна. Св. Іаковъ первый изъ апостоловъ принялъ мученическую смерть въ гоненіе Ирода Агриппы, царя Іудейскаго, въ 44 году по Рождествѣ Христовѣ. Память его — 30 апрѣля.
[11] Разумѣется Кесарія Палестинская, находившаяся на берегу Средиземнаго моря; городъ этотъ былъ возстановленъ Иродомъ Великимъ, который назвалъ его Кесаріею въ честь кесаря Августа. Апостолъ Павелъ во время своихъ проповѣдническихъ путешествій нѣсколько разъ бывалъ здѣсь (Дѣян. 9, 29-30; 18, 28; 21, 8); два года пробылъ здѣсь узникомъ (Дѣян. 23, 33; 24, 27; 25, 4); здѣсь жилъ апостолъ Филиппъ (Дѣян 21, 8); здѣсь умеръ Иродъ Агриппа, пораженный ангеломъ и изъѣденный червями (Дѣян. 12, 19-33).
[12] Симеонъ Метафрастъ — церковный писатель X-го вѣка.
[13] Главный городъ Палестины у ручья Кедрона на склонахъ трехъ отроговъ іудейскихъ горъ Акра, Сіонъ и Моріа. Іерусалимъ дорогъ всякому христіанину какъ центръ великихъ событій ветхозавѣтной и новозавѣтной исторіи, — какъ матерь Церквей христіанскихъ, откуда слово благовѣстія пронеслось по всей вселенной.
[14] Кесарія Стратонійская — одно и тоже съ Кесаріею Палестинскою.
[15] Сидонъ — городъ финикійскій на берегу Средиземнаго моря, вдоль котораго расположена и Финикія.
[16] Веритъ или Беритъ — финикійскій городъ, славившійся въ древности какъ разсадникъ просвѣщенія и образованности; нынѣ Бейрутъ  столица Ливанскаго государства.
[17] Библосъ, Триполь — города Финикіи.
[18] Лаодикія — главный городъ Малоазійской области Фригіи.
[19] Сирія — нѣкогда область азіатской Турціи на восточномъ берегу Средиземнаго моря, нынѣ — независимое государство.
[20] Клавдій — императоръ 41 г. – 54 г.
[21] Сицилія — одинъ изъ большихъ острововъ Средиземнаго моря, составляющій нынѣ часть Итальянскаго государства.
[22] Тавроменія — значительный городъ на восточномъ берегу Сициліи у горы Тавра — откуда его и названіе.
[23] Каппадокія — область Малой Азіи на границѣ Арменіи и Киликіи.
[24] Галатія — особая страна въ Малой Азіи, которая граничила на западѣ съ Фригіей, на югѣ съ Ликаоніей и Каппадокіей, на востокѣ съ Понтомъ, на сѣверѣ съ Виѳнніей и Пафлагоніей.
[25] Понтъ — сѣв.-восточная область Малой Азіи.
[26] Пафлагонія — суровая горная область въ сѣверной части Малой Азіи.
[27] Виѳинія — область Малой Азіи, прилегающая съ сѣвера къ Черному морю.
[28] Никея расположена въ Виѳиніи (см. предыдущ. примѣч.) на восточной конечности озера Асканіи; одно время цвѣтущій торговый городъ и даже резиденція царей. Въ исторіи христіанской Церкви замѣчательна тѣмъ, что въ ней происходили первый (въ 325 г.) и седьмой (въ 787 г.) вселенскіе соборы.
[29] Фригія — область Малой Азіи между Галатіею къ сѣверу, Писидіею и Памфиліею къ югу. Просвѣщена св. ап. Павломъ.
[30] Никомидія — городъ въ Виѳниіи.
[31] Св. Прохоръ — ученикъ Іоанна Богослова со дня Успенія Божіей Матери. Память его 28 іюля.
[32] Геллеспонтомъ назывался проливъ, отдѣлявшій Ѳракійскій Херсонесъ отъ Азіи (Троада, Малая Фригія).
[33] По свидѣтельству св. Іустина мученика Симонъ Волхвъ, происходившій изъ самарянскаго селенія Гитты или Титтона, учился философіи въ Александріи, а потомъ прославился какъ магъ, выдавая себя «за великую силу Божію». «Въ то время, по Римскимъ и греческимъ свидѣтельствамъ, въ разныхъ странахъ греко-римскаго міра являлось множество людей подъ названіемъ маговъ, халдеевъ, математиковъ, заклинателей, которые, обладая нѣкоторымъ знаніемъ таинственныхъ силъ тогда еще мало объясненной природы, выдавали себя за необыкновенныхъ людей, и исцѣленіемъ нѣкоторыхъ болѣзней, заговоромъ, гаданьями, прорицательствомъ, чародѣяніями, шарлатанской таинственностію и разными ухищреніями такъ дѣйствовали на невѣжественныя народныя массы, что во множествѣ увлекали ихъ за собою и слыли за нѣчто необыкновенное». Къ разряду подобныхъ людей относится и Симонъ Волхвъ.
[34] Римъ — главный городъ Римскаго государства лежитъ въ средней части Италіи, въ области Лаціума, по обѣимъ сторонамъ рѣки Тибра, при впаденіи ея въ море.
[35] Память его 1-го числа настоящаго мѣсяца.
[36] Св. Ириней, по его собственнымъ словамъ, въ юности слушалъ въ Малой Азіи св. Поликарпа, еп. Смирнскаго и другихъ учениковъ апостольскихъ. Съ востока онъ былъ посланъ св. Поликарпомъ въ Галлію для вспомоществованія св. Поѳину, еп. Ліонскому, въ проповѣданіи Христовой вѣры. Поставленный св. Поѳиномъ во пресвитера, св. Ириней во время гоненія на христіанъ въ Галліи въ 177 году показалъ ревность свою по Христѣ; въ слѣдующемъ 178 году онъ былъ избранъ преемникомъ мученически скончавшагося св. Поѳина. Въ санѣ епископа онъ многихъ обратилъ ко Христу. Когда послѣдователи гностика (еретика) Валентина стали распространять ересь своего учителя въ Галліи, св. Ириней боролся съ ними и устно, и письменно. Къ этому времени должно отнести появленіе знаменнтыхъ книгъ его въ «обличеніе лжеименному разуму». Около 196 года еп. Римскій Викторъ произнесъ отлученіе на Восточныя Церкви за то, что послѣднія не согласились съ нимъ въ вопросѣ о времени празднованія Пасхи. Св. Ириней кроткими, но твердыми обличеніями довелъ Виктора до примиренія съ Востокомъ. Въ 202 г. въ гоненіе Септимія Севера св. Ириней съ многими изъ своей паствы отошелъ ко Господу. Изъ многочисленныхъ сочиненій св. Иринея одни извѣстны только по названіямъ, отъ другихъ же уцѣлѣли незначительныя отрывки. Въ полномъ видѣ сохранилось обширное и болѣе важное сочиненіе «Обличеніе и опроверженіе лжеименного знанія», болѣе извѣстное подъ именемъ «Пять книгъ противъ ересей». Память св. Иринея 23 августа.
[37] Тарсъ — нѣкогда большой и населенный городъ на юго-востокѣ Малой Азіи, главный въ провинціи Киликіи, при р. Киндѣ, недалеко отъ Средиземнаго моря. И нынѣ онъ значительный торговый городъ съ 10 тысячами жителей.
[38] Поликарпа, еп. Смирнскаго, ученика св. Іоанна Богослова. Память его 23 февраля.
[39] Смирна — городъ Малоазійскій въ Лидіи, на рѣчкѣ Мелесѣ.
[40] Ефесъ — приморскій торговый и главный городъ малоазійской провинціи Іоніи, онъ потомъ былъ центромъ дѣятельности ап. Іоанна Богослова; здѣсь былъ 3-й вселенскій соборъ въ 431 г.; нынѣ Ефесъ — бѣдная турецкая деревня Аясалукъ.
[41] Троада — приморскій городъ, откуда недалеко было переправиться моремъ въ Европу.
[42] Городъ Филиппы, къ христіанамъ котораго св. ап. Павелъ написалъ посланіе, находился въ Македоніи, при рѣкѣ Стримонѣ, невдалекѣ отъ Эгейскаго моря; былъ однимъ изъ знаменитѣйшихъ городовъ этой области, почему писатель книги Дѣяній и называетъ его первымъ — πρώτη (Дѣян. 16, 12); церковь въ Филиппахъ была основана св. ап. Павломъ во время второго его апостольскаго путешествія.
[43] Жителямъ города Македоніи.
[44] Коринѳъ — къ западу отъ Аѳинъ, на перешейкѣ, извѣстнѣйшій въ древности по своей обширной торговлѣ, резиденція тогда римскаго правителя.
[45] Протей — вѣщій морской старецъ, одинъ изъ баснословныхъ греческихъ боговъ, подвластныхъ Посейдону, богу моря, пасшій тюленьи стада богини Амфитриды. Мѣстопребываніемъ его считался островъ Форосъ или Корпаѳосъ, куда онъ выходилъ отдыхать изъ воды въ тѣни прибрежныхъ скалъ. Чтобы получать отъ него предсказаніе, его надо было поймать и удержать силою или хитростію, такъ какъ онъ принималъ различные виды, часто ускользая, такимъ образомъ, отъ ожидавшихъ отъ него предвѣстій.
[46] Егезиппъ — авторъ «Достопамятностей» (ὑπομνήματα), сочиненія въ 5-ти книгахъ, не дошедшаго до насъ. Свѣдѣнія о его жизни и сочиненіи, очень отрывочныя, даетъ отецъ церковной исторіи Евсевій, еп. Кесарійскій. Онъ сообщаетъ, что Егезиппъ былъ христіанинъ изъ евреевъ, жившій во второмъ вѣкѣ; совершалъ путешествіе въ Коринѳъ и Римъ, гдѣ прожилъ очень долго, встрѣчаясь здѣсь со многими епископами и ведя съ ними бесѣды по догматическимъ вопросамъ. Умеръ Егезиппъ въ царствованіе Коммода (180-192). О содержаніи и характерѣ сочиненія Егезиппа трудно сказать что-либо опредѣленное; можно только замѣтить, что, по всей вѣроятности, оно носило характеръ историко-обличительный, будучи направленнымъ противъ гностическихъ ересей.
[47] Императоръ 54-68 гг.
[48] Тарракина или Тарраконъ — древнее иберійское поселеніе на вост. берегу Испаніи между Пиренеями и Иберомъ, у рѣки Тульциса.
[49] Вѣроятно находившійся въ Галліи.
[50] Подъ именемъ Британіи древніе первоначально разумѣли всѣ острова, лежавшіе къ сѣверу отъ Галліи между Нѣмецкимъ моремъ и Атлантическимъ океаномъ. Британіей назывался преимущественно самый большой изъ нихъ, носившій туземное наименованіе Альбіона.
[51] Св. ап. Петръ скончался въ 67 г. по Рождествѣ Христовѣ въ одно время со св. ап. Павломъ. Св. ап. Петръ былъ погребенъ на Ватиканскомъ холмѣ, а св. ап. Павелъ — близъ Остійской дороги недалеко отъ Рима. По преданію Римской Церкви главы обоихъ апостоловъ хранятся въ Латеранскомъ соборѣ въ Римѣ; тѣло же св. Петра почиваетъ въ Ватиканскомъ соборѣ, а св. Павла — въ загородной церкви его по Остійской дорогѣ. — Отъ св. ап. Петра св. Церковь имѣетъ, какъ драгоцѣнноо наслѣдіе, два его соборныя посланія; изъ нихъ первое написано около 65 г. въ Вавилонѣ, а второе — незадолго до кончины въ Римѣ. Въ этихъ посланіяхъ св. ап. Петръ убѣждаетъ христіанъ проводить жизнь строгую, святую и воздержную, достойную ихъ высокаго званія, предостерегая отъ увлеченія соблазнами язычества и отъ проповѣди грядущихъ лжеучителей.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 633-651.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0