Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцать восьмой.

Перенесеніе честныхъ мощей святыхъ мучениковъ Кира и Іоанна.

Въ особенности безъ страха начали строить храмы христіане со времени императора Ѳеодосія Великаго. Императоръ Ѳеодосій Великій [3], побѣдившій западнаго царя Максима [4] со всѣми его войсками по молитвамъ святыхъ отцевъ, подвизавшихся въ египетскихъ, пустыняхъ, отправилъ къ симъ отцамъ нарочитыхъ людей съ просьбою о помощи. Изъ числа святыхъ отцевъ, подвизавшихся въ Египтѣ, слѣдуетъ упомянуть объ одномъ, по имени Сенуфіи, прославившемся чудесами и пребывавшемъ въ скиту. Относительно сего отца царь писалъ Ѳеофилу, александрійскому патріарху, прося послать Сенуфія къ нему въ Константинополь, дабы подкрѣпиться его благословеніемъ и молитвами въ борьбѣ съ противниками. Ѳеофилъ, исполняя царское желаніе, отправился самъ въ скитъ къ преподобному тому отцу Сенуфію и умолялъ его отправиться въ Константинополь къ царю Ѳеодосію. Однако Сенуфій ни въ какомъ случаѣ не желалъ выйти изъ своей келліи. Наконецъ, послѣ усиленныхъ просьбъ патріарха, Сенуфій взялъ свою хламиду и жезлъ, поднялъ ихъ кверху, обратившись къ востоку, затѣмъ поднявъ очи свои къ небу, сказалъ:

— «Господи Боже силъ! Со смиреніемъ молюсь Тебѣ, дай хламидѣ сей и жезлу сему ту силу, которую Ты по милосердію Своему далъ бы мнѣ, если бы я пошелъ туда».

Помолившись въ такихъ словахъ, Сенуфій отдалъ хламиду и жезлъ патріарху, сказавъ:

— «Пошли это къ царю вмѣсто меня и напиши ему, чтобы во время битвы онъ одѣлся въ хламиду, взялъ жезлъ въ руку и съ дерзновеніемъ пошелъ бы впередъ своего полка на враговъ; и увидитъ онъ силу Божію».

Патріархъ послалъ хламиду и жезлъ къ царю и передалъ ему слова преподобнаго.

Царь, принявъ посланное съ вѣрою и сдѣлавъ все, согласно словамъ преподобнаго, одержалъ славную побѣду надъ врагами. Въ память этой побѣды, а также и въ напоминаніе о преподобномъ Сенуфіи жители города Александріи изваяли статую царя, стоящую на высокомъ подножіи; на статуѣ царь былъ облеченъ въ хламиду иноческую и имѣлъ жезлъ въ рукѣ; и каждый годъ жители города Александріи торжественно праздновали день той побѣды, возсылая благодареніе Богу.

Съ этого именно времени, благодаря все большему и большему распространенію христіанства, вѣрующіе и начали строить храмы въ Александріи и по всему Египту. И когда патріархъ Ѳеофилъ пожелалъ выстроить въ Конопѣ большую церковь во имя святыхъ апостоловъ, обрѣтены были мощи сихъ святыхъ чудотворцевъ Кира и Іоанна. Случилось это по кончинѣ Ѳеодосія, въ царствованіе сына его Аркадія. О перенесеніи же тѣхъ мощей написано въ житіи Кирилла [5], патріарха александрійскаго, слѣдующее.

— «Въ разстояніи двухъ поприщъ отъ Конопа было мѣсто, именуемое Мануѳинъ (раньше то было селеніе). Здѣсь находилось древнее капище, бывшее обиталищемъ демоновъ; мѣсто это внушало всѣмъ ужасъ, такъ какъ здѣсь обитали многіе нечистые духи. Патріархъ Ѳеофилъ, когда еще былъ въ живыхъ, хотѣлъ очистить то мѣсто оть бѣсовъ и освятить для славословія Божія, но, отвлекаемый другими заботами и уже будучи близъ конца дней своихъ, святый не успѣлъ привести въ исполненіе свое намѣреніе. Святый Кириллъ, принявъ послѣ Ѳеофила александрійскую каѳедру, рѣшилъ принести въ исполненіе намѣреніе Ѳеофила и усердно молился Богу, да подастъ Онъ ему помощь свыше и силу для одолѣнія и изгнанія изъ Мануѳина нечистыхъ духовъ. И вотъ, явился ему въ видѣніи ангелъ Господень, повелѣвая перенести въ Мануѳинъ честныя мощи святыхъ мучениковъ Кира и Іоанна, чтобы прогнать оттуда силу бѣсовскую. Святый Кириллъ такъ и поступилъ, перенесъ въ Мануѳинъ мощи святыхъ [6] и построилъ тамъ во имя ихъ церковь. Вскорѣ же послѣ этого нечистые духи навсегда удалились оттуда, и мѣсто то стало источникомъ исцѣленій, подаваемыхъ отъ мощей мученическихъ.

Необходимо воспомянуть здѣсь въ краткихъ словахъ и о чудесахъ, совершенныхъ сими святыми чудотворцами Киромъ и Іоанномъ.

При святѣйшемъ Евлогіи, патріархѣ александрійскомъ [7], сынъ градоначальника Юліана, по имени Аммоній, имѣлъ на шеѣ своей нѣкія болѣзненныя прыщи, росшія внутрь, именуемые врачами скрофулами или струмами [8]; день ото дня увеличиваясь и назрѣвая, сіи прыщи весьма отяготили шею его и угрожали смертію; были призываемы многіе искусные врачи, но больной не получилъ отъ нихъ никакого облегченія. Сей отецъ съ сыномъ, весьма опечалившись, оставилъ тѣхъ врачей и обратился за помощію къ святымъ чудотворцамъ, Киру и Іоанну; онъ началъ молиться со слезами при ихъ честныхъ мощахъ, прося ихъ даровать здравіе сыну его. Святые же, явившись въ видѣніи, повелѣли юношѣ прежде всего оставить заботы о богатствѣ и славѣ и, въ знакъ смиренія, вымести пыль изъ храма ихъ; потомъ, сдѣлавъ пластырь изъ воска, смѣшаннаго съ хлѣбомъ, повелѣли обложить ими шею и гортань больного. И какъ только все сіе было сдѣлано, тотчасъ разрѣшились прыщи, и Аммоній получилъ здравіе по молитвамъ сихъ святыхъ безмездныхъ врачей.

Спустя нѣкоторое время тотъ же Аммоній, забывъ увѣщанія святыхъ, возгордился и снова заболѣлъ другою болѣзнью, которая была ему наказаніемъ за его преслушаніе. Онъ началъ страдать желудкомъ, причемъ болѣзнь его была столь тяжка, что, по причинѣ ея, онъ совершенно не могъ принимать ни пищи, ни питія; все, что онъ принималъ устами, извергалось обратно. Тогда онъ снова обратился за помощію къ извѣстнымъ врачамъ своимъ, святымъ страстотерпцамъ Киру и Іоанну и началъ молиться имъ со слезами. Сіи же святые, явившись ему въ видѣніи, сначала укорили его за гордость, потомъ повелѣли снять драгоцѣнныя одежды, облечься во вретище; затѣмъ, взявъ водоносы, велѣли носить холодную воду недужнымъ братіямъ и нищимъ для утоленія жажды ихъ. Когда Аммоній сдѣлалъ все то добросовѣстно, тотчасъ явились ему святые и приказали, взявъ елея отъ лампады ихъ, также и воска отъ возженныхъ при ракѣ ихъ свѣщъ, — сдѣлать пластырь и приложить его къ желудку своему. Сдѣлавъ все это, Аммоній получилъ здравіе.

Нѣкій александріецъ, по-имени Ѳеодоръ, издавна ослѣпшій на оба глаза, былъ приведенъ въ Мануѳинъ къ церкви и къ многоцѣлебнымъ мощамъ святыхъ страстотерпцевъ; онъ молился здѣсь съ усердіемъ объ исцѣленіи своемъ отъ слѣпоты. Ему явились святые въ видѣніи и повелѣли идти и умыться изъ источника, протекавшаго близъ храма ихъ. Тотъ пошелъ, умылся и когда отеръ полотенцемъ лице свое, тотчасъ прозрѣлъ и почувствовалъ, что съ глазъ его отпали на полотенце бѣльма, какъ нѣкая чешуя. Ѳеодоръ возвратился съ радостію къ церкви, показывая всѣмъ на полотенцѣ слѣды своей слѣпоты.

Другой мужъ, по имени Калосъ, соотвѣтственно своему имени и житіемъ прекрасный [9] случайно упалъ съ лѣстницы, раздробилъ голень ноги своей на многія части и страдалъ тяжко. Сей мужъ призывалъ на помощь многихъ врачей, но не могъ получить отъ нихъ никакой помощи. Тогда онъ обратился за помощію съ твердою вѣрою къ симъ безмезднымъ врачамъ, Киру и Іоанну; помазавъ елеемъ отъ лампады ихъ свою ногу, больной тотчасъ же получилъ исцѣленіе.

Нѣкто Исидонъ изъ Маіюмы [10] страдалъ болѣзнію печени, которая, начавъ гнить, обращалась въ кровь, воспалялась и выплевывалась съ кровію. Такъ какъ человѣкъ тотъ не могь получить облегченія ни отъ какихъ врачей, то обратился кь многоцѣлебнымъ мощамъ сихъ святыхъ страстотерпцевъ. Святые явились ему и уже не въ сонномъ видѣніи, а явно, и дали ему вкусить часть лимона; принимая лимонъ изъ рукъ ихъ, онъ не зналъ, оть кого принималъ: онъ думалъ, что это былъ кто-либо изъ числа народа, пришедшаго на поклоненіе честнымъ мощамъ мученическимъ. Когда больной съѣлъ данное ему, тотчасъ желудокъ его какъ бы возмутился и изблевалъ большой червь, угрызавшій печень его; святые же безмездные врачи стали невидимы. Исидоръ, ставъ съ того времени здравымъ, воздалъ благодареніе Богу и Его святымъ угодникамъ.

Нѣкто Мина, начальникъ города Филопона [11], страдалъ сильною лихорадкою; къ сей болѣзни у него присоединилось еще затвердѣніе желудка, такъ что прекратились его естественныя отправленія. Всѣ лѣкарства, принимавшіяся больнымъ въ уста, не только не доставляли ему никакого облегченія, но еще болѣе утруждали желудокъ его, оставаясь въ немъ. И страдалъ сей мужъ двѣ седмицы; болѣзнь его была весьма люта, такъ что онъ отчаялся уже въ помощи врачей. Вспомнивъ же о святыхъ безмездныхъ врачахъ Кирѣ и Іоаннѣ, Мина повелѣлъ нести себя съ постелію въ Мануѳинъ къ многоцѣлебнымъ мощамъ ихь. Въ то время, какъ онъ, помолившись при мощахъ со слезами, задремалъ и уснулъ, явились ему святые и дали вкусить смокву. Пробудившись оть сна, онъ нашелъ смокву на постели, близъ себя; онъ съѣлъ ее, и тотчасъ разрѣшилась болѣзнь желудка его и онъ сталъ здравымъ.

Другой Мина, легкій и скорый ногами своими, какъ древній Асаилъ [12], яко едина серна отъ сущихъ на селѣ (2 Цар. 2, 18), столь сильно заболѣлъ ногами своими, что совершенно не могъ ходить; и лежалъ онъ на постели долгое время, ибо ноги его весьма отекли. Сей Мина приказалъ нести себя вмѣстѣ съ постелію къ святымъ чудотворцамъ, Киру и Іоанну. И когда помазалъ свои ноги елеемъ отъ лампады, горѣвшей при честныхъ мощахъ святыхъ, тотчасъ всталъ здравымъ и могъ ходить, ибо ноги его совершенно исцѣлились; за все сіе онъ возблагодарилъ Бога и святыхъ угодниковъ Его.

Женщина нѣкая, по имени Ѳеодора, однажды пивъ воду, проглотила маленькую жабу, не замѣтивъ ея; жаба же та во чревѣ ея начала расти. Первоначально жаба доставляла Ѳеодорѣ небольшое страданіе, ибо была сама мала; когда же та жаба выросла и сдѣлалась большой, то стала причинять столь великую боль, что женщина та совершенно не имѣла покоя ни днемъ, ни ночью, по причинѣ своихъ лютыхъ страданій. Она сильно кричала, бросалась на землю, но никто не могъ помочь ей и даже никто не могъ узнать, какая была у нея болѣзнь: многіе думали, что ее мучилъ бѣсъ. Наконецъ привели ее къ симъ святымъ чудотворцамъ, Киру и Іоанну; они же, явившись ей ночыо, повелѣли, прежде чѣмъ принимать пищу, выпить большое количество воды. Женщина сдѣлала такъ; тотчасъ ея желудокъ заволновался, — она изблевала большую жабу и сдѣлалась здравой. Всѣ, видѣвшіе это, удивились и прославили Бога и святыхъ угодниковъ Его.

Послѣ женщины Ѳеодоры за помощію къ святымъ обратился нѣкій мужъ Ѳеодоръ. Сей Ѳеодоръ случайно принялъ данную злыми людьми отраву и сильно страдалъ, не получая помощи отъ врачей. Въ то время какъ сей Ѳеодоръ молился со слезами объ исцѣленіи своемъ, явились ему въ видѣніи святые и повелѣли съѣсть нѣкое животное, по гречески называемое скопендрой [13]. Пробудившись послѣ видѣнія, Ѳеодоръ оградилъ себя знаменіемъ креста, ибо думалъ, что то было демонское привидѣніе: потомъ снова началъ молиться святымъ, прося у нихъ исцѣленія. На другую ночь снова явились Ѳеодору святые и приказали сдѣлать тоже самое; но онъ и на сей разъ не возъимѣлъ вѣры кь святымъ, ибо то животное считалось ядовитымъ, а не цѣлебнымъ. И въ третій разъ было то же явленіе святыхъ, но и на сей разъ Ѳеодоръ не послушалъ ихъ, думая, что то было демонское обольщеніе. Наконецъ, на четвертую ночь святые явились Ѳеодору уже не въ сонномъ видѣніи, а наяву; святые выразили соболѣзнованіе Ѳеодору и сказали ему:

— «Почему ты не вѣришь словамъ нашимъ? Встань же поскорѣе и иди къ источнику нашему; тамъ съѣшь то, что найдешь съѣдобнымъ; то будетъ для тебя дѣйствительнымъ врачевствомъ».

Ѳеодоръ, увѣровалъ въ истинность явленія святыхъ, отправился съ разсвѣтомъ дня на источникъ и нашелъ тамъ небольшой огурецъ, лежавшій на землѣ; Ѳеодоръ взялъ его и вкусилъ съ удовольствіемъ: и когда онъ намѣревался положить въ уста свои послѣдній кусокъ огурца, то замѣтилъ въ немъ послѣднюю часть животнаго, называемаго скопендромъ, — ибо животное то онъ уже съѣлъ почти все въ огурцѣ томъ; весьма испугавшись, онъ бросилъ на землю остатокъ огурца, послѣ чего началъ блевать и изблевалъ вмѣстѣ съ огурцомъ и тѣмъ животнымъ всю, бывшую въ немъ, отраву. Послѣ сего Ѳеодоръ почувствовалъ себя вполнѣ здоровымъ и, придя въ церковь, поклонился съ благодареніемъ честнымъ мощамъ своихъ исцѣлителей.

Нѣкая женщина, по имени Марія, пришла изъ Вавилона въ Мануѳинъ, къ мощамъ святыхъ чудотворцевъ. Она привела съ собою восьмилѣтняго сына, у котораго, по коварству демонскому, былъ извлеченъ, изъ устъ языкъ; языкъ отрока имѣлъ въ длину пядь [14], былъ гораздо болѣе обыкновеннаго человѣческаго языка и имѣлъ весьма странный видъ: былъ толстъ, черенъ, смраденъ, непріятенъ для всѣхъ, взиравшихъ на него и все время источалъ черныя слюни. Отрокъ сей случайно упалъ при гробѣ святыхъ на землю и ударился языкомъ о мраморъ, бывшій тамъ; тотчасъ языкъ его, освободившись отъ бѣсовскаго коварства, возвратился на свое мѣсто и принялъ обычный размѣръ, и такъ исцѣлился отрокъ тотъ.

Къ мощамъ святыхъ былъ принесенъ нѣкто Евгеній, изъ Египта, страдавшій водянкою; отъ сего недуга все тѣло его отекло и животъ былъ весьма вздутъ. Сему Евгенію святые явились въ видѣніи, коснулись руками живота его и сказали:

— «Евгеній! Встань и возвратись здравымъ въ домъ твой».

Евгеній, вставъ, тотчасъ освободился отъ всей тягости отека и получилъ полное здравіе.

Воспомянувъ сіи немногія, изъ числа многихъ, чудеса святыхъ безсребренниковъ Кира и Іоанна, прославимъ Христа Бога, даровавшаго имъ таковую благодать, славимаго вѣчно со Отцемъ и Святымъ Духомъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Подъ симъ числомъ помѣщено и житіе ихъ.
[2] Управлялъ восточною половиною Римской имперіи еъ 284 г. по 306 г.
[3] Царствовалъ съ 379 г. по 395 г.
[4] Собственно претендента на царскій престолъ.
[5] См. житіе его подъ 9-го іюня.
[6] Событіе перенесенія мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ Кира и Іоанна послѣдовало ок. 412 г.
[7] Евлогій патріаршествовалъ съ 579 г. по 607 г.
[8] Вѣроятно нѣчто въ родѣ карбункуловъ или болѣзненныхъ опухолей на кожѣ.
[9] Калосъ съ греч. (καλὸς) прекрасный.
[10]Маіюма — портовый городъ Палестины, служившій гаванью лля Газы, древняго города этой страны, находившагося недалеко отъ Іерусалима. Извѣстенъ какъ мѣсто епископской дѣятельности святаго Космы (память его — 12-го октября).
[11]Одинъ изъ египетскихъ городовъ.
[12]Асаилъ — сынъ сестры Давидовой Саруи, братъ военачальника Іоава, — одинъ изъ главныхъ полководцевъ Давидовыхъ.
[13]Нѣчто вродѣ ящерицы.
[14]Пядь равнялась 4 или 5 вершкамъ (ок. 20 см.).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 624-630.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0