Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцать седьмой.

Житіе преподобнаго отца нашего Сампсона Страннопріимца.

Когда преставились родители святаго Сампсона, и онъ сдѣлался обладателемъ обширныхъ имѣній, то святый не только не пересталъ совершать свои дѣла милосердія, безмездно врачуя неимущихъ, но даже сталъ размѣнивать свои временныя и скорогибнущія богатства на негибнущія и вѣчныя, послѣдуя евангельскому слову (Матѳ. 6, 20); при этомъ, щедро раздавая милостыню нищимъ, по заповѣди Божіей, — онъ обѣими руками истощалъ свое богатство, стремясь удовлетворить всякія нужды нищихъ и неимущихъ, желая чрезъ насыщеніе ихъ тлѣннаго чрева стяжать себѣ нетлѣнныя сокровища. Такъ онъ дѣлалъ во всѣ дни жизни своей, потому что милосердіе было свойственно ему отъ рожденія, а чрезъ воспитаніе оно еще больше укрѣпилось въ сердцѣ его. Желая скромнѣе и проще проводить жизнь свою, Сампсонъ отпустилъ множество рабовъ своихъ на свободу, оставивъ себѣ одного — для необходимыхъ услутъ. И въ самомъ дѣлѣ, зачѣмъ ему было такое множество рабовъ, если онъ самъ содѣлался истиннымъ и искреннимъ рабомъ Господнимъ? Итакъ, онъ отрѣшился отъ всѣхъ богатствъ своихъ, коими былъ связанъ какъ своего рода узами, и довольствовался одною одеждою и одною веревкою для препоясанія чреслъ своихъ. Желая же обогатить душу свою богатствомъ духовнымъ, онъ презрѣлъ міръ и все, что въ мірѣ, и, подражая Христу, сталъ странникомъ: оставивъ сродниковъ своихъ и знакомыхъ, онъ ушелъ изъ древняго Рима и поселился въ одной пустынѣ, какъ нѣкогда пророкъ Илія.

Но Богъ, на пользу многимъ, привелъ вѣрнаго раба Своего въ новый Римъ, то есть, въ Константинополь; здѣсь, обрѣтши себѣ нѣкую храмину, святый Сампсонъ поселился въ ней, упокоевая странниковъ и нищихъ и всячески служа имъ. При этомъ святый Сампсонъ не только врачевалъ ихъ съ помощію своего врачебнаго искусства, но и старался угождать имъ пищею и постелью. Все это онъ совершалъ съ такимъ усердіемъ, что добродѣтель милосердія всѣмъ казалась соестественной ему. Какъ солнцу свойственно проливать лучи свѣта, а огню естественно опалять все, что прикоснется къ нему, такъ же точно усердіе и любовь Сампсона къ нищимъ, больнымъ и странникамъ были, какъ бы отъ природы, свойственны ему. И Богъ, Который не оставляетъ безъ Своего благословенія дѣла милосердія къ ближнимъ, творимыя ради Него, и Который принимаетъ милостыню ближнимъ, какъ жертву Себѣ Самому, — сообщилъ особенную силу заботамъ и трудамъ святаго Сампсона на пользу больнымъ: всѣ страдающіе неисцѣльными болѣзнями, коихъ онъ принималъ въ домъ свой, получали чудесное исцѣленіе. Но святый данный ему отъ Бога даръ чудотворенія скрывалъ подъ видомъ врачебнаго искусства, такъ какъ отличался смиреніемъ и не хотѣлъ воспріять отъ людей славы и почитанія себѣ. Но не можетъ свѣтильникъ укрыться подъ спудомъ, равно какъ не можетъ скрыться градъ, стоящій вверху горы; такъ и святый Сампсонъ, сіяя свѣтомъ добрыхъ дѣлъ и возшедшій на гору совершеннаго богоугожденія, содѣлался всѣмъ извѣстенъ. Прослышалъ о немъ и патріархъ Константинопольскій и, призвавъ его къ себѣ, хиротонисалъ въ пресвитеры, хотя святый и не желалъ того.

Слава о добродѣтеляхъ святаго и его необыкновенномъ искусствѣ врачеванія дошла и до царскихъ палатъ. Случилось это при такихъ обстоятельствахъ.

Императоръ Юстиніанъ [1] впалъ въ сильный недугъ и жестоко страдалъ лютою неисцѣльною болѣзнію. Призвали врачей, но они, осмотрѣвъ царя, по обыкновенію своему начали спорить другъ съ другомъ, и долгое время только подавали царю напрасную надежду своими рѣчами, но въ дѣйствительности не могли уврачевать болѣзнь царя или даже облегчить его страданія. Призвали изъ всѣхъ областей греко-римской имперіи искусныхъ врачей, но ни одинъ не могъ уврачевать царя отъ той жестокой болѣзни. Царь разгнѣвался на нихъ и повелѣлъ всѣхъ ихъ прогнать съ очей своихъ, а самъ обратился къ Источнику всякихъ исцѣленій и всей твари Создателю, Господу Богу: Ему одному онъ вручалъ жизнь свою и отъ Него одного со слезами сталъ искать помощи себѣ. И не презрѣлъ Богъ прилежнаго и слезнаго моленія царя. Уснувши на короткое время, онъ увидѣлъ въ видѣніи множество врачей, предстоявшихъ ему и облеченныхъ въ свѣтлыя одежды. Потомъ нѣкій свѣтозарный юноша, приступивъ къ нему, началъ показывать ему каждаго изъ врачей, говоря, кто какого сана и сколько ему лѣтъ; среди нихъ онъ показалъ царю одного, смиреннаго лицомъ и съ сѣдыми волосами, облеченнаго въ священническія одежды; указывая на него, свѣтоносный юноша говорилъ царю:

— «Сей, а ни иной кто, исцѣлитъ тебя, царь, отъ твоей смертельной болѣзни».

Воспрянувъ отъ сна, царь сильно обрадовался и возблагодарилъ Бога, Который подалъ ему благую надежду на выздоровленіе. Затѣмъ, припомнивъ образъ видѣннаго имъ во снѣ мужа, повелѣлъ снова призвать къ себѣ всѣхъ врачей. Когда они предстали предъ нимъ, онъ долго смотрѣлъ на нихъ, ища среди нихъ видѣннаго во снѣ мужа, и не найдя такового, снова впалъ въ печаль и началъ скорбѣть. Потомъ, не переставая надѣяться на помощь Божію, снова повелѣлъ искать такого врача, какого онъ узрѣлъ въ сонномъ видѣніи. При этомъ, описавъ черты лица видѣннаго имъ мужа, царь обѣщалъ щедро наградить того, кто поможетъ ему разыскать этого мужа. Многіе искали описаннаго царемъ врача и не находили. Наконецъ, одинъ изъ царскихъ слугъ, который былъ извѣстенъ самому царю и находился въ дружбѣ съ святымъ Сампсономъ, вспомнилъ о святомъ, что онъ, будучи врачемъ немощныхъ, по чертамъ своего лица совершенно подобенъ описанному царемъ цѣлителю. Объ этомъ онъ сказалъ царю, и царь повелѣлъ съ почетомъ привести святаго къ себѣ.

Когда святый вошелъ къ царю, царь, узрѣвъ его, тотчасъ же позналъ, что сего мужа онъ, дѣйствительно, видѣлъ въ сонномъ видѣніи. Исполнившись радости, онъ быстро возсталъ съ сѣдалища своего и, подойдя къ святому, обнялъ его и лобызалъ не только уста старца, но также главу и руки его, — говоря при этомъ:

— «Ты воистину, отче, тотъ, коего во снѣ явилъ мнѣ Господь Богъ, обѣщая чрезъ тебя подать мнѣ здравіе».

Сказавъ это, онъ отвелъ его въ спальный покой свой и, сѣвъ рядомъ съ нимъ, наслаждался лицезрѣніемъ его; при этомъ руки святаго онъ прилагалъ къ глазамъ своимъ и со слезами лобызалъ ихъ, надѣясь получить отъ нихъ исцѣленіе.

Блаженный Сампсонъ при видѣ столь великаго смиренія царя опечалился и кротко сказалъ ему:

— «Не дѣлай сего, царь, не уничижай себя безмѣрнымъ смиреніемъ, чтобы не ввести меня въ грѣхъ гордости: тогда на тебя ляжетъ вина моего осужденія Праведнымъ Судіею. Въ чемъ превосхожу я людей, будучи нищимъ и грѣшнымъ, нуждаясь самъ въ милостивомъ снисхожденіи Господнемъ ко исцѣленію грѣховъ моихъ? Только твоя превеликая вѣра, обращенная къ Господу, и твое теплое упованіе на Его милосердіе, приклонитъ Христа — Царя Небеснаго на милость и Онъ исцѣлитъ тебя: ибо Онъ можетъ сотворить все, что хочетъ».

Сказавъ это, Сампсонъ коснулся рукою больного мѣста на тѣлѣ царя, дѣлая видъ, что онъ прилагаетъ лѣкарства, и желая этимъ утаить данный ему отъ Бога даръ чудеснаго исцѣленія. И лишь только онъ коснулся больного мѣста рукою, вдругъ царь почувствовалъ облегченіе отъ болѣзни, а потомъ скоро наступило у него и совершенное исцѣленіе.

Получивъ совершенное здравіе, царь сильно обрадовался не только своему выздоровленію, но и тому, что онъ сподобился увидѣть столь великаго богоугоднаго мужа. Потомъ, желая достойно возблагодарить святаго, предлагалъ ему много золота и серебра. Но святый сказалъ царю:

— «Я много, царь, имѣлъ золота, серебра и имѣній, но все это ради Христа оставилъ, чтобы получить вѣчныя небесныя блага. Но если хочешь оказать мнѣ твое благоволеніе, то ради Бога и твоего спасенія сдѣлай вотъ что: устрой рядомъ съ хижиной моей домъ, гдѣ бы я могъ упокоивать немощныхъ и странниковъ, которымъ я привыкъ служить. Этимъ ты и себѣ исходатайствуешь отъ Бога вѣчное воздаяніе, и мою старость утѣшишь».

Слушая такія слова святаго, царь вмѣнилъ эту просьбу его скорѣе въ даръ себѣ, чѣмъ въ прошеніе, и повелѣлъ создать страннопріимницу и больницу, какъ хотѣлъ преподобный. Когда же зданіе было окончено строеніемъ, царь приписалъ къ нему различныя имѣнія на нужды успокаиваемыхъ тамъ странниковъ и врачуемыхъ больныхъ.

Послѣ того, въ продолженіи многихъ лѣтъ, святый Сампсонъ предавался своему дѣлу служенія странникамъ и врачеванія больныхъ. Среди такихъ занятій достигъ онъ глубокой старости: ослабѣвъ тѣломъ, онъ немного разболѣлся и приблизился къ смерти. Когда же разлучалась душа его отъ тѣла, онъ оставался свѣтелъ лицомъ и ни мало не скорбѣлъ въ виду смерти, какъ обычно скорбятъ другія души, преисполненныя плотскими и мірскими печалями, одержимыя многими грѣхами, и потому боящіяся смерти. Святый вѣдалъ, Кто призываетъ его, отъ какихъ трудовъ и къ какому спокойному пристаниіцу и какія утѣхи ожидаютъ тамъ душу его блаженную, ибо всякій дѣлатель достоинъ мзды своей (Лук. 10, 7). Итакъ богоугодная душа святаго Сампсона отошла въ небесныя горнія страны [2]; тѣло же его было съ честію погребено въ церкви святаго мученика Мокія, отъ племени коего сей великій угодникъ Божій произошелъ по плотскому рожденію, будучи духовнымъ наслѣдникомъ добродѣтели святаго мученика.

Будучи великимъ угодникомъ Божіимъ, святый прославился чудесами, творимыми имъ не только при жизни своей, но и по смерти. Нѣкоторыя изъ его посмертныхъ чудесъ мы здѣсь и припомнимъ.

Однажды былъ въ Царьградѣ пожаръ, который начался отъ церкви святой Софіи [3]. Пожаръ былъ столь силенъ, что никто изъ людей не могъ ничего сдѣлать, чтобы погасить его. Пламя быстро распространялось и уже горѣло большинство роскошныхъ палатъ и зданій, украшавшихъ городъ. Огонь достигъ и до страннопріимницы преподобнаго Сампсона. Но окруживъ ее со всѣхъ сторонъ, пламя совершенно не касалось ея, и она стояла среди огня, какъ купина неопалимая. При этомъ многіе видѣли преподобнаго Сампсона, который быстро обходилъ ограду страннопріимницы и гнѣвно отстранялъ отъ нея пламя пожара, — и огонь, какъ бы устрашившись предъ лицемъ святаго и повинуясь его велѣнію, отступилъ отъ страннопріимницы въ другое мѣсто. Потомъ внезапно загремѣлъ громъ и появилось на небѣ облако; немедленно послѣ того полилъ сильный дождь, который, по молитвамъ святаго, угасилъ весь пожаръ.

Святый подавалъ по смерти своей также и исцѣленія всякихъ болѣзней, какъ онъ подавалъ ихъ при жизни своей.

Случилось какъ-то, что одинъ, знатный мужъ Ѳеодоритъ, саномъ спаѳарій [4], сходя быстро ради нѣкоей нужды по ступенькамъ лѣстницы своего дома, оступился и повредилъ суставъ ноги своей. Нога неожиданно разболѣлась и онъ слегъ въ постель. Въ продолженіе трехъ дней онъ не могъ отъ сильныхъ страданій ни вкушать пищу и питіе, ни забыться сномъ, ни сказать что-либо, — и былъ какъ нѣмой. Но сохранивъ при своихъ страданіяхъ здравый умъ, онъ мысленно прилежно молился Богу и угоднику Его, святому Сампсону, призывая его на помощь. По прошествіи трехъ дней, при наступленіи ночи, спаѳарій Ѳеодоритъ увидѣлъ святаго Сампсона, стоявшаго у его ногъ; касаясь поврежденной ноги его, святый говорилъ:

— «Встань, ибо ты уже больше не будешь болѣть».

И сказавъ это, святый сдѣлался невидимъ. Ѳеодоритъ тотчасъ же почувствовалъ себя совершенно здоровымъ и радостно началъ громко благодарить Бога и говоритъ:

— «Воистинну великій угодникъ Божій святый Сампсонъ!»

Потомъ, осязавъ свою ногу и видя, что она стала совершенно здоровой, всталъ и началъ ходить. А съ наступленіемъ утра пошелъ ко гробу преподобнаго и, сотворивъ предъ нимъ благодарное поклоненіе, повѣдалъ всѣмъ бывшимъ тамъ о дарованномъ ему исцѣленіи.

Другой вельможа въ Царьградѣ, по имени Левъ, ѣдучи на конѣ, стеръ о каменную стѣну свою ногу; открылась язва, и онъ тяжко захворалъ, при чемъ съ каждымъ днемъ болѣзнь становилась сильнѣе. Домашніе совѣтовали больному призвать врача, чтобы тотъ сдѣлалъ ему кровопусканіе. И вотъ, когда приближалось наступленіе 4-го дня, въ который долженъ былъ придти врачъ къ больному, было видѣніе ночью прежде упомянутому Ѳеодориту, который предъ этимъ получилъ исцѣленіе отъ своей болѣзни. Онъ увидѣлъ трехъ мужей, входившихъ въ домъ больного вельможи; въ одномъ изъ нихъ онъ узналъ святаго Сампсона, котораго видѣлъ во время своей болѣзни, а относительно двухъ другихъ подумалъ, что это безсребренные врачи Косма и Даміанъ [5]. Ѳеодоритъ спросилъ ихъ:

— «Куда вы идете?»

Они же, съ любовію воззрѣвъ на него, отвѣтили:

— «Къ вельможѣ Льву».

Ѳеодоритъ на это сказалъ имъ:

— «Знаете ли вы, владыки мои, что онъ страдаетъ тяжкою болѣзнью, и въ этотъ наступающій день къ нему придутъ врачи, чтобы лѣчить у него поврежденную ногу».

Тогда святые сказали Ѳеодориту:

— «Да не будетъ того, — мы снова придемъ къ нему въ пятокъ и исцѣлимъ его».

Воспрянувъ отъ сна, Ѳеодоритъ немедленно пошелъ къ больному и разсказалъ ему о видѣніи своемъ. Левъ повѣрилъ словамъ его и не принялъ лѣкарей, но, возложивъ все упованіе свое на Бога, сталъ ждать пятка, непрестанно пребывая въ молитвѣ. И, дѣйствительно, когда наступилъ пятокъ, больная нога его вдругъ получила исцѣленіе и сдѣлалась здоровою, какъ и другая, совершенно не нуждаясь въ какомъ-либо врачеваніи. Почувствовавъ себя здравымъ, Левъ немедленно пошелъ ко гробу преподобнаго Сампсона и воздалъ ему, вмѣстѣ съ явившимися съ нимъ, благодареніе.

Прославляя чрезъ многія чудеса угодника своего Сампсона, Богъ прославилъ его и чрезъ истеченіе цѣлебнаго мѵра отъ гроба преподобнаго, при чемъ болящіе всякими недугами, помазуясь этимъ мѵромъ, получали здравіе. Цѣлебное дѣйствіе этого мѵра испыталъ на себѣ и выше упомянутый вельможа Левъ. Случилось ему, послѣ исцѣленія отъ своей болѣзни, снова заболѣть всѣмъ тѣломъ, и онъ лежалъ на одрѣ болѣзни, какъ разслабленный, при чемъ всѣ члены его тѣла были недвижимы. Но когда его помазали по всему тѣлу мѵромъ, истекающимъ отъ гроба преподобнаго, онъ тотчасъ же получилъ исцѣленіе. Въ другой разъ онъ заболѣлъ очами, но, помазавъ ихъ мѵромъ отъ гроба святаго Сампсона, снова получилъ здравіе.

Воздавая за неоднократныя исцѣленія, творимыя ему преподобнымъ, благодаренія святому, вельможа Левъ принялъ на себя попеченіе о страннопріимницѣ его, въ это время нѣсколько оскудѣвшей, и въ достаточной степени подавалъ ей на разныя потребы отъ своихъ имѣній.

Не будетъ неумѣстнымъ упомянуть здѣсь и о томъ, что въ страннопріимницѣ начальникомъ былъ тогда нѣкто Енесій, человѣкъ лѣнивый и къ службѣ своей нерадивый, наблюдавшій всѣ нужды больныхъ и странниковъ небрежно. Однажды ночью преподобный Сампсонъ явился ему не во снѣ, но какъ бы на яву, и сталъ бить его жезломъ, съ гнѣвомъ говоря ему:

— «Почему небреженъ ты къ службѣ своей и не заботишься о нуждахъ странниковъ и больныхъ?»

Отъ біенія Енесій заболѣлъ столь сильно, что у него отнялся голосъ и онъ сталъ нѣмъ; тѣло же его сдѣлалось синимъ отъ ранъ, причиненныхъ жезломъ святаго. Когда на утро многіе стали приходить къ нему, Енесій ничего не могъ сказать имъ, а только показывалъ на тѣло свое, синее отъ біенія, потомъ, взявъ хартію и трость, написалъ въ ней, какъ онъ былъ наказанъ отъ святаго за свою лѣнь и небреженіе.

Узнавъ о случившемся, вельможа Левъ пришелъ къ больному навѣстить его. Увидѣвъ же, что тѣло его совершенно сине отъ біенія, онъ началъ со слезами молиться преподобному Сампсону.

— «Святый угодниче Божій — такъ молился онъ, — ты знаешь мою вѣру и усердіе къ тебѣ, исполни же теперь молитву мою: вотъ предъ тобою Енесій, котораго ты наказалъ и который, написавъ на хартіи случившееся съ нимъ, повѣдалъ самъ и грѣхъ свой и твое вразумленіе ему. Исцѣли его отъ болѣзни, чтобы чудо твое получило большую извѣстность для прославленія имени Божія».

Когда вельможа Левъ такимъ образомъ молился, языкъ Енесія разрѣшился и уста у него отверзлись, и онъ разсказалъ подробно о всемъ бывшемъ съ нимъ и съ того времени совершенно исправился.

Послѣ того нѣкоторые благоговѣйные мужи, посовѣтовавшись между собою, обратились къ патріарху и просили его освятить страннопріимницу и церковь. Такъ, дѣйствительно, и было сдѣлано. Для успокоенія же странниковъ и принятія недужныхъ, были устроены при новопостроенной церкви иной домъ и больница.

По прошествіи нѣкотораго времени строителемъ [6] страннопріимницы былъ Евстратій, который тоже не радѣлъ о больныхъ и странникахъ и къ тому же былъ скупъ. Однажды много дней онъ не давалъ больнымъ елея и за это онъ былъ наказанъ Богомъ, разболѣвшись глазами. Одинъ изъ друзей его, именемъ Левъ, не тотъ, о которомъ мы говорили выше, но другой, носившій тоже имя и служившій въ страннопріимницѣ, сказалъ ему:

— «Отпусти для больныхъ и странниковъ въ должной мѣрѣ елея, и ты будешь здоровъ очами; если же не вѣришь словамъ моимъ, то я дамъ, въ удостовѣреніе сказаннаго мною, росписку».

Сказавъ это, онъ написалъ Евстратію слѣдующее:

— «Я, Левъ, уповая на святаго чудотворца Сампсона и утверждаясь несомнѣнною вѣрою на него, предоставляю себя поручникомъ тебѣ, въ удостовѣреніе того, что, если ты дашь довольно елея для нищихъ и странниковъ, то исцѣлѣютъ отъ болѣзни глаза твои; ибо святый Сампсонъ испроситъ тебѣ здравіе».

Принявъ такую росписку и давъ обѣщаніе отпустить въ нужной мѣрѣ елей для больныхъ и странниковъ, Евстратій въ тотъ же день получилъ исцѣленіе очей. Но такъ какъ онъ былъ скупъ по своему нраву, то снова не сталъ давать елея. И вотъ, однажды ночью явился ему преподобный Сампсонъ и со гнѣвомъ сказалъ ему:

— «Что ты испытываешь меня, пренебрегая моими вразумленіями?»

Устрашенный этимъ видѣніемъ, Евстратій, съ наступленіемъ утра, призвалъ друга своего Льва и далъ ему множество елея, прося его, чтобы онъ помолился за него къ святому Сампсону и испросилъ у святаго угодника Божія прощенія грѣховъ его.

Одинъ изъ царскихъ совѣтниковъ, именемъ Варда, человѣкъ знатный, заболѣлъ карбункуломъ, отъ котораго образовались на груди его большія и неизлѣчимыя язвы. Долго онъ претерпѣвалъ тяжкія страданія отъ своей болѣзни. Между тѣмъ наступилъ день памяти святаго мученика Мокія [7]: врачи, бывшіе при больномъ, и всѣ домашніе его ушли въ церковь святаго мученика на всенощное бдѣніе; больной же лежалъ на одрѣ, сильно печалясь о томъ, что не могъ идти въ церковь на праздникъ и поклониться чудотворному гробу преподобнаго Сампсона, находившемуся въ той церкви святаго мученика. Въ это время явился къ нему нѣкій благолѣпный старецъ и сказалъ ему:

— «Встань!»

Больной на это сказалъ:

— «Какъ же я могу встать? Всѣ члены тѣла моего ослабѣли отъ тяжкой болѣзни».

Но старецъ снова сказалъ:

— «Говорю тебѣ, — встань и иди въ церковь святаго мученика Мокія, которому нынѣ совершается празднество; тамъ ты помолись у гроба святаго Сампсона».

Сказавъ это, старецъ сдѣлался невидимъ.

Больной же, ощутивъ вдругъ крѣпость въ членахъ своихъ, сталъ понемногу вставать съ одра своего. Въ то же время онъ замѣтилъ, что боль отъ язвъ прекратилась. Когда же онъ отвязалъ отъ ранъ врачебныя повязки и пластыри, то увидѣлъ, что язвы совершенно исцѣлѣли. Исполнившись радости, вельможа тотъ облекся въ праздничныя одежды и пошелъ въ церковь. Увидѣвъ его неожиданно исцѣленнымъ, всѣ бывшіе въ церкви удивились и прославили Бога.

Въ то время было въ обычаѣ, что, если кто впадетъ въ какой-нибудь недугъ, то онъ повелѣвалъ отнести себя въ больницу святаго Сампсона и тамъ, по вѣрѣ своей, получалъ здравіе. Такъ, когда у одного пресвитера заболѣлъ рабъ водянкой, пресвитеръ отослалъ его въ больницу святаго Сампсона. Пробывъ здѣсь нѣсколько дней и не получивъ облегченія отъ своей болѣзни, рабъ возвратился въ домъ своего господина. Пресвитеръ, увидѣвъ его, сильно разгнѣвался на него за невѣріе его и снова отослалъ его въ больницу, повелѣвъ испросить себѣ мѵра, истекавшаго отъ гроба святаго и помазаться имъ. Рабъ пошелъ, переночевалъ въ больницѣ святаго Сампсона и возвратился оттуда здоровымъ. О томъ, какъ онъ выздоровѣлъ, рабъ повѣдалъ слѣдующее:

— «Въ эту ночь я видѣлъ во снѣ явившагося мнѣ святаго Сампсона; коснувшись рукою до моего чрева, онъ сказалъ мнѣ: «иди отсюда, ты уже здоровъ». Я тотчасъ же проснулся и почувствовалъ себя здоровымъ».

Такою же болѣзнію страдала жена церковнаго служителя Ирина. Она въ сонномъ видѣніи узрѣла святаго Сампсона, пришедшаго къ ней, вмѣстѣ съ святыми безсребренниками Космою и Даміаномъ, и прикоснувшагося къ ней. Послѣ того она получила здравіе.

Эти и многія иныя совершались чудеса и подавались исцѣленія, по молитвамъ преподобнаго Сампсона, чѣмъ прославился дивный во святыхъ Своихъ Богъ, Коему и отъ насъ возсылается честь и слава, поклононіе и благодареніе, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ.

Примѣчанія:
[1] Греко-римскій императоръ Юстиніанъ царствовалъ съ 527 г. по 565 г.
[2] Это было въ 530 г.
[3] Соборный храмъ въ Константинополѣ. При императорѣ Юстиніанѣ онъ былъ заново перестроенъ. По прекраснѣйшей архитектурѣ и роскоши отдѣлки онъ принадлежитъ къ числу лучшихъ зданій въ мірѣ.
[4] Спаѳарій — оруженосецъ; придворный чинъ.
[5] Память ихъ совершается мѣсяца іюля въ 1-й день.
[6] Строитель — начальствующій инокъ.
[7] Память его совершаетея 11-го мая.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 611-621.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0