Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцать шестой.

О чудотворной иконѣ Пресвятыя Богородицы Лидской или Римской.

Прошло послѣ того много лѣтъ, на престолъ римскихъ кесарей вступилъ Юліанъ Отступникъ [4], который воздвигъ на Церковь Христову жестокое гоненіе. Зная о существованіи въ Лиддѣ чудотворнаго образа Пречистой, онъ послалъ туда сродника своего, по имени тоже Юліана, съ повелѣніемъ стереть тотъ образъ. И тогда совершилось предивное чудо. По мѣрѣ того, какъ каменщики каменотесными орудіями старались стереть образъ, — краски и штрихи проникали въ глубь каменнаго столба, и изображеніе оставалось невредимымъ, не смотря на всѣ старанія каменотесовъ. Потрудившись долго и ничего не достигнувъ, они отошли, не будучи въ состояніи изгладить священное изображеніе. Слухъ о такомъ дивномъ чудѣ распространился во всѣ концы вселенной, — и съ этого времени множество вѣрующихъ стало стекаться въ Лидду на поклоненіе чудотворному образу Пречистой.

По прошествіи еще многихъ лѣтъ отправился въ Палестину, чтобы поклониться тамошнимъ святынямъ, блаженный Германъ, бывшій впослѣдствіи патріархомъ константинопольскимъ [5]. Побывавъ въ Іерусалимѣ и поклонившись здѣсь гробу Господню и прочимъ святымъ мѣстамъ, онъ прибылъ затѣмъ и въ Лидду. Здѣсь, поклонившись чудотворному образу Пресвятой Богородицы, онъ поручилъ одному иконописцу сдѣлать на доскѣ точный списокъ иконы. Когда тотъ исполнилъ порученное ему, Германъ принялъ отъ него этотъ списокъ и, взявъ икону съ собою въ Царьградъ, всегда имѣлъ ее у себя, какъ безцѣнное сокровище, и ежедневно совершалъ предъ этою иконою моленія. Затѣмъ, въ царствованіе Артемія, названнаго Анастасіемъ [6], онъ, по изволенію Божію, избранъ былъ въ патріархи царствующаго града. Но Левъ Исаврянинъ [7], вступившій послѣ Анастасія на престолъ царскій и заявившій себя ревностнымъ иконоборцемъ, воздвигнулъ гоненіе на православныхъ и съ безчестіемъ изгналъ святѣйшаго патріарха Германа съ патріаршаго престола. Изгоняемый изъ церкви и своего патріаршаго дома, святый Германъ взялъ съ собою двѣ святыя иконы, одну — Христа Спасителя, а другую — ту самую икону Пресвятой Богородицы, которую иконописецъ списалъ для него съ самописанной иконы въ Лиддѣ. Затѣмъ, прежде чѣмъ сѣсть на корабль и плыть въ изгнаніе, онъ написалъ папѣ римскому, святѣйшему Григорію [8], посланіе, въ которомъ извѣщалъ о своемъ невинномъ изгнаніи и гоненіи на православныхъ со стороны иконоборческаго царя. Написавъ это посланіе, онъ сдѣлалъ въ крѣпкой доскѣ иконы Спасителя отверстіе и вложилъ туда посланіе запечатаннымъ, обозначивъ время и часъ написанія его. Потомъ, закрѣпивъ отверстіе, онъ со слезами облобызалъ самую икону и при этомъ дважды сказалъ:

— «Наставникъ! Наставникъ! спаси Себя и насъ!»

Сказавъ это, онъ опустилъ икону въ море, и она, плывя моремъ, въ одни сутки достигла древняго Рима. Въ ту же ночь святѣйшему папѣ было извѣщеніе отъ Бога о скоромъ пришествіи къ Риму образа Спасителя. Поэтому на другой день, какъ только возсіяло солнце, папа, взявъ съ собою клиръ свой, сѣлъ въ лодку и со свѣчами и кадилами поплылъ рѣкою Тибромъ въ море, для срѣтенія иконы Господа Іисуса. Когда они достигли устья рѣки при впаденіи въ море, то увидѣли икону, какъ бы шествующую по водамъ; исполнившись благоговѣйнаго трепета и радости духовной, они поклонились ей. При этомъ папа Григорій, обратившись къ честному образу, произнесъ:

— «Если Ты, Владыко, пришелъ къ намъ, недостойнымъ, то молимъ Тебя: какъ Ты преславно шелъ по водамъ, такъ взойди и на наши руки, ибо мы, боясь своего недостоинства, не рѣшаемся прикоснуться къ Тебѣ».

Какъ только онъ произнесъ это, икона тотчасъ же поднялась вверхъ и пролетѣвши по воздуху, подобно птицѣ, спустилась на руки святителя. Тотъ, со слезами облобызавъ и достодолжно почтивъ ее, — въ сопровожденіи клира, съ псалмопѣніемъ понесъ ее въ Римъ и прошелъ съ нею по городу, чтобы всѣ могли видѣть ту божественную икону. Затѣмъ онъ поставилъ ее въ великой церкви святаго Первоверховнаго Апостола Петра. Здѣсь онъ вынулъ изъ иконы патріаршее посланіе, совершенно не тронутое водою, и прочитавъ его, узналъ о всемъ, содѣланномъ въ Константинополѣ, злочестивымъ царемъ-иконоборцемъ. Увидѣлъ изъ посланія святѣйшій папа и то, что икона приплыла къ нимъ моремъ изъ Константинополя въ теченіе всего однихъ сутокъ и, прославивъ Бога, повѣдалъ о семъ всѣмъ присутствовавшимъ; тогда всѣ стали величать непостижимую силу Божію. Скорбя по поводу господства на всемъ востокѣ иконоборческой ереси и объ изгнаніи святѣйшаго Германа, папа написалъ къ нечестивому царю дерзновенное посланіе, обличая злочестіе его. Икона же оставалась въ Римѣ и отъ нея изливались здѣсь многія чудеса и подавались исцѣленія больнымъ и недужнымъ.

Между тѣмъ святѣйшій Германъ, видя, что иконоборцы стали подвергать иконы безчестію и поруганію, разсѣкать ихъ на части, бросать въ огонь и ввергать въ нечистоты, а съ другой стороны, чувствуя приближеніе смерти, написалъ изъ мѣста изгнанія своего второе посланіе къ первосвятителю римскому, и въ этомъ посланіи извѣщалъ его о всѣхъ творимыхъ на Востокѣ беззаконіяхъ. Затѣмъ вырѣзалъ въ доскѣ иконы Пресвятой Богородицы, написанной въ Лиддѣ, отверствіе и вложилъ въ него свое посланіе, отмѣтивъ на немъ время и часъ написанія. Облобызавъ икону, святитель съ горькимъ плачемъ произнесъ:

— «Иди, Владычице, спасаясь не отъ Ирода въ Египетъ [9], но отъ звѣроподобныхъ иконоборцевъ въ Римъ: тамъ православные соблюдутъ образъ Твой и не дадутъ въ руки нечестивыхъ для поруганія. Итакъ пусть Твоя честная икона переплыветъ это большое морское пространство, несомая помощью и благодатью Твоею: ибо Ты носила на рукахъ Своихъ Сотворшаго небо, землю и море. Насъ же, бѣдствующихъ за святыя иконы, чрезъ которыя мы воздаемъ честь и поклоненіе Тебѣ и Твоему Божественному Сыну, упокой въ селеніяхъ праведниковъ, въ нѣдрѣ Авраамовомъ».

Съ такими словами святѣйшій Германъ съ любовію облобызалъ икону и опустилъ ее въ море.

И поплыла икона быстрѣе орлинаго полета, и въ одни сутки достигла Рима. Въ ту же ночь первосвятителю римскому было извѣщеніе отъ Бога о пришествіи въ Римъ иконы Царицы Небесной. Поэтому, возставъ отъ сна, онъ, со всѣмъ клиромъ, отправился ей навстрѣчу, какъ отправлялись они раньше для срѣтенія иконы Спасителя, плывя рѣкою Тибромъ со свѣчами и кадилами. Когда они достигли устья рѣки Тибра, то увидѣли икону Пресвятой Богородицы, плывущую къ нимъ не плашмя, но прямо, какъ бы въ стоячемъ положеніи, соотвѣтственно написанному на ней изображенію. Папа простеръ руки къ ней, и икона сама поднялась на воздухъ и опустилась въ его руки. Съ великой радостію принялъ святѣйшій папа икону и, облобызавъ ее, возвратился въ Римъ, удивляясь предивнымъ чудесамъ Божіимъ. Потомъ онъ открылъ сдѣланное патріархомъ Германомъ отверстіе и, прочитавъ найденное тамъ посланіе, уразумѣлъ, что лишь наканунѣ икона была опущена въ море и, такимъ образомъ, приплыла къ нимъ въ одни сутки. Поскорбѣвъ о святѣйшемъ Германѣ — этомъ великомъ свѣтильникѣ Православной Церкви, угасавшемъ въ изгнаніи, папа съ честною иконою Пресвятой Богородицы совершилъ торжественное шествіе по всему городу, какъ и съ иконою Спасителя, а затѣмъ внесъ ее въ церковь св. Апостола Петра и поставилъ здѣсь въ алтарѣ. Съ тѣхъ поръ отъ иконы этой истекали въ Римѣ различныя чудеса и подавались недужнымъ исцѣленія.

Послѣ того прошло еще нѣсколько лѣтъ, въ теченіе которыхъ въ Константинополѣ свирѣпствовали иконоборческіе цари и патріархи. Но вотъ всѣ они съ безчестіемъ погибли, — и на византійскій престолъ вступилъ благовѣрный императоръ Михаилъ [10], за малолѣтствомъ котораго государствомъ управляла сначала благочестивая мать его — царица Ѳеодора [11]. При нихъ иконоборческая ересь была совершенно искоренена и наступило торжество православія.

Въ это время икона Пресвятой Богородицы, взятая святѣйшимъ патріархомъ Германомъ на мѣсто заточенія, а потомъ отплывшая оттуда въ Римъ и поставленная тамъ въ алтарѣ храма св. Апостола Петра, начала на глазахъ у всѣхъ, бывшихъ въ храмѣ, приходить въ движеніе и колебаться, хотя никто изъ присутствовавшихъ не двигалъ ея. Это повторялось неоднократно, то во время вечерняго богослуженія, то утренняго, а иногда и во время литургіи. Жители Рима всѣ пришли въ ужасъ и не мало дивились такому странному чуду. Первосвятителемъ римскимъ былъ тогда святѣйшій папа Сергій [12], — и вотъ однажды, когда онъ соборнѣ, въ сослуженіи многочисленнаго духовенства, совершалъ въ храмѣ Апостола Петра богослуженіе, икона Пресвятой Богородицы вдругъ опять пришла въ сильное движеніе и колебаніе. Видя это, всѣ присутствовавшіе пришли въ ужасъ и стали громко и усиленно вопіять:

— «Господи помилуй!»

Такъ, призвавъ на себя милость Божію, они достигли того, что колебанія иконы прекратились. Но потомъ икона, снова придя въ движеніе, поднялась съ мѣста, на которомъ она находилась, и вознеслась на воздухъ. Тогда всѣ бывшіе въ храмѣ столпились съ восклицаніями въ алтарѣ и стали простирать руки къ иконѣ, чтобы принять ее, боясь, какъ бы она не упала на землю и не разбилась, — но не могли достигнуть желаемаго, такъ какъ икона носилась по воздуху очень высоко. Медленно, какъ бы проходя чрезъ церковь, она двигалась къ выходу изъ церкви, носимая невидимыми ангельскими руками. Святѣйшій папа, со всѣмъ клиромъ и народомъ, въ страхѣ и трепетѣ послѣдовали за иконой, созерцая предивное чудо. Достигнувъ Тибра, икона спустилась на воды его и поплыла по теченію къ морю. Весь народъ и папа пошли по берегу и, смотря на отшествіе иконы, провожали ее, проливая слезы. При этомъ святѣйшій папа Сергій восклицалъ:

— «Увы намъ, Царица и Госпожа наша, увы намъ! Куда отходишь Ты отъ насъ, Божественный Кивоте? Какъ нѣкогда по водамъ пришла къ намъ святая икона Твоя, такъ теперь тѣмъ же путемъ она удаляется отъ насъ. Въ страхъ и трепетъ повергаетъ насъ это дивное отшествіе Твое: мы боимся, не постигнетъ ли и насъ такое же гоненіе отъ иконоборцевъ или другихъ беззаконниковъ, какое было въ Константинополѣ и изъ за котораго отплыла оттуда Твоя святая икона. Доколѣ же, Пречистая, не прекратятся бури и еретическія волненія, возмущающія Церковь Христову?»

Это и многое другое говорилъ папа, провожая вмѣстѣ съ народомъ чудотворную икону, пока та не скрылась отъ нихъ, подхваченная быстрымъ морскимъ теченіемъ. Послѣ того святѣйшій папа повелѣлъ записать происшедшее чудо въ лѣтописи, чтобы для всѣхъ послѣдующихъ родовъ осталась память о немъ.

Между тѣмъ святая икона, плывя моремъ, достигла Константинополя и пристала къ гавани его близъ царскихъ палатъ. Случившіеся тамъ благовѣрные мужи взяли ее и отнесли къ благочестивой царицѣ Ѳеодорѣ. Принявъ святую икону и узнавъ, что ее нашли на морской пристани, Ѳеодора сказала, что это, вѣроятно, одна изъ тѣхъ иконъ, которыя иконоборцы, привязывая къ камнямъ, бросали въ море: теперь веревки, которыми она была привязана, развязались или истлѣли, и вотъ икона выплыла на поверхность. Такъ вмѣстѣ съ царицей подумали и другіе.

Вскорѣ послѣ того отъ благовѣрнаго царя Михаила и отъ святѣйшаго патріарха Меѳодія были отправлены въ Римъ нарочитые послы изъ лицъ духовнаго и свѣтскаго званія съ грамотами къ папѣ, въ которыхъ онъ приглашался въ Константинополь на соборъ для разсмотрѣнія и осужденія иконоборческой ереси. Достигнувъ Рима и вручивъ папѣ грамоты, посланники привели первосвятителя римскаго и всѣхъ православныхъ христіанъ въ великую радость, ибо тѣ увидѣли, что господство иконоборческой ереси кончилось. Потомъ они и сами были утѣшены, узнавъ здѣсь о великихъ чудесахъ, бывшихъ отъ иконъ Спасителя и Божіей Матери: какъ онѣ во дни святѣйшаго папы Григорія — сначала одна, потомъ другая — приплыли моремъ въ Римъ, отправленныя святѣйшимъ патріархомъ Германомъ, и какъ недавно икона Пресвятой Богородицы, сама поднявшись съ мѣста, на которомъ она была утверждена, снова отплыла изъ Рима. Записавъ всѣ эти чудесныя событія, они отмѣтили день отшествія иконы Пречистой Богородицы изъ Рима и потомъ, прибывъ въ Константинополь, разсказали обо всѣмъ слышанномъ царю, царицѣ и патріарху Меѳодію. Тѣ вспомнили тогда о найденной на морской пристани иконѣ и подумали:

— «Не приплыла-ли къ намъ эта икона изъ Рима?»

Скоро прибыли въ Константинополь особые посланники отъ папы съ порученіемъ быть на соборѣ представителями римскаго епископа. Имъ показали икону Пресвятой Богородицы, обрѣтенную на морскомъ берегу, и они тотчасъ же узнали въ ней тотъ самый чудотворный образъ, который недавно отплылъ отъ нихъ. Повѣдавъ объ этомъ всему народу, они привели всѣхъ въ великую радость и изумленіе. Послѣ того посмотрѣли записи о днѣ отшествія иконы изъ Рима и увидѣли изъ нихъ, что икона приплыла въ Константинополь въ одни сутки. Тогда патріархъ со всѣмъ клиромъ, въ присутствіи царя и синклита, взяли чудотворную икону и, въ сопровожденіи народа, торжественно перенесли ее въ Халкопратію [13], гдѣ они поставили ее въ церкви Пресвятой Богородицы, радуясь о ниспосланномъ отъ Бога чудесномъ дарѣ. Съ того времени эта чудотворная икона Божіей Матери названа была Римскою, такъ какъ она приплыла въ Константинополь изъ Рима.

Примѣчанія:
[1] Городъ въ Палестинѣ, на сѣв.-зап. отъ Іерусалима, по дорогѣ въ Яффу.
[2] Память его 27 декабря.
[3] Императоръ Тиверій царствовалъ съ 14 г. по 37 г. по Р. Хр.
[4] Юліанъ Отступникъ занималъ престолъ съ 361 г. по 363 г.
[5] Св. Германъ занималъ патріаршій престолъ въ Константинополѣ съ 715 г. по 730 г.
[6] Разумѣется императоръ Анастасій II, царствовавшій съ 713 г. по 715 г.
[7] Левъ III Исаврянинъ царствовалъ съ 716 г. по 741 г.
[8] Св. Григорій занималъ престолъ папы въ Римѣ съ 715 г. по 731 г.
[9] Разумѣется Иродъ, названный Великимъ, бывшій царемъ Іудеи въ годъ рождества Христова; спасаясь отъ замысловъ его убить новорожденнаго Царя Іудейскаго, Богоматерь вмѣстѣ съ Сыномъ Іисусомъ и обручникомъ Іосифомъ бѣжали въ Египетъ.
[10] Императоръ Михаилъ III вступилъ на престолъ въ 842 г., но началъ управлять государствомъ самостоятельно съ 855 г.; царствовалъ до 867 г.
[11] Ѳеодора, жена императора Ѳеофила (824-842), управляла государствомъ, за малолѣтствомъ сына своего Михаила, съ 842 г. по 855 г.
[12] Разумѣется папа Сергій II (съ 844 г. по 847 г.).
[13] Халкопратія — мѣстность въ Царьградѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 599-608.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0