Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцать шестой.

О чудотворной иконѣ Пресвятыя Богородицы, нарицаемой Одигитрія.

Впослѣдствіи Евангелистъ Лука отослалъ эту икону въ Антіохію [1] къ державному Ѳеофилу, который былъ въ числѣ увѣровавшихъ во Христа и для котораго Лука написалъ свое Евангеліе и книгу Дѣяній Апостольскихъ. Въ Антіохіи икона была достойно почитаема не только Ѳеофиломъ, но и всѣми находившимися здѣсь христіанами.

Прошло послѣ того много лѣтъ, и святая икона была взята изъ Антіохіи и перенесена сначала въ Іерусалимъ, а потомъ въ Константинополь. Перенесеніе ея въ эту столицу греческаго царства совершилось при такихъ обстоятельствахъ.

Царица Евдокія, супруга византійскаго императора Ѳеодосія Младшаго [2], прибывъ во Святую Землю для поклоненія тамошнимъ святынямъ, взяла написанную Евангелистомъ Лукою икону Пресвятой Богородицы и отослала въ даръ царской сестрѣ, блаженной Пульхеріи, какъ о томъ написано въ житіи послѣдней [3]. Пульхерія съ радостію и любовію приняла чудотворную икону и поставила ее въ церкви Пресвятой Богородицы, построенной ею во Влахернѣ [4]. Съ тѣхъ поръ икона эта стала немалымъ украшеніемъ для царствующаго града, ибо отъ нея изливалось много различныхъ чудесъ и исцѣленій недужныхъ. По прошествіи нѣкотораго времени икона была названа «Одигитріею», что значитъ: «Путеводительница». Такое названіе утвердилось за нею послѣ того, какъ Сама Богородица явилась двумъ слѣпцамъ, привела ихъ въ Свою Влахернскую церковь къ чудотворной иконѣ, гдѣ они, помолившись, получили прозрѣніе.

Въ царствованіе Ираклія [5] на Греческое царство одновременно напали персы и скиѳы. Воевода персидскаго царя Хозроя [6], Сарваръ, и скиѳскій князь подступили съ многочисленнымъ войскомъ къ самому Константинополю и обложили городъ, отрѣзавъ его отъ остального міра и готовясь нанести ему рѣшительный ударъ. Тогда константинопольскій патріархъ Сергій, взявъ съ особеннымъ благоговѣніемъ чудотворную икону «Одигитрія», а также ризу Пречистой Богородицы, сталъ обходить съ ними и съ другими священными иконами стѣны города и совершать молебное пѣніе Господу Богу и Его Пречистой Матери. И по милости Божіей, предстательствомъ Пресвятой Богородицы, было даровано грекамъ чудесное избавленіе царствующаго града ихъ отъ варваровъ. Когда патріархъ и духовенство, послѣ усерднаго моленія предъ иконою Пречистой Дѣвы, опустили ризу Богородицы въ воды морского залива, то произошло волненіе въ морѣ и потопило корабли подступившихъ враговъ; вмѣстѣ съ тѣмъ пришли въ смятеніе и тѣ изъ нападавшихъ, которые были на сушѣ, и потому безъ особеннаго труда были прогнаны греческими войсками. Въ воспоминаніе этого предивнаго заступленія Пречистой, проявленнаго надъ царствующимъ градомъ, установлено ежегодно совершать пѣніе благодарственнаго акаѳиста въ пятую субботу великаго поста.

Когда же наступило господство иконоборческой ереси, и на иконы, а также на почитателей ихъ, было воздвигнуто нечестивыми царями гоненіе, тогда нѣкоторые изъ православныхъ духовнаго чина взяли тайно ночью изъ Влахернскаго храма икону «Одигитрія» и отнесли въ обитель Пантократора [7]. Здѣсь они скрыли ее въ стѣнѣ церковной; затѣмъ, помолившись, возжгли предъ образомъ лампаду и заградили его, чтобы онъ не былъ поруганъ иконоборцами.

Такъ чудотворная икона пробыла въ теченіе многихъ лѣтъ, пока не погибли всѣ покровители ереси. И когда въ Церкви снова наступилъ миръ и прекратилась противоборственная брань на святыя иконы, то долго искали, гдѣ находится честная икона Пресвятой Богородицы, написанная Евангелистомъ Лукою и названная впослѣдствіи Одигитріею. Наконецъ, по Божію откровенію, икону нашли сокрытою въ стѣнѣ церкви Пантократорова монастыря, при чемъ увидѣли, что зажженная предъ нею лампада не погасла. Всѣ вѣрные, узнавъ о такомъ обрѣтеніи чудотворной иконы, исполнились великой радости, и съ моленіемъ и пѣснопѣніемъ торжественно перенесли ее на прежнее мѣсто во Влахернскомъ храмѣ.

Примѣчанія:
[1] Антіохія — городъ въ Сиріи, на р. Оронтѣ.
[2] Императоръ Ѳеодосій II Младшій царствовалъ 408-450 гг.
[3] Память св. царицы Пульхеріи 10 сентября.
[4] Влахерна — мѣстность въ Константинополѣ, въ западномъ углу города. Во времена процвѣтанія Византійской имперіи славилась по всему Востоку своими святынями; особенно извѣстна была Влахерна по Богородичной церкви, построенной Львомъ Великимъ (457-474 гг.); при немъ въ эту церковь положены были честныя ризы Пресв. Богородицы, перенесенныя изъ Палестины; здѣсь же хранились въ златокованномъ ковчегѣ омофоръ Ея и часть пояса.
[5] Императоръ Ираклій царствовалъ съ 610 г. по 641 г.
[6] Разумѣется Хозрой II изъ династіи Соссанидовъ; царствовалъ съ 590 г. по 621 г.
[7] Т. е. Господа Вседержителя; обитель находилась на окраинѣ города.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 594-598.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0