Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцать шестой.

Явленіе чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы, нарицаемой Тихвинской.

Въ предѣлахъ Великаго Новгорода, въ небольшомъ разстояніи отъ Варяжскаго моря [3], на водахъ великаго озера Нево [4] рыбаки ловили рыбу. И во время ловли осіялъ ихъ вдругъ свѣтозарный лучъ съ неба... Взглянувъ вверхъ, они увидѣли дивное чудо: по воздуху надъ водами шла, носимая невидимыми руками, икона Пречистой Дѣвы Богородицы, сіяющая подобно солнцу. Рыбаки, увидѣвъ столь чудесное явленіе, сначала пришли въ ужасъ, а потомъ исполнились радости. Оставивъ свое дѣло, они вперили очи въ зримое ими предивное чудо, желая увидѣть, куда идетъ и гдѣ остановится святая икона. Но Богъ не соизволилъ исполнить это желаніе ихъ, — и святая икона скоро скрылась отъ очей ихъ и стала невидима.

Послѣ того икона Пресвятой Богородицы явилась въ тѣхъ же новгородскихъ предѣлахъ, въ селеніи Вымоченицѣ, на рѣкѣ Ояти [5], за сто поприщъ [6] отъ Тихвина [7]. Здѣсь она предстала предъ мѣстными обитателями стоящею въ воздухѣ и сіяющею неизреченнымъ свѣтомъ. Увидѣвъ такое необычайное явленіе, обитатели селенія собрались всѣ вмѣстѣ и, ужасаясь, дивились чуду; потомъ они начали усердно молиться ко Пречистой Богородицѣ. Тогда чудесная икона Владычицы Небесной спустилась съ воздушныхъ высотъ къ людямъ на землю. Съ великою радостію приняли икону Царицы Небесной обитатели Вымоченицы и тутъ же съ усердіемъ создали въ честь ея часовню, въ которой и помѣстили ниспосланный имъ образъ; впослѣдствіи на мѣстѣ этой часовни созданъ былъ храмъ въ память славнаго рождества Пресвятой Богородицы. Здѣсь, въ селѣ Вымоченицѣ, икона пребывала нѣкоторое время, подавая многимъ больнымъ, съ вѣрою притекающимъ къ ней, исцѣленія.

Но по прошествіи немногаго времени она была взята оттуда невидимою рукою и, несомая по воздуху, явилась въ мѣстечкѣ Кожела, близъ рѣки, называемой Паши [8], за двадцать поприщъ отъ Тихвина, — явилась совершенно такъ же, какъ и въ упомянутомъ выше селеніи. Увидѣвъ ее, сіяющую чудеснымъ свѣтомъ, насельники мѣстечка того стеклись всѣ, исполненные удивленія и ужаса, и усердно молились ко Пречистой, чтобы Она даровала имъ милость и ниспослала имъ Свою икону. И моленіе ихъ было исполнено. Икона спустилась съ высоты на землю, и мѣстные жители въ свою очередь создали въ честь ея часовню, на мѣстѣ которой впослѣдствіи была построена церковь въ память Покрова Пресвятыя Богородицы.

Но и на этомъ мѣстѣ не соизволила Пречистая долго пребывать своей иконѣ: по прошествіи нѣкотораго времени она снова была взята оттуда невидимо и посѣтила благодатнымъ явленіемъ своимъ еще нѣсколько мѣстъ. На всѣхъ этихъ мѣстахъ, ознаменованныхъ и освященныхъ присутствіемъ чудотворнаго образа, усердіемъ вѣрующихъ созданы были сначала часовни, а впослѣдствіи храмы Божіи.

Такъ чудесно переходила съ мѣста на мѣсто святая икона, какъ легкое облако носимая по воздуху, пока не остановилась окончательно близъ города Тихвина на рѣкѣ Тихвинкѣ [9].

Это послѣднее явленіе совершилось такимъ же образомъ, какъ и первыя. Честная икона, подобно облаку, неслась по воздуху и потомъ стала, пребывая чудесно на воздухѣ. Таково-то было чудесное и преестественное шествіе иконы Богоматери! Множество народа, изъ города Тихвина и окрестныхъ селеній, привлекаемаго великимъ тѣмъ чудомъ, стеклось къ мѣсту явленія; вмѣстѣ съ ними пришли также и священники съ крестами и иконами. Долго молились они предъ чудесною иконою, воспѣвая псалмы и священныя пѣснопѣнія; потомъ вмѣстѣ съ народомъ они стати взывать:

— «Приди къ намъ, Царица, приди къ намъ, Владычица, призри на насъ, недостойныхъ рабовъ Твоихъ, ниспосли намъ щедроты человѣколюбія Твоего, посѣти насъ свыше и просвѣти помраченныхъ грѣхами свѣтозарнымъ Твоимъ пришествіемъ».

Когда они такъ усердно молились и проливали многія слезы, святая икона спустилась съ неба на ихъ руки и съ благоговѣніемъ и радостію была принята ими. Усердно облобызавъ икону и сотворивши предъ нею многія моленія, жители окрестныхъ селеній тутъ же начали рубить деревья для часовни. Въ тотъ же день они сложили три вѣнца, для сруба часовни, и поставили ихъ вокругъ иконы. Когда же наступила ночь, собравшійся народъ разошелся по домамъ своимъ, оставивъ около чудотворной иконы нѣсколько человѣкъ, чтобы они всю ночь неусыпно пребывали въ молитвѣ.

Оставленные, дѣйствительно, всю ночь молились, но къ утру, утомившись отъ ночного бдѣнія, задремали. И когда они спали, совершилось предивное чудо. Чудотворная икона, вмѣстѣ съ основаніемъ часовни, перенеслась, какъ бы по мановенію Божію, съ своего мѣста на другое. Вмѣстѣ съ нею перенеелись на другое мѣсто и всѣ бревна, приготовленныя для построенія часовни; и не только бревна, но даже и щепки — всѣ, до самой маленькой, перенесены были невидимою рукою, — такъ что никто изъ стрегущихъ не видѣлъ этого, и не слышалъ. Когда же пробудились они, то не нашли на прежнемъ мѣстѣ ни образа Пречистой Богородицы, ни основанія часовни, ни деревьевъ для нея, — и исполнились великой печали и ужаса.

На утро окрестные жители снова собрались для поклоненія пречестной иконѣ Богородицы и для созданія въ честь ея часовни. Но не найдя ничего на мѣстѣ томъ, гдѣ они оставили образъ и начали созидать часовню, — пришли въ ужасъ и стали спрашивать проведшихъ ночь около иконы:

— «Что это значитъ?»

Тѣ разсказали, какъ они всю ночь пробыли въ молитвѣ, какъ къ утру не надолго заснули, и какъ, пробудившись, не нашли ни иконы, ни деревьевъ, ни даже щепъ, взятыхъ невѣдомо куда. Тогда всѣ исполнились великой печали, скорбя о томъ, что они лишились такого многоцѣннаго богатства духовнаго. Съ плачемъ и рыданіемъ простирая моленія къ Богу, они начали взывать:

— «О, Владыко Человѣколюбче! Ниспосли намъ снова божественный даръ Твой, который человѣколюбно и преславно послалъ Россійской странѣ: не скрой отъ насъ безцѣннаго сокровища сего, коимъ мы надѣемся обогатить душевную нищету нашу. О, Владычице, Матерь Милосердная! Куда отошла Ты отъ насъ недостойныхъ чадъ Твоихъ? Вчера Своимъ пришествіемъ къ намъ Ты исполнила сердца наши многою радостію, а нынѣ отшествіемъ Своимъ повергла насъ въ печаль неисходную, предала насъ слезамъ и рыданіямъ. Но явись намъ снова, свѣте нашъ, и претвори печаль нашу въ радость».

Совершивъ такую молитву, они разошлись въ разныя стороны по горѣ той и по всей окрестной дубравѣ, взглядывая то на воздухъ, то на землю, и стараясь отыскать икону. И усердные поиски ихъ не остались тщетными. Скоро они узрѣли чудесный свѣтъ, исходившій съ востока, съ другой стороны рѣки Тихвинки, изъ болотистой лѣсной пустыни, отстоявшей отъ горы почти въ двухъ стадіяхъ разстоянія. Увидѣвъ свѣтъ, народъ тотчасъ же устремился по направленію къ нему и обрѣлъ тамъ икону Пресвятыя Богородицы, вмѣстѣ съ основаніемъ часовни и со всѣми бревнами и щепами отъ нихъ. Срубъ, сооруженный на горѣ, оставался совершенно цѣлъ, какъ былъ поставленъ ранѣе, святая же икона находилась въ срубѣ у восточной стороны его, вися на воздухѣ, такъ какъ не была прикрѣплена къ стѣнѣ. Видя это, обрѣтшіе икону припали къ ней, проливая слезы отъ радости и прославляя Бога и Его Пречистую Матерь.

— «Слава Тебѣ, Христе Боже, — восклицали они, — слава Тебѣ, Пречистая Матерь Божія, что Ты не оставила насъ, рабовъ Твоихъ! Молимъ Тебя, — до конца не оставляй насъ, но всегда пребуди съ нами, спасая и соблюдая словесное стадо Сына Твоего».

Помолившись, весь народъ докончилъ сооруженіе часовни, а потомъ, избравши достойнѣйшихъ мужей, послалъ ихъ въ великій Новгородъ къ преосвященному архіепископу Алексію и къ градоправителю Новгорода, съ вѣстію о преславномъ явленіи иконы, которая, несомая ангелами по воздуху, невидимо откуда пришла къ нимъ.

Услышавъ разсказъ о бывшемъ въ Тихвинѣ великомъ чудѣ, архіепископъ и градоправитель удивились и, исполнившись духовной радости, прославили Бога и Пречистую Матерь Его. Немедленно они извѣстили о чудесномъ событіи великаго князя московскаго Димитрія Іанновича, исполнивъ и его духовной радости. Затѣмъ преосвященный Алексій хиротонисалъ для Тихвина нѣсколькихъ пресвитеровъ и діаконовъ и отослалъ ихъ, вмѣстѣ съ пришедшими къ нему мужами, — давъ имъ антиминсъ и благословеніе свое на созданіе и освященіе церкви на р. Тихвинкѣ, во имя Успенія Пресвятой Богородицы. Они, пришедши къ Тихвинкѣ и совершивъ моленія предъ чудотворною иконою, съ усердіемъ приступили къ построенію церкви. Приближался праздникъ Успенія Пречистой Дѣвы Маріи, когда они окончили постройку храма. Намѣреваясь совершить въ этотъ праздникъ освященіе храма, они послали въ окрестныя селенія, поприщъ за двадцать и болѣе, пономаря — возвѣстить христіанамъ о днѣ освященія церкви и предупредить ихъ, чтобы они постомъ и молитвою приготовляли себя къ предстоящему торжеству.

Пономарь тотъ, по имени Георгій, былъ мужъ праведной жизни, благоговѣйный и благоугодный. Когда онъ въ день предпразднства Успенія возвращался назадъ къ церкви и находился уже за три поприща пути отъ нея, въ лѣсной пустынѣ, — онъ ощутилъ необычайное благоуханіе, какъ бы отъ множества ѳиміама и ароматныхъ веществъ; ибо благодать Духа Святаго облагоухала мѣсто то, на которомъ имѣла явиться Сама Пречистая Дѣва Богородица.

Георгій удивился и сталъ размышлять, откуда исходитъ въ глухой, безлюдной пустынѣ столь необычайное благоуханіе. Вдругъ онъ узрѣлъ Пречистую Матерь Божію, сидѣвшую на упавшей соснѣ и державшую въ десной рукѣ Своей червленый жезлъ, на который Она какъ бы упиралась. Предъ нею стоялъ свѣтлый мужъ, облеченный въ свѣтлыя ризы и напоминающій видомъ своимъ святителя Николая Мирликійскаго. Увидавъ это чудное явленіе, пономарь объятъ былъ страхомъ и ужасомъ и палъ на землю, какъ мертвый. Тогда предстоящій Богородицѣ святитель, подошедши, коснулся его и сказалъ:

— «Встань, и не бойся!»

Георгій съ трепетомъ и радостію поднялся, сталъ на колѣни и, сложивъ руки на груди своей, созерцалъ дивное видѣніе.

И вотъ сидѣвшая на соснѣ Пречистая Дѣва сказала ему:

— «Георгій! иди къ церкви Моей и скажи священникамъ и всему народу, чтобы не ставили на ней желѣзнаго креста, который они хотятъ поставить; пусть вмѣсто него они поставятъ деревянный: такова моя воля».

Пономарь, собравшись съ духомъ, въ страхѣ сказалъ Пречистой:

— «Госпожа и Владычица моя! мнѣ не повѣрятъ!»

Но предстоявшій Богородицѣ святитель сказалъ ему:

— «Если тебѣ не повѣрятъ, то для увѣренія ихъ дано будетъ знаменіе».

Послѣ такихъ словъ Пречистая и предстоявшій Ей святитель стали невидимы. Тогда пономарь окончательно убѣдился, что онъ удостоился чудеснаго видѣнія Пречистой Богородицы и великаго святителя Николая Чудотворца. Немедленно припавъ на землю, онъ воздалъ благодареніе Богу, Который удостоилъ его лицезрѣть такое преславное явленіе.

Пришедши къ церкви, пономарь повѣдалъ священникамъ и всему народу, что онъ видѣлъ и слышалъ, но тѣ не повѣрили ему и повелѣли рабочимъ ставить на церкви желѣзный крестъ. Но когда одинъ изъ рабочихъ взялъ, по повелѣнію священниковъ, крестъ и, влѣзши на крышу церкви, началъ ставить его, вдругъ поднялась великая буря и сильный вѣтеръ. Порывомъ вѣтра человѣкъ тотъ съ желѣзнымъ крестомъ былъ подхваченъ какъ бы руками и поставленъ на землю, безъ малѣйшаго вреда для него, какъ будто онъ не упалъ съ высоты, но самъ спустился на землю. Видя это страшное чудо, священники и весь бывшій тутъ народъ весьма испугались и, повѣривъ словамъ пономаря, прославили Бога и Пречистую Его Матерь, а также ублажили и святителя Николая. Потомъ, немедленно соорудивши деревянный крестъ, они поставили его надъ церковію, и съ великою радостію и ликованіемъ совершили празднованіе освященія церкви и вмѣстѣ воспоминаніе Успенія Пресвятой Богородицы. Отъ иконы Пречистой Богоматери совершилось тогда множество чудесъ, и одержимымъ различными болѣзнями подавались исцѣленія. Такъ было не только при отмѣченномъ торжествѣ, но и послѣ него.

По освященіи церкви на р. Тихвинкѣ весь народъ отправился на то мѣсто, гдѣ Георгій удостоился чудеснаго видѣнія. Помолившись, они основали здѣсь часовню во имя святителя Николая, а изъ павшей сосны, на которой явилась Георгію Пресвятая Богородица, сдѣлали крестъ и поставили его въ часовнѣ для всенароднаго поклоненія и почитанія. Въ часовнѣ этой впослѣдствіи совершилось не мало чудесъ, какъ и въ упомянутой выше церкви въ честь Пресвятой Дѣвы Маріи.

Прошло послѣ того семь лѣтъ, — и вотъ вслѣдствіе небреженія церковныхъ служителей случился, по Божію попущенію, пожаръ въ Тихвинскомъ храмѣ Богоматери отъ незагашенной свѣчи. Вся церковь превратилась въ пепелъ, но чудотворная икона Пречистой осталась невредимою: невидимою силою Божіею она была вынесена изъ огня и оказалась невдалекѣ отъ того мѣста на разстояніи полпоприща [10], стоящею въ можжевельникѣ. Одновременно случился пожаръ и въ часовнѣ, находившейся въ пустынѣ, которая также была объята пламенемъ и сгорѣла; но крестъ, сдѣланный изъ упавшей сосны и стоявшій въ часовнѣ, былъ также изнесенъ невидимо изъ огня и былъ найденъ въ небольшомъ разстояніи отъ часовни, стоявшимъ въ чащѣ можжевельника.

На мѣстѣ сгорѣвшей церкви создали другую, также деревянную, а затѣмъ построили и новую часовню въ пустынѣ, на прежнемъ же мѣстѣ; послѣ этого поставили въ церкви святую икону Пречистой, а въ часовнѣ сосновый крестъ. Но по прошествіи лѣтъ пяти, церковь снова загорѣлась ночью и сгорѣла до основанія, чудотворная же икона Богоматери, подобно купинѣ неопалимой [11], была найдена среди пепла цѣлою и нисколько не поврежденною. Сгорѣла также, невѣдомо какъ, и часовня въ пустынѣ, чудотворный же крестъ, стоявшій въ ней, остался тоже невредимымъ. Всѣ дивились въ виду такихъ необычайныхъ чудесъ и прославляли Бога и Его Пречистую Матерь. Затѣмъ съ усердіемъ поспѣшили въ третій разъ создать церковь, на мѣстѣ двухъ сгорѣвшихъ, опять деревянную, но болѣе обширную и величественную по сравненію съ двумя первыми. Эта новосозданная церковь просуществовала болѣе ста лѣтъ до времени царствованія благочестиваго князя всероссійскаго, Василія Іоанновича [12].

Подвигнувшись великою ревностію и любовію къ Пречистой Дѣвѣ Маріи, великій князь Василій повелѣлъ построить на Тихвинкѣ вмѣсто деревянной каменную церковь. На присланныя имъ деньги скоро была устроена каменная паперть, и когда строители стали бѣлить ее, тогда зданіе, по неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ, упало и засыпало камнями строителей, числомъ двадцать человѣкъ. Священники и наблюдавшіе за рабочими, а также весь народъ, стали сильно скорбѣть о засыпанныхъ камнями строителяхъ; ибо они думали, что всѣ они были завалены камнями насмерть. Съ печалью и плачемъ начали они разбрасывать камни, желая открыть тѣла убіенныхъ. Но послѣ трехдневной работы, разбросавъ всѣ камни, они нашли всѣхъ живыми и безъ всякаго поврежденія. Такъ они были соблюдены, по милосердію Божію и заступленіемъ Пречистой Богородицы. Великая радость наполнила сердца всехъ присутствовавшихъ при этомъ дивномъ чудѣ и всѣ воздали благодареніе Христу Богу и Его Пречистой Матери. Затѣмъ снова приступили къ работамъ и въ скоромъ времени выстроили прекрасную паперть для церкви.

Когда окончено было строеніе новаго храма, — то на освященіе ея, по желанію великаго князя, прибылъ преосвященный Серапіонъ, архіепископъ новгородскій, который, освятивъ церковь, съ честію внесъ въ нее чудотворную икону Пресвятой Богородицы.

По прошествіи нѣкотораго времени прибылъ на Тихвинку и великій князь Василій Іоанновичъ. Влекомый любовію къ Пресвятой Дѣвѣ Маріи, онъ желалъ увидѣть и облобызать чудотворную икону Пречистой, а также помолиться предъ нею и посмотрѣть новосозданный храмъ. Въ то время архіепископомъ великаго Новгорода былъ преосвященный Макарій, который изволеніемъ Божіимъ былъ потомъ возведенъ на престолъ московской митрополіи [13]. Онъ сопутствовалъ великому князю въ этомъ путешествіи его и, вмѣстѣ съ нимъ, прибылъ на Тихвинку. Здѣсь они съ усердіемъ молились предъ иконою Пречистой, совершая многія службы и моленія, а потомъ отбыли — архіепископъ въ Новгородъ, а великій князь — въ Москву.

По преставленіи Василія Іоанновича, на великокняжескій престолъ московскій вступилъ сынъ его, Іоаннъ Васильевичъ [14], который первый принялъ царское вѣнчаніе. Подобно отцу своему онъ имѣлъ великое усердіе къ чудотворной иконѣ Пресвятой Богородицы, что на Тихвинкѣ, и какъ нѣкогда благовѣрный князь Василій Іоанновичъ, пришелъ туда на поклоненіе. Увидавъ, что церковію завѣдывали здѣсь мірскіе іереи и діаконы, а вокругъ нея расположены многочисленныя селенія, царь Іоаннъ Васильевичъ нашелъ это непристойнымъ и задумалъ основать тутъ иноческую обитель. Посовѣтовавшись съ митрополитомъ московскимъ Макаріемъ, новгородскимъ архіепископомъ Пименомъ, а также съ князьями и боярами своими, онъ повелѣлъ всѣ окрестныя селенія и находившійся при церкви причтъ перевести на другое мѣсто, далеко отстоящее отъ церкви, а при церкви — поселиться инокамъ и начать устроеніе обители. И вотъ по прошествш немногаго времени, иждивеніемъ царскимъ, былъ устроенъ на Тихвинкѣ монастырь, весь созданный изъ камня и огражденный каменными стѣнами. При этомъ въ немъ было установлено общежитіе, какъ и въ другихъ великихъ и славныхъ обителяхъ. Первымъ игуменомъ новосозданной обители былъ Кириллъ; при немъ многіе иноки, привлекаемые чудесами отъ иконы Пресвятой Богородицы, начали оставлять свои пустынныя жилища и приходить въ Тихвинскую обитель.

Однимъ изъ первыхъ пришелъ сюда, еще во время устроенія обители, инокъ Авраамій, подвизавшійся ранѣе въ Сергіевомъ монастырѣ находящемся на великихъ Лукахъ и отстоящемъ отъ Тихвинской обители около пятисотъ поприщъ. Онъ, какъ разсказывалъ самъ, былъ долгое время боленъ и уже сталъ готовиться къ смерти. Тогда наставникъ его Мартирій, мужъ богоугодный, слыша многое о чудотворной Тихвинской иконѣ Пречистой Богородицы, объ обильныхъ исцѣленіяхъ, подаваемыхъ чрезъ нее недужнымъ, посовѣтовалъ Авраамію дать Пречистой обѣтъ пойти на Тихвинку и помолиться тамъ предъ Ея чудотворной иконой. Больной тотчасъ же далъ такое обѣщаніе, и мгновенно получилъ исцѣленіе отъ своей тяжкой болѣзни; возратившись, такимъ образомъ, отъ вратъ смерти, онъ тутъ же и всталъ съ одра болѣзни совершенно здоровымъ, радуясь и славя Бога. Возрадовался и наставникъ его Мартирій, видя скорое исцѣленіе своего ученика и изумляясь дивному чуду Богоматери. При этомъ онъ совѣтовалъ Авраамію не отлагать своего намѣренія и немедленно идти на Тихвинку, чтобы исполнить данный Пречистой обѣтъ свой.

Авраамій немедленно отправился въ путь и, достигнувъ Тихвинской обители, благоговѣйно исполнилъ обѣщанное. Съ радостными слезами онъ припалъ къ честной иконѣ Богородицы, лобызалъ ее и воздавалъ ей поклоненіе отъ всего сердца. Вознеся благодареніе Пречистой, онъ повѣдалъ всѣмъ присутствовавшимъ проявленную надъ нимъ милость Царицы Небесной. Въ это время архіепископъ новгородскій Пименъ находился на р. Тихвинкѣ, наблюдая за работами по устроенію обители; слухъ о чудесномъ исцѣленіи Авраамія дошелъ и до него. Святитель исполнился радости и прославилъ Господа и рождшую Его Пречистую Дѣву Марію. Авраамія онъ не пожелалъ отпустить обратно къ наставнику его Мартирію, но вручилъ ему ключи церковные, чтобы онъ, въ благодарность за неизреченную милость къ нему Божіей Матери, первый приходилъ въ храмъ Ея и послѣдній уходилъ, отворяя его предъ началомъ службъ и затворяя по окончаніи ихъ.

Между тѣмъ старецъ Мартирій, отпустивъ Авраамія, началъ скорбѣть, что онъ и самъ не пошелъ вмѣстѣ съ нимъ для поклоненія образу Пречистой, и, наконецъ, рѣшилъ пойти на Тихвинку, какъ только возвратится его ученикъ. Прождавъ его долгое время, старецъ сталъ безпокоиться о немъ, — и тогда увидѣлъ во снѣ такое видѣніе. Въ той сторонѣ, гдѣ находился Тихвинъ, поднялся предъ очами Мартирія большой огненный столбъ, на вершинѣ котораго находился образъ Пресвятой Богородицы, сіяющій подобно солнцу и видомъ подобный тому, какой былъ въ Тихвинской обители. Тогда у Мартирія возникло сильнѣйшее желаніе облобызать этотъ образъ. Въ такомъ настроеніи онъ проснулся и вмѣстѣ съ тѣмъ еще сильнѣе сталъ желать видѣть и облобызать чудотворную икону Пресвятой Богородицы, что близъ Тихвина. Немедленно собравшись въ путь, онъ оставилъ все и поспѣшно отправился къ Тихвину. Достигнувъ обители и увидѣвъ образъ Пречистой, Мартирій благоговѣйно припалъ къ нему, обливаясь многими слезами отъ радости. При этомъ онъ увидѣлъ и ученика своего совершенно здоровымъ и послѣ того не захотѣлъ возвратиться въ монастырь свой, но оставался въ Тихвинской обители, чтобы ему можно было ежедневно созерцать чудесный образъ Пречистой Дѣвы Маріи.

Но по прошествіи нѣкотораго времени Мартирій, по изволенію Божію, былъ переселенъ на другое пустынное мѣсто за сорокъ поприщъ отъ Тихвина, на которомъ упомянутый Авраамій видѣлъ однажды крестъ на небѣ, составленный изъ звѣздъ и освѣщающій всю мѣстность, Переселяясь туда, блаженный Мартирій взялъ съ собою списокъ съ чудотворной иконы Пречистой и пребывалъ здѣсь въ безмолвіи, день и ночь работая Богу; взятый съ собою списокъ съ чудотворной иконы Богородицы онъ неизмѣнно носилъ съ собою, куда бы ему не случилось ходить. И вотъ однажды пришлось ему быть въ городѣ Твери, въ которомъ, по повелѣнію благовѣрнаго царя и великаго князя Іоанна Васильевича, жилъ тогда казанскій царь Симеонъ [15]. Во время пребыванія въ этомъ городѣ старца Мартирія у Симеона умеръ сынъ, Іоаннъ, который предъ этимъ долго болѣлъ. Тогда преподобный Мартирій возложилъ на мертваго носимую имъ съ собою икону Богоматери, и мертвый тотчасъ же воскресъ. Симеонъ исполнился великой радости и воздалъ славословіе Господу Богу и Его Пречистой Матери. Потомъ, желая отблагодарить блаженнаго Мартирія, онъ создалъ въ пустынѣ его каменную церковь и при ней устроилъ монастырь.

Но мы обратимся теперь къ Тихвинской обители и явившейся на Тихвинкѣ чудотворной иконѣ Пресвятой Богородицы, чтобы повѣдать о другихъ чудесахъ ея.

Со времени явленія честной иконы на Тихвинкѣ до созданія обители прошло 177 лѣтъ, въ теченіе которыхъ церковь находилась въ завѣдываніи мірскихъ іереевъ. Много чудесъ совершалось въ это время отъ святой иконы, не мало исцѣленій подавалось отъ нея всѣмъ съ вѣрою притекающимъ къ ней, — но тѣ чудотворенія никто изъ современниковъ не внесъ въ записи для назиданія послѣдующимъ поколѣніямъ; и такимъ образомъ мы лишены возможности знать что-либо о этихъ чудесахъ. Но и когда устроена была обитель, не много изъ бывшихъ отъ иконы чудесъ записано было, частію отъ простоты, частію по небреженію, — и это не многое, дошедшее до насъ, мы и собираемъ, какъ послѣ жатвы оставшіеся колосья, или послѣ собиранія винограда немногія гроздъя, случайно оставленные на мѣстѣ.

Одинъ человѣкъ по имени Ѳеофилъ, бывшій слѣпымъ въ продолженіе четырехъ лѣтъ и шести мѣсяцевъ, помолившись предъ иконою Пресвятой Богородицы, получилъ исцѣленіе и сталъ зрячимъ. Это было въ 1581 году.

Въ томъ же году одинъ отрокъ, именемъ Харалампій, одержимый бѣсомъ, будучи приведенъ къ образу Пречистой, освободился отъ духа нечистаго.

Захарія слѣпецъ, пять лѣтъ не видѣвшій свѣта, какъ только приведенъ былъ къ святой иконѣ, получилъ исцѣленіе.

У одного человѣка, по имени Климента, который жилъ въ царствующемъ градѣ Москвѣ, захворала жена, именемъ Параскева. Уже цѣлый тодъ лежала она на постели и не могла встать съ нея; отъ тяжкихъ болей во всемъ тѣлѣ у нея ослѣпли глаза, и она помрачилась разсудкомъ. Мужъ ея испыталъ всѣ средста для леченія больной, но, не достигнувъ ни малѣйшаго облегченія для болящей, уже отчаивался въ выздоровленіи своей супруги. Но вотъ онъ услышалъ, что въ Тихвинкѣ есть чудотворная икона Пречистой Богородицы, отъ которой истекаютъ исцѣленія всѣмъ прибѣгающимъ къ ней съ вѣрою. Исполнившись надежды, онъ сталъ убѣждать жену дать обѣтъ Пречистой Богородицѣ, что она пойдетъ поклониться Ея Тихвинской иконѣ. Та послушалась мужа и дала такой обѣтъ. И какъ только она произнесла слова обѣта, тотчасъ же встала съ одра болѣзни, какъ бы пробудившись отъ сна, и исцѣлилась отъ своего сильнаго недуга. При этомъ окрѣпли всѣ члены тѣла ея и стали здравы, — и только не было возвращено очамъ ея зрѣніе.

Тогда мужъ и исцѣлѣвшая жена немедленно пошли на Тихвинъ, совмѣстно исполняя обѣтъ данный Пречистой. Достигнувъ Тихвинской обители въ первую субботу великаго поста, они прямо съ пути отправились въ церковь къ иконѣ Пречистой и помолились предъ святою иконою, сотворивъ молебное пѣніе. Во время воскреснаго всенощного бдѣнія, когда они продолжали стоять и молиться въ храмѣ, совершилось надъ женою новое чудо: благодатію Пречистой она получила прозрѣніе и, такимъ образомъ, совершенно стала здоровою. Всѣ, бывшіе въ церкви, видя такое чудо, со слезами умиленія прославили Бога и Пречистую Его Матерь. А исцѣлѣвшая и мужъ ея, послѣ многихъ благодарственныхъ моленій предъ святою иконою, возвратились съ радостію въ мѣсто своего жительства. Было это въ 1583 году.

Въ 1586 году къ Тихвинскому образу Пречистой Богородицы приведенъ былъ одинъ слѣпой, по имени Георгій. Когда, на праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы, онъ молился предъ чудотворною иконою, то правымъ глазомъ своимъ онъ сталъ видѣть. И безъ посторонней помощи онъ пошелъ въ домъ свой, славя Христа Бога и Его Пречистую Матерь за дарованіе и исцѣленія одному оку своему.

По прошествіи нѣсколькихъ дней принесли въ обитель къ чудотворному образу Владычицы человѣка, именемъ Андрея; онъ былъ разслабленный, и вмѣстѣ съ тѣмъ глухой и нѣмой, и пребывалъ въ такихъ недугахъ пятнадцать лѣтъ. Когда предъ иконою Пречистой совершили моленіе объ исцѣленіи его, тотчасъ онъ получилъ совершенное здравіе: ему возвращена была способность слуха, разрѣшилась нѣмота его, и всѣ члены его получили крѣпость и силу, такъ что онъ сталъ на ноги, какъ человѣкъ вполнѣ здоровый.

Подобное чудо совершилось и надъ нѣкоей женщиной Маврой, которая проживала на рѣкѣ Устьѣ [16]. Она была слѣпою и совершенно не видѣла свѣта въ продолженіе семнадцати лѣтъ. Будучи же приведена къ чудотворному образу Пречистой, она немедленно получила прозрѣніе. Это было въ 1587 году.

Въ томъ же году 4 марта привели въ Тихвинскую обитель изъ великаго Новгорода одного отрока, именемъ Георгія, который въ теченіе шести лѣтъ былъ одержимъ нечистымъ духомъ и тяжко страдалъ отъ того. Когда его подвели къ образу Пречистой, то мрачный духъ, не перенося свѣта благодати, истекаемой отъ чудотворнаго образа, отступилъ отъ больного, исчезнувъ какъ тьма предъ солнцемъ, и отрокъ сдѣлался совершенно здоровымъ.

Одна вдовица, именемъ Іуліанія, заболѣла глазами столь сильно, что ослѣпла и въ теченіи двухъ лѣтъ не видала свѣта Божія. Услышавъ о чудотворной иконѣ Пречистой, что близъ Тихвина, и о неизреченныхъ исцѣленіяхъ, подаваемыхъ чрезъ нее людямъ, Іуліанія воспылала пламенною вѣрою къ Пречистой и дала обѣтъ сходить къ иконѣ Ея на поклоненіе. И въ тотъ же часъ Небесная Владычица дала прозрѣніе ея очамъ, въ дому ея. Немедленно, желая поскорѣе воздать благодареніе Пречистой, она, будучи зрячей, уже безъ посторонней помощи пошла въ Тихвинскую обитель Пречистой и, исполнивъ тутъ свое обѣщаніе, возвѣстила всѣмъ о проявленной надъ нею милости Божіей. Это было въ 1589 году.

Почти одновременно съ этимъ одинъ хромецъ, именемъ Акиндинъ, уже два года совершенно не могшій ходить, такъ какъ ноги его были скорчены, — ползкомъ на колѣняхъ пришелъ къ чудотворной иконѣ Пречистой Богородицы, — и лишь только помолился предъ Нею, ноги его тотчасъ же выпрямились и стали здоровы; на глазахъ у всѣхъ онъ всталъ на ноги и началъ ходить, благодаря Христа Бога и Пречистую Матерь Его.

Въ томъ же году, 10 августа слѣпой юноша, именемъ Іона, приведенный во святую обитель изъ великаго Новгорода, получилъ прозрѣніе у образа Пресвятой Богородицы.

Другой юноша, именемъ Максимъ, одержимый нечистымъ духомъ, когда родители повели его для поклоненія образу Пречистой, еще на пути получилъ небесную помощь отъ Преблагословенной Матери Божіей: силою Божію нечестивый духъ былъ изгнанъ изъ него, и онъ, придя въ Тихвинскую обитель, повѣдалъ всѣмъ о сотворевномъ надъ нимъ чудѣ. Тогда всѣ воздали благодареніе Богу и Пречистой Богородицѣ. Случилось это въ 1591 году.

Женщина, по имени Елена, бывшая два года и шесть мѣсяцевъ совершенно слѣпою, такъ что не видѣла свѣта, прозрѣла предъ чудотворнымъ образомъ Пречистой въ одно изъ воскресеній, на литургіи, при пѣніи: «Достойно есть»...

Въ 1593 году прозрѣла и еще одна женщина, именемъ Марія, которая приведена была на праздникъ Успенія Пресвятой Богородицы къ чудотворному образу Пречистой.

Точно также нѣкій человѣкъ, именемъ Климентъ, — занимавшійся издѣліемъ разныхъ вещей изъ серебра, — заболѣвшій очами и лишившійся зрѣнія, — получилъ исцѣленія послѣ молитвъ предъ иконою Пресвятой Богородицы.

Иной слѣпецъ, именемъ Филиппъ, который не видѣлъ свѣта въ теченіе 5 лѣтъ, — будучи приведенъ въ Тихвинскую обитель въ недѣлю православія, стоя и молясь здѣсь предъ иконою Пресвятой Богородицы, совершенно прозрѣлъ и сталъ видѣть все ясно. Случилось это въ 1596 году во время литургіи, при перенесеніи честныхъ даровъ съ жертвенника на святый престолъ.

Въ томъ же году пришелъ изъ Москвы нѣкій человѣкъ, по имени Кириллъ, слѣпой на одинъ глазъ, и во время молитвы предъ иконою Пречистой получилъ прозрѣніе. Вотъ что онъ разсказалъ о себѣ при этомъ. Захворавъ тяжкою болѣзнію и постоянно страдая болями головы, онъ ослѣпъ на оба глаза, полгода не видалъ свѣта и совершенно не имѣлъ отъ своей болѣзни никакого облегченія, хотя близкіе проявили о немъ не мало всевозможныхъ заботъ. Онъ уже сталъ совершенно отчаяваться получить исцѣленіе, какъ вдругъ его жена увидѣла сонъ, во время котораго она услышала такія слова:

— «Пусть мужъ твой идетъ на Тихвинъ къ чудотворному образу Пречистой Богородицы. Тамъ онъ обрящетъ исцѣленіе себѣ. Если же онъ не пойдетъ, то воспріиметъ еще большія страданія».

Воспрянувъ отъ сна, жена тотчасъ же разсказала о видѣніи своему мужу. Тотъ немедленно началъ усердно молиться къ Пречистой Богородицѣ и далъ при этомъ обѣтъ Царицѣ небесной сходить на Тихвинъ поклониться Ея иконѣ; — тогда же онъ получилъ облегченіе отъ своей болѣзни; сталъ видѣтъ свѣтъ очами своими и даже сдѣлался совершенно здоровымъ. Но отлагая исполненіе своего обѣщанія со дня на день, онъ понемногу забылъ о немъ, и такимъ образомъ не исполнилъ обѣщаннаго. За это небреженіе его снова постигло Божіе наказаніе; ибо по прошествіи нѣкотораго времени болѣзнь возвратилась къ нему, и онъ во второй разъ ослѣпъ на оба глаза. Тогда вспомнивъ о неисполненномъ своемъ обѣщаніи и познавши грѣхъ свой, больной началъ плакать, рыдать и каяться, и снова обратился съ молитвою къ Пресвятой Богородицѣ, увѣряя Ее, что онъ исполнитъ данный раньше обѣтъ свой. По милосердію Преблагословенной Царицы небесной, онъ и во второй разъ получилъ исцѣленіе, но при этомъ прозрѣлъ только на одинъ глазъ, а другой остался у него незрячимъ. Не отлагая исполненія обѣта своего на долгій срокъ, онъ тутъ же отправился въ Тихвинъ и, увидѣвъ тамъ однимъ окомъ икону Пречистой, послѣ молитвъ предъ нею прозрѣлъ и на другое око.

Въ декабрѣ мѣсяцѣ, 9 дня, того же 1596 года пришли въ обитель 23 человѣка, руководителями которыхъ были двое: Григорій и Михаилъ. Совершивъ благодарственное молебствіе предъ чудотворною иконою Пречистой Богородицы, они разсказали о себѣ слѣдующее. Были они далеко въ Сѣверномъ океанѣ на ловлѣ морскихъ звѣрей. Когда они пристали къ одному пустынному мѣсту, то случившимся морскимъ волненіемъ они были задержаны тамъ на очень продолжительное время. Запасы пищи у нихъ оскудѣли, и, среди мученій голода, всѣ они стали уже недалеки отъ смерти вслѣдствіе долгаго неяденія. И вотъ каждый изъ нихъ въ ожиданіи смерти сталъ молиться Богу, прося прощенія грѣховъ своихъ. При этомъ они вспомнили о чудотворной иконѣ Пресвятой Богородицы, что на Тихвинкѣ, и начали усердно молиться ей. Въ наступившую затѣмъ ночь одному изъ нихъ, немного задремавшему среди молитвы, явилась скорая Помощница — Пресвятая Дѣва Марія и повелѣла ему сказать всѣмъ его товарищамъ, чтобы они питались нѣкою травою, растущею тамъ, — пока не наступитъ для нихъ удобное время — отплыть по морю въ свои дома. Тотъ разсказалъ о видѣніи всѣмъ бывшимъ съ нимъ, — и когда они вкусили отъ указанной имъ травы, то обрѣли въ ней изрядный вкусъ и сытость, какъ отъ хлѣба. И была для нихъ трава та, какъ нѣкогда израильтянамъ манна въ пустынѣ, и они питались ею двадцать дней, пока не прекратилось волненіе.

По прошествіи немногаго времени пришла на Тихвинъ одна женщина, по имени Елена, которая повѣдала о себѣ слѣдующее. Три года она была слѣпою, но однажды, побуждаемая вѣрою къ Пречистой, она повелѣла вести себя къ Тихвинской иконѣ Богоматери, и когда была на пути, внезапно прозрѣла, дошла до обители безъ посторонней помощи. Здѣсь она и воздала благодарное поклоненіе Божіей Матери предъ чудотворною Ея иконою.

Точно также одинъ мужъ, по имени Мамантъ, придя отъ Бѣлозерскихъ предѣловъ [17], сказалъ, что онъ долгое время былъ слѣпъ, но какъ только далъ обѣтъ пойти на Тихвинъ и поклониться чудотворному образу Пречистой, тотчасъ же совершенно прозрѣлъ. Это было въ 1597 году.

Другой мужъ, именемъ Діомидъ, пришелъ изъ той же страны и въ томъ же году въ обитель Пречистой и также разсказалъ о себѣ, что онъ былъ разслабленнымъ цѣлый годъ, но потомъ, вспомнивъ о Тихвинской чудотворной иконѣ Пречистой, сталъ мысленно молиться ей и далъ себѣ обѣтъ сходить на поклоненіе къ пречистому образу: тотчасъ же онъ сдѣлался здоровымъ и, ни мало не медля, исполнилъ свое обѣщаніе.

Въ томъ же году нѣкто Пименъ, одержимый лютымъ демономъ, былъ отправленъ родственниками своими на Тихвинъ, связанный цѣпями, — и когда они были еще на половинѣ пути, онъ получилъ исцѣленіе милосердіемъ Пречистой: демонъ изъ него удалился, и онъ дошелъ вполнѣ здоровымъ и съ благоговѣніемъ поклонился Цѣлительницѣ своей. Это было 9-го декабря.

Одинъ человѣкъ, именемъ Кодратъ, сталъ страдать болью головы, ослѣпъ глазами, и не видѣлъ свѣта цѣлые 1½ года; услышавъ же о чудотворной иконѣ Богоматери, находящейся близъ Тихвина, усердно помолился и далъ обѣтъ идти къ ней на поклоненіе. И лишь только онъ произнесъ слова обѣта, мгновенно получилъ прозрѣніе. Но отложивъ путешествіе до другого времени, вскорѣ совсѣмъ забылъ о своемъ обѣщаніи и не пошелъ воздать благодареніе Цѣлебницѣ своей — Пречистой Дѣвѣ Богородицѣ. По прошествіи 10 лѣтъ съ того времени, какъ прозрѣлъ, онъ опять ослѣпъ такимъ же образомъ, какъ раньше. Но несмотря на это не вспомнилъ своего обѣщанія, пока въ сонномъ видѣніи не получилъ вразумленія. Ибо во снѣ онъ увидѣлъ нѣкоего мужа, говорящаго ему:

— «Иди на Тихвинъ поклониться образу Пречистой; если не пойдешь и обѣщанія не исполнишь, прозрѣнія не получишь».

Возставъ отъ сна, онъ вспомнилъ о своемъ обѣщаніи и позналъ свое прегрѣшеніе; немедленно онъ пошелъ въ Тихвинскую обитель Богоматери съ проводникомъ. Когда же приведенъ былъ къ чудотворному образу Пречистой и отъ всего сердца помолился предъ нимъ, то мгновенно получилъ исцѣленіе милосердіемъ Пресвятой Богородицы.

Нѣкоему человѣку, именемъ Іоанну, долгое время тяжело болѣвшему и уже приближавшемуся къ смерти, явился въ сонномъ видѣніи святитель Христовъ Николай и сказалъ ему:

— «Если хочешь получить здравіе, дай обѣтъ Пресвятой Богородицѣ пойти и поклониться чудотворному Ея образу, что на Тихвинкѣ».

Человѣкъ тотъ, пробудившись, тотчасъ же началъ со слезами молиться Пречистой и далъ Ей обѣтъ поклониться Ея образу, — въ то же мгновеніе онъ сталъ совершенно здоровымъ и отправился въ обитель, исполняя обѣщаніе свое. Это было въ 1596 году.

Въ томъ же году приведена была въ обитель слѣпая женщина, именемъ Марія, десять лѣтъ не видавшая свѣта; помолившись предъ иконой Пресвятой Богородицы, она получила прозрѣніе.

Другая женщина, именемъ Евдокія жившая въ предѣлахъ Онежскаго озера [18], будучи бѣсноватой и разслабленной и имѣя при этомъ еще и сухую руку, какъ только обѣщалась пойти къ образу Пречистой на поклоненіе, тотчасъ исцѣлѣла въ домѣ своемъ отъ бѣсноватости и разслабленія: духъ нечистый удалился изъ нея, и члены, прежде разслабленные, получили крѣпость и здравіе; только рука ея оставалась неисцѣленною, чтобы она не забыла о своемъ обѣщаніи. Когда же она пришла въ Тихвинскую обитель и помолилась Божіей Матери предъ Ея образомъ, тогда и рука ея сдѣлалась здоровою. Это было въ 1603 году.

Хромой и слѣпой человѣкъ, именемъ Іоаннъ, далъ обѣтъ пойти на поклоненіе къ образу Пречистой и получилъ исцѣленіе въ своемъ домѣ: прозрѣлъ на глаза и ноги его выпрямились; тогда онъ пришелъ въ Тихвинскую обитель воздать благодареніе Пречистой въ 1606 году, марта въ 1 день.

Точно также и другіе многіе люди, одержимые различными недугами, какъ только полагали обѣщаніе пойти на поклоненіе къ чудотворному образу Пресвятой Богородицы, находящемуся на рѣкѣ Тихвинкѣ, тотчасъ же получали исцѣленія. «Мы знаемъ, — говоритъ Тихвинскій лѣтописецъ, — что отъ сего святаго образа никогда не переставали твориться предивныя чудеса и всегда изливались съ вѣрою приходящимъ, какъ отъ источника живая вода. Такъ многіе слѣпые получили прозрѣніе, бѣсноватые освободились отъ демонскаго мученія, глухіе утѣшены были дарованіемъ слуха, разслабленные утвердились въ своихъ жилахъ, нѣмые получали разрѣшеніе отъ узъ, связующихъ языкъ, больные ногами вскочили, какъ олени; страдавшіе головною болью исцѣлѣли. Даже и въ дальнихъ странахъ одержимые различными недугами, какъ скоро давали обѣты предъ чудною иконою, не лишены были скорой отъ нея помощи. Словомъ, каждый по нуждѣ своей получалъ скорое пособіе, какъ только съ вѣрою притекать подъ кровъ Богоматери».

Въ царствованіе благочестиваго царя и великаго князя Василія Іоанновича Шуйскаго [19] было, по грѣхамъ нашимъ, великое смятеніе въ Русской землѣ, частію отъ внутреннихъ междоусобій, частію отъ нападеній внѣшнихъ враговъ. Кровь русская лилась повсюду. Царствующій градъ Москва находился въ рукахъ порубежныхъ иновѣрныхъ людей, а Великимъ Новгородомъ со всею его областію владѣли варяги [20]. Въ это время и обитель Тихвинская находилась подъ властію враговъ и терпѣла отъ нихъ многія притѣсненія. Но вотъ, по милосердію Божію и всесильною помощью Царя Небеснаго, разрозненныя русскія войска, собравшись въ одно ополченіе, отняли у иновѣрцевъ царствующій градъ Москву, и въ немъ воцарился благочестивый царь и великій князь Михаилъ Ѳеодоровичъ [21]. Онъ послалъ войска свои и въ предѣлы великаго Новгорода противъ варяговъ, и здѣсь, при рѣкѣ Устьѣ, между русскими войсками и передовыми полками варяговъ произошла битва. Варяжскіе ратники были побѣждены и ударились въ бѣгство; царскіе войска настигли ихъ на рѣкѣ Тихвинкѣ и частію перебили, частію захватили въ плѣнъ.

Услышавъ о такомъ пораженіи варяжскихъ ратниковъ, воевода варяжскій, сидѣвшій въ Великомъ Новгородѣ и имѣвшій въ немъ многочисленные полки варяжскіе, исполнился великаго гнѣва и ярости. Желая отомстить русскимъ за это пораженіе, онъ послалъ полки свои, бывшіе въ Новгородѣ, къ Тихвинской обители, чтобы въ конецъ опустошить и разорить ее, со всѣми окрестными селеніями. Услышавъ объ этомъ, окрестные жители стеклись съ женами и дѣтьми подъ сѣнь обители и вмѣстѣ съ иноками и немногими царскими ратниками укрылись за крѣпкими каменными стѣнами ея, затворившись тамъ отъ варяговъ. При этомъ всѣ они надѣялись не столько на крѣпость стѣнъ, сколько на помощь и заступленіе Необоримой Стѣны и Покрова всѣхъ уповающихъ на Нее — Пресвятой Дѣвы Богородицы.

Варяги не заставили себя долго ждать: подойдя къ стѣнамъ обители, они обложили ее со всѣхъ сторонъ и стали нападать на нее. Затворившіеся въ обители испытывали сильный страхъ, — и въ то время какъ одни находились на стѣнахъ и сражались съ варягами, другіе, собравшись вмѣстѣ съ иноками въ церкви, со слезами усердно молились Богу и Пресвятой Богородицѣ предъ Ея чудотворною иконою, совершая всенощное бдѣніе и испрашивая у Пречистой помощи православнымъ христіанамъ. И эта помощь не замедлила явиться имъ.

Въ ту же ночь одна изъ женщинъ, по имени Марія, задремавши во время моленія, увидѣла въ сонномъ видѣніи Преблагословенную Дѣву Богородицу, Которая, явившись ей, сказала:

— «Скажи всѣмъ находящимся въ обители: пусть они возьмутъ икону мою и обойдутъ съ нею по стѣнамъ вокругъ монастыря, и тогда они увидятъ надъ собою милость Божію».

Немедленно пробудившись отъ сна, женщина разсказала о видѣніи всѣмъ, бывшимъ въ церкви. Тѣ исполнились радости и упованія на помощь свыше и, взявши съ моленіемъ чудотворный образъ Пречистой, вознесли его на монастырскую стѣну; творя литію, они стали обходить вокругъ обители и при этомъ со слезами взывали къ Пречистой Богородицѣ:

— «Ты видишь, Царица Небесная, бѣды рабовъ Твоихъ; избави же насъ отъ обстоящихъ насъ супостатъ и яви силу Твою, да разумѣютъ всѣ враги наши, что Ты, Заступница наша, — съ нами».

Въ тотъ же часъ напалъ на враговъ страхъ великій: они пришли въ смятеніе и всѣ побѣжали отъ обители, хотя никто и не гналъ ихъ.

Но по прошествіи нѣкотораго времени варяги подступили къ обители съ еще большею силою и, обложивши ее, снова повели осаду и дѣлали многократные нападенія на монастырь. Въ обители во время осады находилось не мало людей обоего пола: при тѣснотѣ жизни и при совмѣстномъ обитаніи мужчинъ и женщинъ не всѣ соблюдали приличную для святаго мѣста чистоту и разгорались страстію, подобно сѣну отъ огненной искры. Въ виду этого обитель постигъ гнѣвъ Божій, и Господь оставилъ ее безъ Своей помощи. Тогда враги, окружавшіе обитель, по Божію попущенію, начали приходить все въ большую и большую силу, между тѣмъ какъ защитники обители отъ постоянныхъ сраженій изнемогали. Уже отчаяніе охватило всѣхъ бывшихъ въ обители, и они стали ожидать близкую гибель себѣ отъ осаждавшихъ. Съ горькимъ рыданіемъ всѣ тогда притекли къ чудотворному образу Пречистой и умиленно начали взывать предъ нимъ:

— «Ты видишь, Пречистая Дѣва Богороднца, смиреніе наше! Со слезами притекаемъ мы къ пречистому образу Твоему и смиренно умоляемъ: не остави, Пречистая, обитель Твою, которой Ты Сама положила начало здѣсь явленіемъ чудотворной иконы Твоей! Ты видишь, Владычица, лютое нападеніе на насъ враговъ нашихъ. Не остави же безъ заступленія насъ, рабовъ Твоихъ, ибо мы ни откуда не ждемъ себѣ помощи, кромѣ какъ отъ Тебя Единой».

Въ это время въ обители находился служитель Соловецкаго монастыря Мартиніанъ, мужъ благочестивый и богобоязненный. Пречистая явилась ему въ видѣніи, окруженная святыми — Николаемъ Чудотворцемъ, преподобнымъ Варлаамомъ Хутынскимъ и Зосимою Соловецкимъ, и сказала:

— «Моя помощь отступила отъ мѣста этого изъ-за того, что многіе осквернили его своими нечистыми дѣяніями».

Въ ужасѣ пробудился Мартиніанъ отъ сна и со слезами повѣдалъ о своемъ видѣніи начальствовавшимъ въ обители. Услышавъ разсказъ соловецкаго служителя, начальники немедленно розыскали всѣхъ людей, осквернявшихъ обитель впаденіемъ во власть нечистой похоти, и изгнали ихъ вонъ; потомъ очистили притворъ церковный и начали умилостивлять Бога и Пресвятую Богородицу многими усердными моленіями, проливая обильныя слезы и испрашивая у Пречистой прощенія и заступленія, чтобы не быть имъ преданными въ руки враговъ. И человѣколюбный Господь, но ходатайству Пречистой Матери Своей, премѣнилъ праведный гнѣвъ Свой на милость къ погибающимъ, и съ того времени осаждаемые стали крѣпнуть и приходить въ силу, а ихъ враги начали ослабѣвать. Наконецъ, собравшись съ силами и надѣясь на помощь Пречистой, осаждаемые неожиданно вышли изъ-за стѣны монастыря и, устремившись на враговъ, мужественно вступили въ битву съ ними. Божественная помощь, по молитвамъ Пресвятой Богородицы, споспѣшествовала имъ, и Господь даровалъ имъ побѣду надъ врагами, ибо хотя ихъ было и не много, они обратили въ бѣгство многія тысячи враговъ, и нѣкоторыхъ изъ нихъ захватили въ плѣнъ.

Однако и послѣ того варяги не оставили въ покоѣ святую обитель. Желая отплатить за свой позоръ, они, собравши еще большую силу, опять подошли къ обители; обступивъ монастырь, они часто дѣлали яростные приступы къ стѣнамъ его и начали копать подземные рвы подъ стѣны. Тогда Пречистая въ ночномъ видѣніи снова явилась вышеупомянутому Мартиніану и сказала ему:

— «Скажи начальникамъ, чтобы они отогнали свиней отъ дома Моего, ибо они всюду вокругъ изрыли и уже подкопали порогъ дверей, ведущихъ къ обители».

Такое же явленіе Пречистой было и другому человѣку, находившемуся въ обители, именемъ Григорію, и они оба — Мартиніанъ и Григорій — возвѣстили о словахъ Богородицы всѣмъ присутствовавшимъ въ обители.

Въ ту же ночь Господь послалъ врагамъ страшное видѣніе: они увидѣли идущихъ съ Москвы множество вооруженныхъ воиновъ, со многими свѣтлыми хоругвями крестоносными. Думая, что это идутъ царскіе полки на помощь затворившимся въ обители, варяги пришли въ ужасъ и хотѣли бѣжать. Но, надѣясь посредствомъ своихъ подкоповъ нанести вредъ обители и стѣнамъ ея, они нѣсколько задержались.

Между тѣмъ, осаждаемые, укрѣпленные видѣніемъ, бывшимъ Мартиніану и Григорію, сотворивъ моленіе предъ чудотворного иконою Богородицы, вышли изъ монастыря, какъ и прежде, вооруженными и устремились на своихъ враговъ. Невидимая помощь свыше имъ споспѣшествовала и теперь, какъ то было раньше: помогая православнымъ, Господь привелъ въ смятеніе полки вражескіе, и на нихъ напалъ великій страхъ и трепетъ. Въ смятеніи они обратились въ бѣгство и, въ ужасѣ смѣшавшись, поражали другъ друга, гонимые при этомъ не столько немногими видимыми воинами, сколько безчисленными невидимыми ратниками. Тогда православные воины, видя враговъ своихъ бѣгущими, пріяли еще большее дерзновеніе и гнали ихъ съ новою силою, посѣкая ихъ какъ стебли, а нѣкоторыхъ забирая въ плѣнъ; тѣхъ же враговъ, которые находились во рвахъ, вышедшее изъ обители воинство частію поразило мечами, частію засыпало въ землѣ. Когда окончилась битва, то взятые въ плѣнъ варяги разсказывали, что въ прошедшую ночь они видѣли многочисленное воинство, пришедшее на помощь къ обители, и что то же воинство вышло потомъ изъ за стѣнъ монастыря и съ великою силою погнало ихъ. Слушая такой разсказъ варяговъ, православные со слезами воздали благодареніе Богу и Пречистой Матери Божіей. Эта славная побѣда случилась въ самый праздникъ Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня, въ 1614 году.

На слѣдующій годъ воевода варяжскій, сидѣвшій въ Великомъ Новгородѣ, пылая яростію противъ Тихвинской обители, у которой погибло столь великое множество его воиновъ, снова собралъ сильное ополченіе и, посылая его на Тихвинъ, повелѣлъ безъ всякой жалости разорить обитель до основанія, икону же Пресвятой Богородицы разрубить на части, а церковь Ея разбросать по камню. Вѣсть о такомъ повелѣніи его достигла Тихвинской обители. Въ великій страхъ пришли всѣ бывшіе тогда въ ней и хотѣли было, взявши чудотворную икону Пресвятой Богородицы, бѣжать съ нею въ Москву. Но чудотворная икона оставалась на мѣстѣ своемъ неподвижно, такъ что когда священники попытались поднять ее съ мѣста съ молебнымъ пѣніемъ, то не могли этого сдѣлать. Чудо вразумило малодушныхъ, и они поняли, что Пречистой Дѣвѣ Богородицѣ намѣреніе ихъ оставить обитель не угодно. Возложивъ все упованіе свое на всесильную помощь Царицы Небесной, всѣ бывшіе тамъ затворились въ обители и стали ждать пришествія враговъ. Но скорая Заступница православныхъ и Неусыпная Хранительница обители Своей не допустила варяговъ даже дойти до обители и преградила имъ путь предивнымъ видѣніемъ. Варягамъ представилось, что многочисленное и хорошо вооруженное войско стремительно идетъ имъ на встрѣчу, готовое вступить въ битву. Не надѣясь противостать такой непобѣдимой силѣ, они, объятые страхомъ, обратились въ бѣгство, производя давку и попирая другъ друга. Съ того времени варяги уже не дерзали болѣе подступать къ Тихвинской обители [22]. Такъ Пречистая Дѣва Богородица со славою и не одинъ разъ защищала обитель Свою отъ враговъ, и не только обитель Свою Она изъяла изъ ихъ рукъ, но и Великій Новгородъ со всѣми предѣлами Она скоро освободила отъ варяжскаго ига и вручила православному царю россійскому. И по молитвамъ Ея наступили миръ и тишина для всего Россійскаго царства.

По окончаніи вышеописанныхъ бѣдствій, когда обитель вмѣстѣ со всею страною Русскою, наслаждалась наступившимъ миромъ, угодно было Богу посѣтить ее, соблюденную отъ нападеній варяговъ, огнемъ, чтобы вразумить и очистить отъ всякихъ сквернъ насельниковъ ея. Это страшное посѣщеніе Божіе было чудеснымъ образомъ предуказано братіи монастыря. Было это такъ.

Въ Тихвинѣ проживалъ одинъ нищій, по имени Никита, для угожденія Богу пріявшій на себя подвигъ юродства. И вотъ ему-то, не во снѣ, а на яву, явился преподобный Макарій Желтоводскій и сказалъ:

— «Поди и передай игумену и братіи, чтобы они со тщаніемъ соблюдали воздержаніе, а наипаче не держали въ обители ничего хмѣльнаго, такъ какъ пьянство бываетъ причиного всѣхъ золъ. Сверхъ того, пусть не допускаютъ въ обитель, кромѣ какъ на службы церковныя, людей, могущихъ возбуждать соблазны въ братіи, а въ особенности женщинъ. Скажи имъ также, чтобы они усердно молились Богу и Пречистой Богородицѣ, дабы отвратить отъ обители грозное наказаніе Божіе огнемъ».

Тогда Никита, не знавшій святого, вопросилъ его, — кто онъ? Явившійся отвѣтилъ:

— «Я — Макарій Желтоводскій и пришелъ сюда къ чудотворному образу Пречистой Богородицы».

Сказавъ это, онъ сталъ невидимъ. Никита же пошелъ къ игумену и братіи и разсказалъ имъ о бывшемъ ему видѣніи. Но тѣ не повѣрили ему и посмѣялись надъ нимъ, какъ надъ юродивымъ. Прошло нѣсколько дней, — и вдругъ отъ незначительной причины загорѣлась одна келлія, пламя быстро разгорѣлось и охватило всѣ зданія, такъ что загорѣлась вся обитель. Пожаръ былъ столь сильный, что не только деревянныя постройки превратились въ пепелъ, но и многія каменныя строенія разсыпались отъ огня. Тогда познали иноки, что воистинну преподобный Макарій Желтоводскій являлся юродивому Никитѣ и предостерегалъ ихъ чрезъ него отъ грозящаго имъ гнѣва Божія. Покаявшись, они стали соблюдать все то, что сказалъ преподобный, и съ усердіемъ молились Пречистой, испрашивая у Нея прощеніе грѣхамъ своимъ. И по милосердію Царицы Небесной обитель, по прошествіи нѣкотораго времени, опять благолѣпно была возобновлена, и стоитъ невредимою донынѣ, процвѣтая яко кринъ и прославляясь чудесами, творимыми отъ чудотворной иконы Пречистой. Ибо и нынѣ притекающіе въ монастырь съ вѣрою получаютъ предъ иконою просимое и принимаютъ чудесныя исцѣленія недуговъ своихъ [23].

Намъ нѣтъ необходимости говорить обо всѣхъ этихъ чудесахъ: они записаны въ обители Пречистой во славу Господа Бога и Преблагословенной Его Матери.


Откуда чудотворная икона Пресвятой Бородицы была принесена на Тихвинъ, объ этомъ нѣтъ достовѣрнаго извѣстія. Въ древнихъ рукописныхъ книгахъ написано, что она пришла въ Россію, по изволенію Божію, изъ Греціи, изъ Царьграда, въ царствованіе греческаго императора Іоанна Палеолога [24], за 70 лѣтъ раньше взятія Царьграда турками [25]. Это видно было изъ слѣдующихъ обстоятельствъ.

Въ то время, когда чудотворная икона Пресвятой Богородицы начала прославляться на Тихвинѣ многими и великими чудесами, случилось нѣкоторымъ новгородскимъ купцамъ, мужамъ благочестивымъ, быть въ царствующемъ градѣ Константинополѣ. Бесѣдуя съ ними, святѣйшій патріархъ Константинопольскій, вспомнилъ о чудотворной иконѣ, бывшей у нихъ, которая куда-то скрылась и отошла изъ царствующаго города, и спросилъ ихъ;

— «Не слыхали они что-либо о таковой иконѣ?»

Они же разсказали ему слѣдующее, подтверждая свой разсказъ клятвеннымъ завѣреніемъ въ истинѣ всего разсказаннаго:

— «Одна чудотворная икона Богоматери, — говорили они, — пришла въ великую Русь по воздуху, — Богъ вѣсть, откуда, — и являлась тамъ въ различныхъ мѣстахъ, въ предѣлахъ Великаго Новгорода, въ разстояніи ста и восьмидесяти поприщъ отъ него, переходя съ мѣста на мѣсто; наконецъ же она со славою явилась на рѣкѣ Тихвинѣ, гдѣ совершила дивныя и неизреченныя чудеса, — тамъ она пребываетъ въ церкви и нынѣ».

Услышавъ такой разсказъ и уразумѣвъ, что эта икона, явившаяся на Тихвинкѣ, и есть та самая, о которой онъ спрашивалъ, — патріархъ началъ воздыхать изъ глубины сердца своего и подробнѣе разспрашивать о Тихвинской иконѣ. Потомъ и самъ разсказалъ, какъ та же икона нѣкогда преславно отошла изъ царствующаго града по морю, направляясь туда, куда благоугодно было Богу, и какъ, по прошествіи нѣкотораго времени, она снова возвратилась въ царствующій градъ, какъ отъ нея истекали многія чудеса и благодѣянія вѣрнымъ, а также подавались, по молитвамъ предъ нею, какъ крѣпкою помощницею, побѣды и одолѣнія враговъ.

— «Но теперь, — говорилъ онъ, — вслѣдствіе нашей гордости, братоненавидѣнія и другихъ неправдъ, она, конечно, отъ насъ снова отошла и уже болѣе не возвратится».

Сказавъ все это съ умиленіемъ, патріархъ пошелъ вмѣстѣ съ новгородскими купцами въ церковь и показалъ имъ мѣсто и ковчегъ, гдѣ стояла икона Пречистой Богородицы. Мѣсто то находилось, — если войти въ церковь изъ западныхъ дверей, — у праваго столба храма; здѣсь была поставлена уже другая икона, но мѣрою меньшая, и горѣлъ неугасаемый свѣтильникъ.

Услышавъ это и увидѣвъ, новгородскіе мужи сильно удивились и прославили Господа Бога и Его Пречистую Матерь, Которая совершала, при посредствѣ Своего пречистаго образа, въ различныхъ странахъ многія чудеса. Долго они бесѣдовали объ иконѣ Пресвятой Богородицы съ патріархомъ и разсказывали другъ другу о чудесахъ, совершенныхъ Матерью Божіею: онъ — о тѣхъ, которые сотворены были въ Греческой странѣ, они же — о тѣхъ, какія изумили Россійскую землю. И сильно возрадовались россійскіе мужи, услышавъ извѣстіе, какое они получили относительно чудотворной иконы Пречистой.

Когда же они отошли изъ Константинополя и достигли Русской земли, тогда отъ нихъ во всей Россіи стало извѣстно слышанное ими въ Царьградѣ, и вкратцѣ были записаны и распросы вселенскаго патріарха о чудотворной иконѣ Богоматери и разсказъ его о чудесахъ, истекавшихъ отъ нея, и указаніе имъ того мѣста, гдѣ икона стояла, находясь въ Константинополѣ. Съ того времени всѣ увѣрились, что сей святый образъ есть не иной какой, но именно отошедшій отъ Царьграда. Поэтому, по подобію Царьграда, въ обители Тихвинской было устроено мѣсто для чудотворной иконы Пресвятой Богородицы у перваго праваго столба при вхожденіи въ церковь изъ западныхъ дверей, — здѣсь она и донынѣ стоитъ, совершая многія и неисповѣдимыя чудеса. А такъ какъ эта чудотворная икона Богородицы, что на Тихвинѣ, называется нѣкоторыми и Одигитріею, и Римскою или Лидскою, то умѣстно будетъ упомянуть здѣсь, что въ Царьградѣ было двѣ, особенно прославленныя чудесами иконы, изъ которыхъ одна называлась «Одигитрія», а другая — Римской или Лидской. Итакъ «Одигитрія» это одна икона, а Римская — другая. Объ этихъ двухъ иконахъ вкратцѣ разскажемъ здѣсь, чтобы всякій имѣлъ познаніе о нихъ.

Примѣчанія:
[1] Димитрій III Іоанновичъ — княжилъ на Москвѣ съ титуломъ великаго князя съ 1363 г. по 1389 г.
[2] Пименъ управлялъ Русскою митрополіею съ 1382 г. по 1389 г. съ перерывомъ (между 1385 и 1388 гг.).
[3] Варяжскимъ моремъ называлось тогда Балтійское. Названіе Варяжское заимствовано было отъ древнихъ варяговъ, населявшихъ берега нынѣшней Швеціи.
[4] Озеро Нево — нынѣ Ладожское.
[5] Оять — лѣвый южный притокъ р. Свири, выходящей изъ Онежскаго озера и впадающей въ Ладожское съ восточной стороны его.
[6] Поприще — мѣра разстоянія. Въ древней Руси поприще равнялось почти 656 нынѣшнимъ саженямъ.
[7] Тихвинъ — городъ Новгородской губерніи.
[8] Паша — рѣка, впадающая въ Ладожское озеро при устьѣ рѣки Свири. Она протекаетъ по С.-Петербургской и Новгородской губерніямъ въ серединѣ между рѣками Оятью и Тихвинскою.
[9] Тихвинка — притокъ р. Сясь, впадающей въ Ладожское озеро съ юго-восточной стороны.
[10] Т. е. на разстояніи 328 саженей (656: 2).
[11] Купину (кустъ), горящую, но не сгораемую, видѣлъ Моисей на горѣ Хоривѣ предъ своимъ призваніемъ въ вожди еврейскаго народа. Она прообразовала Пресвятую Дѣву Богородицу, Которая и по рожденія Сына не премѣнила своего дѣвства.
[12] Василій IV Іоанновичъ, отецъ Іоанна Грознаго, княжилъ съ 1505 г. по 1533 г.
[13] Московскую митрополичью каѳедру онъ занималъ съ 1542 г. по 1564 г.
[14] Царь Іоаннъ IV Васильевичъ по прозванію Грозный, впервые вѣнчавшійся на царство и принявшій титулъ царя, царствовалъ съ 1533 г. по 1584 г.
[15] Разумѣется Симеонъ Бекбулатовичъ, казанскій ханъ, крещенный татаринъ. Одно время (въ 1574 г.) Грозный посадилъ его на царскій престолъ вмѣсто себя, хотя, конечно, Симеонъ считался царемъ лишь по имени. Черезъ 4-е года онъ былъ сосланъ изъ Москвы и ему дали въ управленіе Тверь и Торжокъ.
[16] Устье — р. Ярослав. губерніи; вмѣстѣ съ р. Вексою образуетъ верховье р. Которости, лѣваго притока Волги, куда она вливается въ самомъ Ярославлѣ.
[17] Бѣлозерская страна находилась при Бѣломъ озерѣ, которое расположено въ сѣверо-вост. углу нынѣшней Новгородской губерніи. Здѣсь было особое княжество, которое съ половины XIV в. принадлежало Московскому князю.
[18] Онежское озеро находится въ предѣлахъ нынѣшней Олонецкой губерніи на сѣверо-востокѣ отъ Ладожскаго озера.
[19] Василій Шуйскій, избранный боярами послѣ сверженія Лжедимитрія I, царствовалъ съ 1606 г. по 1610 г.
[20] Варягами здѣсь названы шведы.
[21] Михаилъ Ѳеодоровичъ Романовъ, избранный въ цари земскимъ соборомъ отъ всей Руси, вступилъ на престолъ въ 1613 г. и царствовалъ до 1645 г.
[22] Спустя около года послѣ такой чудесной побѣды, прибыли въ Тихвинскій монастырь царскіе послы для заключенія мира со шведами. Снявъ списокъ съ чудотворной иконы Богоматери, послы отправились за 50 в. отъ монастыря въ деревню Столбово, недалеко отъ города Ладоги, туда же прибыли и шведскіе послы. Здѣсь, 10 февраля 1617 г. былъ заключенъ Столбовскій миръ, при чемъ главною порукою мира со стороны русскихъ былъ принесенный ими списокъ съ чудотворной Тихвинской иконы. Этотъ списокъ впослѣдствіи былъ перенесенъ въ Москву и поставленъ въ Успенскомъ соборѣ, а затѣмъ, вслѣдствіе усиленнаго прошенія новгородцевъ, участвовавшихъ въ войнѣ противъ шведовъ, отправленъ былъ въ Новгородъ и поставленъ въ Софійскомъ соборѣ, гдѣ находится и теперь.
[23] Тихвинская икона Богоматери есть одна изъ самыхъ извѣстныхъ и почитаемыхъ иконъ Ея въ Россіи. Тысячи народа ежегодно стекаются въ Тихвинъ для поклоненія этому чудотворному образу. Русскіе князья и цари обогатили обитель своими вкладами и сами путешествовали на поклоненіе иконѣ. Въ обѣихъ столицахъ, во многихъ городахъ и обителяхъ и даже сельскихъ приходскихъ храмахъ имѣются прославленные чудесами списки съ этой иконы. — Въ Тихвинской обители совершается 24 раза въ годъ крестный ходъ по окрестностямъ монастыря съ чудотворною иконою. Стоимость драгоценныхъ украшеній на иконѣ простирается до 70 тысячъ рублей.
[24] Здѣсь разумѣется Іоаннъ V Палеологъ, царствовавшій съ 1379 г. по 1391 г.
[25] Взятіе Константинополя турками совершилось въ 1453 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 566-594.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0