Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцать четвертый.

Синаксарь на Рождество святаго Іоанна, Предтечи и Крестителя Господня.

И вотъ, когда исполнилось святой Елизаветѣ время родить, она родила сына въ старости своей, отъ заматорѣвшей утробы, какъ въ древнѣйшія времена родила Сарра Исаака. Такъ одно чудо предваряетъ другое: прежде чѣмъ Дѣва раждаетъ Христа, заматорѣвшая во дняхъ своихъ раждаетъ Предтечу Христова, чтобы видѣвшіе сверхъестественное рожденіе отъ состарѣвшей, повѣрили и преестественному рожденію отъ небрачной Дѣвицы и сказали себѣ: «всемогущая Десница Божія, разрѣшившая неплодство старицы, сильна и нетлѣнную Дѣву содѣлать чистою Матерію». Потому-то чудесному рожденію Спасителя міра предшествуетъ чудесное рожденіе Предтечи. Этому надлежало быть для того, чтобы однимъ чудомъ приготовить міръ къ воспріятію другого чуда: увидѣвъ матерь, заматорѣлую во дняхъ своихъ, люди становились болѣе способными къ лицезрѣнію Приснодѣвы, родившей Сына; сдѣлавшись свидѣтелями дивнаго рожденія отъ престарѣлой Елисаветы, они пріуготовлялись къ вѣсти о «странномъ» рожденіи Христа отъ Дѣвы. Ибо въ томъ и другомъ событіи, по волѣ Всемогущаго Бога, Коему повинуется всякое естество, чинъ рожденія препобѣдилъ естества уставы [1].

Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то всѣ ея сродники, сосѣди и знакомые, услышавъ объ этомъ рожденіи, радовались вмѣстѣ съ нею, потому что Господь содѣлалъ ей великую милость — отнялъ у нея «поношеніе безчадства». Такъ исполнились слова благовѣстника Божія архангела Гавріила, который говорилъ Захаріи: «жена твоя Елисавета родитъ тебѣ сына, и многіе о рожденіи его возрадуются» (Лук. 1, 13-14). Тогда радовались какъ сродники Захаріи, такъ и тѣ, кто исполненъ былъ пламеннаго ожиданія Мессіи Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайнѣ воплощенія Сына Божія, однако духъ ихъ, окрыляемый подъ воздѣйствіемъ Духа Святаго, — самымъ событіемъ рожденія Предтечи таинственно подвигнутъ былъ на радость, и они увидѣли въ этомъ событіи какъ бы нѣкоторое увѣреніе въ томъ, что дождутся чаемаго Мессіи.

Въ восьмой день по рожденіи Предтечи пришли священники и родственники Захаріи въ домъ его для участія въ обрядѣ обрѣзанія младенца; при этомъ они хотѣли назвать его именемъ отца — Захаріею. Но мать младенца не соглашалась на то; имѣя мужа-пророка и родивши пророка-сына, святая Елисавета была и сама исполнена пророческаго дара и по пророческому предвѣдѣнію настаивала, чтобы ея сына нарекли тѣмъ именемъ, которымъ повелѣлъ наречь его ангелъ: отъ своего мужа она не могла слышать объ этомъ, — ибо Захарія возвратился изъ храма въ домъ свой, имѣя какъ бы связанный языкъ, и не могъ разсказать своей супругѣ, что онъ видѣлъ ангела, который благовѣстилъ ему о зачатіи сына и повелѣлъ при этомъ наречь ему имя Іоаннъ. Итакъ, наставляемая Духомъ Святымъ, святая матерь называетъ младенца Іоанномъ — пророчески, какъ она и прежде пророчески познала пришествіе къ ней Матери Божіей, когда говорила: откуду мнѣ сіе, яко пріиде Мати Господа моего ко мнѣ (Лук. 1, 43).

Тогда священники и родственники стали знаками вопрошать Захарію, какъ бы онъ хотѣлъ назвать младенца. Тотъ испросилъ дощечку и на ней написалъ: «Іоаннъ имя ему» (Лук. 1, 63). И тотчасъ же отверзлись уста Захаріи и языкъ его разрѣшился отъ узъ нѣмоты, и онъ сталъ говорить, прославляя Бога. Всѣ дивились столь многимъ чудесамъ, которыхъ свидѣтелями они были, — изумлялись и тому, что состарѣвшаяся родила младенца, и тому, что нѣмотствовавшій отецъ мыслилъ о имени сына одинаково съ матерью, и тому, что нѣмой, по написаніи имени, сталъ говорить и написанное рукой произнесъ языкомъ, — какъ будто имя Іоанна было ключемъ для устъ отца, которыя, послѣ написанія Захаріею этого имени, отверзлись для прославленія Бога. Слушая рѣчи Захаріи, всѣ дивились и ужасались еще болѣе и повѣдали о всемъ видѣнномъ и слышанномъ во всей горней странѣ іудейской, то есть въ предѣлахъ священнаго города Хеврона [2], въ которомъ былъ домъ Захаріи.

Городъ этотъ съ его предѣлами, еще во дни Іисуса Навина, отдѣленъ былъ священническому племени Аарона. Отъ Іерусалима онъ отстоялъ на разстояніи 8-ми часовъ пути и былъ расположенъ немного дальше Виѳлеема на возвышенномъ мѣстѣ. «Горнимъ градомъ» онъ назывался изъ-за высокихъ горъ, на которыхъ онъ былъ расположенъ; при этомъ предѣлы его носили названіе «горней страны», какъ о томъ написано въ Евангельскомъ повѣствованіи о путешествіи Пресвятой Богородицы къ ея родственницѣ Елисаветѣ: возставши Маріамъ (изъ Назарета Галилейскаго) иде въ горняя со тщаніемъ, во градъ Іудовъ т. е. въ Хевронъ, и вниде въ домъ Захаріинъ и цѣлова Елисаветъ (Лук. 1, 39).

Такимъ образомъ, здѣсь-то въ Хевронѣ, въ горнемъ градѣ колѣна Іудова, посреди нагорной страны, и происходили всѣ тѣ изумительныя и чудесныя событія, о которыхъ было говорено выше. И всѣ слышавшіе объ этихъ событіяхъ много дивились и съ недоумѣніемъ думали: что убо отроча сіе будетъ (Лук. 1, 66)?

И рука Господня была съ новорожденнымъ отрокомъ, умножающая въ немъ дѣйствіе благодати Божіей и соблюдающая его отъ меча Ирода. Ибо о чудесномъ рожденіи Іоанна дошелъ слухъ и до Ирода, и онъ много дивился ему, говоря въ себѣ: что отроча сіе будетъ! Когда же родился Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ Виѳлеемѣ іудейскомъ и съ востока пришли волхвы [3] и разспрашивали о новорожденномъ Царѣ іудейскомъ, тогда Иродъ, пославъ въ Виѳлеемъ воиновъ, съ повелѣніемъ избить тамъ всѣхъ дѣтей мужскаго пола, — вспомнилъ и о Іоаннѣ, сынѣ Захаріи, о которомъ онъ слышалъ много чудеснаго, и сталъ размышлять: «не онъ ли будущій царь іудейскій». Поэтому, терзаясь злобою, онъ задумалъ убить и его, и съ этою цѣлію нарочито послалъ убійцъ въ Хевронъ, въ домъ Захаріи. Однако посланные не нашли святаго Іоанна.

Когда начались въ Виѳлеемѣ безбожныя убійства дѣтей, то гласъ и вопль, бывшій въ Виѳлеемѣ, дошелъ и до Хеврона, отстоявшаго отъ города Давидова въ недалекомъ разстояніи; при этомъ здѣсь узнали и о причинѣ бывшаго въ Виѳлеемѣ плача. Святая Елисавета, взявъ отрока Іоанна, тотчасъ же поспѣшно отправилась въ высочайшія горы пустыни (въ это время святый Захарія находился въ Іерусалимѣ, исполняя прилучившуюся чреду служенія своего). Сокрывшись въ горахъ, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить ее съ отрокомъ. И когда, съ высоты горъ, она увидѣла приближающихся воиновъ, то возопила, обратившись къ каменной скалѣ:

— «Гора Божія! пріими матерь со чадомъ!»

И тотчасъ разступилась гора, приняла Елисавету съ отрокомъ Іоанномъ внутрь и, такимъ образомъ, скрыла ихъ отъ настигавшихъ убійцъ. Такъ воины, не найдя искомаго, возвратились къ пославшему ихъ съ пустыми руками.

Тогда Иродъ послалъ въ храмъ къ Захаріи оруженосца своего сказать ему: «Отдай мнѣ сына твоего».

Святый Захарія отвѣтилъ:

— «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а гдѣ въ настоящее время сынъ мой, — того не знаю».

Иродъ сильно разгнѣвался и снова послалъ къ Захаріи оруженосца сказать ему, что если онъ не выдастъ сына, то умретъ самъ. И пришли къ нему воины, свирѣпые, какъ звѣри, готовые совершитъ повелѣніе беззаконнаго царя, и съ яростію говорили священнику Божію:

— «Гдѣ ты скрылъ своего сына? Выдай намъ его, ибо царь приказалъ намъ тотчасъ же убить тебя, если ты не выдашь намъ сына своего».

Захарія на это мужественно отвѣтилъ:

— «Вы убьете тѣло мое, Господь же приметъ мою душу».

И тотчасъ убійцы, исполняя беззаконное повелѣніе, устремились съ яростію на святаго и убили его между церковію и алтаремъ (Матѳ. 23, 35). Пролитая кровь его впитавшись осталась на мраморѣ и сдѣлалась какъ камень, во свидѣтельство преступленія Ирода и его вѣчнаго осужденія.

Между тѣмъ Елисавета, сокрытая Богомъ вмѣстѣ съ Іоанномъ, пребывала въ разступившейся горѣ. Въ ней, по Божьему повелѣнію, образовалась для нихъ пещера; вблизи нея явился источникъ и выросла финиковая пальма, полная плодовъ. Всякій разъ какъ наступало время принятія пищи, дерево преклонялось, — когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось.

По прошествіи 40 дней послѣ убіенія Захаріи, святая Елисавета преставилась въ упомянутой пещерѣ. Съ того времени святый Іоаннъ питаемъ былъ ангеломъ до своего совершеннолѣтія, хранимый до дня явленія своего Израильскому народу. Такъ хранила и покрывала рука Божія святаго Іоанна, да предъидетъ онъ предъ лицемъ Господнимъ духомъ и силою Иліиною, и уготовитъ путь Ему, грядущему спасти родъ человѣческій. За все сіе да славится Христосъ, Богъ и Спасъ нашъ, со Отцомъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Выраженіе взято изъ Богородичнаго догматика.
[2] Хевронъ (называемый теперь у арабовъ Ель-Халиль), — городъ, расположенный на югѣ Палестины, одинъ изъ самыхъ древнѣйшихъ городовъ Азіи. Онъ былъ извѣстенъ какъ древній городъ еще во времена Авраама и, по извѣстію Іосифа Флавія (историкъ іудейскій, жившій въ началѣ христіан. эры), около его времени ему считалось уже 2.300 лѣтъ. Городъ издавна считался у евреевъ священнымъ, такъ какъ въ немъ находятся гробницы Авраама и Сарры, Исаака и Реввеки, Іакова и Ліи. Во дни Константина Великаго надъ погребальною пещерою Авраама была воздвигнута церковь, которая обращена мусульманами въ мечеть. Самый городъ лежитъ на высотѣ ва тысячу футовъ выше Іерусалима, въ глубокой и узкой долинѣ, съ обѣихъ сторонъ окруженной горами. Вся долина и склоны горъ заняты садами, — масличными, фиговыми, абрикосовыми, гранатовыми и виноградными. Въ настоящее время городъ имѣетъ до 10.000 жителей, которые занимаются здѣсь выдѣлываніемъ стекла, хлѣбопашествомъ, разведеніемъ фруктовыхъ садовъ и винодѣліемъ.
[3] Подъ именемъ волхвовъ въ древности разумѣлись люди мудрые, обладавшіе знаніемъ тайныхъ силъ природы, свѣтилъ небесныхъ и т. п. Волхвы, приходившіе на поклоненіе Христу, по-видимому, были изъ Персіи. Они были астрологи, т. е. служили звѣздамъ и занимались наблюденіемъ за свѣтилами небесными. Очевидно, они были при этомъ люди добродѣтельные, почему и удостоились особенныхъ откровеній Божіихъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 520-527.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0