Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцать второй.

Житіе и страданіе священномученика Евсевія, епископа Самосатскаго.

По смерти святаго великаго царя Константина [3] въ восточной половинѣ царства его вступилъ на престолъ сынъ его Констанцій [4], который, какъ аріанинъ, сталъ во всемъ помогать аріанамъ и преслѣдовать ихъ выгоды. Поэтому въ его царствованіе православнымъ пришлось испытать большое гоненіе и стѣсненіе отъ аріанъ, отъ которыхъ и святый Евсевій перенесъ не малыя страданія за свою ревность по православію.

Ревность святаго Евсевія о Церкви Христовой стала извѣстна всѣмъ послѣ слѣдующаго событія.

Когда Евдоксій, патріархъ антіохійскій, аріанинъ, перешелъ изъ-за богатства на царьградскій престолъ [5], тогда по этому случаю въ Антіохіи былъ собранъ соборъ всѣхъ сирскихъ епископовъ для избранія патріарха на мѣсто Евдоксія. Въ виду того, что не только между народомъ христіанскимъ, но и между епископами было мало православныхъ, и многіе аріанствовали, слѣдуя за нечестивымъ царемъ, вѣроученіе вновь избраннаго патріарха должно было имѣть большое значеніе для православной Церкви. Объ этомъ и позаботился святый Евсевій, который на соборѣ занималъ не послѣднее мѣсто между епископами-первосѣдателями. Зная хорошо епископа Севастійскаго, въ Арменіи, Мелетія [6] какъ правовѣрующаго и твердо держащагося символа перваго вселенскаго Никейскаго собора, Евсевій всѣмъ совѣтывалъ, чтобы сего епископа избрали на патріаршество. Аріанствующіе, не зная православія Мелетія и думая, что онъ будетъ ихъ единомысленникомъ, охотно послушались совѣта Евсевія. Они составили общій относительно Мелетія приговоръ, подтвердили его своей подписью и отдали на храненіе святому Евсевію. Затѣмъ, когда получили царское согласіе на это избраніе, отъ лица епископовъ было отправлено извѣстіе объ избраніи къ святому Мелетію, и послѣдній былъ приведенъ въ Антіохію, гдѣ его встрѣтили съ великою радостію.

Святый Мелетій въ санѣ патріарха сталъ учить свою паству прежде всего хорошей и добродѣтельной жизни: этимъ онъ старался сгладить для строптивыхъ сердецъ путь къ правовѣрію. Святый ожидалъ, что, исправивъ злые нравы, исторгнувши терніи и волчцы, онъ съ большимъ успѣхомъ можетъ разсѣять сѣмена православія среди своей паствы. По прошествіи недолгаго времени народъ захотѣлъ удостовѣриться, какого исповѣданія держится ихъ новый патріархъ, о чемъ и стали просить патріарха. По этому случато святый Мелетій произнесъ въ церкви проповѣдь къ народу, въ которой восхвалялъ православную вѣру, утвержденную на первомъ Вселенскомъ соборѣ въ Никеѣ, и исповѣдывалъ Сына соприсносущнымъ и соестественнымъ Отцу, не созданнымъ и Творцомъ всей твари. Послѣ такой всенародной проповѣди аріане пришли въ смущеніе и сильно разгнѣвались, а православные возрадовались, видя на апостольскомъ престолѣ такого православнаго архіерея. Съ яростію выгнали аріане патріарха изъ церкви въ 30-ый день по вступленіи его на патріаршество и стали вездѣ хулить его, называя его приверженцемъ еретика Савеллія [7]. Затѣмъ, по ихъ просьбѣ, Мелетій былъ осужденъ царемъ въ заточеніе и ночью изъ Антіохіи былъ отосланъ въ ссылку. На мѣсто его аріане избрали въ Антіохію Евзоя — аріанина.

Святый Евсевій самосатскій, видя какое волненіе произвели еретики въ антіохійской церкви, видя также и незаслуженное поношеніе, какое оказали аріане новому архіепископу Мелетію, никому ничего не говоря, вышелъ изъ Антіохіи и отправился въ свой городъ. По отшествіи Мелетія, аріане впомнили, что у Евсевія находится на храненіи, подписанный руками епископовъ, приговоръ объ избраніи Мелетія. Вспомнивъ это, они пришли въ немалое смущеніе, боясь того, какъ бы Евсевій на соборѣ не сталъ обличать ихъ этимъ приговоромъ, что они сами своею волею избрали себѣ архіепископа и тотчасъ же изгнали его. Поэтому аріане стали просить царя, находившагося тогда въ Антіохіи, послать къ Евсевію съ просьбою возвратить ввѣренный ему приговоръ. Царь немедленно послалъ за приговоромъ гонца къ Евсевію. Посланный, прибывъ къ епископу, передалъ ему царское повелѣніе, на что святый Евсевій такъ отвѣчалъ:

— «Я не отдамъ общій приговоръ, ввѣренный мнѣ, до тѣхъ поръ, пока всѣ, ввѣрившіе мнѣ этотъ приговоръ, не соберутся вмѣстѣ (на соборъ)».

Посланникъ возвратился ни съ чѣмъ, за что царь сильно разгнѣвался и снова послалъ его, написавъ строгое повелѣніе, если епископъ не пожелаетъ отдать приговоръ, отсѣчь ему правую руку. Послѣднее царь написалъ для устрашенія святаго, дѣлать-же это онъ не осмѣлился приказать посланнику. Когда царскій гонецъ догналъ епископа и показалъ ему грозное посланіе, святый Евсевій, прочитавши его, тотчасъ протянулъ двѣ руки на отсѣченіе со словами:

— «Не только одну правую руку, но и лѣвую отрубите; все-таки я не отдамъ приговора, обличающаго злобу и беззаконіе аріанъ».

Снова посланный возвратился безъ приговора и разсказалъ обо всемъ царю. Царь, услыхавъ отвѣтъ святаго епископа, очень удивился его безбоязненному мужеству и твердости, за что впослѣдствіи восхвалялъ Евсевія предъ многими.

По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ умеръ злочестивый царь Констанцій, послѣ котораго сталъ царствовать Юліанъ Отступникъ [8]. Этотъ царь сначала возвратилъ святаго Мелетія изъ заточенія на антіохійскій престолъ, но потомъ снова изгналъ его.

Въ царствованіе Юліана Церковь Христова испытала еще большее зло, чѣмъ въ царствованіе Констанція. Къ аріанской ереси, смущающей всѣхъ правовѣрныхъ во вселенной, присоединилось гоненіе отъ идолопоклонниковъ. Самъ царь явно отрекся Христа и сталъ открыто приносить жертвы идоламъ. На Церковь Христову и на христіанъ было воздвигнуто гоненіе, которое было направлено главнымъ образомъ противъ духовенства. Эти гоненія привели къ тому, что многія православныя церкви (въ это время) остались безъ своихъ служителей, святительскіе престолы — безъ архіереевъ, изъ которыхъ одни были умерщвлены, а другіе разогнаны или аріанами — въ царствованіе Констанція, или идолослужителями — въ царствованіе Юліана. Было до того тяжело, что если бы Господь не прекратилъ жизнь и царствованіе Юліана, то едва-ли осталась бы въ цѣлости какая-либо церковь со своими служителями.

Въ такое лютое время святый Евсевій, утаивъ свой санъ святительскій, одѣлся въ воинскія одежды и въ такомъ видѣ сталъ обходить Сирію, Финикію и Палестину, утверждая христіанъ въ православной вѣрѣ. Гдѣ онъ находилъ церковь безъ служителей, тамъ онъ поставлялъ іереевъ и діаконовъ и прочихъ клириковъ и вездѣ поставлялъ епископами только тѣхъ, которые отвергали ересь Арія и мудрствовали православно. Вотъ какую ревность о Христѣ, каковъ трудъ, какое стараніе и попеченіе имѣлъ великій архіерей Божій Евсевій о Христовой Церкви въ это время!

Послѣ позорной смерти Юліана, сталъ царствовать благочестивый и христолюбивый царь Іовіанъ [9], при которомъ святый Мелетій былъ снова возвращенъ на свой престолъ. Въ это время святый Евсевій и прочіе православные архіереи стали съ дерзновеніемъ, не боясь язычниковъ, управлять своею паствою. По совѣту святаго Евсевія, Мелетій собралъ помѣстный соборъ въ Антіохіи, на которомъ было 27 епископовъ; между ними первымъ послѣ Мелетія былъ Евсевій. На этомъ соборѣ былъ Пелагій, епископъ лаодикійскій, о непорочной и святой жизни котораго разсказываютъ слѣдующее.

Въ юности своей Пелагій былъ убѣжденъ своими родителями вступить въ бракъ, но когда былъ введенъ въ чертогъ, то убѣдилъ свою невѣсту сохранить дѣвство въ чистотѣ. Такъ подъ видомъ супружества онъ пребывалъ съ женой въ нетлѣнномъ дѣвствѣ, какъ братъ съ сестрой. Кромѣ сего онъ отличался и многими другими добродѣтелями, ради которыхъ былъ почтенъ отъ Бога и отъ людей святительскимъ саномъ. Пелагій обнаруживалъ большую любовь къ святому Мелетію и святому Евсевію и былъ ихъ единомышленнымъ другомъ и вмѣстѣ съ ними поборникомъ по благочестію. На упомянутомъ выше помѣстномъ антіохійскомъ соборѣ святые отцы повелѣли всѣмъ исповѣдывать и православно содержать единосущіе Сына со Отцемъ, а также и то вѣроученіе, которое былъ утверждено на первомъ Вселенскомъ соборѣ. Къ этому опредѣленію присоединились аріане и приложили свои подписи, хотя сдѣлали это лицемѣрно, лишь на время, изъ угожденія царю православному, а главнымъ образомъ боясь православныхъ архіереевъ, святыхъ Мелетія, Евсевія и Пелагія, пользовавшихся отъ царя большимъ уваженіемъ. Благочестивый царь сильно любилъ сихъ столповъ церковныхъ за ихъ правовѣріе и святую жизнь и слушалъ ихъ во всемъ, почему они и были страшны еретикамъ, которые изъ боязни къ нимъ присоединялись къ Церкви.

По смерти недолго царствовавшаго благочестиваго царя Іовіана вступилъ на престолъ Валентъ [10] и еретики снова возвратились къ своему зловѣрію, какъ псы на свои блевотины [11], прежде всего совративъ царя въ аріанство чрезъ жену его аріанку Домнику. Православная Церковь снова стала терпѣть притѣсненія, и епископы ея подверглись изгнанію. Святый Мелетій былъ изгнанъ въ Арменію, святый Пелагій — въ Аравію, святый Евсевій былъ осужденъ въ заточеніе во Ѳракію.

Неправедный приказъ неправеднаго царя относительно изгнанія Евсевія былъ доставленъ въ Самосаты къ вечеру. Святый Евсевій, узнавъ о семъ, призвалъ къ себѣ царскаго посланнаго и сказалъ ему:

— «Сегодня молчи и никому не говори о причинѣ твоего прихода, а то узнаетъ народъ и, возревновавъ, можетъ возмутиться и убить тебя; тогда я буду виновникомъ твоей смерти».

Сказавъ это, святый Евсевій совершилъ вечернюю молитву и ночью объявилъ тайну одному изъ своихъ вѣрныхъ слугъ. Какъ только всѣ заснули, святитель вмѣстѣ съ своимъ слугой вышли изъ архіерейскаго дома; слуга несъ за епископомъ возглавіе и книгу. Когда путники пришли къ рѣкѣ Евфрату, текущей около городскихъ стѣнъ, они сѣли въ лодку, чтобы плыть на ней въ городъ Зевгму. Святитель тотчасъ-же приказалъ гребцамъ грести, которые, потрудившись всю ночь, на другой день доставили путниковъ въ городъ Зевгму.

Самосатяне, узнавъ, что святый архіерей оставилъ ихъ, предадись великому плачу и рыданіямъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ стали разспрашивать, не знаетъ-ли кто, куда ушелъ святитель. Одинъ изъ жителей видѣлъ, какъ святитель сѣлъ въ лодку, и слышалъ, что святый повелѣлъ вести себя въ городъ Зевгму, о чемъ онъ и разсказалъ народу. Тотчасъ-же многіе изъ жителей сѣли въ лодки, спѣшно поплыли за святителемъ и догнали его въ Зевгмѣ. Ставъ предъ лицомъ святителя, они восплакали великимъ рыданіемъ, стараясь уговорить его, чтобы онъ возвратился въ ихъ городъ. Святитель отказался. Послѣ сего какихъ только они не творили предъ нимъ моленій, какихъ не говорили словъ, припадали къ ногамъ, орошали ихъ слезами, чтобы онъ только возвратился на свой престолъ. Святый Евсевій напомнилъ имъ слѣдующее апостольское слово:

— «Всяка душа властемъ предержащимъ да повинуется: нѣсть бо власть аще не отъ Бога, сущія же власти отъ Бога учинены суть. Тѣмже противляяйся власти, Божію повелѣнію противляется, противляющіися же себѣ грѣхъ пріемлютъ» (Рим. 13, 1-2).

Приводя сіе апостольское слово, святый говорилъ:

— «Мнѣ невозможно быть противникомъ царскаго повелѣнія, да и для васъ не безопасно противиться царской волѣ».

Послѣ сего поняли пришедшіе, что они не въ состояніи убѣдить святаго возвратиться обратно и тогда стали давать ему въ дорогу, одинъ золото, другой серебро, одежды, а иные рабовъ, какъ отходящему въ дальнюю сторону. Изъ предлагаемаго святый Евсевій взялъ очень немногое. При прощаніи святый поучалъ ихъ держаться православной вѣры и апостольскихъ догматовъ, о всѣхъ помолился Богу и, благословивъ всѣхъ, отправился въ предлежащій путь, во Ѳракію, куда былъ осужденъ на изгнаніе.

Когда святый Евсевій находился въ Истрѣ, дошелъ слухъ, что во Ѳракію вторглись готы и сильно ее опустошаютъ. Поэтому святый не пошелъ далѣе, но остался въ Истрѣ, гдѣ и пробылъ до смерти злочестиваго царя Валента. На мѣсто Евсевія въ Самосаты быть назначенъ аріанами епископъ аріанинъ Евномій.

Когда Евномій вступалъ въ городъ Самосаты для управленія паствою, никто изъ жителей города — ни богатый, ни нищій, ни художникъ, ни земледѣлецъ, ни мужъ, ни жена, ни старый ни молодой не вышелъ къ нему на встрѣчу: весь городъ, будучи правовѣрнымъ, не желать почтить еретическаго епископа, ни принять отъ него благословенія, ни даже — видѣть его. Евномій царскою властію принялъ въ управленіе епископію и сталъ совершать службу въ соборной церкви. Народъ не сталъ ходить въ ту церковь, а также и въ домъ архіерейскій, не любя архіерея-еретика. Въ виду этого Евномій постоянно находился одинъ, исключая тѣхъ, которые съ нимъ пришли. О немъ разсказываютъ, что хотя онъ былъ и еретикъ вѣрою, однако нравомъ своимъ былъ добръ, кротокъ, тихъ, смиренъ и ко всѣмъ любезенъ. О добронравіи его разсказываютъ слѣдующее.

Однажды онъ вошелъ мыться въ общую баню, и слуги, по обычаю той страны, затворили за нимъ двери, чтобы не вошли другіе туда, гдѣ моется епископъ. Евномій, узнавъ, что многіе стоять у дверей, желая мыться, приказалъ слугамъ отворить двери и впустить всѣхъ желающихъ мыться съ нимъ вмѣстѣ. Вошедшіе въ баню, увидя епископа, сѣдящаго въ теплой купели, не пожелали сѣсть и стояли предъ нимъ, оказывая ему этимъ почесть. Епископъ предлагалъ войти имъ въ туже купель, гдѣ онъ находился, но пришедшіе отказались. Понялъ тогда епископъ, что пришедшіе изъ-за него стоятъ и не желаютъ мыться. Этимъ онъ сильно опечалился, вышелъ изъ купели и удалился изъ бани, не желая, чтобы его почитали. Оставшіеся въ банѣ тотчасъ вылили воду изъ купели, какъ оскверненную омовеніемъ еретика, и самую купель хорошо омыли, гнушаясь присутствія въ ней еретика и уже затѣмъ, согрѣвъ новую воду, устроили себѣ купель. Узнавъ о семъ, Евномій окончательно убѣдился, что не можетъ привлечь къ себѣ народъ самосатскій, оставилъ епископію и удалился изъ города.

По удаленіи Евномія аріане поставили въ Самосаты отъ своего зловѣрія епископа Лукія, явнаго волка и врага Христовыхъ овецъ. Граждане города и сему епископу, какъ и первому (Евномію) не оказывали почести и онъ жилъ въ общеніи только съ пришедшими съ нимъ, ибо никто изъ православныхъ не ходилъ къ епископу. Овцы-же Христовы, хотя и были безъ своего пастыря (Евсевія), однако хорошо помнили его ученіе и непорочно соблюдали святую вѣру. Насколько православные гнушались еретическаго епископа можно видѣть изъ слѣдующаго случая:

Однажды много мальчиковъ на улицѣ (по дѣтскому обычаю) играли въ мячъ, перекидывая его отъ одного къ другому. Въ это время пришлось проѣзжать здѣсь епископу. Случайно мячъ упалъ подъ коней и колесницу епископа. Дѣти, видя это, громко стали кричать: «мячъ осквернился еретичествомъ, мячъ осквернился еретичествомъ...» Услыхавъ крики, епископъ оставилъ одного изъ своихъ слугъ узнать, что дѣлаютъ дѣти и ради чего они такъ громко кричали. Дѣти развели огонь и чрезъ пламень стали перекидывать мячъ, думая этимъ огнемъ очистить мячъ отъ еретичества. Такъ не только взрослые люди, но и малые дѣти гнушались еретичества епископа, который былъ какъ мерзость запустѣнія на святомъ мѣстѣ (ср. Дан. 9, 27). Узнавъ объ этомъ, Лукій не послѣдовалъ кротости Евномія, но разгнѣвался и многихъ священныхъ лицъ сослалъ въ отдаленныя мѣста. Племянника Евсевія — блаженнаго Антіоха, достойнѣйшаго священника, богоугоднаго и богодухновеннаго, искуснаго въ книжной премудрости, сослалъ въ Арменію: извѣстнѣйшаго среди служителей Господнихъ, діакона Еволкія, прогналъ въ Оасимскую пустыню. Въ виду сего немалая печаль и скорбь постигли самосатскій городъ.

Послѣ страшной кончины злаго царя Валента сталъ царствовать благовѣрный царь Граціанъ [12]. Онъ тотчасъ-же освободилъ всѣхъ архіереевъ и другихъ священныхъ лицъ, изгнанныхъ за православную вѣру, и повелѣлъ возвратить имъ прежніе престолы. Тогда возвратились: святый Мелетій — въ Антіохію, святый Пелагій — въ Лаодикію, святый Евсевій — въ Самосаты. Вмѣстѣ съ Евсевіемъ въ Самосаты возвратились и всѣ изгнанные аріаниномъ Лукіемъ, а въ числѣ ихъ священникъ Антіохъ изъ Арменіи и діаконъ Еволкій изъ Оасима. Для православныхъ это было великою радостію, для нечестивыхъ — великимъ стыдомъ. По возвращеніи на прежнее мѣсто Евсевій вмѣстѣ съ прочими епископами и въ особенности за одно со святымъ Мелетіемъ сталъ заботиться о церковномъ благоустроеніи. Прежде всего онъ постарался избрать на архіерейскіе престолы, бывшіе праздными по изверженіи епископовъ — аріанъ, мужей достойныхъ и твердыхъ въ православіи. Посвящая въ архіерейскій санъ, святый поставилъ слѣдующихъ епископовъ: честнаго Акакія — въ Вирею, добродѣтельнаго Ѳеодота — во Іераполь, одноименнаго себѣ Евсевія — въ Халкиду, Исидора — въ Киръ, въ Едессу же, по преставленіи святаго архіерея Варсы, возвелъ на престолъ исповѣдника Евлогія. Съ богоугоднымъ епископомъ Мариномъ, избраннымъ въ аріанскій городъ Долихины, святый Евсевій пошелъ самъ (въ указанный городъ), гдѣ онъ хотѣлъ очистить церковь отъ ереси и посадить на престолъ вновь избраннаго православнаго архіерея. Когда Евсевій вошелъ въ этотъ городъ, одна женщина — аріанка бросила на него съ крыши горшокъ и разсѣкла святому голову. Отъ этой язвы святый Евсевій разболѣлся и преставился ко Господу. Умирая, онъ заклиналъ всѣхъ, съ нимъ бывшихъ, чтобы они изъ мести не сдѣлали какого-либо зла той женщинѣ, которая причинила ему болѣзнь. Въ этомъ случаѣ святый подражалъ своему Владыкѣ, Который молился за распинающихъ Его, говоря: «Отче, отпусти имъ, не вѣдаютъ бо что творятъ» (Лук. 23, 34), а — также и святому Стефану, молившемуся о побивающихъ его каменьями [13].

Такъ мученически скончался [14] великій угодникъ Божій Евсевій отъ аріанской руки, пострадавъ за Сына Божія, Отцу соприсносущнаго и соестественнаго. Святое тѣло его было возвращено въ городъ Самосаты, гдѣ и было честно погребено, со слезами и рыданіемъ всего христіанскаго народа. На мѣсто Евсевія былъ возведенъ вышеупомянутый блаженный Антіохъ, сынъ сестры святаго Евсевія. Церковь самосатская процвѣтала въ православіи, благочестно славя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго въ Троицѣ Бога, Ему же и отъ насъ да будетъ честь, слава, благодареніе и поклоненіе, нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Самосаты — главный городъ сирійской провинціи Коммагены; былъ расположенъ на западномъ берегу рѣки Евфрата, нынѣ — Самсатъ.
[2] Арій отрицалъ единосущіе Сына Божія съ Богомъ Отцомъ, почиталъ Іисуса Христа твореніемъ и не признавалъ за Нимъ божественнаго совершенства. Ересь Арія подверглась рѣшительному осужденію на первомъ (325 г.) и второмъ (381 г.) Вселенскихъ соборахъ.
[3] Императоръ Константинъ царствовалъ съ 306 г. по 337 г.
[4] Констанцій (II-й) правилъ съ 337 г. по 361 г.
[5] Евдоксій патріаршествовалъ въ Антіохіи съ 357 г. по 358 г.; въ Константинополѣ съ 360 г. 370 г.
[6] Память святаго Мелетія совершается 12-го февраля.
[7] Савеллій, еретикъ III-го вѣка, утверждалъ, искажая православное ученіе о Святой Троицѣ, что Богъ имѣетъ Одно Лице: какъ Отецъ, Онъ соприсутствуетъ на небѣ, какъ Сынъ — на землѣ и какъ Духъ Святый — въ твореніяхъ.
[8] Юліанъ Отступникъ царствовалъ съ 361 г. по 363 г.
[9] Іовіанъ управлялъ Римскою имперіею съ 363 г. по 364 г.
[10] Императоръ Валентъ правилъ съ 364 г. по 378 г.
[11] Сравненіе взято изъ 2-го посланія апостола Петра (гл. 2, ст. 22).
[12] Граціанъ управлялъ западною половиною Римской имперіи съ 375 г. по 383 г.
[13] Память святаго архидіакона Стефана совершается 27-го декабря.
[14] Кончина святаго священномученика Евсевія послѣдовала ок. 380 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 487-496.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0