Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцать первый.

Житіе преподобныхъ Іулія пресвитера и Іуліана діакона.

Однажды при постройкѣ церкви въ Вивлахъ, созидавшейся стараніемъ святыхъ братьевъ, одинъ изъ работниковъ по неосторожности отсѣкъ себѣ желѣзнымъ орудіемъ большой палецъ на лѣвой рукѣ, такъ что вытекло очень много крови, и человѣкъ тотъ упалъ отъ изнеможенія и боли, какъ мертвый. Святые, увидавъ это, взяли отсѣченный палецъ, приложили его къ составу, осѣнивъ больное мѣсто крестнымъ знаменіемъ, и палецъ тотчасъ приросъ къ составу своему, а рана закрылась. Святые, поднявъ съ земли человѣка того здоровымъ, подали ему въ руки его желѣзное орудіе, сказавъ при этомъ:

— «Крѣпись и трудись во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Въ другое время, святые находились въ Медіоланской епархіи [3], близъ города называемаго Гавдіаномъ. Здѣсь они, очистивъ отъ идольскихъ капищъ нѣкое селеніе, сами трудились надъ построеніемъ церкви (девяносто девятой по числу построенныхъ ими церквей). Вмѣстѣ съ ними трудилось надъ сей постройкой, помогая имъ, множество вѣрующихъ. Случилось мимо того мѣста проѣзжать какимъ-то людямъ. Увидавъ трудившихся надъ постройкою храма, рѣшили сами съ собою, что строители задержатъ ихъ и, хотя бы они не желали, будутъ убѣждать ихъ принять участіе въ работѣ [4]. И такъ какъ имъ сіе мѣсто не возможно было миновать, то они поступили такъ: одного изъ своихъ положили въ повозкѣ, какъ бы мертваго, сдѣлавъ видъ, что везутъ умершаго для погребенія. Лишь только они приблизились къ самому мѣсту постройки церкви, святые братья обратились къ нимъ со словами:

— «Дѣти! помогите намъ въ нашей работѣ».

Они же въ отвѣтъ сказали:

— «Мы не можемъ медлить, потому что веземъ мертвеца для погребенія».

— «Не лжете-ли вы, — дѣти?» — спросилъ святый Іулій.

— «Нѣтъ, отче», — отвѣчали они.

— «Такъ пусть-же будетъ вамъ по слову вашему», — сказалъ имъ на это святый Іуліанъ.

И люди тѣ отправились своей дорогой. Удалившись немного далѣе, они сказали притворившемуся мертвымъ, чтобы онъ всталъ. Но онъ не вставалъ; тогда они начали сильнѣе толкать его, думая, что онъ спитъ. Однако вскорѣ они убѣдились, что онъ дѣйствительно умеръ. Чудо это сдѣлалось извѣстнымъ всюду, и всѣ были въ страхѣ и ужасѣ, такъ что никто съ того времени не дерзалъ говорить святымъ ложь.

Чрезъ нѣсколько времени послѣ сего святый Іулій пресвитеръ сказалъ однажды своему брату, святому Іуліану:

— «Оставайся ты, братъ, строить здѣсь эту девяносто девятую церковь, а я пойду поищу другое мѣсто, гдѣ бы можно было создать сотую, дабы по созданіи ста церквей на землѣ, по благодати Божіей, быть намъ переселенными въ Церковь нерукотворенную, вѣчную на небесахъ».

Сказавъ сіе, Іулій отправился въ путь. Пройдя разстояніе около двухъ миль, онъ подошелъ къ озеру, называемому Мукоросъ. Озеро то очень велико; на немъ онъ увидалъ большой островъ, очень красивый, на которомъ никто не обиталъ. Смотря издали на тотъ островъ, святый сталъ размышлять, какъ бы ему переправиться на него. А такъ какъ по близости не было лодки, то онъ всталъ на молитву и, преклонивъ колѣна, помолился, сказавъ:

— «Господи Боже всесильный, Іисусе Христе! Твоею всемогущею силою подай мнѣ, чтобы сія милоть [5] моя, которая на мнѣ, послужила бы мнѣ вмѣсто лодки, дабы, находясь на ней, я, управляемый Твоею десницею, могъ переправиться на тотъ островъ, не погрузившись въ воду».

Помолившись такъ, онъ распростеръ свою милоть на водѣ и, сотворивъ крестное знаменіе, взошелъ на нее, — и милоть, какъ лодка, не погружалась въ воду. Святый же, держа въ рукахъ жезлъ, и какъ весломъ гребя воду, управлялъ чудесною ладьею изъ милоти и достигъ до того острова. Выйдя на островъ, онъ обошелъ его вокругъ и очень радовался, видя его красоту. Посреди острова святый Іулій увидѣлъ громадный камень, занимавшій большое пространство. На немъ рѣшилъ онъ построить сотую церковь во имя святыхъ двѣнадцати Апостоловъ. Но на островѣ томъ водились въ большомъ количествѣ змѣи и всякіе ядовитые гады, почему никто изъ людей не осмѣливался даже приблизиться къ тому острову. Святый, взойдя на тотъ камень, сдѣлалъ изъ небольшого деревца крестъ, и водрузилъ его въ небольшую разсѣлину въ камнѣ. Помолившись затѣмъ Богу, онъ созвалъ къ себѣ именемъ Іисуса Христа всѣхъ змѣй и гадовъ — и собралось ихъ великое множество къ нему. Святый сказалъ имъ:

— «Уже довольно пожили вы на мѣстѣ семъ, нынѣ же именемъ Пресвятой Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, повелѣваю вамъ уйти съ сего острова, и предоставить мѣсто сіе для дома Божія и для рабовъ Христовыхъ, намѣревающихся обитать здѣсь».

Лишь только святый произнесъ это, какъ всѣ змѣи и гады, какъ бы понявъ его слова, тотчасъ повиновались его повелѣнію, и, собравшись всѣ вмѣстѣ, удалились къ западной сторонѣ острова; затѣмъ, погрузившись въ озеро, переплыли на другую сторону къ горѣ, называемой Камункинъ, и тамъ поселились, устроивъ гнѣзда, а островъ очистился отъ гадовъ. Святый же, какъ и въ первый разъ переправившись обратно, направился къ христіанскимъ селеніямъ, находившимся въ окрестности, и, получивъ отъ нихъ помощь и все необходимое, возвратился на лодкахъ съ рабочими на островъ; потомъ, заложивъ на камнѣ церковь во имя святыхъ дванадесяти Апостоловъ, занялся ея постройкою.

Въ то время братъ его святый Іуліанъ, окончивъ постройку церкви, что около города Гавдіана, задумалъ устроить въ ней гробъ для брата своего Іулія, и началъ строить его. Святый же Іулій, узнавъ объ окончаніи постройки той церкви, пошелъ, что-бы посмотрѣть ее и вмѣстѣ посѣтить своего брата. Когда онъ пришелъ туда, тотъ встрѣтилъ его съ такими словами:

— «Вотъ, брать, съ Божіею помощію и по твоимъ молитвамъ церковная постройка окончена, только строится еще гробъ для тебя, дабы въ немъ по преставленіи твоемъ, почивало твое тѣло».

Но святый Іулій, исполненный пророческаго дара, сказалъ на это святому Іуліану:

— «Поспѣши скорѣе докончить постройку этого гроба, ибо тебѣ самому придется почить въ немъ».

И сіе сбылось. Когда гробъ былъ устроенъ, святый Іуліанъ діаконъ преставился ко Господу. Святый же Іулій, предавъ съ честію погребенію тѣло брата, возвратился опять на островъ, гдѣ и продолжалъ постройку церкви, посвященной апостоламъ. Окончивъ построеніе церкви, онъ устроилъ въ ней гробъ для себя, потому что предвидѣлъ приближавшуюся кончину свою, такъ какъ былъ уже въ преклонныхъ лѣтахъ. Въ то время въ Медіоланѣ отъ царя былъ назначенъ епархомъ для управленія всею тою страною одинъ сенаторъ, по имени Авдентій, человѣкъ благороднаго происхожденія, добродѣтельный и благочестивый. Узнавъ о святомъ Іуліанѣ, онъ съ домашними пожелалъ побывать на островѣ Мукоросѣ, чтобы видѣть человѣка Божія Іулія пресвитера и посмотрѣть церковь устроенную имъ; сѣвъ на корабль, они отправились. Прибывъ на островъ, Авдентій сподобился получить благословеніе отъ святаго и бесѣдовать съ нимъ о духовныхъ предметахъ, а также и осмотрѣлъ церковное зданіе; послѣ сего онъ обратился къ святому съ такими словами:

— «Отче! если ты еще что намѣренъ строить, то скажи мнѣ, и я изъ своего имѣнія буду помогать тебѣ, ибо съ радостію готовъ служить вамъ во всемъ нужномъ».

Святый отвѣтилъ на это:

— «Чадо! строить намъ болѣе ничего не требуется, остается построить только около моего гроба гробъ для тебя, потому что твое тѣло, по твоей кончинѣ, будетъ почивать въ сей церкви».

Авдентій отвѣтилъ:

— «Пусть твой гробъ, отче, будетъ здѣсь, а я уже устроилъ себѣ гробъ въ Медіоланѣ».

— «Повѣрь мнѣ, чадо, — сказалъ ему на это святый Іулій, — что тѣло твое будетъ погребено около моего тѣла, а не въ другомъ какомъ-либо мѣстѣ».

Побесѣдовавъ довольно со святымъ и получивъ отъ него благословеніе, Авдентій возвратился въ Медіоланъ. Въ непродолжительномъ времени святый Іулій преставился ко Господу и былъ погребенъ въ своемъ гробѣ, отъ котораго по молитвамъ его подавались многія исцѣленія болящимъ. По преставленіи святаго Іулія, замѣстителемъ его былъ благочестивый пресвитеръ Илія. По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ скончался и Авдентій, медіоланскій епархъ, и былъ положенъ въ своемъ гробѣ, въ Медіоланѣ; но утромъ на другой же день онъ былъ найденъ лежащимъ внѣ своего гроба, не выброшенный кѣмъ-либо изъ него, но какъ бы вынесенный изъ него и бережно положенный. Тѣло его положили обратно въ тотъ же гробъ, но и во второй разъ онъ былъ найденъ лежащимъ внѣ гроба; то же произошло и въ третій разъ. Хотѣли положить его на другомъ мѣстѣ, но нигдѣ не находилось мѣста для его погребенія. Тогда домашніе вспомнили слова святаго Іулія, сказанныя Авдентію, что онъ ни въ какомъ другомъ мѣстѣ не будетъ погребенъ, какъ только рядомъ съ тѣломъ его; и отвезли тѣло Авдентія на островъ Мукоросъ. Блаженный Илія съ крестами, кадилами и со свѣчами встрѣтилъ тѣло епарха, и съ подобающими почестями предалъ его погребенію при гробѣ преподобнаго Іулія.

Такъ исполнилось пророчество святаго, во славу Христа Бога нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки, Аминь.

Примѣчанія:
[1] То есть островъ Ешна.
[2] Императоръ Ѳеодосій Младшій царствовалъ съ 408 г. по 450 г.
[3] Медіоланъ — нынѣ Миланъ — въ Италіи.
[4] По обычаю того времени, въ построеніи церкви должны были принимать участіе всѣ случившіеся около мѣста постройки. Проѣзжіе, въ силу этого обычая, не могли бы отказаться помочь строителямъ, если бы были приглашены.
[5] Милоть — верхняя одежда, мантія, плащъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 480-486.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0