Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцатый.

Житіе во святыхъ отца нашего Левкія Исповѣдника.

Когда отроку шелъ десятый годъ, мать его, Евфросинія, скончалась. Тогда Евдикій, взявъ сына своего, пошелъ съ нимъ въ монастырь блаженнаго Ермія, находившійся въ Александрійскихъ предѣлахъ и управляемый блаженнымъ игуменомъ Никитою; здѣсь Евдикій самъ постригся, а сына отдалъ на книжное обученіе. Какъ мальчикъ остроумный, все усваивавшій быстро и безъ особенныхъ усилій, Евтропій, съ помощію Божіею, настолько успѣлъ въ книжномъ ученіи, что превзошелъ въ этомх отношеніи многихъ. При томъ онъ былъ кротокъ, преисполненъ смиренія и послушанія: всѣмъ, жившимъ въ монастырѣ, онъ служилъ съ усердіемъ, и всѣ любили Евтропія, — одни за его добронравіе и послушаніе, другіе — за его книжную начитанность и знанія, дарованныя ему Духомъ Святымъ. Блаженный игуменъ Никита преставился ко Господу, когда Евтропію было еще только семнадцать лѣтъ; несмотря на это, братія, посовѣтовавшись между собою, просили юношу, еще не постриженнаго въ иночество, быть ихъ игуменомъ. Но онъ упорно отказывался, къ тому же и отецъ его, Евдикій, увѣщавая, запрещалъ ему въ столь юныхъ лѣтахъ возлагать на себя бремя, котораго онъ еще не обыкъ носить; онъ совѣтовалъ Евтропію показывать себя недостойнымъ начальства, какъ юношѣ нуждающемуся въ руководствѣ. Такъ пробылъ монастырь Ермія безъ игумена семь лѣтъ, потому что братія не желали никому болѣе вручать начальства надъ собою: поэтому, при всемъ нежеланіи блаженнаго Евтропія и несмотря на то, что онъ не былъ постриженъ, братія, руководимые примѣромъ его добродѣтельной жизни, все-таки почитали его среди себя за игумена. Когда же Евтропію исполнилось двадцать пять лѣтъ, братія, собравшись, сказали ему:

— «Зачѣмъ ты пренебрегаешь и нашею нуждою и нашими просьбами, — почему не хочешь быть нашимъ начальникомъ? Вотъ прошло уже семь лѣтъ, какъ мы, со дня кончины блаженнаго отца нашего Никиты, не имѣемъ игумена, и каждый живетъ по своей волѣ. Смотри не отвѣтить бы тебѣ за гибель нашу, если какой-либо волкъ, войдя въ обитель, расхититъ стадо Божіе; мы же никого другого, какъ только тебя одного, желаемъ имѣть своимъ отцемъ: мы всѣ видимъ твою святую жизнь, знаемъ о твоемъ добронравіи и данной тебѣ отъ Бога премудрости».

На это блаженный Евтропій такъ отвѣчалъ братіи:

— «Зачѣмъ, честные отцы и братія, вы неотступно молите меня о томъ, чего я совершенно не въ состояніи исполнить? Я не постриженъ въ иночество и не имѣю никакого церковнаго чина, — какъ же я буду вамъ отцемъ, не имѣя въ тоже время власти поучать васъ въ храмѣ Божіемъ? Какъ я могу увѣщавать старѣйшихъ изъ васъ, самъ будучи юнъ?»

Тогда они начали понуждать его къ постриженію и пріятію священства, но онъ ни въ коемъ случаѣ не хотѣлъ исполнить ихъ желанія. Правда, въ душѣ Евтропій стремился къ иноческому чину, но опасался принимать его изъ боязни, что братія тогда насильно заставятъ его быть игуменомъ; такъ, оставаясь не постриженнымъ, онъ являлъ собою примѣръ истиннаго инока.

Въ это время въ Римѣ царствовалъ язычникъ Коммодъ. Имъ былъ присланъ въ Александрію въ качествѣ епарха [2] Филиппъ, дочь котораго Евгенія, по обращеніи въ христіанство, проводила, въ мужескомъ образѣ, подвижническую жизнь, окончивши ее мученическою смертью. Филиппъ, хотя вообще и былъ милостивъ къ христіанамъ, однако, въ силу повелѣнія царя, изгналъ изъ города христіанъ, святителей, іереевъ и иноковъ, разрѣшивъ имъ, впрочемъ, свободно селиться въ предградіи, а также строить здѣсь монастыри и церкви. Въ эти дни христіанскимъ епископомъ въ данномъ округѣ былъ святый Еллій, имѣвшій пребываніе въ городѣ Еліополѣ, отстоящемъ отъ Александріи на незначительное разстояніе. Въ пригородѣ Александрійскомъ помянутымъ епископомъ былъ созданъ монастырь, врученный руководству святаго Ѳеодора. Кромѣ монастыря въ той же мѣстности находилась знаменитая въ округѣ церковь во имя Пречистой Богородицы и Приснодѣвы Маріи; въ праздники Ея сюда стекались христіане не только изъ Александріи, но и изъ окрестныхъ городовъ и странъ. Поэтому, когда приближался праздникъ Успенія Прссвятой Дѣвы Маріи, многіе отправились къ Ея церкви; и блаженный Евдикій, выйдя изъ монастыря Ермія, точно также пошелъ на праздникъ вмѣстѣ со своимъ сыномъ Евтропіемъ. Случилось же, что въ тотъ же самый день и на тоже празднество вышелъ вмѣстѣ съ клиромъ и множествомъ народа изъ Еліополя и святый епископъ Еллій; Евдикій и Евтропій присоединились къ толпѣ, идущей за епископомъ. Епископъ имѣлъ намѣреніе сначала зайти въ созданный имъ монастырь, управляемый игуменомъ Ѳеодоромъ, чтобы здѣсь отдохнуть до наступленія праздника. Когда онъ приближался къ монастырю, на пути съ нимъ встрѣтилась дочь епарха, блаженная Евгенія, шедшая въ мужескомъ образѣ въ сопровожденіи двухъ евнуховъ; увидѣвъ епископа, окруженнаго народомъ, она вмѣшалась въ толпу съ цѣлію разспросить кого-либо о епископѣ и завела бесѣду о немъ съ блаженнымъ Евтропіемъ. Онъ подробно разсказалъ ей все объ архіереѣ Божіемъ, какъ видно изъ житія блаженной Евгеніи [3], и затѣмъ привелъ ее къ епископу, которому, Евтропій былъ извѣстенъ за чистоту жизни и книжный разумъ.

Когда блаженный Евдикій отдыхалъ въ монастырѣ, устроенномъ епископомъ, ему было ночью въ сонномъ видѣніи божественное откровеніѳ о томъ, что онъ скоро умретъ, а сынъ его будетъ епископомъ, который уничтожитъ идоловъ во Врунтисіополѣ Италійскомъ [4], просвѣтивъ эту страну святымъ крещеніемъ. При этомъ онъ слышалъ, обращенный къ нему голосъ:

— «Евдикій, Евдикій, вѣрный рабъ Господа! отнынѣ да будетъ имя тебѣ не Евдикій. а Евдиклій, то-есть кроткій утѣшитель; сыну же твоему да будетъ имя не Евтропій. а Левкій, то-есть «пріиде на него Духъ Господень».

Пробудившись, Евдиклій сейчасъ же позвалъ сына и разсказалъ ему о видѣніи, открывавшемъ волю Божію:

— «Смотри, сынъ мой, вотъ приближается время моего отшествія, — не будь прельщаемъ суетнымъ міромъ; Господь открылъ мнѣ о тебѣ, что ты удостоишься епископскаго служенія, ибо Господь хочетъ чрезъ тебя очистить отъ идольскихъ капищъ Врунтисіополь; и пусть не будетъ твое имя болѣе Евтропій, но — Левкій; такъ переименовалъ тебя Господь, какъ и меня вмѣсто Евдикія — Евдикліемъ».

Услышавъ это, святый Левкій, — онъ же и Евтропій, — простершись крестообразно на землѣ, поклонился Богу, вознося къ Нему такую благодарственную молитву:

— «Благословенъ Ты, Боже отцевъ нашихъ, Авраама, Исаака и Іакова, ибо Ты не оставляешь безъ вниманія надѣющихся на Тебя и не отнимаешь милосердія Твоего отъ нищихъ рабовъ Твоихъ, милуя меня недостойнаго: посему я славлю и величаю Тебя, Господа неба и земли, ибо Ты Владыка, возлюбившій человѣка; да будетъ Тебѣ слава въ безконечные вѣки».

Во время этой молитвы святаго съ неба надъ церковью послышался голосъ:

— «Левкій, Левкій! свѣтлый душею и чистый сердцемъ, вотъ имя твое написано на небѣ и память твоя не изгладится изъ книги живота».

Этотъ голосъ слышали святый епископъ Еллій и нѣкоторые изъ братій, проводившіе ночь безъ сна въ молитвѣ. Но никто не могъ понять, къ кому именно онъ обращенъ.

Съ наступленіемъ утра къ епископу пришли братія Ерміева монастыря и сказали:

— «Знай, Владыко, что мы болѣе семи лѣтъ пребываемъ безъ игумена, причемъ каждый изъ насъ живетъ такъ, какъ онъ хочетъ. Не разъ просили мы честнаго Евтропія принять начальство надъ нами; онъ выросъ въ нашемъ монастырѣ, и жизнь его по святости превосходитъ жизнь каждаго изъ насъ; никто не можетъ сравниться съ нимъ въ трудахъ послушанія; онъ всегда пребываетъ въ постѣ и молитвѣ, чтеніи и писаніи книгъ; словомъ, мы видимъ его подвизающимся во всѣхъ добрыхъ дѣлахъ. Поэтому мы и хотѣли имѣть его себѣ отцомъ, чтобы слѣдовать по его стопамъ; онъ же не изъявляетъ на это согласія, пренебрегая нашей просьбой. Молимъ тебя, Владыко, поставь его намъ игуменомъ, хотя бы противъ его воли».

— «Я тоже, — отвѣчалъ епископъ, — думалъ о томъ, о чемъ вы сейчасъ говорите: впрочемъ, подождите немного, — я попытаюсь убѣдить его подчиниться нашей волѣ».

Послѣ этого епископъ отправился въ церковь, такъ какъ наступило время святой литургіи. Онъ приказалъ архидіакону, ставши на амвонѣ, возглашать къ народу:

— «Кто изъ присутствующихъ здѣсь носитъ имя Левкія?»

Никто изъ народа не отозвался на этотъ зовъ, потому что не находилось человѣка, носившаго такое имя. Когда архидіаконъ воззвалъ къ народу дважды и трижды, святый Левкій, видя, что въ народѣ нѣтъ иного Левкія, кромѣ его, отозвался, сказавъ:

— «Я есмь грѣшный Левкій!»

Всѣ удивились, взглянувъ на него, и говорили съ недоумѣніемъ:

— «Ты Евтропій, сынъ Евдикіевъ?»

Святый Левкій отвѣчалъ на это:

— «Спросите моего отца, онъ вамъ лучше, чѣмъ я, разскажетъ о моемъ имени».

Тогда вывели на средину блаженнаго Евдиклія, честнаго девяностосемилѣтняго старца, и спрашивали его:

— «Какое въ дѣйствительности имя твоему сыну?»

Онъ же, видя желаніе Божіе, чтобы открылась тайна о немъ и объ его сынѣ, разсказалъ подробно все видѣніе свое; между прочимъ и о томъ, какъ гласъ Божій дважды, во снѣ и на яву, назвалъ сына его Левкіемъ. Всѣ, слышавшіе это, въ радости благодарили Бога и, подходя къ святому Левкію, привѣтствовали его съ великимъ уваженіемъ. Вслѣдъ за этимъ епископъ началъ увѣщавать святаго Левкія принять санъ игумена со священствомъ. Онъ отказывался, а народъ восклицалъ:

— «Левкій достоинъ быть не только пресвитеромъ и игуменомъ, но даже епископомъ!»

И несмотря на нежеланіе святаго Левкія, онъ былъ хиротонисанъ и поставленъ игуменомъ. За симъ всѣ свѣтло отправили праздникъ Успенія Пресвятой Богородицы въ Ея церкви.

Вступивъ въ управленіе обителью, святый Левкій усилилъ свои подвиги и творилъ чудеса обитавшею въ немъ благодатію Святаго Духа. Однажды привели къ нему бѣсноватаго эѳіоплянина, уже оглашеннаго ко святому крещенію. Видя его мученія, святый Левкій сказалъ бѣсу:

— «Перестань, духъ діавольскій, мучить человѣка!»

Бѣсъ, затрепетавъ, началъ вопить съ рыданіемъ:

— «Если я выйду изъ него, то куда пойду? — не имѣю дома лучше этого».

— «Нечистый духъ, — повторилъ святый Левкій свое приказаніе, — оставь созданіе Божіе и не осмѣливайся болѣе входить въ него; постыженный и посрамленный выйди изъ того, кого доселѣ человѣконенавистнически мучилъ, связавъ веригами твоей темной силы. Войди же въ тѣхъ людей, которые не вѣруютъ въ Господа нашего Іисуса Христа и не покланяются Его животворящему кресту».

Со страшнымъ крикомъ вышелъ бѣсъ изъ устъ человѣка въ видѣ черной птицы; при этомъ онъ воскликнулъ:

— «Что мнѣ и тебѣ, рабъ Божій Левкій, — зачѣмъ выгоняешь меня изъ жилища, которое я избралъ себѣ? Я не хотѣлъ входить въ человѣка съ бѣлымъ лицемъ, обычнаго вида, но вошелъ въ эѳіопа съ чернымъ, непріятнымъ для глазъ, цвѣтомъ кожи, надѣясь, что изъ такого жилища меня никто не изгонитъ».

Прогнавъ діавола крестнымъ знаменіемъ, святый Левкій поднялъ человѣка съ земли здоровымъ и сподобилъ его потомъ крещенія. Діаволъ же удалился въ Египетъ, гдѣ принялъ образъ громадныхъ размѣровъ змѣя; онъ ползалъ по улицамъ одного города, съ необычною яростію умерщвляя встрѣчныхъ язычниковъ и іудеевъ, — мужей, женъ и дѣтей; не щадилъ и животныхъ. Святый Левкій, провидя духомъ столь человѣкоубійственную злобу діавола, поспѣшно отправился въ Египетъ; почувствовавъ приближеніе къ городу святаго, діаволъ бросился въ море, оставивъ послѣ себя множество труповъ, лежащихъ на улицахъ. Войдя въ городъ и видя множество оплакивающихъ съ рыданіемъ своихъ мертвецовъ, святый Левкій вопрошалъ:

— «Чѣмъ вызванъ такой плачъ?»

Тогда ему сказали, какъ внезапно появился въ городѣ змѣй, многихъ умертвившій и какъ онъ только что сейчасъ, предъ его приходомъ, бросился въ море, гдѣ и скрылся. Святый Левкій приказалъ принести воды, освятилъ ее и началъ ею окроплять мертвыхъ, говоря къ нимъ:

— «Возстаньте во имя Господа Саваоѳа, — вы держимы не узами смерти, но лишь повреждены дьявольскимъ ядомъ; однако вы не въ состояніи сами избавиться отъ дѣйствія силы змѣиной, которая могущественнѣе васъ по причинѣ вашего нечестія и сердечной слѣпоты. Возстаните же силою Бога моего и воздадите славу Создавшему васъ».

Во время этой рѣчи святый Левкій касался своимъ жезломъ труповъ. И тотчасъ всѣ, точно пробудившись, возстали и, прикасаясь къ ногамъ святаго, говорили:

— «Богъ, Которому подобаетъ кланяться, есть не иной какъ Тотъ Отецъ, Сынъ и Духъ Святый, Коего ты, рабъ Божій и отецъ нашъ, проповѣдуешь».

Всѣ воскресшіе увѣровали во Христа, вмѣстѣ съ ними обратилось въ христіанство еще до трехъ тысячъ мужей; всѣ они крестились съ женами и дѣтьми своими, прославляя Господа нашего Іисуса Христа, сотворившаго столь дивныя чудеса чрезъ святаго Своего угодника Левкія.

По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ во Христа увѣровалъ со всѣмъ своимъ домомъ епархъ александрійскій Филиппъ, побуждаемый къ тому примѣромъ святой дочери своей Евгеніи; по истеченіи нѣкотораго времени онъ оставилъ начальство, сдѣлавшись христіанскимъ епископомъ. По страдальческой кончинѣ епископа Филиппа прсемникомъ ему единогласно избранъ былъ святый Левкій. Между тѣмъ въ Александріи послѣ Филиппа епархомъ былъ сначала Терентій, а потомъ Сатурнинъ. Будучи врагомъ христіанства, послѣдній обдумывалъ со своими совѣтниками-идолопоклонниками, какъ бы поднять въ Александріи гоненіе на христіанъ, убивъ предварительно ихъ епископа, святаго Левкія: Сатурнинъ видѣлъ, что онъ многихъ обращаетъ изъ язычества въ христіанство. И сталъ епархъ изыскивать удобное время для приведенія въ исполненіе своего злого умысла. Вѣрныя же изъ жителей Александріи, узнавъ объ этомъ, совѣщались между собою, какъ бы убить епарха. Тогда святый Левкій, призвавъ къ себѣ всѣхъ христіанъ, убѣждалъ ихъ оставить свой мятежный замыселъ и повѣдалъ имъ о бывшемъ ему отъ Бога явленіи:

— «Знайте, возлюбленные, что Господь мой благоволилъ явиться мнѣ въ видѣніи и повелѣлъ поставить вамъ другого епископа, чтобы я могъ идти на Западъ во Врунтисіополь, ибо городъ этотъ нуждается въ христіанскомъ просвѣщеніи».

Услышавъ это, христіане съ рыданіемъ начали припадать къ ногамъ святаго, говоря:

— «Отче святый! не оставляй насъ сиротами, — не разлучайся съ тѣми, коихъ пріобрѣлъ Богу; не покидай насъ до своей кончины».

— «Вы всѣ знаете, — возразилъ святый Левкій, — что еще во дни моей юности Господь благоволилъ о мнѣ открыть отцу моему Евдиклію, какъ я недостойный воспріиму сей святительскій санъ и какъ пойду въ идолопоклонническій городъ, въ среду народа, не знающаго Бога. Такъ угодно Владыкѣ нашему, чтобы чрезъ меня недостойнаго раба Его присоединить тѣхъ людей къ святой Церкви. Посему именно и повелѣлъ мнѣ Господь поставить вамъ иного отца, я же иду на предуказанное мнѣ дѣло. О епархѣ же Сатурнинѣ знайте, что нечестивый замыселъ его о гоненіи на христіанъ не исполнится, ибо сократились дни жизни его и близка его погибель: по моемъ удаленіи отсюда рушится домъ его, похоронивъ его со всѣми домашними подъ развалинами».

Сказавъ это и утѣшивъ плачущихъ христіанъ, онъ избралъ мужа достойнаго святительскато престола; такъ поставленъ былъ вмѣсто святаго Левкія другой епископъ. — Взявъ съ собою двухъ своихъ діаконовъ, Евсевія и Діонисія и пять учениковъ, святый Левкій отправился изъ города на корабельную пристань. Всѣ христіане, числомъ пять тысячъ, не считая женъ и дѣтей, съ плачемъ и рыданіемъ провожали своего епископа.

— «Зачѣмъ, — восклицали они, — покидаешь насъ, отче, не жалѣя дѣтей своихъ?»

Обернувшись назадъ и видя плачущихъ, святый Левкій самъ возмутился духомъ, прослезился и, воздѣвая къ небу руки, сказалъ:

— «Господи, Боже мой Іисусе Христе, если есть Твоя воля, не разлучай меня отъ сихъ людей твоихъ, на служеніе которымъ Ты поставилъ меня!»

Только что окончилъ онъ эту молитву, какъ съ неба раздался голосъ, услышанный всѣми христіанами:

— «Левкій! не пренебрегай повелѣнія Господня, но садись на корабль и отправляйся съ миромъ, куда тебѣ повелѣно».

— «Вы слышите, — обратился святый Левкій къ сопровождавшимъ его, — волю Господню, братіе? Итакъ знайте, что не по своему желанію разстаюсь я съ вами».

Простившись со всѣми, онъ вошелъ въ корабль и отправился въ путь. Въ Александріи же, согласно пророчеству святаго, внезапно разрушился домъ епарха, умертвивъ вмѣстѣ съ послѣднимъ и всѣхъ находившихся внутри.

Послѣ пятнадцати дней корабль приплылъ въ Адріанополь, не Ѳракійскій, а находящійся въ древнемъ Египтѣ; здѣсь святый Левкій пробылъ немного времени, принявъ къ себѣ двухъ пресвитеровъ, Леона и Савина. Найдя другой корабль, онъ сѣлъ на него, вручивъ условленную плату, и приплылъ въ Гидрунтъ, гдѣ пересѣлъ на Далматійскій корабль, на которомъ и достигъ Врунтисіопольской области. Выйдя изъ корабля, святый Левкій направился къ городу со своимъ клиромъ. На пути имъ встрѣтился трибунъ [5] Армалеонъ съ воинами; одного изъ послѣднихъ святый Левкій и спросилъ:

— «Кто начальникъ этого города?»

— «Развѣ вы не слыхали, — отвѣтилъ воинъ, — о великомъ Антіохѣ, господинѣ этой страны?»

— «Какую же вѣру исповѣдуетъ господинъ твой Антіохъ?» — снова задалъ вопросъ святый Левкій.

Услышавъ такой вопросъ трибунъ и воины со смѣхомъ сказали:

— «Развѣ есть какая другая вѣра и какой другой богъ, кромѣ солнца и луны, освѣщающихъ вселенную? Не слышатъ ли уши всѣхъ голосовъ ихъ, гремящихъ въ облакахъ? Что скорѣе молніи, исходящей отъ солнца? Что свѣтлѣе луны, предвозвѣщающей своими видоизмѣненіями о наступающихъ перемѣнахъ погоды?»

— «Бѣдные невѣжды! — сказалъ со вздохомъ святый Левкій. — До васъ еще не достигло божественное просвѣщеніе и потому вы не знаете, что солнце и луна — созданіе Божіе и повинуются повелѣнію Господа, свершая свое безпрерывное теченіе. И не слѣдуетъ называть ихъ богами: въ нихъ нѣтъ ничего Божественнаго; они даже не могутъ стоять на одномъ мѣстѣ, но постоянно движутся, восходятъ и заходятъ, закрываются то облакомъ, то ночною тьмою и бываютъ то видимы, то сокрыты отъ глазъ. И настолько свѣтъ ихъ отличенъ отъ присносущнаго Свѣта, то есть Бога, почитаемаго нами, насколько созданіе отлично отъ Создателя. Богъ нашъ, создавшій солнце, луну, небо и землю со всѣмъ, наполняющимъ ихъ и есть Свѣтъ истинный, просвѣщающій всѣхъ въ Него вѣрующихъ. Онъ сотворилъ сіяніе солнца и луны, повелѣвъ имъ служить людямъ, населяющимъ поднебесную, — солнце да свѣтитъ днемъ, а луна — ночью. И если бы вы познали невидимый Свѣтъ — Бога нашего, то никогда бы не преклонялись предъ видимыми свѣтилами».

— «Какой же это свѣтъ, — спросилъ трибунъ Армалеонъ, — о которомъ ты говоришь, что онъ невидимъ нашими очами?»

— «Христосъ, сынъ Божій, — пояснилъ святый Левкій. — рожденный Дѣвою Маріею отъ Святаго Духа».

И разсказалъ имъ все о Хрисгѣ, — какъ Онъ родился, какъ жилъ среди людей, какъ пострадалъ Своею волею, умеръ, въ третій день воскресъ, вознесся на небо, сѣлъ одесную Бога Отца и — какъ Онъ придетъ судить весь міръ, чтобы каждому воздать по его дѣламъ. Съ умиленіемъ слушали воины поученіе святаго Левкія; увѣровавъ въ его слова, какъ въ истину, они пали предъ нимъ на землю, говоря:

— «Молимъ тебя, отче, содѣлай насъ участниками вѣчной жизни!»

Онъ послѣ оглашенія крестилъ ихъ; число новообращенныхъ было шестьдесятъ семь мужей. Сопровождаемый ими и клиромъ святый Левкій вошелъ въ городъ. Такъ положено было начало просвѣщенію Врунтисіополя свѣтомъ Христова ученія.

Князь Антіохъ, узнавъ, что трибунъ Армалеонъ увѣровалъ во Христа вмѣстѣ со своими воинами, призвалъ его къ себѣ и спросилъ:

— «Правда ли то, что я слышу о тебѣ, Армалеонъ? Будто ты съ подчиненными тебѣ воинами сдѣлался христіаниномъ?»

Армалеонъ молчалъ. Тогда Антіохъ съ гнѣвомъ сказалъ:

— «Почему ты не отвѣчаешь мнѣ?»

— «Развѣ тебѣ, — спросилъ трибунъ, — необходимо нужно гнѣваться на меня за то, что я теперь христіанинъ?»

— «Я спрашиваю тебя, — возразилъ Антіохъ, — безъ всякаго гнѣва: скажи намъ, кто тебя научилъ христіанской вѣрѣ? Мы всѣ знали тебя за человѣка мудраго въ нашихъ ученіяхъ, который доселѣ отвергалъ христіанство, и теперь удивляемся, какимъ путемъ ты превратился въ христіанина?»

— «До сихъ поръ, — отвѣчалъ Армалеонъ, — я былъ слѣпъ и блуждалъ въ сѣни смертной, и нынѣ, просвѣщенный благодатіею Божіею, я прозрѣлъ и пребываю въ надеждѣ вѣчной жизни».

— «Какая это жизнь вѣчная, о которой ты говоришь?» — спросилъ Антіохъ.

— «Если хочешь, можешь познать ее», — предложилъ трибунъ.

— «Если дѣйствительно ты покажешь намъ ее, — разсуждалъ Антіохъ, — то конечно, хочу видѣть и разумѣть; впрочемъ, я не думаю, что есть иная жизнь кромѣ настоящей и не вѣрю, что существуетъ иной свѣтъ и Богъ, кромѣ солнца и луны».

— «Солнце и луна, — сказалъ Армалеонъ, — не боги, но созданіе Божіе, утвержденное Господомъ на небѣ не съ тою цѣлью, чтобы привлекать кого-либо на служеніе себѣ, но затѣмъ, чтобы служить, освѣщая землю, разумному созданію, то есть человѣку, живущему на землѣ».

Съ удивленіемъ выслушалъ Антіохъ эти слова трибуна и спросилъ его:

— «Кто тебя научилъ такой мудрости?»

— «Меня просвѣтилъ, — сказалъ онъ, — одинъ александріецъ, по имени Левкій, недавно сюда пришедшій».

Во это время святый Левкій находился за городомъ на мѣстѣ зрѣлишъ противъ западныхъ воротъ Врунтисіополя; онъ училъ здѣсь народъ вѣрѣ Христовой, крестя приступающихъ къ Господу Іисусу. Антіохъ послалъ за нимъ, съ честью прося его придти къ нему. Увидѣвъ архіерея Божія, онъ сказалъ ему:

— «Если хочешь, чтобы мы увѣровали въ проповѣдуемаго тобою Бога, то умоли Его послать на нашу землю дождь, котораго мы не видимъ вотъ уже два года. Отъ бездождія земля наша изсохла и утратила прежнее плодородіе, почему народъ пребываетъ въ скудости и нуждѣ».

Святый Левкій, созвавъ свой клиръ и всѣхъ новокрещенныхъ христіанъ, сотворилъ общее усердное моленіе къ Господу Богу, и тотчасъ небо покрылось облаками, изъ коихъ полился обильный дождь, напоившій всю землю той страны. Тогда увѣровалъ во Христа весь городъ во главѣ съ Антіохомъ, такъ что крестилось двадцать семь тысячъ человѣкъ, и всѣ славили Христа, Бога нашего. Построили среди города церковь во имя Пресвятой Богородицы и Приснодѣвы Маріи; другой же храмъ, во имя Іоанна Крестителя, поставили на томъ мѣстѣ, гдѣ былъ крещенъ народъ. Такъ просвѣтился весь Врунтисіополь свѣтомъ святой вѣры.

Уча и утверждая въ вѣрѣ новопросвѣщенныхъ, святый Левкій сильно разболѣлся и по откровенію Божественному узналъ, что болѣзнь его смертельна. Призвавъ къ себѣ Антіоха, онъ завѣщалъ ему предать погребенію его тѣло на томъ мѣстѣ, гдѣ присталъ къ землѣ ихъ корабль. Затѣмъ, воздѣвъ руки, онъ сотворилъ молитву о своей паствѣ, преподалъ всѣмъ послѣднее благословеніе и прощальный привѣтъ съ пожеланіемъ мира; послѣ чего и преставился ко Господу, оплакиваемый всѣмъ городомъ [6]. Взявъ честное тѣло святаго, Антіохъ перенесъ его съ подобающими почестями на мѣсто, гдѣ святый, прибывъ изъ Александріи, вышелъ на землю изъ корабля. Создавъ здѣсь церковь во имя святаго Левкія, Антіохъ положилъ въ ней честныя мощи угодника Божія. И многія чудеса совершились отъ гроба его во славу Отца и Сына и Святаго Духа, — Бога, въ Троицѣ славимаго, Ему же отъ всей твари хвала, благодареніе и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Другія извѣстія относятъ рожденіе св. Левкія ко временамъ христіанскихъ греко-римскихъ государей и именно — ко времени Ѳеодосія Великаго (379-395 гг.).
[2] Начальника.
[3] См. подъ 24 числомъ декабря мѣсяца.
[4] Нынѣ Бриндизи.
[5] Трибунъ — начальникъ отряда воиновъ.
[6] Нѣкоторыя извѣстія относятъ кончину св. Левкія къ V вѣку.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 460-471.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0