Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День девятнадцатый.

Память преподобнаго отца нашего Іоанна отшельника.

О его святой жизни въ книгѣ, называемой Лимонарь [1], которая, какъ извѣстно, составлена преподобными отцами нашими Іоанномъ и Софроніемъ (послѣ патріархомъ Іерусалимскимъ), повѣствуется слѣдущее:

— «Намъ, Іоанну и Софронію, авва Діонисій — пресвитеръ и сосудохранитель святой церкви, находившейся въ Аскалонѣ [2], повѣдалъ объ аввѣ Іоаннѣ отшельникѣ, что сей мужъ былъ великъ по своей жизни и весьма богоугоденъ. Жилъ онъ въ окрестностяхъ села Сехуста, отстоящаго отъ Іерусалима на двадцать поприщъ; въ пещерѣ своей старецъ имѣлъ образъ Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи; изображена Она была имѣющею на рукахъ Своихъ предвѣчнаго Младенца, Христа Бога нашего. И нужно сказать, что когда старецъ собирался пойти куда-либо: въ даль ли своей пустыни, или въ Іерусалимъ, чтобъ поклониться честному кресту и гробу Христову и вообще когда хотѣлъ посѣтить тѣ или другія святыя Іерусалимскія мѣста; или когда хотѣлъ помолиться на Синайской горѣ или тѣмъ святымъ мученикамъ, мощи коихъ находились далеко отъ Іерусалима, — ибо старецъ сей любилъ воздавать честь святымъ, такъ что иногда онъ уходилъ даже и въ Ефесъ, — ко гробу святаго Іоанна Богослова, а иногда и къ преподобному Ѳеодору въ Евхаиты, и даже къ святой Ѳеклѣ въ Селевкію Исаврійскую [3], — словомъ, куда бы онъ ни уходилъ на богомолье, онъ всегда ставилъ въ своей келліи предъ этимъ образомъ Пречистой Богородицы кандило [4] и, по обычаю возжегши его и ставъ на молитву, молилъ Бога, дабы Онъ благословилъ путь его. И при этомъ, взирая на икону Пресвятой Богоматери, онъ всегда такъ умолялъ Ее:

— «Пречистая Владычица Богородица, такъ какъ я отхожу въ далекій и продолжительный путь, то Сама Ты назирай за кандиломъ Своимъ, и, по моему къ Тебѣ моленію, соблюди его неугасимымъ, пока я не возвращусь; я же, имѣя Твою помощь, спутешествующею мнѣ, отхожу въ намѣченный путь».

И только послѣ того онъ отправлялся въ путь свой, пребывая въ дорогѣ — когда мѣсяцъ, когда два и три, а иногда и пять и даже шесть; и возвратившись, онъ всегда находилъ кандило полнымъ и горящимъ, какимъ оставилъ его, отходя въ путь, и никогда не находилъ его угасшимъ.

Объ этомъ преподобномъ отцѣ Іоаннѣ, въ той же книгѣ Лимонарь, пишется еще, что идя какъ-то по окрестностямъ того села, гдѣ находилась его пещера, онъ встрѣтилъ однажды большого льва. На этомъ мѣстѣ была очень тѣсная дорога: она лежала между двумя терновыми изгородями, — которыми земледѣльцы обыкновенно огораживали свои нивы. И на столько былъ тѣсенъ путь тотъ, что, благодаря этой терновной изгороди, едва можно было пройти лишь одному пѣшему человѣку, и то — безъ всякой ноши. И вотъ, когда Іоаннъ и левъ стали приближаться другъ къ другу, — старецъ рѣшилъ не уступать пути льву, да и левъ, по тѣснотѣ мѣста, не могъ сойти съ пути, такъ что имъ нельзя было миновать другъ друга. Тогда левъ, видя, что угодникъ Божій не желаетъ возвратиться назадъ и намѣренъ идти по надлежащему ему пути, сталъ на заднія лапы по лѣвую сторону старца и расширивъ такимъ образомъ тяжестію своего тѣла изгородь, сдѣлалъ праведному мужу путь свободнымъ, и такимъ образомъ старецъ прошелъ мимо льва, касаясь своею спиною его хребта; послѣ этого и старецъ и левъ отправились своимъ путемъ.

Къ сему аввѣ Іоанну пришелъ однажды нѣкій братъ; не увидѣвъ ничего въ его пещерѣ, онъ сказалъ ему:

— «Какъ ты здѣсь пребываешь, авва, не имѣя ничего нужнаго для своихъ потребъ?»

Старецъ на это отвѣтилъ:

— «Чадо, пещера эта есть купля духовная, — она и даетъ и беретъ: она даетъ рукодѣліе, а беретъ все потребное.

Сей богоугодный отецъ, проживъ въ своихъ постническихъ подвигахъ и трудахъ довольно долгое время, отошелъ ко Господу и причисленъ къ лику святыхъ, предстоящихъ Отцу и Сыну и Святому Духу, единому въ Троицѣ Богу нашему, Емуже слава во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Лимонарь (отъ греч. слова λειμών — лугъ, пажить) — весьма распространенное агіографическое сочиненіе греческаго инока Іоанна Мосха († 622 г.). Передъ смертію Іоаннъ это свое произведеніе передалъ другу своему Софронію, будущему патріарху, который уже и распространилъ его въ народѣ. Въ сущности это — сборникъ различныхъ повѣствованій о жизни христіанскихъ подвижниковъ.
[2] Аскалонъ — одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ Палестины, на берегу Средиземнаго моря.
[3] Селевкія Исаврійская — въ Киликіи; построена была Селевкомъ I Никаторомъ, основателемъ монархіи Селевкидовъ.
[4] Кандило — стеклянная чаша, въ которой зажигали елей и ставили предъ иконами.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 457-459.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0