Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День девятнадцатый.

Страданіе святаго мученика Зосимы воина.

Въ эту пору среди еллиновъ жилъ нѣкій знаменитый мужъ, по имени Домитіанъ — игемонъ Антіохіи Писидійской [2]; придя однажды къ царю Траяну, онъ просилъ дать ему власть надъ христіанами, дабы всѣхъ, кто не пожелаетъ принести жертву богамъ, принуждать къ тому тяжкими муками. Получивъ отъ царя такую власть и облекшись въ діавольскую броню, онъ, подобно льву, воспылалъ гнѣвомъ на тѣхъ, кто рѣшался твердо до конца сохранять свою вѣру во Христа. Проходя какъ-то чрезъ страну Созопольскую, онъ разъ приблизился къ городу, называемому Аполлонія [3]. Въ этомъ городѣ жилъ нѣкій еллинъ, воинъ, по имени Зосима, который все время стремился стать послѣдователемъ Христовой вѣры. Услышавъ о приближеніи игемона и о наступаюшемъ гоненіи, онъ, снявъ съ себя воинское оружіе, рѣшилъ присоединиться ко святой Церкви и, научившись вѣрѣ во Христа и принявъ святое крещеніе, сталъ стремиться къ христіанскимъ добродѣтелямъ и упражняться въ чистотѣ и цѣломудріи, въ постѣ и молитвахъ.

Спустя нѣсколько дней, послѣ того такъ игемонъ Домитіанъ пришелъ въ тотъ городъ, приступилъ къ нему одинъ изъ идолослужителей и сказалъ:

— «Въ этомъ городѣ проживаетъ нѣкій воинъ, по имени Зосима, который презираетъ царя и твою власть: онъ отвергся воинскаго чина, которымъ былъ облеченъ отъ царя Траяна, и сбросилъ съ себя оружіе свое: онъ называетъ себя христіаниномъ и за ничто считаетъ нашихъ боговъ; гнушается онъ также царскихъ законовъ и презираетъ царскую власть».

Услышавъ это, игемонъ сказалъ:

— «Приведите этого Зосиму сюда, на судилище».

Тогда стражи царскіе, по повелѣнію игемона, отправившись къ Зосимѣ, схватили его и привели на судъ. Игемонъ, увидѣвъ его, спросилъ:

— «Ты Зосима?»

Воинъ Христовъ отвѣчалъ:

— «Я — Зосима, рабъ Господа моего Іисуса Христа».

Послѣ этого игемонъ сказалъ:

— «Прежде всего повѣдай, въ какомъ ты чинѣ, а потомъ скажешь — и чей рабъ».

Святый на это отвѣтилъ:

— «По чину я былъ воиномъ вашего царя земнаго, но отвергся вашихъ пагубнѣйшихъ боговъ и сталъ воиномъ Царя небеснаго, Христа, истиннаго Бога».

— «О, пребеззаконный, — сказалъ тогда Домитіанъ, — имя Христово тебѣ не поможетъ, но принеси лучше жертву богамъ, и тебѣ простится твой грѣхъ противъ царя нашего Траяна, отъ котораго ты почтенъ воинскимъ чиномъ».

Тогда святый сказалъ:

— «Ни за что я не принесу жертвы вашимъ богамъ».

Послѣ этого Домитіанъ приказалъ отвести воина Христова въ темницу.

На-утро святый, со связанными назади руками, снова приведенъ былъ на судилище, и игемонъ повелѣлъ повѣсить его на мучилищномъ деревѣ. Когда мученикъ былъ повѣшенъ, Домитіанъ сказалъ ему:

— «Нечестивый Зосима, принеси жертву богамъ, а то всѣ члены твои сейчасъ подвергнутся жестокимъ мукамъ».

На это святый отвѣчалъ:

— «Не только словами, но даже и ранами не убѣдить меня, чтобы я принесъ жертву твоимъ богамъ».

Тогда игемонъ приказалъ жестокимъ воинамъ нещадно бить святаго мученика. Когда начали мучить святаго Зосиму, онъ сказалъ игемону:

— «Напрасно трудятся слуги твои, ибо меня укрѣпляетъ Господь, и я не ощущаю наносимыхъ мнѣ ранъ».

И долго мучили святаго, такъ что и земля обагрилась уже кровію его. Наконецъ мученикъ велегласно возопилъ ко Господу:

— «Господи Боже всесильный, сѣдящій на престолѣ славы Своея, создавшій небо, основавшій землю и собравшій воды во едино мѣсто, — надежда наша и упованіе рабовъ Своихъ, услышь меня, молящагося Тебѣ, и не допусти, чтобы я былъ побѣжденъ угрозами мукъ или самыми муками, дабы всѣ невѣрующіе имени Твоему, чрезъ меня познали Тебя, Единаго истиннаго Бога!»

Когда святый молился, вдругъ послышался голосъ съ неба:

— «Мужайся, Зосима, ибо Я съ тобою, и ничто тебя не одолѣетъ».

И этотъ голосъ слышали — Домитіанъ и всѣ бывшіе съ нимъ, и нѣкоторые при этомъ даже воскликнули:

— «Великъ этотъ волхвъ!»

А другіе говорили:

— «Это не волхвъ, но рабъ Христа, Бога его, и поистинѣ великъ Богъ христіанскій; отъ Коего сейчасъ былъ ниспосланъ голосъ сей!»

Тогда игемонъ приказалъ четыремъ воинамъ растянуть святаго крестообразно на землѣ; страдалецъ же Христовъ, и безъ того уже измученный, возвелъ очи къ небу и сказалъ:

— «Господи Боже мой, разумѣвающій помышленія человѣческія, надежда христіанъ, прибѣжище и покой находящихся въ бѣдахъ! избавь меня отъ пагубнаго коварства бѣсослужителя Домитіана, дабы всѣ предстоящіе познали Тебя, что Ты есть Богъ живый сущій прежде всѣхъ вѣковъ, — что Ты существуешь отъ вѣка».

И въ то время многіе изъ предстоявшаго народа, удивляясь великому терпѣнію мученика, увѣровали во Христа; игемонъ же, видя все это и боясь, какъ бы всѣ не обратились къ христіанской вѣрѣ, пристыженный, ярясь и даже скрежеща зубами, сталъ размышлять, какою бы лютою смертію погубить раба Христова. Наконецъ онъ повелѣлъ принести мѣдный одръ и разложить подъ нимъ сильный огонь, чтобы сжечь мученика. Когда этотъ одръ былъ сильио раскаленъ, онъ приказалъ положить на него нагимъ святаго страстотерпца. И лишь только Зосима, сотворивъ на себѣ крестное знаменіе, взошелъ на одръ, какъ тотчасъ же Господь претворилъ огонь въ росу; ибо чрезъ ангеловъ Своихъ Онъ снизошелъ на помощь къ мученику. И въ то время, какъ всѣ предстоящіе думали, что мученикъ скончался отъ лютаго огня, ангелы Господни, подъявъ святаго съ одра, на виду у всѣхъ, поставили его около одра живымъ и нисколько не поврежденнымъ. Народъ, видя такое чудо, прославилъ истиннаго Бога, Который, пославъ святыхъ ангеловъ Своихъ, избавилъ раба Своего отъ огня; и многіе тогда обратились ко Христовой вѣрѣ. Игемонъ же, воставъ съ своего судейскаго мѣста, со стыдомъ отправился домой, а мученика приказалъ взять и держать подъ стражею.

Вскорѣ послѣ этого игемонъ Домитіанъ, отправляясь въ городъ Кононейскій [4], приказалъ вести за собою связаннымъ и мученика Зосиму, чтобы тамъ въ мученіяхъ умертвить его. Придя въ этотъ городъ и возсѣвъ на судилищное мѣсто, онъ приказалъ обуть мученика въ желѣзныя сандаліи, въ которыхъ были набиты острые гвозди, и привязать его желѣзною цѣпью къ молодымъ необъѣзженнымъ конямъ, чтобы онъ шелъ за ними. Святый же, будучи привязанъ къ тѣмъ конямъ, въ желѣзныхъ съ гвоздями сандаліяхъ, такъ быстро бѣжалъ, что, казалось, перегонялъ даже коней, ибо съ нимъ былъ Господь, помогавшій ему. При этомъ святый такъ говорилъ:

— «Господи Боже, дающій ногамъ моимъ быстроту оленя, даруй мнѣ терпѣніе до конца!»

Игемонъ, видя такое терпѣніе мученика, повелѣлъ заключить его въ темницу и отнюдь не давать ему ни пищи, ни питія, чтобы онъ погибъ отъ голода и жажды. Черезъ три дня, въ продолженіе которыхъ святый пребывалъ безъ пищи и питія, двое прекрасныхъ юношей вошли въ темницу; изъ нихъ одинъ несъ чистый хлѣбъ, а другой — воду въ сосудѣ; и сказали они святому:

— «Прими сей драгоцѣнный даръ, посланный тебѣ отъ Господа Бога твоего».

Мученикъ же Христовъ, взявъ его, ѣлъ и пилъ, и, укрѣпившись тѣломъ, такъ воззвалъ ко Господу:

— «Благодарю Тебя, Господи, что Ты умилосердился надо мною и не презрѣлъ меня, но насытилъ небеснымъ Твоимъ хлѣбомъ и питіемъ; хвалю и славлю величіе Твое во вѣки, аминь».

На слѣдующій день, игемонъ, снова возсѣвъ на судилищное мѣсто, повелѣлъ привести къ себѣ мученика Христова. Святый предсталъ со свѣтлымъ лицемъ; умъ же его въ то время былъ всецѣло устремленнымъ ко Господу. Игемонъ удивился, увидѣвъ мученика нисколько неизмѣнившимся въ лицѣ послѣ такихъ мукъ, и сказалъ ему:

— «О, Зосима, такъ какъ ты теперь, повидимому, пришелъ въ себя, то принеси жертву богамъ, чтобы болѣе не подвергаться ранамъ и не умереть лютою смертію».

На это святый отвѣчалъ:

— «Ты, если хочешь, принеси жертву подобнымъ тебѣ бѣсамъ, а я, какъ и прежде говорилъ, служу одному Богу моему».

Послѣ этого разгнѣванный игемонъ повелѣлъ снова повѣсить мученика на дерево и при этомъ сказалъ ему:

— «Видишь ли, окаянный, сколь многимъ мукамъ подвергаешься ты? неужели ты все-таки еще не послушаешься меня и не принесешь жертвы богамъ?»

Святый на это отвѣтилъ:

— «Любящій Бога живаго ни во что вмѣняетъ эти муки».

И повелѣлъ игемонъ строгать тѣло мученика желѣзными гребнями. Святый же мученикъ, претерпѣвая всѣ эти страданія, громкимъ голосомъ воззвалъ къ Богу:

— «Нынѣ я особенно познаю милосердіе Твоего благоутробія, Христе, Творецъ свѣта, такъ какъ Ты укрѣпилъ меня мужественно все претерпѣгь и даже словомъ не обнаружить страданій, дабы въ моихъ мукахъ еще болѣе уразумѣли силу Твоего Божества».

Когда святый произнесъ это, правитель приказалъ снять его съ мучилищнаго дерева и снова поставить его предъ собою; когда это было исполнено, онъ сказалъ ему:

— «Много мученій ты перенесъ ради Христа своего, и все-же никакого облегченія не получилъ; итакъ, приступи и принеси хотя теперь жертву богамъ».

Святый на это отвѣтилъ:

— «О, Домитіанъ, лютѣйшій, безчеловѣчный и исполненный всякаго нечестія мучитель! убойся небеснаго Бога, оставь свое заблужденіе и не называй идоловъ богами: вѣдь, они бѣсы, а не боги».

Тогда игемонъ сказалъ:

— «Ты ли, пребоззаконнѣйшій человѣкъ, дерзаешь нашихъ боговъ называть бѣсами, — боговъ, которымъ въ извѣстные дни празднуетъ весь міръ?

На это мученикъ сказалъ:

— «Тѣ праздничныя ликованія, которыя теперь приносятся твоимъ богамъ, во адѣ пусть будутъ послѣ возданы и тебѣ, и царю твоему, и всѣмъ вѣрующимъ въ нихъ».

Послѣ этого правитель снова приказалъ повѣсить святаго Зосиму на мучилищное дерево и опалять чрево мученика зажженными свѣчами.

Тогда страдалецъ сказалъ правителю:

— «Не только чрево мое, но и все тѣло мое сожги, — и все-таки никогда не побѣдишь меня, ибо со мною укрѣпляющій меня Христосъ: я даже желаю быть умерщвленнымъ тобою, такъ какъ вѣдь это слава моя предъ Христомъ, если я умру за Него».

Не зная, что бы еще сдѣлать съ мученикомъ, правитель, наконецъ, осудилъ его на смерть, именно — на усѣченіе главы его сѣкирою. Когда святаго Зосиму вели на мѣсто казни, онъ такъ молился Господу:

— «Господи Боже мой! призри на меня, грѣшнаго, и пріими душу мою съ угодившими Тебѣ отъ вѣка, такъ какъ Ты слава моя и похвала отъ нынѣ и во вѣки вѣчные».

Когда мученикъ подошелъ къ тому мѣсту, гдѣ обыкновенно казнили, онъ былъ усѣченъ мечемъ, и такимъ образомъ положилъ честкую главу свою за Христа своего. Это произошло 19 іюня, въ городѣ Кононейскомъ, — во время господства въ Римѣ Траяна, а надъ нами, христіанами, въ царствованіе Господа нашего Іисуса Христа, — Емуже слава и держава во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчанія:
[1] Царствовалъ съ 89 г. по 117 г.
[2] Писидія — область на югѣ Малой Азіи, рядомъ съ Киликіей.
[3] Во Ѳракіи, у Понта; въ этомъ городѣ, между прочимъ, находился храмъ въ честь Аполлона, съ колоссальной его статуей. Въ Византійскую эпоху онъ былъ извѣстенъ подъ названіемъ Содзополисъ. Нынѣ это — незначительное Сидзеболи.
[4] Въ Писидіи, на пути въ Персію.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 451-457.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0