Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День девятнадцатый.

Память святаго апостола Іуды, брата Господня по плоти.

Объясняя это мѣсто Евангелія, святый Ѳеофилактъ [4] разумѣетъ здѣсь подъ братьями Христовыми дѣтей Іосифа. Именно, онъ говоритъ:

— «Поношеніе доставляли Ему — т. е. Христу — и братья, дѣти Іосифа (среди которыхъ былъ и сей Іуда); откуда же у нихъ такое невѣріе кь Нему? — Отъ своей собственной дурной воли и отъ зависти, ибо родственникамъ свойственно завидовать своимъ болѣе, чѣмъ постороннимъ».

Итакъ, отсюда ясно, что Іуда согрѣшилъ предъ Господомъ своимъ маловѣріемъ.

Но Іуда, кромѣ того, оказалъ Христу и небратолюбіе, какъ о томъ пишется въ житіи Іакова, брата Божія. Когда Іосифъ, по возвращеніи изъ Египта, сталъ дѣлить землю свою между своими дѣтьми, рожденными отъ первой жены, то онъ пожелалъ удѣлить часть и Господу Іисусу, рожденному преестественно и нетлѣнно отъ Пречистыя Дѣвы Маріи, — тогда бывшему еще малымъ отрокомъ. Но три сына Іосифовы не захотѣли принять Христа къ себѣ въ долю, какъ рожденнаго отъ другой матери; только четвертый сынъ — святый Іаковъ принялъ Его въ совмѣстное владѣніе частью своею и оттого названъ потомъ братомъ Божіимъ. Сознавая эти свои прежніе грѣхи — маловѣріе и небратолюбіе — Іуда и не осмѣливался именовать себя братомъ Божіимъ, но только называлъ себя братомъ Іакова, какъ онъ и пишетъ въ своемъ посланіи: Іуда, Іисуса Христа рабъ, братъ же Іакова (Іак. 1, 1).

Кромѣ названія Іуда Іаковлевъ, апостолъ Іуда имѣеть еще и другія названія. Евангелистъ Матѳей называегь его Леввеемъ и Ѳаддеемъ. Названія эти даны апостолу Іудѣ не безъ причины, а именно: слово «Леввей» значитъ: «сердеченъ». По отношенію къ апостолу Іудѣ, это названіе будеть означать, что онъ — Іуда, послѣ содѣланныхъ имъ по невѣдѣнію прегрѣшеній противъ Христа Бога, когда увѣрился въ томъ, что Іисусъ есть истинный Мессія — Христосъ Богь, то соединился съ Нимъ всѣмъ сердцемъ своимъ.

Апостолъ Іуда называется еще Ѳаддеемъ, что значитъ: «хвалящій», ибо онъ прославлялъ и исповѣдалъ Христа Бога и возвѣстилъ Евангеліе многимъ народамъ.

О жизни и дѣятельности святаго апостола Іуды намъ извѣстно очень немногое. Извѣстно лишь, что въ концѣ царствованія Домиціана [5] два внука Іуды, занимавшіеся обработкою земли собственными руками, были приведены, по навѣтамъ еретиковъ, къ сему императору, какъ потомки Давида и родственники Господа; но когда императоръ убѣдился, что никакой политической опасности они для него не представляють, они были отпущены на свободу.

Апостолъ Іуда, подобно другимъ «братьямъ Господа» по плоти, понесъ многіе благовѣстническіе труды, распространяя Евангеліе Христово. Вскорѣ же послѣ вознесенія Господа Іисуса Христа на небо, апостолъ Іуда, какъ и всѣ вообще апостолы Христовы, отправился на проповѣдь Евангелія. По свидѣтельству церковнаго историка Никифора [6], «божественный Іуда, не Искаріотскій, а иной, которому было двоякое наименованіе Ѳаддей и Леввей, сынъ Іосифа, братъ же Іакова, сброшеннаго съ крыши храма іерусалимскаго, проповѣдывалъ Евангеліе и распространялъ христіанство сначала въ Іудеѣ, Галилеѣ, Самаріи, Идумеѣ, потомъ въ Аравіи, Сиріи и Месопотаміи, наконецъ пришелъ въ городъ Едессу, принадлежавшій царю Авгарю [7], гдѣ еще раньше его проповѣдывалъ Евангеліе другой Ѳаддей, одинъ изъ семидесяти апостоловъ. Здѣсь апостолъ Іуда докончилъ и исправилъ то, что не было окончено тѣмъ Ѳаддеемъ» [8].

Есть извѣстіе, что святый апостолъ Іуда проповѣдывалъ христіанство и въ Персіи, откуда и написалъ на греческомъ языкѣ свое соборное посланіе. Побужденіемъ или поводомъ къ написанію сего посланія послужило то обстоятельство, что въ общество вѣрующихъ вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божію въ случаи къ беззаконію и подъ видомъ свободы христіанской дозволяли себѣ всякія мерзкія дѣла. Это, краткое посланіе, заключаеть въ себѣ много глубокихъ и назидательныхъ мыслей. Въ немъ содержится частію ученіе догматическое: о таинствѣ Святой Троицы, о воплощеніи Іисуса Христа, о различіи ангеловъ добрыхъ и злыхъ и о будущемъ Страшномъ Судѣ; частію же ученіе нравственное: увѣщаніе избѣгать нечистоты грѣховной — плотской, хулы, гордости, непослушанія, зависти, ненависти, коварства и лукавства; апостолъ совѣтуетъ всякому быть постояннымъ въ должности своей, въ вѣрѣ, въ молитвѣ, въ любви, — совѣтуетъ заботиться объ обращеніи заблудшихъ, сохранять себя отъ еретиковъ, душевредные нравы которыхъ онъ изобразилъ ясно и объявилъ, что еретики тѣ погибнутъ, подобно жителямъ Содома (Іуд. ст. 7 и слѣд.).

Кромѣ того въ своемъ посланіи святый апостолъ Іуда говоритъ, что недостаточно для спасенія быть только обращеннымъ изъ язычества въ христіанство, но должно при вѣрѣ дѣлать добрыя дѣла, приличныя христіанству и достойныя спасенія, и приводить въ примѣръ наказанныхъ Богомъ ангеловъ и людей. Ангеловъ Богъ связалъ вѣчными узами во мракѣ и хранитъ ихъ на страшный судъ Свой за то, что они не сохранили своего достоинства (Іуд. ст. 6). Людей же, изведенныхъ изъ Египта, Богъ погубилъ въ пустынѣ за то, что они впали въ развратъ, живя не по закону Божію (Іуд. ст. 5). Такъ, апостолъ Іуда краткими словами раскрываетъ намъ въ посланіи своемъ истины великія.

Много различныхъ странъ посѣтилъ святый апостолъ Іуда, проповѣдуя Евангеліе, обращая къ Христовой вѣрѣ народы и наставляя ихъ на путь спасенія. Въ такихъ трудахъ достигъ онъ странъ Араратскихъ и здѣсь, отвративъ множество людей отъ идолопоклонства, сдѣлалъ ихъ христіанами. Этимъ апостолъ сильно вооружилъ противъ себя жрецовъ идольскихъ: они схватили его и, послѣ различныхъ мученій, повѣсили на крестѣ и пронзили стрѣлами. Такъ окончилъ подвигъ и жизнь свою святый апостолъ Іуда и отошелъ ко Христу Богу, дабы принять отъ Него вѣнецъ вѣчнаго воздаянія на небѣ [9].

Примѣчанія:
[1] Отъ сей Саломіи слѣдуетъ отличать еще старицу Саломію — жительницу Виѳлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломія была родственницей Пресв. Дѣвы Маріи и прав. Іосифа; см. о ней въ сказаніи о Рождествѣ Христовѣ — мѣсяцъ декабрь, 25-ое число, и въ житіи св. Іосифа Обручника — 26 декабря.
[2] Святый апостолъ Іаковъ, братъ Господень по плоти, по преданію сопутствовалъ отцу своему Іосифу, Приснодѣвѣ Маріи и Младенцу Іисусу, во время бѣгства ихъ въ Египетъ. По вознесеніи Спасителя, онъ былъ поставленъ епископомъ Церкви Іерусалимской; онъ первый составилъ Божественную литургію. Скончался, будучи сверженъ іудеями съ крыла церковнаго, въ 61-мъ или 62-мъ году по Р. Хр.; ему принадлежитъ соборное посланіе носящее его имя. Память сего св. апостола — 23 октября.
[3] Впрочемъ нѣкоторые отличаютъ отъ Іуды, брата Господня, Іуду Іаковлева (упоминаемаго въ Евангеліи отъ Луки гл. 6, ст. 16 и въ кн. Дѣян. Апост. гл. 1, ст. 13) и къ сему апостолу относятъ слѣдующее, сообщаемое въ Евангеліи обстоятельство. Во время послѣдней Своей прощальной бесѣды съ учениками, Господь, возвѣстивъ имъ о Своемъ отшествіи къ Богу Отцу, въ утѣшеніе имъ сказалъ: не оставлю васъ сиры, пріиду къ вамъ. Еще мало, и міръ ктому не увидитъ Мене, вы же увидите Мя. Имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя, а любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ (Іоан. 14, 18-21); тогда Іуда сказалъ Господу: Господи, и что бысть, яко намъ хощеши явитися, а не мірови (Іоан. 14, 22)? Изъ этого вопроса видно, что апостолъ Іуда еще не разстался съ любимою мыслію іудеевъ о Мессіи, какъ о земномъ царѣ, и понималъ обѣщанное явленіе Господа въ смыслѣ видимаго, чувственнаго явленія, во славѣ земного царя и завоевателя. Господь отвѣтомъ Своимъ далъ ему понять, что Онъ — не земной царь, и явленіе Его въ Царствѣ Своемъ не есть явленіе видииое, внѣшнее, тѣлесное, но внутреннее, духовное, — таинственное общеніе Его съ вѣрующими (Іоан. 14, 28).
[4] Блаженный Ѳеофилактъ, архіепископъ г. Ахриды въ Болгаріи, извѣстенъ своимъ толкованіемъ на четвероевангеліе, въ которомъ онъ слѣдуегъ во многомъ св. Іоанну Златоусту. Скончался около 1086 г.
[5] Императоръ римскій Домиціанъ царствовалъ съ 81 г. по 96 г.
[6] Никифоръ Каллистъ — греческій историкъ XIV вѣка, оставившій намъ «Исторію Церкви».
[7] Сему Авгарю, по преданію, Іисусъ Христосъ послалъ Свой нерукотворенный образъ. Едесса — городъ въ Месопотаміи.
[8] Память сего св. апостола Ѳаддея — 21 августа, а также и 4 января.
[9] Св. ап. Іуда скончался около 80 г. по Р. Хр. — По мѣсяцеслову имп. Василія ап. Іуда былъ въ Месопотаміи въ Едессѣ, гдѣ уврачевалъ Авгаря, а послѣ въ городѣ Аратѣ на крестѣ пронзенъ стрѣлою; по славянскому прологу ап. Іуда пострадалъ на Арадскомъ островѣ. Есть городъ и островъ Арадъ, но въ Финикіи, а не въ Месопотаміи. По армянскому преданію ап. Іуда прибылъ въ Арменію около 60 года и встрѣтился здѣсь съ апостоломъ Варѳоломеемъ въ г. Арташатѣ на Араксѣ; многихъ онъ просвѣтилъ, и пригвожденъ ко кресту въ 72 г. въ Орміи въ Великой Арменіи  — нынѣ Урмія. Въ такомъ случаѣ Аратъ слѣдуетъ искать около горъ Араратскихъ. (Мѣсяц. архіеп. Сергія, т. 2-й, зам. подъ 19-мъ іюня).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 413-418.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0