Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День пятнадцатый.

Память пророка Амоса.

— «Вотъ боги твои, Израиль, выведшіе тебя изъ Египта» (3 Цар. 12, 25-33).

Такъ развратилъ Іеровоамъ израильтянъ. И хотя Господь посылалъ израильтянамъ Своихъ святыхъ пророковъ для ихъ обличенія и возвращенія на правый путь, но изъ нихъ лишь немногіе исправлялись и возвращались къ истинному Богу; нѣкоторые же поклонялись и истинному Богу, и золотымъ тельцамъ. Въ числѣ этихъ пророковъ Господь послалъ со страшными прещеніями и раба Своего, святаго Амоса. Сей пророкъ Божій былъ простъ и неискусенъ въ бесѣдѣ, но не разумомъ: ибо въ немъ дѣйствовалъ и говорилъ его устами Тотъ же Духъ Святый, Который (дѣйствовалъ) и во всѣхъ пророкахъ. Свое пророческое служеніе святый Амосъ проходилъ во дни царя іудейскаго Озіи [4], столицею котораго былъ Іерусалимъ, и — царя израильскаго Іеровоама, столица коего находилась въ Самаріи; но это не тотъ Іеровоамъ, который, отторгшись отъ скипетра Іудова, сдѣлалъ золотыхъ тельцовъ, а другой, позднѣйшій по годамъ [5]; впрочемъ онъ подобно своему, одноименному съ нимъ, предшественнику былъ идолопоклонникъ, служившій золотымъ тельцамъ. Святый Амосъ и началъ пророчествовать во дни этихъ царей, за два года до страшнаго землетрясенія въ Палестинѣ, причины котораго по сообщеніямъ древнихъ писателей, была слѣдующая: царь іудейскій Озія, прозванный Азаріею [6], по гордости своей осмѣлился войти во святилище храма и принести въ жертву ѳиміамъ на алтарѣ кадильномъ по чину священническому; когда же священники противились этому, онъ грозилъ имъ смертью, и въ то самое время началось страшное землетрясеніе въ Іерусалимѣ и во всей Палестинѣ, причемъ не только разрушились многія зданія, но даже и нѣкоторые горы сдвинулись со своихъ мѣстъ [7], а крыша храма раздалась вверху и чрезъ образовавшуюся трещину на лице царя упалъ солнечный лучъ, тотчасъ же за этимъ чело царя и весь онъ покрылись проказой. Такъ Господь не потерпѣлъ насилія надъ Своимъ алтаремъ и безчестія, наносимаго Его священникамъ.

Въ своихъ пророческихъ рѣчахъ, подробно изложенныхъ въ книгѣ его имени, святый Амосъ грозилъ страшными бѣдствіями, имѣющими придти отъ Бога не только на Израиля, но и на окрестныя страны, города и народы: Сирію, Филистимлянъ, Тиръ, Идумею, Аммонитянъ и Моавитянъ, особенно же Израильтянъ, ибо они, послѣ познанія Бога, отъ Него отступили. Господь не такъ сильно прогнѣвляется грѣхами невѣдущихъ Его язычниковъ, какъ грѣхами людей, познавшихъ Его и насладившихся Его благодѣяній. И какихъ благодѣяній не оказывалъ Господь неблагодарному израильскому народу?! Освободилъ отъ рабства въ Египтѣ, провелъ чрезъ море, какъ по суху, одождилъ взалкавшимъ въ пустынѣ манну, источилъ жаждавшимъ изъ камня воду, изгналъ предъ ними народы и ввелъ ихъ въ землю обѣтованную, изобилующуго медомъ и молокомъ. Они же въ честь золотыхъ идоловъ, изваянныхъ въ видѣ тельцовъ, совершали торжественныя празднества, восклицая: «вотъ, боги твои, Израиль!» Эти праздники отправлялись съ особенною пышностію и особенно часто въ Веѳилѣ, на высокой горѣ, гдѣ стоялъ золотой телецъ. Сюда, поэтому, святый Амосъ приходилъ наиболѣе часто и, возвысивъ голосъ къ народу, устрашалъ его грядущими наказаніями Божіими, умолялъ и увѣщевалъ оставить безбожіе, но мало кто слушалъ пророка. Былъ тогда въ Веѳилѣ жрецъ, служившій помянутому тельцу; видя, что пророкъ Божій Амосъ хулитъ идола, ругаясь жертвамъ, приносимымъ тельцу и отвращая людей отъ скверныхъ празднествъ указаніемъ грознаго суда Божія надъ поклонявшимися, жрецъ клеветалъ на него царю Израилеву Іеровоаму:

— «Амосъ, — доносилъ онъ, — производитъ возмущеніе противъ тебя среди дома Израилева; земля не можетъ терпѣть всѣхъ словъ его, ибо такъ говоритъ Амосъ: отъ меча умретъ Іеровоамъ, а Израиль непремѣнно отведенъ будетъ плѣннымъ изъ земли своей».

Такимъ доносомъ жрецъ Амасія хотѣлъ возбудить гнѣвъ въ царѣ на пророка Амоса, но царь мало обращалъ вниманія на слова жреца: хотя и идолопоклонникъ, онъ все же почиталъ пророка Божія и не хотѣлъ ему досаждать. Жрецъ, убѣдившись, что онъ не можетъ возстановить царя противъ человѣка Божія, самъ началъ съ насиліемъ гнать его: неоднократно онъ билъ святаго Амоса и отгонялъ отъ Веѳиля, запрещая приходить на празднества въ честь золотого тельца и отвращать народъ отъ праздничныхъ жертвъ и веселія: святый же пророкъ пренебрегалъ запрещеніями жреца и ранами, получаемыми отъ него; онъ снова приходилъ въ Веѳиль и снова обращался къ народу съ пророческимъ учительнымъ и увѣщательнымъ словомъ, и снова жрецъ схватывалъ его и подвергалъ побоямъ. Однажды лукавый жрецъ съ мольбою сказалъ святому Амосу:

— «Провидецъ! пойди и удались въ землю Іудину; тамъ ѣшь хлѣбъ и тамъ пророчествуй, а въ Веѳилѣ больше не пророчествуй, ибо онъ — святыня царя и домъ царскій».

И отвѣчалъ Амосъ, и сказалъ Амасіи:

— «Я — не пророкъ и не сынъ пророка; я былъ пастухъ и собиралъ сикоморы [8]. Но Господь взялъ меня отъ овецъ и сказалъ мнѣ: иди, пророчествуй къ народу моему Израилю. Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: не пророчествуй на Израиля и не произноси словъ на домъ Исааковъ. За это вотъ что говоритъ Господь: когда придутъ Ассиріяне въ землю Израилеву, — плѣнятъ и опустошатъ ее, разорятъ города ея и возьмутъ городъ сей, тогда предъ твоими глазами безстыдные воины осквернятъ блудомъ жену твою, ибо и ты содѣйствовалъ заблужденію Израиля предъ всевидящими очами Божіими и поучалъ людей сихъ совершать нечистыя дѣла въ скверномъ храмѣ золотого тельца, твоего бога; сыновья и дочери твои умрутъ предъ тобою отъ оружія, и самъ ты скончаешься въ землѣ языческой; Израиль же будетъ отведенъ въ плѣнъ изъ земли своей» (ср. Амос. 7, 12-17).

Эти слова святаго Амоса возбудили въ жрецѣ сильнѣйшій гнѣвъ, и онъ началъ бить безъ пощады пророка Божія; наконецъ сынъ жреца свирѣпый Озія въ ярости ударилъ изо всѣхъ силъ святаго Амоса между бровей тяжелою дубиною и ранилъ смертельно. Но онъ не умеръ тотчасъ: еле живаго его отвезли въ землю Іудову, гдѣ послѣ нѣсколькихъ дней онъ и скончался [9] на родинѣ, въ городѣ Ѳекуи; здѣсь же онъ былъ и погребенъ съ отцами своими. Желающій увѣдать пророчества святаго Амоса можетъ найти ихъ въ его книгѣ; мы же Бога, его вразумившаго, славимъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] † 954 г. до Р. Хр.
[2] 953-931 гг. до Р. Хр.
[3] 954-937 гг. до Р. Хр.
[4] 809-758 гг. до Р. Хр.
[5] 789-737 гг. до Р. Хр.
[6] Т. е. прокаженнымъ.
[7] Іудейскій историкъ Іосифъ Флавій (ум. II в. по Р. Хр.), между прочимъ, сообщаетъ, что землетрясеніемъ на западѣ отъ храма была отторгнута половина горы, которая, катясь къ востоку на протяженіи 4 стадій, засыпала на своемъ пути царскіе сады.
[8] Сикоморы или сикоморъ — смоковничное дерево, по плодамъ принадлежащее къ смоковничьимъ низшаго сорта.
[9] Около 783 г. до Р. Хр.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 319-323.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0