Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День четырнадцатый.

Житіе и чудеса святаго пророка Елиссея.

— «Великій пророкъ Божій родился нынѣ, и онъ долженъ будетъ разрушить истукановъ и сокрушить сильныхъ!»

Когда же Елиссей достигъ совершеннаго возраста, проводя жизнь свою, для большаго угожденія Богу, въ дѣвственной чистотѣ, Богъ призвалъ его на пророческое служеніе. Призваніе это совершилось такъ. Однажды Елиссей двѣнадцатью парами воловъ пахалъ землю. Святый пророкъ Илія, находившійся въ то время на горѣ Хоривѣ [3] въ собесѣдованіи съ Богомъ, получилъ повелѣніе отъ Бога помазать Елиссея вмѣсто себя въ пророка. И вотъ, когда Елиссей былъ въ полѣ, святый пророкъ Илія приблизился къ нему, возложилъ на него свою милоть [4], и, передавъ ему волю Господню, нарекъ его въ пророка, и повелѣлъ ему слѣдовать за собою. Елиссей тотчасъ все оставилъ и готовъ былъ со всѣмъ усердіемъ слѣдовать за святымъ пророкомъ Божіимъ Иліею, и только испросилъ у него позволенія на короткое время отлучиться домой, чтобы проститься съ отцомъ и матерью. Дома онъ взялъ ту пару воловъ, на которой самъ пахалъ, закололъ ихъ, а плугъ разсѣкъ на дрова, возложилъ ихъ на огонь и, зажаривъ на немъ мясо, сдѣлалъ угощеніе прилучившимся людямъ и сосѣдямъ; послѣ сего, поцѣловалъ отца и мать, Елисеей немедленно послѣдовалъ за Иліею и служилъ ему, поучаясь у него вѣдѣнію таинъ Божіихъ; по благодати Божіей онъ сдѣлался пророкомъ, неменьшимъ учителя и наставника своего — святаго Иліи. Когда же Богу угодно было взять раба Своего Илію въ вихрѣ на огненной колесницѣ на небо (4 Цар. 2, 1-15) и переселить его въ рай, то Илія спросилъ у Елиссея, какого дара онъ желаетъ отъ Бога, который бы онъ, Илія, исходатайствовалъ ему молитвою своею.

— «Проси, — сказалъ онъ, — что сдѣлать тебѣ, прежде чѣмъ я буду взятъ отъ тебя».

Елиссей не просилъ себѣ чего-либо земнаго временнаго, ибо для него, оставившаго все ради Бога и нищаго духомъ, почитавшаго все за ничто, не требовалось ничего на землѣ; онъ не просилъ у Иліи ни здоровья для тѣла, ни долготы дней жизни своей, ибо, въ чаяніи наслѣдія жизни вѣчной, не желалъ продолжительнаго пребыванія въ сей временной жизни, но испросилъ себѣ благодати Духа Святаго, сугубой по сравненію съ почивавшей на святомъ Иліи.

— «Пусть будетъ, — сказалъ онъ, — тотъ даръ пророчества, и даръ чудотворенія, какой въ тебѣ, вдвое болѣе во мнѣ! дабы я могъ заблуждшихся людей, уклонившихся въ служеніе Ваалу, словомъ пророческимъ научить, подтверждая наставленія свои чудотвореніями, и чрезъ сіе обратить ихъ опять къ единому истинному Богу».

Илія согласился на просимое Елиссеемъ, но подъ условіемъ, сказавъ ему:

— «Если увидишь, какъ я буду взятъ отъ тебя, то будетъ тебѣ такъ».

И вотъ, когда они продолжали путь и беседовали, появилась огненная колесница и огненные кони, которые раздѣлили ихъ другъ отъ друга, и Илія въ вихрѣ понесся на небо. Елиесей смотрѣлъ и взывалъ:

— «Отецъ мой, отецъ мой! Колесница Израилева и конница его!» [5]

Наконецъ, когда Елиссей пересталъ уже видѣть огненную колесницу, далеко скрывшуюся отъ него вмѣстѣ съ Иліею въ высотѣ, то началъ плакать по немъ, какъ объ отцѣ, разодравъ одежду свою пополамъ. Но вотъ онъ увидѣлъ спущенную съ высоты Иліею милоть, которая и покрыла его, и онъ принялъ ее, какъ знакъ полученнаго сугубаго духа Иліи, и получилъ утѣшеніе въ своей печали о немъ. Онъ хранилъ ее у себя, какъ великое сокровище, или какъ драгоцѣнную царскую порфиру, — и этою милотію сотворилъ такое же чудо, какъ ранѣе Илія. Желая перейти рѣку Іорданъ, онъ милотію ударилъ по водѣ, — вода разступилась, и Елиссей перешелъ по суху. Видѣвшіе это чудо ученики пророческіе, жившіе въ Іерихонѣ, убѣдились, что Духъ Иліи почилъ на Елиссеѣ и, придя къ нему, поклонились ему.

Святый же Елиссей пришелъ въ Іерихонъ и остановился въ немъ, чтобы пробыть здѣсь нѣкоторое время. Жители города пришли къ нему и сказали:

— «Вотъ мѣстоположеніе города нашего хорошо, какъ и самъ ты видишь; но вода нехороша, и отъ нея и земля безплодна!»

Елиссей потребовалъ, чтобы принесли ему новый водоносъ и всыпали въ него соли. Когда это исполнили, онъ взялъ водоносъ и пошелъ къ тому мѣсту, гдѣ были ключи и, высыпавши тамъ соль, сказалъ:

— «Такъ говоритъ Господь: — «Я сдѣлалъ эту воду здоровою; она не будетъ уже теперь причиною смерти и безплодія».

Послѣ сего изъ Іерихона Елиссей отправился въ городъ Веѳиль, жители котораго — израильтяне, отступивъ отъ Бога, поклонялись идоламъ. Когда онъ приближался къ городу, то маленькія дѣти, игравшія здѣсь на дорогѣ, встрѣтивъ его и видя его плѣшивую голову, начали смѣяться надъ нимъ и кричать:

— «Ступай плѣшивый! ступай плѣшивый!»

Елиссей, проходя мимо, осмотрѣлся и видя, что они слѣдуютъ за нимъ, продолжая насмѣхаться и кричать, проклялъ ихъ именемъ Божіимъ. И вотъ выбѣжали изъ лѣсу двѣ медвѣдицы и растерзали изъ нихъ сорокъ двухъ отроковъ, остальные едва спаслись бѣгствомъ въ городъ. Этою казнію пророкъ Божій по праведному суду наказалъ тѣхъ дѣтей за поруганіе и пресѣкъ имъ жизнь, дабы, придя въ мужественный возрасть, они не явились болѣе злыми людьми; родители же ихъ были наказаны этимъ за свое идолопоклонство и вмѣстѣ получили горькое поученіе воспитывать дѣтей въ страхѣ Божіемъ и наставлять ихъ благоговѣйному почитанію слугъ Божіихъ. — Изъ Веѳиля Елиссей пошелъ на гору Кармилъ [6] и оттуда возвратился въ Самарію.

Въ то время у израильтянъ начиналась война противъ моавитянъ. Царь моавитскій, земля котораго изобиловала стадами, обыкновенно присылалъ ежегодно царю израильскому дань изъ ста тысячъ ягнятъ и ста тысячъ овецъ съ рунами [7]. По смерти же Ахаава, царя израильскаго, Моса, царь моавитскій отложился отъ царства израильскаго и прекратилъ присылъ обычной дани.

Тогда Іорамъ, сынъ Ахаавовъ, царствовавшій надъ Израилемъ въ Самаріи и державшійся нечестія своего отца, собравъ свою военную силу и, пригласивъ на помощь Іосафата, благочестиваго царя іудейскаго изъ Іерусалима, а также подчиненнаго ему царя эдомскаго, двинулся на моавитянъ чрезъ пустыню Эдомскую. По усмотрѣнію Божію, въ полкахъ находился и святый пророкъ Елиссей. Семь дней шли три царя со своими полками и не было воды ни для людей, ни для скота; всѣ изнемогали отъ жажды. Іорамъ, царь израильскій, сказалъ съ воздыханіемъ:

— «Собралъ Господь насъ — трехъ царей, дабы предать въ руки моавитянъ».

Царь же іудейскій спросилъ:

— «Нѣтъ ли здѣсь при полкахъ кого-либо изъ пророковъ, чрезъ котораго можно было бы вопросить Господа?»

Слуга царя израильскаго сообщилъ, что при полкахъ находится Елисссй, сынъ Сафатовъ, который служилъ пророку Иліи, возливая воду на его руки [8]. Царь же Іосафатъ засвидѣтельствовалъ объ Елиссеѣ, сказавъ:

— «Въ семъ мужѣ пребываетъ слово Господне».

И вотъ три царя пришли къ святому Елиссею и просили его помолиться о нихъ Господу, дабы Онъ открылъ ему, что ихъ ожидаетъ. Но святый Елиссей отвѣтилъ Іораму, царю израильскому:

— «Что общаго у меня съ тобою? иди къ пророкамъ отца своего Ахаава и матери своей Іезавели и тѣхъ спроси, чтобы они сказали тебѣ, что васъ ожидаетъ».

Іорамъ же, царь израильскій, со смиреніемъ сказалъ ему:

— «Неужели Господь собралъ насъ трехъ царей, чтобы предать въ руки моавитянъ?»

Елиссей отвѣчалъ ему:

— «Призываю во свидѣтельство Господа силъ, Которому предстою, что, если бы я не почиталъ Іосафата — благочестиваго царя іудейскаго, то не пожелалъ бы и видѣть тебя идолопоклонника».

Послѣ этого Елиссей потребовалъ, чтобы привели къ нему пѣвца [9]. И вотъ, когда явился пѣвецъ-левитъ, умѣвшій прекрасно пѣть псалмы Давида, и пѣлъ, — Духъ Господень сошелъ на Елиссея, и онъ, пророчествуя, сказалъ:

— «Копайте глубокіе рвы, потому что такъ говоритъ Господь: вы не увидите ни дождя, ни вѣтра, а рвы наполнятся водою, которую будете пить вы и скотъ вашъ, да и самихъ моавитянъ Господь предастъ въ руки ваши и вы побѣдите ихъ силу и разорите всѣ ихъ укрѣпленные города, посѣчете всѣ дерева плодоносныя и всякій водный источникъ запрудите камнемъ и землею и всю страну моавитскую опустошите».

И сбылись всѣ слова пророка. На утро, когда благочестивый Іосафатъ, царь іерусалимскій, по обычаю своему приносилъ жертву Богу руками священническими, люди увидали воду, текущую по Эдомскому пути, которая достигла сначала мѣста, гдѣ стояли полки Іосафата, и, разливаясь по окрестности, наполняла всѣ рвы и лощины потоковъ по долинѣ, и вся земля пропиталась водою и была влажною. Люди утолили жажду и, подкрѣпившись силами, двинулись на моавитянъ и нанесли имъ тяжкое пораженіе; всю страну ихъ плѣнили, и по повелѣнію пророка, предали ее опустошенію, и послѣ сего съ торжествомъ возвратились въ свою страну.

Однажды нѣкая вдова пророческаго ученика съ горестію говорила Елиссею:

— «Рабъ твой, а мой мужъ, умеръ; ты же его хорошо знаешь, какъ человѣка богобоязненнаго. Теперь приходитъ заимодавецъ, которому очень много задолжалъ мой мужъ и не находитъ у меня, что взять, ибо я совсѣмъ ничего не имѣю; и потому желаетъ взять у меня въ работу себѣ двоихъ моихъ сыновей, оставшихся мнѣ въ утѣшеніе въ моемъ вдовствѣ и дорогихъ мнѣ какъ зеницы очей моихъ».

Такъ горько взывала вдовица та къ пророку Божію. [По сказаніямъ нѣкоторыхъ, вдовица эта была супругою пророка Авдія, управителя дома Ахаавова, который скрылъ отъ меча царицы Іезавели сто пророковъ Божіихъ и содержалъ ихъ на свой счетъ, на что истратилъ все свое имущество, задолжавъ заимодавцамъ (3 Цар. 18, 3 и слѣд.) [10]. Умирая, онъ предоставилъ жену и дѣтей промыслу Божію, заповѣдавъ имъ имѣть твердое упованіе на Господа]. Святый пророкъ Елиссей, умилосердившись надъ вдовицей и ея дѣтьми, спросилъ ее:

— «Что ты желаешъ, чтобы я сдѣлалъ для тебя? Скажи, что ты имѣешь теперь въ домѣ у себя?»

Она отвѣчала:

— «Нѣтъ у рабы твоей ничего въ домѣ, кромѣ посудины съ небольшимъ количествомъ елея».

Тогда Елиссей сказалъ ей:

— «Поди, попроси у сосѣдей своихъ, какъ можно больше, порожнихъ сосудовъ и, затворившись въ домѣ съ сыновьями своими, наливай изъ своей посудины масло во всѣ эти сосуды, и они будутъ наполняться».

Вдовица исполнила повелѣніе пророка Божія. Она собрала у сосѣдей порожніе сосуды, поставила ихъ въ домѣ, затворила за собою двери и наливала елей изъ своей посудины въ выпрошенные сосуды; сыновья ея, помогая матери, подавали сосуды и наливали ихъ, и елей не оскудѣвалъ въ ея сосудѣ, но лился какъ изъ источника. Когда сосуды всѣ были наполнены, женщина сказала сыновьямъ:

— «Подставьте еще сосудъ».

Но дѣти сказали, что уже нѣтъ болѣе порожняго сосуда; и елей пересталъ течь изъ сосуда вдовы. Вдовица съ великою радостію поспѣшила къ человѣку Божію и сказала ему объ этомъ чудѣ. Елиссей же велѣлъ ей идти и продавать этотъ елей и заплатить долгъ своего мужа, а отъ оставшагося питаться со своими сыновьями.

Случилось святому пророку Елиссею проходить черезъ городъ Сонамъ [11]. Здѣсь одна богатая женщина упросила его къ себѣ ѣсть хлѣбы и со всѣмъ усердіемъ угостила человѣка Божія.

Пророку Елиссею очень часто приходилось проходить тѣмъ городомъ при путешествіи отъ Кармила къ Іордану, или въ Галгалы, или въ Іерихонъ, и оттуда возвращаться въ Кармилъ; послѣ приглашенія женщины, онъ постоянно заходилъ въ домъ ея ѣсть хлѣбъ, потому что она была благочестива и добродѣтельна. Однажды женщина та сказала мужу:

— «Я увѣрилась въ томъ, что человѣкъ Божій, который часто проходитъ мимо насъ — человѣкъ святый. Устроимъ ему небольшую горницу, поставимъ ему тамъ постель, столъ, стулъ и подсвѣчникъ, чтобы онъ, заходя съ дороги къ намъ, могъ отдохнуть».

И устроили такъ. И святый пророкъ каждый разъ останавливался въ этой горницѣ, когда случалось ему быть въ этомъ городѣ. Однажды человѣкъ Божій, отдыхая въ горницѣ, устроенной для него, размышлялъ, чѣмъ-бы отблагодарить эту гостепріимную и добродѣтельную женщину. Онъ велѣлъ слугѣ своему Гіезію позвать женщину къ себѣ. Когда она вошла, человѣкъ Божій сказалъ ей:

— «Вотъ ты такъ заботишься о насъ; чѣмъ я могу отблагодарить тебя за это? Нѣтъ-ли у тебя какой просьбы до царя, или князя или военачальника?»

Она отвѣчала:

— «Нѣтъ у меня никакой просьбы къ нимъ, потому что среди своего народа я живу».

Когда женщина ушла, святый обратился къ Гіезію, спросивъ его совѣта, чѣмъ бы можно было отблагодарить ту женщину за ея благодѣянія. Гіезій отвѣчалъ ему:

— «Женщина эта не имѣетъ дѣтей, а мужъ ея старъ, умоли Бога, чтобы Онъ подалъ ей наслѣдника-сына».

Угодникъ Божій поступилъ такъ. Онъ усердно вознесъ горячую молитву о женщинѣ той Богу и, получивъ извѣщеніе отъ Него, велѣлъ вторично призвать ее къ себѣ. Когда она вошла и встала въ дверяхъ, человѣкъ Божій сказалъ ей, что она зачнетъ и родитъ сына. Женщина поклонилась ему, и какъ-бы не вѣря отъ радости, съ мольбою просила святаго увѣрить ее въ томъ. Святый убѣдилъ ее, чтобы она твердо вѣрила неложному слову. Женщина дѣйствительно зачала, и, по исполненіи времени родила сына, котораго и вскормила своею грудью. Однажды, когда отрокъ уже возросъ, лѣтомъ въ жатвенное время, онъ пошелъ къ отцу своему на поле, гдѣ была жатва. Пробывъ тамъ немного, онъ разболѣлся головною болью и закричалъ:

— «Голова болитъ, голова болитъ!»

Отецъ велѣлъ слугѣ отнести больного сына домой. Дома больной отрокъ пролежалъ на колѣняхъ у матери только до полудня и умеръ [12]. Мать взяла умершаго, отнесла въ горницу пророка, положила его на постель и, затворивъ двери, вышла и позвала своего мужа. Ничего не сказавъ ему о смерти сына, она просила у него, чтобы онъ прислалъ ей слугу и осла, такъ какъ она должна идти къ человѣку Божію въ Кармилъ, откуда скоро возвратится. Мужъ спросилъ ее:

— «Зачѣмъ ты пойдешъ къ нему? вѣдь нынѣшній день не новомѣсячіе, ни суббота?»

(Въ эти дни къ святому пророку Елиссею, жившему на Кармильской горѣ, собирались люди для славословія Божія и поученія). Жена же отвѣчала, что хотя нынѣ не суббота, ни новомѣсячіе, но она должна идти, — и съ поспѣшностью отправилась къ святому. Когда она приближалась къ Кармильской горѣ, человѣкъ Божій, провидя ея приходъ, сказалъ своему слугѣ Гіезію:

— «Это та Сонамитянка. Бѣги навстрѣчу ей и спроси: здорова ли ты? здоровъ ли мужъ? здоровъ ли сынъ твой?»

Она сказала встрѣтившему ее Гіезію:

— «Здоровы».

Но когда она пришла къ святому на гору, то припала къ его ногамъ. Гіезій хотѣлъ было ее отстранить отъ него, но Елиссей сказалъ:

— «Оставь ее, ибо душа ея нынѣ скорбитъ; Господь же утаилъ отъ меня объ ея печали и не открылъ мнѣ».

Женщина сказала:

— «Просила-ли я сына у господина моего? не самъ ли ты, господинъ мой, испросилъ его мнѣ у Бога? не говорила ли я: не дай мнѣ обмануться? И вотъ сынъ мой нынѣ умеръ».

Человѣкъ Божій умилился надъ ней и, давъ свой посохъ Гіезію, велѣлъ ему скорѣе идти и возложить этотъ посохъ на умершаго отрока, Мать же умершаго отрока не удовольствовалась этимъ и, припавъ къ святому пророку, говорила ему:

— «Живъ Господь, и жива душа твоя, я не отстану отъ тебя».

Тогда святый Елиссей всталъ и пошелъ вмѣстѣ съ нею. Гіезій же, прибывъ ранѣе его, положилъ посохѣ на лице отрока, но отрокъ не обнаруживалъ признаковъ жизни. Тогда Гіезій возвратился и, встрѣтивъ человѣка Божія, сказалъ ему, что отрокъ не воскресъ. Наконецъ, прибылъ въ городъ самъ святый пророкъ Елиссей и, войдя въ домъ женщины, прошелъ въ горницу. Здѣсь на его постели лежалъ умершій отрокъ. Святый Елиссей затворилъ двери и, помолившись Господу, простерся надъ отрокомъ, приникнувъ своими устами къ его устамъ, и своими глазами къ его глазамъ, и положивъ руки свои на его руки, и свои колѣна на его колѣна, и дышалъ на него, — и тѣло отрока стало согрѣваться. Пророкъ всталъ, походилъ по комнатѣ, и опять простерся надъ отрокомъ. Такъ было до семи разъ, послѣ чего отрокъ открылъ глаза. Елиссей позвалъ Гіезія и велѣлъ ему призвать мать отрока. Когда она вошла, Елиссей сказалъ ей:

— «Возьми сына твоего!»

Женщина припала къ ногамъ человѣка Божія, и, взявъ живаго сына своего, радуясь, воздавала хвалу Богу [13].

Послѣ сего пророкъ Божій Елиссей пришелъ въ Галгалъ, мѣсто, гдѣ въ древности Израильтяне на пути въ землю обѣтованную переходили рѣку Іорданъ. Здѣсь пророкъ Елиссей пробылъ продолжительное время. И вотъ наступилъ голодъ въ той странѣ. Съ пророкомъ были и ученики его, проводившіе жизнь въ подражаніе ему, въ чистотѣ и нищетѣ, подобно инокамъ новой благодати. Пребываніе человѣка Божія съ учениками было въ особомъ безлюдномъ мѣстѣ. Елиссей приказалъ слугѣ своему поставить на огонь большой котелъ и варить похлебку для учениковъ пророческихъ, которыхъ было числомъ сто человѣкъ. Одинъ ученикъ пошелъ въ поле собирать зелень, и нашелъ дикій плодъ, на видъ схожій съ виноградомъ, называвшійся колокинхидою, очень горькій, почему называли его также желчью земли. Плодъ этотъ очень вреденъ для здоровья, хотя и употребляется при врачеваніи, но употребленіе его въ большомъ количествѣ причиняетъ смерть. Собиравшій не зналъ всего вреда этого плода и потому набралъ полную одежду свою, и всыпалъ въ котелъ, чтобы сварить. Когда пища была подана ученикамъ и они стали ѣсть, тогда они тотчасъ почувствовали горечь и заболѣли.

— «Смерть въ котлѣ, человѣкъ Божій!» — вскричали они въ испугѣ, обратившись къ Елиссею; и перестали ѣсть, потому что было невозможно.

Елиссей велѣлъ всыпать немного муки въ котелъ, (не затѣмъ, чтобы обезвредить пищу, а чтобы скрыть свое чудотвореніе) — и пища сдѣлалась пріятною и безвредною, и ѣвшіе ее насытились и исцѣлились.

Въ это время пришелъ къ святому пророку Елиссею одинъ благочестивый человѣкъ изъ города Ваалъ-Шалиши [14] и принесъ двадцать ячменныхъ небольшихъ хлѣбцевъ отъ перваго сбора ячменя. Человѣкъ Божій велѣлъ тѣ хлѣбцы раздать присутствующимъ. Но слуга его сказалъ, что этихъ маленькихъ хлѣбцевъ не достанетъ на сто человѣкъ. Елиссей отвѣтилъ ему:

— «Раздай всѣмъ, пусть ѣдятъ; ибо такъ Господь говоритъ: всѣ они насытятся, и еще останется».

И дѣйствительно сто человѣкъ насытились и, по слову Господню, сказанному устами пророка, осталось много кусковъ.

Въ то время заболѣлъ проказою [15] знаменитый воевода царя Сирійскаго, по имени Нееманъ; онъ славился своею храбростію и военными побѣдами, и потому былъ въ большомъ почетѣ у царя. Болѣя продолжительное время, Нееманъ не находилъ врачей, которые бы могли исцѣлить его. Однажды сирійскіе воины привели изъ израильской страны взятую въ плѣнъ дѣвочку, и отдали ее въ услуженіе женѣ Неемана. Дѣвочка та слыхала отъ своихъ родителей о святомъ пророкѣ Елиссеѣ и о великихъ чудесахъ, совершавшихся по его молитвамъ и сказала о томъ своей госпожѣ, которой служила.

— «О, если бы господинъ мой, — говорила та дѣвочка, — побывалъ у пророка Божія, который въ Самаріи, то онъ снялъ бы съ него проказу его!»

Эти слова дѣвочки жена Неемана и передала въ точности своему мужу. Нееманъ пошелъ къ царю своему и сталъ просить у него, чтобы онъ отпустилъ его въ землю израильскую, въ Самарію — къ пророку Божію для исцѣленія. Царь не только дозволилъ ему идти, но далъ съ нимъ письмо къ царю израильскому Іораму, сыну Ахаавову. Нееманъ, взявъ съ собою дары для человѣка Божія, — десять талантовъ серебра, шесть тысячъ золотыхъ монетъ и десять перемѣнъ дорогихъ одеждъ, — прибылъ въ землю Израильскую и подалъ царю Іораму письмо отъ своего царя. Въ письмѣ было написано:

— «Изъ моего письма, которое ты получишь, узнай, что я послалъ къ тебѣ слугу моего Неемана, чтобы ты очистилъ его отъ проказы».

Царь израильскій Іорамъ, прочитавъ письмо царя сирійскаго, сильно опечалился и, разодравъ на себѣ одежды, сказалъ:

— «Развѣ я Богъ, Который одинъ можетъ умерщвлять и оживлять, что онъ прислалъ ко мнѣ прокаженнаго человѣка, чтобы я очистилъ его отъ проказы? Но замѣчаете-ли, что это онъ ищетъ предлога, чтобы начать войну противъ меня?»

Святый пророкъ Елиссей, узнавъ, что царь очень опечаленъ и разодралъ одежды свои, послалъ сказать ему:

— «Что ты печалишься и зачѣмъ разодралъ одежды свои? Пусть Нееманъ тотчасъ придетъ и узнаетъ, что есть пророкъ Божій въ Израилѣ».

Нееманъ пришелъ съ конями и колесницами и остановился у дверей дома Елиссеева. Святый пророкъ чрезъ посланнаго слугу сказалъ ему:

— «Иди, окунись семь разъ въ Іорданѣ и тѣло твое будетъ такимъ, какимъ было ранѣе, и ты очистишься» [16].

Нееманъ почувствовалъ себя обиженнымъ этими словами пророка и ушелъ, говоря:

— «Я ожидалъ, что онъ самъ выйдетъ ко мнѣ и, вставъ надо мною, призоветъ имя Бога своего, прикоснется рукою своею къ прокаженнымъ мѣстамъ моего тѣла и очиститъ проказу, а онъ повелѣваетъ мнѣ идти къ Іордану. Рѣки Дамасскія, — Авана и Фарфаръ [17] не лучше ли Іордана и всѣхъ водъ израильскихъ? Развѣ я не могъ бы омыться въ нихъ и очиститься?»

И пошелъ Нееманъ обратно изъ Самаріи въ сильномъ гнѣвѣ. Но на пути слуги его посовѣтовали ему послушаться повелѣнія пророка Божія и сказали при этомъ:

— «Если бы пророкъ приказалъ тебѣ сдѣлать что-либо очень трудное, развѣ ты не исполнилъ бы его повелѣнія? а онъ тебѣ сказалъ только: окунись въ Іорданѣ и очистишься; а ты и этого не хочешь исполнить».

Нееманъ послушался совѣта своихъ слугъ, отправился на Іорданъ, сошелъ съ колесницы и семь разъ окунулся въ рѣкѣ, какъ велѣлъ ему человѣкъ Божій, и тотчасъ тѣло его очистилось и онъ вышелъ изъ рѣки бодрый и здоровый, какъ юноша. И возвратился Нееманъ со всѣми сопровождавшими его къ святому Елиссею и, ставъ передъ нимъ, сказалъ:

— «Теперь я знаю, что нѣтъ Бога по всей землѣ, кромѣ Израиля; посему прими отъ раба твоего дары эти, какіе я принесъ тебѣ».

И при этомъ предложилъ человѣку Божію золото, серебро и одежды. Но святый Елиссей сказалъ ему:

— «Живъ Господь, Которому я служу, я не возьму у тебя ничего».

Нееманъ началъ убѣждать пророка взять принесенное, но онъ былъ непреклоненъ и не взялъ ничего.

Тогда Нееманъ обратился къ святому съ просьбой, сказавъ:

— «Дозволь рабу твоему взять земли [18], сколько можно увезти на двухъ парахъ муловъ; привезя ее домой, я поставлю жертвенникъ Господу Богу Израилеву, ибо отнынѣ рабъ твой не будетъ приносить жертвы никакимъ богамъ, кромѣ Единаго Истиннаго Бога» [19].

Святый Елиссей дозволилъ ему взять просимое и отпустилъ его съ миромъ. Когда Нееманъ ушелъ отъ человѣка Божія Елиссея, слуга его, Гіезій, началъ размышлять:

— «Вотъ какую великую радость сдѣлалъ Нееману Сиріянину господинъ мой, а онъ не взялъ изъ рукъ его ни одного дара; пойду вслѣдъ за нимъ, догоню и возьму что-либо у него».

И, вставъ, поспѣшилъ вслѣдъ за Нееманомъ. Нееманъ, увидавъ, что Гіезій поспѣшно догоняетъ его, сошелъ съ колесницы и пошелъ на встрѣчу къ нему. Когда они сошлись вмѣстѣ, Гіезій, послѣ привѣтствія, сказалъ Нееману:

— «Господинъ мой послалъ меня сказать тебѣ, что сейчасъ съ горы Ефремовой пришли къ нему двое учениковъ пророческихъ, и онъ проситъ тебя дать для нихъ талантъ серебра и двѣ перемѣны одеждъ».

Нееманъ сказалъ:

— «Возьми два таланта».

И тотчасъ велѣлъ положить серебро въ два мѣшка, и далъ Гіезію двоихъ своихъ слугъ отнести посланное, а сверхъ того далъ ему и двѣ одежды. Гіезій, пришедши съ тѣми слугами домой въ вечерній сумракъ, взялъ у нихъ принесенное и, отославъ ихъ обратно, скрылъ взятое въ домѣ, а самъ явился къ господину своему.

Святый Елиссей спросилъ у него:

— «Откуда ты пришелъ, Гіезій?»

Гіезій отвѣчалъ:

— «Не ходилъ рабъ твой никуда».

Тогда святый Елиссей сказалъ ему:

— «Развѣ сердце мое не ходило съ тобою и не видѣло, какъ, сойдя съ колесницы человѣкъ тотъ шелъ навстрѣчу тебѣ; — и какъ ты принялъ отъ него серебро и одежды; и развѣ я не знаю, что ты намѣренъ на это серебро купить себѣ масличныя деревья и виноградники, овецъ и воловъ, слугъ и служанокъ? За это проказа Нееманова пристанетъ къ тебѣ и къ твоему потомству на вѣки».

И вышелъ Гіезій отъ Елиссея, покрытый проказою и бѣлый, какъ снѣгъ.

Однажды ученики пророческіе сказали Елиссею:

— «Вотъ жилище, въ которомъ мы живемъ около тебя, тѣсно для насъ; пойдемъ къ Іордану и принесемъ каждый по бревну и сдѣлаемъ себѣ тамъ жилище».

Святый отпустилъ ихъ. Одинъ изъ учениковъ кротко пригласилъ и его самого пойти вмѣстѣ съ ними, сказавъ ему:

— «Пойди, отче, и ты самъ съ рабами твоими».

Человѣкъ Божій всталъ и пошелъ вмѣстѣ съ ними. Когда они пришли на Іорданъ и начали рубить бревна, у одного изъ рубившихъ соскочилъ топоръ съ топорища и упалъ въ воду; — и онъ вскричалъ: — «ахъ, господинъ мой! топоръ этотъ я взялъ на подержаніе у друга».

Человѣкъ Божій спросилъ его, гдѣ упалъ топоръ и, когда тотъ указалъ мѣсто, Елиссей отрубилъ кусокъ дерева, бросилъ его въ воду, и топоръ всплылъ на поверхность воды. Святый велѣлъ рубившему взять его и тотъ, протянувъ руку, взялъ его. Столь великая дана была сила святому мужу, что онъ могъ даже естественную тяжесть желѣза уменьшить такъ, что желѣзная сѣкира плавала сверхъ воды, какъ листъ, упавшій съ дерева.

Святый пророкъ Елиссей провидѣлъ происходящее вдали отъ него съ такою ясностію, что какъ-бы все это происходило передъ его очами. Царь сирійскій, воевавшій съ израильтянами, много разъ совѣщался съ приближенными своими, какъ устроить засаду для царя израильскаго, и назначалъ то или другое мѣсто, гдѣ долженъ былъ залечь назначенный для засады отрядъ воиновъ. Но святый Елиссей, провидя это, посылалъ предупредить царя израильскаго, говоря:

— «Остерегись проходить симъ мѣстомъ, потому что тамъ залегли сиріяне».

Царь посылалъ узнать, правда ли это; и увѣрившись въ томъ, соблюдалъ осторожность и не приближался къ тому мѣсту, а самъ посылалъ своихъ воиновъ, которые внезапно нападали на сиріянъ и поражали ихъ. Это было нѣсколько разъ. Царь сирійскій, слыша объ этомъ, пришелъ въ смущеніе и, призвавъ своихъ подчиненныхъ, сказалъ имъ:

— «Почему вы не скажете мнѣ, кто открываетъ мои тайны царю израильскому и предаетъ меня въ его руки?»

Одинъ изъ нихъ отвѣчалъ ему на это:

— «Никто, господинъ мой царь, и не отъ насъ это происходитъ! А у израильтянъ есть пророкъ Елиссей, который пересказываетъ царю израильскому даже тѣ слова, которыя ты говоришь въ своей спальной комнатѣ».

Царь сказалъ:

— «Узнайте, гдѣ пророкъ тотъ? Я пошлю воиновъ взять и привести его сюда».

Воины, разузнавши, сказали ему, что Елиссей пребываетъ въ Доѳаимѣ [20]. Царь послалъ туда конницу, колесницы и большой отрядъ войска, которые ночью приступили и окружили городъ. Рано утромъ слуга Елиссея, выйдя изъ дома, увидалъ сирійскія войска съ конями и колесницами, въ большомъ количествѣ окружившія городъ, и, вбѣжавши къ Елиссею, вскричалъ:

— «Что намъ дѣлать, господинъ мой?»

Святый Елиссей отвѣчалъ:

— «Не бойся: съ нами больше, чѣмъ съ ними».

И обратился Елиссей къ Богу съ молитвою, говоря:

— «Господи! отверзи очи отрока твоего, дабы онъ узрѣлъ силу Твою».

И Богъ отверзъ очи служителя Елиссея, — онъ увидѣлъ, что вся гора занята конями и огненными колесницами кругомъ Елиссея.

Святый Елиссей вышелъ со слугою своимъ изъ города къ сиріянамъ, а тѣ пошли къ нему. Елиссей помолился къ Господу, говоря:

— «Порази, Господи, народъ сей слѣпотою».

И Господь поразилъ ихъ слѣпотою, какъ просилъ Елиссей. Тогда Елиссей сказалъ имъ:

— «Это не та дорога и городъ этотъ не тотъ, куда вамъ нужно идти; но идите за мною, и я приведу васъ къ тому человѣку, котораго вы ищете».

И привелъ онъ ихъ въ Самарію. Когда они прибыли въ Самарію, Елиссей обратился съ молитвою къ Богу и сказалъ:

— «Господи! отверзи имъ очи, дабы они увидѣли, гдѣ находятся».

И открылъ Господь глаза ихъ, и они увидѣли, что находятся въ Самаріи. Царь израильскій узнавъ объ ихъ прибытіи, и, увидѣвъ ихъ, спросилъ святаго Елиссея:

— «Не велишь ли, отче, ихъ истребить?»

Но святый отвѣчалъ:

— «Нѣтъ не истребляй, ибо не ты привелъ ихъ сюда, и не ты плѣнилъ ихъ своимъ оружіемъ; но сдѣлай имъ угощеніе, чтобы они шли къ государю своему».

Царь сдѣлалъ имъ большое угощеніе, и они ѣли и пили, и были отпущены къ царю своему, и послѣ сего прекратили свои нашествія изъ Сиріи на землю Израильскую.

Прошло довольно продолжительное время и царь сирійскій Венададъ началъ войну съ Іорамомъ, царемъ израильскимъ. Онъ собралъ все свое войско и окружилъ Самарію, столичный городъ царей израильскихъ, гдѣ находился тогда и святый пророкъ Елиссей. Начался сильный голодъ въ городѣ, такъ что самые бѣдные жители поѣдали своихъ дѣтей. Однажды къ царю израильскому, когда онъ ходилъ по городской стѣнѣ, подошла женщина и съ воплемъ говорила ему:

— «Помоги мнѣ господинъ, мой царь!»

Царь отвѣчалъ ей:

— «Если тебѣ не поможетъ Господь, какъ я могу помочь тебѣ? Съ гумна или съ точила дамъ тебѣ пропитаніе? Впрочемъ скажи, что тебѣ нужно?»

Она начала свою жалобу на другую женщину, сказавъ:

— «Вотъ эта женщина сказала мнѣ: давай, съѣдимъ сегодня твоего сына, а завтра моего, и мы сварили моего сына и съѣли. На другой день я сказала ей: давай съѣдимъ и твоего сына, но она его спрятала».

Царь израильскій, выслушавъ такой ужасный разсказъ женщины, разодралъ одежду свою и страшно разгнѣвался на пророка Божія Елиссея за то, что тотъ своимъ совѣтомъ удерживалъ его не покоряться царю сирійскому и не сдавать ему городъ, а ожидать помощи Божіей:

— «Пусть покараетъ меня Богъ и прибавитъ еще къ моему наказанію, если сегодня голова Елиссеева останется на немъ!» — сказалъ царь во гнѣвѣ.

И тотчасъ былъ посланъ исполнитель казни, чтобы отсѣчь голову пророку. Человѣкъ же Божій находился у себя дома, и у него были старцы израильскіе.

— «Знаете ли вы, — сказалъ онъ старцамъ, — что царь Іорамъ, сынъ убійцы Ахаава, убившаго неповинно Навуѳея, послалъ исполнителя казни снять съ меня сейчасъ голову? Но вы заприте крѣпко двери и не пускайте его сюда, пока не придетъ сюда господинъ его, ибо слышится топотъ ногъ господина его, потому что онъ спѣшитъ уже вслѣдъ за нимъ».

Еще святый говорилъ эти слова, какъ подошелъ царь и остановилъ исполнителя казни; потому что послѣ злого рѣшенія своего царь раскаялся, и самъ поспѣшилъ вслѣдъ за посланнымъ, чтобы предупредить исполненіе жестокаго приказанія, ибо царь зналъ о святости пророка Елиссея и его неповинности и о всѣхъ благодѣяніяхъ его для израильскаго царства и для многихъ людей. Войдя къ пророку, царь сказалъ:

— «Вотъ какое великое бѣдствіе послано на насъ отъ Господа! Чего же мнѣ ждать отъ Него? Отдамъ городъ сирійскому царю и смирюсь передъ нимъ, чтобы не умереть всѣмъ намъ отъ голода: лучше, подчинившись ему, остаться всѣмъ намъ живыми, чѣмъ, сопротивляясь, погибнуть отъ голода».

Но святый Елиссей, обратившись къ царю и ко всѣмъ присутствовавшимъ, сказалъ:

— «Слушайте слово Господне! Вотъ что говоритъ Господь: въ этотъ же часъ завтра въ воротахъ Самаріи [21] будутъ продавать мѣру муки пшеничной за одинъ сикль, и двѣ мѣры ячменя за одинъ сикль».

Одинъ изъ сановниковъ, самый приближенный къ царю, на руку котораго царь опирался, сказалъ на это Елиссею:

— «Если бы даже Господь отверзъ небеса, и тогда не будетъ того, что ты говоришь».

Святый Елиссей отвѣчалъ ему:

— «Вотъ ты самъ увидишь это своими очами, но не вкусишь отъ хлѣба того».

Успокоившись немного, царь ушелъ въ свою палатку. И вотъ ночью, когда святый Елиссей молился ко Господу Богу объ освобожденіи города, Богъ наслалъ великое смятеніе на войско сирійское: сиріянамъ послышался большой шумъ отъ оружія и ржаніе коней, какъ-бы отъ большого собравшагося войска, и они порѣшили между собою, что это цари Хеттейскій и Египетскій, нанятые царемъ израильскимъ, пришли къ нему на помощь со своими войсками.

— «Бѣжимъ отсюда, бѣжимъ», — кричали они въ великомъ страхѣ.

И ночью вмѣстѣ съ царемъ своимъ побѣжали обратно, оставивъ на мѣстѣ свои палатки, коней, ословъ и все, что было у нихъ въ станѣ, спасая лишь только свою жизнь. Въ эту же ночь около городскихъ воротъ сидѣли четверо прокаженныхъ, которые, разсуждая другъ съ другомъ, говорили:

— «Зачѣмъ мы здѣсь сидимъ, ожидая смерти? Если въ городъ пойдемъ, то умремъ отъ голода, а, оставаясь здѣсь, также умремъ; не пойти ли намъ въ сирійскій станъ и если не пощадятъ насъ, то лучше умереть отъ меча, чѣмъ терпѣть невыносимыя муки отъ голода».

И, согласившись, встали и пошли въ сирійскій станъ, покрытый еще ночнымъ мракомъ. Войдя въ станъ, они не нашли ни одного человѣка и, пройдя до середины стана и никого не видя, много дивились этому. Они вошли въ одну изъ палатокъ, и ѣли, и пили, взяли изъ нея серебро и золото и одежды и, отойдя, скрыли. Возвратившись, они вошли въ другую палатку и взяли изъ нея все, что хотѣли и сколько могли унести, и опять скрыли. Послѣ сего они начали совѣщаться, говоря:

— «Нехорошо мы дѣлаемъ; настоящій день — день радостной вѣсти, а мы молчимъ: и если останемся здѣсь до разсвѣта, то будемъ повинны въ большомъ грѣхѣ; посему поспѣшимъ къ городу и извѣстимъ царскій дворъ».

Они поспѣшили къ городу и подойдя къ воротамъ городскимъ, сказали стражамъ:

— «Мы ходили въ станъ сирійскій и не видѣли тамъ ни одного человѣка, и не слыхали даже голоса человѣческаго; только кони на привязи и ослы остались тамъ, также и шатры стоятъ на своихъ мѣстахъ, наполненные богатствомъ».

Немедленно обо всемъ извѣстили царя. Царь всталъ ночью, собралъ приближенныхъ и началъ съ ними совѣщаться и, усумнившись, сказалъ имъ:

— «Я открою вамъ коварный замыселъ сиріянъ, который они задумали противъ насъ. Они узнали, что мы страдаемъ отъ голода; посему, выйдя изъ стана, скрылись гдѣ-либо въ полѣ, намѣреваясь, когда мы выйдемъ, гонимые голодомъ изъ города, захватить насъ живыми, и войти въ нашъ городъ».

Слуги царя посовѣтовали послать кого-либо на развѣдки. Были посланы двое всадниковъ, которые, прибывъ въ станъ сирійскій и, никого не найдя въ немъ, поскакали по слѣдамъ сиріянъ до Іордана. Весь путь былъ устланъ одеждою и оружіемъ, которыя бросали бѣжавшіе въ великомъ страхѣ сиріяне. Посланные возвратились и обо всемъ извѣстили царя и народъ. Люди бросились изъ города и расхитили весь лагерь сирійскій; и мѣра муки пшеничной и двѣ мѣры ячменя продавались за одинъ сикль, какъ сказано было Господомъ чрезъ пророка. Вышеупомянутый сановникъ, тотъ, на руку котораго опирался царь, получилъ отъ него приказаніе встать у городскихъ воротъ для наблюденія за порядкомъ. И вотъ, когда онъ хотѣлъ распоряжаться, чтобы народъ не тѣснился въ воротахъ, толпа стиснула его и задавила его на смерть, какъ это и было предсказано человѣкомъ Божіимъ Елиссеемъ, когда этотъ сановникъ, не вѣря слову Господню, сказанному устами пророческими, объ изобиліи хлѣба, противорѣчилъ:

— «Если Господь и небо отверзетъ, то этого не будетъ» (4 Цар. 6, 24 и слѣд.).

Славенъ былъ сей великій угодникъ Божій и въ другихъ дивныхъ пророческихъ дарованіяхъ и дѣяніяхъ, какъ о томъ пространно повѣствуется въ книгахъ Царствъ. Онъ предсказалъ семилѣтній голодъ въ землѣ Израильской (4 Цар. 8, 10). Предусмотрѣвъ смерть Венадада царя сирійскаго, онъ предсказалъ переходъ царства сирійскаго въ руки Азаила. Помазавъ Іиуя — одного изъ князей израильскихъ — на царство (4 Цар. 9, 3), онъ возбудилъ его истребить богоненавистный идолопоклонническій Ахаавовъ домъ. Іиуй убилъ двоихъ царей идолопоклонниковъ: Іорама израильскаго и Охозію іудейскаго, внука благочестиваго царя Іосафата, который, не подражая дѣду своему, уклонился въ нечестіе. Онъ умертвилъ Іезавель, нечестивую жену Ахаавову, мать Іорама, и избилъ всѣхъ жрецовъ и волхвовъ вааловыхъ. Во всѣхъ этихъ дѣлахъ ему споспѣшествовали благословеніе и молитвы святаго пророка Елиссея. По смерти Іиуя царствовалъ въ Израилѣ сынъ его Іоахазъ, а ему наслѣдовалъ Іоасъ, внукъ Іиуя. Въ царствованіе Іоаса человѣкъ Божій, имѣвшій пребываніе въ Самаріи, и, будучи уже глубокимъ старцемъ, разболѣлся. Царь израильскій Іоасъ пришелъ навѣстить его и, плача надъ нимъ, говорилъ:

— «Отче, отче, колесница Израилева и кони его!»

Елиссей сказалъ ему:

— «Возьми лукъ и стрѣлы, открой окно къ востоку, гдѣ находится Сирія, и натяни лукъ со стрѣлою».

Царь исполнилъ это. Пророкъ же Божій, положивъ свои руки на руки царя, сказалъ:

— «Пусти стрѣлу къ Сиріи».

И царь пустилъ стрѣлу. Пророкъ сказалъ:

— «Стрѣла эта — стрѣла спасенія Господня, и ты побѣдишь Сирію».

И опять велѣлъ царю взять въ руки лукъ и стрѣлы. Царь взялъ. Пророкъ сказалъ ему:

— «Ударь стрѣлою по землѣ».

Царь ударилъ три раза и остановился. Человѣкъ Божій разгнѣвался на него, сказавъ:

— «Если бы ты ударилъ пять или шесть разъ, то побѣдилъ бы Сирію окончательно, теперь же ты нанесешь ей только три пораженія» [22].

Такъ пророчествуя царю, святый Елиссей скончался и былъ погребенъ съ почестями [23].

Не только при жизни пророкъ Елиссей творилъ чудеса, но онъ и по смерти своей явилъ себя чудотворцемъ. Черезъ годъ послѣ его смерти несли хоронить за городъ одного умершаго. Въ это время появилась толпа моавитянъ, которые производили набѣгъ на землю израильскую. Несшіе умершаго еще издали увидали непріятелей и бросили трупъ въ близъ лежащую пещеру. Это была та пещера, въ которой покоился прахъ пророка Елиссея. Лишь только мертвецъ коснулся костей пророка, какъ тотчасъ ожилъ и, выйдя изъ пещеры, пошелъ въ городъ [24].

Такъ и по смерти Богъ прославилъ Своего угодника [25]. За все сіе Богу нашему слава, честь и поклоненіе нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь [26].

Примѣчанія:
[1] А по инымъ сказаніямъ онъ происходилъ изъ колѣна Манассіина.
[2] Городъ Авелъ-Мехола находился недалеко отъ рѣки Іордана.
[3] Хоривъ — гора въ пустынѣ Аравійской, западная возвышенность того же горнаго хребта, восточную часть котораго составляетъ гора Синай.
[4] Милоть — верхняя одежда, плащъ.
[5] Цари другихъ народовъ на войнѣ употребляля коней и колесницы. Поэтому Елиссей назвалъ великаго Илію колесницею Израилевою и конникомъ, такъ какъ его одного было достаточно для того, чтобы поразить враговъ и даровать побѣду соплеменникамъ (блаж. Ѳеодор. вопр. 8).
[6] Кармилъ — гора въ колѣнѣ Иссахаровомъ; здѣсь часто пребывалъ пророк Илія (3 Цар. 18, 19).
[7] Руно — шерсть, шкура.
[8] «Возливалъ воду на руки Иліи», т. е. былъ постояннымъ служителемъ пророка Иліи, и посему является пророкомъ, заслуживающимъ полнаго довѣрія, какъ сказалъ о Елиссеѣ царь іудейскій Іосафатъ (4 Цар. 3, 12), видимо уже слышавшій о немъ.
[9] Въ томъ, что пророкъ Елиссей для приготовленія своего духа къ воспринятію откровенія или для успокоенія духа отъ гнѣва на царя Іорама (4 Цар. 3, 13-14) прибѣгаетъ къ дѣйствію струнной музыки, послѣ чего «была Рука Господня на немъ» (ср. 3 Цар. 18, 16; Іер. 1, 9), усматривается, во-первыхъ, извѣстный въ древности обычай — прибѣгать къ музыкѣ (ср. 1 Цар. 16, 16) для отвлеченія духа отъ внѣшняго міра, успокоенія и возбужденія; во-вторыхъ, употребленіе музыки (съ пѣніемъ гимновъ) въ пророческихъ школахъ (1 Цар. 10, 5), съ которыми прор. Елиссей стоялъ въ тѣсной связи. По словамъ блаж. Ѳеодорита, «священники по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты — гусли, псалтири, кимвалы и другія музыкальныя орудія. Въ употребленіи же у нихъ при семъ было Давидово духовное сладкопѣніе. Одного изъ сихъ пѣвцовъ велѣлъ призвать пророкъ. И когда пѣвецъ воспѣвалъ, благодать Духа назнаменовала, что дѣлать» (вопр. 12 на 4 Цар.).
[10] Намѣреніе кредитора продать въ рабство дѣтей вдовы оправдывалось буквою закона (Лев. 25, 39; Исх. 21, 2) и жестокою практикою жизни (Матѳ. 18, 25).
[11] Городъ Сонамъ или Сунемъ находился въ колѣнѣ Иссахаровомъ (Нав. 19, 18) противъ горъ Гелвуя (1 Цар. 28, 4), близъ Кармила.
[12] Болѣзнью сына благочестивой женщины, видимо, былъ солнечный ударъ (Іудиѳ. 8, 2-3; Псал. 120, 6).
[13] Дѣйствія пророка при воскрешеніи умершаго ребенка очень сходны по существу съ дѣйствіями прор. Иліи при воскрешеніи сына вдовы Сарептской (3 Цар. 17, 19-23). Пророкъ Елиссей «собственныя свои орудія чувствъ приложилъ къ орудіямъ чувствъ умершаго, чтобы умершій сталъ причастенъ жизни живаго, очевидно, по дѣйствію духовной благодати, дарующей жизнь» (блаж. Ѳеодор. вопр. 18). Чудо это прообразовало воскресеніе Господа Іисуса Христа. (Повѣствованіе 4 Цар. 4, 8-37 читается въ качествѣ пареміи 12-ой на вечернѣ въ Великую субботу).
[14] Ваалъ-Шалиша (ср. 1 Цар. 9, 4) — городъ, по предположенію, въ колѣнѣ Ефремовомъ.
[15] Проказа — это самая страшная и отвратительная, заразительная болѣзнь; она господствуетъ преимущественно въ странахъ съ жаркимъ климатомъ, особенно въ Египтѣ, Палестинѣ, Сиріи, Аравіи, Индіи и вообще на востокѣ. При развитіи этой болѣзни кожа дѣлается бѣлой, потомъ пухнетъ, сохнетъ, покрывается струпьями и язвами съ отвратительнымъ запахомъ, далѣе отпадаютъ члены тѣла, и по большей части въ концѣ концовъ пораженные этою болѣзнью умираютъ въ страшныхъ мученіяхъ.
[16] Когда Нееманъ прибылъ къ дому пророка Елиссея «онъ, храня Законъ, какъ живущій подъ Закономъ, не согласился видѣть Неемана, какъ прокаженнаго (по закону Левит. гл. 13-14), а приказалъ ему 7 разъ измыться въ рѣкѣ Іорданѣ» (блаж, Ѳеодор. вопр. 19).
[17] Сирійскія рѣки Авана и Фарфаръ, по общему мнѣнію, вытекали изъ горъ Антиливана и орошали Дамаскъ.
[18] Просьба Неемана къ пророку: дать ему извѣстное количество земли изъ страны Израильской объясняется глубокимъ благоговѣніемъ Неемана къ [истинному Богу] — самую землю страны Его почитанія Нееманъ считаетъ священной, и беретъ часть земли, освященной благословеніемъ пророка [Божія] — Елиссея.
[19] Кромѣ того Нееманъ Сиріянинъ говорилъ о себѣ пророку Божію, что онъ, по обязанности слуги царскаго, долженъ спровождать своего государя въ капище Реммана и тамъ преклоняться вмѣстѣ съ царемъ, который повергается на землю передъ идоломъ, опираясь на его руку; и теперь Нееманъ спрашивалъ у Елиссея, проститъ ли ему Господь, что онъ преклоняется въ капищѣ Реммана? Елиссей успокоилъ его, и онъ отправился (4 Цар. 5, 18-19).
[20] Доѳаимъ — городъ на торговой дорогѣ изъ Галаада въ Египетъ, къ сѣверу отъ Самаріи; здѣсь нѣкогда былъ проданъ Іосифъ (Быт. 37, 17. 25).
[21] Пророкъ говоритъ царю и старѣйшинамъ народа о предстоящей необыкновенной дешевизнѣ хлѣба именно «у воротъ Самаріи» — у воротъ, гдѣ на востокѣ сосредоточивалась вся общественная жизнь, между прочимъ и торговля.
[22] На вопросъ: «почему пророкъ Елиссей возвѣстилъ будущую побѣду посредствомъ лука и стрѣлы?» (4 Цар. 13, 15) блаж. Ѳеодоритъ (вопр. 42) отвѣчаетъ: «не столько вѣрили словамъ, сколько предреченіямъ посредствомъ дѣлъ». Въ данномъ случаѣ символическое дѣйствіе непосредственно выражало означаемую имъ дѣйствительность войны и побѣды. Положеніе рукъ Елиссея на руки царя (4 Цар. 13, 16) могло указывать на молитвенную помощь пророка, слѣдовательно, и [Бога] царю Израильскому въ предстоящей борьбѣ съ Сирійцами. Направленіе выстрѣла къ востоку относилось къ Сирійцамъ, занявшимъ восточно-іорданскіе города и области Израильскаго царства (4 Цар. 10, 33).
[23] Св. пророкъ Елиссей умеръ въ глубокой старости, около 100 лѣтъ. Онъ выступилъ на пророческое служеніе при Ахавѣ (3 Цар. 19, 19) — около 900 года до Р. Хр., а скончался при Іоасѣ, въ тридцатыхъ годахъ IX вѣка. По блаженному Іерониму, могилу пророка указывали близъ Самаріи (ср. 4 Цар. 5, 9; 6, 32). Св. мощи пророка Елиссея, во времена блаж. Іеронима, вмѣстѣ съ мощами св. прор. Авдія и Іоанна Крестителя въ Севастіи или Самаріи изгоняли демоновъ, во времена Юліана сожжены, но останки отъ огня сохранены вѣрными, часть ихъ перенесена въ Александрію. Въ Константинополѣ св. пророку посвященъ былъ храмъ, а въ Палестинѣ св. Іоанномъ Дамаскинымъ написанъ канонъ. Праздникъ въ честь св. пророка Елиссея 14 іюня есть древнѣйшій и общій всѣмъ народамъ востока и запада.
[24] Посмертное чудо пророка, по блажен. Ѳеодориту, имѣло такой смыслъ: «Пророкъ и по смерти воскресилъ поднесеннаго къ нему мертвеца, чтобы и сіе чудо свидѣтельствовало о пріятой имъ сугубой, противъ учителя, благодати». Кромѣ того, временною цѣлью чуда могло быть воодушевленіе Израиля на борьбу съ врагами, а вѣчною и существенною: засвидѣтельствованіе истины всеобщаго будущаго воскресенія мертвыхъ. Въ частности, здѣсь доказывается истинность почитанія православною Церковію мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ. Такъ, сила Божія, которая была на пророкѣ Елиссеѣ при жизни, сообщилась при этомъ чудѣ его мощамъ.
[25] Кромѣ множества предсказаній, чудесъ и благодѣяній, оказанныхъ людямъ, пророкъ Елиссей много содѣйствовалъ развитію и возвышенію училищъ пророческихъ (4 Цар. 2, 3. 5 и др.) и безъ сомнѣнія изъ этихъ училищъ большею частію вышли тѣ пророки, коихъ такъ много было во времена царей и которые частію устно, частію письменно поддерживали вѣру и благочестіе въ народѣ.
[26] Іисусъ сынъ Сираховъ въ своей похвалѣ пр. Елиссею говоритъ слѣдующее: «Исполненный духа Иліи, Елиссей не трепеталъ во дни свои предъ княземъ, и никто не превозмогъ его; ничто не одолѣло его, и по успеніи его пророчествовало тѣло его; какъ въ жизни своей совершалъ онъ чудеса, такъ и по смерти дивны были дѣла его» (Сир. 48, 12-15). Въ Новомъ Завѣтѣ Самъ Господь упоминаетъ объ Елиссеѣ, какъ о великомъ пророкѣ Божіемъ, давая видѣть въ чудесахъ и исцѣленіяхъ его премудрые пути Промысла Божія. «Много было прокаженныхъ въ Израилѣ при пророкѣ Елиссеѣ — говорилъ Онъ въ обличеніе невѣрія своихъ соотечественниковъ — и ни одинъ изъ нихъ не очистился кромѣ Неемана Сиріянина (Лук. 4, 23-27).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 284-305.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0