Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День тринадцатый.

Житіе святаго отца нашего Трифиллія, епископа Левкусійскаго.

По смерти Константина Великаго [3] власть надъ Греко-римскимъ государствомъ перешла къ его сыновьямъ, причемъ, послѣ раздѣла, старшій изъ нихъ, по имени Констанцій [4], получилъ въ управленіе Востокъ. Однажды ему пришлось посѣтить Антіохію [5], и здѣсь онъ неожиданно захворалъ настолько тяжело, что болѣзнь не поддавалась усиліямъ врачей. Тогда, оставивъ надежду на послѣднихъ, больной царь обратился съ молитвою къ Богу, исцѣляющему тѣла и души: онъ усердно просилъ Его объ исцѣленіи, и вотъ во снѣ видитъ ангела, который показываетъ ему цѣлый сонмъ святителей, а среди нихъ двухъ, выдѣлявшихся изъ рядовъ прочихъ, какъ бы въ качествѣ ихъ вождей и начальниковъ; при этомъ ангелъ сказалъ царю, что они только и могутъ дать ему избавленіе отъ болѣзни. Пробудившись и обдумывая видѣніе, царь не узнавалъ, кто именно были являвшіеся ему епископы: и дѣйствительно, какъ могъ онъ узнать тѣхъ, имена коихъ и мѣста рожденія ему были неизвѣстны? Особенно если принять во вниманіе, что одинъ изъ показанныхъ ему въ епископскомъ санѣ еще не былъ епискономъ и лишь имѣлъ сдѣлаться имъ.

Долго недоумѣвалъ царь и, наконецъ, пришелъ къ такому благому рѣшенію: собравъ къ себѣ епископовъ изъ всѣхъ окрестныхъ городовъ, онъ пытался найти среди нихъ тѣхъ двухъ, которые были показаны ему въ видѣніи, и не находилъ. Тогда царь призвалъ многихъ епископовъ и уже изъ болѣе отдаленныхъ странъ, но и среди нихъ не обрѣтались нужныя ему лица. Послѣ это онъ разослалъ указъ по всѣмъ областямъ своей имперіи, повелѣвая собраться къ нему населявшимъ ее епископамъ. Такое повелѣніе, или лучше сказать просьба царя, пришло и въ Кипрскія предѣлы [6] къ Спиридону Тримифунтскому, которому Богомъ было открыто о всемъ, происшедшемъ съ царемъ. Собравшись, святый Спиридонъ отправился къ царю, взявъ съ собою и ученика своего Трифиллія, съ которымъ онъ былъ явленъ царю въ видѣніи: святый Трифиллій, — какъ уже замѣчено, — еще не былъ епископомъ. Достигши Антіохіи, путники пошли къ царю. Святый Спиридонъ былъ бѣдно одѣтъ, въ рукахъ имѣлъ финиковый жезлъ, а на головѣ самую простую, почти нищенскую, митру; на груди у него висѣлъ глиняный сосудъ, въ которомъ, по обычаю жителей Іерусалима, онъ носилъ елей отъ святаго креста. Поэтому, когда онъ входилъ въ палаты царя, одинъ изъ дворцовыхъ слугъ, принявъ святаго епископа за обычнаго нишаго, не только смѣялся надъ нимъ, не дозволяя идти далѣе, но даже ударилъ его по щекѣ. Будучи незлобивъ, святый Спиридонъ, исполняя повелѣніе Господне, подставилъ ударившему и другую ланиту. Послѣдній, уразумѣвъ, что предъ нимъ стоитъ епископъ, понялъ свое согрѣшеніе и смиренно просилъ прощенія, которое и получилъ. Только что святый Спиридонъ вошелъ къ царю, какъ тотъ узналъ его, припомнивъ бывшее ему видѣніе: вставъ со своего мѣста, царь подошелъ и поклонился рабу Божію и просилъ епископа со слезами, чтобы онъ помолился Господу объ исцѣленіи отъ болѣзни. Угодникъ Божій прикоснулся къ головѣ царя, и послѣдній тотчасъ сталъ здоровъ, радуясь своему исцѣленію, дарованному Господомъ по молитвамъ святаго. Царь оказывалъ святителю великое уваженіе и весь тотъ день провелъ съ нимъ въ веселіи, угощая добраго врача своего. Святый же Трифиллій сильно дивился славѣ царской, — красотѣ палатъ, величественному виду сидящаго царя, которому предстоятъ вельможи, пышнымъ одеждамъ слугъ и прочему, богатому и необычайному, обиходу дворцовой жизни. Замѣтивъ это, святый Спиридонъ сказалъ своему ученику:

— «Что удивляешься, братъ? Развѣ гордость и слава царская дѣлаетъ царя праведнымъ болѣе прочихъ христіанъ? Развѣ царь не одинаково умираетъ съ послѣднимъ нищимъ и предается, какъ онъ, землѣ? Развѣ онъ не вмѣстѣ со всѣми предстанетъ нелицепріятному и страшному Судіи? Что же ты временное почитаешь какъ вѣчное и ничтожное дѣлаешь предметомъ удивленія въ то время, какъ слѣдуетъ стремиться къ невещественному и вѣчному и любить одну только негиблющую небесную славу».

За симъ, спустя немного времени, святый Трифиллій былъ поставленъ епископомъ города Левкусіи на Кипрскомъ островѣ, но, и будучи епископомъ, онъ не прерывалъ общенія со своимъ отцемъ и учителемъ, святымъ Спиридономъ: святый Трифиллій ради своей душевной пользы часто навѣщалъ его, какъ это видно изъ слѣдующаго. Однажды святый Спиридонъ шелъ изъ Тримифунта въ городъ Кирину; его сопровождалъ при этомъ и святый епископъ Трифиллій. Когда они, проходя горою Пентидактилъ, вышли на мѣсто, называвшееся Паримна, — при красотѣ природы мѣсто это изобиловало садами и виноградниками, — святый Трифиллій, восхищенный окружавшей его природою, захотѣлъ и самъ быть владѣтелемъ какого-либо виноградника въ Паримнѣ; онъ долго обдумывалъ въ душѣ своей, какъ бы осуществить свое желаніе. Не утаилось это отъ прозорливыхъ очей святаго Спиридона; проникая духомъ въ мысли своего ученика, онъ сказалъ:

— «Зачѣмъ, Трифиллій, ты непрестанно помышляешь о предметахъ суетныхъ, желая получить поля и виноградники, которые въ дѣйствительности не имѣютъ никакой цѣны и обольщаютъ сердца человѣческія призрачной стоимостью? Мы имѣемъ неотъемлемое достояніе на небѣ, — храмину нерукотворенную; ея и ищи: пока же наслаждайся въ богомысліи небесными благами, которыя не переходятъ отъ одного къ другому, но навсегда остаются у того, кто сдѣлается ихъ обладателемъ».

Такого рода наставленія приносили великую пользу душѣ святаго Трифиллія, такъ что впослѣдствіи онъ по жизни своей содѣлался, подобно апостолу Павлу, избраннымъ сосудомъ Христовымъ, исполненнымъ неисчислимыхъ Божественныхъ дарованій.

Греческіе историки, Никифоръ [7] и Созоменъ [8], сообщаютъ, кромѣ того, еще слѣдующее какъ о святомъ Трифилліи, такъ и о святомъ Спиридонѣ. Однажды, по нуждамъ церкви, въ Кипрѣ происходило собраніе всѣхъ епископовъ острова; на этомъ собраніи присутствовали святый Спиридонъ и святый Трифиллій, — мужъ свѣдущій и книжный, ибо въ юности онъ много времени учился въ Беритѣ: поэтому отцы собора просили святаго Трифиллія, чтобы онъ произнесъ въ церкви поученіе къ народу. Во время проповѣди ему нужно было привести слова Христовы, обращенныя къ разслабленному и записанныя святымъ евангелистомъ Маркомъ: востани и возми одръ твой (Марк. 2, 11), причемъ святый Трифиллій измѣнилъ буквальное изреченіе Евангельское, назвалъ одръ ложемъ: «востани и возьми ложе твое». Святый Спиридонъ, не вынося измѣненія словъ Христовыхъ, сказалъ Трифиллію:

— «Неужели ты лучше Сказавшаго «одръ», что стыдишься слова Его?»

Вслѣдъ за этимъ онъ открыто предъ всѣми покинулъ храмъ. И ничего не было предосудительнаго въ этомъ поступкѣ святаго Спиридона: будучи человѣкомъ некнижнымъ, онъ своимъ обличеніемъ пристыдилъ Трифиллія, гордившагося своимъ краснорѣчіемъ, — научилъ его смиренномудрію и кротости.

Святый Трифиллій своею жизнію угодилъ Богу, какъ свидѣтельствуютъ объ этомъ богослужебныя пѣснопѣнія, составленныя въ честь его Церковію: въ нихъ утверждается, что святый Трифиллій имѣлъ душу милостивую, чистый помыслъ, незлобивое сердце и правую вѣру, любовь нелицемѣрную, выдающіеся подвиги дѣвства, благодатныхъ и покаянныхъ слезъ и пощенія, удивившаго безплотныхъ, — что обходя окрестныя страны, онъ ученіемъ Христовымъ, какъ лучами солнца, просвѣщалъ потемненныхъ грѣхами.

Упасши въ любви и правдѣ свою паству, онъ отошелъ отсюда, дабы тамъ, на небѣ, въ сонмѣ іерарховъ предстоять Христу. Спасителю нашему, Ему же слава во вѣки. Аминь [9].

Примѣчанія:
[1] Беритъ въ древности былъ финикійской гаванью, затѣмъ перешелъ въ руки Египтянъ, а Антіохомъ III отнятъ у Птоломеевъ; въ 140 году до Р. Хр. его разрушилъ сиріецъ Діотосъ Трифонъ, но при Римскомъ императорѣ Августѣ городъ былъ снова возстановленъ. Цезарь Клавдій чрезвычайно украсилъ городъ, а императоръ Ѳеодосій II сдѣлалъ его митрополіей. При послѣдующихъ императорахъ Беритъ славился школой риторики, политики, главнымъ образомъ права. Нынѣ Беритъ — Бейрутъ, столица государства Ливанъ.
[2] Святый Спиридонъ извѣстенъ въ исторіи христіанской Церкви какъ участникъ 1-го Вселенскаго собора (325 г.), на которомъ простою, но исполненною внутренней силы рѣчью привелъ ко Христу одного искуснаго въ словопреніяхъ языческаго философа. Скончался около 348 г. Мощи его почиваютъ на о. Корфу. Память его 12-го декабря.
[3] Императоръ Константинъ Великій замѣчателенъ своею дѣятельностью на пользу Церкви Христовой, за которую исторія называетъ его Великимъ, а Церковь равноапостольнымъ; скончался въ 337 году.
[4] Констанцій, сынъ Константина Великаго, по смерти отца получилъ въ управленіе Востокъ, Азію и Египетъ; въ 351 г., побѣдивъ убійцу брата своего Констанса, Магнеція, онъ соединилъ подъ своею властію всю Римскую имперію. Онъ разрушалъ языческіе храмы или отдавалъ ихъ христіанамъ для обращенія въ церкви; нѣсколько разъ имъ издавался законъ подъ страхомъ смерти запрещавшій языческія богослуженія. Но своимъ сочувствіемъ ереси Арія Констанцій сильно увеличилъ церковные раздоры того времени: онъ преслѣдовалъ православныхъ епископовъ, низводилъ ихъ съ каѳедръ и даже подвергалъ заточенію; при немъ аріане занимали высшіе мѣста въ государствѣ. Констанцій умеръ въ 361 году во время похода противъ своего двоюроднаго брата Юліана, провозглашеннаго войсками въ Галліи императоромъ, куда онъ самъ его назначилъ главнокомандующимъ. Григорій Назіанзинъ сообщаетъ, что предъ смертью Констанцій раскаявался въ своемъ преслѣдованіи православныхъ.
[5] Антіохія, древнѣйшій городъ Сиріи, лежитъ при рѣкѣ Оронтѣ между горными хребтами Ливана и Тавра; основанъ за 300 лѣтъ до Р. Хр.
[6] Островъ Кипръ лежитъ въ сѣверо-восточномъ концѣ Средиземнаго моря, близъ береговъ древней Финикіи. Христіанство здѣсь было насаждено святымъ апостоломъ Павломъ въ его первое благовѣстническое путешествіе.
[7] Никифоръ Каллистъ, монахъ Софійскаго монастыря, умеръ около 1350 г.
[8] Созоменъ, историкъ церковный V вѣка.
[9] Будучи епископомъ Левкусіи святый Трифиллій построилъ на средства матери монастырь; скончался глубокимъ старцемъ около 370 года. Въ Дѣяніяхъ Сардикійскаго помѣстнаго собора (347 г.) есть его подпись. Блаженный Іеронимъ, отецъ западной церкви († 420 г.) говоритъ о святомъ Трифилліи: «Трифиллій, епископъ Кипрскій, краснорѣчивѣйшій въ своемъ вѣкѣ и славнѣйшій при Констанціи. Я читалъ его толкованія на Пѣснь Пѣсней; говорятъ, онъ составилъ и многое другое, что до насъ не дошло». Св. Трифиллій описалъ жизнь своего учителя, св. Спиридона Тримифунтскаго. Въ началѣ XII-го вѣка мощи святаго Трифиллія видѣлъ на о. Кипрѣ нашъ русскій игуменъ Даніилъ, путешествовавшій по святымъ мѣстамъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 278-283.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0