Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День тринадцатый.

Страданіе святой мученицы Акилины.

Когда Акилинѣ, непрестанно призывающей въ молитвахъ Бога, исполнилось десять лѣтъ, шелъ седьмой годъ царствованія Діоклитіана [2]. Въ это время начальство надъ Палестинскою страною принялъ нѣкій Волусіанъ, скорѣе порожденіе дьявола, нежели человѣка. Не признавая истиннаго Бога, Творца всего существующаго, Волусіанъ съ ненасытимою злобою началъ гнать благочестивыхъ послѣдователей Христа Спасителя, — и многіе доблестные воины Христовы, мужественно перенесшіе страданія, удостоились неувядаемыхъ вѣнцевъ. Въ эти дни блаженная отроковица Акилина, исполненная Боговѣдѣнія. часто обращалась къ своимъ сверстницамъ съ такимъ увѣщаніемъ:

— «Какую пользу вамъ приноситъ почитаніе нѣмыхъ и безчувственныхъ идоловъ? Развѣ вы не знаете, что покланяющіеся имъ съ вѣрою льстятъ себя праздною, пагубною, дьявольскою надеждою? — Это боги мертвые и безсильные, могутъ ли оказывать благодѣянія?»

— «Какого же ты почитаешь Бога?» — спросили сверстницы Акилину.

Она отвѣчала:

— «Я покланяюсь и почитаю достойнаго поклоненія Единаго Бога, сотворившаго небо, землю, море и все, что ихъ наполняетъ. Онъ изначала благотворитъ всѣмъ вѣрующимъ въ Него и на Него надѣющимся и, какъ Всемогущій, будетъ изливать Свои благодѣянія на призывающихъ Его до скончанія міра».

— «Мы слышали, — возразили собесѣдницы Акилинѣ, — что Богъ, о Которомъ ты проповѣдуешь, умеръ на крестѣ, распятый іудеями».

— «Смерть надъ Нимъ, — сказала на это святая, — не имѣетъ власти: Онъ не только Самъ ожилъ, но оживилъ и умершихъ, искупивъ ихъ честною Своею Кровію. Видя, что человѣкъ совратился съ истиннаго пути, Онъ благоволилъ воплотиться, содѣлаться человѣкомъ, дабы, уничтоживши прелесть дьявольскую и подавши намъ благодать съ истиною, возвесть и поставить на спасительную стезю павшій человѣческій родъ».

— «Но кто же Тотъ, о Комъ говорятъ, что Онъ распятъ?» — продолжали допытываться сверстницы у Акилины.

— «Спаситель всѣхъ, возлюбившій человѣческій родъ, — отвѣчала она. — Онъ добровольно претерпѣлъ страданія, чтобы изъ ветхаго человѣка водою и Духомъ [3] содѣлать новаго; Онъ взошелъ на Крестъ, желая спасти не только живущихъ на землѣ, но и освободить отъ смертныхъ узъ содержавшихся во адѣ; Своимъ тридневнымъ воскресеніемъ Онъ возвѣстилъ, какъ непреложную истину, что во второе Его пришествіе для всѣхъ наступитъ востаніе изъ мертвыхъ».

— «Но если, — недоумѣвали вопрошавшія Акилину, — Тотъ, о Комъ ты говоришь, оказалъ міру столь великія благодѣянія, то почему іудеи, Его единоплеменники, не почитаютъ Его за Бога?»

— «Этотъ народъ, — объясняла святая отроковица, — всегда уклоняется съ праваго пути; имѣя непокорную въ своемъ ожесточеніи и ослѣпленную злобою душу, онъ обычно отвергаетъ то, что истинно и праведно; потому-то іудеи отвергли и Благодѣявшаго имъ, предавши Пилату для осужденія на крестную смерть».

Часто слышалъ подобныя бесѣды блаженной Акилины со своими сверстницами одинъ изъ рабовъ начальника области, по имени Никодимъ, который, наконецъ, и сообщилъ своему господину, что въ городѣ живетъ отроковица, называющая бѣсами ничтожныхъ, по ея мнѣнію, боговъ и не повинующаяся указамъ царей о почитаніи послѣднихъ, причемъ она, проповѣдуя о какомъ то распятомъ Богѣ, отвращаетъ нѣкоторыхъ отъ религіи отцовъ. Услышавъ это, начальникъ области послалъ слугъ схватить отроковицу. Взята была на страданія святая мученица Акилина во второй годъ правленія областью Волусіана и на двѣнадцатомъ году отъ рожденія. Когда она была приведена на нечестивое судилище, Волусіанъ, взглянувъ на нее, спросилъ:

— «Не ты ли противишься царскимъ указамъ, совращая и другихъ не почитать боговъ нашихъ, а покланяться Распятому Человѣку? Развѣ тебѣ неизвѣстно повелѣніе царей предавать исповѣдающихъ имя Іисуса всяческимъ мученіямъ, кончая смертной казнью? По этому отрекись отъ Распятаго и принеси безсмертнымъ богамъ достойныя ихъ честь и жертвы, чтобы мы не были вынуждены предать тебя мученіямъ».

— «Если ты анѳипатъ [4], — отвѣчата святая Акилина, — осудишь меня на горькія мученія, то черезъ это доставишь мнѣ нетлѣнный вѣнецъ, который я надѣюсь воспріять отъ моего Спасителя, такъ какъ исповѣдую имя Его, отъ Коего никогда, хотя бы даже въ лютѣйшихъ мукахъ, не отрекусь. И такъ не медли, — изобрѣтай для меня, какія тебѣ угодно, мученія и убѣдишься самымъ дѣломъ, что я, вооруженная вѣрою, не боюсь твоихъ мученій».

Тогда, Волусіанъ началъ съ ласкою увѣщавать святую отроковицу:

— «Видя твою раннюю юность и красоту, я жалѣю тебя, потому что, если предамъ тебя мученіямъ, неокрѣпшіе члены твои сейчасъ же раздробятся; жестокіе спекулаторы послѣ лютыхъ мученій предадутъ тебя горькой смерти, и ты въ юности своей лишишься жизни, причемъ не поможетъ тебѣ исповѣдуемый тобою Богъ христіанскій».

— «Я не прошу у тебя сожалѣнія, — возразила святая Акилина Волусіану: — ты, думая оказать мнѣ милосердіе, еще болѣе вредишь мнѣ, пытаясь отторгнуть меня отъ истиннаго Бога. Молю тебя, не жалѣй, но отнесись ко мнѣ съ самою безпощадною жестокостью, и тогда изъ моего терпѣнія узнаешь, что надѣющіеся на Христа не бываютъ побѣждены».

Анѳипатъ, убѣдившись, что никакія увѣщанія не могутъ рабу Христову заставить отказаться отъ исповѣданія Іисуса, приказалъ бить ее по лицу со словами:

— «Вотъ начало мученій, — сладостно и пріятно ли оно тебѣ?»

— «Безчеловѣчный мучитель! — воскликнула Акилина, — такъ какъ ты осмѣлился бить въ лице созданную по образу Божію, то знай, что и Тотъ, Кого образъ я ношу, не проститъ тебѣ этого въ день Своего суда».

— «Я полагаю, — сказалъ судья, — что наши великіе боги, держащіе теперь въ рукахъ своихъ спасеніе всего міра, и въ томъ грядущемъ вѣкѣ также будутъ имѣть въ своей власти спасеніе всѣхъ».

Послѣ этихъ словъ онъ приказалъ обнажить отроковицу и, простерши, бить ее двумъ воинамъ, присоединяя къ пыткѣ такія рѣчи:

— «Гдѣ теперь Богъ твой, Акилина, о Которомъ ты говорила, что Онъ не окажетъ мнѣ прощенія на Своемъ судѣ? Пусть Онъ придетъ сюда и избавитъ тебя отъ моихъ рукъ».

Затѣмъ Волусіанъ велѣлъ бьющимъ остановиться и сказалъ святой Акилинѣ:

— «Послушай меня, желающаго тебѣ добра: оставь свое безуміе и, если хочешь избаваться мукъ, откажись отъ христіанской ереси: изъ рукъ моихъ вышелъ ли избавленнымъ хоть одинъ изъ надѣющихся на Того, Который Самъ не оказалъ Себѣ избавленія, когда Его распяли? Кого, изъ почитающихъ Іисуса, оставили жить на землѣ цари наши?»

— «Неужели ты думаешь, безжалостный палачъ, — отвѣчала святая Акилина, — что я чувствую причиняемыя мнѣ мученія? Знай же, что Богъ мой подаетъ мнѣ крѣпость и терпѣніе несравненно большія тѣхъ ухищреній, какія ты изыскиваешь противъ меня по внушенію отца своего діавола».

Волусіанъ, приведенный въ недоумѣніе такимъ мужествомъ блаженной отроковицы, сказалъ ей:

— «Я оставлю тебѣ нѣсколько дней на размышленіе, чтобы ты, по здравомъ разсужденіи, поклонилась богамъ и тѣмъ сохранила себѣ жизнь, получивъ въ тоже время отъ царей достойную награду».

— «На сколько же дней ты даешь мнѣ ослабу?» — спросила святая Акилина.

— «На сколько ты хочешь», — отвѣчалъ Волусіанъ.

— «Такъ я прошу тебя, — сказала мученица, — не оставлять мнѣ даже и часа на подобнаго рода размышленія: съ малыхъ лѣтъ я научена покланяться только Единому Богу, притекая къ Тому, Который, живя на небесахъ, милостивымъ окомъ взираетъ на земныхъ чадъ Своихъ».

Видя твердую любовь отроковицы къ Богу, Волусіанъ сказалъ самъ въ себѣ: напрасны увѣщанія и труды мои! И въ раздраженіи онъ приказалъ раскаленными желѣзными прутьями просверлить святой голову черезъ уши. Когда раскаленные прутья проходили чрезъ мозгъ отроковицы, то послѣдній вмѣстѣ съ кровью вытекалъ изъ ноздрей ея. Но и въ такихъ великихъ страданіяхъ мученица молилась Богу:

— «Господи мой, Іисусе Христе! со дней дѣтства моего руководившій меня, просвѣтившій лучами правды Твоей тайныя мысли моего сердца и утвердившій меня въ брани противъ діавола Твоею могущественною и непобѣдимою силою, — Ты, открывшій вѣрующимъ бездны истинной и великой премудрости, доведи до конца подвигъ мой и сохрани неугасимымъ свѣтильникъ дѣвства моего, чтобы я вмѣстѣ съ мудрыми дѣвами могла войти въ Твой чистый чертогъ и тамъ удостоилась возсылать славу Тебѣ, Совершителю моихъ желаній».

Послѣ этой молитвы святая Акилина отъ невыносимыхъ страданій точно мертвая упала на землю. Анѳипатъ, подумавъ, что она дѣйствительно умерла, приказалъ выбросить ее внѣ города на съѣденіе псамъ; онъ не считалъ достойной обычнаго погребенія мученицу, какъ нарушительницу царскихъ повелѣній и хулительницу римскихъ боговъ. И цѣлый день лежала святая Акилина, поверженная при дорогѣ. Въ полуночный часъ блаженной отроковицѣ явился ангелъ Господень и, коснувшись ея, сказалъ:

— «Встань и будь здорова! иди и обличи Волусіана, ибо какъ самъ онъ, такъ и намѣренія его ничтожны предъ Богомъ».

Тотчасъ же святая Акилина поднялась невредимою и говорила, возсылая хвалу Богу:

— «Благодарю Тебя, Творецъ моей жизни, возвращающій мнѣ здоровье и избавляющій отъ нечестія Своихъ рабовъ; Ты, Господи, превѣченъ и нѣтъ иного кромѣ Тебя Бога. Объ одномъ я смиренно молю Тебя: когда я окончу подвигъ страданія моего, увѣнчай меня вѣнцемъ славы Твоея, и, наслаждаясь осуществленіемъ Твоихъ обѣтованій, я воспою Тебя тогда среди лика святыхъ, пострадавшихъ за исповѣданіе имени Твоего».

Господь свыше отвѣчалъ на молитву смиренной рабы Своей:

— «Иди, — исполнится то, о чемъ ты просишь».

Услышавъ это, блаженная отроковица съ чувствомъ неизреченной радости пошла въ городъ. Когда она достигла городскихъ воротъ, послѣднія открылись сами собою; руководимая ангеломъ Господнимъ святая Акилина достигла дворца Волусіана и, войдя безпрепятственно внутрь его, стала предъ спящимъ анѳипатомъ. Послѣдній, проснувшись, замѣтилъ предстоящую; въ ужасѣ онъ позвалъ своихъ кувикуларіевъ [5] и спрашивалъ ихъ:

— «Кто эта, стоящая предъ моими глазами?»

Кувикуларіи, поднявъ свѣтильники, сказали:

— «Безъ сомнѣнія, это Акилина, которую ты послѣ ея смерти отъ мученій, повелѣлъ бросить на съѣденіе псамъ».

Еще болѣе ужасался анѳипатъ, слушая кувикуларіевъ; однако повелѣлъ до утра держать подъ стражей отроковицу.

Съ наступленіемъ дня Волусіанъ снова потребовалъ къ себѣ на судъ святую Акилину. Онъ началъ его вопросомъ, обращеннымъ къ отроковицѣ:

— «Ты ли это Акилина?»

— «Неужели ты, беззаконникъ, имѣя ослѣпленныя очи душевныя отцемъ твоимъ діаволомъ, не видишь теперь и тѣлесными очами? — спросила въ свою очередь блаженная отроковица. — Дѣйствительно, я, предстоящая предъ тобою раба Господня, есть Акилина».

Въ сильномъ недоумѣніи, протирая глаза, анѳипатъ разсуждалъ самъ съ собою:

— «Какія же мученія могутъ ей повредить, если она не умерла, несмотря на то, что изъ сгорающей главы ея истекъ мозгъ?»

Подумавъ это, онъ издалъ слѣдующее опредѣленіе объ усѣченіи мечемъ отроковицы:

— «Акилину, защитницу безбожной ереси христіанской, хотя и юную лѣтами, но великую волшебницу, не почитающую безсмертныхъ боговъ и не повинующуюся царскимъ повелѣніямъ, мы въ продолженіе долгаго времени и старательно увѣщавали, однакоже не могли отвратить ея отъ безумія, поэтому, послѣ многихъ мученій, ни мало не коснувшихся этой волшебницы, опредѣляемъ предать ее смерти внѣ города чрезъ усѣченіе главы».

Послѣ смертнаго приговора святую Акилину повели на мѣсто казни; когда его достигли, блаженная отроковица испросила собѣ время для молитвы. Возведя очи къ небу, мученица молилась такими словами:

— «Всесильный Господи и Боже мой! благодарю Тебя, приведшаго меня на конецъ моего подвига: славлю Тебя, Боже мой и Творче всѣхъ, что не безплодно я свершила теченіе моего страдальческаго поприща; благословляю Тебя, Создатель всего, что Ты посрамилъ мучителя, и меня удостоиваешь нетлѣннаго вѣнца; пріими въ мирѣ духъ мой, — да оставивъ земное, улучу небесное».

Въ отвѣтъ на молитву блаженной съ неба послышался голосъ:

— «Прійди, избранная дѣва, поправшая ярость мучителя и стершая подвигомъ твоимъ дьавольское жало, и пріими уготованное тебѣ воздаяніе».

И сейчасъ же, вслѣдъ за гласомъ, святая мученица Христова почила сномъ смертнымъ, прежде нежели палачъ подъялъ мечъ надъ ея главою. Палачъ хотя и видѣлъ это, но не осмѣливаясь нарушить повелѣніе анѳипата, отсѣкъ мечемъ главу уже умершей, причемъ изъ раны вмѣсто крови истекло молоко. Присутствовавшіе при казни христіане взяли мощи мученицы, какъ драгоцѣнность ни съ чѣмъ несравнимую: умастивъ останки цѣнными ароматами и обвивъ новыми пеленами, они съ честью похоронили ихъ въ гробницѣ, въ самомъ городѣ Вивлосъ. И многія исцѣленія изливались на болящихъ отъ гроба святой мученицы Акилины во славу Христа Бога нашего, во вѣки славимаго со Отцемъ и Святымъ Духомъ. Аминь [6].

Примѣчанія:
[1] Или Библосъ, городъ, собственно, въ Финикіи.
[2] Въ царствованіе Діоклитіана (284-305 гг.) было издано четыре указа противъ христіанъ. Первый былъ объявленъ въ февралѣ 303 г. Этимъ указомъ предписывалось разрушеніе церквей и сожженіе священныхъ книгъ, вмѣстѣ съ тѣмъ христіане лишались гражданскихъ правъ, чести, покровительства законовъ н своихъ должностей: рабы христіане утрачивали право на свободу, если, получивъ ее по какому либо случаю, оставались въ христіанствѣ. Вскорѣ былъ изданъ второй указъ, которымъ повелѣвалось всѣхъ предстоятелей церквей и другихъ духовныхъ лицъ заключать въ темницы; такимъ образомъ указъ касается однихъ только духовныхъ лицъ; послѣднихъ обвинили предъ императоромъ какъ зачинщиковъ возстанія въ Сиріи и Арменіи, къ несчастію для христіанъ начавшагося вслѣдъ за появленіемъ перваго указа. Въ томъ же 303 г. послѣдовалъ третій указъ: всѣхъ заключенныхъ на основаніи второго указа велѣно было принуждать къ принесенію жертвъ подъ опасеніемъ пытокъ за сопротивленіе. Наконецъ, въ 304 г. былъ обнародованъ послѣдній четвертый указъ, которымъ объявлялось повсемѣстное гоненіе христіанъ. Изъ-за этого указа болѣе всего пролилось христіанской крови: онъ дѣйствовалъ цѣлыхъ 8 лѣтъ, до 311 г., когда императоръ Галерій особымъ указомъ объявилъ христіанство «дозволенной религіей». Гоненіе Діоклитіана было послѣднимъ; въ немъ христіанство почти послѣ трехвѣковой борьбы одержало окончательную побѣду надъ язычествомъ.
[3] Т. е. водою крещенія, возрождающаго къ новой жизни и благодатію Святаго Духа укрѣпляющаго въ ней (ср. Іоан. 3, 5-6).
[4] Т. е. областеначальникъ.
[5] Т. е. постельничихъ.
[6] Святая мученица Акилина скончалась въ 298 году, 13 іюня. Святыя мощи ея или часть ихъ были перенесены въ Константинополь, и память ея торжественно праздновалась въ храмѣ ея имени. Послѣдній въ 632 году, въ царствованіе Юстиніана, сгорѣлъ, но былъ возстановленъ. Упоминаніе объ этомъ храмѣ встрѣчаемъ въ стишномъ прологѣ XII вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 270-278.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0