Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День десятый.

Страданіе святыхъ мучениковъ Александра и Антонины.

Когда сію дѣву Антонину привели къ жестокому правителю Фисту, то онъ началъ ее соблазнять многими лукавыми словами, говоря ей такъ:

— «Госпожа Антонина, я хочу тебя, дѣву чистую и цѣломудренную, сдѣлать царицей богини Артемиды [2], дать тебѣ много подарковъ и почестей и сдѣлать тебя управительницей всего моего имущества».

На это предложеніе Фиста, святая Антонина долгое время ничего не отвѣчала, но потомъ сказала:

— «Для чего ты обѣщаешь мнѣ суетные дары? Лучше ты самъ, Фистъ, раздѣли со мною мои богатства, чтобы черезъ вѣру въ Господа моего Іисуса Христа получить сокровища вѣчныхъ благъ».

— «Да не будетъ того, — возразилъ Фистъ, — что ты говоришь, да сохранятъ меня отъ сего боги, чтобы мнѣ не увѣровать въ такого Бога, или лучше сказать Человѣка, Который былъ пригвожденъ ко кресту и умеръ на немъ!»

Святая Антонина отвѣтила на это Фисту:

— «Не утаиваю я того, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ былъ пригвожденъ ко кресту и по смерти положенъ во гробъ, но и то о Немъ возвѣщаю, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ въ третій день и нынѣ сидитъ одесную Бога Отца Своего, какъ о томъ написано въ нашихъ книгахъ: рече Господь Господеви моему: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ» (Псал. 109, 1)

— «Ложны всѣ твои пространныя рѣчи, — сказалъ Фистъ. — Почему ты не соглашаешься повиноваться мнѣ и принести жертву нашимъ богамъ, дабы насладиться всѣми благами, какія существуютъ въ мірѣ?»

— «Не поклонюсь я такимъ бездушнымъ богамъ, — отвѣтила святая дѣва, — ибо они бѣсы, какъ и написано о томъ въ законѣ Господа моего: вси бози языкъ — бѣсове; Господь же небеса сотвори» (Псал. 95, 5).

— «Какъ осмѣливаешься ты, — вскричалъ Фистъ, — называть нашихъ боговъ бѣсами?»

— «Да, такъ я ихъ называю, — отвѣчала святая Антонина, — потому что нѣтъ въ нихъ никакой силы; никакой помощи ты не получишь отъ нихъ, — поистинѣ они не боги, но бѣсы».

Отъ сихъ словъ святой Антонины Фистъ пришелъ въ сильную ярость и повелѣлъ воинамъ сильно бить ее по ланитамъ, дабы она не была такъ дерзновенна. Затѣмъ снова обратился къ ней съ такими словами:

— «Клянусь богами, что, если ты не исполнишь царскаго повелѣнія, я, послѣ лютѣйшихъ мученій, прикажу тебя отвести въ непотребный домъ — и тѣмъ присужу тебя къ величайшему посрамленію. Поэтому даю тебѣ сроку три дня, чтобы ты размыслила — совершенно ли ты откажешься исполнить мое приішаніе, или пожелаешь раскаяться и принести жертву богамъ? Вѣдь многіе, раздѣляющіе вашу вѣру, сначала поступачи такъ же, какъ и ты, но потомъ перемѣняли свои мысли и покланялись нашимъ богамъ».

Тогда святая Антонина сказала правителю:

— «Дѣлай, что хочешь, нечестивый мучитель!»

Послѣ сего святая была отдана подъ стражу четыремъ воинамъ, съ которыми съ радостью въ душѣ и съ веселымъ лицемъ отправилась въ темницу. Правитель же, призвавъ къ себѣ тайно начальника темничной стражи, приказалъ ему — не причинять никакой обиды святой дѣвѣ, но ласковыми словами уговаривать ее отречься отъ христіанской вѣры и принести жертву идоламъ, — потому что, прибавилъ Фистъ, весьма трудно заставить христіанъ отречься отъ ихъ вѣры. Когда же начальникъ темничной стражи посадилъ святую въ темницу, то, придя къ ней, началъ ее убѣждать такими словами:

— «Чистая дѣва Антонина, зачѣмъ упорствуешь? Ради чего не желаешь перемѣнить свои мысли! — Принеси жертву нашимъ богамъ, чтобы избавиться тебѣ отъ ожидающихъ тебя мученій».

Но святая ничего ему не отвѣчала, такъ что стражъ темничный весьма удивился и недоумѣвалъ, почему святая дѣва не отвѣчала ему ни слова. А святая Антонина, преклоняя колѣна на землю, день и ночь молилась Господу Богу, оставаясь все время безъ пищи.

По истеченіи трехъ дней пребыванія святой Антонины въ темницѣ, внезапно раздался сильный громъ: запоры темничные разрушились и двери открылись сами собой, внутри же всю темницу освѣтилъ сильный свѣтъ и съ неба послышался голосъ, говорившій такъ:

— «Встань, Антонина, и подкрѣпись пищей, вкуси хлѣба и воды, будь мужественна и нисколько не бойся нечестиваго правителя Фиста, потому что Я съ тобою».

Святая же, окончивъ свои молитвы, произнесла:

— «Аминь».

Затѣмъ, вставъ съ колѣнъ, вкусила хлѣба и воды и легла немного уснуть.

При наступленіи слѣдующаго дня, правитель сѣлъ на свое судейское мѣсто и сказалъ:

— «Приведите ко мнѣ ту дерзкую женщину, да узнаемъ ея мысли».

Воины, исполняя приказаніе правителя, привели къ нему святую. Когда же святую дѣву вели на судъ, она возвела свои глаза къ небу и молилась:

— «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты исполняешь на мнѣ Твою волю; молю Тебя — не оставь меня даже и до смерти моей».

И вдругъ послышался съ неба голосъ, возвѣщавшій:

— «Иди въ путь твой безбоязненно, ибо Я съ тобою!»

Когда святую дѣву Антонину привели на судейское мѣсто, гдѣ возсѣдалъ Фистъ, она размѣялась. Фистъ, увидавъ, что она засмѣялась, спросилъ ее:

— «Отчего ты разсмѣялась?»

Святая отвѣтила ему:

— «Я открою тебѣ причину моего смѣха, ибо я вижу, что престолъ, на которомъ ты сидишь, въ скоромъ времени разрушится, и ты погибнешь, — поэтому я и разсмѣялась».

Правитель увидавъ, что она посмѣивается надъ нимъ, повелѣлъ бить ее бичами. Святая же, возведя свои духовныя очи къ небу, молилась такъ:

— «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты сподобилъ меня, окаянную и грѣшную, раздѣлить жребій святыхъ Твоихъ, — сего же беззаконника и проливающаго невинную кровь низвергни въ скоромъ времени на дно ада, чтобы онъ узналъ безсиліе своихъ ложныхъ боговъ, на которыхъ возлагаетъ всю свою надежду».

Услышавъ такія слова, правитель, жаждавшій человѣческой крови, пришелъ въ еще большую ярость и сказалъ воинамъ:

— «Сія злая и дерзкая женщина не только осмѣливается поносить нашихъ боговъ, но и намъ самимъ угрожаетъ; отведите поэтому ее въ непотребный домъ на оскверненіе».

Воины тогда взяли святую и отвели въ отдѣльный домъ. Святая Антонина, оставшись одна въ отдѣльномъ помѣщеніи стала усердно молиться Богу. Въ это время ангелъ Господень явился одному изъ воиновъ правителя, имѣющему двадцать три года отъ рожденія и называвшемуся Александромъ. Явившись къ нему, ангелъ сказалъ:

— «Иди къ правителю и скажи ему, чтобы онъ дозволилъ тебѣ войти къ Антонинѣ. Когда взойдешь къ ней, то одѣнь ее твоимъ плащемъ и пусть она уйдетъ изъ того дома, да не узнаетъ ее злобный правитель».

Доблестный воинъ Христовъ, исполняя повелѣніе ангела, пришелъ къ правителю и сталъ просить его:

— «Позволь мнѣ войти къ Антонинѣ и если я ее уговорю, тогда освободи ее, а если нѣтъ, то дѣлай съ ней, что пожелаешь».

Правителъ согласился исполнить его просьбу и сказалъ ему:

— «Дѣлай съ ней все, что тебѣ желательно».

Тогда Александръ взошелъ въ то помѣщеніе, гдѣ находилась святая дѣва, припалъ къ ея ногамъ и такъ началъ ей говорить:

— «Раба Господня, дѣва Антонина! Господь послалъ меня къ тебѣ открыть тебѣ то (какъ Онъ мнѣ возвѣстилъ), что дѣвство твое будетъ сохранено».

Святая устрашилась. Но вдругъ комнату освѣтилъ сильный свѣтъ и послышался голосъ, который говорилъ:

— «Не бойся Антонина! Призвавшій тебя на подвигъ, щедръ и многомилостивъ, — и сего Александра призываетъ къ тому же мученическому подвигу. Одѣнься въ его плащъ, голову же свою наклони и спрячь лице свое и такъ выйди отсюда, чтобы правитель въ такомъ видѣ не узналъ тебя. Я же такъ скрою тебя, что онъ тебя не узнаетъ!»

Тогда святая Антонина взяла у Александра его плащъ и надѣла на себя, закрыла голову свою и, выйдя вонъ изъ дому, сдѣлала знакъ рукою правителю, какъ бы говоря: поступай, какъ желаешь. Такимъ образомъ святая дѣва Христова, какъ серна избѣгши сѣтей, пошла своимъ путемъ, радуясь своему избавленію. Правитель же, подумавъ, что это Александръ вышелъ изъ дома, послалъ къ Антонинѣ еще четырехъ воиновъ, сказавъ имъ:

— «Ступайте къ ней и сдѣлайте съ ней, что вамъ угодно, а надругавшись надъ нею, выведите ее вонъ, да получитъ она великое безчестіе и мы всѣ посмѣемся надъ ней».

Воины, исполняя приказаніе правителя, вошли, чтобы осквернить дѣву, не не нашли ея, а увидали только одного Александра. Сильно удивившись, они спросили его:

— «Гдѣ же та женщина? Отчего ты одинъ?»

Взявъ затѣмъ его, привели къ правителю и сказали:

— «Мы въ той комнатѣ нашли только его одного, дѣвицы же нѣтъ тамъ».

Правитель также былъ весьма удивленъ происшедшимъ и сталъ спрашивать Александра:

— «Скажи намъ невѣрный и обманщикъ, какъ ты осмѣлился обмануть насъ? Гдѣ та нечестивая блудница? Ты обезчестилъ ее, а потомъ, одѣвъ своимъ плащемъ, отпустилъ, желая взять ее себѣ въ жены; но этого не будетъ, и ты не избѣгнешь моего гнѣва».

Когда Александръ ничего не отвѣтилъ на это правителю, то онъ долгое время думалъ, а потомъ повелѣлъ повѣсить его для мученій и бить его безъ милосердія. Когда же исполняли повелѣніе правителя и били святаго Александра, то правитель снова спросилъ его:

— «Гдѣ та нечестивая женщина, къ которой ты входилъ?»

Александръ же опять ничего не отвѣтилъ, а только устремлялъ свои глаза къ небу. И вдругъ послышался съ неба голосъ, говорившій правителю:

— «Жестокій Фистъ, зачѣмъ ты мучаешь невиннаго человѣка?»

Услышавъ сей голосъ, правитель повелѣлъ перестать мучить святаго, и, снявъ мученика съ дерева, — отвести въ темницу, а святую дѣву Антонину повелѣлъ повсюду разыскивать.

По прошествіи пяти дней, правитель снова велѣлъ привести къ нему на судъ Александра, и сталъ спрашивать его:

— «Что ты надумалъ? принесешь жертву богамъ, или нѣтъ?»

Святый Александръ отвѣчалъ правителю:

— «Могу ли я измѣнить свои мысли, о нечестивый и жестокій мучитель!»

— «А гдѣ та женщина, къ которой ты входилъ?» — спросилъ Фистъ.

— «Не знаю, гдѣ она находится», — отвѣчалъ Александръ.

Между тѣмъ, когда они такъ разговаривали, святой Антонинѣ дѣвѣ явился Самъ Господь Іисусъ Христосъ и сказалъ:

— «Мужайся и иди туда, гдѣ находился несправедливый и жестокій правитель».

Тогда святая пошла и, безбоязненно явившись къ правителю, сказала ему:

— «Нечестивый и жестокій Фистъ, кого ты ищешь, не меня ли? Вотъ я сама являюсь къ тебѣ, чтобы посрамить и уничтожить твою силу».

Увидѣвъ святую, Фистъ пришелъ въ сильную ярость и повелѣлъ воинамъ повѣсить ее, сильно бить и спрашивать:

— «Дѣва ты, или нѣтъ?»

Святая же, подъ сильными ударами, не испустила ни одного стона. Когда же ее сняли съ дерева, то самъ правитель сталъ ее спрашивать: осталась ли она еще дѣвою, или нѣтъ? Тогда святая мученица отвѣтила правителю:

— «О, нечестивый и жестокій мучитель! Мы христіане совершенно не порабощены вашею нечистою похотію, ибо и меня Господь и Богъ нашъ по Своему милосердію сохранилъ невинною».

Фистъ посмотрѣлъ на нее съ удивленіемъ и сказалъ:

— «Если ты еще дѣва, то подойди вмѣстѣ съ Александромъ, принеси жертву нашимъ богамъ, и останетесь невредимыми».

На это предложеніе правителя святые мученики Христовы Александръ и дѣва Антонина какъ бы одними устами отвѣчали правителю:

— «Нѣтъ такихъ мученій, жестокій Фистъ, какими бы вы смогли принудить насъ поклониться вашимъ мерзкимъ богамъ, не имѣющимъ ни разума, ни могущества».

Послѣ такого отвѣта святыхъ мучениковъ правитель повелѣлъ отсѣчь имъ руки. Доблестные и благородные воины Христовы простерли тогда свои руки для отсѣченія и сказали:

— «Прежде всего, нечестивый и жестокій мучитель, да будетъ тебѣ извѣстно, что никакими мученіями ты не сможешь побѣдить наши благочестивыя мысли, — поступай съ нами, какъ желаешь!»

Воины обнажили свои мечи и отсѣкли руки святыхъ мучениковъ. Они же какъ бы не чувствуя боли, прославляли Господа и обратившись затѣмъ къ правителю, сказали ему:

— «Жестокій и сквернѣйшій правитель! мы нисколько не чувствуемъ тѣхъ мученій, какія ты причинилъ намъ; тебя же самого Господь нашъ, рабы Котораго — мы, въ скоромъ времени ввергнетъ въ геенну огненную, гдѣ ты будешь вѣчно мучиться непрестанными мученіями».

Отъ такихъ обличеній святыхъ мучениковъ правитель пришелъ въ сильнѣйшую ярость и приказалъ вырыть глубокую яму, а прежде всего, повѣсивъ святыхъ страдальцевъ, до тѣхъ поръ бить ихъ, пока они не почувствуютъ боли отъ наносимыхъ имъ ударовъ. Въ яму же приказалъ набросать во множествѣ дровъ и хвороста такъ, чтобы она наполнилась до верха и сжечь въ ней святыхъ мучениковъ. Между тѣмъ они несмотря на жестокіе побои, не ощущали никакой боли, какъ будто бы не ихъ тѣла подвергались такимъ мученіямъ, но воздавали хвалу Господу Іисусу Христу. Видя сіе, правитель повелѣлъ новыми мученіями терзать ихъ, опаляя ребра ихъ горящими свѣчами. Тогда свлтые мученики Александръ и Антонина громкимъ голосомъ воззвали къ правителю:

— «Нечестивый Фистъ! — мы терпимъ наши страданія ради любви ко Господу нашему Іисусу Христу, твердо вѣруя, что въ будущей жизни, послѣ этой временной, мы получимъ вѣчную награду въ Царствѣ небесномъ; — а тебя Господь и Богъ нашъ вскорѣ предастъ погибели за то, что ты заставляешь такъ сильно страдать невинныхъ рабовъ Его!»

Фистъ, слыша слова сіи, въ сильной ярости далъ такое приказаніе своимъ слугамъ:

— «Зажгите находящіяся въ ямѣ дрова, чтобы скорѣе бросить въ огонь этихъ людей».

Когда приказаніе правителя было исполнено воинами, тогда жестокій мучитель повелѣлъ имъ облить святыхъ мучениковъ смолою и бросить въ яму, пылавшую огнемъ. При этомъ онъ приказалъ положить еще сверху на дрова сухую смолу, чтобы мученики совершенно сгорѣли и даже кости ихъ обратились въ прахъ. По исполненіи казни правитель повелѣлъ засыпать ту яму землею, сказавъ:

— «Пусть нельзя будетъ женщинамъ ихъ собрать и костей ихъ, какъ это въ обычаѣ у христіанъ!»

По приказанію Фиста святыхъ мучениковъ ввергли въ огонь и засыпали ту яму. Потомъ Фистъ возвратился въ свой домъ, но не могъ вкусить ни пищи, ни питья и сдѣлался нѣмымъ, ибо посланный на него святыми ангелами злой духъ въ теченіе семи дней мучилъ его. Послѣ же тяжкихъ семидневныхъ бѣсовскихъ мученій, правитель извергнулъ свою нечестивую душу. Такъ онъ умеръ, и гоненіе на христіанъ въ тѣхъ мѣстахъ прекратилось. Блаженная же кончина святыхъ мучениковъ Александра и Антонины послѣдовала въ третій день мѣсяца мая [3], въ субботу, въ девятый часъ дня, во владычество Господа нашего Іисуса Христа, Которому возсылается честь и слава вѣчно. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Городъ Кродамнъ находился въ малоазійской области Ѳракіи.
[2] Артемида или Діана — греко-римская богиня свѣта и луны.
[3] Кончина святыхъ мучениковъ послѣдовала 3-го мая 313 г., но повѣствованіе о житіи ихъ предложено подъ 10 іюня потому, что подъ симъ числомъ оно помѣщено въ прологахъ. — Честныя мощи ихъ впослѣдствіи были перенесены въ Константинополь и положены въ монастырѣ Максимовомъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 194-202.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0