Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День десятый.

Житіе святаго отца нашего Вассіана, епископа Лодійскаго [1].

Этотъ святый мужъ съ малыхъ лѣтъ былъ старцемъ, конечно не числомъ лѣтъ, но разумомъ и добронравіемъ. Отецъ его Сергій, правитель сиракузской страны [2], держался еллинскаго нечестія. Онъ послалъ сына своего въ Римъ для изученія языческой философіи, чтобы тотъ могъ быть преемникомъ власти отца и искуснымъ правителемъ гражданъ. Отъ природы Мудрый и разсудительный, Вассіанъ съ прилежаніемъ сталъ изучать философію и преуспѣвать въ обученіи. Въ это время онъ услыхалъ объ имени Христовомъ и о жизни христіанъ [3] и тогдаже восхотѣлъ всѣмъ сердцемъ перемѣнить еллинскую философію на христіанское душеспасительное любомудріе; посему онъ сталъ размышлять, — кому изъ слугъ своего отца (которымъ онъ былъ порученъ) онъ могь бы открыть тайну своего сердца.

Господь же, не желая надолго отдалять воина Своего отъ предназначеннаго ему дѣланія, три раза возвѣщалъ въ сонномъ видѣніи одному благочестивому пресвитеру о желаніи и намѣреніи юноши Вассіана сдѣлаться христіаниномъ. Пробудившисъ отъ сна, пресвитеръ сталъ обходить всѣ училища города Рима, стараясь найти въ нихъ того юношу, котораго указать ему Господь въ сонномъ видѣніи. Наконецъ, послѣ долгихъ поисковъ, пресвитеръ, съ помощію Божіей, нашелъ того, кого искатъ и спросилъ его: — откуда онъ родомъ, кто его родители и почему онъ живетъ въ Римѣ?

Удивился пресвитеръ мудрымъ и разсудительнымъ отвѣтамъ отрока Вассіана, когда тотъ разсказалъ о себѣ все подробно, и понялъ, что это и есть тотъ юноша, котораго онъ искалъ.

Какъ любящій отецъ, пресвитеръ обнялъ юношу и облобызалъ его; затѣмъ взялъ съ собою въ домъ, гдѣ разсказалъ ему о видѣніи, которое ему было отъ Бога; послѣ сего оба они прославили Бога. Вслѣдъ затѣмъ Вассіанъ припалъ къ ногамъ пресвитера и умолялъ его, чтобы онъ поскорѣе содѣлалъ его христіаниномъ. Пресвитеръ прежде всего сталъ поучать юношу истинамъ святой вѣры и объяснялъ ему таинства христіанскаго закона. Юноша, слыша сіе ученіе, умилялся и распалялся любовію ко Христу. Затѣмъ пресвитеръ огласилъ его [4] и научилъ, какъ онъ долженъ держать себя во время святаго крещенія. Съ этого времени Вассіанъ сталъ часто приходить къ честному пресвитеру съ однимъ своимъ старѣйшимъ рабомъ, который былъ ему вѣренъ во всемъ, поучаясь въ христіанскомъ любомудріи изъ богодухновенныхъ устъ своего духовнаго учителя.

По оглашеніи Вассіанъ началъ проводитъ суровую жизнь: днемъ постился и молился, ночью же пребывалъ или въ молитвѣ, или за книжнымъ чтеніемъ, предаваясь сну лишь на небольшое время. Изъ предлагаемой ему пищи онъ вкушалъ только третью часть, а остальныя двѣ части раздавалъ нищимъ.

Между тѣмъ времени прошло довольно много; насталъ, наконецъ, часъ крещенія Вассіана. Вассіанъ съ вѣрнымъ рабомъ своимъ отправился въ домъ пресвитера, гдѣ и было совершено святое крещеніе. Когда Вассіанъ, по обычному чину крещенія, вошелъ во святую купель, онъ увидѣлъ юношу прекраснаго лицемъ, сіявшаго какъ солнце; этотъ юноша прислуживалъ при крещеній и держалъ одежду, въ которую долженъ былъ облечься новокрещенный, по выходѣ изъ купели. Блаженный Вассіанъ дерзнулъ спросить его:

— «Кто ты? Откуда ты?»

— «Я давно посланъ къ тебѣ, — отвѣчалъ юноша, — чтобы помочь тебѣ выполнить твое святое намѣреніе и отогнать прочь все то, что противно сему намѣренію».

Сказавъ сіе, юноша сталъ невидимъ. По отшествіи юноши, комната наполнилась дивнымъ благоуханіемъ, ощущавшимся съ полчаса, такъ что всѣ, бывшіе тамъ, думали, что они находятся не на землѣ, а на небѣ.

Послѣ святаго крещенія Вассіанъ сталъ проводить еще болѣе строгую жизнь, умерщвляя свое юное тѣло и порабощая его духу. Приставники и слуги, которымъ правитель Сергій приказалъ беречь Вассіана какъ зѣницу ока, не зная Вассіановой тайны [5], сильно удивлялись, даже обезпокоились, видя его необычное воздержаніе; они недоумѣвали, почему онъ принимаетъ такъ мало пищи и питья, почему онъ проводилъ ночи безъ сна, почему лицо его блѣднѣло, а тѣло его истощалось? Видя все это, они спрашивали съ недоумѣніемъ другь друга:

— «Ради чего такъ изнуряетъ себя господинъ нашъ?»

Старѣйшій же рабъ, вѣрный святому Вассіану и знавшій его тайну, говорилъ имъ:

— «Не дивитесь сему, такъ какъ философское ученіе можеть быть постигнуто только такими учениками, которые презрѣли всѣ страсти и довольствуются только тѣмъ, что необходимо для поддержанія жизни. Поэтому знайте, что нашъ господинъ, желая изучить высочайшее любомудріе, и возложилъ на себя таковое воздержаніе и бодрствованіе».

Но слуги не удовольствовались этимъ отвѣтомъ; при этомъ они вспомнили, что Вассіанъ, еще младенцемъ, писалъ иногда на пескѣ знаменіе креста или слагалъ солому на подобіе креста, за что кормилица его часто на него гнѣвалась. Наконецъ, послѣ различныхъ дознаній, слѣдя за тѣмъ, куда Вассіанъ ходитъ, слуги стали догадываться, что господинъ ихъ принялъ христіанскую вѣру и проводилъ жизнь сообразно христіанскому ученію. Отъ этого они пришли въ немалое смущеніе и страхъ, такъ какъ боялись гнѣва отца Вассіанова, Сергія. Окончательно они увѣрились въ томъ, что Вассіанъ христіанинъ, по слѣдующему случаю.

Однажды, послѣ всенощнаго бдѣнія и всенощныхъ трудовъ, блаженный юноша, утомившись, крѣпко заснулъ. Во время сна онъ сталъ произносить слова молитвы, призывая Бога, Единаго въ Троицѣ, и прося направить его на путь къ славѣ, обѣщанной всѣмъ, любящимъ Его. По молитвѣ былъ слышенъ голосъ свыше:

— «Радуйся и веселись, вѣрнѣйшій воинъ Христовъ, Вассіанъ! Молитва твоя принята Богомъ и тебѣ уготовано лучшее мѣсто на небѣ».

Послѣ сего событія, слуги окончательно убѣдились, что Вассіанъ — христіанинъ; поэтому они тайно, одинъ за другимъ, отправились обратно въ Сиракузы къ старому господину своему, правителю Сергію, съ непріятною для него вѣстью; они возвѣстили правителю, что сынъ его, Вассіанъ, принялъ христіанскую вѣру.

Сергій, будучи идолопоклонникомъ, сильно опечалился по поводу этого и сталъ размышлять, какъ бы отвратить сына своего отъ христіанства: ласками или угрозами.

Такъ мало-по-малу отъ Вассіана ушли изъ Рима всѣ слуги; остался при немъ лишь одинъ старый и вѣрный слуга, который тоже былъ христіаниномъ. На мѣсто удалившихся отецъ Вассіана пожелалъ послать новыхъ слугъ, чтобы они, взявъ Вассіана изъ Рима, привели его къ нему.

Въ это время святому Вассіану пришлось войти ночью, въ первое пѣніе пѣтуховъ [6], въ церковь святаго евангелиста Іоанна Богослова [7]. Здѣсь, молясь по обычаю, онъ увидѣлъ честнаго мужа, украшеннаго сѣдинами, который сказалъ ему слѣдующее:

— «Знай, вѣрный исповѣдникъ Христовъ, что тебѣ необходимо вмѣстѣ съ вѣрнымъ рабомъ твоимъ идти отсюда въ городъ Равенну [8], ибо отецъ твой, родившій тебя къ жизни плотской, намѣревается воспрепятствовать спасенію твоему душевному; бѣги отсюда, дабы онъ не совратилъ тебя съ праваго пути. Ради этого милосердый Богъ, не оставляющій Своихъ рабовъ, послалъ меня, своего апостола, возвѣстить тебѣ объ этомъ, чтобы посланные твоимъ отцомъ, нашедши тебя здѣсь, не воспрепятствовали. тебѣ убѣжать отсюда».

Святый Іоаннъ Богословъ послѣ сихъ словъ отошелъ отъ Вассіана.

Блаженный Вассіанъ, весьма возвеселившись сердцемъ по поводу апостольскаго явленія, сталъ полагать многіе поклоны съ молитвою къ Богу, прося не оставить его помощію Своею. Послѣ молитвы Вассіанъ возвѣстилъ все видѣнное и слышанное своему слугѣ. На слѣдующее утро они раздали всѣ свои вещи неимущимъ и принявъ благословеніе оть духовнаго отца своего Гордіана, вечеромъ вышли изъ Рима и отправились въ Равенну.

Послѣ нѣсколькихъ дней пути въ дорогѣ святый Вассіанъ увидѣлъ оленицу съ двумя дѣтенышами; животныя уже обезсилѣли и изнемогали отъ преслѣдованія гнавшихся за ними охотниковъ. Охотники почти настигли оленей. Увидѣвъ это, святый сжалился надъ оленицей и надъ ея дѣтенышами и сказалъ ей:

— «Во имя Господа нашего Іисуса Христа, повелѣваю тебѣ безъ страха придти ко мнѣ».

Оленица тотчасъ же, какъ бы понявъ слова, сдѣлавшись кроткой, остановилась и безъ боязни подошла къ святому съ своими дѣтенышами. Вассіанъ сталъ гладить ее рукой, какъ бы животное давно къ нему привыкшее; оленица же лизала ноги его.

Когда охотники, гнавшіеся за оленицей, добѣжавъ, увидѣли, что оленица стоитъ предъ путникомъ кроткою и тотъ гладитъ ее рукой, то весьма удивились, недоумѣвая, какъ могла перемѣниться такъ скоро дикость животнаго въ кротость. При этомъ одинъ изъ охотниковъ, злонравный и жестокій, сказалъ своимъ товарищамъ:

— «Безумцы! Для чего мы медлимъ и почему не беремъ свою добычу?»

Сказавъ это, онъ сталъ отнимать оленицу изъ рукъ святаго.

— «Не я, но Богъ Вышній повелѣваетъ тебѣ, — сказалъ охотнику святый Вассіанъ: — не дѣлай никакого зла ни этому дикому животному, ни дѣтенышамъ его».

Охотникъ съ гнѣвомъ и дерзостью осмѣлился оттолкнуть руку угодника Божія; но тотчасъ-же за такое дерзостное дѣло напалъ на того жестокаго охотника бѣсъ, который сталъ сильно мучить его. Въ мукахъ онъ упалъ на землю, сталъ кричать страшнымъ воплемъ, испускать пѣну и, оцѣпенѣвая, сдѣлался какъ бы мертвымъ. Ужаснулись тогда и затрепетали отъ страха остальные охотники и, припавъ къ ногамъ святаго, со слезами стали просить прощенія, боясь, какъ бы и ихъ не постигла подобная участь. Вассіанъ повелѣлъ имъ отступить отъ этого мѣста, а самъ простерся крестообразно для молитвы и, обративъ весь умъ свой къ Богу, сталъ молиться:

— «Боже, — чудный Создатель всего, Боже милосердый, — Спаситель падшаго рода человѣческаго, веселящійся не о погибели мертвыхъ, но о спасеніи живыхъ: прости лежащаго въ несчастіи, по невѣдѣнію согрѣшившаго и прогнѣвавшаго Твою благость!»

Въ таковыхъ и имъ подобныхъ умилительныхъ словахъ молился святый. Вставъ отъ молитвы, онъ подошелъ къ человѣку, лежавшему на землѣ, взялъ его за правую руку и сказалъ бывшему въ немъ бѣсу:

— «Діаволъ! Тотъ, Кто низвергнулъ тебя съ высоты небесной въ бездну, повелѣваетъ тебѣ тотчасъ оставить образъ Божій — сего человѣка — и удалиться въ уготованный для тебя тартаръ [9], гдѣ ты будешь мучиться во вѣки».

Еще святый не успѣлъ докончить сихъ словъ, какъ врагъ рода человѣческаго уже вышелъ изъ человѣка, котораго даже въ малое время измучилъ тако сильно, что тотъ былъ почти при смерти. Когда-же охотникъ сталъ приходить въ себя, то не видѣлъ ничего глазами своими и лежалъ на землѣ неподвижно.

Святый снова сталъ молиться Богу и, по молитвѣ, осѣнилъ крестнымъ знаменіемъ глаза охотника, которые тотчасъ открылись, такъ что охотникъ сталъ видѣть. Затѣмъ Вассіанъ оградилъ всего его крестнымъ знаменіемъ и повелѣлъ ему встать, и всталъ охотникъ здоровымъ, какъ бы не потерпѣвшимъ никакого вреда.

Съ трепетомъ взирали на сіе чудесное происшествіе, стоявшіе вдали, другіе охотники; потомъ подошли къ святому и поклонились ему. Вмѣстѣ съ ними кланялся и получившій исцѣленіе, который просилъ прощеніе у святаго и усердно благодарилъ своего исцѣлителя. Послѣ этого всѣ разошлись по своимъ мѣстамъ: охотники къ себѣ домой, оленица съ дѣтенышами была отпущена на свободу, а самъ святый Вассіанъ съ своимъ рабомъ отправился въ дальнѣйшій путь.

Прибывъ въ городъ Равенну, Вассіанъ отправился къ епископу этого города, Урсу, который былъ ему родственникомъ. Епископъ, увидавъ своего родственника, очень возрадовался и особенно, когда узналъ, что онъ вѣруетъ во Христа и ради любви ко Христу презрѣлъ все и сталъ странствовать. По желанію Вассіана епископъ отвелъ для него спокойное мѣсто внѣ города при церкви святаго священномученика Аполлинарія [10], перваго епископа города Равенны, рукоположеннаго святымъ верховнымъ апостоломъ Петромъ [11] и пострадавшаго въ царствованіе Веспасіана [12] за имя Христово. При этой церкви нашлось очень удобное для Вассіана мѣсто: здѣсь онъ, пребывая въ уединеніи, отвергшись міра и всего мірскаго, могъ усердно работать Богу, подвизаясь въ постѣ и молитвѣ.

Господь скоро прославилъ раба Своего: — Онъ даровалъ ему чудесную благодать исцѣлять тѣлесныя болѣзни молитвою и душевные недуги — богодухновенными поученіями. За все сіе онъ оть всѣхъ окружающихъ пріобрѣлъ уваженіе, любовь и славу.

Въ это время отъ царя Валентиніана [13] пришло повелѣніе къ правителю города Равенны и ко всѣмъ гражданамъ этого города: — предать смерти городского судью по имени Виѳимнія; случилось же это по тому, что клеветники оговорили Виѳимнія предъ царемъ въ большихъ преступленіяхъ, будто-бы совершенныхъ имъ. Виѳимній былъ связанъ и приведенъ на то мѣсто, гдѣ его должны были обезглавить. Здѣсь онъ вспомнилъ святаго Вассіана и такъ сказалъ про себя:

— «Рабъ Божій Вассіанъ! По благодати, дарованной тебѣ Богомъ, будь мнѣ помощникомъ!»

Самъ правитель города и множество народа находилось здѣсь, желая видѣть кончину Виѳимнія. И вотъ Виѳимній уже преклонилъ выю для отсѣченія, а палачъ, держащій обоюдуострый мечъ, поднялъ его, чтобы съ силою ударить по выѣ Виѳимнія. Но въ это мгновеніе произошло неожиданное событіе. Мечъ выпалъ изъ рукъ палача и упалъ вдалекѣ отъ того мѣста. Палачъ снова взялъ мечъ и, схватилъ его крѣпче прежняго руками, поднялъ, чтобы обезглавить Виѳимнія, но какъ только размахнулся, мечъ снова, какъ и прежде, выпалъ изъ его рукъ и упалъ вдали. Палачъ опять съ гнѣвомъ схватилъ мечъ, но снова произошло то же. Всѣ были поражены симъ чудомъ. Правитель города, думая, что палачъ щадитъ осужденнаго изъ за награды, которую думалъ получить, удалилъ этого палача и приказалъ другому усѣчь Виѳимнія. Но и съ другимъ случилось то-же самое: мечъ до трехъ разъ невидимою силою выхватывался изъ рукъ палача и падалъ вдали. Послѣ этого правитель города, удивляясь и страшась происшедшаго, приказалъ отвести осужденнаго съ лобнаго мѣста, тѣмъ болѣе, что и народъ требовалъ освобожденія Виѳимнія, ибо сила Божія защищала его отъ смерти.

Виѳимнія посадили въ темницу и послали извѣстіе къ царю, что осужденнаго не могли усѣчь два палача. На это извѣстіе немедленно пришло отъ царя милостивое повелѣніе — освободить Виѳимнія отъ смертной казни и простить его вину.

Виѳимній не скрывалъ, но, наоборотъ, говорилъ о своемъ, по Богѣ, заступникѣ, святомъ Вассіанѣ, котораго онъ въ своей молитвѣ призывалъ себѣ на помощь. Освободившись изъ темницы, онъ отправился къ святому и, лобызая его ноги, воздавалъ ему благодареніе; но святый угодникъ Божій повелѣлъ ему благодарить только одного Бога, избавившаго его отъ смерти. Съ этого времени всѣ жители города стали съ большимъ почтеніемъ относиться къ святому, взирая на него какъ на ангела Божія и прибѣгая къ нему за помощію.

Клиръ же и знатные граждане сообща стали просить епископа убѣдить святаго Вассіана принять священническій санъ, такъ какъ тогда богопріятная молитва Вассіана, возносимая имъ при совершеніи безкровной жертвы, будетъ сильнѣе предъ Богомъ. Такимъ образомъ угодникъ Божій, хотя и не по своему желанію, былъ хиротонисованъ въ священническій санъ, въ коемъ онъ провелъ довольно продолжительное время.

Въ это время скончался вѣрный слуга Вассіана, пришедшій сь нимъ изъ Рима. Святый Вассіанъ сталъ совершать безкровную жертву о его упокоеніи. Въ седьмой день по преставленіи слуги, во время литургіи, преподобный, прилежно молясь о упокоеніи души новопреставленнаго, услышалъ голосъ съ неба, извѣстившій его, что душа почившаго получила милость отъ Бога и причислена къ лику святыхъ. О семъ извѣстіи Вассіанъ сказалъ Виѳимнію, находившемуся въ церкви за литургіею, и тогда оба они возрадовались духомъ о спасеніи души преставившагося.

Около этого времени въ городѣ Лодіи, въ Лигуріи [14], умеръ епископъ. Жители этого города наложили на себя трехдневный постъ и усердно молились ко Господу, прося Его послать достойнаго мужа, который бы, возшедши на святительскій престолъ, могъ благоуспѣшно управлять Церковію Христовою.

Во время общаго поста и молитвы одному изъ пресвитеровъ соборной церкви, по-имени Клименту, мужу добродѣтельному и честному, уснувшему послѣ церковныхъ трудовъ, въ сонномъ видѣніи явился нѣкій свѣтоносный мужъ и сказалъ:

— «Знайте всѣ, что вамъ уготованъ Богомъ во епископы пресвитеръ Вассіанъ, пребывающій въ городѣ Равеннѣ и украшенный дарованіями Божіими».

Пробудившись отъ сна, Климентъ тотчасъ же призвалъ честнѣйшихъ мужей изъ клира церковнаго и мірянъ, которымъ и возвѣстилъ о сказанномъ ему Господомъ въ видѣніи. Тогда избрали знатныхъ мужей и послали ихъ въ Равенну съ просьбою ко святому Вассіану, — прибыть къ нимъ въ Лодію и принять святительскій престолъ.

Святому-же Вассіану, еще прежде нежели посланные пришли въ Равенну, Богъ въ ночномъ видѣніи открылъ о ихъ пришествіи и повелѣлъ, не отказываясь, идти съ ними.

По утру лодійскіе посланные пришли къ святому и объявили ему, что имъ было повелѣно. Святый обратился къ посланнымъ съ такими словами:

— «Богъ создалъ человѣка безсмертнымъ, дабы онъ всегда повиновался волѣ и указаніямъ своего Творца. Человѣкъ же, преступивъ Божіе повелѣніе, данное ему въ раю, самъ сдѣлалъ себя смертнымъ, точно также и потомковъ своихъ сдѣлалъ смертными. Поэтому не должно человѣку противиться волѣ своего Бога и нарушать Его повелѣнія, но каждому необходимо, со всѣмъ усердіемъ стараться выполнять то, что угодно Богу и заповѣдано Имъ. Въ виду этого и я, не изъ желанія почестей, но ради нуждъ единовѣрныхъ своихъ братьевъ, по Божію повелѣнію, не отказываюсь принять налагаемое на меня иго».

Сказавъ это, святый Вассіанъ предложилъ путникамъ отдохнуть послѣ ихъ труднаго пути. Но посланные, обрадовавшись согласію преподобнаго, не думали оставаться и отдыхать, но желали скорѣе представить въ свой городъ неоцѣненное сокровище, стремились скорѣе отправиться обратно въ путь и умоляли святаго идти поскорѣе вмѣстѣ съ ними; посему вечеромъ преподобный и посланные отправились въ путь.

Когда они приближались къ Лодіи, весь народъ съ радостію и веселіемъ вышелъ навстрѣчу къ своему, Богомъ дарованному, пастырю.

Въ это время находился въ толпѣ одинъ человѣкъ, бывшій въ параличѣ, не владѣвшій языкомъ. Вмѣстѣ съ народомъ этоть больной, хотя и съ большимъ трудомъ, подошелъ къ святому и облобызалъ святую десницу угодника Божія. Тотчасъ онъ окрѣпъ тѣломъ; языкъ его разрѣшился, и онъ сталъ прославлять величіе Божіе. Народъ усугубилъ свою радость, видя, какого святаго пастыря и чудотворца даровалъ имъ Богъ.

Для посвященія святаго Вассіана въ санъ архіерейскій прибылъ въ Лодію святый епископъ Амвросій [15] изъ Медіолана [16] и вышеупомянутый сродникъ святаго Вассіана Урсъ изъ Равенны. Въ первый день января состоялось посвященіе Богомъ избраннаго мужа Вассіана во епископа, что и доставило великую радость и большое торжество всему городу тому.

Святый Вассіанъ, сдѣлавшись епископомъ, стать учить паству свою словомъ и, дѣломъ, но главнымъ образомъ — примѣромъ своей добродѣтельной жизни. Къ святому Амвросію онъ оказывалъ большую любовь о Святомъ Духѣ, и отъ Амвросія имѣлъ таковую-же любовь, которая выражалась въ частыхъ любезныхъ посланіяхъ ихъ отъ одного къ другому.

По прошествіи нѣкотораго времени святитель Христовъ Вассіанъ выстроилъ въ восточномъ предмѣстьи города великолѣпный храмъ во имя святыхъ апостоловъ и на освященіе этого храма пригласилъ святаго Амвросія Медіоланскаго и Филакса Команскаго [17] (Урсъ Равеннійскій въ это время уже почилъ о Господѣ). Въ то время, когда архіереи освящали храмъ, среди народа, собравшагося на освященіе, находилась одна бѣсноватая отроковица, устами которой діаволъ сталъ взывать велегласно:

— «Зачѣмъ вы, мужи Божіи, неправедно возстали на меня? Зачѣмъ всѣ трое на одного меня вооружились непобѣдимымъ оружіемъ? Развѣ для васъ мало, что вы отняли у насъ силу вредить кому-либо изъ васъ? Вотъ вы выгоняете насъ и изъ тѣхъ, надъ которыми мы имѣли власть. Если выгоните меня отсюда, то, взявъ съ собою двухъ или больше (бѣсовъ), отправлюсь въ другое мѣсто, куда вы не придете».

Служители Христовы, услыша діавольскій вопль, преклонили колѣна и стали усерднѣе молиться ко Господу. Во время молитвы бѣсъ, не стерпѣвъ ихъ молитвенной силы, повергъ отроковицу на землю и съ страшнымъ воплемъ вышелъ изъ нея. Тогда святители приступили къ отроковицѣ и, поднявъ ее съ земли уже здоровою, отдали ее родителямь, заповѣдуя имъ воздать благодареніе Господу за освобожденіе ихъ дочери отъ мученія демонскаго.

По освященіи церкви была устроена въ славу Божію трапеза, за которой святители бесѣдовали о томъ, что полезно для Церкви Божіей. Послѣ трапезы и дружеской бесѣды прибывшіе архіереи отправились въ свои мѣста, и святый Вассіанъ съ честію проводилъ каждаго изъ нихъ.

Однажды, во время жатвы, одинъ отрокъ собиралъ снопы среди жнецовъ; его ужалила змѣя, и онъ умеръ. Родители, неутѣшно рыдая по поводу смерти его, принесли его для погребенія во вновь построенную блаженнымъ Вассіаномъ церковь въ честь и славу святыхъ апостоловъ, гдѣ въ это время случайно находился и самъ архіерей Божій, Вассіанъ. Онъ часто приходилъ въ эту церковь и совершалъ въ ней богослуженіе. Во время пѣнія обычнаго погребальнаго канона плачъ родителей по отрокѣ сталъ заглушать голосъ пѣвцовъ. Архіерей Божій, сожалѣя плачущихъ, повелѣлъ всѣмъ выдти изъ церкви; потомъ остался одинъ, повергся на землю предъ Богомъ со слезами и умолялъ Его, чтобы Господь повелѣлъ душѣ отрока возвратиться въ тѣло. Во время молитвы святаго, тѣло умершаго отрока стало сначала немного, а затѣмъ все болѣе и болѣе, двигаться. Святый возсталъ отъ молитвы, взялъ отрока за руку и повелѣлъ ему встать. Отрокъ, какъ бы проснувшись отъ сна, открылъ глаза, началъ звать свою мать и всталъ. Находившіеся внѣ церкви родители и народъ, услыхавъ голосъ отрока, отъ радости не могли оставаться на мѣстѣ, но тотчасъ-же открыли церковныя двери и вошли внутрь храма. Увидѣвъ отрока воскресшимъ изъ мертвыхъ, всѣ изумились и ужаснулись и, припавши ко святому, съ радостію лобызали его руки и одежду. Святый же, воздавъ благодареніе всемогущему Богу и сказавъ народу поученіе, отпустилъ всѣхъ съ миромъ.

По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ послѣ этого смертельно заболѣлъ святитель Христовъ Амвросій. Архіерей Божій Вассіанъ, узнавъ о болѣзни возлюбленнаго своего, о Святомъ Духѣ, отца и друга, поспѣшилъ отправиться въ Медіоланъ навѣстить болящаго. Здѣсь, увидавъ Амвросія на одрѣ болѣзни, онъ остался прислуживать ему, молиться вмѣстѣ съ нимъ и утѣшать его надеждою на Христа.

Святому Амвросію было такое видѣніе: ему представилось, что онъ видитъ Господа нашего Іисуса Христа, идущаго къ нему со свѣтлымъ ликомъ и любезно ему улыбающагося. Объ этомъ видѣніи святый Амвросій разсказалъ находившемуся около него святому Вассіану. Тогда Вассіанъ, понявъ, что приблизился часъ кончины святаго Амвросія, началъ плакать и вмѣстѣ радоваться. Радовался онъ тому, что святый мужъ отходилъ ко Христу, призываюшему его, — плакалъ же по тому, что лишался любезнаго своего друга въ этой временной жизни: но онъ имѣлъ твердую о Христѣ надежду свидѣться съ нимъ въ будущей жизни и быть вмѣстѣ съ почившимъ въ ликѣ іерарховъ.

По кончинѣ святаго Амвросія, Вассіанъ и всѣ жители Медіолана оплакали святителя и съ честію похоронили святое тѣло его. Послѣ этого Вассіанъ отправился въ свой городъ, гдѣ сталъ возносить предъ Господомъ безкровную жертву съ молитвою о упокоеніи Амвросія, хотя вполнѣ былъ увѣренъ, что душа его упокоена со святыми; но молитва и безкровная жертва и о святыхъ не бываютъ безплодны. Если молитва о святомъ не можетъ въ чемъ-либо ему способствовать, то она возвращается въ нѣдро молящагося — принесетъ пользу послѣднему, какъ говоритъ Давидъ: молитва моя въ нѣдро мое возвратится (Псал. 34, 13).

По прошествіи довольно продолжительнаго времени святому Вассіану снова пришлось отправиться въ Медіоланъ по церковнымъ дѣламъ. Входя въ городъ, онъ увидалъ на площади вѣсовщика, который на вѣсахъ вѣшалъ различные товары. Этотъ вѣсовщикъ былъ неправеденъ, многихъ обманывалъ и этимъ старался доставить себѣ прибытокъ. Святый увидалъ на вѣсахъ бѣса, въ образѣ маленькаго эѳіопа, перетягивавшаго вѣсы, чѣмъ и пользовался неправедный вѣсовщикъ. Святый спросилъ бывшихъ съ нимъ:

— «Видите-ли вы что-нибудь странное?»

Они отвѣтили ему, — что ничего особеннаго не видятъ.

Тогда святый помолился о томъ, чтобы и прочимъ для достовѣрнаго свидѣтельства отверзлись очи видѣть тоже, что видѣлъ онъ. И дѣйствительно отверзлись духовныя очи у пресвитера Климента и у діакона Елвонія: они увидѣли то-же, что видѣлъ архіерей Божій, именно — маленькаго эѳіопа, сидѣвшаго на вѣсахъ и исполнявшаго приказанія вѣсовщика. Они сказали о видѣнномъ святому и подтвердили слова Давида, который говоритъ: лживи сынове человѣчестіи въ мѣрилѣхъ (Псал. 61, 10).

Святый позвалъ вѣсовщика и спросилъ его:

— «При помощи какой неправедной мѣры ты увеличиваешь вѣсъ и обманываешь купцовъ?»

— «Я не дѣлаю никакой неправды», — отвѣчалъ вѣсовщикъ и клятвою подтвердилъ, что вѣсъ его правиленъ.

Тогда святитель показалъ ему на вѣсахъ адскаго эѳіопа и сказалъ.

— «Этотъ эѳіопъ тотчасъ-же войдетъ въ тебя, сокрушитъ твое тѣло и исторгнетъ изъ тебя душу твою со страшными мученіями».

Неправедный вѣсовщикъ отъ страха задрожалъ и, припавъ къ ногамъ святаго съ покаяніемъ, обѣщался отстать отъ неправды. Святый вразумилъ его отъ святаго Писанія и повелѣлъ ему все, что онъ нажилъ неправдою, раздать нищимъ. Послѣ этого святый молитвою отогналъ отъ вѣсовъ бѣса и отправился въ свой путь.

Возвратившись обратно въ свой городъ, угодникъ Божій занялся обычными дѣлами богоугожденія и попеченіемъ о паствѣ. Онъ прожилъ въ архіерейскомъ званіи пять лѣтъ и съ миромъ отошелъ ко Господу, Которому вѣрно и истинно работалъ, имѣя отъ роду девяносто лѣтъ [18]. Вѣрные овцы съ честію похоронили своего пастыря въ сооруженной имъ Апостольской церкви, и много плакали, лишившись таковаго отца. Скончался же святый въ царствованіе Гонорія [19] на Западѣ и Ѳеодосія [20], сына Аркадія, — на Востокѣ. Какъ при жизни, такъ особенно по кончинѣ своей онъ былъ чудотворцемъ: отъ гроба его чудесно подавались исцѣленія болящимъ по святымъ молитвамъ его и по благодати Господа нашего Іисуса Христа, Которому, вмѣстѣ со Отцемъ и Святымъ Духомъ, возсылается честь и слава, нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Лодія или Лавда находилась вблизи Медіолана (см. ниже прим. 16-е).
[2] Сиракузы — одна изъ первыхъ греческихъ колоній на восточномъ берегу острова Сициліи, основанная за VII в. до Р. Хр.; впослѣдствіи — самый большой и богатый городъ острова.
[3] Изъ дальнѣйшаго повѣствованія видно, что святый Вассіанъ слыхалъ о христіанахъ еще въ дѣтствѣ (житіе повѣствуетъ, что Вассіанъ, будучи младенцемъ, чертилъ на землѣ знаменіе креста); но въ Римѣ Вассіанъ болѣе обстоятельно познакомился съ христіанствомъ и имѣлъ возможность лично наблюдать самую жизнь христіанъ.
[4] Обыкновенно всѣ, приступавшіе ко крещенію, въ древней Церкви подвергались предварительно оглашенію, — т.-е. изустному наставленію въ истинахъ вѣры христіанской. Оглашеннымъ дозволялось присутствовать лишь при совершеніи первой (проскомидіи) и второй (литургіи оглашенныхъ) частяхъ божественноіі литургіи; передъ третьею частію (литургіею вѣрныхъ) оглашенные должны были выходить изъ церкви, о чемъ и оповѣщалось возглашеніемъ діакона: «оглашенніи изыдите». Срокъ оглашенія былъ различенъ: онъ продолжался отъ нѣсколькихъ дней или недѣль до нѣсколькихъ мѣсяцевъ и даже лѣтъ.
[5] Т.-е. не зная того, что онъ былъ христіаниномъ.
[6] Первые христіане, по примѣру древнихъ евреевъ, дѣлили ночь на четыре части (по 3 часа въ каждой), называвшіяся стражами. Пѣніе пѣтуховъ, бывшее въ третью стражу, называлось пѣтлоглашеніе или куроглашеніемъ.
[7] Память святаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова празднуется 26-го сентября и 8-го мая.
[8] Равенна находилась въ такъ называемой Циспаданской Галліи, на берегу Адріатическаго моря. Природа и искусство сдѣлали изъ этого города сильную, почти неприступную, крѣпость, почему Равенна считалась оплотомъ Италіи. Римскіе императоры, начиная съ Гонорія (395-423 гг.), избирали ее своимъ мѣстопребываніемъ.
[9] Подъ именемъ тартара древніе греки разумѣли темную бездну, находившуюся въ глубинѣ земли.
[10] Память святаго священномученика Аполлинарія празднуется 23-го іюля.
[11] Память святаго апостола Петра (и Павла) совершается 29-го іюня.
[12] Императоръ Веспасіанъ царствовалъ съ 70 г. по 79 г.
[13] Императоръ Валентиніанъ (II-й) царствовалъ съ 383 г. по 392 г.
[14] Лигуріей въ Италіи навывалась область, населенная лигурами, — племенемъ кельтскаго происхожденія. Лигурія граничила съ Галліей.
[15] См. житіе святаго Амвросія подъ 7-мъ декабря.
[16] Медіоланъ — древній городъ Цизальпинской Галліи или нынѣшней сѣверной Италіи, — центръ наукъ и искусствъ; нынѣ — главный городъ итальянской области Ломбардіи.
[17] Городъ Команы находился въ провинціи Понтѣ, на сѣверо-востокѣ Малой Азіи. Нынѣ на мѣстѣ этого города находится селеніе Гуменекъ.
[18] Кончина святаго Вассіана послѣдовала ок. 409 г.
[19] Императоръ Гонорій управлялъ Западомъ съ 395 г. по 423 г.
[20] Императоръ Ѳеодосій (II-й) управлялъ Востокомъ съ 408 г. по 450 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 178-191.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0