Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Іюнь.
День восьмой.

Перенесеніе мощей святаго великомученика Ѳеодора Стратилата [1].

Святый великомученикъ Ѳеодоръ пострадалъ за имя Христово при нечестивомъ императорѣ римскомъ Ликиніи [2], въ городѣ Гераклеѣ [3], гдѣ святый былъ воеводою; временемъ его мученической кончины было восьмое число февраля мѣсяца; нынѣ же празднуется перенесеніе честныхъ мощей его изъ города Гераклеи въ его отечественный городъ Евхаиты [4] согласно его распоряженію, ибо своему слугѣ Уару, взиравшему на страданія мученика и записывавшему ихъ, святый Ѳеодоръ далъ такое завѣщаніе:

— «Тѣло мое похорони въ Евхаитахъ, въ имѣніи моихъ родителей».

Всѣ, желающіе получить болѣе подробныя свѣдѣнія о семъ святомъ, могуть прочитать подробное описаніе страданій его, помѣщенное подъ восьмымъ числомъ февраля мѣсяца. Здѣсь же мы напомнимъ лишь о дивномъ чудѣ, бывшемъ отъ иконы его. Объ этомъ чудѣ свидѣтельствуютъ Анастасій Синаитъ [5] и Іоаннъ Дамаскинъ [6]. Чудо же было такое.

Въ четырехъ тысячахъ шаговъ отъ Дамаска [7] находится мѣсто, называемое Карсата; здѣсь стояла церковь, построенная въ честь святаго великомученика Ѳеодора Стратилата. Когда сарацыны завладѣли этимъ мѣстомъ и поселились здѣсь, то многіе изъ нихъ входили въ эту церковь и всячески ее оскверняли; такъ, напримѣръ, загоняли въ церковь свой скотъ, входили въ ту церковь со своими женами и дѣтьми и совершали здѣсь мерзкія грѣховныя плотскія дѣла. На одной изъ стѣнъ той церкви находилось изображеніе святаго великомученика Ѳеодора, нарисованное красками. Однажды, когда собрались въ этой церкви многіе сарацыны и разговаривали между собою, одинъ изъ нихъ, взявъ лукъ и стрѣлу, намѣтившись, выстрѣлилъ въ образъ святаго; стрѣла вонзилась въ правое плечо святаго, и тотчасъ отъ образа истекла кровь какъ отъ живаго человѣка. Увидавъ столь великое чудо, сарацыны весьма изумились, однако не вышли изъ церкви, но продолжали обитать въ ней и совершать здѣсь нечистыя дѣла, по своему обычаю. Всего проживало въ этой церкви двадцать сарацынъ, причемъ каждый изъ нихъ имѣлъ жену и дѣтей; всѣ они въ скоромъ же времени послѣ чудеснаго происшествія погибли, будучи внезапно поражены горькою смертію: тѣ же изъ сарацынъ, которые обитали внѣ церкви, пребыли въ то время здравыми и невредимыми.

Анастасій Синаитъ говоритъ объ этомъ образѣ святаго, что онъ самъ его видѣлъ и что на образѣ былъ знакъ отъ крови, истекшей изъ язвы.

Это чудо сотворилъ Господь нечестивымъ сарацынамъ для устрашенія, а намъ, вѣрнымъ, для напоминанія того, что мы должны почитать святыя иконы, ибо при нихъ бываетъ и чрезъ нихъ дѣйствуетъ чудесная благодать Бога нашего.

Примѣчанія:
[1] Стратилатъ съ греч. — воинъ, воевода; такое наименованіе усвояется св. Ѳеодору за то, что онъ, будучи воеводою земного царя, показалъ себя истиннынъ воиномъ Христовымъ, «предобрымъ воеводой Царя небеснаго», какъ воспѣваетъ ему св. Церковь въ тропарѣ.
[2] Ликиній управлялъ восточною половиною римской имперіи съ 307 г. по 324 г. — Мученическій подвигъ св. Ѳеодора относится къ 319 г.
[3] Гераклея находилась въ Понтѣ, — сѣверной провинціи Малой Азіи.
[4] Городъ Евхаиты находился съ сѣверной части Малой Азіи, недалеко отъ Гераклеи; нынѣ — мѣстечко Марсиванъ.
[5] Анастасій Синаитъ — патріархъ Антіохійскій; управлялъ патріаршею каѳедрою съ 561 г. по 572 г., потомъ съ 596 г. по 601 г. — См. житіе его подъ 20-мъ числомъ апрѣля мѣсяца.
[6] Іоаннъ Дамаскинъ — знаменитѣйшій церковный пѣснописецъ и богословъ VIII в. — Написалъ много высокоумилительныхъ церковныхъ пѣснопѣній; ему принадлежатъ каноны на Пасху, на Рождество Христово, на Богоявленіе и множество пѣснопѣній на дни памяти святыхъ. Весьма обширны также его богословскія сочиненія. Важнѣйшее изъ нихъ «Источникъ знанія», состоящій изъ трехъ частей: 1) «Діалектики»; 2) «Книги о ересяхъ» и 3) «Точнаго изложенія православной вѣры». Имъ написано, между прочимъ, «Три слова противъ порицающихъ иконы». Въ одномъ изъ этихъ словъ (именно — въ третьемъ) св. Іоаннъ Дамаскинъ и повѣствуетъ о нижеизлагаемомъ чудѣ отъ иконы св. великомученика Ѳеодора Стратилата. — См. житіе Іоанна Дамаскина подъ 4-мъ числомъ декабря мѣсяца.
[7] Дамаскъ — древнѣйшій сирійскій городъ, упоминаемый въ Библіи уже въ исторіи Авраама (Быт. 14, 15); былъ расположенъ къ сѣверо-востоку отъ Палестины, въ прекрасной и плодородной равнинѣ, находившейся у восточной подошвы Анти-Ливана. Въ исторіи христіанской Церкви Дамаскъ замѣчателенъ какъ мѣсто чудеснаго обращенія ко Христу Савла (Дѣян. 9, 1-22). Въ 634-мъ году Дамаскъ былъ покоренъ арабами.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 150-152.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0