Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Іюнь.
День восьмой.

Память преподобнаго отца нашего Зосимы.

Преподобный Зосима былъ родомъ финикіянинъ и родился въ приморскомъ финикійскомъ селеніи Синдѣ, отстоявшемъ отъ города Тира на разстояніи двадцати стадій. Упражняясь въ подвигахъ монашества, Зосима воздержаніемъ, постомъ и иными просіявшими въ немъ добродѣтелями исходатайствовалъ себѣ столь великую благодать у Бога, что не только пребывалъ свободнымъ оть всякаго смущенія въ своей совѣсти, но и прозиралъ духовными очами своими въ отдаленное будущее какъ настоящее. Его монастырь находился вблизи того селенія Синды, въ которомъ онъ родился.

Однажды случилось ему быть въ Кесаріи палестинской [1], гдѣ въ то время епископомъ былъ преподобный Іоаннь, по прозванію Хозевитъ [2], взятый на епископскую каѳедру за добродѣтельную жизнь противъ желанія изъ обители Хозевитской, находившейся не очень далеко отъ Іерусалима, по дорогѣ ведущей къ Іерихону [3]. Въ томъ же городѣ Кесаріи проживалъ нѣкій благородный патрицій [4], по имени Аркесилай, — мужъ благочестивый, украшенный всякими добродѣтелями. У него обиталъ преподобный Зосима, бывъ принятъ съ честію и радостью. Въ тотъ самый моментъ, когда Антіохія рушилась отъ землетрясенія [5], старецъ сталъ внезапно стенать, тяжко рыдать и испускать изъ глубины сердечной воздыханія; и пролилъ весьма много слезъ. Затѣмъ, попросивъ кадильницу и наполнивъ ее ладономъ и горящими угольями, онъ окадилъ всѣхъ находившихся тамъ: послѣ сего онъ распростерся крестообразно на землѣ и сталъ со умиленіемъ молиться Богу.

Тогда Аркесилай спросилъ его:

— «По какой причинѣ ты такъ опечалился?» Онъ во всеуслышаніе отвѣтилъ:

— «Предъ моимъ слухомъ пронесся шумъ отъ страшнаго разрушенія и паденія Антіохіи; этотъ шумъ звучитъ и сейчасъ въ ушахъ моихъ».

Аркесилай и другіе, находившіеся тамъ, удивляясь и ужасаясь, записали тотъ часъ, въ который изрекъ сіе преподобный, а затѣмъ вскорѣ ясно узнали, что сказанное старцемъ было истиною; ибо Антіохія пала въ то самое время, когда старецъ, прослезившись, распростерся для молитвы и предвозвѣстилъ о томъ паденіи.

Было совершено преподобнымъ много и другихъ чудесъ; упомянемъ здѣсь о нѣкоторыхъ изъ нихъ.

Случилось какъ-то вышеупомянутому Аркесилаю придти въ находившуюся въ Синдѣ обитель преподобнаго. Обитель же сія отстояла отъ Кесаріи палестинской на разстояніи пяти сотъ стадій. Въ это время супруга Аркесилая по неосторожности выколола себѣ глазъ спицею и жестоко страдала. Когда святый епископъ Іоаннъ Хозевитъ узналъ объ этомъ, то съ поспѣшностію отправился къ ней осмотрѣть язву и увидалъ, что рѣсницы выпали у ней и глазъ вышелъ изъ своего мѣста. Тогда онъ приказалъ одному изъ врачей, бывшихъ тамъ, взявши губку, вложить выпавшій глазъ на свое мѣсто и привязать затѣмъ губку платкомъ.

Когда все это происходило, къ Аркесилаю поспѣшнымъ шагомъ отправился посланный, дабы сообщить обо всемъ, случившемся въ его домѣ. Аркесилай въ это время находился въ синдійской обители и бесѣдовалъ съ преподобнымъ Зосимою. Узнавъ о происшедшемъ въ его домѣ, Аркесилай сталъ горько рыдать и рвать свои волосы. Преподобный Зосима спросилъ его о причинѣ плача и, получивъ отвѣтъ, пошелъ во внутреннюю келлію свою, въ которой по своему обыкновенію всегда молился. Затѣмъ вскорѣ вышелъ къ Аркесилаю съ веселымъ и радостнымъ лицомъ и сказалъ:

— «Иди къ себѣ домой съ радостію, ибо Хозевитъ, по дарованной ему отъ Бога благодати, исцѣлилъ твою жену; теперь у ней оба глаза совершенно здоровы; болѣзнь не причинила ей никакого вреда, ибо она чудесно исцѣлена Хозевитомъ».

Сіи два чуда совершены были тѣми двумя праведными мужами въ теченіе одного часа. Святый епископъ Іоаннъ исцѣлилъ выколотый глазъ женщины, преподобный же Зосима своими духовными очами издалека прозрѣлъ то исцѣленіе и сообщилъ о немъ Аркесилаю.

Однажды преподобный Зосима отправился въ Кесарію; онъ взялъ съ собою осла, на котораго возложилъ свои вещи. На дорогѣ его встрѣтилъ левъ; схвативши осла, звѣрь побѣжалъ съ нимъ въ пустыню, Святый Зосима пошелъ по слѣдамъ звѣря. Когда же левъ, съѣвъ осла, насытился, старецъ подошелъ къ нему и, улыбаясь, сказалъ:

— «Вотъ, что другъ! идти мнѣ весьма тяжело, такъ какъ я сильно усталъ, по причинѣ своей старости; я не въ силахъ на состарѣвшихся плечахъ своихъ донести ту тяжесть, которая была возложена на моего осла; посему понеси сію тяжесть ты, хотя сіе и противно твоему нраву, если ты хочешь освободить себя отъ Зосимы; потомъ же ты можешь снова стать злымъ и свирѣпымъ согласно твоей природѣ».

Тогда левъ, какъ бы позабывъ свою естественную ярость, сталъ ласкаться къ святому и сдѣлался кроткимъ какъ агнецъ и самою своею ласкою показывалъ знаки послушанія. Святый Зосима, возложивши на него тяжесть, которую несъ оселъ, довелъ его до воротъ Кесаріи; затѣмъ, снявъ здѣсь тяжесть, снова отпустилъ звѣря въ пустыню. Здѣсь, съ одной стороны, обнаружилась всемогущая сила Господня, покоряющая въ послушаніе Своимъ рабамъ свирѣпыхъ звѣрей, а съ другой — очевидно обнаружилось, что добродѣтельному человѣку, исполняющему заповѣди Господни и отъ всего сердца служашему своему Богу Творцу — повинуется и служитъ все остальное, даже и неразумныя созданія. И наконецъ сей случай съ несомнѣнностію доказываетъ всѣмъ святость Зосимы финикійскаго [6]. Да будеть же за все сіе слава Богу нашему, нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Кесарія палестинская находилась на восточномъ берегу Средиземнаго моря. Въ древнія времена Кесарія была резиденціей римскихъ прокураторовъ и центромъ общественно-политической жизни страны. — Въ исторіи христіанской Церкви Кесарія палестинская замѣчательна тѣмъ, что здѣсь впервые былъ открытъ язычникамъ доступъ въ Церковь Христову апостоломъ Петромъ, крестившимъ сотника Корнилія (Дѣян. гл. 10). Здѣсь же происходилъ послѣдній судъ падъ апостоломъ Павломъ (Дѣян. гл. 25-27). Въ Палестинѣ была еще другая Кесарія, въ отлнчіе отъ настоящей называвшаяся Филипповой. Она находилась у истоковъ Іордана.
[2] Іоаннъ Хозевитъ получилъ такое названіе отъ лавры Хузивской, въ которой онъ подвизался. Эта лавра находилась въ пустынѣ Хузивъ или Хозева, между Іерусалимомъ и Іерихономъ, недалеко отъ низменной долины Іорданской. Хузивская лавра возникла въ V в. Имя перваго ея основателя неизвѣстно. Особенно процвѣтала лавра въ VI, VII и VIII в., когда она славилась строгостію жизни своихъ подвижниковъ. Іоаннъ патріаршествовалъ въ VI в. — Память его празднуется св. Церковію 3-го октября.
[3] Городъ Іерихонъ находился на западномъ берегу рѣки Іордана, въ очень плодородной долинѣ, среди садовъ, изобиловавшихъ пальмами, почему и назывался «городомъ пальмъ». Нынѣ на мѣстѣ древняго Іерихона стоитъ бѣдная деревушка Риха.
[4] Патриціи были въ Римѣ высшимъ сословіемъ, вродѣ нашего дворянства.
[5] Имѣется въ виду землетрясеніе, бывшее въ Антіохіи въ 526 г.
[6] Кончина святаго Зосимы послѣдовала въ половинѣ VI в.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 147-150.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0