Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Іюнь.
День восьмой.

Житіе святаго отца нашего Ефрема, патріарха Антіохійскаго.

Святый Ефремъ первоначально былъ военачальникомъ на Востокѣ въ правленіе императоровъ Анастасія [1] и Іустина [2]. Потомъ онъ былъ поставленъ въ антіохійскіе патріархи [3], какъ человѣкъ благочестивый, проводившій добродѣтельную и богоугодную жизнь, весьма милостивый къ нищимъ, сострадательный ко всѣмъ, находившимся въ бѣдахъ и несчастіяхъ. Избраніе же его въ патріархи произошло по Божію благоволенію и откровенію о томъ одному святому епископу, жившему въ то время, когда городъ Антіохія возстановлялся послѣ разоренія.

Въ то время, по причинѣ умножившихся въ Антіохіи различныхъ ересей и еретиковъ, — несторіанъ [4], евтихіанъ [5] и прочихъ, произносились хуленія на божество Христово и уничижаема была честь Пресвятой Богородицы; поэтому надъ городомъ Антіохіей разразился гнѣвъ Божій. Въ двадцать девятый день мѣсяца мая, въ полдень, въ пятницу, здѣсь началось страшное землетрясеніе; вмѣстѣ съ тѣмъ огонь охватилъ весь городъ. Землетрясеніе разрушало каменныя зданія и городскія стѣны; а огонь уничтожалъ все остальное; это должно было показать всѣмъ великій гнѣвъ Божій за грѣхи людскіе. Антіохія едва не уподобилась Содому и Гоморрѣ [6], ибо бóльшая часть города погибла, а вмѣстѣ съ тѣмъ погибло и безчисленное множество гражданъ, причемъ одни изъ нихъ погибли подъ строеніями, падавшими на нихъ, другіе сожжены были огнемъ; въ числѣ прочихъ скончался подъ обрушившейся колонной антіохійскій патріархъ Евфрасій [7]. Тогда среди оставшихся въ живыхъ поднялся плачъ и горькое рыданіе; жители же всѣхъ окрестныхъ городовъ и странъ пришли отъ всего происшедшаго въ великій страхъ и ужасъ. Сей божественный гнѣвъ, яростно обрушившійся на Антіохію, прозирали духовными очами нѣкоторые изъ святыхъ отцовъ, находившихся въ весьма далекомъ отъ города разстояніи (какъ напримѣръ преподобный Ѳеодосій Великій [8], бывшій въ Палестинѣ, преподобный Зосима [9], бывшій въ Кесаріи палестинской). Посему они со слезами начали молить Бога, не погубить до конца городъ, на который Онъ праведно прогнѣвался.

Послѣ сего страшнаго землетрясенія и сильнаго пожара императоромъ Іустиномъ былъ отправленъ въ Антіохію военачальникъ Востока, сей блаженный Ефремъ, съ цѣлію обстроить городъ новыми зданіями. Ефремъ съ усердіемъ исполнилъ данное ему порученіе.

Среди работавшихъ тамъ былъ одинъ, тогда никому неизвѣстный, епископъ, который, сложивши съ себя санъ и званіе епископское, подъ видомъ нищато строилъ зданіе вмѣстѣ съ прочими работниками.

Однажды военачальникъ Ефремъ имѣлъ о семъ епископѣ слѣдующее откровеніе. Уставши отъ работы, епископъ легъ уснуть на землѣ; тогда надъ нимъ увидали огненный столпъ, достигавшій до неба. Сіе блаженный Ефремъ наблюдалъ не одинъ, не два раза, но многократно и весьма ужасался по случаю видѣннаго, ибо поистинѣ сіе чудо было страшно и исполнено ужаса.

Между тѣмъ воевода не зналъ, что сей работникъ былъ епископъ, ибо по его внѣшнему виду нельзя было узнать, кто онъ такой. Онъ имѣлъ видъ простого нищаго: голова его была всегда въ пыли, одежда представляла изъ себя рваное рубище, испачканное грязью, тѣло его было истомлено отъ большихъ трудовъ и безмѣрнаго воздержанія. Призвавши къ себѣ этого работника, Ефремъ началъ разспрашивать его наединѣ, кто онъ такой, откуда и какъ зовутъ его. Онъ же отвѣчалъ:

— «Я одинъ изъ бѣднѣйшихъ жителей сего города; такъ какъ я не имѣю необходимаго для жизни пропитанія, то я тружусь за плату, и Богъ питаетъ меня».

Тогда Ефремъ, будучи осѣненъ Богомъ, сказалъ ему:

— «Повѣрь мнѣ, что я не отпущу тебя до тѣхъ поръ, пока ты не выскажешь мнѣ всей правды».

Не имѣя больше возможности скрывать себя, епископъ сказалъ военачальнику:

— «Дай мнѣ слово предъ Богомъ что ты никому не разскажешь обо мнѣ, пока я живъ».

Ефремъ клятвенно обѣщалъ ему это. Тогда работникъ сказалъ:

— «Я былъ епископомъ, но оставилъ епископство для Бога и пришелъ сюда къ неизвѣстнымъ людямъ; трудясь здѣсь, я пріобрѣтаю своимъ трудомъ сіе скромное пропитаніе; но имени моего и города, въ которомъ я былъ епископомъ, я не скажу тебѣ. Ты же присоедини къ той милости, которую ты оказываешь, еще одну милость. На этихъ дняхъ Господь возведетъ тебя на епископскій престолъ сей антіохійской Церкви — пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровію Своею Христосъ (Дѣян. 20, 28), — истинный Богъ нашъ. Итакъ, раздавай, какъ я сказалъ тебѣ, обильныя милостыни и, противоборствуя еретикамъ, твердо стой за православную вѣру. Такими подвигами ты благоугодишь Богу».

Сказавши это, сей неизвѣстный епископъ удалился отъ Ефрема.

Между тѣмъ блаженный Ефремъ, выслушавши сіе, весьма изумлялся и сказалъ самъ себѣ:

— «Сколько имѣетъ Богъ у Себя сокровенныхъ рабовъ, Которыхъ знаетъ лишь Онъ одинъ!»

Епископъ же тотъ болѣе уже не пребывалъ среди работниковъ, а удалился куда то въ иное мѣсто; онъ не хотѣлъ быть узнаннымъ людьми, ибо избѣгалъ суетной человѣческой славы. Пророчество же его сбылось вскорѣ, ибо, по прошествіи немногихъ дней, блаженый Ефремъ судьбами Божіими былъ назначенъ патріархомъ великаго города Антіохіи.

Какова была ревность святѣйшаго патріаха Ефрема о благочестіи и вмѣстѣ о святости, сіе очевидно изъ нижеслѣдующаго.

Однажды ему было сообщено о нѣкоемъ столпникѣ, проживавшемъ въ окрестностяхъ Іераполя [10], — именно Ефрему было сказано, будто тотъ столпникъ входилъ въ общеніе съ еретиками северіанами [11]. Великій архіерей Божій тогда самолично отправился къ нему и упрашивалъ его, и даже слезно умолялъ, отстать отъ Северова заблужденія и присоединиться къ общенію со святою соборною Церковью апостольской. Столпникъ на сіе отвѣтилъ патріарху:

— «Я никогда не присоединюсь къ вашей Церкви!»

— «Какимъ образомъ желаешь ты, — спросилъ патріархъ, — видѣть доказательство того, что благодатію Господа нашего Іисуса Христа соборная апостольская Церковь свободна отъ заблужденія невѣрующихъ?»

Желая устрашить патріарха, столпникъ отвѣтилъ:

— «Прикажемъ, господинъ патріархъ, разжечь большой костеръ и войдемъ на него оба: будетъ правой вѣра того, кто выйдетъ изъ огня цѣлымъ и невредимымъ; ему мы и послѣдуемъ всѣ!»

Патріархъ отвѣтилъ столпнику:

— «Тебѣ слѣдовало бы послушать меня, какъ отца, и ничего не испытывать свыше силъ нашихъ. Но если ты хочешь испытать вещи, превосходящія силу моего ничтожества, то я, уповая на милосердіе всесильнаго Сына Божія, вѣрю, что для спасенія души твоей Онъ сотворитъ сіе».

Послѣ сего патріархъ сказалъ предстоящимъ:

— «Да будетъ благословенъ Господь! Принесите сюда дрова». Когда было принесено множество дровъ, патріархъ приказалъ развести громадный костеръ около столпа, а затѣмъ сказалъ столпнику:

— «Сойди со столпа, и, согласно словамъ твоимъ, пойдемъ оба въ огонь».

Столпникъ изумлялся между тѣмъ горячей вѣрѣ патріарха и его твердому упованію на Бога и не желалъ сходить со столпа. Тогда патріархъ сказалъ ему:

— «Развѣ не самъ ты рѣшилъ такъ? Развѣ не этимъ именно способомъ захотѣлъ ты испытать Бога? Почему же нынѣ ты не желаешь вступить въ огонь?»

Вслѣдъ за тѣмъ патріархъ, снявши омофоръ и ставши вблизи костра, возвелъ очи свои на небо и помолился Богу, говоря:

— «Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, изволивый спасенія нашего ради истинно воплотиться и родиться отъ Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи! Покажи намъ нынѣ истинную вѣру».

Окончивши молитву, патріархъ бросилъ свой омофоръ въ средину пламени.

Несмотря на то, что огонь горѣлъ около трехъ часовъ и дрова вполнѣ разгорѣлись, патріархъ вынулъ изъ огня свой омофоръ цѣлымъ и нисколько неповрежденнымъ.

— «Удивясь всему происшедшему, столпникъ позналъ, что истинная вѣра есть вѣра патріарха; посему отрекся отъ своего нечестія, проклявши Севера, обратился къ святой соборной апостольской Церкви и изъ рукъ святѣйшаго патріарха Ефрема принялъ святое причащеніе божественныхъ Тайнъ Тѣла и Крови Христовыхъ и прославилъ Бога.

Сей великій угодникъ Божій совершилъ много и другихъ чудесъ. Послѣ достойнаго управленія паствою, онъ преставился къ Богу [12], Которому онъ послужилъ вѣрою и правдою во всѣ дни своей временной жизни. Онъ вошелъ въ радость Господа своего, и Того, Кого благочестно прославлялъ на землѣ, онъ нынѣ прославляетъ на небѣ со всѣми святыми. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Анастасій I царствовалъ съ 491 г. по 518 г.
[2] Іуcтинъ I правилъ сь 518 г. по 527 г.
[3] Ефремъ патріашествовалъ съ 527 г. по 545 г.
[4] Несторіанство основано Несторіемъ, епископомъ константинопольскимъ (епископствовалъ съ 428 г. по 431 г.), учившимъ, что Іисусъ Христосъ не есть истинный Богъ, а лишь человѣкъ, сынъ Іосифа и Маріи, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божіей и спасающій насъ не Своими искупительными заслугами, а лишь ученіемъ и примѣромъ Своей жизни. Несторіанство осуждено на III Вселенскомъ соборѣ, бывшемъ въ Ефесѣ (въ 431 г.). Несморя на соборное осужденіе несторіанская ересь существовала до VII в. въ Персіи, Индіи и Китаѣ.
[5] Евтихіанство было основано константинопольскимъ архимандритомъ Евтихіемъ, учившимъ, что Іисусъ Христосъ имѣлъ лишь одно естество — божеское, тогда какъ православная Церковь всегда признавала и признаетъ въ Іисусѣ Христѣ два естества, несліянныя и нераздѣльныя: божеское и человѣческое. Евтихіане назывались еще — монофизитами (или «единоестеетвенниками», — отъ греч. μόνος — одинъ и ϕύσις — естество). Эта ересь была осуждена на IV Вселенскомъ соборѣ, бывшемъ въ г. Халкидонѣ въ 451 г., но существовала и во времена святаго Ефрема (VI в.), и даже значительно позднѣе.
[6] Содомъ и Гоморра — палестинскіе города, лежавшіе въ долинѣ Іорданской и извѣстные своимъ нечестіемъ, за что и были погублены Богомъ (см. Быт. 19, 1-28).
[7] Евфрасій патріаршествовалъ съ 523 г. по 527 г.
[8] Память его празднуется въ 11-й день января мѣсяца.
[9] См. житіе его ниже подъ симъ же числомъ.
[10] Іераполь находился въ малоазійской области Фригіи.
[11] Северіане — еретики, принявшіе въ видоизмѣненномъ видѣ монофизитскую ересь. Северіане, хотя и признавали, подобно еретикамъ монофизитамъ, только одну природу въ Іисусѣ Христѣ — божескую, но допускали въ ней различіе свойствъ божескихъ и человѣческихъ; такъ они утверждали, что плоть Христова до воскресенія была, подобно нашей, тлѣнною. Названіе свое эта ересь получила отъ имени Севéра, патріарха антіохійскаго (съ 512 г. по 518 г.).
[12] Кончина святаго Ефрема послѣдовала въ 545 г. Святый Симеонъ Дивногорецъ былъ увѣдомленъ свыше о кончинѣ его; въ моментъ его смерти онъ видѣлъ его душу, возносившуюся ангелами къ Богу (подробнѣе объ этомъ можно читать въ житіи святаго Симеона Дивногорца, — подъ 24-мъ числомъ мѣсяца мая). — Патріархъ Фотій (управлялъ константинопольскою Церковію съ 857 г. по 867 г.; затѣмъ вторично — съ 877 г. по 886 г.), свидѣтельствуетъ о святомъ Ефремѣ, что хотя онъ и былъ сирійцемъ по происхожденію и языку, но не безъ искусства владѣлъ и греческимъ языкомъ. Почти всѣ сочиненія святаго Ефрема были написаны въ защиту православнаго ученія о Лицѣ Іисуса Христа и соединеніи въ Немъ двухъ естествъ — божескаго и человѣческаго, — противъ монофизитовъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 142-147.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0