Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День седьмой.

Память святаго священномученика Маркеллина.

Послѣ сего, вернувшись домой, Маркеллинъ горько заплакалъ и зарыдалъ, какъ нѣкогда апостолъ Петръ, отрекшійся отъ Христа (Матѳ. 26, 75). Маркеллинъ началъ обличать и укорять самого себя, такъ какъ, хотя многихъ другихъ утвердилъ въ вѣрѣ и побудилъ къ мученическому подвигу, тѣмъ не менѣе самъ отпалъ отъ вѣры самымъ позорнѣйшимъ образомъ. Размышляя о семъ, папа несказанно скорбѣлъ въ сердцѣ своемъ.

Въ то время въ городѣ Синуессѣ въ Кампаніи [5] происходилъ помѣстный церковный соборъ [6], на который собрались многіе епископы и пресвитеры, всего числомъ сто восемьдесятъ человѣкъ, На этотъ соборъ прибылъ и Маркеллинъ. Облекшись во власяное рубище, посыпавъ пепломъ голову съ сокрушеніемъ сердечнымъ вошелъ онъ на соборъ къ отцамъ и, ставъ предъ ними какъ обвиняемый, открыто предъ всѣми исповѣдалъ грѣхъ свой. Проливая горькія слезы, онъ испрашивалъ у честныхъ отцевъ суда надъ собою. Отцы же говорили:

— «Осуди себя самъ своими устами: изъ твоихъ устъ вышелъ грѣхъ; пусть твоими же устами будетъ произнесено и осужденіе. Мы знаемъ, что и святой Петръ изъ страха отвергся Христа, но, горько оплакавъ грѣхъ свой, снова получилъ благоволеніе у своего Господа».

Тогда Маркеллинъ произнесъ слѣдующій приговоръ надъ самимъ собою:

— «Я признаю себя лишеннымъ священнаго сана, котораго я недостоинъ. За это пусть послѣ моей смерти тѣло мое не предается обычному погребенію, но да будетъ брошено оно на съѣденіс псамъ, да будетъ проклятъ тотъ, кто осмѣлится похоронить его».

Возвратившись затѣмъ въ Римъ по окончаніи соборныхъ засѣданій, Маркеллинъ, взявъ драгоцѣнную одежду, которую получилъ отъ Діоклитіана, отправился къ сему послѣднему и, бросивши предъ нимъ одежду, обличилъ его, осудилъ ложныхъ боговъ его, а себя назвалъ тяжкимъ грѣшникомъ, причемъ горько плакалъ. Исполнившись гнѣва, императоръ отдалъ его на мученія, а затѣмъ присудилъ къ смерти. И вотъ блаженный Маркеллинъ былъ поведенъ вмѣстѣ съ тремя христіанами — Клавдіемъ, Кириномъ и Антониномъ за городъ для обезглавленія. За нимъ слѣдовалъ пресвитеръ Маркеллъ, послѣ него занявшій престолъ папскій. Подозвавши его, мученикъ Христовъ Маркеллинъ увѣщевалъ, чтобы онъ оставался твердымъ въ вѣрѣ. Онъ сказалъ также относительно своего тѣла, чтобы никто не осмѣливался погребать его въ землѣ, но чтобы оно было брошено на съѣденіе псамъ:

— «Я недостоинъ, — говорилъ онъ, — человѣческаго погребенія, недостоинъ, чтобы меня взяла земля, такъ какъ я отвергся Господа моего, Творца неба и земли!»

Когда достигли мѣста казни, святый мученикъ Маркеллинъ съ усердіемъ помолился Господу Христу, пріемлющему каюшихся грѣшниковъ и съ готовностію предоставилъ свою выю на отсѣченіе и умеръ за Христа, Котораго сначала отвергся изъ-за страха мученій [7]. Вмѣстѣ съ нимъ были обезглавлены и упомянутые три мужа Клавдій, Киринъ и Антонинъ, и тѣла ихъ были брошены непогребенными при дорогѣ. Впрочемъ по прошествіи нѣсколькихъ дней вѣрующіе, взявши ночью тѣла Клавдія, Кирина и Антонина, — похоронили ихъ; тѣло же Маркеллина никто не осмѣливался взять и похоронить, такъ какъ онъ далъ заклятіе не предавать тѣло его погребенію; и валялось честное тѣло мученика Христова при дорогѣ впродолженіе тридцати шести дней. По прошествіи же этого времени новопоставленному папѣ Маркеллу явился святый апостолъ Петръ и сказалъ:

— «Почему ты до сего времени не предаешь погребенію тѣло Маркеллиново?»

— «Я страшусь его клятвы, — отвѣчалъ Маркеллъ, — ибо онъ далъ заклятіе не хоронить тѣла его».

— «Развѣ ты не помнишь, — сказалъ апостолъ, — написаннаго — смиряяй себе вознесется (Лук. 18, 14). Итакъ пойди и съ честію похорони тѣло его».

Тогда папа Маркеллъ взялъ честныя мощи мученика и похоронилъ ихъ въ гробницѣ Прискиллы — что при Саларійской дорогѣ [8].

Такъ скончался священномученикъ папа Маркеллинъ, оставивши образецъ покаянія для многихъ, впадавшихъ въ то время въ подобный грѣхъ (ибо тогда многіе отвергались отъ Христа изъ-за страха предъ мученіями). Мы же славимъ неизреченное милосердіе Божіе всегда и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Діоклитіанъ управлялъ восточною половиною Римской имперіи съ 284 г. по 305 г.
[2] Максиміанъ Геркулъ управлялъ западною половиною Римской имперіи съ 284 г. по 305 г.
[3] Кай управлялъ Римскою Церковію съ 283 г. по 296 г.
[4] Веста или Гестія — считалась у древнихъ римлянъ и грековъ богиней-покровительницей семейнаго очага и жертвеннаго огня. Ей обычно приносилась жертва предъ началомъ всякаго важнаго дѣла, почему у язычниковъ и сложилась поговорка: «начинать съ Вестой». Въ Римѣ въ честь богини Весты былъ выстроенъ храмъ въ рощѣ, на склонѣ Палатинскаго холма. Въ этомъ храмѣ помѣщался жертвенникъ, на которомъ постоянно горѣлъ огонь, поддерживавшійся жрицами богини — весталками. Главный праздникъ въ честь богини Весты отправлялся въ Римѣ въ іюнѣ мѣсяцѣ. — Изида — богиня плодородія. Изида — была собственно древне-египетской богиней, но въ первые вѣка по Р. Хр. культъ ея проникъ въ Грецію и Италію, гдѣ въ честь ея строились многочисленные храмы.
[5] Кампанія — мѣстность въ древней Италіи, ограниченная на западѣ — Лаціумомъ, на сѣверѣ — Самніумомъ, на востокѣ — Луканіею, на югѣ — Тирренскимъ моремъ. Въ этой итальянской области впервые начали отливаться (съ VIII в.) колокола, почему они въ церковномъ уставѣ и называются кампанами.
[6] Соборъ этотъ происходилъ около 300 г.
[7] Кончина святаго папы Маркеллина послѣдовала около 300 г.
[8] Саларія — одна изъ самыхъ большихъ дорогъ древняго Рима. Она шла вдоль рѣки Тибра до Куръ, проходила черезъ Лаціумъ, Сабинію и т. д. до Ардіи. Названіе этой дороги объясняется тѣмъ, что сабиняне провозили по ней соль (sal) съ береговъ моря въ свою cтрану.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 138-141.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0