Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День седьмой.

Страданіе святаго священномученика Маркелла, папы Римскаго, и прочихъ съ нимъ.

Въ это время въ Римѣ проживалъ нѣкій богатый и честный христіанинъ по имени Ѳрасонъ. Замѣтивъ, что христіане томились тяжкою работою и изнемогали отъ голода, Ѳрасонъ пожелалъ тайно помогать имъ своими средствами; избравъ для этой цѣли четверыхъ, богобоязненныхъ мужей, онъ черезъ ихъ посредство снабжалъ христіанъ пищею, одеждою и всѣмъ необходимымъ. Этихъ мужей звали: Сисиній, Киріакъ, Смарагдъ и Ларгій.

Когда блаженный папа Маркеллъ узналъ объ этомъ, то весьма возрадовался сердцемъ по поводу доставляемой христіанамъ милостыни; призвавши къ себѣ упомянутыхъ четверыхъ мужей и разузнавъ отъ нихъ все относительно Ѳрасоновой щедрости, Маркеллъ премного благодарилъ послѣдняго, а Сисинія и Киріака поставилъ во діаконы римской церкви.

Однажды ночью, когда оба эти діакона несли на своихъ плечахъ посылаемую Ѳрасономъ для святыхъ мучениковъ пищу, они были схвачены нечестивыми язычниками и приведены къ трибуну Экзуперію. Лишь только они были приведены, трибунъ приказалъ заключить ихъ въ общенародную темницу, а на третій день донесъ о нихъ императору Максиміану. Императоръ же приказалъ ихъ назначить на ту же самую работу, которую исполняли прочіе христіане, и, такимъ образомъ, они были присоединены къ тѣмъ, которые носили песокъ для постройки каменнаго зданія.

Среди тѣхъ христіанъ находился нѣкоторый мужъ, по имени Сатурнинъ; по старости лѣтъ онъ не могъ носить опредѣленнаго ему тяжелаго бремени. Тогда блаженные діаконы Сисиній и Киріакъ начали помогать старцу и исполняли не только свою работу, но и работу другихъ; устами же своими они непрестанно славословили и восхваляли Бога. Обо всемъ этомъ стража донесла трибуну, а послѣдній императору.

Тогда императоръ приказалъ представить къ себѣ Сисинія, и когда послѣдній явился къ нему, то спросилъ его:

— «Какое имя твое?»

— «Я грѣшный, — отвѣчалъ святый, — именуюсь Сисиніемъ; я рабъ рабовъ Господа нашего Іисуса Христа».

— «Что это за пѣснопѣнія, которые вы воспѣваете?» — спросилъ Максиміанъ.

— «Если-бы ты позналъ значеніе воспѣваемыхъ нами пѣснопѣній, — отвѣчалъ святый, — то ты позналъ бы и твоего Создателя».

На это императоръ сказалъ:

— «Да кто же нашъ Создатель, какъ не Геркулесъ [8] непобѣдимый!»

Отвѣчалъ святый діаконъ Сисиній:

— «Для насъ мерзость — не только именовать его, но и слышать о немъ».

— «Избирай для себя одно изъ двухъ, — продолжалъ императоръ: принеси жертву богу Геркулесу: въ противномъ случаѣ я сожгу на огнѣ плоть твою».

— «Я уже давно желаю пострадать за Христа, Бога моего, — отвѣчалъ святый Сисиній, — дабы получить вожделѣнный вѣнецъ мученичества».

Тогда императоръ, разгнѣвавшись, отдалъ его на мученіе областеначальнику Лаодикію.

Послѣдній заключилъ святаго въ Мамеринскую темницу [9], въ которой мученикъ пробылъ семнадцать дней. По истеченіи этого срока областеначальникъ велѣлъ снова представить къ себѣ на допросъ святаго діакона Сисинія.

Изъ темницы узникъ прежде всего былъ приведенъ къ начальнику тюрьмы Апроніану. Посмотрѣвъ на него, Апроніанъ замѣтилъ, что лице его сіяло пречуднымъ небеснымъ свѣтомъ; при семъ также онъ услыхалъ и голосъ, говорившій:

— «Пріидите, блалгословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра» (Матѳ. 25, 34).

Тогда Апроніанъ въ страхѣ и ужасѣ упалъ къ ногамъ святаго Сисинія и сказалъ:

— «Заклинаю тебя Христомъ, Котораго ты исповѣдуешь, немедленно крестить меня и содѣлать меня соучастникомъ вѣнца твоего».

Тотчасъ же была принесена сюда и вода.

Тогда святый діаконъ Сисиній, совершивши оглашеніе [10] надъ Апроніаномъ, благословилъ воду; затѣмъ, велѣвъ войти Апроніану обнаженнымъ въ воду, спросилъ его:

— «Вѣруешь ли въ Бога Отца, Всемогущаго, и въ Единороднаго Сына Его, Господа нашего Іисуса Христа, и въ Духа Святаго?»

Онъ отвѣчалъ:

— «Вѣрую».

— «Да просвѣтитъ тебя, — произнесъ святый Сисиній, — Отецъ, и Сынъ, и Святый Духъ».

Затѣмъ святый велѣлъ Апроніану выйти изъ воды.

Послѣ этого Сисиній привелъ новокрещеннаго Апроніана къ святому папѣ Маркеллу. Послѣдній помазалъ новопросвѣщеннато святымъ мѵромъ и, совершилъ святую литургію, преподалъ обоимъ, — и Сисинію, и Апроніану, — а также и всѣмъ, находившимея тамъ христіанамъ, пречистое Тѣло и Кровь Господа нашего Іисуса Христа.

Въ полдень того же самаго дня областеначальникъ Лаодикій приказалъ представить къ себѣ на допросъ діакона Сисинія. Съ нимъ пришелъ также и начальникъ тюрьмы, блаженный Апроніанъ, — новопросвѣщенный рабъ Христовъ. Подойдя къ Лаодикію. Апроніанъ громко воззвалъ, обратившись къ нему:

— «Для чего, діаволъ, возставляетъ васъ противъ рабовъ Божіихъ, научая васъ причинять столько страданій неповиннымъ?»

Удивившись такимъ словамъ Апроніана, областеначальникъ сказалъ ему:

— «Какъ кажется мнѣ, и ты сдѣлался христіаниномъ».

— «Горе мнѣ окаянному, — отвѣчалъ блаженный Апроніанъ, — что я погубилъ днй мои въ нечестіи, до сихъ поръ не зная Бога истиннаго!»

— «Дѣйствительно, — воскликнулъ областеначальникъ, — ты погубишь нынѣ дни свои!»

Затѣмъ приказалъ отсѣчь ему голову, сказавъ:

— «Если сей не погибнетъ, то погибнутъ многіе другіе».

Послѣ сего воины повели святаго Апроніана за городъ. Отойдя отъ города на разстояніе двухъ милліарій [11], воины усѣкли голову святаго Апроніана на дорогѣ Саларійской [12]; такъ новопросвѣщенный Апроніанъ воспріялъ вѣнецъ мученическій.

Святаго же діакона Сисинія, а съ нимъ и упомянутаго старца Сатурнина, областеначальникъ приказалъ заключить въ темницу, сказавъ имъ:

— «Если вы не принесете жертвъ богамъ, то я погублю васъ, предавъ многоразличнымъ мукамъ».

Во время пребыванія сихъ святыхъ въ темницѣ къ нимъ приходили многіе язычники и безбоязненно крестились у нихъ. По прошествіи сорока дней областеначальникъ Лаодикій узналъ объ этомъ; приказавъ приготовить себѣ мѣсто для судилища въ храмѣ богини Теллюры [13] и возсѣвъ на немъ, Лаодикій приказалъ привести къ себѣ старца Сатурнина и діакона Сисинія. Христовы узники были приведены къ мучителю босыми въ желѣзныхъ оковахъ.

— «Что же, — спросилъ ихъ областеначальникъ, — оставили вы, наконецъ, суетное обольщеніе христіанское? Неужели и теперь вы не согласитесь поклониться богамъ, которымъ поклоняются наши цари?»

— «Мы грѣшные, — отвѣчалъ святый діаконъ Сисиній, — поклоняемся Господу нашему Іисусу Христу и никогда не преклонимъ нашихъ головъ предъ діаволомъ и бездушнымъ камнемъ».

Тогда Лаодикій сказалъ:

— «Пусть принесутъ сюда мѣдные треножники, на которыхъ возжигается куреніе богамъ».

Немедленно были принесены треножники съ горячими угольями. Мучитель началъ принуждать святыхъ воскурить идоламъ ѳиміамъ.

Святый старецъ Сатурнинъ сказалъ мучителю:

— «Да обратитъ Господь въ прахъ идоловъ языческихъ».

И тотчасъ мѣдные треножники, растопившись, растеклись, какъ вода.

Два воина изъ числа бывшихъ здѣсь, по имени Папій и Мавръ, увидя это, громогласно воскликнули:

— «Поистинѣ Господь Іисусъ Христосъ, Котораго почитаютъ Сисиній и Сатурнинъ — есть Богъ истинный».

Областеначальникъ Лаодикій, пылая гнѣвомъ, приказалъ повѣсить святыхъ мучениковъ, Сатурнина и Сисинія, на позорномъ столбѣ и бить ихъ безъ милосердія веревками и суковатыми палками. Въ такихъ мукахъ святые взывали:

— «Благодаримъ Тебя, Господи, Іисусе Христе за то, что Ты сподобилъ насъ быть соучастниками пострадавшихъ за Тебя рабовъ Твоихъ».

Тогда воины Папій и Мавръ, видѣвшіе страданія святыхъ, вторично воззвали, обратившись къ областеначальнику:

— «Для чего, діаволъ, возбуждаетъ васъ противъ рабовъ Божіихъ, научая васъ безъ милосердія мучить ихъ неповинныхъ?»

Лаодикій, воспылавъ гнѣвомъ противъ сихъ воиновъ, приказалъ бить ихъ камнями по устамъ; раздробивши святымъ уста, заключилъ ихъ въ темницу. Въ тоже время онъ приказалъ своимъ слугамъ опалять свѣчами бока мучениковъ, висѣвшихъ на позорномъ столбѣ. Но они, претерпѣвая столь великія страданія, съ радостнымъ лицемъ благодарили Бога.

Въ тотъ же день мучитель издалъ относительно святыхъ смертный приговоръ. Поэтому они были сняты съ позорнаго столба, выведены за городъ по нумантійской дорогѣ [14] и усѣчены мечемъ.

Вышеупомянутый благочестивый мужъ Ѳрасонъ, взявъ тѣла святыхъ мучениковъ вмѣстѣ съ пресвитеромъ Іоанномъ, похоронилъ ихъ на своей землѣ при саларійской дорогѣ.

Заключенные же въ темницу воины Папій и Мавръ весьма желали получить святаго крещенія; помолившись Господу, они вышли изъ темницы чрезъ открытыя двери, никѣмъ не замѣченные. Придя затѣмъ къ святѣйшему папѣ Маркеллу, они приняли отъ него святое крещеніе. Послѣ крещенія они снова отдались искавшимъ ихъ воинамъ, и были представлены на допросъ къ областеначальнику. Увидавши ихъ, областеначальникъ сказалъ:

— «Теперь я узналъ, что вы христіане».

— «Да мы дѣйствительно христіане, — отвѣчалъ святый Папій.

— «Оставьте суетное обольщеніе христіанское, — продолжалъ Лаодикій, — и поклонитесь богамъ, которымъ поклоняются наши цари!»

— «Пусть поклоняются имъ всѣ потерявшіе свои души, если они желаютъ погибнуть навѣки», — отвѣчалъ Лаодикію святый Мавръ.

Областеначальникъ же Лаодикій сказалъ на это:

— «Если вы не принесете сейчасъ жертвъ безсмертнымъ богамъ нашимъ, то потеряете свои души. Послушайте меня и исполните то, что я говорю, если желаете остаться живыми».

— «Приноси имъ жертву, — отвѣтилъ святый Папій, — если хочешь мучиться вѣчно!»

Послѣ этого областеначальникъ приказалъ положить святыхъ на землѣ и бить безъ милосердія палками. Они же, и въ такихъ жестокихъ мученіяхъ, ничего иного не произносили, какъ только слѣдующія слова:

— «Господи, Іисусе Христе, помоги рабамъ Твоимъ!»

Затѣмъ Лаодикій приказалъ бить святыхъ оловянными прутьями. Въ то время какъ ихъ били въ теченіе долгаго времени такимъ образомъ, они предали души свои въ руки Божіи.

Пресвитеръ Іоаннъ, взявши ночью тѣла святыхъ, похоронилъ ихъ съ честію при гробницѣ пострадавшихъ ранѣе святыхъ мучениковъ Сисинія и Сатурнина (сдѣлалъ это онъ по повелѣнію святаго папы Маркелла).

Въ то время возвратился въ Римъ императоръ Діоклитіанъ. Областеначальникъ Лаодикій сообщилъ Діоклитіану и Максиміану все относительно святыхъ мучениковъ, сказавъ, какъ онъ безъ милосердія мучилъ ихъ и умертвилъ. Императоры были обрадованы извѣстіемъ и похвалили областеначальника за его усердіе.

Между тѣмъ упомянутый выше святый Киріакъ, поставленный во діаконы святѣйшимъ папою Маркелломъ, находился въ это время вмѣстѣ со святымъ Сисиніемъ, въ темницѣ; здѣсь были заключены Смарагдъ и Ларгій, а также и прочіе узники Христовы. Всѣ они исполняли назначенную имъ тяжелую работу. Ихъ выводили на работы днемъ, на ночь же снова запирали въ темницѣ. Богъ даровалъ блаженному Киріаку благодать исцѣленія недуговъ; многіе приходили къ нему и приносили своихъ больныхъ, которыхъ святый Киріакъ исцѣлялъ, послѣ молитвы къ Богу; такъ получали здѣсь зрѣніе слѣпые, дѣлались здоровыми разслабленные, изгонялись изъ людей бѣсы и по молитвамъ святаго подавалось исцѣленіе болящимъ отъ многоразличныхъ недуговъ.

У императора Діоклитіана была дочь по имени Артемія. По попущенію Божію она впала въ бѣснованіе и была мучима нечистымъ духомъ. Узнавъ о томъ, Діоклитіанъ весьма опечалился, такъ что въ тотъ день по причинѣ скорби не вкушалъ пищи. Когда же онъ вошелъ въ комнату своей дочери, бѣсновавшейся въ это время, то бѣсъ воззвалъ устами дѣвицы:

— «Я не выйду отсюда, и никто не можетъ изгнать меня, кромѣ діакона Киріака».

Тогда Діоклитіанъ приказалъ отыскать діакона Киріака, и когда онъ былъ найденъ въ темницѣ и приведенъ къ императору вмѣстѣ съ обоими друзьями своими, Смарагдомъ и Ларгіемъ, то императоръ сталъ упрашивать его войти въ комнату дочери и исцѣлить ее. Святый Киріакъ, войдя въ комнату дочери царской, обратился къ мучившему ее нечистому духу съ такими словами:

— «Во имя Господа нашего Іисуса Христа повелѣваю тебѣ: выйди изъ сей дѣвицы».

Бѣсъ же отвѣчалъ ея устами:

— «Если ты желаешь, чтобы я вышелъ изъ нея, то укажи мнѣ другое обиталище, въ которое я могъ бы войти».

— «Вотъ тебѣ мое тѣло, — отвѣчалъ святый Киріакъ; — если можешь, войди въ него!»

— «Въ твое тѣло я не могу войдти, — продолжалъ бѣсъ, — ибо оно отовсюду затворено и запечатано».

Тогда святый Киріакъ сказалъ ему:

— «Во имя Господа нашего Іисуса Христа распятаго выйди изъ сей дѣвицы, дабы она была чистымъ сосудомъ для служенія Святому Духу».

Духъ нечистый закричалъ тогда, говоря:

— «О, Киріакъ! Если ты отсюда изгонишь меня, то я устрою такъ, что ты будешь посланъ въ Персію» [15].

Съ сими словами нечистый духъ вышелъ. Дѣвица же Артемія, освободившись отъ бѣсовскаго мучительства, сказала святому:

— «Заклинаю тебя Богомъ, Котораго ты исповѣдуешь: крести меня, ибо я вижу вдалекѣ Господа, Котораго ты проповѣдуешь».

Здѣсь стояла и мать Артеміи императрица Сирена, которая радовалась сугубою радостью: и по случаю исцѣленія своей дочери, и по причинѣ явленія силы Христовой (ибо она была тайной христіанкой).

Приготовивъ воду, на другой день крестили дѣвицу Артемію во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, тайно отъ царя Діоклитіана.

Съ того времени святый Киріакъ пріобрѣлъ благоволеніе императора Діоклитіана, который даровалъ ему и его друзьямъ, Смарагду и Ларгію, свободу и подарилъ ему близъ своихъ термъ домъ въ Римѣ, обѣщавъ ему спокойную жизнь.

Между тѣмъ императрица Сирена поучала дочь свою всѣмъ сердцемъ любить Христа и неизмѣнно исполнять законъ Его.

Спустя немного времени къ Діоклитіану пришло посланіе отъ персидскаго царя; въ этомъ посланіи персидскій царь просилъ Діоклитіана отправить къ нему діакона Киріака, ибо дочь его бѣсновалась, причемъ бѣсъ взывалъ ея устами, говоря:

— «Никто не можетъ изгнать меня кромѣ римскаго діакона Киріака».

Тогда императоръ сказалъ своей супругѣ, императрицѣ Сиренѣ, чтобы она позвала къ себѣ Киріака и упросила его отправиться въ Персію къ бѣсновавшейся царевнѣ.

Когда святый Киріакъ былъ призванъ къ императрицѣ и узналъ о посланіи изъ Персіи, то сказалъ:

— «Во имя Господа моего, Іисуса Христа я отправляюсь, не колеблясь».

Киріакъ былъ снабженъ императрицею всѣмъ необходимымъ, послѣ чего и отправился въ Персію вмѣстѣ со своими друзьями, — Смарагдомъ и Ларгіемъ.

Когда онъ пришелъ въ Персію и былъ приведенъ къ бѣснующейся царевнѣ, то діаволъ воззвалъ ея устами:

— «Что, Киріакъ, не заставилъ ли я тебя потрудиться придти сюда, какъ говорилъ объ этомъ тебѣ ранѣе?»

— «Я пришелъ сюда, — отвѣчалъ Киріакъ, — съ помощію Владыки моего, Господа Іисуса Христа, чтобы выгнать тебя и отсюда. Итакъ, духъ нечистый, повелѣваю тебѣ именемъ Господа Іисуса Христа: выйди изъ сей дѣвицы и больше но возвращайся въ нее».

— «Но вѣдь ты, Киріакъ, усталъ и тебѣ необходимо прежде всего отдохнуть съ дороги», — сказалъ бѣсъ.

— «Благодаря помощи все устрояющаго Бога, я не чувствую усталости», — отвѣчалъ Киріакъ.

— «Но вотъ я, — продолжалъ бѣсъ, — что захотѣлъ, то и сдѣлалъ: обѣщался заставить тебя придти въ Персію, и ты пришелъ».

— «Не можешь ты, безсильный и окаянный, сдѣлать то, что пожелаешь; ты можешь сдѣлать лишь то, что попуститъ тебѣ Создатель нашъ».

Тогда бѣсъ сталъ мучить дѣвицу. Святый же Киріакъ, павъ ницъ на землю, началъ со слезами молиться Богу. Между тѣмъ бѣсъ взывалъ къ святому:

— «Если ты изгонишь меня отсюда, то укажи мнѣ вмѣстилище, въ которое я бы могъ войти».

Отвѣчалъ святый:

— «О, безумный! Нигдѣ въ созданіи Божіемъ ты не найдешь себѣ вмѣстилища, ибо непобѣдимая и всемогущая сила Господа моего Іисуса Христа отовсюду изгонитъ тебя».

Тогда діаволъ немедленно вышелъ изъ отроковицы и, убѣгая, оглашалъ воздухъ воплями:

— «О, какъ страшно для меня имя Того, Кто изгоняетъ меня!»

Съ того времени отроковица стала здоровой. Ей было имя Іовія. Она увѣровала во Христа и приняла святое крещеніе. Увѣровали во Христа и крестились многіе изъ царскаго дома, всего около четырехъ сотъ человѣкъ. Царь персидскій предложилъ многія дары святому Киріаку. Но онъ ничего не взялъ, довольствуясь лишь однимъ хлѣбомъ и водой. Пробывши въ Персіи сорокъ пять дней, онъ удалился оттуда, возвращаясь отъ персидскаго царя къ римскому императору съ благодарственнымъ письмомъ, которое Діоклитіанъ почтительно принялъ. Императрица Сирена и дочь ея Артемія весьма радовались возвращенію Киріака.

Спустя немного времени послѣ сего Діоклитіанъ отправился изъ Рима на Востокъ, а Максиміанъ Геркулъ въ Медіоланъ [16], гдѣ тотъ и другой оставили и свое императорское достоинство. Тогда другой Максиміанъ, по прозванію Галерій, коего Діоклитіанъ усыновилъ себѣ, а потомъ выдалъ за него и дочь свою, — старшую сестру Артеміи, Валерію, — пришелъ въ Римъ и сталъ преслѣдовать и убивать христіанъ. Взявъ вмѣстѣ съ прочими святаго діакона Киріака, — ибо онъ гнѣвался на него за Артемію, которую Киріакъ обратилъ въ христіанскую вѣру, — онъ посадилъ его вмѣстѣ съ его друзьями, Смарагдомъ и Ларгіемъ, въ темницу: при этомъ мучитель приказалъ водить за собою Киріака, обнаженнаго и закованнаго въ желѣзныя вериги, по всѣмъ тѣмъ мѣстамъ, куда онъ ни отправлялся. Это онъ дѣлалъ для устрашенія прочихъ христіанъ.

Однажды, когда мучитель шелъ въ какой-то городъ, его встрѣтилъ святый папа Маркеллъ, который громко сказалъ ему:

— «Для чего ты убиваешь служителей Божіихъ, молящихся за твое царство!»

Тогда мучитель, разгнѣвавшись, приказалъ бить святаго палками безъ милосердія и опредѣлилъ его на должность надсмотрщика надъ животными. Итакъ святый папа Маркеллъ приставленъ былъ къ кормленію животныхъ, и сторожа наблюдали за темъ, чтобы онъ нелѣностно исполнялъ свои обязанности. Святаго же Киріака съ его друзьями императоръ передалъ своему намѣстнику Карпасію со словами:

— «Убѣди сихъ волхвовъ, совращающихъ народъ къ христіанству, принести жертвы: заставь ихъ сдѣлать это, хотя бы мученіями».

Карпасій, взявши святаго и находившихся съ нимъ христіанъ, заключилъ ихъ въ темницу, затѣмъ, возсѣвши на судилищѣ своемъ въ храмѣ Теллюры [17], призвалъ къ допросу святыхъ мучениковъ, — діакона Киріака, друзей его, Смарагда и Ларгія, и вмѣстѣ съ ними чствертаго узника по имени Крискентіана, также заключеннаго въ темницѣ за исповѣданіе имени Христова. Карпасій обратился къ христіанамъ съ такими словами:

— «Почему вы не слушаете императорскаго приказанія и не приносите жертвъ безсмертнымъ богамъ нашимъ?»

Киріакъ и друзья его отвѣчали:

— «Мы приносимъ себя самихъ въ жертву живущему во вѣки Богу и Господу нашему Іисусу Христу».

— «Твоя старость, — сказалъ Карпасій Киріаку, — убѣлила волоса твои, но вотъ я теперь обращу твою старость въ юность».

Съ сими словами онъ приказалъ растопить смолу и возливать ее на голову святаго. Святый же взывалъ, говоря:

— «Слава Тебѣ, Господи, что Ты сподобляешь насъ, рабовъ Твоихъ, войдти во врата небеснаго Царства Твоего!»

Крискентіана же мучитель приказалъ повѣсить нагимъ на позорномъ столбѣ, бить веревками и палками, строгать желѣзными ногтями и опалять огнемъ. Въ такихъ мученіяхъ святый Крискентіанъ и предалъ духъ свой, все время возсылая благодареніе Богу.

Потомъ мучитель приказалъ взять тѣло его и бросить безъ погребенія на съѣденіе псамъ, прочихъ же святыхъ мучениковъ онъ снова заключилъ въ темницу. Но упомянутый пресвитеръ Іоаннъ, придя ночью и взявши тайно тѣло мученика, похоронилъ его вмѣстѣ съ прочими мучениками.

По прошествіи четырехъ дней послѣ сего, мучитель, призвавъ на допросъ къ себѣ Киріака, спросилъ его:

— «Для чего ты хочешь низвести въ адъ въ лютыхъ мученіяхъ дни твоей старости? Принеси жертву богамъ и останешься живъ».

— «Я, — отвѣчалъ святый, — весьма желаю быть замученнымъ за Христа Бога моего; вашимъ же богамъ пусть приносятъ жертвы тѣ, кто не позналъ истиннаго Бога, Создателя своего».

Карпасій въ гнѣвѣ приказалъ повѣсить святаго нагимъ на позорномъ столбѣ и мучить его тѣмъ же способомъ, какъ и святаго Крискентія, причиняя побои вервіями и палками, строгая ногтями и опаляя огнемъ.

Между тѣмъ Христовъ мученикъ, перенося все сіе доблестно, взывалъ:

— «Помилуй меня грѣшнаго, Господи мой Іисусе Христе! Слава Тебѣ, Сыне Божій!»

Карпасій убѣдившись, что никакими мученіями онъ не принудитъ Киріака принести жертвы, повелѣлъ прекратить мученія; потомъ сообщилъ императору все, что касалось Киріака и остальныхъ мучениковъ. Императоръ приказалъ предать смерти Киріака и всѣхъ, находившихся вмѣстѣ съ нимъ въ темницѣ.

Въ той самой темницѣ, въ которой пребывалъ святый Киріакъ со своими друзьями, было всего христіанъ двадцать одинъ человѣкъ обоего пола. Выведя ихъ всѣхъ за городъ, язычники обезглавили ихъ вмѣетѣ со святымъ Киріакомъ, Смарагдомъ и Ларгіемъ. Къ этому мѣсту ночью пришелъ пресвитеръ Іоаннъ вмѣстѣ съ нѣкоторыми христіанами; взявъ тѣла святыхъ мучениковъ, онъ похоронилъ ихъ на томъ же самомъ мѣстѣ, гдѣ были похоронены тѣла и другихъ мучениковъ.

Въ это самое время была замучена и умерщвлена за исповѣданіе имени Христова и дочь Діоклитіана, блаженная царевна Артемія, пребывавшая въ то время въ Римѣ. Умерщвлена же она была по распоряженію того же нечестиваго мучителя Максиміана. Окаянный не пощадилъ даже своей родственной крови, ибо Артемія была родной сестрой его жены Валеріи, и ему самому, какъ усыновленному Діоклитіаномъ, она приходилась сестрою.

Послѣ убіенія святаго Киріака и прочихъ, находившихся съ нимъ въ темницѣ, христіанъ, вышеупомянутый Карпасій выпросилъ себѣ у императора домъ Киріаковъ, находившійся близъ термъ Діоклитіановыхъ; домъ этотъ былъ подаренъ Діоклитіаномъ Киріаку. Войдя въ этотъ домъ, Карпасій увидалъ въ немъ прекраснѣйшій источникъ, устроенный святымъ Киріакомъ и освященный папою Маркелломъ: въ этомъ источникѣ крестились многіе язычники, обращавшіеся въ христіанство. На поруганіе и оскорбленіе христіанамъ Карпасій обратилъ тотъ домъ въ общественную баню и въ блудилище и часто самъ тамъ омывался, или лучше сказать, загрязнялся; ибо, пируя здѣсь со своими друзьями, онъ и его сообщники оскверняли себя омерзительными плотскими грѣхами.

Однажды онъ приказалъ устроить тамъ для себя пиръ и пришелъ сюда въ обществѣ девятнадцати друзей своихъ ѣсть, пить, мыться и блудодѣйствовать. И вотъ въ то время какъ они предавались своимъ мерзостямъ, внезапно пали всѣ мертвыми, пораженные невидимою силою Божіею. Всѣ окрестные жители пришли отъ этого въ великій страхъ и заколотили домъ тотъ, ибо никто не рѣшался входить въ него.

Между тѣмъ нечестивый императоръ Максиміанъ Галерій отправился изъ Рима на Востокъ; императорскій престолъ принадлежавшій въ то время Константину въ Римѣ [18], предвосхитилъ Максенцій. Въ то же самое время римскіе клирики, собравшись ночью, отправились на тотъ дворъ, въ которомъ былъ приставленъ кормить скотъ святый Маркеллъ, и вывели оттуда архипастыря своего.

Достигнувши хищническимъ образомъ римскаго престола, Максенцій также какъ и его предшественники началъ преслѣдовать христіанъ.

Въ это время въ Римѣ жили двѣ женщины изъ благороднаго сенаторскаго рода, по имени Прискилла и Лукина. Онѣ обѣ были вдовами и вѣрными рабынями Господа Іисуса Христа, Которому и служили съ великимъ усердіемъ. Эти двѣ женщины имѣли много имущества, которымъ помогали святымъ во всѣхъ ихъ нуждахъ. Онѣ устроили въ своихъ имѣніяхъ весьма хорошія гробницы для погребенія тѣлъ святыхъ мучениковъ, ибо безчисленное множество христіанъ было тогда умерщвляемо за исповѣданіе имени Христова. Прискилла устроила гробницу на разстояніи трехъ поприщъ отъ города при саларійской дорогѣ, а Лукина — на разстояніи семи поприщъ при дорогѣ остійской [19]. Тайно по ночамъ онѣ собирали тѣла мучениковъ, бросавшіеся язычниками на съѣденіе псамъ, звѣрямъ и птицамъ и съ честію погребали въ своихъ гробницахъ. И вотъ, когда святый Маркеллъ былъ выведенъ своими клириками съ двора, гдѣ кормилъ животныхъ, то онъ отправился съ блаженною Лукиною къ тому мѣсту, гдѣ былъ усѣченъ святый мученикъ Киріакъ съ Смарагдомъ и Ларгіемъ; выкопавши изъ земли святыя мощи ихъ и обвивши ихъ чистыми полотнами съ ароматами, они принесли ихъ въ гробницу, принадлежавшую Лукинѣ, и съ честію положили въ каменныхъ гробахъ.

Въ это время блаженная Лукина пожертвовала въ пользу церкви римской многіе имѣнія свои; прекрасный же домъ свой, находившійся посреди города Рима, она пожертвовала вѣрующимъ, дабы они обратили его въ церковь. Папа освятилъ сей домъ по положенному церковному чину и совершалъ въ немъ литургіи, принося безкровныя жертвы Богу, днемъ и ночью славословя Бога. И такимъ образомъ домъ Лукины сдѣлался домомъ Божіимъ и соборною церковью въ Римѣ.

Это стало извѣстнымъ нечестивому императору. Послѣдній, разгнѣвавшись на Лукину, присудилъ изгнать ее съ безчестіемъ, какъ великую грѣшницу вонъ изъ города, все же имущество ея велѣлъ отдать на разграбленіе. Онъ дѣлалъ попытки также склонить къ своему нечестію папу Маркелла, но нисколько не успѣлъ въ этомъ. Узнавши же, что святый Маркеллъ былъ осужденъ на работу ухода за скотомъ его предшественникомъ Максиміаномъ, онъ сдѣлалъ то же самое опредѣленіе относительно святого. Желая обезчестить не только папу, но и церковь, онъ обратилъ освященный для церкви прекрасный домъ Лукины въ скотный дворъ и приказалъ содержать тамъ множество скота. Святому же папѣ Маркеллу онъ опредѣлилъ всѣ дни жизни его до самой смерти, находясь подъ стражею, ходить за скотомъ въ этомъ домѣ.

Итакъ сей святѣйшій пастырь и руководитель душъ человѣческихъ въ теченіе девяти мѣсяцевъ исполнялъ работу ухода за скотомъ; великій слуга Божій, подобно нѣкоему плѣненному рабу, былъ предметомъ поруганія со стороны нечестивыхъ идолослужителей. Онъ постоянно былъ занятъ работою, такъ что совершенно не имѣлъ отдыха и покоя и испытывалъ большой недостатокъ въ самомъ необходимомъ; онъ не имѣлъ ни достаточной пищи, ни одежды, ибо сторожа не позволяли никому приходить къ нему и что-либо приносить для него. Его одежда состояла изъ одной только колючей власяницы на тѣлѣ. По причинѣ такихъ трудовъ, страданій, лишеній въ самомъ необходимомъ, а также по причинѣ зловонія скотскаго, святый Маркеллъ весьма ослабѣлъ тѣломъ, заболѣлъ и предалъ свою страдальческую душу въ руки Божіи [20]. Тотъ же пресвитеръ Іоаннъ, взявши ночью его тѣло, отнесъ его въ гробницу Прискиллину и, призвавъ клириковъ, предалъ его здѣсь честному погребенію.

Такъ окончилъ жизнь свою святѣйшій римскій папа Маркеллъ, первоначально предпославъ по пути мученичества многочисленныхъ чадъ своихъ къ Богу, а затѣмъ послѣ нихъ и самъ отправился предстать со святыми іерархами престолу Великаго Архіерея, Господа нашего Іисуса Христа, Которому возсылается слава нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Діоклитіанъ управлялъ восточною половиною Римской имперіи съ 284 г. по 305 г.
[2] Максиміанъ Геркулъ управлялъ западною половиною Римской имперіи съ 284 г. по 305 г.
[3] Максиміанъ Галерій управлялъ Востокомъ съ 305 г. по 311 г.
[4] Максенцій управлялъ Западомъ съ 305 г. по 312 г.
[5] Въ вѣдѣніи Максиміана находились Африка, Испанія и Италія.
[6] Слѣдуетъ замѣтить, что термы у древнихъ римлянъ-язычниковъ были не только банями, но и блудилищемъ.
[7] Съ цѣлію стѣснить и ослабить израильтянъ фараонъ египетскій назначилъ имъ тяжелыя работы. Въ сравнительно короткое время (отъ смерти Іосифа до выхода изъ Египта) израильтяне выстроили египтянамъ три города — Пиѳомъ, Раамзесъ и Иліополь (см. Исх. 1, 1-14).
[8] Геркулесъ или Гераклъ — національный древне-греческій герой. По сказанію греческой миѳологіи Геркулесъ былъ сыномъ Зевса и Алкмены, жены тиринѳскаго царя Амфитріона. Геркулесу усвоялась большая физическая сила, почему онъ считался богомъ-покровителемъ гимнастовъ и гладіаторовъ.
[9] Мамертинская темница находилась въ сѣверной части города Рима. Она предназначалась главнымъ образомъ для государственныхъ преступниковъ, къ числу которыхъ относили и христіанъ. Въ этой темницѣ были заключены, по преданію, святые апостолы Петръ и Павелъ (память ихъ 29 іюня). Эта темница въ реставрированномъ (возстановленномъ) видѣ сохранилась и до настоящаго времени, причемъ то отдѣленіе темницы, гдѣ были заключены апостолы Петръ и Павелъ, какъ священное мѣсто, охраняется католиками съ особымъ вниманіемъ.
[10] Оглашеніе — изустное наставленіе въ истинахъ вѣры православной, преподававшееся въ древней Церкви всѣмъ, желавшимъ приступить къ таинству крещенія. Имѣя право входа въ храмъ для слушанія священнаго Писанія и поученій и даже присутствовать при первой и второй частяхъ литургіи (проскомидіи и «литургіи оглашенныхъ»), оглашенные предъ наступленіемъ третьей, самой важной части литургіи («литургіи вѣрныхъ») должны были немедленно выходить изъ храма, о чемъ и оповѣщалось діакономъ возгласомъ, и доселѣ сохранившимся въ православной Церкви при совершеніи литургіи. Срокъ оглашенія былъ не одинаковъ; многіе пребывали оглашаемыми впродолженіи всей жизни. Въ случаѣ необходимости срокъ оглашенія сокращался до нѣсколькихъ дней или даже нѣсколькихъ часовъ (какъ, напримѣръ, въ данномъ случаѣ). — Церковный обрядъ оглашенія и доселѣ совершается въ православной Церкви; онъ состоитъ въ прочтеніи молитвъ надъ приступающимъ ко крещенію и произнесеніи заклинанія на діавола; при этомъ приступающій ко крещенію отрекается сатаны, сочетавается Христу и исповѣдуетъ свою вѣру чтеніемъ Символа вѣры (это дѣлается при крещеніи младенцевъ воспріемниками).
[11] Милліарій — римская миля или, точнѣе, римскій милевой камень, потому что въ концѣ каждаго милліарія стоялъ въ видѣ знака каменный столбъ. Милліарій равнялся 8 стадіямъ (стадія = 88 саженямъ), что составитъ приблизительно 1½ нашихъ версты. Милевые камни были разсѣяны по всей Италіи; на нихъ надписывалось обыкновенно имя строителя или императора, при которомъ они строились. Первый милевой камень, отъ котораго вели свое начало всѣ остальные камни и у котораго соединялись всѣ дороги, находился у храма Сатурна. При раскопкахъ въ Римѣ были найдены остатки этого камня.
[12] Саларія — одна изъ самыхъ большихъ дорогъ древняго Рима. Она шла вдоль рѣки Тибра до Куръ, проходила черезъ Лаціумъ, Сабинію и т. д. до Ардіи. Названіе этой дороги объясняется тѣмъ, что сабиняне провозили по ней соль (sal) съ береговъ моря въ свою cтрану.
[13] Теллюра или Гаія — греко-римская богиня земли и плодородія.
[14] Нумантійская дорога шла изъ Рима по направленію къ городу Нумантіи.
[15] Діаволъ устрашаетъ святаго Киріака путешествіемъ въ Персію потому, что въ тѣ времена путешествія вообще были обременительны, вслѣдствіе отсутствія правильныхъ путей сообщенія.
[16] Медіоланъ (нынѣ Миланъ) значительнѣйшій городъ сѣверной Италіи, въ области Ломбардіи; основанъ въ глубокой древности, за нѣсколько вѣковъ до Р. Хр. Въ исторіи христіанской Церкви Медіоланъ извѣстенъ какъ мѣсто архипастырской дѣятельности архіепископа Амвросія (съ 374 г. по 397 г.), проявившаго большое усердіе въ борьбѣ съ ересью аріанской (память его празднуется св. Церковію 7 декабря).
[17] См. выше прим. 13-е.
[18] Императоръ Константинъ царствовалъ съ 306 г. по 337 г. (см. житіе его подъ 21 мая).
[19] Остійская дорога вела къ Остіи, гавани города Рима, построенной при устьѣ рѣки Тибръ. Остатки этой гавани показываются и теперь; вслѣдствіе наноса берегового песка она удалена отъ берега на разстояніе часа пути.
[20] Кончина святаго священномученика Маркелла, папы Римскаго, послѣдовала въ 310 г. Онъ управлялъ Римскою Церковію въ продолженіи пяти лѣтъ и шести мѣсяцевъ (съ 304 г. по 310 г.). Прочіе мученики и мученицы, упоминаемые въ житіи святаго папы Маркелла, пострадали нѣсколько ранѣе, въ 305 г. и 306 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 122-137.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0