Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День шестой.

Страданіе святыхъ преподобномученицъ Архелаи, Ѳеклы и Сусанны.

Этимъ честнымъ и божественнымъ даромъ, — чистымъ дѣвствомъ, — была украшена блаженная Архелая, которая уневѣстилась Христу и показала себя побѣдительницей міра. Жила она въ одномъ мѣстѣ близъ Рима, въ небольшомъ и неизвѣстномъ монастырѣ, какой могъ быть въ тѣ тяжелыя для христіанъ идолопоклонническія времена.

Когда нечестивымъ царемъ Діоклитіаномъ [1] было воздвигнуто въ Римѣ великое гоненіе на христіанъ, святая дѣвица Архелая, спасаясь съ двумя о Христѣ сестрами и сподвижницами своими. Ѳеклой и Сусанной, отъ преслѣдованія мучителей, оставила Римъ и бѣжала въ Кампанію [2]; всѣ онѣ перемѣнили свои одежды на мужскія, дабы никто не узналъ, что онѣ были дѣвицами; тутъ невдалекѣ отъ города, называвшагося Нола [3], поселились святыя дѣвственницы въ глухомъ и пустомъ мѣстѣ, дни и ночи проводя въ усердныхъ молитвахъ къ Богу, упражняясь въ разныхъ богоугодныхъ дѣлахъ и врачуя болѣзни страждущихъ, такъ какъ за чистую и святую жизнь онѣ сподобились благодати чудеснаго исцѣленія болѣзней. Лица у нихъ были смиренныя, кроткія и вмѣстѣ съ тѣмъ свѣтлыя, ибо онѣ всегда радовались сердцемъ своимъ о Господѣ Іисусѣ Христѣ; во взорѣ ихъ сіяло цѣломудріе и святость. Одежды на нихъ были волосяныя, простыя и грубыя, и видъ онѣ имѣли — пустынническій и постническій. Волосы на головахъ ихъ были острижены, какъ у мужчинъ, такъ что многіе считали ихъ за мужчинъ, а не за женщинъ. Мало-по-малу къ нимъ стали собираться окрестные люди то за исцѣленіемъ, то за духовнымъ наставленіемъ, такъ какъ онѣ, кромѣ дара врачеванія, имѣли и снособность богодухновеннаго ученія; онѣ врачевали не только тѣла, но и души человѣческія, и многихъ отъ языческаго нечестія обратили къ вѣрѣ Христовой; слава о нихъ распространилась по всей странѣ.

Дошла вѣсть о святыхъ дѣвственницахъ и до начальника кампанійскаго, именемъ Леонтія, ибо для надзора за христіанами воины были расположены во многихъ мѣстахъ; о сихъ святыхъ дѣвицахъ они и сообщили начальнику. Послѣдній приказалъ взять ихъ и привести къ нему въ городъ Салерну [4], гдѣ тогда судили и мучили христіанъ. Святыя дѣвицы были взяты и приведены на допросъ въ Салерну. Поняли онѣ, что Господь Іисусъ Христосъ — ихъ безсмертный и нетлѣнный Женихъ, — призываетъ ихъ къ вѣнцу мученичества, дабы пріять ихъ въ небесный чертогъ Свой украшенныхъ не только дѣвствомъ, но и страдальческой кровью, какъ бы царской багряницей. Преисполненныя великимъ дерзновеніемъ и надеждою на Бога, онѣ безъ страха явились къ мучителю и свободнымъ голосомъ повѣдали ему всю истину о себѣ, — кто онѣ и откуда; не скрыли онѣ ни своей жизни, ни вѣры христіанской, не скрыли того, что онѣ — дѣвственницы — обрученныя Христу и обѣщавшія Ему сохранять себя въ чистотѣ до самой кончины. Игемонъ Леонтій, взирая на нихъ и видя, что блаженная дѣва Архелая старше прочихъ лѣтами, болѣе дерзновенна въ разговорѣ, замѣтивъ также, что лице ея было особенно благочестнымъ, обратился къ ней и сказалъ:

— «Послушай, Архелая! По какому праву ты созываешь къ себѣ всякихъ людей, добрыхъ и злыхъ, и учишь ихъ поклоняться Іисусу Назарянину, Который не могъ спасти Себя Самого, когда Его мучили и тѣмъ болѣе не можетъ оказать помощи никому другому? Какъ ты осмѣливаешься заниматься какими-то волшебными словами и прельщать людей; какъ дерзнула ты, покрываясь мужскими одеждами, показывать себя мужчиной, когда ты на самомъ дѣлѣ скверная и вредная волшебница? Вѣроятно, ты и этихъ двухъ дѣвицъ научила волшебству; если я тебя не погублю сейчасъ, то ты всѣхъ неопытныхъ женщинъ и мужчинъ обольстишь своимъ ложнымъ ученіемъ».

На это святая дѣвица отвѣчала:

— «Силу и власть діавола я попираю силой Христовой; людей же я научила благому, — именно тому, чтобъ они познали единаго истиннаго Бога, сотворившаго небо, землю, море и все, что въ нихъ: исцѣленія же всѣмъ болящимъ подаются именемъ Господа моего Іисуса Христа, Единороднаго Сына Божія, посредствомъ меня, Его рабы; я не притворяюсь мужчиной, ибо сейчасъ объявила себя дѣвицей и рабой Христовой; а эти двѣ сестры мои о Господѣ съ юности воспитаны въ вѣрѣ Христовой».

И сказалъ игемонъ:

— «Всякій, кто не повинуется царскому приказанію, будетъ преданъ лютой смерти».

Отвѣчала святая:

— «Мы имѣемъ — Царя, — Господа нашего Іисуса Христа, ради Котораго презрѣли міръ и все, что въ немъ; Его приказанію повинуемся и ожидаемъ милосердія отъ Того, Кто обладаетъ небомъ и землей и всѣмъ прочимъ».

Сказалъ игемонъ:

— «Наши боги все содержатъ и всѣмъ владѣють; именъ у нихъ много: Кроносъ [5], Трисмегистъ [6], Гермесъ [7], Афродита [8], Гера [9], Аѳина [10], Дій [11], который выше всѣхъ. Вотъ эти силы божіи содержать и управляютъ всей вселенной».

Отвѣчала дѣва:

— «Боги твои — слѣпые, и слѣпые поклоняются имъ и вѣруютъ въ нихъ».

Игемонъ сказалъ:

— «Вашъ Богъ одинъ, и Онъ не въ силахъ защитить Себя, ибо и на крестѣ былъ распятъ, и уксусомъ напоенъ былъ, и терновнымъ вѣнцомъ увѣнчанъ, и копьемъ прободенъ».

Отвѣтила на это святая:

— «Все это Богъ нашъ потерпѣлъ ради нашего спасенія, дабы всѣ вѣрующіе въ Него не погибли, но имѣли жизнь вѣчную; твои же боги не видятъ, не слышатъ, не говорятъ, и потому ни себѣ, ни другимъ не могутъ помочь».

Послѣ такихъ словъ, игемонъ, разгнѣвавшись, приказалъ отдать святую на съѣденіе голоднымъ львамъ, думая, что они сейчасъ же растерзаютъ ее; но звѣри сдѣлались кроткими, какъ овцы, и лежали у ногъ святой. Она же молилась Богу:

— «Господи Боже, Отецъ, Сынъ и Духъ Святый, сохранившій доселѣ тѣло мое чистымъ отъ всякой скверны! Какъ нынѣ Ты укротилъ звѣрей и далъ мнѣ силу побѣдить игемона, болѣе лютаго, чѣмъ звѣри, такъ и всегда будь мнѣ, рабѣ Твоей, непрестаннымъ помощникомъ».

Игемонъ, увидавъ, что святая осталась невредимой отъ звѣрей, исполнился еще бóльшей ярости и приказалъ воинамъ убить звѣрей, а святую мученицу вмѣстѣ съ подругами ея, связавши, заключитъ въ темнипу. Но въ темницѣ святымъ мученицамъ явился Ангелъ Господень, осіявшій ихъ неописаннымъ свѣтомъ и сказавшій:

— «Не бойтесь, дѣвицы Христовы! Молитвы ваши дошли къ Богу и вамъ уже приготовлены вѣнцы на небѣ».

Когда стражи увидѣли этотъ необычный свѣть въ темницѣ, то въ страхѣ и ужасѣ говорили:

— «Дѣйствительно, Богъ, Котораго исповѣдуютъ эти дѣвицы, есть Богъ истинный».

Утромъ игемонъ сказалъ слугамъ:

— «Приведите ко мнѣ ту волшебницу, которая вчера безчестила разными хуленіями меня и боговъ моихъ».

И тотчасъ святая мученица Архелая была представлена на судъ и сказала:

— «О, игемонъ, не я, а злыя дѣла твои наносять тебѣ хулу и безчестіе и готовять огонь неугасимый; въ которомъ ты будешь мучиться вѣчно вмѣстѣ съ богами твоими; если же ты хочешь избавиться вѣчныхъ мукъ, то послушай моихъ душеполезныхъ словъ и прими мой добрый совѣтъ: увѣруй въ создавшаго тебя Бога Отца, и въ Единороднаго Сына Его Господа Іисуса Христа, и въ Духа Святаго, отъ Отца исходящаго; сей — Единъ Богъ, въ Троицѣ прославляемый и на землѣ и на небѣ!»

Начальникъ, принимая слова эти за насмѣшку и безуміе, возразилъ святой:

— «Если ты послушаешь меня и увѣруешь въ боговъ моихъ, то будешь одарена богатствомъ и честью и получишь не послѣднее мѣсто между честными римскими женами; если же ты не послушаешь меня, то я отдамъ тебя на поруганіе блудникамъ, затѣмъ подвергну жестокимъ мученіямъ и, наконецъ, предамъ тебя лютой смерти; тѣло же твое отдамъ на съѣденіе собакамъ, звѣрямъ и птицамъ».

Отвѣтила святая:

— «Я имѣю помощникомъ Господа моего Іисуса Христа, Который есть хранитель, какъ души моей, такъ и тѣла. Онъ сохранитъ меня отъ той скверны, какую ты готовишь мнѣ, какъ сохранилъ и прежде меня многихъ пострадавшихъ святыхъ дѣвъ; смерти же я не боюсь, ибо надѣюсь получить жизнь вѣчную у Господа моего, Который сподобитъ меня безконечной радости и причтетъ меня къ святымъ Своимъ ангеламъ».

Послѣ этого игемонъ повелѣлъ обнажить святую, строгать ея чистое дѣвическое тѣло желѣзными орудіями и бить жестоко, раны же приказалъ поливать приготовленнымъ для этого горячимъ масломъ и смолой; и было тѣло святой острогано и сожжено до костей. Всѣ, бывшіе тамъ, взирая на страданія святой мученицы, чрезвычайно удивлялись и недоумѣвали, какимъ образомъ столь слабая дѣвица могла перенести такія жестокія муки и остаться живой. Святая же, поднявши очи свои къ небу и крестообразно воздѣвши руки, сказала:

— «Владыко, призри съ неба, съ высоты престола Твоего святаго на Твою вѣрную рабу! Угаси горящій огонь росой Своей благодати и дай моему тѣлу отраду въ мученіяхъ, причиняемыхъ игемономъ».

Едва святая произнесла эти слова, какъ тотчасъ надъ ея головой возсіялъ свѣтъ и слышенъ былъ голосъ:

— «Не бойся! Я съ тобой».

Игемонъ, видя святую невредимой, отъ ярости скрежеталъ зубами.

Вблизи того мѣста находился большой камень, который едва могли сдвинуть съ мѣста нѣсколько человѣкъ; игемонъ приказалъ поднять его и положить на мученицу, чтобы она была раздавлена камнемъ. Когда слуги приступили къ исполненію приказанія игемона, ангелъ Господень, невидимо присутствующій со святой дѣвой, быстро отодвинулъ камень въ другую сторону, такъ что онъ раздавилъ слугъ мучителя, святая же осталась живой и хвалила Бога, воспѣвая:

— «Благословенъ Ты, Господь Богъ отцевъ нашихъ, спасающій уповающихъ на Тебя!»

Народъ, видя это, взывалъ:

— «Великъ Богъ христіанскій, Котораго сія дѣвица исповѣдуетъ!»

Игемонъ же сказалъ:

— «Что теперь дѣлать съ волшебницей этой? Всѣ мученія она преодолѣваетъ: возьмите ее и выведите изъ города; вмѣстѣ съ ней возьмите и тѣхъ двухъ дѣвицъ, которыя слѣдуютъ за ней, и всѣхъ трехъ умертвите мечемъ».

Воины тотчасъ взяли святыхъ мученицъ, связали имъ назадъ руки и повели за городъ.

Когда всѣ дошли до назначеннаго мѣста, воины уже приготовились усѣчь честныя главы святыхъ мученицъ; въ это время они увидѣли ангеловъ и испугались; ангелы же святые, взирая на страданія мученицъ, приготовились взять со славой мученическія души. Воины, почувствовавши нѣкоторымъ образомъ присутствіе сихъ ангеловъ, пришли въ ужасъ, затрепетали и какъ бы забыли самихъ себя. Но святая Архелая, совершивши молитву Богу, сказала воинамъ:

— «Исполните то, что вамъ приказано».

Воины отвѣтили на это:

— «Не смѣемъ, — госпожа, ибо страхъ объялъ насъ».

Тогда дѣвы всѣ вмѣстѣ сказали имъ:

— «Если не исполните приказанія, то не будете имѣть части съ нами».

Воины, услышавши это, обнажили мечи и отсѣкли имъ головы [12].

Такъ три святыя преподобномученицы, — Архелая, Ѳекла и Сусанна, чистыя дѣвы, совершили свой подвигъ, вошли въ чертогъ небесный и нынѣ съ ангелами предстоятъ Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Единому, въ Троицѣ славимому, Богу, Которому возсылается слава вѣчно. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Діоклитіанъ царствовалъ съ 284 г. по 305 г.
[2] Кампанія находилась въ древней Италіи и граничила на западѣ сь Лаціумомъ, на сѣверѣ съ Самніумомъ, на востокѣ съ Луканіею и на югѣ съ Тирренскимъ моремъ. Въ этой итальянской провинціи впервые начали (съ VIII вѣка) отливать колокола, почему они и называются въ церковномъ Уставѣ кампанами (ранѣе были въ употребленіи била или желѣзныя доски).
[3] Городъ Нола лежалъ къ югу отъ Капуи; существуетъ и въ настоящее время (въ итальянской провинціи Казерта).
[4] Городъ Салерно находился у Тирренскаго моря; существуетъ и въ настоящее время.
[5] Кроносъ — по греческой миѳологіи младшій сынъ Урана и Геи, одинъ изъ титановъ; онъ считался покровителемъ посѣвовъ и жатвъ, почему и изображался съ серпомъ въ рукѣ.
[6] Наименованіе Трисмегиста усвоялось Юпитеру или Зевсу.
[7] Гермесъ — богъ благополучія.
[8] Афродита или Венера — богиня любви и красоты.
[9] Гера — покровительница браковъ и родовъ.
[10] Аѳина или Минерва — богиня мудрости.
[11] Зевсъ или Юпитеръ — верховный богъ древне-греческой религіи, считавшійся родоначальникомъ прочихъ боговъ и виновникомъ всего существующаго.
[12] Кончина святыхъ мученицъ послѣдовала въ 293 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 113-121.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0