Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День шестой.

Память преподобнаго отца нашего Иларіона Новаго.

Игуменъ обители той сдѣлалъ его противъ желанія священникомъ, когда уже святый Григорій Декаполитъ ушелъ отсюда въ другія мѣста. Спустя нѣсколько лѣтъ, когда игумонъ скончался, преподобный Иларіонъ, узнавъ, что братія хотятъ сдѣлать его игуменомъ, рѣшилъ удалиться отсюда; съ этою цѣлію онъ тайно отъ всѣхъ ночью вышелъ изъ обители и ушелъ въ Византію, въ надеждѣ отыскать здѣсь своего учителя святаго Григорія, но сей послѣдній отплылъ въ Римъ и, возвратившись оттуда, поселился на горѣ Олимпійской [5]. Иларіонъ же пришелъ въ одинъ монастырь въ Византіи; монахи Далматской обители, узнавши о семъ, начали просить святейшаго патріарха Никифора [6] поставить имъ игуменомъ Иларіона, хотя бы и противъ его желанія. Патріархъ сообщилъ объ этомъ императору; призвавъ къ себѣ Иларіона, царь и патріархъ увѣщевали его принять игуменство надъ Далматскимъ монастыремъ. Не смѣя противиться царской и патріаршей волѣ, Иларіонъ принялъ власть игумена и съ усердіемъ пасъ ввѣренныхъ ему словесныхъ овецъ впродолженіи восьми лѣтъ. Потомъ скиптръ греческаго царства принялъ звѣроподобный мучитель Левъ Армянинъ [7], который началъ смущать Церковь Христову иконоборческой ересью [8], принуждая многихъ къ своему еретическому мудрованію; тѣхъ же, кто не повиновался ему, онъ или подвергалъ мученіямъ, или изгонялъ въ далекія страны. По его приказанію преподобный Иларіонъ былъ приведенъ изъ обители къ царю, который принуждалъ его принять еретическое ученіе. Добрый воинъ Христовъ не только не повиновался еретику-императору, но даже дерзновенно обличалъ его, назвалъ безбожникомъ и новымъ преступникомъ и тѣмъ возбудилъ противъ себя лютый гнѣвъ царя. Много ранъ и различныхъ мученій причинилъ блаженному злочестивый царь, и потомъ заключилъ его въ темницу. Чрезъ нѣкоторое время опять, призвавши его къ себѣ, много мучивъ, но ничего не достигши, царь отдалъ его своему единомышленнику патріарху Ѳеодоту [9], по прозванію Касситеру, который принялъ престолъ послѣ изгнанія за благочестіе святѣйшаго Никифора. Этотъ лжепатріархъ Ѳеодоръ сдѣлалъ съ преподобнымъ то же, что и царь: заключилъ святаго въ мрачной темницѣ и много дней томилъ его голодомъ и жаждой, приказавши не давать ему ни хлѣба, ни воды. Монахи же, гдѣ игуменствовалъ преподобный, пришли къ царю и молили его:

— «Царь, возврати намъ нашего отца; мы за это обѣщаемся повиноваться твоей волѣ».

Царь обрадовался сему обѣщанію и возвратилъ имъ игумена ихъ.

Святый, пришедши въ обитель, прожилъ здѣсь одинъ годъ; едва успѣвъ немного отдохнуть отъ мученій и голода, святый снова обрекъ себя на мученія, ибо царь, ожидавшій исполненія обѣщанія иноковъ, понялъ, что его обманули [10], почему послалъ воиновъ въ обитель и наказалъ монаховъ, а преподобнаго, взявъ, снова заключилъ въ темницу; потомъ послалъ его въ Фанееву обитель [11] и тамъ приказалъ заключить святаго въ самой тѣсной темницѣ. Въ этой темницѣ святый томился шесть мѣсяцевъ, принимая всякія непріятности и досажденія отъ жестокаго игумена той обители. Потомъ по царскому повелѣнію онъ снова былъ приведенъ въ Константиноноль: здѣсь его снова разными льстивыми увѣщаніями склоняли къ принятію ереси иконоборческой. Но такъ какъ Христовъ страдалецъ не слушалъ еретиковъ, то царь послалъ его въ другую обитель, называемую Кикловѣевой [12]; здѣсь пробылъ онъ два года и 6 мѣсяцевъ, томясь въ тѣсной темницѣ и испытывая разныя мученія. Отсюда святый снова былъ приведенъ къ царю и послѣ сильнаго избіенія заточенъ въ городъ Протильскій [13].

Злочестивый царь, погубивши многихъ, и самъ погибъ люто: онъ былъ своими же воинами изсѣченъ мечами въ храмѣ на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ въ первый разъ, поругавъ святую Христову икону, низринулъ ее; такъ зло погубилъ нечестивый свою окаянную душу.

Михаилъ Травлъ [14], принявшій царство послѣ него, приказалъ освободить отъ узъ и заточенія всѣхъ правовѣрныхъ. Преподобный Иларіонъ, вмѣстѣ съ прочими былъ освобожденъ изъ темницы, но онъ не пошелъ въ свою обитель, такъ какъ не прекратилась еще иконоборческая ересь, и архіерейскіе престолы занимали еретики лжеучители и лжепастыри, но пребывалъ у одной вѣрной и благочестивой женщины, которая въ своемъ имѣніи дала ему уединенное мѣсто, устроила келлью съ садомъ и снабжала его всѣмъ потребнымъ.

Въ это время возвратился изъ заточенія и отошелъ къ Господу преподобный Ѳеодоръ Студійскій [15], также перенесшій за правовѣріе много страданій отъ еретиковъ; его святую душу, возносимую ангелами къ небу, видѣлъ преподобный Иларіонъ, какъ о томъ сказано и въ житіи Ѳеодора [16]. Въ тотъ день, когда преставился святой Ѳеодоръ Студійскій, блаженный Иларіонъ, ходя по своему саду, занимаясь работою и воспѣвая псалмы Давидовы, услышалъ вдругъ въ воздухѣ какіе-то чудные голоса и почувствовалъ какое-то дивное благоуханіе; удивившись, онъ остановился, смотря, откуда все это; посмотрѣвши вверхъ, онъ увидѣлъ множество ангеловъ въ бѣлыхъ одеждахъ, сіявшихъ свѣтлыми лицами и направлявшихся съ пѣснопѣніями на встрѣчу кому-то. Видя все это, блаженный Иларіонъ въ большомъ страхѣ палъ на землю и услышалъ голосъ, говорившій:

— «Это душа Ѳеодора, игумена Студійскаго монастыря, который до крови пострадалъ за святыя иконы и былъ весьма мужествененъ въ страданіяхъ, а теперь умеръ и торжественно восходитъ на небо, встрѣчаемый небесными силами».

Сподобившись такого чуднаго видѣнія, преподобный Иларіонъ исполнился великаго утѣшенія и радости духовной; много дней онъ радовался душею своею и лицо его отъ радости сіяло какъ лицо ангела.

У той женщины пробылъ преподобный свыше семи лѣтъ. Когда же послѣ Михаила Травла вступилъ на царство сынъ его Ѳеофилъ [17], то онъ собралъ всѣхъ исповѣдниковъ и снова началъ принуждать ихъ, по примѣру прежнихъ злочестивыхъ царей, къ иконоборству, не повиновавшихся же ему жестоко мучилъ. Въ это время былъ взятъ и преведенъ къ царю и преподобный Иларіонъ; принуждаемый къ иконоборству, онъ не покорился царскому повелѣнію и опять обличилъ его, какъ злочестиваго законопреступника, попиравшаго истинные догматы вѣры; за это святый получилъ сто семьдесятъ ударовъ по спинѣ и заточенъ былъ на островъ Афусію [18]. Значительнымъ облегченіемъ для святаго было то, что онъ содержался здѣсь не въ темницѣ и не въ оковахъ, но жилъ въ келліи, хотя весьма тѣсной. Въ этой келліи онъ прожилъ до самой смерти Ѳеофила. Когда же сей нечестивый царь умеръ, царица Ѳедора собрала всѣхъ исповѣдниковъ въ столичный городъ, возстановила православную вѣру и повелѣла внести въ храмы святыя иконы; тогда былъ отпущенъ на свободу и преподобный Иларіонъ. Онъ снова принялъ игуменство въ своей Далматской обители и прославился чудесами. Проживши здѣсь три года и душеспасительно управивъ своими учениками, онъ отошелъ ко Господу [19]. Его честная и святая душа такъ же, какъ и видѣнная имъ душа Ѳеодора, была отнесена на небо ангелами и въ ликѣ святыхъ исповѣдниковъ предстоитъ нынѣ предъ престоломъ славы Отца, и Сына, и Святаго Духа, единаго Бога въ Троицѣ, Которому возсылается слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Каппадокія — малоазійская область.
[2] Далматская обитель была основана собственно святымъ Исаакіемъ, подвизавшимся въ IV в. (см. житіе его подъ 30 мая); но названіе свое она получила отъ имени игумена Далмата — преемника Исаакія, — управлявшаго обителью впродолженіи 55 лѣтъ.
[3] Память его празднуется св. Церковію 20-го ноября.
[4] Память его празднуется св. Церковію 21-го октября.
[5] Олимпъ — гора въ малоазійской области Мизіи, на границѣ между Фригіей и Виѳиніей. Здѣсь, между прочимъ, находился монастырь «въ Символахъ», славившійся строгою подвижническою жизнію своихъ насельниковъ.
[6] Никифоръ І-й патріаршествовалъ съ 806 г. по 815 г.
[7] Левъ V-й Армянинъ царствовалъ съ 813 г. цо 820 г.
[8] Основателемъ иконоборческой ереси считается Константинъ, епископъ Николійскій, жившій въ VIII в. Неразумно смѣшивая иконопочитаніе съ идолопоклонствомъ, иконоборцы жестокимъ и настойчивымъ преслѣдованіемъ иконопочитанія хотѣли искоренить его изъ православной Церкви. Самыми ярыми защитниками этой ереси были императоры: Левъ Исаврянинъ (царствовалъ съ 717 г. по 741 г.) и Константинъ Копронимъ (съ 741 г. по 776 г.). Эта ересь была осуждена на VII-мъ Вселенскомъ соборѣ, бывшемъ въ 787 г. въ г. Никеѣ.
[9] Ѳеодотъ І-й Касситеръ патріаршествовалъ съ 815 г. по 821 г.
[10] Иноки очевидно дали обѣщаніе слушаться императора вообще во всѣхъ его распоряженіяхъ; противныхъ же вѣрѣ православной распоряженій они, конечно, не могли исполнять.
[11] Обитель Фанеева находилась между Византіею и Понтомъ.
[12] Мѣстонахожденіе сей обители неизвѣстно.
[13] Протильскій городъ или, вѣрнѣе, протильскій лагерь; мѣстонахожденіе его неизвѣстно.
[14] Михаилъ ІІ-й Травлъ (Косноязычный) царствовалъ съ 820 г. по 829 г.
[15] Память его празднуется св. Церковію 11-го ноября.
[16] См. пред. прим.
[17] Ѳеофилъ царствовалъ съ 829 г. по 842 г.
[18] Островъ Афусія, или Офіусса, находился въ заливѣ Паса-Лимани, близъ Константинополя.
[19] Кончина преподобнаго Иларіона послѣдовала въ 845 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 108-113.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0