Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День шестой.

Житіе преподобнаго отца нашего Виссаріона.

Святый Виссаріонъ предпринялъ путешествіе ко святымъ мѣстамъ въ Іерусалимѣ; здѣсь видѣлъ онъ преподобнаго Герасима [1], проводившаго постническую и пустынную жизнь при рѣкѣ Іорданѣ, которому служилъ левъ. Видѣлъ онъ также и многихъ другихъ подвижниковъ, жившихъ тамъ въ разныхъ мѣстахъ, впослѣдствіи просіявшихъ своими добродѣтелями; бесѣдуя съ ними, святый Виссаріонъ получалъ много пользы для души своей.

Возвратившись въ отечество, Виссаріонъ пріобрѣлъ себѣ духовнаго отца въ лицѣ Исидора Пелусіотскаго [2]; приходя къ нему часто, онъ научался въ добродѣтели и поощрялся къ строгой жизни; наконецъ, раздавши нищимъ и монастырямъ оставшееся послѣ родителсй все имущоство свое, Виссаріонъ отрекся отъ міра и принялъ постриженіе въ иночество.

Удалившись въ одно пустынное мѣсто, Виссаріонъ принялъ на себя обѣтъ безмолвія; изнуряя собя многочисленными трудами и умерщвляя свою плоть постническими подвигами, онъ, будучи во плоти, уподобляется безплотнымъ. Постъ его былъ безпримѣрнымъ: иногда всю недѣлю онъ ничего не вкушалъ, а иногда оставался безъ пищи и питья впродолженіи 40 дней. Однажды, ставши на одномъ открытомъ мѣстѣ посреди тернія и воздѣвъ къ небу руки и очи, обративъ туда же и умъ свой, онъ 40 дней и ночей пробылъ на молитвѣ, стоя неподвижно. Въ продолженіи этихъ сорока дней онъ не двинулся съ мѣста, ничего не вкусилъ, ничего не сказалъ никому, не вздремнулъ, не впалъ въ изнеможеніе отъ естественной слабости, ни о чемъ земномъ не подумалъ умомъ, но весь, подобно безплотнымъ, устремилъ духовныя очи свои къ Богу. За это и сподобился святый отъ Бога великой благодати: ему сообщенъ былъ даръ чудотворенія, такъ что онъ былъ подобенъ древнимъ святымъ пророкамъ. Такъ онъ уподобился Моисею [3]: подобно тому какъ Моисей нѣкогда указаннымъ ему отъ Бога деревомъ превратилъ горькую воду въ пустынѣ во вкусную, дабы напоить жаждущаго Израиля (Исх. 17, 6), такъ и преподобный Виссаріонъ молитвой и крестнымъ знаменіемъ усладилъ горечь морской воды, дабы напоить изнемогавшаго отъ жажды своего ученика, а именно: когда святый вмѣстѣ съ учеиикомъ ходилъ по пустынному морскому берегу, ученикъ утрудился отъ сильнаго зноя и, почувствовавъ большую жажду, сказалъ святому:

— «Отецъ, я очень жажду».

Преподобный, сотворивши молитву и осѣнивъ море знаменіемъ крестнымъ, сказалъ:

— «Во имя Господа почерпни и пей».

Ученикъ почерпнулъ изъ моря воды въ маленькій сосудъ, который носилъ съ собою; отвѣдавъ воды, ученикъ нашелъ ее очень вкусной [4] и прохладной, какъ бы истекшей изъ живаго источника; достаточно напившись и прохладившись, ученикъ взялъ еще воды въ сосудъ на дорогу. Замѣтивъ это, старецъ сказалъ ученику:

— «Для чего ты наполнилъ сосудъ водою?»

Ученикъ отвѣтилъ:

— «Прости меня, отче! Я взялъ воду на дорогу, чтобы снова не томиться жаждою».

Старецъ сказалъ:

— «Богъ, присутствующій на этомъ мѣстѣ, присутствуетъ вездѣ и, какъ здѣсь, такъ и въ другомъ мѣстѣ, Онъ можетъ дать жаждущему вкусную воду».

Имя того ученика было Дула.

Уподобился преподобный Виссаріонъ и Іисусу Навину [5]: какъ тотъ, когда побѣждая аморреевъ [6], удержалъ движеніе солнца (Нав. 10, 12-13), такъ сдѣлалъ и сей угодникъ, а именно: когда онъ шелъ съ ученикомъ къ одному старцу, солнце склонялось къ западу, путь же оставался еще далекій; тогда старецъ обратился къ Богу, молясь такъ:

— «Прошу Тебя, Господи, повели остановиться солнцу до тѣхъ поръ, пока я не приду къ рабу Твоему».

И произошло такъ: не заходило солнце до тѣхъ поръ, пока не пришелъ преподобный къ тому старцу.

Былъ подобенъ святый Виссаріонъ и пророку Божію Иліи [7]. Такъ, во время засухи онъ свелъ съ неба на землю обильный дождь (3 Цар. гл. 18); это самое не однажды и не дважды, а много разъ совершалъ преподобный.

Еще и Елисею пророку [8] уподобился святый: какъ тотъ, раздѣливъ воду плащемъ Иліи, перешелъ рѣку Іорданъ (4 Цар. 2, 14-15), такъ и этотъ превратилъ своей молитвой воду въ сухой путь и ходилъ поверхъ воды: перешелъ большую рѣку Нилъ, какъ по суху, и вездѣ, гдѣ только ему на пути встрѣчались рѣки, переходилъ ихъ, какъ по суху.

Какъ-то однажды, когда преподобный пребывалъ въ скитѣ, приведенъ былъ въ храмъ бѣсноватый человѣкъ; за него совершали молитвы въ церкви, дабы избавился онъ отъ духа нечистаго; но не исходилъ изъ него бѣсъ, ибо онъ былъ весьма лютымъ. И говорили между собой клирики:

— «Что намъ дѣлать съ этимъ бѣсноватымъ?»

А нѣкоторые говорили:

— «Никто не можетъ изгнать бѣса сего, кромѣ отца Виссаріона, но если мы станемъ просить его объ этомъ, то онъ не придетъ въ храмъ; поэтому сдѣлаемъ такъ: на слѣдующій день утромъ онъ придетъ въ храмъ первымъ, но мы придемъ раньше его и на его мѣстѣ посадимъ бѣсноватаго; потомъ скажемъ старцу: разбуди спящаго».

Клирики такъ и сдѣлали.

Когда преподобный вошелъ въ храмъ, то замѣтилъ человѣка, сидѣвшаго на его мѣстѣ. Не желая прогонять его отсюда, онъ сталъ около него. Лишь только начали читать церковное правило, клирики сказали старцу:

— «Отче, разбуди спящаго».

Виссаріонъ, подойдя къ человѣку тому, толкнулъ его и сказалъ:

— «Встань и иди отсюда».

И тотчасъ бѣсъ, прогоняемый словомъ святаго, вышелъ изъ того человѣка; онъ всталъ и началъ благодарить Бога за то, что Онъ избавилъ его отъ бѣснованія; человѣкъ тотъ съ этого времени сталъ совершенно здоровымъ.

Такимъ образомъ клирики побудили святаго сотворить чудо изгнанія бѣса, ибо сей преподобный отецъ не желалъ явно творить чудеса, дабы не быть прославленнымъ людьми; будучи смиреннымъ и считая себя грѣшнымъ, онъ избѣгалъ похвалъ человѣческихъ.

Случилось, что одинъ братъ въ скитѣ впалъ въ нѣкое прегрѣшеніе, почему священникъ повелѣлъ ему выйти изъ храма, какъ недостойному быть въ общеніи съ братіей; преподобный Виссаріонъ, вставши, вышелъ вонъ вмѣстѣ съ согрѣшившимъ, сказавъ:

— «И я грѣшенъ».

Таково было смиреніе святаго Виссаріона.

Его ученики собщаютъ о немъ, что онъ впродолженіи 40 лѣтъ не ложился на постель, дабы отдохнуть; онъ позволялъ себѣ уснуть лишь на небольшое время, причемъ предавался сну или стоя, или сидя. Преподобный часто увѣщевалъ учениковъ своихъ бодрствовать, и всячески остерегаться вражескихъ искушеній. Онъ говорилъ:

— «Иноку слѣдуетъ быть какъ бы окомъ, подобно херувимамъ и серафимамъ; и если кто живетъ мирно, и не имѣя искушеній, таковому еще болѣе нужно бодрствовать и смирять себя предъ Богомъ, дабы какъ-нибудь, возгордившись, не впасть въ какое-либо большое согрѣшеніе; ибо, по причинѣ гордости, многіе впадали въ брань съ діаволомъ; иногда Богъ ради немощи нашей не посылаетъ намъ испытаній, дабы мы не погибли совершенно».

Жизнь сего святаго отца была подобна жизни птицы небесной, ибо никогда онъ ничего земного не пріобрѣталъ, не имѣлъ своей келліи или какого-либо пристанища; онъ скитался по пустынѣ, переходя съ мѣста на мѣсто; ходилъ по горамъ и лѣсамъ подобно заблудившемуся путнику; нисколько не заботился онъ о тѣлесныхъ нуждахъ своихъ; не заботился онъ ни о пищѣ, ни объ одеждѣ; на тѣлѣ его было самое бѣдное одѣяніе, едва прикрывавшее наготу его. Несмотря на то, что днемъ его опалялъ солнечный зной, а ночью холодъ, онъ рѣдко когда входилъ подъ кровлю; онъ ходилъ по горамъ, какъ птица, ища уединенія, возводя свой умъ къ единому Богу и лишь только на Немъ Одномъ останавливая мысль свою. Слезы постоянно исходили изъ очей его, частые вздохи слышались изъ глубины сердца его, ибо всѣ дни жизни своей онъ проводилъ въ слезахъ, всегда плача и рыдая. Достигши глубокой старости, онъ преставился въ вѣчную жизнь [9] и перешелъ отъ плача къ вѣчному радованію со всѣми святыми о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Которому возсылается слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Память его празднуется св. Церковію 4-го марта.
[2] Память его — 4-го февраля.
[3] Моисей — знаменитый вождь и законодатель народа еврейскаго и первый священный писатель, жившій за XV вѣковъ до Р. Хр.; родился въ Египтѣ и происходилъ изъ колѣна Левіина. Моисей чудесно вывелъ евреевъ изъ Египта, избавивъ ихъ отъ тяжкаго египетскаго рабства. На горѣ Синай онъ получилъ 10 заповѣдей и сподобился видѣть славу Божію. Всѣ, полученные имъ отъ Бога, заповѣди и установленія, равно какъ и первоначальную исторію народа еврейскаго, онъ изложилъ въ первыхъ пяти книгахъ Библіи (пятокнижіе Моисеево). — Память св. пророка Моисея празднуется Церковію 4 сентября.
[4] Какъ извѣстно, вода въ моряхъ бываетъ обыкновенно соленою.
[5] Іисусъ Навинъ — вождь народа еврейскаго, руководившій имъ послѣ смерти Моисея.
[6] Аморреи — одно изъ языческихъ племенъ, населявшихъ землю ханаанскую. Аморреи, по переводу съ еврейскаго значитъ — «жители высокихъ мѣстъ»; имъ противопоставляются ферезеи — «жители низменностей». Незадолго до исхода евреевъ изъ Египта аморреи захватили восточную іорданскую область, очень плодородную. Іисусъ Навинъ сражался съ аморреями и разбилъ пять аморрейскихъ царей (Нав. 10, 5-11).
[7] Илія — знаменитѣйшій пророкъ израильскій, происходившій изъ города Ѳесвы Галаадской, жившій и дѣйствовашій во дни нечестиваго царя Ахава и Іезавели. Илія изъ числа всѣхъ пророковъ отличался особенною ревностью о славѣ Божіей. Исторія его жизни и дѣятельности излагается въ 3-ей и 4-ой кн. Царствъ (3 Цар. гл. 17-20 и 4 Цар. гл. 1-2). — Память его празднуется св. Церковію 20 іюля.
[8] Елисей — пророкъ израильскій, преемникъ пророческаго дара св. Иліи. — См. житіе его ниже, подъ 14 іюня.
[9] Кончина преподобнаго Виссаріона послѣдовала въ кон. IV в. или нач. V в.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 103-108.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0