Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Іюнь.
День пятый.

Повѣсть о кончинѣ блаженнаго Константина, митрополита Кіевскаго.

Вскорѣ послѣ того какъ великокняжескій престолъ кіевскій отнятъ былъ отъ блаженнаго Игоря [1] и захваченъ Изяславомъ Мстиславичемъ [2], внукомъ Владимира Мономаха [3], преставился ко Господу святѣйшій митрополитъ кіевскій Михаилъ II [4], Случилось это незадолго до убіенія Игоря. На мѣсто Михаила великій князь Изяславъ избралъ одного, весьма книжнаго, инока, Климента философа [5], уже принявшаго схиму. Этого инока Изяславъ привелъ изъ Смоленска, и очень желалъ, чтобы посвященіе его было совершено русскими епископами въ Кіевѣ, такъ какъ за дальностію разстоянія не хотѣлъ посылать его въ Царьградъ, на благословеніе вселенскому патріарху (какъ это было прежде въ обычаѣ). Изяславъ созвалъ соборъ изъ епископовъ русскихъ и приказалъ имъ рукоположить схимонаха Климента въ митрополита Кіевскаго. Однако не всѣ епископы согласились на это, не дерзая рукополагать безъ благословенія патріарха Константинопольскаго. Но были и такіе епископы, которые, желая угодить князю, посвятили Климента во епископы главою святаго Климента, папы римскаго, принесенною святымъ Владимиромъ изъ Херсонеса въ Кіевъ. Объ этомъ соборѣ и поставленіи Климента во епископы подробнѣе сказано въ повѣствованіи о житіи святаго Нифонта, подъ 8-мъ числомъ мѣсяца апрѣля (сей блаженный Нифонть не соизволялъ этому незаконному рукоположенію).

Послѣ Изяслава Мстиславича престолъ кіевскій перешелъ къ Георгію Владимировичу [6], сыну Мономаха. Онъ не пожелалъ имѣть митрополитомъ кіевскимъ Климента, какъ рукоположеннаго незаконно. Въ это именно время, по просьбѣ великаго князя, и прибылъ изъ Константинополя отъ святѣйшаго патріарха вселенскаго въ Кіевъ сей Константинъ митрополитъ [7], о которомъ и будетъ наше слово. Сей Константинъ властью, данною ему патріархомъ, отрѣшилъ отъ архіерейства и отъ престола митрополичьяго Климента, а также отрѣшилъ отъ служенія и всѣхъ тѣхъ, кого Климентъ рукоположилъ въ тотъ или другой духовный санъ.

Спустя нѣсколько лѣтъ великій князь кіевскій Георгій Владимировичъ Мономаховичъ скончался. И начались великія несогласія среди князей русскихъ, какъ относительно престола великокняжескаго, такъ и относительно престола митрополичьяго: ибо одни считали пастыремъ Константина, другіе требовали вторичнаго возведенія на престолъ митрополита Климента; въ частности, сынъ умершаго великаго князя Изяслава Мстиславича, Мстиславъ Изяславичъ [8], правнукъ Владимира Мономаха, стоялъ не за Константина, а за Климента. Онъ говорилъ такъ:

— «Я не желаю, чтобы Константинъ былъ митрополитомъ кіевскимъ, потому что отца моего многіе проклинали за Климента».

Вслѣдствіе этого, князьямъ русскимъ пришлось отрѣшить отъ престола обоихъ митрополитовъ и Климента, и Константина. Потомъ князья отправили въ Константинополь къ святѣйшему патріарху просьбу о томъ, чтобы онъ прислалъ къ нимъ новаго митрополита. Святѣйшій патріархъ, желая прекратить смуты и несогласія среди князей русскихъ, послалъ въ Кіевъ новаго митрополита, по имени Ѳеодора. Тогда блаженный Константинъ, видя несогласія среди князей и желая уйти отъ мятежа, оставилъ престолъ еще раньше прибытія въ Кіевъ новаго митрополита. Выйдя изъ Кіева, Константинъ отправился въ Черниговъ. Здѣсь онъ заболѣлъ смертельно. Предчувствуя свою кончину, онъ написалъ грамоту, запечаталъ ее и передалъ Антонію, епископу черниговскому; приэтомъ Константинъ взялъ съ Антонія клятвенное обѣщаніе — послѣ его смерти, сорвавши печать и прочитавши грамоту, исполнить все то, что написано въ ней.

Какъ только преставился блаженный Константинъ митрополитъ [9], епископъ Антоній, взявъ запечатанную митрополитомъ грамоту, отправился съ нею къ князю черниговскому Святославу Ольговичу [10]. Распечатавъ здѣсь грамоту, Антоній прочиталъ ее въ присутствіи всѣхъ.

И было написано въ той грамотѣ нѣчто дивное и ужасное, а именно:

— «Послѣ моей смерти не предавайте погребенію тѣло мое, но, привязавъ верви къ ногамъ моимъ, извлеките меня изъ города и бросьте на съѣденіе псамъ; я согрѣшилъ; изъ-за меня произошелъ мятежъ; пусть будетъ за это на мнѣ рука Господня; пусть я пострадаю, да отвратитъ Господь несогласія и раздоры отъ народа Своего».

Услышавъ это, всѣ пришли въ страхъ и ужасъ. Князь же сказалъ епископу:

— «Поступи такъ, какъ найдешь нужнымъ».

Епископъ, не осмѣливаясь пренебречь приказаніемъ митрополита и не дерзая нарушить свою клятву, исполнилъ все то, что было повелѣно въ грамотѣ: повлекши тѣло умершаго изъ города, онъ бросилъ его въ полѣ. И лежало тѣло митрополита безъ погребенія три дня; всѣ преисполнились великаго страха и ужаса, видя столь дивное происшествіе.

На третій день князь Святославъ Ольговичъ, преисполнившись страха Божія (на него напалъ великій страхъ и ужасъ послѣ того страшнаго происшествія), приказалъ похоронить съ приличными почестями выкинутое тѣло архіерея Божія. И принесли тѣло его въ городъ съ великою честію, и положили его въ церкви святаго Спаса, въ Теремѣ Красномъ, гдѣ былъ похороненъ новый страстотерпецъ, блаженный Игорь, князь Кіевскій, убитый кіевлянами.

Въ тѣ дни, когда честнóе тѣло Константина было выброшено изъ города Чернигова, въ Кіевѣ померкло солнце и поднялась столь великая буря, что даже потрясалась земля, поднялся громъ, заблистала молнія, такъ что всѣ кіевляне пришли въ великій страхъ и уныніе. Въ это время громъ поразилъ однимъ ударомъ восемь человѣкъ, — двухъ священниковъ, двухъ діаконовъ и четырехъ мірянъ.

Князь кіевскій Ростиславъ Мстиславичъ [11], внукъ Владимира Мономаха, находился въ это время въ Поварахъ у Вышгорода; буря разрушила шатеръ, бывшій близъ него. Преисполнившись страха и вспомнивъ о смерти митрополита (объ ней возвѣстилъ ему черезъ гонца князь черниговскій), онъ послалъ нарочитаго въ Кіевъ, къ церкви святой Софіи и прочимъ соборамъ съ просьбою совершить всенощное бдѣніе во всѣхъ церквахъ.

— «Это наказаніе, — говорилъ онъ, — Господь послалъ на насъ по причинѣ грѣховъ нашихъ».

Всѣ эти страхи и ужасы были только въ Кіевѣ; въ Черниговѣ же въ эти дни солнце сіяло ярко и не было никакихъ ужасовъ. По ночамъ надъ выброшеннымъ за городъ тѣломъ блаженнаго митрополита Константина являлись три столпа огненные, ярко сіявшіе и доходившіе до неба.

Послѣ того, какъ честнóе тѣло блаженнаго Константина было погребено, наступило въ Кіевѣ полное спокойствіе; всѣ, дивясь происшедшему, славили Бога, Которому возсылается слава и отъ насъ, нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Игорь Олеговичъ управлялъ Кіевомъ всего только двѣ недѣли (въ 1146 г.). Онъ причисленъ Церковію къ лику святыхъ. — Память его 5-го іюня.
[2] Изяславъ Мстиславовичъ былъ великимъ княземъ кіевскимъ съ 1146 г. по 1149 г.; потомъ вторично съ 1150 г. по 1154 г.
[3] Владимиръ Всеволодовичъ Мономахъ правилъ Кіевомъ съ 1114 г. по 1125 г.
[4] Митрополитъ Михаилъ II занималъ кіевскую каѳедру съ 1131 г. по 1145 г.
[5] Климентъ управлялъ кіевской митрополіей съ 1147 г. по 1154 г.
[6] Георгій (или Юрій) Владимировичъ Долгорукій занималъ великокняжескій кіевскій престолъ три раза: въ первый разъ съ 1149 г. по 1150 г.; во второй въ концѣ 1150 г. и въ третій съ 1154 г. по 1157 г.
[7] Митрополитъ Константинъ управлялъ кіевскою митрополіею съ 1155 г. по 1158 г.
[8] Мстиславъ Изяславичъ занималъ кіевскій престолъ въ 1158 г.; затѣмъ въ 1168 г.
[9] Кончина блаженнаго Константина послѣловала въ 1159 г.
[10] Святославъ Ольговичъ княжилъ съ 1137 г. по 1165 г.
[11] Ростиславъ Мстиславичъ управлялъ Кіевомъ въ 1154 г. (только одну недѣлю) потомъ вторично съ 1158 г. по 1167 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 98-101.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0