Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Іюль.
День тридцать первый.

Память святаго праведнаго Евдокима.

Святый праведный Евдокимъ былъ родомъ изъ Каппадокіи [1], сынъ благочестивыхъ родителей Василія и Евдокіи. Въ царствованіе Ѳеофила [2] онъ служилъ въ войскѣ и отличался добродѣтельной жизнію, усердно соблюдая всѣ заповѣди Божіи и пребывая въ постѣ и воздержаніи, а также въ молитвѣ и сокрушеніи о грѣхахъ. Прилежно занимаясь чтеніемъ и изученіемъ божественныхъ книгъ, онъ оказывалъ щедрую милостыню нищимъ, убогимъ, сиротамъ и вдовицамъ, благодѣтельствовалъ церквамъ и монастырямъ и, являя всѣмъ обильную милость, соблюлъ свою дѣвственную чистоту безпорочно. Онъ настолько былъ цѣломудренъ, что никогда не позволялъ себѣ ни бесѣдовать съ женщинами, ни смотрѣть на нихъ; даже не допускалъ къ себѣ женщинъ, кромѣ своей матери, которую одну сыновне почиталъ и съ которой бесѣдовалъ. Во всякихъ разговорахъ соблюдалъ себя отъ празднословія и пустословія, предпочитая молчаніе многословію; устранялся отъ тѣхъ, кто любитъ говорить безъ дѣла и глупости; лжи, клеветы и всякаго осужденія не то, что говорить, но даже не желалъ и слышать, украшая свою душу всякими добродѣтелями. Среди толковъ, смятенія и суеты мірской на него можно было смотрѣть, какъ на лилію среди терновника или золото въ огнѣ, нисколько не поврежденнаго мірскими соблазнами и страстными влеченіями. За свои добродѣтели онъ былъ любимъ и уважаемъ всѣми, извѣстенъ и царю, который поставилъ его начальникомъ Каппадокійскаго полка и послалъ въ страну Харсіанскую [3] для управленія народомъ. Пользуясь властью, онъ велъ управленіе съ добротой и полной справедливостью, такъ что въ своей жизни былъ праведенъ и предъ Богомъ и предъ людьми. О тайныхъ же его добродѣтельныхъ подвигахъ никто не можетъ ни знать, ни сказать, кромѣ всевѣдущаго Бога, испытывающаго сердца и помышленія наши, Которому сей блаженный и праведный мужъ поработалъ всѣмъ своимъ сердцемъ и душей и, вполнѣ угодивши Ему, съ миромъ преставился въ молодыхъ лѣтахъ: онъ имѣлъ только 33 года отъ рожденія. На немъ исполнилось писаніе: скончався вмалѣ исполни лѣта долга, угодна бо бѣ Господеви душа его (Прем. 4, 13-14). Хотя онъ не дождался старческихъ сѣдинъ, но совершенствомъ добродѣтельной жизни превзошелъ многихъ старцевъ, ибо богоугодная старость не числомъ лѣтъ измѣряется: богоугодной сѣдиной служитъ мудрость и старымъ возрастомъ — чистая жизнь добродѣтельнаго мужа; если кто достигнетъ такого возраста, тому нѣтъ необходимости долгія лѣта пребывать въ суетномъ и ничтожномъ мірѣ, и онъ желаетъ разрѣшитися и со Христомъ быти (Флп. 1, 23). Достигнувъ такого возраста, святый Евдокимъ скончался, хотя и былъ молодъ лѣтами. Онъ угодилъ Богу, и Богъ возлюбилъ его, поэтому онъ взятъ былъ изъ среды грѣшниковъ и восхищенъ, чтобы злоба не извратила его разума и лесть не соблазнила души его (ср. Прем. гл. 4). Какъ произошла его кончина, объ этомъ сообщили присутствующіе при ней. Когда онъ, лежа на одрѣ болѣзни, приблизился къ смертному часу, то созвалъ своихъ домашнихъ и завѣщалъ имъ съ клятвой, чтобы они, по отшествіи души его, не осматривали, не омывали его тѣла и похоронили въ той же одеждѣ и тѣхъ сапогахъ, какія были на немъ, и такъ положили бы его во гробъ. Потомъ приказавши всѣмъ выйти и затворить двери, онъ совершилъ молитву, которую слышали нѣкоторые чрезъ дверь. Въ молитвѣ онъ просилъ, чтобы кончина его никому не была видима, какъ и жизнь его, заключавшая въ себѣ тайные подвиги, не была кому-либо извѣстна. Возблагодаривъ Бога за все, онъ, наконецъ произнесъ: въ руцѣ Твои, Господи, предаю духъ мой, и вышелъ изъ тѣла и отошелъ ко Господу. Домашніе погребли его такъ, какъ онъ завѣщалъ имъ.

Господь, желая прославить Своего угодника и показать по его кончинѣ, какой святости была жизнь его, далъ его прославленнымъ мощамъ чудесную благодать, по которой отъ нихъ получались исцѣленія всякихъ болѣзней. Прежде всего, нѣкій мужъ, по имени Илія, имѣющій въ себѣ нечистаго духа и сильно отъ него страдающій, немного времени спустя послѣ преставленія и погребенія святаго Евдокима, гонимый и мучимый бѣсомъ, пришелъ ко гробу праведника. Какъ только ноги его коснулись гроба, тотчасъ, какъ будто опаленный огнемъ, нечистый духъ громко вскрикнулъ и, бросивши человѣка на гробъ, вышелъ изъ него и бѣжалъ, гонимый молитвами праведника. Люди, увидѣвши это, начали приводить и приносить своихъ больныхъ и класть ихъ на гробъ тотъ; и всѣ получали скорое исцѣленіе; за это святаго Евдокима почтили тѣмъ, что сдѣлали надгробную сѣнь и зажгли лампаду. Слава о чудесахъ его распространилась повсюду, и многіе стали стекаться къ нему; одержимые разными болѣзнями получали исцѣленіе то чрезъ помазаніе елеемъ изъ лампады, то чрезъ приложеніе къ больнымъ мѣстамъ земли, взятой отъ гроба. Одна женщина принесла свое дитя, имѣвшее разслабленныя руки, неподвижныя, какъ будто мертвыя; какъ только она помазала елеемъ изъ лампады святаго руки своему дитяти, сейчасъ же оно исцѣлилось и начало исправно дѣйствовать руками своими. Подобно этому былъ принесенъ другой отрокъ, разслабленный ногами, такъ что онъ не былъ въ состояніи ни ходить ни стоять; когда омертвѣвшія ноги его помазали тѣмъ же елеемъ изъ лампады, тотчасъ отрокъ выздоровѣлъ и началъ ходить и скакать, хваля Бога. Одна женщина, имѣвшая на своемъ тѣлѣ мучительный вередъ, пришла и взявши земли отъ гроба святаго, смѣшала ее съ водой, а лучше сказать со слезами, и приложила къ вереду, какъ цѣлительный пластырь, и въ тотъ же день совершенно исцѣлилась. Слава о чудесахъ святаго Евдокима дошла и до Царьграда, гдѣ еще жили его родители, переселившіеся сюда изъ Каппадокіи. Мать его изъ Византіи пришла въ Харсіанскую страну и, увидѣвши гробъ сына и большое при немъ собраніе народа, стекающагося для полученія исцѣленія, припала ко гробу и, обнимая его, со слезами говорила:

— «О, мое дорогое чадо! Свѣтъ очей моихъ! Откуда тебѣ эта великая чудодѣйственная сила? Откуда такая цѣлительная благодать? Воистину это тебѣ дано отъ Бога за твои тайныя добродѣтельные труды, которыми ты угодилъ своему Владыкѣ! Блаженна я среди матерей, сподобившись быть родительницей такого сына, и уже не рыданія совершаю по тебѣ, какъ по умершемъ сынѣ, а приношу духовныя пѣснопѣнія, какъ другу Божію, живущему съ Богомъ».

Произнесши и другія слова съ радостными слезами, мать приказала снять камень, откопать землю и открыть раку; когда было это сдѣлано, то увидѣли тѣло святаго, ничуть не истлѣвшее, лицо свѣтлое, какъ живое, и уста въ своей естественной красотѣ; хотя святый былъ въ землѣ уже 18 мѣсяцевъ, однако нисколько не измѣнился, былъ, какъ живой, только уснувшій; великое благоуханіе исходило отъ него, и вынесли раку съ мощами изъ земли на верхъ. Когда мать пожелала облечь сына въ новыя одежды, случилось тутъ быть одному пришельцу монаху, по имени Іосифу, мужу добродѣтельному, въ санѣ пресвитера; онъ поднялъ изъ раки тѣло святаго, какъ живое, — его руки и ноги свободно сгибались; инокъ снялъ съ тѣла святаго прежнія одежды, и съ ногъ сапоги безъ всякато труда, ибо сами руки поддавались раздѣванію и ноги раззутію; облекши тѣло въ новую одежду, опять благочинно положили его въ раку.

Мать пожелала взять и отнести съ собой въ Византію чудотворное тѣло своего возлюбленнаго сына:

— «Звѣзда сія, — говорила она, — возсіяла изъ моей утробы, пусть же и возвратится ко мнѣ, въ домъ мой!»

Но жители той страны собрались и не дали ей тѣла, говоря такъ:

— «Хотя звѣзда сія взошла изъ твоей утробы, но у насъ совершился заходъ ея, и снова яснѣй она возсіяла чудесами. Хотя отъ тебя возрасла сія добрая лоза, но у насъ принесла сладкіе плоды цѣлебной благодати. Если бы Богъ желалъ чудеснымъ мощамъ угодника быть въ другомъ мѣстѣ, то онъ развѣ не могъ бы живымъ возвратиться туда, откуда онъ пришелъ къ намъ?! О, добрая мать! Не противься судьбамъ Божіимъ и не завидуй намъ въ нашемъ дарѣ; достаточно тебѣ той славы, что ты родила такого святаго!»

На такія слова мать замолчала и, пробывши нѣсколько дней при гробѣ сына, попрощалась со всѣми и возвратилась домой. Вышепомянутый іеромонахъ Іосифъ сдѣлался блюстителемъ мощей святаго угодника и нѣкоторое время пребылъ при немъ, но потомъ, нашедши удобное время, тайно ночью взялъ мощи праведника и ушелъ съ нимъ въ Царьградъ. И во время пути совершались чудеса: какъ украденное мѵро, хотя и скрываемое, не можетъ быть утаено по причинѣ сильнаго благоуханія, такъ и мощи святаго Евдокима, тайно взятыя, не могли быть скрыты по причинѣ исходящей отъ нихъ благодати исцѣленія: если въ пути гдѣ встрѣчался больной, онъ получалъ исцѣленіе. Одна бѣсноватая женщина приблизилась къ прославленной ракѣ, и возопилъ въ ней бѣсъ, обличая несомаго праведника и говоря на него хулы, но тотчасъ пораженный невидимой силой бросилъ женщину и убѣжалъ отъ нея. Игуменія Мантинійскаго монастыря имѣла болѣзнь и большую язву въ тайномъ мѣстѣ тѣла; она никакъ не могла отъ нея излѣчиться и сильно страдала. Встрѣтивши мощи святаго, она коснулась честной раки, приложилась къ тѣлу святаго и шепотомъ сказала ему, какъ живому, о своемъ недугѣ и тотчасъ получила исцѣленіе. Іосифъ донесъ честныя мощи святаго Евдокима до Византіи, и отдалъ ихъ родителямъ; тѣ невыразимо обрадовались, и не только они, но и весь городъ очень радовался принесенію къ нимъ чудотворныхъ мощей [4]. Родители честную раку своего святаго сына вскорѣ оковали серебромъ и положили ее въ построенной ими же церкви Пресвятой Богородицы, славя и благодаря прославляемаго въ Троицѣ Бога Отца и Сына и Святаго Духа, Которому и отъ насъ да будетъ слава нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Каппадокія — область Малой Азіи.
[2] Ѳеофилъ — византійскій императоръ 829-842 гг.
[3] Харсіанская область въ Малой Азіи въ западной части Каппадокіи.
[4] На основаніи свидѣтельства греческихъ прологовъ предполагаютъ, что кончина преп. Евдокима была 31 іюля, а пренесеніе мощей 6 іюля. Нашъ русскій паломникъ Антоній, бывшій въ 1200 г. въ Царьградѣ, говоритъ: «У столпа по сторонѣ Богородицына монастыря лежитъ новый Евдокимъ въ сребрянѣ гробѣ, аки живъ». Житіе преп. Евдокима, съ греческаго подлинника, издано Лопаревымъ въ 1893 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 682-687.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0