Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Іюль.
День тридцатый.

Страданіе святаго мученика Полихронія.

Нечестивый Римскій царь Декій [1], замучивъ многихъ христіанъ, отправился со всѣмъ своимъ войскомъ въ Персію; побѣдивши персидское воинство и взявши въ плѣнъ страну, онъ овладѣлъ областями: Вавилоніей, Вактриною, Ирканіей, Ассиріею; нашедши въ этихъ земляхъ многихъ христіанъ, царь сталъ ихъ преслѣдовать и всячески мучить. Былъ тогда въ Вавилонѣ епископъ Полихроній, а съ нимъ три пресвитера: Парменій, Елима и Хрисотель и два діакона: Лука и Муко; схвативши ихъ, Декій приказалъ тотчасъ вести ихъ для принесенія идольской жертвы. Но святый Полихроній смѣло сказалъ:

— «Мы самихъ себя приносимъ въ жертву Господу нашему Іисусу Христу; бѣсамъ же и ничтожнымъ идоламъ, сдѣланнымъ руками человѣческими, никогда мы не поклонимся».

Декій приказалъ епископа съ пресвитерами и діаконами заключить въ темницу, а самъ началъ строить въ городѣ Вавилонѣ храмъ своему мерзкому богу Сатурну, которому сдѣлалъ и позолоченнаго идола. Въ Римъ къ начальнику Валеріану онъ написалъ о своей благополучной побѣдѣ надъ Персами, которая, по его мнѣнію, дана была ему отъ боговъ, и приказалъ устроить въ Римѣ большой праздникъ въ честь боговъ, христіанъ же мучить и убивать.

Валеріанъ поступалъ въ Римѣ согласно этому приказанію царя. Когда мерзкій храмъ Сатурну былъ оконченъ въ Вавилонѣ, нечестивый Декій призвалъ на свой судъ епископа Полихронія съ пресвитерами и діаконами и сказалъ:

— «Ты тотъ богохульникъ, который ни боговъ не почитаетъ, ни царскихъ повелѣній не исполняетъ?»

Святый епископъ, не отвѣчая ни однимъ словомъ, стоялъ молча. Тогда царь обратился къ пресвитерамъ и діаконамъ:

— «Начальникъ вашъ онѣмѣлъ!»

Но пресвитеръ Парменій сказалъ:

— «Не онѣмѣлъ отецъ нашъ, но не желаетъ осквернять своихъ чистыхъ и святыхъ устъ, исполняя повелѣніе Господа нашего Іисуса Христа, сказавшаго: не пометайте бисеръ вашихъ предъ свиніями, да не поперутъ ихъ ногами своими и вращшеся расторгнутъ вы (Матѳ. 7, 6). Хорошо ли чистыя уста осквернять гноемъ?»

Разгнѣванный Декій сказалъ:

— «Такъ мы гной?»

И тотчасъ приказалъ пресвитеру отрѣзать языкъ. Когда святому Парменію отрѣзали языкъ, онъ, несмотря на это, ясно произнесъ, обращаясь къ святому Полихронію:

— «Святый отче, молись за меня, ибо я вижу на тебѣ Царя — Духа Святаго, Который твои уста закрываетъ, а въ мои влагаетъ медяной сотъ».

Такъ дивенъ Богъ во святыхъ Своихъ: имѣющему языкъ повелѣваетъ молчать, а тому, у кого языкъ отрѣзанъ, даетъ даръ слова, чтобы показать Свою всемогущую силу. И сказалъ Декій епископу:

— «Полихроній, принеси жертву богамъ и будешь мнѣ другомъ, и новый храмъ Сатурна я поручу тебѣ».

Епископъ ничего не отвѣтилъ ему. Декій, пришедши въ ярость, приказалъ камнемъ бить его по устамъ, святый же, когда его били, воздѣвши руки къ небу и поднявъ глаза, испустилъ духъ. Декій оставилъ тѣло мученика поверженнымъ предъ храмомъ Сатурна. Въ ближайшую ночь два благородные мужа, изъ персидскихъ князей, по имени Авдонъ и Сеннисъ, тайные христіане, взяли сокровенно тѣло святаго епископа Полихронія и погребли его близъ городской стѣны. Декій же отправился въ городъ Кордуву, находившійся въ странѣ Персидской, и приказалъ узниковъ, пресвитеровъ и діаконовъ, вести за собой закованными въ желѣзо.

Когда святыхъ вели, то желѣзныя оковы спадали съ ихъ шеи и рукъ. Пришедши въ городъ Кордуву, Декій приказалъ представить на судъ приведенныхъ узниковъ и сказалъ имъ:

— «О, безумные, и вы желаете погибнуть, вотъ предлагаю вамъ принести жертву безсмертнымъ богамъ!»

Но пресвитеръ Парменій, которому былъ отрѣзанъ языкъ, громко отвѣтилъ:

— «О, окаянный, убѣждающій насъ поклониться идоламъ, сдѣланнымъ руками человѣческими! лучше ты поклонись Господу нашему Іисусу Христу: если не поклонишься Ему, то погибнешь вмѣстѣ съ богами твоими».

Декій приказалъ всѣхъ ихъ повѣсить для мученій. Но святые и въ такомъ положеніи благодарили Бога, говоря пресвитеру Парменію:

— «Молись о насъ, отче!» Онъ же сказалъ:

— «Богъ, Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, пусть дастъ намъ въ утѣшеніе Духа Святаго, Который царствуетъ во вѣки вѣковъ».

И всѣ отвѣтили:

— «Аминь!»

Декій же въ ярости вскричалъ:

— «Вотъ волшебство! человѣкъ безъ языка говоритъ: не есть ли это явное доказательство волшебства?»

На это пресвитеръ Парменій отвѣтилъ:

— «Господь нашъ Іисусъ Христосъ, давшій нѣкогда нѣмому языкъ, и мнѣ грѣшному, при отрѣзанномъ языкѣ, далъ способность говорить; ты же и имѣя языкъ и говоря, — нѣмъ, такъ какъ не славишь истиннаго Бога!»

Декій приказалъ жечь ихъ огнемъ, прикладывать раскаленныя желѣзныя доски къ бокамъ и желѣзными крючьями терзать тѣла ихъ. Когда такъ мучились святые, послышался голосъ съ неба, сказавшій:

— «Пріидите ко Мнѣ, смиренные сердцемъ!»

Декій, услышавши этотъ голосъ, объяснилъ и его волшебствомъ, и приказалъ снять мучениковъ и отсѣчь имъ головы, а тѣла ихъ бросить за городомъ на дорогѣ и приставить сторожей, чтобы кто-либо не взялъ ихъ и не предалъ погребенію. Такъ окончили свое мученіе за Христа святыя страстотерпцы три пресвитера Парменій, Елима и Хрисотель и два діакона: Лука и Муко. Брошенныя тѣла ихъ выше названные два князя, которые вмѣстѣ съ царемъ пришли сюда, ночью похитили и погребли въ своемъ селѣ близъ Кордувы. Въ это же время царь Декій послалъ по всей Персіи искать христіанъ и мучить ихъ; нѣкоторые изъ слугъ его сказали ему:

— «Царь, тѣ плѣнники, которыхъ ты помиловалъ и которымъ далъ жизнь и свободу, христіане; они обираютъ тѣла христіанскія, погребаютъ ихъ на своемъ селѣ и богамъ не кланяются, даже приказаній твоихъ не исполняютъ».

— «Кто эти нечестивцы?» — съ гнѣвомъ спросилъ царь. Слуги назвали Авдона и Сенниса. Немедленно царь приказалъ позвать ихъ къ себѣ и, когда они явились, сказалъ:

— «Неужели вы настолько безумны, что не понимаете, что не по иному чему васъ побѣдили и покорили подъ власть Римскую, какъ за непочтеніе къ богамъ?»

На это они отвѣтили:

— «Потому Христосъ и сдѣлалъ насъ побѣдителями надъ діаволомъ, что мы презираемъ боговъ вашихъ».

Съ гнѣвомъ Декій сказалъ имъ:

— «Вы не знаете развѣ, что жизнь ваша въ моихъ рукахъ?»

— «Жизнь наша, отвѣтили святые, въ рукахъ Бога нашего и мы кланяемся Тому, Кто сошелъ съ неба на землю для нашего спасенія».

Декій приказалъ заковать ихъ желѣзными веригами и заключить въ тѣсную темницу. Святые, когда ихъ заковали въ цѣпи, сказали:

— «Вотъ слава наша, которую мы всегда надѣялись получить отъ Господа нашего!»

Въ тотъ же день два другіе благородные мужа Олимпій и Максимъ были обвинены предъ царемъ, что они христіане, и царь, тотчасъ взявши ихъ, приказалъ бить ихъ палками безъ допроса, говоря:

— «Не достойны они того, чтобы слушать слова ихъ, такъ какъ они не почитаютъ боговъ, и заслуживаютъ смерти, считая своимъ Богомъ умершаго человѣка».

Святый Максимъ возразилъ на это:

— «Хорошо ты сказалъ «умершаго», но почему не сказалъ также и «воскресшаго?»

— «Назовите намъ сокровища ваши», — сказалъ Декій.

Отвѣчалъ святый Олимпій:

— «Сокровище наше, золото, серебро и всякое богатство есть Господь нашъ Іисусъ Христосъ, ради Котораго мы не щадимъ здоровья нашего и презираемъ всѣ богатства земныя!»

Когда святыхъ жестоко били, они говорили:

— «Слава Тебѣ, Господи Іисусе Христе, что Ты благоизволилъ сопричислить насъ къ рабамъ Твоимъ!»

Декій все больше приходилъ въ ярость и приказалъ бить мучениковъ оловянными прутьями; потомъ передалъ ихъ своему намѣстнику, нѣкоему Анисію, который продолжалъ мучить ихъ и, наконецъ, отсѣкъ имъ головы сѣкирой, а тѣла ихъ бросилъ на съѣденіе псамъ. Пять дней лежали тѣла не погребенными и ничто не коснулось ихъ; на шестой день христіане, взявши ночью честныя оставки, погребли ихъ съ честью.

Послѣ этого нечестивый Декій пошелъ въ Римъ, и съ нимъ были ведены закованные въ цѣпи святые мученики изъ Персіи Авдонъ и Сеннисъ, которыхъ Декій велъ при себѣ для своей славы, чтобы устроить зрѣлище Римлянамъ. Въ это время начальникъ Валеріанъ въ Римѣ взялъ святаго папу Сикста, его клиръ и многихъ христіанъ и заключилъ ихъ въ темницу. Много дней папа находился въ темницѣ; сюда приходили къ нему тайные христіане, приносили своихъ дѣтей, приводили также родственниковъ и знакомыхъ, которые отъ идольскаго нечестія обращались ко Христу; они были въ темницѣ крещены папой. Въ эти дни Декій со славой и великимъ торжествомъ вступилъ въ Римъ, ведя за собою двухъ персидскихъ князей Авдона и Сенниса, какъ плѣнниковъ. Затѣмъ, послѣ этого, Декій созвалъ весь римскій сенатъ вмѣстѣ съ начальникомъ Валеріаномъ и представилъ имъ приведенныхъ изъ Персіи князей, связанныхъ цѣпями, но одѣтыхъ по княжески; хотя они были измождены разными мученіями въ пути, но для славы Декія украшены были золотомъ, серебромъ и дорогими уборами съ драгоцѣнными камнями. Указывая на нихъ пальцемъ, Декій сказалъ:

— «Посмотрите на враговъ, которыхъ боги и богини предали въ наши руки. Это враги Римскому царству!»

Посмотрѣвши на нихъ, весь римскій сенатъ удивился ихъ благородному виду и, объятый жалостію къ нимъ, пришелъ въ умиленіе. Такую благодать Господь далъ рабамъ Своимъ, что взирающіе на нихъ скорѣе приходили въ умиленіе, чѣмъ въ ярость. Декій приказалъ позвать главнаго Капитолійскаго жреца, по имени Клавдія, который и явился, принеся съ собою идола и треножникъ, и сказалъ Декій святымъ:

— «Принесите жертву богамъ, и вы станете свободными римскими князьями, будете владѣть всѣми вашими имѣніями, обогатитесь еще другими богатствами и получите отъ насъ большія почести!»

Но святые отвѣтили:

— «Мы только себя приносимъ въ жертву Богу нашему Господу Іисусу Христу; твоимъ богамъ ты самъ приноси жертву!»

Послѣ этого царь повелѣлъ къ утру приготовить зрѣлище, чтобы на немъ персидскихъ князей Авдона и Сенниса отдать на съѣденіе звѣрямъ. Когда настало утро и все было приготовлено къ зрѣлищу, царь Декій не явился и вмѣсто себя прислалъ начальника Валеріана. Послѣдній, пришедши и выведши мучениковъ, прежде всего сталъ склонять ихъ къ идолослуженію, говоря:

— «Пощадите вы свое благородство и возложите ѳиміамъ на алтарь боговъ; если не сдѣлаете этого, то погибнете отъ зубовъ звѣрей».

— «Мы уже говорили, сказали святые, что только, Господу нашему Іисусу Христу приносимъ жертву хвалы и кадило молитвы, и Ему одному кланяемся, идоловъ же рукотворенныхъ никогда не будемъ почитать».

Стоялъ тутъ идолъ Солнца, и приказалъ Валеріанъ воинамъ, чтобы они вели мучениковъ къ сему идолу и принудили поклониться ему, но святые подошедши къ идолу, плюнули на него. Тогда Валеріанъ пришелъ въ ярость и приказалъ святыхъ мучениковъ бить оловянными прутьями, а потомъ вести нагими на то особо устроенное мѣсто, гдѣ ихъ должны были съѣсть звѣри на глазахъ народа, смотрящаго съ возвышающихся ступеней. И стали святые нагіе тѣломъ, но во Христа облеченные духомъ, и осѣняли себя крестнымъ знаменіемъ. Выпущены были на нихъ сначала два льва, а потомъ четыре медвѣдя, но звѣри не вредили имъ и лежали у ихъ ногъ, какъ стражи. Тогда Валеріанъ сказалъ:

— «Это очевидно волшебство христіанское!»

И повелѣлъ звѣрей отвести, а оруженосцамъ войти и убить мучениковъ. Святые были заколоты мечами; зацѣпивши за ноги, тѣла ихъ извлекли и бросили предъ идоломъ Солнца для устрашенія христіанъ, какъ повелѣлъ мучитель; лежали они здѣсь три дня. Одинъ тайный христіанинъ, по имени Киринъ, саномъ иподіаконъ, живя близъ того мѣста, похитилъ ночью тѣла мучениковъ и похоронилъ ихъ въ своемъ домѣ въ оловянной ракѣ. Такъ закончили жизнь святые мученики Авдонъ и Сеннисъ, князья персидскіе. Святый папа Сикстъ съ клиромъ былъ замученъ послѣ нихъ; страданіе его вмѣстѣ съ архидіакономъ Лаврентіемъ воспоминается въ десятый день августа. Честныя мощи двухъ святыхъ мучениковъ Авдона и Сенниса находились въ землѣ до воцаренія Константина Великаго; въ дни же его царствованія, по Божьему откровенію, они были обрѣтены вѣрующими и перенесены въ Понтіанову гробницу въ честь и славу Христа Бога нашего со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки. Аминь [2].

Примѣчанія:
[1] Декій — императоръ 249-251 гг.
[2] Въ римскомъ мартирологѣ памяти святыхъ мучениковъ указаны въ разные дни; св. Димитрій Ростовскій всѣхъ ихъ соединилъ въ одну дружину, какъ пострадавшихъ отъ одного и того же Декія и какъ происходящихъ изъ однихъ и тѣхъ же странъ. Мощи Авдона и Сенниса съ IX вѣка находятся въ церкви св. Марка въ Римѣ; здѣсь (въ Римѣ) они были отъ самой кончины святыхъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 673-680.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0