Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Іюль.
День тридцатый.

Страданіе святаго священномученика Валентина.

Въ Омвріи, итальянской области, въ городѣ, называемомъ Интерамна, былъ епископомъ святый Валентинъ, получившій отъ Бога даръ врачеванія. Онъ, исцѣляя въ людяхъ всякія болѣзни и недуги молитвой и призываніемъ пресвятаго имени Іисуса Христа, обращалъ невѣрныхъ отъ идольскаго служенія къ Богу (въ то время языческое многобожіе еще господствовало въ мірѣ и нечестивые цари, владѣвшіе западомъ и востокомъ, преслѣдовали христіанъ). Въ эти дни три схоластика [1], родомъ изъ Аѳинъ вѣры языческой и по имени: Прокулъ, Ефивъ и Аполлоній, пришли для ученія въ Римъ, желая получше ознакомиться съ языкомъ и римской наукой. Они нашли одного ученаго наставника, опытнаго въ обоихъ языкахъ: латинскомъ и греческомъ, по имени Кратона, поступили къ нему въ ученіе и жили въ его домѣ. Случилось одному изъ сыновей Кратона, именемъ Херимону, сильно заболѣть; болѣзнь состояла въ томъ, что хребетъ его согнулся, голова очутилась между колѣнъ, и онъ никакъ не могъ выпрямиться. Многихъ врачей призывали, но они никакой пользы не могли принести больному. Страдалъ онъ такимъ образомъ около трехъ лѣтъ и потерялъ всякую надежду на исцѣленіе. Пришелъ какъ-то въ домъ Кратона трибунъ [2], по имени Фронтонъ; увидѣвши больного, онъ сказалъ:

— «Такая болѣзнь была у моего родного брата, и онъ получилъ исцѣленіе отъ нѣкоего христіанскаго епископа, называемаго Валентиномъ, который живетъ въ городѣ Интерамнѣ».

Сообщивши объ этомъ, трибунъ совѣтовалъ Кратону послать къ сему епископу своего больного сына; сказалъ онъ о своемъ братѣ еще и то, что онъ, получивши исцѣленіе, не пожелалъ оставить епископа и, привлекаемый его добротой, привязался къ нему любовью. Услышавши все это, Кратонъ послалъ къ епископу нѣкоторыхъ почетныхъ, вѣрныхъ и преданныхъ ему, мужей съ просьбой, чтобы онъ пришелъ къ нему, такъ какъ не возможно было въ такой путь отправлять больного отрока. Человѣкъ Божій для славы Господней не полѣнился притти изъ своего города въ Римъ къ пригласившему его мужу, и принятъ былъ имъ съ большой честью. Показавши святителю больного Херимона, Кратонъ сталъ просить, чтобы онъ исцѣлилъ сына, какъ исцѣлилъ брата трибуна. Святый Валентинъ сказалъ:

— «Если ты хочешь, будетъ исцѣленъ сынъ твой».

— «Половину своего имѣнія не пожалѣю отдать тебѣ, если ты только можешь исцѣлить сына моего».

Отвѣтилъ Кратонъ:

— «Удивляюсь, — возразилъ святый, — тебѣ, что ты, будучи мудрымъ учителемъ, не понимаешь сказанныхъ мною словъ. Опять говорю тебѣ, если пожелаешь, выздоровѣетъ больной, ибо если увѣруешь во Христа моего, все будетъ возможно для вѣрующаго. Вѣрующій несравненно болѣе пріятенъ Богу чѣмъ невѣрующій, который полагаетъ свою надежду въ мірскихъ и ничтожныхъ вещахъ и почитаетъ за боговъ изображенія нѣкогда жившихъ злыхъ людей, сдѣланныя изъ дерева, камня или какого-либо вещества. Какъ возможно допустить, чтобы богами были тѣ, которые, будучи погружены въ дурныя дѣла и упражняясь въ жестокихъ мученіяхъ, ни одного часу не имѣютъ свободнаго отъ мерзостныхъ беззаконій? Если вѣру, предлагаемую тебѣ мною, ты примешь, отказавшись отъ языческаго нечестія, и — возложишь свою надежду на Единаго Бога, невидимаго и всемогущаго, то будеть дано здоровье твоему сыну, какъ ты желаешь. Ту же половину имѣнія, которую ты предлагаешь мнѣ, раздай нищимъ, пусть они молятъ Бога о тебѣ и твоемъ сынѣ. Меня же ты никакимъ образомъ не убѣдишь, чтобы я что-либо взялъ отъ тебя за исцѣленіе твоего сына; прошу только одной вѣры. Итакъ, вѣруй въ Сына Божія Іисуса Христа, что Онъ есть истинный Богъ, откажись отъ всѣхъ своихъ идоловъ, и ты увидишь своего сына здоровымъ».

Кратонъ сказалъ на это:

— «Хотя я не знаю, въ чемъ собственно состоитъ ваша вѣра, но слышалъ, что всякій спасается по своей вѣрѣ; вѣра одного не можетъ помочь другому и наоборотъ, чье-либо невѣріе не можетъ повредить другому».

Святый епископъ отвѣчалъ:

— «Въ жизни человѣческой есть такое, что не можетъ другимъ ни помочь ни повредить; и отеческое невѣріе не можетъ вредить вѣрѣ сыновней, но въ нуждѣ и при исцѣленіи больныхъ вѣра одного можетъ способствовать другому, напримѣръ, вѣрой отецъ въ состояніи помочь сыну, сестра брату и господинъ рабу. Въ Писаніи мы читаемъ, что сотникъ по вѣрѣ получилъ выздоровленіе своего умирающаго раба (Матѳ. 8, 5-13); начальникъ синагоги свою умирающую дочь увидалъ возвращенной къ жизни (Матѳ. 9, 23-25), а сестры, плачущія о своемъ умершемъ и погребенномъ братѣ Лазарѣ, увидали его на четвертый день воскресшимъ по слову Господа, и возрадовались (Іоан. 11, 1-44). Есть и другіе многочисленные примѣры въ Ветхомъ и Новомъ Завѣтѣ, ясно показывающіе, что вѣра одного можетъ помочь другому. Бываетъ и такъ, что невѣріе одного приноситъ вредъ другимъ, напримѣръ, невѣріе одного человѣка Фараона причинило различные казни всему Египту и даже погубило его со всѣмъ его воинствомъ.

Слушая эти и подобныя имъ рѣчи епископа, учитель Кратонъ палъ къ ногамъ его и сказалъ:

— «Вѣрую въ Проповѣдуемаго тобой, что Онъ есть Истинный Богъ и нѣтъ другого, кромѣ Того, Кто повелѣваетъ болѣзнямъ и смерти уйти, и они уходятъ; повелѣваетъ жизни — и возвращается».

Святый епископъ Валентъ на это сказалъ ему:

— «Вѣру христіанскую слѣдуетъ обнаруживать не только словами, но и дѣломъ».

— «Каковы же, — спросилъ учитель, — тѣ дѣла, которыми можетъ обнаружиться вѣра?»

— «Откажись, — поучалъ епископъ, — отъ идоловъ, сдѣланныхъ руками человѣческими, и прими святое омовеніе, чтобы причислиться къ сынамъ Божіимъ».

— «Какимъ же образомъ, — спросилъ Кратонъ, — вода, омывающая только тѣлесную скверну, можетъ очистить отъ грѣховъ?»

— «Вода, — разрѣшилъ его недоумѣніе святый, — когда надъ ней будетъ призвано имя Пресвятой Троицы, получаетъ таинственно Духа Святаго, Который и очищаетъ всѣ грѣхи крещающагося въ сей водѣ человѣка».

— «Наша бесѣда все растягивается, — сказалъ Кратонъ, — а жизнь сына моего Херимона сокращается».

Святый Валентинъ на это сказалъ:

— «Если ты не будешь вѣровать тому, чего никогда не могъ ни слышать, ни видѣть, сынъ твой не можетъ быть здоровъ».

— «Чтоже это такое, — недоумѣвалъ Кратонъ, — чего я не могъ ни видѣть, ни слышать?»

— «Слышалъ ли ты, — пояснялъ святитель, — когда-либо про Дѣву, непорочно зачавшую и родившую и по рожденіи оставшуюся Дѣвой? Видѣлъ ли ты кого-либо, ходящаго по морю, какъ по сушѣ? Слышалъ ли ты, чтобы кто однимъ словомъ укрощалъ бурю морскую, чтобы Онъ въ концѣ концовъ былъ распятъ, умеръ, погребенъ, въ третій день воскресъ изъ мертвыхъ, на глазахъ многихъ вознесся на небо, причемъ ангелы, ясно явившіеся людямъ, засвидѣтельствовали, что Онъ снова придетъ съ неба судить живыхъ и мертвыхъ? Если ты вѣруешь сему, что все такъ произошло, то приступи и прими крещеніе, чтобы и сынъ твой получилъ здоровье и ты самъ сподобился жизни вѣчной?»

— «Все, что ты говоришь, сдѣлаю, — согласился учитель, — только пусть сынъ мой будетъ здоровъ».

На это сказалъ святый епископъ:

— «Такъ какъ вся премудрость мірская, которой ты учителемъ считаешься, предъ Богомъ ничтожество и ты не можешь такъ совершенно вѣровать, какъ требуетъ самая вѣра, то дай мнѣ слово, что ты со всѣмъ своимъ домомъ обратишься ко Христу и крестишься послѣ того, какъ сынъ твой по моей вѣрѣ получитъ здоровье!»

Тогда учитель Кратонъ, призвавши жену свою и всѣхъ домашнихъ, палъ къ ногамъ святителя, и всѣ обѣщались сдѣлаться христіанами, если исцѣлѣетъ Херимонъ. Были здѣсь и вышеупомянутые юноши: Прокулъ, Ефивъ и Аполлоній, они также, желая выздоровленія сыну своего учителя, обѣщались сдѣлаться христіанами. Послѣ этого святый епископъ повелѣлъ приготовить отдѣльную комнату и пребывать въ молчаніи день и ближайшую ночь; самъ же, взявши въ эту комнату больного, затворился съ нимь въ одиночествѣ. Больной былъ согнутъ тѣломъ, какъ бы въ круглый клубокъ: голова была между колѣнами, ноги на плечахъ и спинѣ, ни одна часть тѣла не была свободна, не въ состояніи онъ былъ даже языкомъ говорить и только стоналъ; никто изъ врачей не могъ ни понять, ни излѣчить этой болѣзни. Святый епископъ Валентъ, взявши свою власяницу, на которой онъ обыкновенно молился, постлалъ ее на землю и положилъ на нее больного полумертваго отрока, а самъ всю ночь молился и славословилъ Бога. Въ полночь въ той комнатѣ возсіялъ небесный свѣтъ, такъ что находящимся внѣ казалось, какъ будто внутри загорѣлся огонь, а послѣ полночи отрокъ всталъ здоровымъ и началъ громкимъ голосомъ хвалить Бога. Родители и всѣ бывшіе въ домѣ, услышавши голосъ Херимона и произносимыя имъ слова, очень обрадовались, такъ какъ въ теченіе трехъ лѣтъ они слышали только его стоны. Подошедши къ дверямъ, они начали стучать и просить святаго, чтобы онъ открылъ имъ и они увидѣли бы Херимона. Но святый отвѣтилъ, что онъ не откроетъ имъ до тѣхъ поръ, пока не совершитъ своихъ обычныхъ молитвѣ; и ждали они до утра, радуясь случившемуся. Когда начался день, святый епископъ открылъ дверь и, выведши отрока совершенно здоровымъ, какъ будто онъ никогда и не болѣлъ, передалъ его родителямъ. Тогда учитель Кратонъ со всѣмъ своимъ домомъ увѣровалъ во Христа и крестился; всѣ радовались духомъ о Богѣ, Спасителѣ своемъ.

Исцѣлившійся отрокъ Херимонъ, по принятіи крещенія, не пожелалъ оставить своего врача святаго Валента; точно также и вышеуказанные три юноши, оставивши послѣ крещенія мірскую мудрость, привязались со всѣмъ усердіемъ къ духовному учителю Божьему архіерею и стали его учениками, подражателями его святой жизни и искателями своего спасенія. И другіе схоластики однихъ съ ними лѣтъ юноши и отроки, побуждаемые ихъ увѣщаніями и примѣромъ честной и цѣломудренной жизни, обращались къ вѣрѣ Христовой и святому крещенію, такъ что стало стекаться къ нимъ множество схоластиковъ, которые послушавши ихъ богодухновеннаго ученія, научались небесной мудрости и вступали на путь истинный. Когда же сынъ начальника города, именемъ Авундій, увѣровавши во Христа и крестившись, возгорѣлся божественной ревностію и явно предъ всѣми исповѣдалъ себя рабомъ Христовымъ, то отецъ его и другіе начальники сильно разгнѣвались, схватили первоучителя христіанской вѣры святаго епископа Валента и безпощадно били его; они склоняли его къ идолопоклонству, но онъ не пожелалъ исполнить воли ихъ; поэтому его снова мучили еще болѣе люто и затѣмъ заключили въ темничныя оковы. Святый же радовался, что сподобился пострадать за Христа, Господа своего, и украшенный подобно апостоламъ принятыми ранами, какъ дорогими украшеніями, хвалился ими и говорилъ:

— «Я ношу язвы Господа Іисуса на тѣлѣ моемъ (Гал. 6, 17) и восполняю недостатокъ въ плоти моей скорбей Христовыхъ» (Кол. 1, 24).

При этомъ своихъ учениковъ, приходившихъ къ нему въ темницу, онъ укрѣплялъ въ святой вѣрѣ. Узнавши объ этомъ, начальникъ сильно разъярился и, пославши за нимъ ночью, вывелъ его изъ темницы и отсѣкъ ему голову. Такъ окончилъ свой страдальческій подвигъ святый епископъ Валентинъ. Ученики святителя Прокулъ, Ефивъ и Аполлоній, взявши честное тѣло его, отнесли въ городъ Интерамна, купили въ предмѣстьи небольшую часть земли и погребли съ честью, пребывая при гробѣ нѣсколько дней и ночей въ постѣ, молитвахъ и славословіи Господа. Къ нимъ собирались бывшіе въ городѣ вѣрующіе и множество невѣрныхъ; послѣдніе, послушавши ихъ душеспасительныхъ рѣчей и Христовой проповѣди, просвѣщались вѣрой. Спустя нѣкоторое время, объ этомъ стало извѣстно градоначальнику Леонтію, и онъ, схвативши сихъ трехъ отроковъ, посадилъ ихъ въ темницу. Когда же увидѣлъ, что народъ волнуется и жалѣетъ ихъ, такъ какъ всѣ любли ихъ, то приказалъ ночью убить ихъ: днемъ осудить ихъ на смерть онъ боялся, чтобы волнующійся народъ не отнялъ ихъ. Такъ святыя мученики ночью были усѣчены мечемъ и отошли къ немерцающему свѣту небеснаго царствія. Выше помянутый святый Авундій, сынъ римскаго начальника, когда пришелъ къ своимъ возлюбленнымъ друзьямъ и узналъ объ убіеніи ихъ, очень опечалился; взявши честныя тѣла, онъ съ честью похоронилъ ихъ при гробѣ своего учителя святаго Уалента, прославляя Господа Іисуса Христа, Который живетъ и царствуетъ со Отцемъ и Святымъ Духомъ въ безконечные вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ученика.
[2] Военный чинъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 667-673.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0