Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать девятый.

Страданіе святаго мученика Каллиника.

— «Вотъ чужестранецъ Каллиникъ, который научаетъ людей, чтобы они не приносили жертвъ богамъ и не покланялись имъ, и многихъ онъ уже прельстилъ».

Съ яростію взглянувъ на святаго, князь грозно сталъ его допрашивать:

— «Какъ ты осмѣлился, безумецъ, будучи здѣсь пришлецомъ, развращать народъ, научая его оставить боговъ, которые міръ сотворили и которыхъ почитаетъ царь, и всѣ власти, и вся вселенная? Развѣ не вѣдаешь ты ихъ могущество?»

Святый кротко отвѣчалъ ему:

— «Рабъ я Христовъ. Видя, какъ люди идутъ къ погибели, я болѣю за нихъ сердцемъ, и сколько могу, стараюсь добрымъ ученіемъ обратить ихъ отъ тьмы къ свѣту, и отъ погибели ко спасенію. Ибо въ нашихъ книгахъ написано: обративый грѣшника отъ заблужденія пути его, спасетъ душу отъ смерти и покрыетъ множество грѣховъ (Іак. 5, 20). Хотѣлъ бы я и тебя привести къ свѣту отъ обдержащаго тебя бѣсовскаго помраченія и наставить на истинный путь».

Князь, исполненный гнѣва, сказалъ:

— «Ужели ты хочешь и думаешь, чтобы я отвергъ боговъ и, послушавъ твоихъ безумныхъ словъ, предпочелъ блаженной жизни горькую смерть. Нѣтъ, никогда! Наоборотъ, я убѣжду тебя, даже противъ твоей воли, поклониться нашимъ богамъ. Ибо я предамъ тебя лютымъ мученіямъ и тогда посмотрю, придетъ ли твой Богъ, чтобы избавить тебя отъ моей власти. Не пощажу твоего тѣла до тѣхъ поръ, пока ты не познаешь силы и власти боговъ, и не принесешь имъ жертвы».

Святый мужественно отвѣчалъ Сакердону:

— «Всякое мученіе ради Господа моего для меня такъ же желанно, какъ голодному пища. Не медли поэтому и не трать времени на угрозы, а начни на дѣлѣ свое мучительство. Вотъ тѣло мое — оно готово на муки. Въ душѣ же моей Самъ Богъ, Который уготовитъ мнѣ спасеніе, а тебѣ погибель».

Еще болѣе разгнѣванный, князь сказалъ:

— «Несчастный! Какъ ты смѣешь досаждать мнѣ такими рѣчами? Клянусь богами, что не помилую я тебя, но сдеру тѣло твое съ костей, всякое мученіе измыслю для тебя, до тѣхъ поръ, пока не погибнешь ты лютой смертью».

Святый отвѣчалъ:

— «Сквернѣйшій изъ всѣхъ нечестивцевъ! Доколѣ ты будешь напрасно терять время въ своей ярости, а къ дѣлу не приступать. Предавай мученію меня, и увѣдай мужество и великодушіе подвижника Христова, ожидающаго принять отъ своего Спасителя побѣдный вѣнецъ».

Тогда мучитель повелѣлъ обнажить мученика и бить его безъ пощады воловьими жилами. Долго били святаго, а глашатай восклицалъ:

— «Каллиникъ, познай боговъ и призови ихъ, и они избавятъ тебя отъ мукъ!»

Но святый мученикъ смѣялся надъ мучителемъ и муками, и громко говорилъ:

— «Ты грозилъ мнѣ великими мученіями, а налагаешь самыя слабыя муки. Нанеси мнѣ бо́льшія раны, предай лютѣйшему мученію: ибо я ни огня не боюсь, ни меча не ужасаюсь, смѣюсь надъ смертью, такъ какъ жду отъ Бога моего вѣчной жизни».

Тогда князь повелѣлъ повѣсить страстотерпца на деревѣ и строгать его тѣло желѣзными гвоздями. Такъ острогали его плоть до костей.

Но святый продолжалъ смѣяться надъ этимъ мучительствомъ, какъ будто мукамъ подвергалось не его, а чужое тѣло, и говорилъ князю:

— «Прикажи еще сильнѣе строгать меня, ибо чѣмъ больше строгаешь мое тѣло, тѣмъ больше насыщаешь душу мою: мнѣ помогаетъ Христосъ; укрѣпляемый Его благодатью, я не ощущаю боли отъ мученій».

Послѣ того мучитель велѣлъ снять съ древа страдальца Христова, обуть его въ желѣзные сапоги, съ острыми гвоздями внутри, вести въ городъ Гангры, отстоящій отъ Анкиры въ восьмидесяти поприщахъ, и тамъ сжечь его. Такъ онъ рѣшилъ сдѣлать потому, что въ этомъ городѣ Каллиникъ обратилъ весьма многихъ ко Христу. Онъ думалъ, что, увидѣвъ мученическую кончину Каллиника, эти новообращенные ужаснутся и возвратятся къ прежней вѣрѣ. Итакъ лютый князь предалъ воина Христова въ руки своихъ жестокихъ солдатъ и отдалъ имъ приказъ — самимъ ѣхать на борзыхъ коняхъ, а мученика гнать предъ собою впереди, понуждая его побоями идти скорѣе. Обутый въ желѣзные сапоги съ гвоздями, мученикъ ходилъ, какъ бы не ощущая боли отъ гвоздей, и воспѣвалъ псаломъ Давидовъ:

— «Терпя потерпѣхъ Господа, и внятъ ми, и услыша молитву мою, и возведе мя отъ рова страстей, и отъ бренія тины, и постави на камени нозѣ мои, и исправи стопы моя (Псал. 39, 2-3)».

Такъ отправился онъ въ назначенный путь и шелъ скоро, безъ всякаго принужденія, впереди всадниковъ.

Когда они прошли шестьдесятъ поприщъ и пришли на мѣсто, называемое Матрика, воины отъ сильнаго солнечнаго зноя, — ибо былъ іюль мѣсяцъ, — стали мучиться жаждой. Воды на пути нигдѣ не было, и воины изнемогали сами, и кони ихъ едва дышали. Тогда они возопили къ святому со слезами:

— «Рабъ истиннаго Бога, помилуй насъ, отчаявшихся въ самой жизни нашей. Умоли Бога твоего, чтобы Онъ далъ намъ воду, и мы не умерли. Слышали мы, что Богъ твой всемогущъ. Забудь же, что мы тебѣ причинили страданія: не по нашей волѣ, а по повелѣнію князя мучили мы тебя».

Видя, что они умираютъ отъ жажды, святый Каллиникъ пожалѣлъ ихъ и, желая сдѣлать добро врагамъ своимъ, сталъ около случившагося на дорогѣ камня, и, возведя очи на небо, сталъ молиться:

— «Владыка неба и земли, и моря, и всей твари! Ты въ древности напоилъ водою изъ камня странствующихъ въ пустынѣ Моисея и бывшій съ нимъ народъ. Покажи и нынѣ чудеса Твои: пусть, по Твоему повелѣнію, изъ камня сего потечетъ вода, и напоитъ сихъ жаждущихъ, чтобы и тѣмъ, кто не вѣдаетъ Тебя, были явны преславныя дѣла Твои и прославилось Твое святое имя».

Какъ только онъ окончилъ молитву, тотчасъ изъ камня забилъ источникъ живой воды. Всѣ пили, утоляли жажду и громко взывали:

— «Великъ Богъ христіанскій, и славенъ болѣе всѣхъ!»

Съ того часа сей источникъ не переставалъ давать воду въ незабвенную память чуда Божія, совершившагося по молитвамъ мученика.

Достаточно прохладившись, воины и кони ихъ остальной путь совершили уже безъ труда и прибыли въ Гангры. Не хотѣлось имъ предавать на смерть своего благодѣтеля Каллиника, избавившаго ихъ въ пути отъ гибели. Но боясь, что князь, разгнѣвавшись, ихъ самихъ предастъ смерти, они исполнили повелѣніе княжеское. Разжегши печь, они поставили мученика близъ самаго пламени. Онъ же, радуясь и веселясь, осѣнилъ себя крестнымъ знаменіемъ и сталъ молиться:

— «Отче небесный! Благодарю Тебя, что Ты удостоилъ меня умереть за имя Твое святое. Прими въ мирѣ духъ мой и посрами Твоихъ враговъ, всесильный Боже!»

Съ такими словами вошелъ онъ въ самую средину пылавшей огнемъ печи, и возлегши предалъ святую свою душу въ руцѣ Божіи. Когда печь погасла, честное тѣло его найдено было невредимымъ. Вѣрующіе взяли его и погребли съ подобающею честію, прославляя Отца, Сына и Святаго Духа, единаго въ Троицѣ Бога. Да будетъ Ему и отъ насъ честь и слава, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 657-661.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0