Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать восьмой.

Страданіе святаго мученика Іуліана.

Игемонъ Флавіанъ послалъ по всей провинціи Кампаніи своихъ нечестивыхъ слугъ, приказавъ имъ забирать всѣхъ христіанъ, какихъ они встрѣтятъ, и привести ихъ въ городъ Атину, въ коемъ онъ самъ находился въ то время.

Въ это время въ Кампанію прибылъ изъ Далмаціи [3] нѣкоторый мужъ, юный лѣтами, но старый по поведенію и мудрости христіанской; прекрасный и самымъ тѣломъ, но еще болѣе прекраснѣйшій благодатію и святостію; честный по происхожденію, но еще болѣе честнѣйшій по вѣрѣ. Имя мужу тому было Іуліанъ. Въ то время какъ Іуліанъ проходилъ около города Анагнія, случайно натолкнулся онъ на воиновъ игемоновыхъ. Іуліанъ воздалъ имъ христіанское привѣтствіе, сказавъ:

— «Миръ вамъ, братія!»

Воины же, догадавшись по этимъ словамъ и по всему кроткому поведенію святаго, что это былъ христіанинъ, начали спрашивать его, — кто онъ и откуда? каково его имя и какую вѣру онъ исповѣдывалъ.

Рабъ же Божій Іуліанъ, желая пострадать и умереть за имя Христово, безстрашно отвѣчалъ:

— «Я христіанинъ; имя мое — Іуліанъ; происхожу я изъ Далмаціи; направляюсь же въ эти страны, всюду увѣщевая людей отвергнуть поклоненіе идоламъ и увѣровать въ единаго истиннаго Бога, и Сына Его Господа Іисуса Христа; я увѣщеваю людей почтить Того, о Которомъ я проповѣдую и ради Котораго я готовъ положить жизнь свою».

Воины весьма удивились столь мужественному отвѣту святаго, однако взяли его, крѣпко связали и повели, ударяя палками и оружіемъ и говоря:

— «Посмотримъ, насколько справедливы будутъ слова твои о томъ, что ты желаешь умереть за Распятаго!»

Перенося побои, святый молился Богу, прося дать ему силу до конца претерпѣть страданія за святое имя Его. И молитва святаго Іуліана была улышана Богомъ, ибо нисшелъ голосъ, укрѣпившій святаго и говорившій:

— «Не бойся, Іуліанъ! Я буду съ тобою и дамъ тебѣ силы и мужество».

Тогда святый юноша принесъ благодареніе милосердому Богу, послѣ чего былъ отведенъ къ игемону и по повелѣнію его былъ заключенъ въ страшной темницѣ, называвшейся «Холоднымъ рвомъ». Въ этой темницѣ святаго содержали семь дней безъ пищи и питія, думая погубить его голодомъ и жаждою.

Но Богъ не оставилъ раба Своего, ибо послалъ къ нему святаго ангела. Узникъ Христовъ наслаждался лицезрѣніемъ и бесѣдою съ симъ ангеломъ, принимая небесную пищу изъ рукъ его.

Спустя семь дней игемонъ вышелъ на публичное судилище (здѣсь потомъ была построена церковь во имя Пречистыя Богородицы) и возсѣлъ на судилищномъ мѣстѣ въ присутствіи множества собравшагося народа; потомъ приказалъ представить себѣ мученика для допроса. Когда святый былъ приведенъ къ игемону, то сей послѣдній спросилъ его:

— «Не стыдно ли тебѣ, столь красивому и честному юношѣ, поклоняться малоизвѣстному назарянину, распятому на крестѣ? развѣ не лучше было бы, если бы ты отрекся отъ этой дурной вѣры? Поклонись богамъ нашимъ, тогда царь будетъ милостивъ къ тебѣ».

Мученикъ отвѣчалъ:

— «Моя слава и похвала — распятый Христосъ, Богъ мой; и я не желаю самъ ничѣмъ инымъ хвалиться кромѣ креста Господа моего; а за святую вѣру, которую ты называешь дурною, я готовъ умереть. Но твои боги поистинѣ мерзки; ибо они бѣсы; пусть стыдятся ихъ всѣ тѣ, кто поклоняется имъ».

Послѣ этихъ словъ святаго, игемонъ пришелъ въ ярость, и повелѣлъ бить святаго по устамъ, а также мучить его, растянувъ на мучилищномъ деревѣ.

Святый же, принимая побои, молился Богу, говоря такъ:

— «На Тебя, я, Господи, уповаю; силою Твоею спаси меня. Ты мой Богъ, помощникъ мой, прибѣжище и избавитель мой; пусть устыдятся всѣ, покланяющіеся идоламъ и замыслившіе сдѣлать мнѣ зло. Къ Тебѣ, Господи, взываю я: не отдай меня во власть враговъ моихъ».

И снова посланъ былъ святому голосъ съ неба, укрѣпившій святаго и говорившій:

— «Не бойся! Подвизайся мужественно!»

Тогда мученикъ Христовъ, обратившись къ народу, сказалъ:

— «Внимайте, окаянные! Не надѣйтесь на боговъ, коихъ вы сдѣлали сами себѣ своими руками; познайте Того Бога, Который создалъ изъ ничего небо и землю».

Увѣщевая народъ въ таковыхъ словахъ, святый Іуліанъ обратилъ ко Христу болѣе тридцати мужей; потомъ снова былъ отведенъ въ темницу.

Утромъ слѣдующаго дня святый снова былъ выведенъ на судилище. Игемонъ сказалъ ему такія слова:

— «Я хотѣлъ бы пощадить тебя, не щадящаго самого себя и не хотящаго поклониться богамъ непобѣдимымъ».

На эти слова святый мученикъ отвѣчалъ:

— «Напрасно ты говоришь мнѣ это; ты уже не измѣнишь моихъ мыслей. Я покланяюсь Тому Богу, Которому должны всѣ покланяться. Этотъ Богъ сотворилъ небо и землю».

Игемонъ Флавіанъ пришелъ въ гнѣвъ отъ этихъ словъ святаго и приказалъ повѣсить Іуліана на мучилищномъ деревѣ и терзать святаго побоями и строганіемъ желѣзомъ. Но по силѣ Бога, дивнаго во святыхъ Своихъ, руки мучителей ослабѣли и разболѣлись, такъ что они не только не могли коснуться святаго, но даже не могли держать въ рукахъ орудій мученія, и вообще не могли ничего дѣлать.

Въ то время какъ игемонъ весьма удивлялся этому, прибылъ вѣстникъ, возвѣстившій, что храмъ бога ихъ, называемаго Сераписомъ [4], упалъ и идолъ того бога вмѣстѣ съ прочими идолами превратился въ прахъ.

Игемонъ и его бѣсовскіе слуги пришли въ великое изумленіе отъ сего извѣстія, и преисполнились стыдомъ; христіане же, находившіеся среди народа и исповѣдывавшіе въ тайнѣ святую вѣру, возрадовались душею и прославили Христа Бога.

Потомъ язычники, стоявшіе близъ мѣста того, воскликнули во всеуслышаніе:

— «Да будетъ погубленъ сей волхвъ какъ можно скорѣе!»

Игемонъ, преисполненный гнѣва и злобы, тотчасъ же изъявилъ согласіе на требованіе народа и предалъ мученика на смерть, высказавъ свое рѣшеніе въ такихъ словахъ:

— «Повелѣваемъ усѣчь мечомъ во главу Іуліана, наученнаго христіанами волшебной хитрости, хулителя боговъ, ослушника царскаго приказанія; усѣчь же повелѣваемъ на томъ мѣстѣ, гдѣ разрушился храмъ, дабы отомстить за безчестіе, нанесенное богамъ нашимъ».

И поведенъ былъ святой къ тому мѣсту. Придя туда, святый преклонилъ колѣна и помолился Богу въ такихъ словахъ:

— «О, безконечная благость Божія! Благодарю, Тебя, Боже за то, что Ты сподобилъ меня, недостойнаго, такой честной смерти, какъ смерть за святое имя Твое. Молю же Тебя, омой меня симъ самымъ пролитіемъ крови моей, очисти меня отъ грѣховъ моихъ и введи меня въ благословенное Царство Твое. Пріими духъ мой въ мирѣ. Не забудь милосердіемъ Своимъ и всѣхъ тѣхъ, кто пожелаетъ во славу пресвятаго имени Твоего почтить память моего страданія».

Послѣ того, какъ святый помолился въ такихъ словахъ, съ неба послышался голосъ, удостовѣрявшій, что молитва его была услышана, и призывавшій святаго въ мѣста горнія. И усѣченъ былъ во главу святый мученикъ Іуліанъ [5]. Святая душа его, отрѣшившись отъ плоти, взошла на небеса, ко Христу Богу нашему, царствующему со Отцомъ и Святымъ Духомъ, Коему возсылается слава, нынѣ, всегда и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Антонинъ Пій управлялъ римскою имперіею съ 138 г. по 161 г.
[2] Кампанія — провинція въ древней Италіи, ограниченная на западѣ Лаціумомъ, на сѣверѣ Самніумомъ, на востокѣ Луканіею, на югѣ и юго-западѣ Тирренскимъ моремъ. Древніе авторы хвалятъ какъ ея благодатный климатъ, такъ и плодородіе почвы, дозволявшее трижды въ годъ сѣять и собирать жатву. Здѣсь было много виноградниковъ, маслинъ и строевого лѣсу. Жители Кампаніи (язычники) были извѣстны своею изнѣженностью и любовью къ роскоши. — Въ исторіи христіанскаго богослуженія Кампанія замѣчательна, между прочимъ, тѣмъ, что здѣсь впервые (въ VIII вѣкѣ) христіане начали отливать изъ мѣди колокола, послужившіе орудіемъ созыва христіанъ къ богослуженію и замѣнившіе бывшія до того времени въ употребленіи «била» или желѣзныя доски, въ которыя ударяли какимъ-либо орудіемъ, дабы извлечь звукъ и оповѣстить христіанъ о началѣ богослуженія. Отъ имени самой провинціи Кампаніи и колокола на языкѣ церковно-богослужебнаго устава называются «кампанами». По примѣру этой провинціи колокола были приняты въ употребленіе во всей христіанской Церкви.
[3] Далмація расположена узкой полосой по берегу Средиземнаго моря; граничитъ на сѣверѣ съ Хорватіей, на востокѣ съ Босніей и Герцоговиной, на югѣ — съ Черногоріей. Далмація подчинена была римскому владычеству въ 6 г. по Р. X.; съ этихъ поръ она, вмѣстѣ съ Иллирикомъ, стала императорской провинціей. Жители Далмаціи принадлежали къ иллирійскому племени и занимались охотою, земледѣліемъ и скотоводствомъ.
[4] Сераписъ — собственно божество египтянъ. Сераписъ считался у египтянъ верховнымъ богомъ подобно тому, какъ Зевсъ считался главнымъ богомъ у грековъ и римлянъ. Поклоненіе Серапису не ограничивалось Египтомъ; во II в. до Р. Хр. культъ (поклоненіе) Сераписа проникъ въ Грецію и Римъ. Культу Сераписа особенно покровительствовалъ императоръ Неронъ и Антонинъ Пій, упоминаемый въ житіи. Въ Римѣ существовало нѣсколько храмовъ, посвященныхъ Серапису, было также много надписей и памятниковъ съ именемъ этого бога.
[5] Съ точностію годъ кончины Іуліана неизвѣстенъ. Время кончины святаго слѣдуетъ относить къ половинѣ II в.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 645-649.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0