Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать восьмой.

Память святыхъ апостоловъ (изъ семидесяти): Прохора, Никанора, Тимона и Пармена.

— «Въ тѣ дни, когда умножились ученики, произошелъ у еллинистовъ ропотъ на евреевъ за то, что вдовицы ихъ пренебрегаемы были въ ежедневномъ раздаяніи потребностей. Тогда двѣнадцать апостоловъ, созвавъ множество учениковъ, сказали: "не хорошо намъ, оставивъ слово Божіе, пещись о столахъ. Итакъ, братія, выбирайте изъ среды себя семь человѣкъ извѣданныхъ, исполненныхъ Святаго Духа и мудрости; ихъ поставимъ на эту службу; а мы постоянно пребудемъ въ молитвѣ и служеніи слова". И угодно было это предложеніе всему собранію; и избрали Стефана, мужа исполненнаго вѣры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая антіохійца, обращеннаго изъ язычниковъ; ихъ поставили предъ апостолами; и сіи, помолившись, возложили на нихъ руки. И слово Божіе росло, и число учениковъ весьма умножилось въ Іерусалимѣ» (Дѣян. 6, 1-7).

Изъ числа всѣхъ сихъ избранныхъ память святаго первомученика Стефана почитается въ двадцать седьмой день декабря мѣсяца; память святаго Филиппа чтится въ одиннадцатый день мѣсяца октября; память же прочихъ діаконовъ, за исключеніемъ Николая, не причтеннаго къ лику святыхъ [1], святая Церковь почитаетъ одновременно въ нынѣшній день, несмотря на то, что они скончались въ разныя времена и въ разныхъ мѣстахъ, проповѣдуя имя Христово и запечатлѣвъ свою проповѣдь мученическою смертію.

Святый Прохоръ первоначально сопутствовалъ святому верховному апостолу Петру [2] (еще до Успенія Матери Божіей) вмѣстѣ съ прочими учениками; симъ же апостоломъ Петромъ святый Прохоръ былъ поставленъ въ епископы виѳинскаго города Никомидіи, какъ объ этомъ повѣствуетъ блаженный Симеонъ Метафрастъ [3] въ сказаніи о житіи и подвигахъ святаго апостола Петра (подъ двадцать девятымъ числомъ мѣсяца іюня). Послѣ же Успенія Матери Божіей Прохоръ былъ спутникомъ и сотрудникомъ святаго апостола Іоанна Богослова [4]; вмѣстѣ съ нимъ Прохоръ прошелъ по многимъ странамъ, принимая вездѣ страданія отъ язычниковъ за благовѣствованіе имени Христова; вмѣстѣ съ Іоанномъ Богословомъ Прохоръ былъ заточенъ на островъ Патмосъ; здѣсь онъ записывалъ все, что слышалъ отъ святаго Іоанна Богослова, изрекавшаго по откровенію Божію [5]; послѣ сего святый Прохоръ опять потрудился въ Никомидіи, гдѣ онъ былъ первымъ епископомъ; здѣсь онъ обращалъ ко Христу язычниковъ, умножая новособранную церковь. Скончался святый Прохоръ мученически, будучи убитъ язычниками за благовѣствованіе имени Христова въ городѣ Антіохіи [6].

Святый Никаноръ пострадалъ въ тотъ же день, когда былъ побитъ камнями святый первомученикъ Стефанъ; въ это время было поднято жестокое гоненіе на церковь іерусалимскую; святый Никаноръ, какъ и первомученикъ Стефанъ, былъ умерщвленъ вмѣстѣ съ двумя тысячами людей, увѣровавшихъ во Христа. Объ образѣ убіенія его упоминается въ канонѣ, что онъ былъ какъ ягненокъ, принесенъ въ жертву Богу [7].

Святый Тимонъ былъ поставленъ святыми апостолами епископомъ города Босторіи, находившагося въ Аравіи; за проповѣдь имени Христова онъ много пострадалъ какъ отъ іудеевъ, такъ и отъ язычниковъ; наконецъ былъ брошенъ въ сильно разожженную пещь, но нисколько не пострадалъ отъ огня и вышелъ изъ пещи невредимымъ. Преданіе римской церкви прибавляетъ, что святый Тимонъ, выйдя изъ пещи невредимымъ, былъ преданъ крестной смерти [8].

Святый Парменъ со усердіемъ совершалъ служеніе, порученное ему святыми апостолами; на ихъ глазахъ онъ умеръ и ихъ руками былъ похороненъ и ими же оплаканъ. Однако, нѣкоторые утверждаютъ, что онъ пострадалъ предъ смертію и былъ украшенъ вѣнцемъ мученическимъ [9].

Примѣчанія:
[1] Нѣкоторые изъ церковныхъ писателей (св. Ириней Ліонскіи, Епифаній Кипрскій, блаж. Іеронимъ и др.) считаютъ діакона Николая основателемъ и начальникомъ секты николаитовъ, коихъ обличаетъ св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ въ Апокалипсисѣ (гл. 2, ст. 6 и 15). Предполагаютъ, что діаконъ Николай неправильно понялъ ученіе Іисуса Христа о любви и свободѣ христіанской и былъ проповѣдникомъ несдержанной плотской любви. Впрочемъ Климентъ Александрійскій свидѣтельствуетъ, что діаконъ Николай проводилъ строгую и благочестивую жизнь, имѣлъ жену и дѣтей, и его дочери состарѣлись въ дѣвствѣ. Его слова: «надобно плоть употреблять на зло», т. е. пренебрегать плотію, не дорожить ею, — обуздывать ее, — были ложно поняты сектантами; самъ же Николай былъ, какъ строгій аскетъ, чуждъ такихъ заблужденій.
[2] См. житіе его подъ 29-мъ іюня.
[3] Симеонъ Метафрастъ — знаменитѣйшій церковный писатель X в.; — родился въ Константинополѣ; состоялъ секретаремъ при императорѣ Львѣ Философѣ и Константинѣ VII; исполнялъ важныя дипломатическія порученія; спасъ г. Солунь отъ истребленія, которымъ угрожали этому городу арабы въ 904 г., убѣдивъ предводителя ихъ взять за городъ денежный выкупъ; къ концу жизни былъ патриціемъ и магистромъ. За свою благочестивую жизнь причтенъ св. Церковію къ лику святыхъ (память его празднуется св. Церковію 27-го ноября). Симеонъ Метафрастъ весьма прославился своими церковно-историческиии трудами; онъ составилъ (или, правильнѣе, собралъ) «Житія святыхъ»; но при этомъ св. Симеонъ не ограничивался однимъ собираніемъ древнихъ сказаній о житіяхъ, подвигахъ и страданіяхъ святыхъ, а пересказалъ или переложилъ ихъ; отсюда и его прозвище «Метафрастъ» (отъ греч. μεταφράξειν — пересказывать, перелагать).
[4] Память его празднуется св. Церковію 26-го сентября и 8-го мая.
[5] По преданію, св. Прохоръ записалъ, со словъ св. Іоанна Богослова, Евангеліе.
[6] По мнѣнію нѣкоторыхъ изслѣдователей слѣдуетъ различать двухъ лицъ съ именемъ Прохора: 1) Прохоръ діаконъ, — спутникъ св. апостола Петра и впослѣдствіи епископъ Никомидіи. Этотъ Прохоръ пострадалъ за исповѣданіе имени Христова въ Антіохіи 9-го августа. 2) Прохоръ — позднѣе жившій, ученикъ и спутникъ св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова. Этотъ Прохоръ считается составителемъ сказанія о жизни и чудесахъ св. ап. и еванг. Іоанна Богослова, отъ Успенія Матери Божіей и до кончины его. Полагаютъ, что именно этотъ Прохоръ изображенъ на древнихъ иконахъ писцомъ (переписчикомъ Евангелія). Однако съ достовѣрностію мы не можемъ утверждать, что слѣдуетъ различать два лица съ именемъ Прохора; быть можетъ, Прохоръ діаконъ и Прохоръ — спутникъ св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова — одно лице, какъ это принимаетъ св. Димитрій Ростовскій.
[7] Пѣснь канона 4, 6 и 7.
[8] Память св. апостола Тимона совершается еще св. Церковію 30 декабря и 4 января (вмѣстѣ съ соборомъ 70-ти апостоловъ).
[9] По мнѣнію нѣкоторыяъ изслѣдователей, св. апостолъ Парменъ проповѣдывалъ Евангеліе въ Македоніи. Мученическую кончину св. апостола Пармена относятъ ко времени царствованія императора Траяна (98-117 гг.) и именно къ послѣднимъ годамъ его царствованія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 638-643.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0