Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать шестой.

Житіе преподобнаго отца нашего Моисея Угрина.

Извѣстно о блаженномъ Моисеѣ, что онъ былъ родомъ Угринъ [1], любимецъ благовѣрнаго, святаго князя и россійскаго страстотерпца Бориса [2]. Онъ служилъ князю вмѣстѣ съ братомъ своимъ Георгіемъ, котораго, когда онъ защищая своимъ тѣломъ своего господина, упалъ на него, убили при рѣкѣ Альтѣ [3] вмѣстѣ съ святымъ Борисомъ [4], воины безбожнаго Святополка; они отрѣзали ему и голову изъ-за золотой гривны [5], которую возложилъ на него святый Борисъ.

Блаженный Моисей одинъ избавился отъ смерти и пришелъ къ Предиславѣ, сестрѣ Ярослава, въ Кіевъ и пребывалъ тамъ, укрываясь отъ Святополка, и усердно молился Богу, пока не прибылъ благочестивый князь Ярославъ, побуждаемый жалостію къ убіеннымъ братьямъ, и побѣдилъ безбожнаго Святополка [6]. Когда же Святополкъ, убѣжавъ къ ляхамъ [7], вернулся съ Болеславомъ и изгналъ Ярослава, а самъ сталъ княжить въ Кіевѣ [8], тогда Болеславъ, возвращаясь въ свое княжество, взялъ съ собою въ плѣнъ двухъ сестеръ Ярослава и многихъ его бояръ, а въ числѣ послѣднихъ и блаженнаго Моисея, котораго заковали по рукамъ и по ногамъ въ тяжелыя желѣзныя оковы и крѣпко стерегли, ибо онъ выдѣлялся сильнымъ сложеніемъ и красивымъ лицомъ.

Въ Ляшской землѣ увидала его одна женщина, благородная, красивая и молодая, имѣвшая большое богатство и великую власть; мужъ ея, пошедши съ Болеславомъ, не вернулся, потому что былъ убитъ въ сраженіи. Это женщина, замѣтивъ красоту преподобнаго, возгорѣлась къ нему плотской похотью и начала обольщать его, убѣждая такими словами:

— «О, человѣкъ! Зачѣмъ ты переносишь такія мученія, имѣя выходъ, благодаря которому могъ бы ты избавиться оковъ и страданія?!»

— «Богу такъ угодно», — отвѣтствовалъ ей Моисей.

— «Если ты мнѣ покоришься, — продолжала женщина, — я избавлю тебя и сдѣлаю извѣстнымъ во всей землѣ ляховъ и будешь обладать мною и всѣми моими владѣніями».

Блаженный же, понимая ея нечистое вожделѣніе, возразилъ ей:

— «Кто изъ мужей, послушавшись жены, измѣнилъ къ лучшему когда-нибудь свое положеніе? Первозданный Адамъ, послушавшись жены, былъ изгнанъ изъ рая. Самсонъ, превосходившій всѣхъ силою и побѣдившій цѣлое войско, женщиною былъ преданъ иноплеменникамъ. Соломонъ, постигшій глубину премудрости, повинуясь женщинѣ, поклонился идоламъ. Иродъ, одержавшій много побѣдъ, угождая женѣ, отсѣкъ голову Іоанну Предтечѣ. Итакъ, какимъ образомъ я стану свободнымъ, сдѣлавшись рабомъ женщины, которую я не позналъ со дня рожденія?» [9]

— «Я тебя выкуплю, — говорила она, — сдѣлаю знаменитымъ, поставлю господиномъ надъ всѣмъ моимъ домомъ и желаю имѣть тебя своимъ мужемъ, только ты исполни мою волю; ибо нѣтъ силъ видѣть твою красоту, безсмысленно погибающею».

— «Будь увѣрена, — обратился къ ней блаженный Моисей, — что я не исполню твоей воли и не желаю ни господства надъ тобою, ни богатства; выше всего этого для меня душевная и тѣлесная чистота. Да не погублю пятилѣтняго подвига, то есть мучительныхъ узъ, которыя Господь опредѣлилъ мнѣ незаслуженно терпѣть, за что надѣюсь избавиться мукъ вѣчныхъ».

Тогда женщина та, видя, что можетъ лишиться такой красоты, перешла къ другому діавольскому рѣшенію, размысливъ, что, если выкупитъ его, то онъ всячески, хотя бы насильно, покорится ей. И такъ она послала къ тому владѣльцу, у коего святый былъ въ плѣну, чтобы онъ взялъ съ нея, сколько хочетъ, только пусть продастъ ей Моисея. А тотъ, видя удобный случай пріобрѣсти богатство, взялъ съ нея почти 1000 золотыхъ, а Моисея передалъ ей. Жена та, получивъ власть надъ нимъ, безъ взякаго стыда влекла его на неподобное дѣло. Освободивъ отъ оковъ, она одѣла его въ дорогое платье, кормила изысканными кушаньями, и, похотливо обнимая его, понуждала къ соитію. Блаженный же Моисей, видя неистовство женщины, еще болѣе прилежалъ молитвѣ и посту, предпочитая изъ угожденія Богу сухой хлѣбъ и воду, но съ чистотою, дорогимъ яствамъ и вину, но со скверною. И тотчасъ же совлекши съ себя красивыя одежды онъ подобно Іосифу, избѣжалъ грѣха (Быт. гл. 39), ни во что поставивъ удовольствія міра сего. Посрамленная женщина пришла въ такую ярость, что замыслила уморить блаженнаго голодомъ, ввергнувъ его въ темницу. Богъ же, дающій пищу всякому созданію, Который нѣкогда питалъ Илію въ пустынѣ (3 Цар. гл. 17), также Павла Ѳивейскаго [10] и многихъ иныхъ рабовъ Своихъ, уповающихъ на Него, не оставилъ и сего блаженнаго; въ самомъ дѣлѣ, одинъ изъ рабовъ той же женщины, склоненный Богомъ къ милости, тайно приносилъ Моисею пищу. А другіе уговаривали его:

— «Братъ Моисей, что мѣшаетъ тебѣ жениться? Ты еще молодъ, а эта вдова жила съ мужемъ всего одинъ годъ и красивѣе другихъ женщинъ; богатству ея нѣтъ числа. Значеніе ея въ этой землѣ Ляховъ очень велико, такъ что если бы она захотѣла, то и князь бы не погнушался ею, а ты, плѣнникъ и рабъ, не хочешь сдѣлаться ея господиномъ?! Если ты скажешь, что не хочешь нарушить заповѣди Христовой, то не говоритъ ли Христосъ въ Евангеліи: сего ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь, и прилѣпится к женѣ своей и будета оба въ плоть едину (Матѳ. 19, 5). Также и апостолъ: лучше есть женитися, нежели разжизатися (1 Кор. 7, 9). Онъ же говоритъ и о вдовицахъ: хощу юнымъ вдовицамъ посягати (1 Тим. 5, 14). Ты же не давалъ монашескаго обѣта, но свободенъ отъ него. Зачѣмъ же предаешься мученіямъ злымъ и тяжелымъ и такъ страдаешь? Если тебѣ приключится и смерть въ такомъ бѣдственномъ состояніи, какую получишь похвалу? Въ самомъ дѣлѣ, кто изъ первыхъ праведниковъ, какъ Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ, гнушался женъ? Никто, кромѣ теперешнихъ черноризцевъ. Іосифъ рабъ убѣжалъ отъ жены, но послѣ и онъ взялъ себѣ жену (Быт. 41, 45). Да и ты, если живой уйдешь отъ сей жены, послѣ (какъ думаемъ) также самъ себѣ отыщешь жену. И кто не посмѣется надъ твоимъ неразуміемъ? Лучше тебѣ покориться женѣ этой, сдѣлаться свободнымъ и господиномъ надъ всѣмъ домомъ ея».

Блаженный же Моисей отвѣчалъ имъ:

— «Истинно, братіе и добрые друзья мои, вы хорошо мнѣ совѣтуете. Понимаю такъ, что предлагаете мнѣ слова, злѣйшія изъ нашептанныхъ зміемъ Евѣ въ раю; вы понуждаете меня покориться этой женѣ, но ни въ какомъ случаѣ я не приму вашего совѣта; если мнѣ случится и умереть въ этихъ оковахъ и тяжкихъ мукахъ, то я ожидаю за это отъ Бога многообразной милости, и если много праведниковъ спаслось съ женами, я грѣшный одинъ не могу спастись съ женою. Да, если бы и Іосифъ повиновался вначалѣ женѣ Пентефрія, то послѣ, когда взялъ себѣ жену, не царствовалъ бы въ Египтѣ. Видѣвъ же его прежнее терпѣніе, Богъ даровалъ ему египетское царство; поэтому онъ былъ прославляемъ въ роды родовъ, какъ цѣломудренный, хотя и прижилъ дѣтей. А я не желаю египетскаго царства и еще менѣе господствовать и быть высокостоящимъ въ землѣ Ляховъ и пользоваться честію далеко во всей Русской землѣ, но все это презрѣлъ ради небеснаго Царства. Поэтому-то, если я выйду живымъ изъ рукъ этой женщины, то никакой другой жены искать не буду, но (если Богу угодно будетъ) сдѣлаюсь черноризцемъ. Что сказалъ Христосъ въ Евангеліи: всякъ, иже оставитъ домъ, или братію, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею пріиметъ и животъ вѣчный наслѣдитъ (Матѳ. 19, 29). Христа ли больше послушать, или васъ? Апостолъ еще говоритъ: не оженивыйся печется о господнихъ, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мірскихъ, како угодити женѣ (1 Кор. 7, 32-33). Итакъ спрашиваю васъ: для кого надобно больше работать — для Господа, или для жены? Знаю также, что апостолъ пишетъ и слѣдующее: раби, послушайте господій своихъ (Ефес. 6, 5), но во благо, а не на зло. Итакъ вамъ, держащимъ меня, пусть будетъ извѣстно, что никогда не прельститъ меня женская красота, ни тѣмъ болѣе удалитъ меня отъ любви ко Христу».

Услыхавъ это, жена та приняла другое хитрое намѣреніе въ своемъ сердцѣ. Она приказала посадить блаженнаго на лошадь и въ сопровожденіи многихъ слугъ водить по своимъ городамъ и селамъ, прибавляя:

— «Все это твое, — если тебѣ нравится; поступай со всѣмъ, какъ хочешь».

Говорила же она и сама людямъ:

— «Это вашъ господинъ, а мой мужъ; всякій, кто встрѣтится ему, пусть кланяется».

Онъ посмѣялся надъ несмысліемъ жены той и сказалъ ей:

— «Напрасно трудишься! Вѣдь, ты не можешь ни прельстить меня тлѣнными предметами сего міра, ни лишить меня моего нетлѣннаго богатства; пойми это и не трудись напрасно».

Тогда женщина въ ярости отвѣтила ему:

— «Не знаешь развѣ, что ты проданъ мнѣ, и кто можетъ освободить тебя изъ моихъ рукъ? Ни за что не выпущу тебя живымъ, но послѣ многихъ мученій предамъ тебя смерти».

Блаженный же смѣло сказалъ ей:

— «Не побоюсь никакой муки, потому что Господь со мною; Ему съ этой минуты (по Его изволенію) желаю служить въ иноческой жизни».

И въ то время, руководимый Богомъ, пришелъ къ блаженному Моисею одинъ черноризецъ изъ святой горы, по сану іерей, и постригъ его во святый ангельскій иноческій образъ. Онъ много училъ его (Моисея) чистотѣ духовной, чтобы не предавать своихъ плечъ врагу и не бояться той нечистой жены, и съ тѣмъ ушелъ. Искали этого черноризца повсюду и не нашли. Тогда госпожа, отчаявшись въ своихъ упованіяхъ, подвергла тяжкимъ побоямъ преподобнаго инока Моисея: приказала, распростерши, бить его палками, такъ что земля пропиталась кровью. Подвергавшіе Моисея побоямъ убѣждали его:

— «Покорись своей госпожѣ, исполни ея волю; если ослушаешься, то на части раздробимъ твое тѣло; не думай, что избѣгнешь этихъ мукъ, но, послѣ многихъ истязаній, еще въ горшихъ предашь духъ свой; сжалься надъ самимъ собою; отбрось эти монашескія рубища и облекись въ дорогія боярскія одежды и избавишься угрожающихъ тебѣ пытокъ».

Мужественный Моисей отвѣчалъ на это:

— «Братья! Дѣлайте, что вамъ приказано, безъ всякаго замедленія: я же ни въ какомъ случаѣ не могу отречься отъ монашества и любви къ Богу, и никакое истязаніе ни огнемъ, ни мечемъ, ни нанесеніемъ ранъ не можетъ заставить меня отказаться отъ Бога и отъ великаго ангельскаго образа. А этой, потерявшей стыдъ и съ помраченнымъ разумомъ, женщинѣ, всячески презрѣвшей не только страхъ передъ Богомъ, но и стыдъ передъ людьми, безстыдно принуждающей меня къ оскверненію тѣла и прелюбодѣянію, — никогда не покорюсь и не исполню ея окаяннаго приказанія».

Много сокрушалась эта женщина о томъ, какъ бы отомстить за свое посрамленіе, наконецъ написала Болеславу слѣдующее посланіе:

— «Самъ знаешь, что мужъ мой былъ убитъ на войнѣ, веденной тобою, а ты разрѣшилъ мнѣ взять себѣ въ мужья, кого только захочу. Я полюбила одного изъ твоихъ плѣнниковъ, юношу красиваго, и, выкупивъ, привела его въ свой домъ, заплативъ за него много золота, и все золото и серебро въ моемъ домѣ и всю власть отдала ему, только бы онъ захотѣлъ стать моимъ мужемъ. Онъ же все это поставилъ ни во что. Много разъ голодомъ и побоями истязала я его, но совершенно ничего не достигла. Мало ему того, что пять лѣтъ былъ въ оковахъ у прежняго владѣльца, теперь вотъ шестой годъ пробылъ у меня и много былъ мученъ мною за его непослушаніе: все это онъ самъ навлекъ на себя своимъ жестокосердіемъ; теперь же онъ и постриженъ нѣкимъ черноризцемъ: итакъ что ты прикажешь сдѣлать мнѣ съ нимъ?»

Болеславъ приказалъ женщинѣ той пріѣхать къ себѣ и привести Моисея. Это было исполнено согласно его повелѣнію. Увидѣвъ преподобнаго, онъ долго принуждалъ его взять ее въ жены, но не убѣдилъ. Напослѣдокъ же сказалъ ему:

— «Найдется ли другой, столь безчувственный человѣкъ, какъ ты, — ты лишаешся многихъ благъ и чести и предаешься тяжелымъ мукамъ?! Отъ сего дня знай, что жизнь и смерть твоя въ твоихъ рукахъ: или, исполнивъ волю твоей госпожи, будешь почтенъ отъ насъ и будешь имѣть великую власть, или, въ случаѣ ослушанія, примешь лютую смерть, послѣ многихъ мукъ».

Князь обратился также и къ женѣ съ такими словами:

— «Пусть не будетъ купленный тобою плѣнникъ свободенъ ни въ какомъ случаѣ, но, какъ госпожа, поступи съ твоимъ рабомъ по своему желанію; чтобы и другіе не осмѣливались ослушаться своихъ господъ».

Преподобный же отецъ нашъ Моисей отвѣчалъ ему на это:

— «Кая польза человѣку (говоритъ Господь) аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ; или что дастъ человѣкъ измѣну за душу свою (Матѳ. 16, 26)? А ты — какъ обѣщаешь мнѣ почетъ и славу, которыхъ скоро и самъ лишишься, и гробъ тебя приметъ уже ничего не имѣющаго? Точно также и эта нечистая жена жестоко будетъ убита».

Все это и сбылось по предсказанію преподобнаго. Но прежде этого жена та, получивъ надъ нимъ окончательную власть, еще болѣе безстыднымъ образомъ привлекала его ко грѣху: такъ, она приказала насильно положить Моисея на свою постель, гдѣ лобызала и обнимала его; но не могла и этимъ привлечь его къ тому, чтобы онъ исполнилъ ея желаніе. Ибо преподобный говорилъ ей:

— «Напрасенъ трудъ твой, женщина: не думай, что я не творю этого грѣха, какъ нѣкій безумецъ, или потому, что не могу, я только ради страха Божія гнушаюсь тебя, нечистой».

Услышавъ это, женщина приказала давать ему ежедневно по сту ранъ; напослѣдокъ она приказала оскопить его. Преподобный Моисей лежалъ, какъ мертвый, отъ потери крови едва сохраняя слабые признаки жизни. Болеславъ не препятствуя этому, поднялъ къ тому же великое гоненіе на монаховъ и всѣхъ ихъ изгналъ изъ своей области, желая угодить госпожѣ Моисея — какъ женщинѣ знатной и любимой имъ. Богъ же вскорѣ послалъ отмщеніе за Своихъ рабовъ. Ибо въ одну ночь Болеславъ внезапно скончался [11] и поднялся великій мятежъ во всей Ляшской землѣ. Потому что, возставши, люди избили епископовъ и бояръ своихъ, въ числѣ которыхъ убита была и та, потерявшая стыдъ, женщина.

Объ этомъ гнѣвѣ Божіемъ, случившемся по изгнаніи за постриженіе преподобнаго Моисея монаховъ, напоминала, много лѣтъ спустя, великому князю кіевскому Изяславу княгиня его, по происхожденію, ляхиня, дочь Болеслава, съ увѣщаніемъ прося его, чтобы не удалялъ изъ области своей преподобнаго Антонія и его братію за постриженіе блаженнаго Варлаама и евнуха Ефрема [12]. Но будемъ говорить о настоящемъ. Преподобный отецъ нашъ Моисей, получивъ малое облегченіе, пришелъ въ пещеру къ преподобному Антонію, имѣя на себѣ знаки мученичества, какъ храбрый воинъ Христовъ: и жилъ богоугодно, подвизаясь въ молитвѣ, постѣ, бодрствованіи и во всѣхъ иноческихъ добродѣтеляхъ, коими и побѣдилъ всѣ козни нечистаго врага до конца. За премногія побѣды надъ нечистыми блудными страстями, возстававшими на сего преподобнаго, Господь даровалъ ему силу побѣждать тѣ же страсти, возстающія и на другихъ. — Такъ, одинъ изъ братіи, будучи побораемъ страстію блудною, придя, молилъ сего преподобнаго, чтобы онъ помогъ ему:

— «А я, — сказалъ, — если что мнѣ повелишь, обѣщаюсь хранить до самой смерти».

Преподобный повелѣлъ ему:

— «Никогда во всю твою жизнь не говори ни одного слова женщинѣ».

Тотъ далъ обѣщаніе отъ всего сердца. Тогда святый, подражал первому Моисею, творившему жезломъ чудеса, прикоснулся жезломъ своимъ къ лону братняго тѣла, такъ какъ безъ жезла, вслѣдствіе болей отъ прежде принятыхъ ранъ, не могъ ходить самъ по себѣ; и тотчасъ умерли (потеряли силу) всѣ нечистыя страсти того брата, и съ той поры не было больше ему соблазна. Такъ живя провелъ сей добрый воинъ Христовъ, въ страданіи и своемъ богоугодномъ подвигѣ, шестнадцать лѣтъ: неповинно былъ мучимъ пять лѣтъ въ оковахъ у взявшаго его въ плѣнъ, показывая, какъ Іовъ, благодарственное къ Богу терпѣніе; шестой годъ мужественно пострадалъ болѣе, чѣмъ Іосифъ, за цѣломудріе; потомъ десятилѣтнимъ равноангельскимъ безмолвіемъ въ пещерѣ, переданнымъ отъ святой Аѳонской горы, просіялъ прежде другихъ, какъ тотъ первый Моисей «десяточисленнымъ» закономъ, по ангельскому устроенію, переданнымъ ему отъ святой Синайской горы. Затѣмъ и нашъ преподобный Моисей сподобился, по истинѣ, быть Боговидцемъ: онъ оказался достойнымъ блаженства чистыхъ сердцемъ, и чтобы видѣть Бога лицемъ къ лицу переселился мѣсяца іюля, двадцать шестаго дня [13], когда еще былъ живъ преподобный Антоній, въ пещерѣ котораго и до нынѣ почиваютъ нетлѣнно, чудотворныя мощи сего святаго мужа не растлившаго чистоты.

Своими мощами святый Моисей побѣждаетъ и по смерти нечистыя страсти, какъ увѣдалъ святый Многострадальный Іоаннъ [14]. Ибо онъ, укрывшись въ пещерѣ и врывъ себя до раменъ противъ мощей преподобнаго Моисея, долго страдалъ, побѣждая въ себѣ тѣлесную страсть, и напослѣдокъ услышалъ гласъ Господень:

— «Да помолится мощамъ, находящимся противъ него, сему преподобному Моисею Угрину!»

Когда Многострадальный исполнилъ это, немедленно былъ избавленъ отъ нечистыя брани. Также и другого брата, страдавшаго отъ той же мерзости, избавилъ тотъ же святый Іоаннъ, когда одну кость отъ мощей преподобнаго Моисея далъ одержимому страстью, чтобы онъ приложилъ къ своему тѣлу, какъ о томъ разсказано въ житіи преподобнаго Іоанна Многострадальнаго. И намъ, избавившимся отъ всякой нечистоты, да будетъ преподобный Моисей вождемъ, направляющимъ по пути спасенія молитвами своими; да поклонимся съ нимъ въ Троицѣ поклоняемому Богу, Ему же слава нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Т. е. изъ Венгріи. Названіе угры-венгры могло явиться въ Русскомъ языкѣ приблизительно въ началѣ IX в., когда русскіе славяне впервые встрѣтились съ мадьярами; очевидно тогда въ русскомъ языкѣ еще существовалъ носовой звукъ и слово произносилось ѫгре; отсюда объясняется и нынѣшнее венгръ.
[2] Память его 2-го мая и 24-го іюля.
[3] Альта — притокъ Трубежа, впадающаго въ Днѣпръ ниже Кіева съ лѣвой, московокой стороны.
[4] Въ 1015 году.
[5] Гривна (отъ санскритск. griva — шея), собственно ожерелье, цѣпочка, обыкновенно золотая, носившаяся на шеѣ въ качествѣ украшенія. Впослѣдствіи наименованіе гривны стало усвояться слитку золота опредѣленной величины (отъ 72 до 96 золотниковъ), обращавшемуся въ качествѣ монеты.
[6] Въ 1017 году.
[7] Т. е. въ Польшу.
[8] Съ 1018 года.
[9] Т. е. со дня рожденія соблюлъ, нерушимымъ свое дѣвство.
[10] Память его 15 января.
[11] 3 апрѣля 1025 года.
[12] См. житіе преп. Антонія Печерскаго подъ 10 числомъ настоящаго мѣсяца.
[13] Въ 1043 году.
[14] Память его 18 іюля.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 606-615.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0