Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать четвертый.

Житіе преподобнаго отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерскаго.

Когда блаженный Акиндинъ, архимандритъ печерскій, заботливо и богоугодно пасшій Христово стадо, достигъ глубокой старости и послѣ долговременныхъ трудовъ переселился къ Господу на вѣчный покой, тогда не было въ богоизбранномъ числѣ святыхъ братій другого старѣйшаго и болѣе опытнаго въ иноческихъ подвигахъ, кромѣ Поликарпа. Поэтому весь полкъ добрыхъ воиновъ Христовыхъ единогласно и единодушно избралъ себѣ въ вожди и наставники этого блаженнаго, какъ достойнаго и могущаго управлять кормиломъ святой великой лавры Пресвятой Богородицы и преподобныхъ отцовъ нашихъ Антонія и Ѳеодосія печерскихъ; это было при великомъ князѣ кіевскомъ Ростиславѣ Мстиславичѣ [3], при митрополитѣ Іоаннѣ, четвертомъ митрополитѣ этого имени [4] и третьемъ послѣ митрополита Клима, освященнаго главою святаго Климента [5]. Принявъ начальство надъ святой великой Лаврой Печерской [6], блаженный Поликарпъ усердно старался сохранить всѣ монастырскіе уставы, положенные преподобнымъ Ѳеодосіемъ [7], ничего къ нимъ не прибавляя (посторонняго). Онъ оказался искуснымъ руководителемъ въ дѣлѣ спасенія: такого дѣйствительно и требовала чудотворная лавра и славилась имъ. Повсюду шла слава о ея благочиніи подъ начальствомъ блаженнаго Поликарпа. Многіе изъ благородныхъ и владѣтельныхъ князей пользовались его наставленіями и стремились къ добродѣтельной жизни, такъ что оставляли свои славные престолы изъ желанія жить вмѣстѣ съ нимъ, яркимъ примѣромъ чего является приснопамятный кіевскій князь Ростиславъ Мстиславичъ. Этотъ христолюбецъ, ставя себѣ всегда образомъ жизни блаженнаго Поликарпа, завелъ у себя такой добрый обычай: великимъ постомъ, каждую субботу и каждое воскресенье, онъ приглашалъ къ себѣ на обѣдъ двѣнадцать печерскихъ монаховъ и тринадцатаго блаженнаго архимандрита Поликарпа, и, накормивъ ихъ, не отпускалъ съ пустыми руками. А самъ каждое воскресенье причащался божественныхъ тайнъ, молясь со слезами, воздыханіемъ сердечнымъ и стонами, такъ что никто, кто видѣлъ его въ такомъ умиленіи, не могъ удержаться отъ слезъ. Когда же кончался святой великій постъ, то въ Лазареву субботу христолюбивый князь созывалъ всѣхъ печерскихъ блаженныхъ старцевъ, просіявшихъ постническимъ подвигомъ, угощалъ ихъ всѣхъ радушно, одарялъ милостынею и отпускалъ съ честію. Такимъ же образомъ созывалъ и угощалъ онъ братію и другихъ монастырей, но въ особенности братію печерскую, потому что очень любилъ добродѣтельную жизнь всѣхъ ихъ и по преимуществу блаженнаго ихъ наставника Поликарпа, подражавшаго всячески первоначальнымъ наставникамъ печерскимъ Антонію и Ѳеодосію. Князь, поэтому, часто говаривалъ блаженному, чтобы принялъ его въ число иноковъ печерской обители. Но блаженный Поликарпъ отвѣчалъ ему:

— «Благочестивый князь! вамъ Богъ велѣлъ вести другую жизнь, — управлять, творить праведный судъ и строго соблюдать крестное цѣлованіе».

А князь Ростиславъ возражалъ ему:

— «Отецъ святый! княженіе міра сего не можетъ быть безъ грѣха, и мнѣ оно уже надоѣло и утомило меня своими вседневными заботами, поэтому хотѣлось бы мнѣ хоть немного въ старости послужить Богу и подражать тѣмъ князьямъ и царямъ, которые узкимъ и труднымъ путемъ шли и достигли небеснаго Царства».

На эти слова блаженный Поликарпъ сказалъ:

— «Христолюбивый князь! если ты хочешь этого отъ всего сердца, то да будетъ воля Божія».

Хотя князь и не успѣлъ привести въ исполненіе этого намѣренія, однако изъ слѣдующаго ясно видно, что оно было у него дѣйствительно горячимъ сердечнымъ желаніемъ, а родилось подъ вліяніемъ добраго примѣра святаго Поликарпа.

Когда князь сильно заболѣлъ въ Смоленскѣ и велѣлъ везти себя въ Кіевъ, то сестра его Рогнѣда, видя, что братъ такъ слабъ, просила его:

— «Останься здѣсь въ Смоленскѣ, и здѣсь положимъ тебя въ своей церкви».

Онъ же отвѣчалъ ей:

— «Пожалуйста, не дѣлайте такъ, но даже если я и очень слабъ, все таки пусть меня везутъ въ Кіевъ; если Богъ меня возьметъ въ пути, то пусть положатъ мое тѣло въ монастырѣ святаго Ѳеодора, построенномъ моимъ отцомъ; если же Богъ избавитъ меня отъ этой болѣзни, то обѣщаюсь постричься въ монахи въ святомъ печерскомъ монастырѣ при блаженномъ Поликарпѣ».

Потомъ, когда усилилась его болѣзнь, и онъ уже былъ при смерти, онъ сказалъ своему духовному отцу, священнику Симеону:

— «Ты отвѣтишь Богу за то, что не позволилъ мнѣ постричься у того святаго мужа въ Печерскомъ монастырѣ: я горячо желалъ этого, и да проститъ мнѣ Господь грѣхъ, что я не исполнилъ обѣта!»

Такъ принялъ онъ блаженную кончину. Началомъ и причиной такой добродѣтельной жизни приснопамятнаго князя было не что иное, какъ примѣръ подвижнической жизни и боговдохновенная бесѣда преподобнаго отца нашего Поликарпа, бывшаго въ его княженіе достойнымъ начальникомъ святой чудотворной Печерской лавры; увлекая не только братію, но и благочестивыхъ мірянъ своимъ добродѣтельнымъ примѣромъ, онъ поставлялъ ихъ на путь покаянія и спасенія. Такъ заботливо пасъ онъ врученную ему Богомъ паству. Онъ долго жилъ и въ глубокой старости преставился къ Господу въ 6690-мъ году оть сотворенія міра, а отъ Рождества Христова въ 1182-мъ, 24-го іюля, въ праздникъ святыхъ страстотерпцевъ, князей русскихъ Бориса и Глѣба [8]. Облачили его тѣло и погребли съ честію вмѣстѣ со святыми отцами.

Послѣ его смерти возникло большое затрудненіе въ монастырѣ: братія не могли себѣ избрать новаго игумена. Хотя многіе изъ блаженныхъ старцевъ были достойны такого сана, но ни одинъ не хотѣлъ его принять по своему смиренію и обѣту безмолвія: имъ казалось лучше быть въ повиновеніи и находиться въ уединеніи, чтобъ своего сокровища добродѣтели, собраннаго упорнымъ трудомъ, не расточить въ. заботахъ и печаляхъ, которыя обыкновенно неразлучны съ начальствованіемъ. Горько тужили и скорбѣли братія: нельзя было такому большому стаду ни одного часа быть безъ пастыря. Во вторникъ ударили въ било; собрались вся братія въ церковь и начали молиться о своей нуждѣ Пресвятой Богородицѣ и преподобнымъ отцамъ Антонію и Ѳеодосію, призывая на помощь подвижника — новопреставленнаго блаженнаго Поликарпа и прося его, чтобъ умолилъ Бога указать имъ вмѣсто себя игумена, и черезъ то показалъ бы, угодилъ ли онъ Господу, или нѣтъ. Совершилось чудо: словно одними устами многіе сразу сказали:

— «Пойдемъ къ благочестивому священнику Василію на Щековицу [9], пусть онъ будетъ нашимъ игуменомъ и управляетъ иноками печерскаго монастыря».

Пришли всѣ съ поклономъ къ священнику Василію и сказали:

— «Мы всѣ, братія печерскаго монастыря, кланяемся тебѣ и хотимъ тебя себѣ въ отцы и игумены!»

Священникъ Василій былъ весьма изумленъ, поклонился имъ въ свою очередь земнымъ поклономъ и сказалъ:

— «Отцы святые! я думалъ только о монашествѣ; куда мнѣ недостойному быть игуменомъ».

И долго отказывался онъ, пока наконецъ не уступилъ ихъ настойчивымъ просьбамъ. Тогда братія взяла его съ собой въ монастырь.

Въ пятницу на постриженіе этого Богомъ избраннаго Василія прибыли преосвященный митрополитъ кіевскій Никифоръ [10] и боголюбивые епископы: Лаврентій туровскій и Николай полоцкій, и всѣ пречестные игумены; преосвященный митрополитъ Никифоръ постригъ его собственноручно. Такъ сталъ онъ начальникомъ и пастыремъ добрымъ иноковъ святаго печерскаго монастыря послѣ блаженнаго Поликарпа. Подражая его жизни и вспомоществуемый его молитвами, онъ былъ для всѣхъ образцомъ добродѣтелей, во славу и честь небесному Наставнику и Начальнику пастырей, Господу Богу и Спасу нашему Іисусу Христу, Ему же со безначальнымъ Отцомъ и съ Пресвятымъ, Благимъ и Животворящимъ Духомъ, подобаетъ отъ всего созданія непрестанное славословіе и поклоненіе, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Поликарпъ — πολύκαρπος, въ переводѣ съ греческаго, значитъ «многоплодный».
[2] Симонъ — постриженникъ Печерскаго монастыря; отсюда онъ былъ взятъ вел. княземъ Всеволодомъ Юрьевичемъ въ игумены основаннаго имъ во Владимірѣ Рождественскаго монастыря; затѣмъ Симонъ былъ поставленъ первымъ епископомъ Владимірской епархіи, отдѣленной отъ Ростовской въ 1214 г. Симонъ скончался въ 1226 г. послѣ двѣнадцатилѣтняго правленія. Изъ посланія еп. владимірскаго Симона къ Поликарпу и изъ посланія послѣдняго къ Акиндину, печерскому архимандриту, содержаніемъ которыхъ служитъ рядъ сказаній о печерскихъ чудотворцахъ и о чудесахъ, бывшихъ въ самомъ монастырѣ при построеніи его великой церкви, и составился знаменитый Печерскій патерикъ (πατερικόν подр. βίβλιον — отечникъ, отеческая книга, т. е. книга отцовъ или объ отцахъ).
[3] Ростиславъ Мстиславичъ — великій князь въ 1154 г. (одну недѣлю); во второй разъ великій князь въ 1158-1167 гг.
[4] Іоаннъ IV митрополитъ Кіевскій 1164-1166 гг.
[5] Обычно въ періодъ домонгольскій Кіевскій митрополитъ избирался и посвящался въ Константинополѣ, и извѣстно лишь два случая, когда митрополиты были — не греки, а природные русскіе, избранные и посвященные въ самой Руси. Въ 1051 г. такъ поставленъ былъ митрополитъ Иларіонъ; въ 1147 г. митрополитъ Климъ или Климентъ. На соборѣ (1147 г.) епископовъ, созванныхъ для избранія и посвященія митрополита, между прочимъ епископъ Черниговскій, оправдывая поставленіе русскаго митрополита, помимо патріарха Константинопольскаго, говорилъ: «я знаю, что епископы, составляя изъ себя соборъ, имѣютъ право поставить митрополита, — къ тому же у насъ есть глава (мощи) святаго Климента; какъ греки ставятъ (патріарховъ) рукой святаго Іоанна, (такъ и мы поставимъ митрополита)».
[6] Блаженный Поликарпъ былъ избранъ и посвященъ въ архимандрита Кіево-Печерскаго монастыря въ 1164 году.
[7] См. выше — житіе преп. Антонія Печерскаго, подъ 10-мъ числомъ.
[8] Память ихъ совершаетъ Церковь еще 2-го мая.
[9] Урочище въ Кіевѣ.
[10] Никифоръ II, упоминаемый Лѣтописью съ 1182 по 1197 гг.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 565-570.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0