Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать третій.

Страданіе святаго священномученика Аполлинарія.

— «Богъ взыскалъ родъ человѣческій, пославши Сына Своего для обновленія міра».

И, увѣровавъ во Христа, крестились. Немало времени спустя святый аностолъ Петръ обратился къ ученику своему Аполлинарію, пришедшему съ нимъ изъ Антіохіи, съ такими словами:

— «Вотъ ты хорошо наставленъ въ познаніи Христа, Сына Божія и вполнѣ увѣдалъ всѣ Его божественныя дѣянія. Итакъ прими освященіе Святаго Духа и иди въ многолюдный городъ Равенну [4] и, ничего не боясь, проповѣдуй тамъ имя Іисуса Христа!»

Произнесши это, апостолъ Петръ сотворилъ молитву и, возложивъ руки на главу Аполлинарія, поставилъ его епископомъ города Равенны.

— «Да пошлетъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ ангела Своего, который сохранитъ тебя въ пути и исполнитъ, что ты просишь».

Съ такими прощальными словами апостолъ отпустилъ Аполлинарія, облобызавъ его. Приблизившись къ вышеназванному городу, Аполлинарій вошелъ въ домъ одного воина, по имени Иринея, желая, какъ странникъ, отдохнуть. Во время бесѣды съ нимъ, святый епископъ объявилъ этому Иринею о себѣ: кто онъ, откуда и ради чего идетъ въ ихъ городъ, и говорилъ о Христѣ Іисусѣ и Его божественной силѣ. Ириней сказалъ ему:

— «Отче странникъ! У меня сынъ слѣпой, и если проповѣдь твоя имѣетъ силу, исцѣли его, чтобы онъ прозрѣлъ, тогда я, увѣровавъ въ Бога твоего, пойду во слѣдъ Его».

И повелѣлъ святый привести къ себѣ слѣпаго; когда же того привели, собрались всѣ домашніе, желая видѣть, что сдѣлаетъ со слѣпцомъ странникъ. А онъ, осѣнивъ крестнымъ знаменіемъ очи слѣпаго, изрекъ:

— «Боже вездѣсущій! Внеси познаніе Сына Твоего въ этотъ городъ, да не только тѣлесныя, но и духовныя очи людей этихъ просвѣтятся, чтобы познали они Тебя, Единаго истиннаго Бога и Господа нашего Іисуса Христа, Котораго Ты послалъ для спасенія міра» (ср. Іоан. 17, 3).

Какъ только святый изрекъ это, тотчасъ отверзлись очи слѣпаго, и онъ прозрѣлъ и припалъ къ ногамъ человѣка Божія съ родителями своими. Итакъ вся та семья увѣровала во Христа и крестилась въ рѣкѣ, которая протекала недалеко отъ Равенны, и сталъ святый жить въ томъ Иринеевомъ домѣ.

А въ городѣ была больная женщина, супруга трибуна [5], по имени Ѳекла, много лѣтъ лежавшая въ болѣзни; и хотя ее пользовали различные искусные врачи, она не могла излѣчиться. Случилось, что новокрещенный воинъ Ириней пришелъ къ трибуну и, видя, что тотъ сильно огорченъ неизлѣчимою болѣзнью жены своей, обратился къ нему съ такой рѣчью:

— «Живетъ у меня странникъ, который моего слѣпаго сына излѣчилъ безъ всякаго лѣкарства; если прикажешь, чтобы тотъ пришелъ къ тебѣ, онъ тотчасъ исцѣлитъ и твою супругу».

Трибунъ спросилъ:

— «Откуда этотъ человѣкъ пришелъ сюда?»

— «Изъ Рима», — отвѣчалъ Ириней.

— «Что же онъ — римлянинъ?» — переспросилъ трибунъ.

— «Не знаю; однако сдается мнѣ, что онъ родомъ не римлянинъ, а грекъ».

— «Приведи его тайно въ домъ мой!» — заключилъ трибунъ бесѣду.

Когда святый Аполлинарій входилъ съ Иринеемъ въ городъ Равенну, то, осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, молился:

— «Боже, поспѣшествующій учителю моему Петру, споспѣшествуй и мнѣ, да прославится имя Твое святое въ этомъ градѣ и да исполняется здѣсь Твоя воля!»

Когда святый вступилъ въ домъ трибуна, трибунъ привѣтствовалъ его:

— «Хорошо, что пришелъ, о, врачъ! Что можетъ быть, въ самомъ дѣлѣ, пріятнѣе студеной воды для жаждущаго?»

— «Да почіетъ, — сказалъ святый Аполлинарій, — на васъ благословеніе Господа нашего Іисуса Христа».

— «Кто Тотъ, Кого ты назвалъ?» — спросилъ трибунъ.

— «Онъ — Сынъ Бога Живаго (ср. Іоан. 6, 69), обновившій весь погибшій міръ», — отвѣтствовалъ Аполлинарій.

— «Вижу, что ты — галилеянинъ» [6], — сказалъ трибунъ.

— «Истинно, такъ», — подтвердилъ святый.

— «Умѣешь ты врачевать?» — спросилъ трибунъ.

— «Нѣтъ», — отвѣчалъ святый, — «я ничего не знаю, кромѣ имени Іисуса».

— «А какая сила въ имени Іисуса?» — сказалъ трибунъ.

— «А вотъ», — отвѣчалъ святый, — «призови сюда, воиновъ, которые подъ твоею властію, и на глазахъ всѣхъ познаешь силу Господа моего Іисуса Христа!»

Трибунъ тотчасъ же черезъ посланнаго созвалъ всѣхъ своихъ воиновъ и затѣмъ обратился къ святому:

— «Вотъ моя жена много лѣтъ лежитъ на одрѣ болѣзни, и лѣкарство не только не помогаетъ ей, но еще болѣе вредитъ. Итакъ, если въ тебѣ заключена какая-либо врачующая сила, яви ее надъ болящей!»

— «Да откроетъ Богъ, — молитвенно пожелалъ святый, — очи вашихъ сердецъ, чтобы, видя чудеса Его, всѣ увѣровали въ Него!»

И, подойдя къ постели, взявъ за руку больную, произнесъ:

— «Во имя Господа нашего Іисуса Христа встань и вѣруй въ Него, и не помысли, что кто либо подобенъ Ему».

И тотчасъ жена почувствовала себя здоровою, встала съ постели и громко свидѣтельствовала:

— «Нѣтъ инаго Бога, кромѣ Іисуса Христа, Котораго ты проповѣдуешь».

Видя это трибунъ и всѣ его воины, удивляясь, восклицали:

— «Воистину только этотъ Богъ, Который творитъ таковое! Онъ можетъ вспомоществовать намъ и на войнѣ, если мы Его возлюбимъ!»

И увѣровали во Христа трибунъ съ женою своей и съ дѣтьми и со всѣми домашними, и многіе изъ бывшихъ тамъ язычниковъ вѣровали и крестились. Съ этого времени святый Аполлинарій сталъ имѣть пребываніе въ городѣ въ домѣ трибуна, и повседневно приходило къ нему множество людей, и онъ тайно училъ ихъ вѣровать во Христа и крестилъ; увѣровавшіе же отдавали своихъ дѣтей святому для книжнаго ученія. И святитель Божій устроилъ въ домѣ трибуна изъ одной комнаты церковь и совершалъ въ ней литургію и причащалъ вѣрующихъ божественныхъ Таинъ Тѣла и Крови Христовыхъ. Оставаясь тамъ 12 лѣтъ рукоположилъ двухъ пресвитеровъ, Адерета и Калокира, а Маркіана, человѣка благороднѣйшаго происхожденія, и философа Левкадія поставилъ діаконами и шесть человѣкъ клириками и совершалъ съ ними дневныя и ночныя моленія, славословя Бога. Когда же число христіанъ умножилось, и слухъ объ имени и силѣ Іисуса Христа и Его проповѣдникѣ прошелъ въ народѣ, то не могъ остаться въ неизвѣстности человѣкъ Божій, и было о немъ сообщено правителю города Сатурнину.

Когда за нимъ было послано, и онъ былъ приведенъ, то правитель представилъ его главнѣйшимъ жрецамъ Равеннскаго Капитолія и въ присутствіи ихъ обратился къ нему съ вопросомъ:

— «Кто ты таковъ?»

— «Я христіанинъ» — громкимъ голосомъ исповѣдалъ святый въ отвѣтъ.

— «А кто Христосъ?» — спросилъ князь.

— «Христосъ есть Сынъ Бога Живаго, Которымъ движется все существующее на небѣ и на землѣ и въ морѣ», — отвѣчалъ святый.

— «Это Онъ послалъ тебя, — допытывался судья, — къ намъ ниспровергнуть служеніе нашимъ богамъ? Развѣ ты не знаешь, великаго бога Зевса, обитающаго въ городскомъ капитоліи, которому и ты долженъ поклониться?»

— «Кто онъ — не знаю и о храмѣ его мнѣ неизвѣстно», —отвѣтствовалъ святый.

Тогда жрецы идоловъ предложили святому:

— «Такъ иди и посмотри на великій храмъ его, дивно украшенный, и въ немъ увидишь изображеніе непобѣдимаго Зевса и поклонишься ему».

И привели святаго Аполлинарія къ тому храму; когда онъ вошелъ въ него и увидѣлъ богатыя украшенія, то посмѣялся и обратился къ жрецамъ съ такою рѣчью:

— «Вотъ сколько золота и серебра попустому здѣсь собрано: не лучше ли было роздать его нищимъ, чѣмъ понапрасну повѣсить предъ демонами?»

Тогда нечестивые преисполнились гнѣва и ярости, сильно избили святаго, а затѣмъ, привязавъ веревкой за ноги, вытащили его за городъ и бросили на морскомъ берегу, какъ мертваго. Святаго Аполлинарія, едва живаго, взяли его ученики и укрыли въ домѣ одной вдовы, вѣрующей во Христа, и заботились о немъ.

Спустя шесть мѣсяцевъ, одинъ знатный человѣкъ, по имени Вонифатій, внезапно сталъ нѣмъ; къ нему призывали многихъ врачей, но послѣдніе ничѣмъ не могли помочь ему. Въ то время стало извѣстно въ его домѣ, что рабъ Божій Аполлинарій живъ и укрывается у одной вдовы. Жена нѣмаго поспѣшила къ человѣку Божію и, припадая къ ногамъ его, молила, чтобы онъ пришелъ въ домъ къ ней и исцѣлилъ ея мужа. Святитель Христовъ, вставъ, пошелъ туда и, когда входилъ въ домъ Вонифатія, одна изъ рабынь, отроковица, одержимая нечистымъ духомъ, схваченная имъ, воскликнула:

— «Уйди отсюда рабъ Бога Живаго! Если же не уйдешь, то я добьюсь, что тебя, со связанными ногами, опять выволокутъ изъ города!»

Святый, запретивъ нечистому духу, изгналъ его изъ рабыни; войдя къ больному и нѣмому Вонифатію, онъ такъ помолился о немъ Богу:

— «Господи Іисусе Христе, затворившій уста этому человѣку, чтобы не призывалъ онъ къ себѣ бѣсовъ на помощь, открой ихъ ему нынѣ, да призоветъ онъ Твое преблагословенное имя и увѣруетъ, что Ты — Богъ, живущій во вѣки».

Когда святый такъ помолился, а предстоявшіе христіане произнесли «аминь», въ ту же минуту разрѣшился языкъ нѣмаго и уста его открылись для славословія Единаго Бога, и онъ громогласно воскликнулъ:

— «Нѣтъ другаго Бога, кромѣ проповѣдуемаго Аполлинаріемъ!»

Въ тотъ день увѣровали во Христа болѣе 500 сотъ мужей и приняли святое крещеніе. Не много дней спустя, нечестивые, возбужденные бѣсами ко гнѣву, снова схватили святаго Аполлинарія и сильно били палками, запрещая ему, — да не смѣетъ онъ проповѣдывать объ Іисусѣ, ни даже упоминать имя Его. Святый же, лежа на землѣ, восклицалъ:

— «Воистину Богъ есть Іисусъ Христосъ, волею пострадавшій за людей».

Язычники, не вынося его свидѣтельства о Христѣ, поставили его босыми ногами на горячіе уголья и, мучая его, жгли на огнѣ. А онъ еще съ бо́льшею силою громко проповѣдовалъ Христа. Потомъ, привязавъ святаго Аполлинарія за ноги, мучители вытащили его изъ города, съ крикомъ:

— «Хотя ты и творишь исцѣленія, но, если хочешь быть живымъ, не осмѣливайся входить въ городъ».

И святый лежалъ близъ города и непрестанно училъ о имени Іисуса Христа. Приходили къ нему многіе богобоязненные люди и прислуживали ему. Умножавшіеся въ числѣ отъ проповѣди святаго вѣрующіе создали небольшую церковь недалеко отъ города на морскомъ берегу, и совершалъ въ ней архіерей Божій святую литургію и обращающихся ко Христу Богу крестилъ въ морѣ.

Спустя нѣсколько лѣтъ святый былъ прогнанъ невѣрными и отправился въ италійскую страну Емилію и здѣсь проповѣдію, кого только могъ, приводилъ къ святой вѣрѣ. Въ это время, по его повелѣнію, управлялъ церковію пресвитеръ Калокиръ; являлъ и тотъ великія знаменія силою имени Іисуса Христа. Пробывъ достаточно времени въ Емиліи и обративъ многихъ ко Христу, святый Аполлинарій опять вернулся въ Равенну, гдѣ вѣрующіе приняли его съ радостію. Въ то время Равенна имѣла уже другого правителя, по имени Руфина, у котораго была только одна дочь, и она такъ тяжко болѣла, что уже ожидали ея смерти. Услышавъ о святомъ Аполлинаріи, правитель приказалъ съ честію привести его въ свой домъ, чтобы онъ помогъ его дочери. Когда святый епископъ съ клириками вступалъ въ домъ князя, умерла больная.

И начали плакать и громко рыдать какъ родители ея, такъ и всѣ домашніе. Увидавъ святаго, Руфинъ такъ сказалъ ему:

— «Лучше бы ты не приходилъ въ домъ мой, потому что за тебя разгнѣвались на меня великіе боги и не захотѣли, чтобы моя дочь избавилась отъ смерти».

— «Клянись мнѣ здравіемъ твоего цезаря», — возразилъ святый, — «что не помѣшаешь дочери твоей идти во слѣдъ Спасителя своего, и ты увидишь силу проповѣдуемаго мною Господа нашего Іисуса Христа».

— «Я знаю», — отвѣчалъ Руфинъ, — «что дочь моя умерла, но если я увижу ее воскресшею и говорящею, восхвалю силу Бога твоего, и не воспрещу ей послѣдовать за своимъ Спасителемъ».

Тогда святый, приблизившись къ покойницѣ, молился:

— «Господи Іисусе Христе Боже мой, исполняющій всѣ прошенія апостола Твоего Петра, моего наставника, исполни и мою просьбу, — воскреси эту отроковицу, такъ какъ она Твое созданіе. И да видятъ предстоящіе Твою силу и разумѣютъ, что нѣтъ иного Бога, кромѣ Тебя!»

Потомъ, прикоснувшись къ мертвой, воскликнулъ:

— «Возстань и исповѣдуй Создателя твоего!»

И тотчасъ дѣвица воскресла, стала на ноги и, громко взывая, восклицала:

— «Великъ Богъ, Котораго проповѣдуетъ Аполлинарій, и нѣтъ, кромѣ Него, другаго Бога!»

Обрадовались родители отроковицы, обрадовались и всѣ христіане, что такъ прославилось имя Господа Іисуса. Крестилась дѣвица съ матерью и всѣ домашніе, и всѣхъ принявшихъ крещеніе душъ обоего пола было триста двадцать четыре, и многіе другіе изъ язычниковъ увѣровали во Христа и крестились. Правитель же Руфинъ, хотя и увѣровалъ во Христа, но страха ради передъ цезаремъ, не принялъ крещенія, но втайнѣ любилъ святителя Божія и служилъ ему. Дочь же его посвятила себя Іисусу Христу, обручивъ себя Ему, какъ невѣста, и пребыла дѣвою въ теченіе всей своей жизни.

Сообщено же было цезарю язычниками, что какой-то человѣкъ, пришедшій изъ Антіохіи, своимъ волшебствомъ и чарами, внесъ имя Іисуса Жидовина въ городъ Равенну, и многіе изъ народа слушаютъ его, причемъ онъ даже семью и домашнихъ Руфина совратилъ въ свою вѣру. Цезарь же, немедленно послалъ намѣстника своего, именемъ Мессалина, въ Равенну лишить власти Руфина, а Аполлинарія приказалъ или принудить къ поклоненію языческимъ богамъ, или изгнать въ самыя отдаленныя страны. Мессалинъ, исполняя волю цезаря, позвалъ Аполлинарія въ преторію и при капитолійскихъ жрецахъ распрашивалъ его, — кто онъ, откуда и чѣмъ занимается. Святый же сказалъ о себѣ, что онъ христіанинъ, родомъ изъ Антіохіи, ученикъ апостольскій; дѣло же его исключительно состоитъ въ проповѣдованіи Іисуса Христа, Сына Бога Живаго, сотворившаго небо и землю, и море и все, что на нихъ и въ нихъ.

— «Не Того ли проповѣдуешь Христа, Который, нѣсколько лѣтъ тому назадъ, назвался Сыномъ Божіимъ, и былъ убитъ жидами?» —спросилъ Мессалинъ. — «Если бы Онъ былъ Богъ, то не умеръ бы и не принялъ бы поруганія, но такъ какъ Онъ былъ гордъ, то преданъ былъ на мученіе и погибъ отъ смертной казни, — ради чего ты причисляешь Его къ богамъ, не знаю».

— «Сей Іисусъ Христосъ, — сказалъ ему святый Аполлинарій, — о Которомъ ты говоришь, Богъ былъ, есть и будетъ во вѣки. Желая освободить родъ человѣческій отъ порабощенія врагу, Онъ смирилъ Себя и воплотился отъ Святаго Духа въ утробѣ чистой, не познавшей мужа, Дѣвы и родился отъ Нея несказанно».

— «Все это и мы слышали, — возразилъ Мессалинъ, — но это маловѣроятно».

— «Послушай меня, о судья! и внемли, — воззвалъ святый. — Богъ былъ въ чистой плоти и творилъ удивительныя чудеса и знаменія, а когда былъ взятъ іудеями и распятъ, то пострадала принятая отъ Пресвятой Дѣвы плоть Его, а Божество осталось чуждымъ страданія и безсмертнымъ; этимъ Божествомъ и плоть воскресла изъ мертвыхъ въ третій день и Онъ, явившись многимъ, вознесся на небо, откуда и сошелъ. Столь великую силу и власть Онъ далъ вѣрующимъ въ Него, что послѣднія именемъ Его могутъ изгонять бѣсовъ, исцѣлять всякія неизлѣчимыя болѣзни и воскрешать мертвыхъ» (Марк. 16, 17-18).

— «Не можешь меня переубѣдить, — возразилъ Мессалинъ, — чтобы я сталъ послѣдователемъ неизвѣстнаго Бога, Котораго не признаютъ цезарь и сенаторы; но войди въ городской капитолій и вознеси своими руками куреніе великому и страшно гремящему богу Зевсу; если же не захочешь этого сдѣлать, то предамъ тебя различнымъ мукамъ и сошлю въ изгнаніе».

— «Если и въ Капитолій войду, все же не принесу куренія бѣсамъ, но принесу жертву хвалы Господу моему Іисусу Христу», —отвѣчалъ святый.

Жрецы же идольскіе закричали:

— «Да будетъ Аполлинарій мучимъ!»

И повелѣлъ Мессалинъ обнажить мученика и бить палками безъ пощады со словами:

— «Принеси жертву богамъ!»

А святый, во время этой пытки восклицалъ:

— «Я — христіанинъ!»

— «Протяните его на мѣстѣ мученія, — яростно воскликнулъ одинъ изъ жрецовъ, — и истязайте еще жесточе, пока не воздастъ хвалы безсмертнымъ богамъ».

Но и среди этихъ, болѣе жестокихъ, мученій святый Аполлинарій взывалъ:

— «Исповѣдую Богомъ живымъ Господа Іисуса Христа и никого иного!»

Спустя часъ, Мессалинъ, повелѣвъ ослабить муки, обратился къ страстотерпцу:

— «Скажи мнѣ, окаянный, какого воздаянія ожидаешь ты за принятыя муки?»

— «Въ нашихъ книгахъ, — отвѣчалъ мученикъ, — написано: "претерпѣвшій до конца спасется" (Матѳ. 24, 13), и если кто умретъ за Христа, тотъ живъ будетъ: таково воздаяніе для христіанина».

Смотрѣло же на страданіе святаго много народа, вѣрующихъ и язычниковъ, и вѣрующіе, видя его мужество и терпѣніе, прославляли Бога небеснаго. Мессалинъ тогда снова приказалъ слугамъ мучить раба Христова и лить кипящую воду на его раны. А тѣмъ временемъ приказалъ готовить корабль, намѣреваясь закованнаго въ желѣзо мученика сослать въ заточеніе въ Иллирикъ [7]. Одинъ изъ истязавшихъ святаго слугъ, болѣе всѣхъ ярившійся на страстотерпца, внезапно былъ охваченъ лютымъ бѣсомъ, упалъ на землю и умеръ, такъ какъ бѣсъ исторгнулъ изъ него окаянную его душу. А святый Аполлинарій, будучи снятъ съ мучилища, обратился къ Мессалину:

— «Нечестивый, почему ты не вѣруешь въ Сына Божія? — тогда бы ты могъ избѣгнуть вѣчной муки въ гееннѣ» [8].

Разъярился мучитель и приказалъ бить святаго по устамъ камнемъ. Христіане, видя такую жестокость мучителя, не могли болѣе терпѣть (было ихъ великое множество), но, подвигнувшись на гнѣвъ, произвели народный мятежъ; бросились они на язычниковъ и нѣсколько человѣкъ убили; хотѣли убить и Мессалина, но онъ, когда замѣтилъ начавшійся шумъ и народный мятежъ, испугался и тотчасъ, схватившись съ мѣста, бѣжалъ и скрылся гдѣ-то въ укрѣпленномъ зданіи. Воинамъ онъ приказалъ схватить Аполлинарія, заключить въ темницу, забить его ноги въ колодки и не давать ему ни пищи, ни питья, чтобы онъ умеръ, изнемогая отъ голода и жажды. Но Богъ, насыщающій всѣхъ, не покинулъ Своего раба, а послалъ ангела подкрѣпить святаго, когда онъ взалкалъ, и ангелъ Божій пришелъ въ темницу видимо, такъ что темничные стражи смотрѣли на него, и принесъ узнику Христову пищу и питіе, которыя тотъ взялъ и, вкусивъ, подкрѣпился и благодарилъ Бога. Спустя четыре дня, Мессалинъ, услышавъ что учитель христіанскій Аполлинарій еще живъ въ темницѣ, приказалъ заковать его въ тяжелыя желѣзныя оковы, тайно посадить на корабль и отправить въ заточеніе. Съ нимъ пошли и три клирика, не желая разстаться со своимъ отцемъ и учителемъ и пустились въ плаваніе.

Черезъ нѣсколько дней неожиданно поднялась сильная буря, и море жестоко взволновалось, корабль разбился отъ напора волнъ и всѣ утонули; уцѣлѣлъ только святый Аполлинарій съ тремя клириками и два воина съ ними; хранимые Богомъ, они приплыли невредимыми къ берегу; желѣзныя же оковы, въ которыя святый былъ заключенъ, спали съ него, разбитые невидимой рукой въ то время, когда разрушившійся корабль сталъ погружаться. Спасенные отъ гибели вышли на берегъ. И два помянутые воина спросили святаго:

— «Господинъ! Отче! Куда мы пойдемъ? Что будемъ дѣлать?»

— «Вѣруйте, — отвѣчалъ святый, — въ Господа нашего Іисуса Христа, — примите святое крещеніе и будете живы».

Они тотчасъ же, проклявъ идоловъ, крестились во имя Отца, Сына и Святаго Духа. И ходилъ святый съ тремя клириками и двумя новопросвѣщенными воинами съ одного мѣста на другое, пришли даже въ Мизію [9], гдѣ никто не принималъ ихъ. Святый же, увидѣвъ одного знатнаго человѣка, имѣвшаго проказу на своемъ лбу, спросилъ:

— «Хочешь ли быть здоровымъ?»

— «Хочу» — отвѣчалъ тотъ.

— «Вѣруй въ Господа нашего Іисуса Христа», — сказалъ святый.

— «Кто меня исцѣлитъ, — отвѣчалъ больной, — тотъ будетъ моимъ Богомъ».

Святый Аполлинарій, призвавъ имя Господа Іисуса, прикоснулся къ проказѣ того человѣка и тотъ тотчасъ же сталъ здоровъ, отрекся отъ идоловъ, увѣровалъ во Христа и крестился. Жилъ у него святый много дней, уча невѣрныхъ познанію истиннаго Бога и просвѣщая ихъ святымъ крещеніемъ. Также точно онъ многихъ изъ невѣрныхъ привелъ къ Христу проповѣдію слова, когда шелъ оттуда по берегу рѣки Дуная. Послѣ того пришелъ во Ѳракію и пребывалъ тамъ близъ одного языческаго капища, гдѣ стоялъ идолъ нечистаго языческаго бога Серапида, который бесѣдовалъ съ своими поклонниками: потому что бѣсъ, сидѣвшій въ идолѣ, давалъ отвѣты приносящимъ жертвы и спрашивающимъ о всякомъ дѣлѣ. Когда святый пришелъ туда, идолъ замолкъ. И были сильно опечалены нечестивые жрецы и всѣ язычники той страны, что богъ ихъ онѣмѣлъ. Послѣ того, какъ они долго умилостивляли его жертвами, чтобы онъ снова заговорилъ съ ними, едва кое-какъ онъ проговорилъ:

— «Развѣ не знаете вы, что изъ Рима пришелъ сюда ученикъ апостола Петра и связалъ меня именемъ Іисуса, которое онъ проповѣдуетъ? Пока онъ отсюда не будетъ изгнанъ, я не могу отвѣчать на ваши вопрошенія!»

Тотчасъ язычники старательно стали разыскивать Христова проповѣдника и, нашедши, били немилосердно; затѣмъ, приведя его къ морю, отыскали тамъ корабль, отплывавшій въ Италію; и, умоливъ правителя своей страны, отправлявшаго корабль тотъ, посадили на него святителя Божія, говоря:

— «Откуда ты пришелъ, туда и возвратись!»

И при попутномъ вѣтрѣ достигли Италіи. Вышедъ на сушу съ учениками, человѣкъ Божій пошелъ въ городъ Равенну къ своей паствѣ и, явившись въ Равеннѣ послѣ трехлѣтняго изгнанія, принять былъ вѣрующими съ великою радостію. Язычники же сильно гнѣвались, узнавъ, что христіанскій епископъ возвратился изъ изгнанія, и замышляли злое, подъискивая удобное время для выполненія своего умысла.

Достаточно времени спустя, когда святитель Божій совершалъ святую литургію въ церкви, находившейся въ селеніи одного извѣстнаго мужа, по имени Киринея, напали на нее язычники въ огромномъ числѣ и, разогнавши словесную паству Христову, схватили самого пастыря святаго Аполлинарія и съ побоями привели его связаннаго въ городъ и предоставили самымъ главнымъ капитолійскимъ жрецамъ храма Зевса. Тѣ, увидѣвъ его, съ гнѣвомъ закричали:

— «Недостоинъ онъ предстать предъ великаго бога Зевса, надъ которымъ не разъ надругался, но пусть ведутъ его къ Аполлону!»

Когда святый былъ приведенъ въ храмъ Аполлона, онъ вознесъ молитву Господу своему, и идолъ тотъ тотчасъ, упавши наземь, разсыпался въ прахъ, а немного времени спустя, и храмъ тотъ непотребный разрушился. Видя то, христіане прославляли Всемогущаго Бога своего, а язычники, схвативъ святаго Аполлинарія, привели его къ князю, по имени Таврусу, и предали тому мученика для осужденія на смерть. Правитель же, созвавши въ преторію всѣхъ совѣтниковъ — гражданъ, спрашивалъ узника Христова въ ихъ присутствіи, «чьею силою творитъ онъ такія чудеса, исцѣляя больныхъ?»

Святый повѣдалъ, что все исполняетъ силою Христовою, ибо одинъ Христосъ есть истинный и всесильный Богъ.

— «У меня, — сказалъ судья, — сынъ слѣпой отъ рожденія; если ты силою Христа твоего сдѣлаешь, что онъ прозрѣетъ, то и мы будемъ вѣровать, что Христосъ есть Богъ истинный; если же ты этого не сдѣлаешь, то предадимъ тебя огню, да погибнешь по заслугамъ».

Святитель Христовъ приказалъ привести слѣпорожденнаго и, когда тотъ былъ приведенъ, человѣкъ Божій осѣнилъ крестнымъ знаменіемъ слѣпыя очи и произнесъ:

— «Во имя Іисуса Христа Распятаго открой глаза твои и прозри».

И тотчасъ слѣпой отъ рожденія, открылъ глаза, прозрѣлъ. И всѣ дивились, восклицая:

— «Дѣйствительно совершающій таковыя чудеса есть Богъ Истинный».

И многіе увѣровали во Христа. Правитель же, освободивъ святаго изъ рукъ невѣрующихъ, отправилъ его ночью въ свое имѣніе, въ шести милліаріяхъ [10] отъ города, подъ предлогомъ, что тамъ будетъ держать его въ оковахъ. Но святитель оставался въ томъ селеніи всѣ четыре года не въ оковахъ, а на свободѣ, и сходились къ нему всѣ вѣрующіе и изъ язычниковъ многіе приходили къ нему; онъ обращалъ и ихъ проповѣдію евангельскою къ святой вѣрѣ и крестилъ; всѣхъ больныхъ, которыхъ приносили къ нему, онъ исцѣлялъ.

Въ тѣ дни избранъ былъ въ Римѣ кесаремъ Веспасіанъ [11] и начальствующіе въ Равеннѣ жрецы писали кесарю посланіе въ слѣдующихъ словахъ:

— «Если ты не погубишь волхва Аполлинарія, вреднаго для твоего царства, то погибнетъ почитаніе боговъ и умалится слава Рима; потому что повседневно соблазняя своимъ волшебствомъ множество народа, онъ поноситъ безсмертныхъ боговъ и разрушаетъ ихъ храмы; если же одинъ онъ изъ живущихъ будетъ уничтоженъ, слава Рима во вѣки сохранится».

Кесарь Веспасіанъ, разсмотрѣвъ то, отписалъ въ Равенну слѣдующее:

— «Если кто нанесетъ безчестіе и поношеніе богамъ, тотъ долженъ вознаградить ихъ принесеніемъ даровъ, или да будетъ изгнанъ изъ города, потому что неприлично мстить кому-нибудь за боговъ, ибо они сами могутъ отмстить врагамъ своимъ, если прогнѣваются».

Когда такой отвѣтъ цезаря пришелъ въ Равенну, патрицій [12] Демосфенъ, принявшій тогда правленіе надъ городомъ, схватилъ святителя Божія Аполлинарія, уже престарѣлаго отъ лѣтъ и изнемогшаго физически отъ многихъ мученій. Толпа язычниковъ требовала отъ Демосфена, чтобы онъ или подвергъ Аполлинарія мученію, или отправилъ куда-нибудь далеко въ опасныя для здоровья мѣстности, гдѣ бы онъ безъ вѣсти и погибъ. Демосфенъ же отдалъ святаго одному сотнику подъ стражу, пока тотъ не измыслитъ мукъ, какимъ бы его подвергнуть и въ какія зловредныя мѣста изгнать. Сотникъ же тотъ, будучи тайнымъ христіаниномъ, принявъ человѣка Божія, отвелъ его не въ темницу, но въ домъ свой и покоилъ его. Спустя нѣсколько дней онъ обратился къ святому Аполлинарію съ такою рѣчью:

— «О, господинъ и отче, не спѣши умирать, ибо жизнь твоя очень нужна намъ для нашего блага; но выйди ночью въ селеніе, гдѣ находятся больные и оставайся тамъ до того времени, пока не уляжется народное волненіе».

Съ этими словами сотникъ отпустилъ святаго въ полночь тайно изъ города. Когда же святый вышелъ, нѣкоторые изъ почитателей идоловъ, узнавъ о томъ, поспѣшили вслѣдъ за нимъ и, настигши его на пути, били его и рубили мечами, пока не показалось имъ, что онъ умеръ; тогда, оставивъ его, удалились.

Когда наступилъ день, пришли ученики и нашли святаго едва дышавшимъ и, взявъ его, принесли въ селеніе къ больнымъ, гдѣ онъ прожилъ семь дней. Передъ кончиною собралась къ нему вся паства, и долго онъ училъ ее не отступать отъ святой вѣры Христовой, гнушаться языческихъ непотребствъ, и пророчески предсказалъ имѣвшія наступить многочисленныя гоненія противъ церкви Христовой, также предсказалъ, что послѣ всѣхъ тяжкихъ бѣдствій, будетъ повсемѣстное истребленіе идоловъ и возсіяетъ свѣтъ благочестія по вселенной, явятся христіанскіе цари, и христіане безпрепятственно будутъ приносить жертвы живому Богу. Прибавилъ къ сказанному и слѣдующее:

— «Если кто непоколебимо пребудетъ въ вѣрѣ Господа нашего Іисуса Христа, тотъ не умретъ, но живъ будетъ вѣчно».

Высказавъ это и многое другое, почилъ о Господѣ святитель и мученикъ Христовъ. И оплакивали его всѣ вѣрующіе и положили его честное тѣло въ каменномъ гробѣ и погребли его глубоко въ землѣ изъ страха предъ нечестивыми, что бы не надругались надъ тѣломъ его, вырывши изъ земли. Пасъ святитель Божій Аполлинарій церковь Христову двадцать восемь лѣтъ съ мѣсяцемъ и четырьмя днями. Пострадалъ святый въ десятыя календы августа (то есть іюля 23-го) въ царствованіе у римлянъ Веспасіана, а у насъ (христіанъ) Господа нашего Іисуса Христа со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь [13].

Примѣчанія:
[1] Клавдій — Римский императоръ въ 41-54 гг.
[2] Память св. ап. Петра 29 іюня.
[3] Римъ — главный городъ Римской имперіи, лежитъ въ средней Италіи по обѣимъ сторонамъ рѣки Тибра, при впаденіи ея въ море.
[4] Равенна — городъ итальянской провинціи того же имени. Равенна основана была ѳессалійцами; дома ея были построены на сваяхъ, каналы частью замѣняли собою улицы. Потомъ Равенна по очереди переходила въ руки этрусковъ, сабинянъ, галловъ пока въ 254 г. до Рождества Христова не подчинена была римлянами; послѣдніе дали Равеннѣ самоуправленіе и различныя привиллегіи и льготы. Въ дни римской имперіи Равенна была одною изъ важныхъ стоянокъ римскаго флота: здѣсь былъ устроенъ Августомъ портъ. Съ 44 г. Равенна становится мѣстопребываніемъ епископа, а съ 432 г. — архіепископа; императоръ Гонорій, спасаясь отъ Алариха, въ 402 г. избралъ Равенну своей столицей. По паденіи западной Римской имперіи Равенна была взята Одоакромъ, королемъ Геруловъ; въ 493 г. послѣ долговременной осады Равенной овладѣлъ Теодорихъ Великій. Съ 555 г. въ Равеннѣ начинается господство Византіи, продолжавшееся здѣсь около двухъ вѣковъ. Въ 752 г. она становится достояніемъ Лангобордовъ; въ 754 г. Пипинъ Короткій подноситъ ее въ даръ папѣ. Съ 1275 г. Равенна становится собственностью знатной фамиліи Полента, находившейся ранѣе въ зависимости вассальной отъ папы. Въ 1441 г. Равенной овладѣваютъ венеціанцы, изъ рукъ послѣднихъ въ 1509 г. она снова переходитъ въ руки папы. Въ 1860 г. Равенна включена въ составъ Итальянскаго королевства. — Наравнѣ съ Римомъ, Константинополемъ и Солунью Равенна замѣчательна памятниками древне-христіанскаго искусства отъ времени перехода его въ искусство византійское.
[5] Трибунъ — военный начальникъ.
[6] Галилея — область на сѣверѣ палестины; здѣсь Господь Іисусъ Христосъ провелъ свое дѣтство и юность; Галилея же была по преимущеетву и мѣстомъ Его проповѣди; посему-то Господа Іисуса и называли Галилеяниномъ (Матѳ. 26, 69). Въ IV вѣкѣ Греко-римскій императоръ Юліанъ-отступникъ умеръ (въ 363 г.) съ такими словами, обращенными ко Христу: «Ты побѣдилъ меня, Галилеянинъ!» — отсюда и послѣдователи Господа Іисуса носили имя галилеянъ.
[7] Иллирикъ или Иллирія — римская провинція, о которой св. ап. Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ упоминаетъ, какъ о границѣ его апостольской дѣятельности (Рим. 15, 19). Иллиріей греки называли всю страну, лежавшую къ западу отъ Македоніи между Дунаемъ и Адріатическимъ моремъ. Римляне различали: іllуrіa barbara — сѣверная горная страна и іllуrіa graeca — приморская страна, заcеленная греческими колонистами. Въ Иллиріи проповѣдывали нѣкоторые изъ 70 апостоловъ.
[8] Геенна — греч. γέεννα — мѣсто вѣчныхъ мученій (Матѳ. 10, 28). Это названіе произошло отъ еврейскихъ словъ, которыя означаютъ долину Енномъ близъ Іерусалима, гдѣ въ честь Молоха сожигались дѣти (3 Цар. 11, 7; 4 Цар. 16, 3-4). Царь Іосія отмѣнилъ ужасный и богопреступный обычай такого жертвоприношенія; послѣ этого въ долину Енномъ стали сваливаться трупы казненныхъ злодѣевъ, падаль и всякая нечистота; для уничтоженія смрада и заразы все это предавалось огню. Отсюда и выраженіе геенна огненная (Матѳ. 5, 22. 29; 18, 9; Марк. 9, 47), геенна огнь неугасающій (Марк. 9, 43. 45).
[9] Мизія — страна къ сѣверу отъ Македоніи, смежная съ Ѳракіею.
[10] Милліарій или миля (римская) равнялась восьми стадіямъ; стадій же — приблизительно 88 нашимъ саженямъ.
[11] Веспасіанъ — императоръ въ 70-79 гг.
[12] Человѣкъ знатный въ силу своего происхожденія.
[13] Св. Аполлинарій скончался около 75 г. по Рождествѣ Христовѣ; тѣло его покоится въ Равеннѣ, въ церкви его имени, а честная рука находится въ Римѣ, въ храмѣ, ему посвященномъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 540-557.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0