Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать первый.

Житіе святаго пророка Іезекіиля.

Находясь въ плѣну Вавилонскомъ, іерей Божій Іезекіиль жилъ близъ рѣки, называемой Ховаръ; и явилось ему дивное видѣніе на тридцатомъ году его жизни, въ пятый годъ по взятіи въ плѣнъ Іехоніи, въ четвертый мѣсяцъ [6], въ пятый день этого мѣсяца: онъ видѣлъ отверзшіяся небеса; съ сѣвера дулъ сильный вѣтеръ и шло оттуда великое и пресвѣтлое облако; посреди его двигалось пламя, а кругомъ было блестящее сіяніе; изъ этого облака явилось подобіе четырехъ животныхъ, съ виду похожихъ на чистую, раскаленную въ огнѣ мѣдь. Каждое животное имѣло по четыре лица: лицо человѣка, льва, тельца и орла. Кромѣ того у нихъ было по четыре крыла, а подъ крыльями — человѣческія руки; два крыла были простерты для полета, двумя другими они покрывали свои тѣла; огонь клубился между животными, и молнія исходила изъ огня. Видны были также четыре большихъ колеса, по одному при каждомъ животномъ; колеса эти съ виду были какъ камень ѳарсисъ — цвѣта лазурнаго, какъ море, съ золотымъ отблескомъ, производимымъ солнечными лучами. Въ этихъ колесахъ виднѣлись еще какъ бы другія колеса; всѣ эти колеса, какъ бы одушевленныя, имѣли въ себѣ силу жизни и отовсюду полны были глазъ, а четыре животныя, казалось, были впряжены въ эти колеса, какъ въ колесницу; и когда двигались животныя, двигались вмѣстѣ съ ними и колеса; когда же животныя стояли, стояли и колеса. Во время шествія отъ крыльевъ ихъ слышался шумъ и звукъ, какъ бы звукъ многихъ водъ, какъ бы шумъ многолюднаго стана. Когда же они стояли, безмолвствовали и крылья ихъ. Такъ стояли они и безмолвствовали, когда съ высоты доносился гласъ Божій. Ибо надъ этими четырьмя животными и колесами виднѣлся небесный сводъ, подобный кристаллу, и на сводѣ — престолъ, какъ бы изъ сапфира, а на престолѣ пресвѣтлый образъ человѣка и кругомъ него сіяніе наподобіе радуги, которая свѣтится въ облакахъ въ дождливый день.

Такое видѣніе славы Господней имѣлъ святый пророкъ Іезекіиль. Въ немъ, по толкованію мужей богомудрыхъ и боговдохновенныхъ, пресвѣтлый образъ человѣческій на сапфировидномъ престолѣ прообразовалъ воплощеніе Сына Божія въ утробѣ Пречистой Дѣвы, Которая была одушевленнымъ престоломъ для вочеловѣчившагося отъ Нея Бога и была прообразована этимъ сапфировиднымъ престоломъ; потому что драгоцѣнный камень сапфиръ, похожій своимъ свѣтлымъ цвѣтомъ на небо и заключающій въ себѣ, какъ небо, звѣзды, золотистыя частицы, служитъ образомъ Пресвятой Дѣвы Маріи, въ Которой, какъ и въ небесномъ естествѣ, нѣтъ ни единаго порока; — чрево Которой явилось пространнѣе небесъ, вмѣстивши въ себѣ Невмѣстимаго, и Которая, какъ звѣздами, украшена многочисленными дарами Божіей благодати; четыре животныя съ четырьмя лицами прообразовали четырехъ святыхъ евангелистовъ, изъ коихъ каждый, описывая жизнь Христову съ людьми на землѣ, изобразилъ — Его человѣчество, прообразуемое въ этихъ животныхъ лицомъ человѣческимъ; Божество Христово, обнаруживаемое лицомъ льва; страданіе Христово, указуемое лицомъ тельца; воскресеніе и вознесеніе Христово, изображаемое лицомъ орла [7]. Четыре колеса со множествомъ глазъ, въ которыхъ виднѣлись и другія колеса, были образомъ четырехъ частей вселенной, заключающей въ себѣ различные народы; проникнувъ туда, проповѣдь апостольская отверзла многимъ народамъ духовныя очи къ познанію и созерцанію Бога; огонь же, двигавшійся посреди видѣннаго откровенія, и великое сіяніе вокругъ него являли величество неприступной славы Божіей. Также и другія духовныя тайны были прообразованы въ томъ дивномъ и страшномъ видѣніи, при созерцаніи котораго святый Іезекіиль отъ ужаса палъ ницъ на землю и слышалъ свыше отъ Сидящаго на престолѣ, въ подобіи человѣческомъ, голосъ, говорящій ему:

— «Сынъ человѣческій, встань на ноги твои и я буду говорить съ тобою».

И вошла въ него какая-то невидимая сила, которая подняла его съ земли и поставила на ноги.

Когда пророкъ съ трепетомъ сталъ передъ славою явившагося ему Господа, Господь сказалъ ему:

— «Сынъ человѣческій! Я пошлю тебя къ дому Израилеву, къ людямъ, огорчающимъ Меня, которые оскорбили Меня; они и отцы ихъ отреклись отъ Меня до самаго нынѣшняго дня. Это люди съ огрубѣлою душею и жестокимъ сердцемъ: къ нимъ Я пошлю тебя, и ты скажешь имъ слова Мои; не устрашись лица ихъ, если они и разсвирѣпѣютъ и окружатъ тебя, какъ скорпіоны» (Іез. 2, 3-4).

Когда Господь это говорилъ, Іезекіиль увидалъ простертую къ себѣ руку и въ ней книжный свитокъ; рука та развернула передъ нимъ этотъ свитокъ, и было въ немъ написано внутри и снаружи:

— «Плачъ, и стонъ, и горе».

И сказалъ ему Господь:

— «Сынъ человѣческій! Съѣшь этотъ свитокъ и иди скажи сынамъ Израилевымъ то, что Я прикажу тебѣ» (Іез. 3, 1).

Іезекіиль, открывъ уста свои, съѣлъ этотъ свитокъ, и онъ былъ въ устахъ его сладокъ, какъ медъ. Съ того времени Іезекіиль исполнился пророческаго духа и благодати, и все, что потомъ говорилъ ему Богъ, онъ принималъ въ сердце свое. Когда же стало удаляться отъ очей его это чудесное видѣніе, онъ услышалъ голосъ, какъ бы голосъ многочисленной толпы, говорящій:

— «Благословенна слава Господня отъ мѣста Его!»

При этомъ и шумъ крыльевъ парящихъ животныхъ и двигающихся колесъ былъ похожъ на шумъ великаго землетрясенія. Такъ эта страшная колесница славы Божіей ушла вверхъ съ глазъ его, и видѣніе окончилось. Послѣ этого видѣнія пророкъ семь дней провелъ въ молчаніи, размышляя о видѣнномъ и слышанномъ. И снова было къ нему слово Господне, говорившее:

— «Сынъ человѣческій! Я поставилъ тебя стражемъ дому Израилеву, и ты будешь слушать слово изъ устъ Моихъ и будешь вразумлять ихъ отъ Меня. Когда я скажу беззаконнику: «смертію умрешь!», а если ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника отъ беззаконнаго пути его, чтобы онъ живъ былъ, то беззаконникъ тотъ умретъ въ беззаконіи своемъ, и Я взыщу кровь его отъ рукъ твоихъ. Но если ты вразумлялъ беззаконника, а онъ не обратился отъ беззаконія своего и отъ беззаконнаго пути своего [8], то онъ умретъ въ беззаконіи своемъ, а ты спасъ душу твою».

Затѣмъ, будучи выведенъ духомъ въ поле, Іезекіиль снова увидалъ славу Господню, какъ и прежде, и приказано ему было запереться въ дому своемъ и пребывать въ молчаніи до тѣхъ поръ, пока Господь не прикажетъ ему открыть уста, чтобы говорить и проповѣдывать слова Божіи. Въ это время молчанія ему открыта была предстоявшая черезъ нѣсколько лѣтъ послѣдняя осада и разореніе Іерусалима халдеями и гибель народа для того, чтобы онъ не только словомъ возвѣстилъ объ этомъ людямъ, но чтобы изобразилъ это и дѣломъ: ему приказано было Господомъ обрить голову свою и бороду и раздѣлить волосы свои, размѣривъ ихъ вѣсами на три части; одну часть — сжечь огнемъ передъ глазами тѣхъ людей, которые были вмѣстѣ съ нимъ въ плѣну, другую часть волосъ изрубить мечемъ, а третью — развѣять по вѣтру, указывая (этимъ) на то, что гнѣвъ Божій, намѣреваясь покарать въ Іерусалимѣ и во всей Палестинѣ людей Израильскихъ, не желающихъ обратиться къ истинному покаянію и не оставляющихъ мерзостей идолослуженія, раздѣлилъ ихъ своимъ праведнымъ судомъ на три части, чтобы каждая часть понесла свое наказаніе: такъ, часть людей во время осады Іерусалима умретъ отъ голода и моровой язвы, другая часть падетъ отъ меча халдеевъ, а третья — разсѣется по вселенной. Все это потомъ и сбылось, такъ какъ народъ еврейскій сильно разгнѣвалъ Бога, — ибо, хотя въ тѣ времена евреи и служили Богу небесному, выведшему праотцевъ ихъ изъ Египта рукою крѣпкою и мышцею высокою, но привыкши со временъ Соломона кланяться идоламъ, они и ихъ не оставляли, прельщаясь ихъ богомерзкими праздниками, во время которыхъ никѣмъ не возбранялось имъ устраивать скверныя пиршества и совершать постыдныя и беззаконныя дѣла, такъ какъ и сами цари, и князья, и судьи, и старцы были зачинщиками въ этомъ нечестіи. Посему евреи поклонялись и Богу небесному, держались и идолопоклонническаго нечестія и ставили идоловъ въ храмѣ Божіемъ, и тамъ, гдѣ прежде приносилась жертва самому Единому Вышнему Богу, тамъ потомъ одновременно совершались скверныя жертвоприношенія и бѣсамъ, что было очень неугодно Господу, ибо уподобляло народъ этотъ прелюбодѣйкѣ, которая не сохраняетъ вѣрности своему истинному мужу, но прелюбодѣйствуетъ и съ другими. Поэтому-то и въ Евангеліи Господь сказалъ потомъ объ этомъ народѣ: родъ лукавый и прелюбодѣйный (Матѳ. 12, 39); и прежде въ пророчествѣ Іереміи (Іер. 3, 1) уподобилъ Богъ этотъ родъ женѣ-прелюбодѣйкѣ и долгое время черезъ святыхъ пророковъ увѣщевалъ его покаяться. Но когда они не покаялись, Онъ отдалъ ихъ на окончательное разореніе халдеямъ и землю ихъ предалъ запустѣнію на семьдесятъ лѣтъ. Однако, хотя по истеченіи семидесяти лѣтъ Іерусалимъ и храмъ были обновлены Зоровавелемъ, но они уже не имѣли прежней красоты, богатства и славы; и хотя освобожденные изъ плѣна вавилонскаго евреи и переселились снова въ свою землю, однако они управлялись уже не своими царями, но находились подъ чужимъ и тяжелымъ игомъ, служа чужеземнымъ царямъ, сначала Вавилонскимъ, затѣмъ Египетскимъ, потомъ Римскимъ, отъ которыхъ и погибли окончательно. Объ этомъ конечномъ разореніи Іерусалима предсказалъ Самъ Господь, говоря: не имать остати здѣ камень на камени, иже не разорится (Матѳ. 24, 2). А о прежнемъ опустошеніи отъ халдеевъ предвозвѣщалъ святый пророкъ Іезекіиль (наряду съ прочими святыми пророками).

Во времена святаго пророка Іезекіиля, находившагося въ плѣну въ Вавилоніи, въ землѣ Халдейской, жилъ въ Іерусалимѣ святый Іеремія. Хотя оба эти пророка и находились на далекомъ разстояніи другъ отъ друга, тѣмъ не менѣе они единодушно предсказывали запустѣніе Іерусалима и многое другое, что раскрывается въ ихъ книгахъ: ибо въ обоихъ пророкахъ дѣйствовалъ Духъ Божій. И посылались нѣкоторыми іерусалимлянами пророческія слова Іереміи въ Вавилонъ къ плѣннымъ братьямъ, а изъ Вавилона Іезекіилевы слова посылались въ Іерусалимъ; и свидѣтельствовалъ Іезекіиль въ Вавилонѣ передъ народомъ своимъ, что истинно пророчество Іереміино, а въ Іерусалимѣ Іеремія свидѣтельствовалъ истину Іезекіилева пророчества, но ни тому, ни другому не оказывалось довѣрія со стороны развращенныхъ и маловѣрныхъ іудеевъ, которые, прельстившись идолопоклонствомъ, всецѣло довѣрились лжепророкамъ, а тѣхъ святыхъ пророковъ, которые поистинѣ Духомъ Божіимъ пророчествовали, они считали лживыми. Поэтому Іеремію преслѣдовали іерусалимляне, а Іезекіиля содержали въ мучительныхъ оковахъ тѣ, кто находились въ плѣну Вавилонскомъ, какъ и Господь предрекъ ему, говоря: вотъ, возложатъ на тебя узы и свяжутъ тя ими (Іез. 3, 25). Святый Іезекіиль былъ такъ прозорливъ, что видѣлъ происходившее далеко отъ него такъ, какъ будто бы оно совершалось на его глазахъ: находясь въ Вавилонѣ, онъ видѣлъ то, что происходило въ Іерусалимѣ (Іез. 8, 11. 16), и говорилъ объ этомъ народу, бывшему вмѣстѣ съ нимъ въ плѣну. Однажды онъ былъ перенесенъ ангеломъ изъ Вавилона въ Іерусалимъ и поставленъ въ храмѣ Соломоновомъ, — видѣлъ тамъ идоловъ, стоящихъ снаружи и внутри, какъ мерзость запустѣнія на мѣстѣ святомъ и совершаемыя въ честь ихъ скверныя богослуженія: видѣлъ, какъ старѣйшины Израильскіе совершаютъ кажденія передъ кумирами, какъ священники отвратили лица свои отъ престола Божія и поклоняются солнцу, а женщины сидятъ и плачутъ по Ѳаммузѣ, измышленномъ греками Адонисѣ [9], который прелюбодѣйствовалъ со скверной Венерой [10], былъ сраженъ дикимъ вепремъ, язычниками же былъ причисленъ къ лику боговъ, а развращенными евреями принятъ какъ богъ. Видѣлъ онъ также славу Божію наподобіе той, какую онъ прежде видѣлъ на рѣкѣ Ховарѣ: она, разгнѣванная, собиралась выходить изъ храма, оставляя его пустымъ. И слышалъ онъ, какъ Господь товорилъ ему:

— «Сынъ человѣческій! Ужели не велико то беззаконіе, которое, какъ ты видишь, творятъ эти люди? Они землю наполнили нечестіемъ и сугубо прогнѣвляютъ Меня (и какъ бы сговорились прогнѣвить и раздражить Меня); за то и Я отомщу имъ въ ярости Моей, не пощадитъ ихъ око Мое и не помилуетъ, и хотя бы они взывали въ уши Мои громкимъ голосомъ, — не услышу ихъ».

Затѣмъ послышался еще сильнѣйшій голосъ Божій, взывающій грозно и страшно и такъ говорящій пророку:

— «Приблизилось отмщеніе и гибель городу, и пусть каждый имѣетъ губительныя орудія въ рукахъ своихъ».

Когда Господь сказалъ это, вышли шесть страшныхъ вооруженныхъ мужей съ обнаженными мечами; между ними былъ мужъ, одѣтый въ бѣлыя священническія одежды, имѣвшій при себѣ чернильницу и трость писца, и сказалъ ему Господь:

— «Пройди посреди города Іерусалима и сдѣлай знакъ на челѣ (мужей) рабовъ моихъ, которые скорбятъ въ сердцахъ своихъ, воздыхаютъ и плачутъ о беззаконіяхъ, совершаемыхъ въ этомъ городѣ: этихъ избранниковъ моихъ я избавлю отъ наказанія».

И пошелъ этотъ благообразный мужъ въ священнической одеждѣ и ставилъ знакъ на челѣ тѣхъ людей, которые вѣрно служили истинному Богу. Знакъ этотъ былъ греческая буква, называемая Тау и похожая на честный крестъ, подобно тому какъ въ нашей азбукѣ пишется заглавное Твердо. Между тѣмъ какъ этотъ мужъ въ благолѣпномъ іерейскомъ одѣяніи проходилъ по городу и отмѣчалъ знакомъ рабовъ Божіихъ, вслѣдъ за нимъ посланы были тѣ страшные шесть мужей, прообразовавшіе собою шесть военачальниковъ халдейскихъ войскъ, которыя должны были прійти съ Навуходоносоромъ для истребленія Іерусалима; этимъ шести мужамъ сказалъ прогнѣванный Господь:

— «Идите, поражайте, не щадите, не милуйте ни старца, ни юноши, ни жены, ни дѣвицы, ни младенца, но всѣхъ избейте до смерти, начиная съ освященныхъ іереевъ и старѣйшинъ; а на комъ есть знакъ Мой, къ тѣмъ не прикасайтесь».

И видѣлъ святый пророкъ въ этомъ видѣніи, что избивалось всякое сословіе и возрастъ народа іерусалимскаго обоего пола, какъ потомъ и на самомъ дѣлѣ должно было совершиться. И палъ пророкъ ницъ предъ Господомъ, взывая:

— «Горе, горе! о тяжело мнѣ, Адонаи Господи, ибо Ты истребляешь остатокъ Израиля, изливая на Іерусалимъ ярость Твою!»

Послѣ этого онъ снова увидалъ того благообразнаго мужа въ священнической одеждѣ, который, возвратясь ко Господу, сказалъ:

— «Я сдѣлалъ, какъ Ты повелѣлъ мнѣ, Господи».

И снова приказано ему было Господомъ, чтобы онъ, взявъ въ пригоршни горящіе уголья между колесами херувимовъ, посыпалъ ихъ на весь Іерусалимъ въ знакъ того, что онъ будетъ истребленъ халдеями не только мечемъ, но и огнемъ. Послѣ этого восхищенія и видѣнія пророкъ снова очутился въ Халдеѣ на своемъ мѣстѣ, а видѣнное имъ скоро сбылось.

Пророчествовалъ также святый Іезекіиль и о сосѣднихъ язычникахъ, посмѣявшихся надъ наказываемымъ отъ Бога Іерусалимомъ, объ аммонитянахъ, моавитянахъ, едомлянахъ, филистимлянахъ, объ Идумеѣ, Тирѣ и Египтѣ, возвѣщая имъ такое же наказаніе Божіе, которое должно было постигнуть ихъ черезъ халдеевъ за то, что они порадовались разоренію и опустошенію Іерусалима. Послѣ того какъ все это сбылось, онъ пророчествовалъ затѣмъ объ прекращеніи гнѣва Божія на евреевъ, о возвращеніи ихъ изъ Вавилона въ свое отечество и о возстановленіи и обновленіи города и храма; ибо онъ во второй разъ былъ восхищенъ рукою Господней въ землю іудейскую (Іез. 40, 5 и слѣд.) уже послѣ того, какъ Іерусалимъ былъ разоренъ и опустошенъ, и видѣлъ во время бывшаго ему тамъ откровенія, что мѣсто, на которомъ стоялъ Іерусалимъ, по повелѣнію Божію размѣряется, городъ и храмъ Господень созидаются и слава Божія наполняетъ храмъ свой, какъ о томъ подробно написано въ его пророческой книгѣ.

Все это видѣніе было таинственнымъ прообразомъ нашего освобожденія отъ работы вражіей и устроенія Церкви Христовой: оно должно было совершиться черезъ явленіе во плоти Бога, рожденнаго отъ Пречистой Дѣвы, Которую сей пророкъ назвалъ «вратами заключенными» и непроходимыми ни для кого, кромѣ Самого Бога (Іез. 44, 2). Ему же дано было отъ Бога откровеніе и относительно воскресенія мертвыхъ (Іез. 37, 1 и слѣд.). Онъ видѣлъ, будто рукою Божіей онъ былъ восхищенъ и поставленъ посреди поля, которое было наполнено множествомъ человѣческихъ костей, весьма сухихъ, и всѣ онѣ по слову Божію облеклись плотію, и когда вошелъ въ нихъ духъ, ожили и стали на ноги свои, и было ихъ весьма великое множество. И сказалъ Господь:

— «Я открою гробы ваши и выведу васъ изъ гробовъ вашихъ».

Кромѣ того и относительно многихъ другихъ тайнъ Божіихъ, которыя должны были съ полною ясностью исполниться въ послѣднія времена, даны были откровенія пророку Божію; онъ всѣ ихъ предвозвѣстилъ и записалъ въ своей книгѣ: кто желаетъ, пусть прочтетъ тамъ. А мы, сокращая свое повѣствованіе, упомянемъ только, основываясь на свидѣтельствѣ достовѣрныхъ о немъ повѣствователей, что онъ былъ также и великимъ чудотворцемъ; подобно Моисею онъ былъ раздѣлителемъ водъ. А именно, однажды, когда при рѣкѣ Ховарѣ собралось къ нему множество евреевъ, напали на нихъ разбойническимъ образомъ халдеи; но онъ своею молитвой сдѣлалъ то, что вода рѣчная раздѣлилась и открыла сухой путь преслѣдуемымъ людямъ, чтобы они могли перебѣжать на другую сторону. И прошелъ народъ еврейскій по суху, халдеи же, дерзнувшіе итти за ними тѣмъ же путемъ, были покрыты водами и погибли. Будучи въ Вавилоніи судьей надъ колѣномъ Дановымъ и Гадовымъ и видя, что они не чтутъ Господа и преслѣдуютъ соблюдающихъ законъ Господень, онъ наслалъ на ихъ селенія змѣй и гадовъ, которые поѣдали ихъ младенцевъ и скотъ. Затѣмъ, сжалившись надъ ними, онъ удалилъ отъ нихъ этихъ змѣй и гадовъ молитвою. Во время голода онъ своими молитвами къ Богу умножилъ людямъ пищу въ изобиліи и смертельно изнемогшихъ отъ голода отъ вратъ смерти возвратилъ къ жизни, самъ же потомъ умеръ мученическою смертью [11]. Видя, что его еврейскій народъ, бывшій вмѣстѣ съ нимъ въ плѣну, сообщается съ халдеями въ идолослуженіи и навыкаетъ всѣмъ нечестивымъ дѣламъ ихъ, онъ обличалъ его, увѣщевалъ оставить эти беззаконія и грозилъ ему гнѣвомъ Божіимъ. Вслѣдствіе этого еврейскій старѣйшина, предавшійся халдейскому нечестію, исполнившись гнѣва, умертвилъ его, растерзавъ его конями. Народъ, собравъ его растерзанное тѣло, похоронилъ его на полѣ Мауръ, въ усыпальницѣ Сима и Арфаксада, прародителей Авраама. И собиралось къ могилѣ его множество евреевъ и возносили они тамъ свои молитвы Богу Саваоѳу, Которому возсылается слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Навуходоносоръ — имя нѣсколькихъ вавилонскихъ царей. Въ данномъ случаѣ разумѣется Навуходоносоръ II-ой, сынъ Набопалассара, — великій восточный завоеватель, покорившій Сирію, Персію и Египетъ и отведшій въ плѣнъ іудеевъ; царствовалъ съ 605 г. по 562 г. до Р. Хр.
[2] Вавилонъ — столица Халдеи, — одинъ изъ древнѣйшихъ и богатѣйшихъ городовъ въ мірѣ; построенъ Нимвродомъ, сыномъ Хуша или Куша, потомкомъ Хамовымъ. Расположенный по обѣимъ сторонамъ рѣки Ефрата, Вавилонъ своею формою напоминалъ четыреугольникъ, построенный на огромной равнинѣ. Окружность города равнялась 400 верстамъ; стѣны были толщиною въ 30 аршинъ, такъ что по поверхности ихъ могли ѣхать 6 колесницъ рядомъ. На стѣнахъ высились 250 башенъ, съ сотнею воротъ, изваянныхъ изъ мѣди. Среди города, пересѣкая рѣку, тянулся громадный мостъ, по восточную сторону котораго возвышался царскій дворецъ и языческій храмъ Бела. Впослѣдствіи Вавилонъ былъ завоеванъ персидскими царями Киромъ, Даріемъ, Ксерксомъ и Александромъ Македонскимъ и былъ совершенно разоренъ.
[3] Даніилъ — четвертый изъ числа великихъ пророковъ (Исаія, Іеремія, Іезекіиль, Даніилъ); происходилъ изъ царскаго рода и еще юношею былъ отведенъ въ Вавилонъ вмѣстѣ съ прочими плѣнными іудеями. Одаренный прекрасными душевными и тѣлесными качествами, онъ научился здѣсь языку и мудрости халдейской, и вмѣстѣ съ тремя своими товарищами — Ананіею, Азаріею и Мисаиломъ былъ взятъ на службу при царскомъ дворѣ. Даніилъ истолковалъ Навуходоносору его замѣчательные сны; Даніилъ удостоился отъ Бога неоднократныхъ видѣній, въ которыхъ ему были открыты важнѣйшія и замѣчательнѣйшія священныя событія. При восшествіи на престолъ Дарія онъ былъ сдѣланъ однимъ изъ трехъ правителей имперіи и былъ чудеснымъ образомъ спасенъ отъ львовъ, въ ровъ къ которымъ онъ былъ брошенъ за свою привязанность къ отеческой вѣрѣ (Дан. 6, 10-24). Исторія его жизни и дѣятельности описана имъ самимъ въ священной книгѣ его имени. Память его празднуется св. Церковію 17-го декабря.
[4] Седекія царствовалъ съ 599 г. по 588 г. до Р. Хр.
[5] Память его — 1-го мая.
[6] Т. е. въ іюнь, считая отъ марта (перваго еврейскаго мѣсяца).
[7] Соотвѣтственно этому въ живописи святые евангелисты символически изображаются: Матѳей — подъ образомъ человѣка, Маркъ — подъ образомъ льва, Лука — подъ образомъ тельца и Іоаннъ — подъ образомъ орла.
[8] «Достойно вниманія, — замѣчаетъ св. Димитрій Ростовскій, — и то, что было возвѣщено пророку Іезекіилю отъ Бога, а именно: если праведникъ, надѣясь на свою праведную жизнь, дерзнетъ сдѣлать какой-нибудь грѣхъ, и въ этомъ грѣхѣ постигнетъ его смерть, и онъ умретъ безъ покаянія, то не воспомянутся уже передъ Богомъ всѣ его прежнія праведныя богоугодныя дѣла, но онъ будетъ осужденъ за тотъ грѣхъ, въ которомъ онъ умретъ. Также если и беззаконникъ, проведшій всю свою жизнь въ беззаконіяхъ, передъ смертію покается, и въ покаяніи постигнетъ его смерть, то не воспомянутся уже передъ Богомъ всѣ его прежнія беззаконія, но онъ будетъ сопричтенъ къ праведнымъ (Іез. 18, 21-24)».
[9] Адонисъ — считался у древнихъ грековъ богомъ посѣвовъ и вообще природы.
[10] Венера — богиня любви и красоты.
[11] Относительно другихъ подробностей изъ жизни пророка Іезекіиля извѣстно, что онъ жилъ въ своемъ собственномъ домѣ въ Тель-Абибѣ (Іез. 3, 24; 8, 1), что онъ былъ женатъ и нѣжно любилъ свою жену, что она скончалась внезапно (Іез. 24, 16-18); его пророческое служеніе продолжалось 22 года. Гробница его, по сосѣдству съ древнимъ Вавилономъ, до сего времени продолжаетъ привлекать вниманіе паломниковъ. Сооруженіе гробницы приписываютъ царю Іехоніи. — Пророческая книга Іезекіиля состоитъ изъ 48 главъ; содержаніе ея очень богато по разнообразію матеріала: въ ней есть видѣнія, подобія, притчи, аллегоріи, пророчества и символическія дѣйствія. Благодаря символически-таинственному характеру нѣкоторыхъ мѣстъ книги пророка Іезекіиля евреи причисляли ее къ сокровеннымъ и не дозволяли читать лицамъ, не достигшимъ 30-лѣтняго возраста.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 447-458.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0