Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День девятнадцатый.

Житіе преподобнаго отца нашего Дія.

— «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! если этотъ посохъ произрастетъ здѣсь и пуститъ корни, то и я останусь здѣсь».

Богъ же, исполняющій желаніе боящихся Его и принимающій ихъ молитвы, услышалъ молитву угодника Своего и исполнилъ его просьбу: сухой посохъ Онъ оживилъ влагой; и принялся посохъ, пустилъ корни, выросли у него вѣтви, и началъ онъ понемного рости, пока въ теченіи нѣсколькихъ лѣтъ не выросъ въ большой дубъ, который и впослѣдствіи, послѣ смерти преподобнаго, стоялъ не одну сотню лѣтъ, но много, пока процвѣтало правовѣріе въ христіанствѣ. Преподобный Дій, увидѣвъ, что сухой посохъ принялся, понялъ изъ этого, что воля его Господа — жить ему на этомъ мѣстѣ. Онъ еще крѣпче вооружился противъ бѣсовъ, очищая это мѣсто отъ ихъ скверныхъ привидѣній и ужасовъ. Долго боролись съ нимъ бѣсы, но не могли одолѣть его и прогнать съ того мѣста и бѣжали сами оттуда, какъ побѣжденные и обращенные въ бѣгство. Очистивъ такимъ образомъ своими молитвами это мѣсто отъ бѣсовъ, святый жилъ въ немъ по-ангельски, славословя Бога день и ночь, получая пищу Промысломъ Божіимъ. Потомъ стали про него узнавать люди. Окрестные жители, увидѣвъ, что старецъ поселился на такомъ страшномъ мѣстѣ, мимо котораго и проходить опасно, сначала удивлялись, а потомъ начали приходить къ нему. Увидѣвъ, что у него нѣтъ ничего въ кельѣ, стали приносить ему необходимое, а онъ поучалъ приходившихъ къ нему пути спасенія и пользовалъ ихъ боговдохновенными словами, а тѣмъ, что ему приносили, угощалъ приносящихъ, а также кормилъ нищихъ и проходящихъ странниковъ. Особенно пронеслась о немъ слава, когда по благодати Божіей, жившей въ немъ, онъ началъ исцѣлять людскія болѣзни, и стало стекаться къ нему множество больныхъ, и онъ скоро давалъ имъ не только тѣлесное, но и душевное здоровье: къ тѣлеснымъ болѣзнямъ, какъ лѣчебный пластырь, онъ прикладывалъ молитву, а душевныя раны перевязывалъ полезнымъ ученіемъ, приводя въ умиленіе и убѣждая каяться.

Въ то время царствовалъ благочестивый и христолюбивый царь Ѳеодосій Младшій [1], внукъ Ѳеодосія Великаго. Услыхавъ о преподобномъ Діи, онъ самъ пришелъ посѣтить его; онъ удивился его образу жизни и его нестяжанію и умилился благодатію душеполезнаго ученія, исходившаго изъ его устъ. Еще подивился онъ и сухому посоху, который принялся и изъ котораго выросло дерево; онъ приказалъ на свои царскія средства поставить тамъ церковь и построить монастырь, чтобъ преподобный отецъ начальствовалъ тамъ надъ многими и руководилъ ими на пути къ спасенію, а святѣйшій патріархъ Аттикъ уговорилъ преподобнаго принять священническій санъ. Такимъ образомъ угодникъ Божій Дій сталъ игуменомъ собравшейся къ нему братіи, славнымъ учителемъ всѣхъ, кто приходилъ къ нему, чудеснымъ врачемъ души и тѣла, и былъ полезенъ всей столицѣ. А обитель его сдѣлалась покойнымъ пристанищемъ для тѣхъ, кому некуда было преклонить голову. Въ обители не хватало воды, такъ какъ мѣсто то было безводное, и воду носили издалека. Поэтому братія просили преподобнаго позволить выкопать колодезь въ монастырѣ, не только для монастырскихъ нуждъ, но и для пользы приходящихъ туда. Святый согласился на ихъ просьбу; долго копали колодезь, и выкопали уже глубоко, но воды все не было: мѣсто было холмистое и каменистое. Братія были въ отчаяніи, рабочіе хотѣли перестать работать, такъ какъ воды уже перестали ждать; тогда пришелъ преподобный къ мѣсту работы и, взявъ заступъ, велѣлъ опустить себя въ колодезь; когда его опустили до половины колодезя, онъ велѣлъ остановить корзинку, въ которой его спускали, и ударилъ заступомъ три раза въ земляную стѣну, произнося имя Пресвятой Троицы; и тотчасъ оттуда вышелъ обильный источникъ воды; едва успѣли вытащить вонъ рабочихъ, работавшихъ на днѣ колодезя: такъ быстро стала прибывать вода и наполнять колодезь; всѣ удивлялись этому чуду и славили Бога. Одинъ изъ рабочихъ, стоя наверху и видя, что вода течетъ изъ земляной стѣны, не повѣрилъ и сказалъ другому тайно, что старецъ волшебствомъ какимъ-нибудь сдѣлалъ такъ, что потекла вода: ибо онъ помышлялъ про себя, — какъ это можно, чтобъ на самомъ днѣ не нашлось воды, и вдругъ вверху изъ стѣнъ она потекла такъ обильно? При этихъ словахъ его внезапно постигъ судъ Божій: онъ поскользнулся, упалъ въ воду и утонулъ. Узнавъ объ этомъ, его жена прибѣжала быстро, громко рыдая, и начала кричать на преподобнаго и упрекать его слѣдующими бранными словами:

— «Не приходилъ бы ты лучше сюда, старикъ, волшебникъ, соблазнитель, губитель! Погубилъ ты моего мужа, вотъ я сама убью себя, чтобъ грѣхи насъ обоихъ были на твоей душѣ!»

Много еще оскорбительнаго сказала она среди вопля и крика. Преподобный же сталъ утѣшать ее кроткимъ голосомъ и говорилъ:

— «Подожди немного, женщина, надѣйся и возьмешь отсюда своего мужа!»

Женщина еще больше разсердилась и кричала:

— «Лживый монахъ! откуда ты мнѣ достанешь мужа? Неужели ты воскресишь мертваго?»

И, бросившись на преподобнаго, она схватила его за одежду, желая разорвать ее на немъ. Тогда братія вступились, схватили ее и выгнали за монастырскія ворота. А святый сказалъ братіи:

— «Оставьте ее, это не она оскорбляетъ насъ, а бѣсъ, который ее научаетъ и который скоро будетъ посрамленъ помогающей намъ благодатію Божіей».

Сказавъ это, онъ велѣлъ искать въ водѣ утонувшаго человѣка; его нашли и вытащили вонъ. Онъ лежалъ мертвымъ; чудотворецъ, угодникъ Божій, Дій подошелъ къ нему, прилежно помолился Богу, взялъ за руку мертвеца и поднялъ его съ земли живого; призвавъ жену, онъ отдалъ ей мужа. Ужаснулась жена, увидѣвъ мужа живымъ, и всѣхъ объялъ страхъ отъ этого чуда. Жена же вмѣстѣ съ мужемъ ушла домой. На дорогѣ, не дошедши до дому, внезапно у ея только что воскрешеннаго мужа подкосились колѣни, онъ упалъ на землю и снова умеръ. Увидѣвъ это, жена затрепетала отъ ужаса: она боялась, какъ бы и ее Богъ не наказалъ Своимъ гнѣвомъ, какъ бы и она не упала и не умерла. Она возвратилась въ монастырь съ плачемъ и рыданіемъ, бросилась въ ноги преподобному и просила прощенія:

— «Честный отецъ! Моего мужа, — сказала она, — котораго Богъ воскресилъ по твоимъ молитвамъ, Онъ опять умертвилъ за грѣхи мои!»

И всѣхъ объялъ еще большій страхъ отъ дивныхъ и невѣдомыхъ судебъ Божіихъ. А преподобный уговорилъ женщину остальную жизнь проводить въ покаяніи, оплакивать свои грѣхи, а братію послалъ съ приказаніемъ предать ея мужа обычнымъ образомъ погребенію.

Преподобный сотворилъ много и другихъ чудесъ силою и содѣйствіемъ Всесильнаго Бога (но они остались намъ неизвѣстны, потому что за древностью времени, и вслѣдствіе различныхъ, часто случавшихся гоненій на Церковь и разореній Царьграда, много книгъ погибло и до насъ дошло то немногое, что мы разсказываемъ о преподобномъ Діи). Чудотворецъ жилъ долго; уже въ глубокой старости онъ заболѣлъ и былъ при смерти; созвавъ братію, поучалъ ее и, причастившись Божественныхъ Тайнъ сдѣлался словно мертвый, безъ движенія, не дыша. Всѣ, думая, что онъ умеръ, стали оплакивать его и готовиться къ погребенію. Прибылъ и святѣйшій патріархъ константинопольскій Аттикъ и случайно бывшій тогда въ городѣ патріархъ антіохійскій Александръ, собралось много и другихъ именитыхъ лицъ духовныхъ и свѣтскихъ, желавшихъ похоронить святаго съ честью. Онъ же, словно проснувшись и вставъ съ постели, сказалъ:

— «Богъ мнѣ далъ еще пятнадцать лѣтъ жизни».

И всталъ онъ здоровый, и всѣ радовались возвращенію его изъ вратъ смертныхъ, потому что всѣмъ онъ былъ полезенъ: со святителями велъ духовную и богомудрую бесѣду, царямъ былъ молитвенникомъ и ходатаемъ къ Богу, ищущимъ спасенія былъ образцомъ добродѣтельной жизни, грѣшниковъ приводилъ къ раскаянію, больныхъ исцѣлялъ, странникамъ давалъ пріютъ, нищихъ кормилъ, и каждому помогалъ во всякой нуждѣ; преподобный Дій былъ всѣмъ для всѣхъ, каждому помогая и словомъ и дѣломъ, для всякаго онъ былъ какъ бы роднымъ отцемъ.

Проживъ данные ему Богомъ пятнадцать лѣтъ въ обычныхъ постническихъ трудахъ, пользуя души многихъ и являясь свѣтомъ міру, онъ приблизился къ концу своей земной жизни. Однажды онъ вошелъ въ церковь помолиться въ святый алтарь и видитъ: явился ему какой-то свѣтлый мужъ, одѣтый въ священническія ризы, и сказалъ ему:

— «Исполнилось время твоей жизни и настало время перехода тебѣ въ жизнь нескончаемую; приготовься разстаться съ тѣломъ и отойти къ Господу».

Преподобный поклонился явившемуся ему мужу и горячо поблагодарилъ Бога за такое извѣщеніе о смертномъ часѣ, потомъ созвалъ братію, обратился къ ней съ послѣднимъ поучительнымъ словомъ и относительно своего погребенія завѣщалъ не позволять, если кто захочетъ, брать его тѣло въ городъ, но похоронить въ своемъ монастырѣ. Потомъ, приготовивъ все нужное къ своей доброй христіанской кончинѣ, помолившись довольно о всѣхъ и о себѣ самомъ и простившись со всѣми въ послѣдній разъ, онъ увидѣлъ передъ собою ангела Божія и отдалъ ему съ радостью свою честную душу [2]. Такъ преставился къ Господу преподобный отецъ нашъ Дій. Царь и патріархъ хотѣли перенести его честное тѣло въ городъ, на защиту городу, но монахи передали его завѣтъ, не полагать нигдѣ его тѣла кромѣ монастырской гробницы. Не смѣя нарушить завѣтъ старца, они исполнили его волю и предали его честно погребенію въ его обители, славя дивнаго во святыхъ Бога, Единаго въ Троицѣ, Отца и Сына и Святаго Духа, Ему же и отъ насъ пусть будетъ честь и слава, нынѣ и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ѳеодосій II-ой (Младшій) управлялъ восточною половиною Римской имперіи съ 408 г. по 450 г.
[2] Кончина преп. Дія послѣдовала ок. 430 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 417-422.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0