Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День восемнадцатый.

Житіе преподобнаго отца нашего Іоанна Многострадальнаго.

Согласно съ нимъ и возлюбленный ученикъ Іисусовъ, Іоаннъ дѣвственникъ, сказалъ:

Азъ, Іоаннъ, иже и братъ вашъ и общникъ въ печали (Апок. 1, 9).

Съ ними согласенъ и возлюбленный ученикъ Пресвятой Богородицы изъ Печерской обители, нашъ русскій дѣвственникъ Іоаннъ, который прозванъ Многострадальнымъ; дѣйствительно много скорбей перенесъ онъ ради обѣщанія дѣвства, даннаго Небесному Жениху. Такъ онъ самъ разсказывалъ про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по слѣдующему поводу. Къ этому преподобному, затворившемуся на одномъ тѣсномъ мѣстѣ, въ пещерѣ преподобнаго Антонія, и проведшему тамъ всю свою жизнь, приходилъ часто одинъ изъ братьевъ, котораго обуревалъ діаволъ плотскимъ вожделѣніемъ; онъ просилъ святаго помолиться Господу объ ослабленіи его страсти. Преподобный же Іоаннъ говорилъ ему:

— «Братъ, мужайся, пусть окрѣпнетъ твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Онъ не оставитъ тебя въ рукахъ нашихъ враговъ и не дастъ имъ уловить тебя».

Отвѣчалъ ему обуреваемый страстью:

— «Повѣрь мнѣ, отецъ, если не дашь мнѣ ослабленія, то я не буду знать покоя, но буду ходить съ мѣста на мѣсто».

Преподобный же Іоаннъ сказалъ ему:

— «Зачѣмъ ты хочешь отдать себя на растерзаніе врагу? Ты будешь похожъ на человѣка, стоящаго на краю пропасти; придетъ къ нему врагъ и внезапно столкнетъ его внизъ, и такое паденіе будетъ ужасно, такъ что потомъ ему уже не подняться; если же ты останешься здѣсь, въ святомъ монастырѣ, ты будешь похожъ на человѣка, стоящаго далеко отъ пропасти, котораго врагъ какъ бы ни трудился тащить, не можетъ сбросить; такъ Господь за твое терпѣніе избавитъ тебя отъ пропасти страстей и отъ бренной нечистоты; послушай, братъ, я разскажу тебѣ, что́ случилось со мной въ юности».

И онъ началъ разсказывать всю свою жизнь подробно.

Когда я пришелъ (говорилъ онъ) въ этотъ святой монастырь печерскій и сталъ трудиться по чину святаго ангельскаго иноческаго образа, — я, сильно разжигаемый похотью, весьма много претерпѣлъ ради своего спасенія! По два, иногда и по три дня я не ѣлъ, часто и цѣлую недѣлю я совершенно не принималъ никакой пищи и жаждою умерщвлялъ себя: цѣлыми ночами я не спалъ; въ такомъ страданіи я провелъ около трехъ лѣтъ, но и такимъ образомъ не нашелъ я покоя. Тогда я пошелъ въ пещеру, гдѣ положенъ былъ преподобный отецъ нашъ Антоній и пробылъ день и ночь въ молитвѣ у его гроба; и вотъ я услыхалъ голосъ преподобнаго ко мнѣ:

— «Іоаннъ, Іоаннъ, тебѣ нужно здѣсь затвориться въ пещерѣ, чтобъ, не видя ничего и пребывая въ молчаніи, побороть страсть. Господь поможетъ тебѣ молитвами Своихъ преподобныхъ».

Потому (продолжалъ онъ) я съ тѣхъ поръ затворился здѣсь въ тѣсномъ и печальномъ мѣстѣ, гдѣ живу вотъ уже тринадцатый годъ; и не скоро я достигъ покоя. Цѣлые года боролся я со страстями и тѣлесными помыслами, ведя жизнь строгую, немало лѣтъ, удручая свое тѣло сначала только постомъ и бодрствованіемъ; потомъ, не зная, что дѣлать и не будучи въ состояніи побороть плотской страсти, я рѣшилъ жить нагимъ; я повѣсилъ на свое тѣло тяжелыя вериги и такъ съ тѣхъ поръ и понынѣ я изнуряю себя холодомъ и тяжестью желѣза. Однако, когда и этого всего бывало недостаточно, я придумалъ иное: выкопалъ глубокую яму, по самыя плечи мнѣ. Когда настали дни святаго Великаго Поста, я влѣзъ въ яму и засыпалъ всего себя землей, такъ что у меня остались свободными только руки и голова, и такъ я пробылъ подъ тяжестью земли весь постъ, не будучи въ состояніи двинуть ни однимъ суставомъ; но и отъ этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя. Кромѣ того меня пугалъ врагъ діаволъ, желая выгнать меня оттуда, и я ощутилъ такое его коварство: на днѣ ямы загорѣлись мои ноги, жилы въ нихъ стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали горѣть. Я же не обращалъ вниманія на жестокую боль, но радовался душою, радовался, что душа моя сохранилась чистою отъ скверны: я предпочелъ сгорѣть въ томъ огнѣ ради Господа, нежели выйти изъ ямы поруганнымъ отъ бѣса, и въ то же самое время я увидѣлъ страшнаго и лютаго змѣя, который дышалъ пламенемъ, обжигалъ меня искрами и хотѣлъ пожрать. Такъ онъ дѣлалъ нѣсколько дней, желая прогнать меня. Съ наступленія Свѣтлой ночи Воскресенія Христова напалъ на меня внезапно тотъ лютый змѣй, захватилъ въ пасть мою голову и руки, на головѣ и на бородѣ у меня опалились волосы, какъ ты теперь видишь, и я, уже находясь въ пасти у того змѣя, вскричалъ изъ глубины моего сердца:

— «Господи Боже, Спаситель мой, зачѣмъ ты оставилъ меня? Будь щедръ ко мнѣ, Владыка, потому что Ты одинъ Человѣколюбецъ! Спаси меня грѣшнаго, ибо Ты одинъ — безгрѣшный! Избавь меня отъ сквернаго беззаконія моего, чтобъ я не погибъ въ сѣтяхъ лукаваго на вѣки, спаси меня отъ этого врага: вотъ онъ рычитъ, какъ левъ, желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спасти меня! Блесни Своей молніей и прогони его, чтобъ онъ исчезъ отъ лица Твоего!»

Когда я кончилъ молитву, тотчасъ свѣтъ божественный блеснулъ какъ молнія, и лютый змѣй тотъ исчезъ; и я его до сихъ поръ не видалъ, по милости Божіей. Я услышалъ тогда и голосъ Господа ко мнѣ:

— «Іоаннъ, Іоаннъ! Вотъ тебѣ была помощь, теперь смотри самъ, чтобъ больше не пострадать въ будущемъ вѣкѣ».

Я же (сказалъ онъ), поклонившись, сказалъ:

— «Господи, зачѣмъ ты оставилъ меня на жестокое мученіе?»

Отвѣчалъ мнѣ голосъ:

— «По мѣрѣ твоего терпѣнія было это послано тебѣ, чтобъ ты, испытанный огнемъ, сталъ чистъ, какъ золото; выше силы не допуститъ Богъ искушенія человѣку, чтобъ не изнемогъ онъ и не былъ поруганъ лукавымъ змѣемъ. Но какъ разумный хозяинъ поручаетъ крѣпкимъ и сильнымъ рабамъ большую и тяжелую работу, а слабосильнымъ и слабымъ — плохую и легкую, такъ понимай ты и о борьбѣ съ тѣлесною похотью, изъ-за которой ты молишься о себѣ. Но помолись тому мертвецу, который находится близъ тебя, чтобъ онъ излѣчилъ тебя отъ блудной страсти: онъ сдѣлалъ больше Іосифа [1] и можетъ помогать страдающимъ отъ этой страсти».

А я (продолжалъ онъ), не зная имени этого мертвеца, сталъ восклицать:

— «Господи, помилуй меня молитвами этого преподобнаго!»

Потомъ я узналъ, что это былъ Моисей [2], родомъ угринъ (венгерецъ). Тогда меня осіялъ несказанный свѣтъ, въ которомъ я и теперь нахожусь, не нуждаясь въ свѣтѣ ни ночью, ни днемъ; и всѣ достойные, которые приходятъ ко мнѣ, довольствуются этимъ свѣтомъ и видятъ воочію мое утѣшеніе, которое освѣтило меня въ ту ночь Воскресенія, давая надежду на будущій свѣтъ».

Окончивъ этотъ разсказъ о многострадальной жизни своей, преподобный отецъ нашъ Іоаннъ обратился къ одержимому страстью плотскою и сказалъ:

— «Мы вѣдь сами, братъ, помышляемъ своимъ умомъ о плотскомъ, за это и попускаетъ на насъ Богъ страданія Своимъ праведнымъ судомъ, потому что мы не приносимъ достойныхъ плодовъ покаянія. Но, братъ, я скажу тебѣ: помолимся этому преподобному Моисею, и онъ поможетъ тебѣ».

Послѣ этого онъ помолился вмѣстѣ съ одержимымъ страстью; потомъ взялъ одну кость отъ мощей преподобнаго Моисея и далъ ему, говоря:

— «Приложи ее къ своему тѣлу».

Сдѣлавъ это, братъ тотчасъ почувствовалъ, какъ угасъ жаръ въ тѣлѣ его; блудная страсть перестала безпокоить и замерла въ тѣлѣ его; съ тѣхъ поръ не было ему болѣе мученій отъ нея. Тогда святый и братъ, одержимый страстью, вмѣстѣ воздали хвалу Богу за то, что тѣхъ, которые прославили Его чистотою въ своей жизни, прославляетъ Онъ и по смерти чудесами, очищащими людей отъ грѣха.

Вскорѣ послѣ разсказа о своихъ великихъ страданіяхъ многострадальный затворникъ, преподобный отецъ нашъ Іоаннъ 18-го іюля предалъ духъ свой въ руки Господу [3], чтобъ воцариться съ Тѣмъ же, съ Кѣмъ вмѣстѣ пострадалъ. Мощи же его святыя, подающія неоскудѣвающее исцѣленіе, какъ столпъ защиты отъ лица вражьяго, стоятъ и теперь непоколебимо тамъ, гдѣ онъ сначала самъ себя закопалъ по плечи, когда подвизался, и послѣ, когда узналъ время своего преставленія. Молитвами многострадальнаго сего затворника, преподобнаго отца нашего Іоанна (честное тѣло котораго, какъ побѣдившаго тѣлесную страсть многимъ страданіемъ, стало столпомъ въ домѣ Божіемъ), да будемъ и мы направлены, какъ свѣтомь съ столпомъ, явившимся предъ Моисеемъ, — въ ту обѣтованную небесную землю, текущую молокомъ и медомъ, чего удостоиваются кормящіеся грудью младенцы, а также и этотъ дѣвственникъ Іоаннъ, подобно Іоанну — наперснику Христа, благодатію и славою въ Троицѣ славимаго Бога, Которому возсылается слава нынѣ и вѣчно. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Іосифъ — одинъ изъ двѣнадцати сыновей патріарха Іакова. Отличался невинностію и простосердечіемъ. Будучи проданъ братьями въ Египетъ, не поддался соблазну жены Потифара, въ домѣ коего находился (Быт. гл. 39). — Потому- то въ повѣствованіи о житіи Іоанна Многострадальнаго и напоминается объ особомъ заступничествѣ Іосифа за тѣхъ, кои, будучи обуреваемы блудною страстію, обращались къ нему за помощью.
[2] См. житіе его подъ 26-мъ іюля.
[3] Кончина св. Іоанна послѣдовала въ серед. XII в.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 399-403.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0